Подшипники эл двигателя. Ремонт подшипниковых узлов мощных электродвигателей. Допустимая температура подшипника электродвигателя

Одной из основных составляющих техобслуживания электродвигателей является . Каким бы качественным не был подшипник, выполнять свои функции он сможет только тогда, когда его правильно эксплуатируют и смазывают. Правильно означает использование качественной смазки, в нужном объеме и регулярно. Электродвигатели бывают разных типов, исполнений, с разными условиями эксплуатации. Правильно подобранные смазочные вещества для подшипников электродвигателей поможет обеспечить надежную, стабильную работу. Ошибка может привезти к преждевременному износу и разрушению узла. Особенно это касается подшипников, работающих в сложных температурных условиях, повышенных скоростях и нагрузках.

Допустимая температура подшипника электродвигателя

Если вам действительно не нравится менять моторы посреди ночи, постарайтесь не делать ничего, что увеличивает температуру двигателя! Процедура смазки Теперь приступим к рекомендуемой процедуре смазывания подшипников. В нормальных условиях сначала снимите сливную пробку смазки и вытереть всю грязь и мусор от смазочного фитинга и сопла смазочного пистолета. При работающем двигателе перекачивайте свежую смазку в подшипник, наблюдая за старой смазкой, которая вытесняется из сливного отверстия. Когда очищенная смазка выглядит свежей, прекратите прокачку.

Функции смазочных материалов

  1. Сокращают трение между шариками (роликами) и сепаратором, торцами роликов и кольцами.
  2. Смягчают ударную нагрузку.
  3. Снижают шум во время работы.
  4. Равномерно распределяют выделяемое во время работы тепло.
  5. В двигателях, эксплуатируемых при больших нагрузках и высоких температурах, служат для охлаждения.
  6. Являются защитой подшипника от механических загрязнений.
  7. Защищают от коррозии.
Важно! Для того, чтобы смазка выполняла свои функции, ее нужно правильно дозировать. Во время работы в шариковых подшипниках остается до 70 % материала, в роликовых до 60%. Остальная выдавливается. Лишний материал приводит к обратному эффекту — повышается температура узла, увеличиваются энергопотери.

Виды смазочных материалов

Существует два вида смазочных материалов — консистентная смазка и смазочные масла. Основное преимущество масел заключается в том, что они легко проникают во все части узла. Особенно это важно для подшипников качения.


Ремонт подшипниковых узлов с подшипниками качения

Запустите двигатель в течение как минимум 20 минут, чтобы удалить лишнюю смазку, а затем замените сливную пробку. Внимание: помните, что вал вращается. Мотор соединен или подвешен к чему-то, поэтому есть множество вещей, которые можно повесить. Вам, вероятно, нужны все ваши пальцы, поэтому работайте безопасно.

Примеры смазочных материалов серии SKF

В некоторых руководствах говорится: «Насос 8 унций смазки в подшипник». Это звучит достаточно просто. Многие операторы знают, сколько насосов требуется для доставки унции смазки, потому что они действительно проверили. Но трудно определить, заполнен ли жир или подшипник между смазкой и подшипником. Что делать, если эти точные 8 унций смазки даже не заполняют жировой проход?

Но на практике чаще всего отдают предпочтение консистентным материалам. Их гораздо удобнее и проще использовать. Консистентные смазки надежнее держатся на поверхностях, не выдавливаются под нагрузкой, не вытекают под действием центробежных сил. Самые дешевые и распространенные консистентные смазки — солидолы (кальциевые смазки) . Они могут применяться в помещениях с повышенной влажностью, так как не растворимы в воде. Консталины (натриевые) — в основном используются в сухих помещениях. Литиевые — особого назначения. Они обладают хорошей водоупорностью, имеют широкий диапазон температур.

Ультразвуковое оборудование дает более надежный способ узнать, когда смазка достигает подшипника. Прислушиваясь к подшипнику, прокачайте свежую смазку до тех пор, пока звук не изменится к лучшему. Если вы прокачаете четыре трубки смазки в двигатель мощностью 5 л.с. и все еще не видите смазки, выходящей из слива, остановитесь! Скажите начальнику, что вы сделали, и будьте готовы к тому, чтобы он немного крикнул.

Установка подшипника обратно

Если он прав, вы, вероятно, получите задачу удалить двигатель, очистив всю лишнюю смазку и переустановив двигатель. Есть некоторые хорошие, низкотехнологичные способы, которые облегчают работу. Один из способов - заменить сливную пробку предохранительным штуцером низкого давления. Это делает удаление сливной пробки или ожидание смазки, чтобы очистить ненужное.


Смазки на силиконовой основе применяют при повышенной нагрузке и температуре.

Совет: Для замены смазки в подшипнике, его необходимо предварительно разобрать и тщательно промыть.

Выбор смазочного материала

На выбор оказывают влияние несколько факторов.
  1. Режим работы двигателя — скорость вращения, нагрузка на валу, длительность бесперебойной работы.
  2. Окружающая среда — влажность воздуха, температура, наличие агрессивной среды.
  3. Конструкция и размер узлов.

Высокотемпературные смазки

Если температура окружающей среды выше +130 0 С для подшипниковых узлов применяется высокотемпературная смазка. Смазочный материал должен сохранять консистенцию в заданных диапазонах температур, иметь высокой термической и окислительной способностью. В рабочем режиме температура подшипниковых узлов значительно увеличивается, структура смазочного материала несколько меняется. Она становится жиже, но не вытекает наружу. По окончании работы подшипниковый щит охлаждается и консистенция смазки восстанавливается. В качестве основы для таких материалов используют высококачественные загустители и базовые масла.

Примеры смазочных материалов серии SKF:

Кроме SKF применяют смазки SHELL Gadus , Molykote FB, BLUE (МС-1510), MOBIL XHP. Из отечественных можно выделить ЦИАТИМ-221 и ВНИИ НП-233.

Высокоскоростные смазки

На промышленных предприятиях чаще всего применяются двигатели с высокой частотой вращения. При таких режимах возникает повышенное трение скольжения, подшипники перегреваются. Это приводит к преждевременному выходу из строя подшипников. Справиться с такими нагрузками помогает правильно подобранный смазочный материал, который максимально соответствует поставленной задаче.

Основные критерии высокоскоростной смазки:

  • вязкость;
  • каналообразование;
  • температура каплепадения;
  • тип загустителя;
  • противозадирная присадка;
  • класс NLGI (консистенция смазки).

Примеры качественных высокоскоростных смазочных материалов:

  • IKV-PLEX 778 CCI;
  • G BESLUX PLEXBAR H-2;
  • PLEXBAR L-2/S.
Подшипники электродвигателей — самый важный элемент конструкции. Именно от него зависит работа всего узла. Именно поэтому своевременная смазка и чистка подшипников — главная составляющая профилактического ремонта.

Главной задачей электродвигателя является создание вращения. А для снижения трения во вращающихся механизмах служат подшипники. Если за ними следить и во время смазывать, то срок службы подшипников увеличится в несколько раз. При необходимости заменить один или оба подшипника или проведения технического обслуживания мотора необходимо разобрать электродвигатель и достать ротор или якорь с 2 подшипниками на валу. Разбирайте мотор по .

Поставщики подшипников продают другое полезное устройство - для двигателей, установленных в местах вне места, небольшая смазка может питаться от батареи часов, которая обеспечивает регулируемый поток свежей смазки подшипнику. Просто ввинтите его на трубу вместо смазочного фитинга. Обязательно напишите дату на нем и замените его ежегодно или раз в полгода.

Специальное оборудование Все специализированное оборудование, используемое сегодня во всем мире, усложняет выбор жира. Специальные применения, такие как печи или печи, могут быть хорошими местами для синтетической смазки. Синтетическая смазка обычно может обрабатывать 30 градусов выше, чем обычная смазка, но она не подходит для высокоскоростной работы. Чтобы избежать проблем с совместимостью, обязательно укажите все особые случаи.

Проверка подшипников в электродвигателе

Всегда уделяйте внимание состоянию подшипников ваших электродвигателей. При их износе выше допустимого предела подшипники перегреваются и мотор начинает шумно работать. Если не заменить во время подшипники, тогда в особо запущенном состоянии могут начать при вращении касаться между собой неподвижная часть- статор и движущаяся: ротор или якорь. А это грозит серьезными поломками в электродвигателе, которые восстановить в большинстве случаев без замены на новый ротор или якорь не возможно.

Для применения в виде ленты можно использовать консистентную смазку. Возможно, неплохо было бы идентифицировать эти двигатели каким-то ясным способом - например, покрасить конечный кронштейн другого цвета с ваших других двигателей. Обязательно сообщите в ваш сервисный центр, есть ли двигатель с прямой связью или ремнем при отправке его на ремонт.

Концевые заметки Большинство преждевременных сбоев двигателя являются следствием повреждения подшипника, которое может быть предотвращено с хорошей смазкой. Выбор правильной смазки для применения и соблюдение правильных графиков и процедур смазки гарантируют долгий и бесперебойный срок службы двигателя с минимальным незапланированным временем простоя. Также важно избегать смешивания несовместимых смазок и чрезмерной смазки.

Проверить подшипники своими руками несложно. Для проверки необходимо расположить электродвигатель на твердой поверхности. Затем положите одну руку сверху на электродвигатель и повращайте вал. Ротор должен вращаться равномерно и свободно без заеданий. Постарайтесь услышать царапающие звуки или почувствовать неравномерность вращения ротора. Это первые признаки необходимости замены подшипников.

Подшипники качения в электродвигателях поддерживают и устанавливают ротор, поддерживают небольшой и постоянный воздушный зазор между ротором и статором и передают нагрузки от вала к раме двигателя. Правильные подшипники для применения позволяют двигателю эффективно работать в пределах его расчетного диапазона скоростей, минимизировать трение и потери мощности, создавать небольшие шумы и иметь длительный срок службы.

Основные критерии высокоскоростной смазки

С другой стороны, подшипники могут быть быстро разрушены при неправильном использовании двигателя. Например, шариковые подшипники с глубокими канавками, оптимизированные для линейных соединителей, могут перегружаться, если двигатели, оснащенные ими, приводят в движение шкив ремня. Аналогично, двигатели, содержащие роликовые подшипники для тяжелых нагрузок на ленту, могут преждевременно терпеть неудачу при работе с линейным соединителем, поскольку минимальная нагрузка не поддерживается.

Проверка люфтов. В любом подшипнике качения (шариковый или роликовый) должен быть радиальный и продольный или осевой люфт. Это нормально, потому что да же новый подшипник имеет люфты. Главное, что бы он не выходил за допустимые пределы.

Если при разборке электродвигателя, Вы заметили следы трения ротора об статор, то это однозначно свидетельствует об износе подшипников. Если сильно стерт ротор, то его необходимо заменить.

Расположение подшипников позиционирует вал и поддерживает радиальные и осевые нагрузки, в то время как нелокальные подшипники обрабатывают радиальные нагрузки и позволяют валам двигаться в осевом направлении, чтобы предотвратить перегрузку от теплового расширения. Наиболее распространенная установка для небольших двигателей в горизонтальных машинах состоит из пары шарикоподшипников с глубокими канавками, установленных на коротком валу в поперечном расположении. Для средних и больших электродвигателей обычно используются радиальные шарикоподшипники для определения местоположения.

Как снять подшипники с вала электродвигателя

Что бы снять подшипники с вала, понадобятся специальные съемники. Учитывайте, что эти приспособления различаются по размеру и конструкции. Более массивные с тремя и четырьмя лапами захвата подойдут для больших валов, а для маленьких подойдут с сменными пластинами или планками для захвата.

Несвязанный подшипник может представлять собой шарикоподшипник, цилиндрический роликовый подшипник или тороидальный роликовый подшипник, в зависимости от нагрузок, скоростей и рабочей среды. Двигатели для вертикальных машин обычно включают в себя шарикоподшипники с глубокими канавками, радиально-упорные шарикоподшипники или упорные подшипники сферического ролика.

Трещина повышает рабочие температуры и ухудшает смазочные материалы. Общее эмпирическое правило для роликовых подшипников устанавливает минимальную нагрузку, равную примерно в 02 раз более высокую динамическую радиальную нагрузку. Для шарикоподшипников это число является поддержанием минимальных нагрузок, особенно важно, когда подшипники видят высокие ускорения и скорости, которые составляют примерно 75% от рекомендуемых номинальных значений.

Учтите, что необходимо только делать упор за внутренне кольцо подшипника.

Если при вращение руками затруднено, тогда используйте кусок трубы для удлинения рычага. Что бы легче шло, смажьте вал машинным маслом.

Как надеть подшипник

Новый подшипник по своей ширине, внутреннему и внешнему диаметру должен точно соответствовать заменяемому.

В общем случае выходная мощность определяет размер вала и диаметр отверстия подшипника. Разумеется, величина и направление нагрузки также определяют размер и тип подшипника. Дизайнеры, определяющие размеры подшипников, должны учитывать дополнительные силы, такие как магнитное притяжение от несимметричных воздушных зазоров, силы внебаланса, ошибки шага в передачах и тяговые нагрузки.

Расчет нагрузок на одном подшипнике моделирует вал подшипника в качестве балки, опираясь на жесткие, мгновенные опоры. Тип соединителя или муфты между приводом и ведомым устройством также определяет нагрузки на подшипники двигателя. Например, ремень или зубчатый привод применяют большие радиальные нагрузки, чем привод сцепления. Здесь цилиндрические роликовые подшипники на конце привода обрабатывают более высокие нагрузки. Сферические роликовые и тороидальные подшипники являются хорошим выбором в приложениях с комбинацией тяжелых нагрузок, несоосности и отклонения вала.

Следите, что бы при монтаже грязь не попала во внутрь подшипника. Из-за этого он быстро выйдет из строя. Внутри также не должно быть коррозии, сколов и других повреждений.

Насаживается подшипник при помощи металлической трубы, подобранной по внутреннему диаметру кольца подшипника. Поверхности рекомендую смазать перед началом процесса.

Замена подшипников качения

В сцепных приводах правильное выравнивание важно, поскольку несоосность может привести к дополнительным усилиям и вибрации, которые сокращают срок службы подшипников и двигатель. Машины с жесткой связью обычно используют три подшипника на валу: два в двигателе и третий в соединенном устройстве. Точно выровненные жесткие муфты, как правило, снижают нагрузку на подшипник. В этих случаях очень хороший радиус шарикоподшипника для привода.

Гибкие муфты помогают компенсировать несоосность, но только к точке. Для лучшего выравнивания - независимо от типа соединителя - сначала закрепите ведомое оборудование, затем установите муфту. Только после присоединения муфты к оборудованию двигатель должен быть выровнен и закреплен.

Внимание , насаживать необходимо подшипник без перекосов, для этого необходимо бить не по сторонам трубы, а сделать набалдашник, благодаря которому появится возможность ударять по центру.

Процесс можно заметно упростить , если нагреть подшипник в кипящем масле. Будьте при этом осторожны и не используйте открытый огонь при нагреве, рекомендую- электроплитку. Дайте подшипнику полежать 5-10 минут в кипящем масле, затем доставайте его металлическим крючком и надевайте на ротор при помощи клещей или тряпки.

Конечно, нагрузки влияют на срок службы подшипников. Эти уравнения жизни могут быть дополнительно адаптированы для конкретных целей надежности и условий окружающей среды. Рабочая скорость влияет на рабочую температуру и, в свою очередь, срок службы подшипников и смазочных материалов. Высокоскоростные применения, как правило, благоприятствуют шарикоподшипникам над роликовыми подшипниками, в то время как чрезвычайно высокоскоростные операции могут требовать точных или гибридных подшипников с керамическими элементами качения.

В любом случае, ограничения рабочей температуры подшипника ограничивают скорость двигателя. Наибольшие скорости возможны с гибридными шарикоподшипниками с радиальными шарикоподшипниками и с шарикоподшипниками с угловым контактом. Смазка упрощает конструкцию корпуса и уплотнений, лучше прилипает к критическим поверхностям и защищает от загрязнений. Как долго длится эта смазка, зависит от нескольких факторов, включая тип смазки, конструкцию подшипника, скорость и ориентацию двигателя и рабочую температуру.

Чем смазать подшипник электродвигателя

При сборке дальнейшая работоспособность подшипников зависит от первоначально сделанной их смазки, потому что для большинства электродвигателей конструктивно предусматривается отсутствие необходимости в последующей замене или добавлении смазки в подшипники.

Подшипники в электродвигателях смазываются консистентной (густой) смазкой. Для моделей с оборотами до 3000 в минуту подойдет Литол 24 (влагостойкая) или Циатим 201 (не влагостойкая). Для смазки моторов с высокими скоростями используется ЦИАТИМ-202.

Малые шарикоподшипники в стандартных электродвигателях обычно снабжены уплотнениями или экранами и смазываются на весь срок службы. Подшипники заменяются с регулярными интервалами. Мощные двигатели, независимо от их размера, часто снабжаются открытыми подшипниками и приспособлениями для регенерации.

Однако перед добавлением смазки обязательно проверьте, какая смазка уже используется, и выберите либо тот же, либо совместимый тип. Производители смазочных материалов могут предоставить информацию о совместимости. Большинство крупных электродвигателей содержат смазку и сливную пробку. Обычная практика заключается в том, чтобы прокачать новую смазку в подшипник через соответствующий фитинг и позволить старой смазке выйти из сливной пробки. Не добавляйте больше смазки, чем требуется для правильной смазки.

Смазкой заполняется не более 1\2 объема подшипниковой камеры в двигателях до 3000 оборотов в минуту, а для более скоростных- на 1\3 полости. Больше не кладите, лишнее все равно выдавится при вращении из подшипника.

Допустимая температура подшипников электродвигателя

Предельная допустимая температура подшипников электрических моторов не должна превышать следующих значений:

Чрезмерные количества повышают трение и рабочую температуру, сокращая срок службы смазки и подшипников. К сожалению, нет общего правила, регулирующего интервалы редуцирования смазки. Интервалы основаны на размерах подшипников, типе, рабочей скорости и окружающей среде, а также на конструкции двигателя. Вертикально смонтированные двигатели, например, нуждаются в повторной смазке в два раза чаще, чем в горизонтальной ориентации.

Учитывайте масляную смазку, когда чрезвычайно высокие скорости вращения или рабочие температуры делают непрактичным или невозможным использование смазки из-за слишком частых интервалов смазки. В общем, только крупные электродвигатели смазываются маслом, что требует более сложных уплотнений. Новые технологии, в том числе циркулирующие масла и туман, имеют преимущества по сравнению с обычными системами масляного поддона в определенных областях применения.

  • Для подшипников качения (шариковые или роликовые), используемых в бытовых электродвигателях и в подавляющем большинстве на производстве- температура не должна превышать 100 °С.
  • Для подшипников скольжения температура не должна превышать 80 °С, но при этом температура масла не должна быть выше 65 °С.

На производстве при необходимости работы электродвигателя в жарких условиях применяются специальные модели подшипников, которые выдерживают и большие температуры.

Похожие материалы.