Какие подшипники в электродвигателях таблица. Замена подшипников качения. Ремонт подшипниковых узлов с подшипниками качения

Приложения

Список литературы

6. РЕМОНТ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Условные обозначения и типы подшипников качения, применяемые в электродвигателях.

В электродвигателях с подшипниками качения применяется следующая конструктивная схема их крепления: со стороны привода - подвижная опора, со стороны свободного конца вала - фиксированная опора. Подшипники классифицируются по ряду признаков. По направлению воспринимаемой ими нагрузки они делятся на радиальные, радиально-упорные и упорные; по форме тел качения - на шариковые и роликовые с цилиндрической, конической и сферической формой роликов. По количеству тел качения радиальные и радиально-упорные подшипники делятся на однорядные и многорядные. Подшипники, наружные кольца которых имеют возможность - перекашиваться относительно внутренних, называют самоустанавливающимися. Подшипники со съемным наружным или внутренним кольцом называются разборными. Радиально-упорные и упорные подшипники, у которых зазор между телами качения и дорожками устанавливается при сборке, называются регулируемыми.

Правильная установка подшипников двигателя имеет решающее значение для обеспечения долгого срока службы подшипников и двигателей с оптимальной производительностью. На этом посту рассматриваются процедуры надлежащей подготовки и установки подшипников, чтобы свести к минимуму вероятность отказа подшипника и двигателя. Многие подшипники выходят из строя или не срабатывают при установке, если не соблюдаются надлежащие процедуры цеха.

Для начала, подшипники должны быть установлены в районе магазина, который чист и не содержит загрязнений, таких как шлифовка, работа факела и сварка. Однако предотвращение загрязнения - это только начало. Эти наборы имеют надлежащие монтажные инструменты и аксессуары, которые помогут обеспечить хорошую установку, не повредив подшипник. Эти комплекты легко доступны и должны быть частью любой процедуры установки подшипников и доступны всем, кто несет ответственность за установку подшипников.

Обозначение подшипников включает в себя основное и дополнительное. Расшифровка основного обозначения подшипника следующая (принятая далее нумерация цифр справа налево). Первая и вторая цифры определяют внутренний диаметр подшипника: число из первых двух цифр (с 04 по 99), умноженное на 5, дает внутренний диаметр. Третья цифра определяет серию подшипника по наружному диаметру: 8,9 - сверхлегкая; 1,7 - особо легкая; 2 - легкая; 5 - легкая широкая; 3 - средняя; 6 - средняя широкая; 4 - тяжелая. Четвертая цифра определяет тип подшипника: 0 - радиальный шариковый; 1 - радиальный шариковый сферический двухрядный; 2 - радиальный роли­ковый с короткими цилиндрическими роликами; 3 - ради­альный роликовый сферический двухрядный; 4 - радиаль­ный с длинными цилиндрическими роликами или иглами; 5 - радиальный с витыми роликами; 6 - радиально-упорный шариковый одно- или многорядный; 7 - радиально-упорный с коническими роликами одно-, двух- или четырехрядный; 8 - упорный шариковый одинарный или двойной; 9 - упорный и упорно-радиальный роликовый одинарный или двойной. Пятая и шестая цифры определяют конструктивные особенности подшипников; значение цифр неодинаково для подшипников различных типов. Седьмая цифра характеризует серию подшипников по ширине и высоте: 0,7 - узкая; 1 - нормальная; 2 - широкая; 3 - 6 - особо широкая.

Выбор правильного метода нагрева

Еще одна проблема, вызывающая беспокойство, заключается в том, как подшипники нагреваются перед установкой. Допуски буквально в десятки тысяч дюймов требуют правильных методов нагрева, чтобы обеспечить хорошую посадку, не допуская при этом повреждения подшипника. К сожалению, некоторые автомагазины и техники по-прежнему используют устаревшие методы нагрева. Любая процедура нагрева подшипника должна включать следующее.

Уставка температуры будет отображаться на дисплее, включенном в систему обогрева подшипника. Индикация температуры гарантирует, что подшипник нагревается до нужной температуры. Хороший нагреватель подшипника можно установить на желаемую температуру и не более или менее. Системы отопления хорошего качества будут закрыты при достижении заданного темпа, что означает, что подшипник не будет перегреваться, если технология будет отключена во время процедуры. Звуковой метод размагничивания подшипника после нагрева. Это важно, чтобы избежать ввода магнитных полей в подшипник. Некоторые методы слухового слуха не имеют этой существенной особенности. Защита от перегрева, чтобы избежать нагревания подшипника до требуемого темпа. . Современный индукционный нагреватель предлагает вышеупомянутые преимущества, которые просто недоступны при использовании более старых методов нагрева таких горелок, масляных ванн или нагревателей без температуры.

Дополнительные обозначения расположены справа и слева от основного. Обозначения, расположенные справа, характеризуют материал колец и сепараторов и их конструктивные особенности; специальные требования к температуре отпуска колец; сорт пластичной смазки, которой заполняют подшипники закрытого типа; пониженный уровень вибрации и ее порядок. Они расшифровываются так: Б - сепаратор из безоловянистой бронзы; Л - сепаратор из латуни; Е - сепаратор из текстолита или пластмассы; К - сепаратор железный штампованный. Конструктивные исполнения подшипника: Ш - специальные требования по вибрации; С - подшипник закрытого типа, заполненный смазкой; Т - температура отпуска колец. Цифры после букв обозначают модификацию. Дополнительные обозначения, расположенные перед основным, расшифровывают следующим образом. Первая цифра (нумерация справа налево) определяет класс точности подшипника: 0 - нормальный; 6 - высокий; 5 - прецизионный; 4 - сверхпрецизионный; 2 - точный и сверхточный. Вторая цифра определяет дополнительный ряд радиального зазора для радиальных подшипников различных типов. Третий знак - буква М - характеризует регламентированный момент трения. Четвертая и пятая цифры характеризуют норму момента трения. Примеры расшифровки обозначений наиболее употребительных типов подшипников: 326- шарикоподшипник радиальный однорядный средней серии внутренним диаметром 130 мм;

Все они страдают от проблем с согласованностью, опасной практикой и возможностью введения загрязняющих веществ в сам подшипник. При наличии до 40% отказов двигателя, связанных с подшипниками, важно, чтобы подшипники надлежащим образом обрабатывались до и во время установки.

Вот несколько вопросов, которые нужно задать перед следующим проектом замены подшипников. Используете ли вы или ваш авторемонт профессиональное оборудование для установки подшипников - устанавливаете комплекты и индукционные нагреватели?

  • Установлена ​​ли процедура установки подшипников?
  • Какие существуют процедуры для снижения возможного загрязнения подшипников?
Вот пара полезных ссылок для получения дополнительной информации -.

2328 - роликоподшипник радиальный однорядный с короткими цилиндрическими роликами средней серии внутренним диаметром 140 мм, наружное кольцо без буртов;

32328 - то же внутреннее кольцо без буртов;

46330 - шарикоподшипник радиально-упорный однорядный средней серии с углом контакта 26° внутренним диаметром 150 мм;

66330 - то же с углом контакта 36°;

Проблемы, связанные с подшипниками, относятся к числу наиболее распространенных причин сбоев двигателя. Решение этих проблем уменьшит неисправности двигателя. Знаете ли вы, что связанные с подшипником проблемы вызывают более половины всех сбоев двигателя? Из-за этого вы должны уделять особое внимание подшипникам, корпусам подшипников и валам при проведении осмотров и технического обслуживания двигателей.

Когда двигатель выходит из строя, вы должны проверить его подшипники, даже если обмотки двигателя почернели и все еще курят! Да, возможно, неисправность двигателя вызвана проблемой напряжения или чрезмерно горячей, влажной или плохой средой. Но большую часть времени основная проблема связана с подшипником. Например, подшипник, который начинает галька, может накладывать дополнительную нагрузку на двигатель. Эта дополнительная нагрузка тогда, в свою очередь, заставляет двигатель тянуть чрезмерный ток.

3530 - роликовый подшипник радиальный сферический двухрядный легкой широкой серии с асимметричными роликами внутренним диаметром 150 мм;

13530 - тот же подшипник на закрепительной втулке;

76 - 317ЕШ1 - шарикоподшипник радиальный однорядный средней серии внутренним диаметром 85 мм с текстолитовым сепаратором и регламентированным уровнем вибрации высокого класса точности и дополнительным рядом радиального зазора.

Как определить основную причину отказа двигателя? Во-первых, вы должны тщательно проверять подшипники и кожухи на наличие грязи или загрязнений, повреждений, вмятин, царапин, шаров или гонок вне круга или искажений любого рода. Затем проверьте вал и конец «колокола» на предмет износа или повреждения. Если вал изношен или поврежден каким-либо образом, организуйте ремонт. Многие авторемонтные мастерские могут наносить новый металл на вал путем металлизации пламенем-распылителем и превращать его в оригинальные спецификации, что приводит к тому, что вал, который так же хорош, как новый.

Рассмотрим основные характеристики подшипников качения, установленных на электродвигателях (рис.30).

Шарикоподшипники радиальные однорядные могут воспринимать кроме радиальной осевую нагрузку, равную 70% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Допустимый перекос наружных колец относительно внутренних равен 10". Сепараторы подшипников - штампованные с центрированием на телах качения.

После того, как вы завершите все ремонтные работы, убедитесь, что сервисная фирма проверяет все компоненты на предмет правильного размера и соответствия по спецификации производителя или другой авторитетной документации. Когда двигатель снова собран, проверьте его на предмет свободы вращения. Вы также должны выполнить тесты, когда поместите его обратно в эксплуатацию. Это включает проверки напряжения и тока, испытания на сопротивление изоляции, а также проверку и проверку выравнивания вибрации. Еще один важный шаг, который забывают многие люди, - проверить, что подшипники втулки правильно изолированы от металлического корпуса.

Роликоподшипники радиальные с короткими цилиндрическими роликами воспринимают только радиальные нагрузки, имеют значительно большую радиальную грузоподъемность по сравнению с радиальными однорядными шарикоподшипниками этих же размеров, но незначительно уступают им по скоростным характеристикам. Роликоподшипники чувствительны к перекосам наружных колец в связи с появлением концентрации напряжений у краев ролика. Для уменьшения этих напряжений у некоторых подшипников применяют выпуклые ролики и сферические дорожки качения. В этом случае в дополнительном условном обозначении, следующим за основным, стоит буква М. Применяют также роликоподшипники разъемной конструкции типов 2000 и 32000, допускающие в процессе ремонта и эксплуатации двустороннее осевое смещение внутреннего кольца относительно наружного. У подшипников 2000 съемным является наружное кольцо, а у подшипников 32000- внутреннее. Сепараторы у роликовых подшипников штампованные или массивные.

Если вы опустите эту защиту, то циркулирующие токи могут вызвать ямы или другие повреждения на валу, подшипниках и корпусе. Следите за конечной игрой. Правильное количество конечностей имеет решающее значение, поскольку, когда вал расширяется во время работы двигателя, должно быть доступно достаточно места, чтобы избежать связывания любого типа, что сократит срок службы подшипника.

Однако некоторые конструкции имеют фиксированный подшипник на одном конце, что приводит к тому, что ротор не перемещается в осевом направлении. Поэтому противостоящий подшипник должен иметь возможность двигаться или «плавать», чтобы обеспечить требуемую свободу. Проверяйте только тех, кто обучен работе с подобными мероприятиями.

Роликоподшипники радиальные двухрядные сферические кроме радиальной могут одновременно воспринимать и осевую нагрузку, не превышающую 25% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Подшипники имеют два ряда бочкообразных несимметричных роликов с массивными бронзовыми или латунными сепараторами. Дорожка качения на наружном кольце - сферической формы. Эти подшипники допускают перекос наружного кольца относительно внутреннего на 3°.

Первичные причины чрезмерного разрушающего эффекта включают изношенные подшипники или корпуса подшипников, изношенный или согнутый вал или загрязнение, которое может привести к переплёту, износу и чрезмерному завершению - в этом порядке. Как правило, чрезмерное воспроизведение невозможно обнаружить во время нормальной работы и осмотра, если оно не является экстремальным. Избыточная вибрация - один из симптомов, которые могут вас предупредить. Так что избыточное тепло на валу. Если у вас есть какие-либо из этих проблем, подозревайте, что вы закончили игру, и у вас есть авторемонтный эксперт, выполните дальнейшую диагностику.

Шарикоподшипники радиальноупорные воспринимают радиальные и осевые нагрузки. Осевая нагрузка определяется углом контакта, равным углу между плоскостью центров шариков и прямой, проходящей через центр шарика в точку его касания с дорожкой качения. С увеличением угла контакта осевая грузоподъемность возрастает за счет уменьшения радиальной. Эти подшипники более чувствительны к перекосам по сравнению с шариковыми радиальными однорядными.

Удалите длинные винты и коснитесь торцевой крышки вала небольшим латунным или мягким молотком. Как только он начинает двигаться, его вытащили равномерно. Затем узел ротора выталкивается медленно, следя за любыми прокладками, пружинными шайбами ​​и т.д. внутреннюю часть двигателя можно очистить с помощью воздуха под низким давлением и электронного распылителя. В зависимости от установленного подшипника шкив-съемник мог выполнять работу, но всегда смазывать вал с проникающим маслом. У меня была комната, чтобы использовать общий шкив для обоих подшипников.

Ремонт подшипниковых узлов с подшипниками качения. Подшипники для электродвигателей с частотой вращения от 500 до 1500 об/мин выбираются из расчета их долговечности не менее 10 000 ч. При правильном монтаже, ремонте и эксплуатации длительность работы подшипников может быть и больше. Но встречаются случаи преждевременного выхода их из строя из-за неправильной эксплуатации, некачественного монтажа или ремонта подшипниковых узлов.

Этот тип съемника может повредить выталкиваемый подшипник, но кто волнуется, они уже сняты. Указанный ротор был в отличной форме для 34-летнего двигателя. Правый конец ротора сзади и показывает центробежный выключатель, а также был проверен до установка новых подшипников. Операция прессования прошла гладко, и для этого был использован старый рукав. Пользовательский рукав был давно повернут на другую работу и живет в ведре вместе с другими предметами рядом с прессом. вал и контакт только с внутренним ходом нового подшипника.

У подшипников также была небольшая прокладка для них, когда они были прикреплены к агентам после того, как они были прижаты, но убедитесь, что они выполняются до вытягивания старых подшипников. Если плечо не найдено, следует провести тщательные измерения для обеспечения надлежащей глубины новых подшипников. Его правильная оснастка, которая заставляет ее работать. Эти высококачественные подшипники находятся на полке в местном доме подшипников. Все подшипники на машине, где экранированный тип, кроме одного.

Для осмотра подшипников снимают наружную и внутреннюю крышки и корпус капсулы. Потемнение и пересыхание смазки свидетельствуют о необходимости более частой ее замены. Заводы-изготовители указывают в сопроводительных документах электродвигателя тип смазки и периодичность ее замены. Этот срок можно скорректировать с учетом условий работы электродвигателей, требований надежности и др.

В левом верхнем углу вы можете видеть втулку, которая использовалась для приведения новых подшипников. Внутренняя часть двигателя после использования воздуха низкого давления для очистки. Выглядит удивительно, учитывая его возраст. Повторная сборка ротора; Вы должны быть осторожны, чтобы не контактировать с ротором с статором и выровнять подшипники до торцевых крышек со всеми правильными прокладками на месте. Мне повезло, что у меня есть лишний набор рук. Торцевые колпачки имеют опорные выступы, которые удерживают прокладки.

Легкий слой диэлектрической смазки помогает удерживать их во время сборки. После того, как вы проверили, все правильно выровнено, вы можете начать затягивать длинные винты равномерно в крестообразном паттерне, останавливаясь, чтобы осторожно постучать по торцовой крышке с помощью молотка или небольшого мертвого удара, пока он не будет полностью усечен и вращается вал вручную, чтобы обеспечить все хорошо. Переустановите задний вентилятор и вентилируемую крышку и скамью, если вы почувствуете необходимость.

До осмотра и замера зазоров подшипник промывают обезвоженным керосином. После полного удаления остатков смазки подшипник вытирают чистой салфеткой и осматривают, обращая внимание на состояние беговых дорожек колец и тел качения, отсутствие трещин, отколотых буртов, коррозии. Проверяется также состояние сепараторов: качество клепки, отсутствие трещин и деформаций. Наружное кольцо подшипника должно свободно вращаться от руки - без заеданий, ненормального шума и торможения. На дорожках качения не должно быть лунок, матовой поверхности, шелушения, раковин, следов неравномерного истирания и подплавления. Лунки могут образоваться вследствие высокой вибрации электродвигателя. Матовая поверхность и следы неравномерного истирания свидетельствуют о загрязнении смазки и коррозии. При обнаружении хотя бы одного из вышеназванных дефектов подшипник подлежит замене. При осмотре проверяют правильность установки стопорного кольца, плотность посадки внутреннего кольца на вал, а наружного - в корпус капсулы. После осмотра подшипника замеряют радиальный зазор и проверяют осевую игру подшипников. Радиальный зазор подшипников проверяют при нагрузке 147 Н (15 кгс). Замеренный зазор сравнивают с допустимым по табл. 6.

Мы установили двигатель, а затем протестировали. Он работает как новый мотор без ворчания, который когда-то был. Но зажигание не должно иметь большого значения. Затем мы начинаем с подготовки. Сначала вы должны слить масло трансмиссии и охлаждающую воду. Поскольку он отличается от мопедов до мопедов, каждый должен сам судить. Так что тогда ему было бы лучше, если бы вы смогли поднять свой мопед, так как я, по крайней мере, должен был вытащить свинг, и без подъема почти невозможно. Затем вы найдете большую хорошо освещенную рабочую поверхность.

Лучше всего положить немного картона или подобного под ним и несколько контейнеров, чтобы вы могли собрать вещи вместе, поскольку они принадлежат. Итак, сначала цилиндр должен опуститься. Для этого откройте 4 винта головки блока цилиндров. Затем засорите корпус коленчатого вала тканью и снимите поршневые зажимы.

Таблица 6

Зазор, мкм

Внутренний
диаметр подшипников в
пределах, мм
Радиальные однорядные шарикоподшипники Радиальные однорядные роликоподшипники Радиальные сферические двухрядные роликопод-
шипники
наиболь-
ший
наимень-
ший
наиболь-
ший
наимень-
ший
наиболь-
ший
наимень-
ший
80-100
100-120
120-140
140-160
40
46
53
58
16
20
23
23
80
90
100
115
35
40
45
50
70
80
90
100
45
50
60
65

Осевую игру подшипника проверяют перемещением наружного кольца в осевом направлении. Если зазоры в подшипниках соответствуют допустимым, то подшипник пригоден к дальнейшей эксплуатации. Если зазоры или осевая игра превышают допустимые, подшипник заменяют. Для снятия подшипника используют съемник (рис. 31). После снятия подшипника осматривают и замеряют диаметр посадочного места вала. Недостаточный натяг восстанавливают электродуговой наплавкой, электроискровым методом или установкой втулки. Для установки промежуточной втулки вал в месте посадки протачивают до диаметра, обеспечивающего толщину стенки втулки 4 - 5 мм. Натяг втулки на вал должен составлять 0,25 - 0,3% диаметра вала. Втулку устанавливают, предварительно нагрев ее до температуры 350 - 450°С, после чего протачивают ее до необходимого размера. В связи со значительным снижением прочности вала указанный метод можно использовать только для восстановления посадочных поверхностей, расположенных со стороны свободного конца вала.

Прослабленное посадочное место наружного кольца под­шипника с корпусом капсулы восстанавливают по приведенной технологии путем установки втулки. Чаще всего натяги на валу восстанавливают дуговой наплавкой путем нанесения перекрывающих друг друга сварочных швов, которые за счет дополнительного слоя металла увеличивают диаметр посадочного места. После наплавки производят механическую обработку ремонтируемого участка вала. При наплавке вала могут возникнуть местные напряжения и его деформация. Поэтому работа должна выполняться высококвалифицированным электросварщиком, имеющим опыт выполнения аналогичных работ.

Более прогрессивным является метод электроискрового восстановления посадочных мест, который повышает надежность и долговечность подшипниковых узлов. В ПРП Ростовэнерго посадочные места восстанавливают с помощью установки «Элитрон-20» (рис. 32).

Принцип электроискрового восстановления и легирования металлических поверхностей основан на явлениях, сопровождающих мгновенное освобождение электрической энергии. Этот процесс характеризуется искрой с высокой температурой канала и ионизацией межэлектродного пространства. В процессе электроискровой обработки ток проходит короткими импульсами длительностью от 10-3 до 10-5 с. Вследствие этого на обрабатываемых поверхностях протекают химические реакции, изменяющие состав поверхностных слоев и увеличивающие их твердость.

Если после восстановления посадочного места одним из изложенных выше способов производилась механическая обработка, то необходимо проверить индикатором бой заплечиков вала, который при диаметре вала в пределах 50 - 120 мм не должен превышать 25 мкм, а при диаметре вала в пределах 120 - 250 мм - 30 мкм. Заплечики валов, а также галтели обрабатываются с той же чистотой поверхности, что и посадочные места вала. Высота заплечиков выполняется равной половине толщины внутреннего кольца подшипника, а радиус галтели - несколько меньшим, чем радиус фаски подшипника.

Замер посадочного места на валу и в корпусе подшипника производится в нескольких местах. Полученные размеры не должны выходить за пределы поля допуска, указанного на чертеже. Овальность и конусность посадочной поверхности не должны превышать половины допуска на диаметр. Шероховатость посадочных поверхностей и заплечиков должна быть равна 2,5 и определяется обычно на глаз.

У электродвигателей с частотой вращения 1500 об/мин и менее применяется посадка I подшипников на вал и посадка II в капсуле или торцевом щите (табл. 7); при частоте вращения 3000 об/мин применяются посадки с меньшим натягом: посадка III на вал и посадка IV в капсуле или торцевом щите (табл. 8). В отдельных случаях посадка III на вал и посадка IV в торцевом щите применяются при частоте вращения 1500 об/мин и менее.

Таблица 7

Номинальный
диаметр вала,
мм
Отклонение
внутреннего
диаметра подшипника,
мкм
Посадка I

Посадка II

Предельное
отклонение
диаметра
вала, мкм
Натяг,
мкм
Предельное
отклонение
диаметра
вала, мкм
Натяг,
мкм
Зазор,
мкм
верх-
нее
ниж-
нее
верх­
нее
ниж-
нее
макси­
маль­
ный
мини­
маль­
ный
верх­
нее
нижнее
60-120
120-180
180-250
0
0
0
-20
-25
-30
+26
+30
+35
+3
+4
+4
16
55
65
3
4
4
+ 12
+ 14
+ 16
-12
-14
-16
32
39
46
12
14
16

В табл. 7 даны предельные отклонения диаметра вала, а в табл. 8 предельные отклонения диаметра отверстия в капсуле. При обнаружении на подшипнике следов незначительной коррозии подшипник полируют сукном или войлоком с пастой ГОИ до полного удаления ржавчины. Пятна коррозии, образовавшиеся на монтажных поверхностях подшипника, удаляют мелкой шлифовальной бумагой, после чего риски полируют пастой ГОИ. Рабочие поверхности подшипника (дорожки качения, шарики, ролики) зачищать шлифовальной бумагой нельзя. Если следы коррозии на рабочих поверхностях глубокие, то подшипник заменяют. Перед установкой на вал подшипник нагревают до температуры 100°С в баке, залитом трансформаторным маслом, подогревая его ацетиленовой горелкой или электроподогревателем. Подшипники нагревают также с помощью специального трансформатора с разъемным магнитопроводом. В качестве вторичной обмотки трансформатора используют кольца подшипника, устанавливая их на сердечнике.

У электродвигателей вертикального исполнения с радиально упорными подшипниками и у электродвигателей, конструкция крепления корпусов подшипников которых не обеспечивает самоустановку наружного кольца, необходимо проверить точность его установки (рис. 33). Для этого с помощью хомута устанавливают на валу индикатор часового типа так, чтобы его измерительный стержень упирался в торцевую поверхность наружного кольца подшипника. Вместо рабочей устанавливают технологическую крышку. Проворачивая ротор, замеряют осевое биение наружного кольца относительно оси вала. Допустимая величина последнего зависит от габаритов и типа подшипника и должна лежать в пределах 0,03 - 0,08 мм. После проверки и доведения осевого биения наружного кольца подшипника до указанных пределов снимают технологическую крышку и устанавливают рабочую. Затем заполняют смазкой подшипниковый узел (промежутки между шариками, роликами и канавки уплотнений в крышках подшипников). Поскольку предельно допустимая рабочая температура подшипников качения равна 100°С, применяются смазки с допустимой рабочей температурой, не ниже указанной. Смазка должна заполнять не более 2/3 свободного объема капсулы подшипника при частоте вращения 750 об/мин и менее и 1/3 - 1/2 - при частоте вращения от 1000 до 3000 об/мин, т. е. большим частотам должно соответствовать меньшее количество смазки.

Таблица 8

Посадка III Посадка IV
Номиналь­
ный диаметр
вала, мм
Отклонение
наружного
диаметра
подшипника,
мкм
Предельное
отклонение
диаметра
отверстия,
мкм
Наибольшая
разница в
диаметрах
отверстия и
подшипника,
мкм
Предельное
отклонение
диаметра
от­верстия,
мкм
Наибольшая
разница в
диаметрах
отвepстия и
подшипника,
мкм
верх­
нее
ниж­
нее
верх­
нее
ниж­
нее
натяг зазор верх­
нее
ниж­
нее
натяг зазор
80-120
120-150
150-180
180-250
0
0
0
0
-15
-18
-25
-30
+23
+27
+27
+30
- 12
-14
-14
-16
12
14
14
16
38
45
52
60
+35
+40
+40
+45
0
0
0
0
0
0
0
0
50
58
65
75

Замена подшипников – неминуемая операция для электродвигателя любого типа. Если условия его эксплуатации соответствуют техническому паспорту и не происходило никаких аварий маловероятно, что какой-либо иной узел движка сломается. Только контактные устройства синхронных и коллекторных электродвигателей могут потребовать вмешательства раньше подшипников. Хотя всё зависит от их качества.

Массовое производство товаров азиатскими производителями заметно сократило срок любых деталей соответствующего производства. И чтобы не пришлось менять весь двигатель надо периодически контролировать состояние подшипников, в первую очередь, по усилению шума и присутствию в нём дребезга и тарахтения. Если после промывки и смазки шум не исчез подшипники лучше заменить.

Если этого не сделать и попытаться сэкономить на том, чтобы движок проработал ещё какое-то время его можно потерять из-за аварии. Её вероятность будет постоянно возрастать, особенно когда при проверке, чистке и смазке выявлены люфты. Их радиальные направления особенно опасны, в первую очередь со шкивами ременной передачи.

В этом случае натяжение ремня обеспечивает немалую постоянную однонаправленную нагрузку на подшипник. И если его сепаратор сломается, массивный ротор на больших оборотах сцепится со статором. После такой аварии цена ремонта будет сопоставима со стоимостью нового движка. И в сотни раз превышать расходы по замене подшипников.

Замена втулок

Поэтому при первых подозрительных шумах, появившихся в работающем электродвигателе, проверяем подшипники. И при обнаружении заметных люфтов приступаем к замене. Их конструкция определяется размерами и назначением движков. В небольших электродвигателях и для получения минимальных шумов применяются подшипники скольжения. Это втулки, которые плотно входят в посадочные места на корпусе движка и служат опорой для его ротора.

При появлении радиального люфта движок надо разобрать. Посадочные места ротора под втулки надо проверить на «округлость». Со временем поперечное сечение вала в этих местах может утратить форму окружности. Если это выявляется при проверке микрометром, ротор потребуется обработать на токарном станке. Это приведёт к уменьшению диаметра вала на сотые – десятые доли миллиметра и возможно потребуется доработка шкива. Но всё равно понесенные затраты будут в ряде случаев намного меньше стоимости нового электродвигателя.

После того как ротор корректируется и становится понятно, какими должны быть диаметры отверстий для новых втулок старые втулки извлекаются из корпуса. Для этого подходит любой способ, который не повлияет на целостность посадочного места для этой втулки.

  • Лучше всего нарезать в ней резьбу ближайшего подходящего диаметра.
  • После этого закрутить в эту втулку шпильку, винт или болт.
  • Положить втулку на отрезок трубы, который имеет внутренний диаметр больший, чем наружный диаметр подшипника скольжения и зажат в тисках.
  • Ударами керна по закрученному крепежу выбить втулку из корпуса.

Получив на руки изношенные подшипники, измеряем их наружный диаметр и толщину, а внутренний диаметр определяем по обработанному ротору. Заказываем новые втулки, изготовленные из бронзы, капролона или медно – графитовые, и после получения устанавливаем в движок.

Замена подшипников качения

Большие электродвигатели в основном снабжены подшипниками качения, которые извлекаются из корпуса вместе с валом. Затем для их съёма применяются съёмники соответствующего типоразмера – ведь для большого двигателя может потребоваться усилие в несколько тонн!

Поэтому и съёмник потребуется с гидравлическим усилителем.

Но если надо своими руками снять подшипники с движка небольших размеров, а съёмника нет – не беда. Используя болгарку, зубило и молоток можно успешно сделать это. Если подшипник не нужен, и его можно сломать болгаркой делаются пропилы во внешнем кольце и сепараторе, которые затем разбиваются зубилом и молотком. Внутреннее кольцо тоже «портится» болгаркой. Затем стуча по зубилу, приставленному к срезанной части кольца надо сделать трещину в нём. После этого кольцо смазывается и стягивается с вала с использованием тисков.

Если изношенные подшипники необходимо снять целыми, а по целому подшипнику проще найти новый для замены, потребуется самодельная оснастка, сделанная из отрезка швеллера.

  • Швеллер выбирается соответственно диаметру подшипника, который должен помещаться между параллельными рёбрами.
  • Длина отрезка должна быть на 6 – 10 см больше диаметра ротора. Это потребуется впоследствии для контакта с опорами.
  • В отрезке болгаркой делается пропил шириной чуть больше диаметра вала и по длине более половины отрезка так чтобы вал проходил примерно через его середину.
  • Для прочности в параллельных рёбрах делаются отверстия и ставятся две стягивающие шпильки или длинных болта, винта.

Готовая оснастка устанавливается поперёк вала между подшипником и ротором. Ей требуется опора, например, из трубы подходящего диаметра, зажатой в тисках. Но при большом диаметре ротора можно использовать две опоры из прочных кирпичей. Ротор помещается внутрь трубы, а оснастка опирается на её края. Подшипник снимается ударами молотка по валу.




Чтобы облегчить снятие внутреннего кольца делается местный нагрев феном. Для более лёгкой установки заменяющий экземпляр тоже нагревается. Для этого хорошо подойдёт жидкое масло. Его надо нагреть вплоть до кипения и подержать в нём заменяющий подшипник. Тогда он легко наденется на вал.

С новыми подшипниками любой двигатель работает, как новый. Никогда не нужно экономить на их замене.