Восстановление колонок амфитон 35ас 018. Основные технические характеристики

Доработка фильтра 35АС-018 с родными динамиками

Николай Васильевич (Nivaga)

Часть I

В исходном виде сей опус советской промышленности звучит мощно, но невыразительно. Только на отдельных композициях удаётся поймать стереопанораму и приблизительно локализовать кажущиеся источники звука (КИЗ). С приходом DVD и домашнего кинотеатра захотелось улучшить пространственные параметры системы. Стал смотреть - что думают люди по этому поводу. Предложения на сайте сводятся в основном к замене среднечастотного динамика. Прикинул – дорого и хлопотно. Стал анализировать схему фильтра в части средних и высоких частот. Обнаружил, что на среднечастотник приходит только 20% подводимой энергии. С чего же ему петь-то, если суммарное реактивное сопротивление С1 и L2 (по родной схеме) составляет примерно 33 Ома в диапазоне от 500 до 5000 Гц и держит бедолагу на голодном пайке. Пришлось увеличить ёмкость конденсатора С1 до 40мкФ, уменьшить индуктивность дросселя L2 до 0,43мГн и совместить его с L3, чтобы обеспечить среднечастотник энергией на уровне около 50% от подводимой, т.е. в 2,5 раза больше исходного. И он запел! И ещё как запел! Стереопанорама по всей комнате, а не только по оси между колонками, чёткая локализация КИЗ, эффект присутствия, даже какая-то объёмность. Все старые, давно известные композиции зазвучали по новому, настолько тонкой и витиеватой стала музыкальная ткань. Получившаяся схема представлена на рис.1.

Рис.1 - Схема фильтра громкоговорителя 35АС-018. Этап 1.

Я постарался использовать все родные элементы исходного фильтра. Дополнительно пришлось докупать конденсатор С1.1 ёмкостью 30мкФ и устанавливать его на место удалённого L2 (по родной схеме), для чего в шасси кроссовера пришлось сверлить 2 отверстия d3,3 и нарезать резьбу М4. Всё остальное – паяльничком с пинцетиком. По пути увеличил сечение проводов, по которым бегает ток низкочастотного звена, до 1кв.мм и исправил схемную ошибку: оторвал резистор R2 от L3 (по моему - это ошибка копировщицы) и установил его параллельно высокочастотному динамику – там его присутствие логично и оправданно.
И да простят меня гуру от акустики, но я не обнаружил прока в звене Цобеля ни в низкочастотном звене, ни в среднечастотном. Может я заблуждаюсь, но в своих колонках я закоротил резисторы R3, R4 и R1, что на схеме показано пунктиром. Кто верит – пусть оставляет, кто сомневается – пусть проверяет, благо через трубу фазоинвертора можно вывести переключатели и пощёлкать ими.

Часть II

Когда я написал, что в результате доработки «среднечастотник запел и ещё как запел», то я немного слукавил. Ибо запел он не один, а вместе с высокочастотником, причём синхронно и синфазно, что пока не может обеспечить ни один из известных мне фильтров для трёхполосных акустических систем. А в паре динамики работают в самом чувствительном для человеческого уха диапазоне 3 – 6 кГц, где малейшие искажения терзают слух. Здесь же расположен спектр большинства музыкальных инструментов и обертоны человеческого голоса. Поэтому здесь очень важна синхронность и синфазность работы динамиков, которая обеспечивается автоматически при нагрузке обоих элементов фильтра.
Теперь подумаем и пойдём дальше. На высоких частотах конденсаторы С2 и С5 (Рис.1. ) фактически работают параллельно, но с небольшим фазовым сдвигом, создаваемым С1+С1.1. Следуя предложенному механизму взаимодействия становится ясно, что конденсатор С2 уже не нужен. Его функции вполне может выполнять С5, так как воздействие С1+С1.1 на высоких частотах ничтожно мало.
Теперь о стыковке с низкочастотным звеном. Чтобы точнее состыковать фильтр низкочастотного звена (120мкФ х 4 Ом =480мс) и фильтр СЧ +ВЧ, необходимо сблизить их постоянные времени, для чего пришлось увеличить ёмкость конденсатора С1+С1.1 до 60мкФ (60мкФ х 8 Ом =480мс).
Получившаяся схема показана на рис.2. Она уже значительно отличается от исходной.

Резисторы R3,R4 я предпочитаю закорачивать, но это не обязательно. В процессе обсуждения выяснилось, что многие заменили в своих колонках СЧ и ВЧ динамики советского производства на импортные фирмы Visaton, и на основании этого утверждали, что моя доработка им не подходит. Почему же? Подходит! Специально для такого случая разработаны схемы на Рис.3 и Рис.4.

В варианте Рис.3 индуктивность дросселя L3 остаётся без изменений, но частота раздела между СЧ и ВЧ динамиками - около 3,5 кГц, что ведёт к повышению нагрузки на ВЧ динамик.

В варианте Рис.4 индуктивность дросселя L3 уменьшается до 0.27мГн путем сматывания 20 витков, а конденсатор С5.1 удаляется. Частота раздела между СЧ и ВЧ динамиками приближается к 5кГц. Я бы предпочёл такой.
Во всех вариантах схем диапазон воспроизводимых частот СЧ динамика ограничен параметрами фильтра, что нивелирует индивидуальные особенности разных моделей. Разница только в громкости (чувствительности), под которую приходится подстраивать НЧ и ВЧ звенья громкоговорителя. Поэтому я не сторонник без особой нужды менять динамики в колонках.
И профессионалы и любители, занимающиеся усовершенствованием акустических систем, гоняются в основном за линейностью АЧХ, упуская другие параметры. Я же решил погоняться за стереоэффектом, за объёмом, за панорамой, даже в ущерб линейности АЧХ.
Как известно, мысль не стоит на месте. Идея получения диффузного звукового поля во всём диапазоне воспроизводимых частот ищет новые решения. Но об этом в следующий раз.

Часть III

С момента публикации предыдущих частей прошло уже полгода. Народ активно читал, но ничего не предпринимал. Только в январе один из читателей попробовал переделать одну колонку. Вроде понравилось. Обещал дать полный отзыв после переделки обоих колонок и пропал. Видимо при прослушивании комплекта как открыл рот от удивления, так никак закрыть не может. Ну да бог с ним, пусть радуется. В конце последней статьи я обещал продолжить рассказ о доработках фильтра. После определённого этапа оптимизации можно опубликовать полученное решение. Чтобы понять ход преобразования фильтра перерисуем схему на рис.2 из в виде, представленном на рис.5.

Это та же самая схема, только с перевёрнутым порядком подключения СЧ +ВЧ звена. При этом все динамики подключаются синфазно. По звучанию колонки с этой схемой ничем не отличаются от исходных, собранных по схеме рис.2.
Анализ полученной схемы показывает, что конденсатор С1+С1.1 в общем-то лишний. Его функции на средних и высоких частотах вполне может выполнять батарея конденсаторов С2…С5. Но вот дроссель L1 будет сильно шунтировать СЧ+ВЧ звено. Так его индуктивность можно увеличить. При этом частота раздела между НЧ и СЧ звеньями снизится, но не выйдет за пределы диапазона СЧ динамика, а диапазон работы НЧ динамика сузится до сабвуферного. Полученная схема представлена на рис.6. Все конденсаторы и резисторы берутся от родного фильтра. Дроссель индуктивностью 0,30мГн получается из исходного в 0,43мГн путём смотки с него 16 витков. С дросселем индуктивностью 3,0мГн сложнее. Я доматывал основную катушку в 1,2мГн проводом с освобождённой ранее катушки L2 в 1,0мГн до полного заполнения (примерно 60-70 витков), мерил индуктивность и подгонял под 3,0мГн. Колонки именно с этим фильтром приводят просто любителей хорошего звука в неописуемый восторг, а технарей к сильнейшему удивлению: этого не может быть! Оказывается может! Можете проверить сами. Я проверил на 6 парах колонок разного типа. Везде эффект потрясающий. Дерзайте, если интересно, если любите слушать хорошую музыку в хорошем качестве!

Часть IV

Последний вариант фильтра, предложенный в , вызвал заметный интерес среди любителей музыки, умеющих держать в руках паяльник. Но почему-то больше всего им заинтересовались юные радиолюбители, не знающие как и чем померить индуктивность катушек индуктивности, ёмкость конденсаторов, сопротивление резисторов и вообще с трудом читающие электрические схемы (по их собственным признаниям). Ну прямо «детский сад» какой-то. Чтобы уйти от технологических дискуссий о том, как что сделать, как соединить и как померить, я разработал специальный «детсадовский» вариант фильтра, который можно реализовать из деталей исходного фильтра, ничего не дорабатывая, не докупая и не меряя. Для оценки предлагаемой структуры фильтра этого варианта вполне достаточно. После определённого этапа прослушивания и накопления статистики достоинств и недостатков можно постепенно переходить к решению по рис.6 в или более оптимальному по собственному усмотрению (если понадобится).

В этой схеме для получения индуктивности почти вдвое большей, чем исходная, но достаточной для развязки с СЧ звеном фильтра, использовано последовательное соединение имеющихся штатных индуктивностей L1+L2=1,2+1,0=2,2мГн. При этом сами катушки остаются на своих местах, а подсоединить L2 к L1 можно в любом направлении – как удобнее. Делитель R1/R2 изменён в сторону увеличения потока энергии в ВЧ динамик. Практика показала, что такой делитель более оптимален, а совсем отказываться от него нельзя – ВЧ шум заметно возрастает. Структура фильтра не изменилась. Перепаять фильтр – полдела. Надо найти оптимальное решение для собственных ушей в конкретных условиях прослушивания. Как это делается? Примерно так: Берём отвёртку, разбираем колонки, берём паяльник, перепаиваем фильтры в обоих колонках, собираем, подключаем к аппаратуре, ставим любимую музыку без улучшайзеров, тихо балдеем одну, две, три, пять, десять композиций. Постепенно в голове формируется образ разногласий между желаемым и действительным. Эти разногласия распределяются по трём корзинам: НЧ, СЧ, ВЧ.

Анализируем полученную информацию:
Если выперают басы, то надо увеличивать ёмкость батареи конденсаторов С2…С5 на 10; 20; 30мкФ в зависимости от уровня выпячивания низов, или увеличить индуктивность L1+L2, чем мы и занимались в .
Если выпирает середина, то надо увеличивать ёмкость конденсатора С1 на 0,5; 1,0; 1,5; 2,0мкФ в зависимости от уровня назойливости средних частот.
Если звенит в ушах от высоких частот, то надо сматывать с катушки L3 постепенно 4; 8; 12; 16 витков в зависимости от уровня дискомфорта.

Чтобы не мучиться со сборкой-разборкой колонок, рекомендую вывести наружу через фазоинвертор провода параллельно батарее С2…С5 и параллельно С1. Катушку L3 придётся выносить целиком на удлинительных проводах. Когда поиск оптимального решения закончится, все эти хвосты надо будет убрать.

Итак смотрим на схему на рис.7, сравниваем с исходной, чешем затылок.


Часть V и последняя

Последняя схема фильтра (рис.6 в моих статей) всё же произвела некоторое впечатление на сообщество любителей хорошего звука. Кто поверил и доработал свои колонки, те наслаждаются новым качеством звука, недостижимым в исходной структуре фильтра. Кто не поверил – остались пока при своих заблуждениях. У них всё ещё впереди. Всё это время мои колонки постоянно тестировались новыми ушами, новыми композициями, сравнивались с другими решениями. Волей случая пришлось столкнуться с активными мониторами, в которых разделение по полосам производится на уровне предварительного усилителя, а динамики подключаются на выходы УМ безо всяких промежуточных фильтрующих элементов. В результате сравнения стало понятно, что всякий резистор последовательно с СЧ или ВЧ динамиком влияет на звук в худшую сторону, и от него желательно избавляться.
Стал думать. Резистивный делитель на ВЧ динамике в упомянутой выше схеме подгоняет чувствительность этого звена под СЧ динамик с сохранением общего сопротивления нагрузки. Но при данном наборе сопротивлений динамиков (4, 8, 16 Ом) нет необходимости упираться в номинальное значение сопротивления динамика, а достаточно просто не снижать сопротивление нагрузки ВЧ и СЧ звена ниже 4 Ом. Другими словами в данной структуре фильтра можно регулировать чувствительность СЧ и ВЧ звена в определённых пределах с помощью подключения параллельно динамикам балластных резисторов, отбирающих часть энергии на себя. При этом последовательно динамикам никаких резисторов, что соответствует наибольшему их демпфированию в данных условиях включения. Полученная схема представлена на рис.8.

Здесь R1 управляет отдачей СЧ звена, а R2 – отдачей ВЧ звена. Колонки с этой схемой показали самые лучшие качественные параметры из всех представленных в предыдущих моих статьях о доработках фильтра. Всё, дальше некуда. Можно подводить итоги.

Что я получил в результате всех этапов разработки своего фильтра "Nivaga”?

Во-первых: Диффузность создаваемого звукового поля позволяет находясь рядом с одной колонкой слышать другую, а находясь посередине между колонками без напряжения представлять всю звуковую панораму. В исходном виде (до всех доработок) этих эффектов не было.
Во-вторых: Легко и свободно идёт классика. От фортепиано до большого симфонического оркестра, от пианиссимо до фортиссимо. Голос просто осязаем. Слышно всё, включая ошибки. Эмоциональное воздействие колоссальное. В исходном виде (до всех доработок) слушать классику на этих колонках было сплошным насилием над слухом.
В-третьих: Пришлось пересмотреть свои взгляды на тонкомпенсацию. Это был шок. Десятки лет во всех встречавшихся системах упорно не хватало баса и его приходилось добавлять с помощью довольно глубокой тонкомпенсации. И вдруг не надо добавлять! Я вынужден был передвинуть частоту начала НЧ коррекции с 200 до 100 Гц, а на современных блюзовых композициях вообще от неё отказываться. Рушится стереотип. Мозги кипят. Ищут новую точку опоры.
В общем, только через 50 лет после разработки стандартов и запуска в жизнь стереофонической звукозаписи удалось реализовать голубую мечту её создателей – перенести атмосферу концертного зала или студии звукозаписи в место прослушивания. Что же раньше то мешало? Наверное заблуждения, особенно коллективные. Например: Как в самом начале создания 3-полосных акустических систем было предложено использовать три независимых фильтра (НЧ, ВЧ и полосовой), так до сих пор эта структура и остаётся неизменной при их производстве, несмотря на многочисленные исследования отклонений фазовых характеристик и их влияния на качество звука. И все 50 лет идёт поиск компромиссов между АЧХ и ФЧХ в рамках однажды заданной неоптимальной структуры. Или ещё, в те же незапамятные времена кто-то написал, что предпочтительней использовать фильтры 2-го порядка, а то и выше. И до сих пор этот тезис периодически всплывает, хотя давно показано, что они сильно искажают импульсную передаточную характеристику акустической системы. Но самое коварное заблуждение затаилось в применении формул расчёта фильтра, которые выводились из условия одновременной нагрузки обоих плеч LC-фильтра, а применяются для схем с нагрузкой одного из плеч, что не корректно и приводит к искажённым результатам. И это не считая мелких брызг про специальные кабели, суперконденсаторы, хитро намотанные катушки индуктивности, золочёные разъёмы и т.п., которые все вместе может и дают 0,1% прироста качества, но их роль всячески раздувается. Преодоление этих заблуждений – процесс тяжёлый, длительный, драматический, потому и затянулся.

Сей трактат составлен 28.10.2011г.


Вариант замены 6ГДВ-7 на Visaton SC10N8

Переделка фильтра

Схема фильтра на картинке, особенностей в ней нет, или почти нет.

В штатной схеме делаем вот что:

Надо поставить: С5 - 5 мк, R1 - 3,9 Ом - без R1 "в середине" вылезает горб. Вообще эта цепочка С5, R1 "хитрая".
С1 -10 мк, можно оставить штатный + С1.1 около 2 мк "МКТ"К73-17.

Прежде чем ставить К73-17 следует убедиться какая у него реальная ёмкость... в сумме должно получится около 12 мк, этой ёмкости в последствии оказалось достаточно. Вообще, ёмкость С1 не лишне подобрать - это стыковка "НЧ" и "СЧ". Далее в "ВЧ" звене меняем С2 - 3,3 мк здесь лучше ставить "МКП" чтобы снизить потери в "ВЧ".

Делитель R2, R5 (по заводской схеме 35АС-018) в данном случае то же "на пенсию", делить тут ему нечего. Частоты раздела по представленной схеме: НЧ/СЧ - чуть ниже 800 Гц, СЧ/ВЧ - 4300 Гц (примерно).
Особенности связанные с отверстием под новый "ВЧ" динамик изложены ниже.


МКТ К73-17

Как выбирал "ВЧ" динамик...

После замены среднечастотного динамика на SC13/8, вопрос о замене ВЧ звена стал очень актуален. Вместо 6ГДВ-7 я решил установить динамики Visaton SC10N8, поскольку уж они для того и сделаны, чтобы работать совместно с SC13/8. Более того, производителем динамиков разработан фильтр согласующий «СЧ» и «ВЧ». Как ни странно забугорный фильтр по количеству компонентов и номиналам почти 1:1 схож с фильтром 35АС-018. Да и настоятельная рекомендация "PVK" внесла свой вклад.... Качество исполнения этих динамиков никаких сомнений не вызывает. Каждый динамик уложен в пакет и в отдельную (скромную) коробку, которой достаточно, чтобы динамик сохранился в первозданном виде. Самый не приятный момент в замене «ВЧ» - это необходимость доработки отверстий под новые динамики.

Как делал переходник...
(примечание: Это было в 2004 году.....)

Вариант представляет из себя кольцо-переходник, которое заполняет штатное отверстие под ВЧ по диаметру и глубине. Размеры подбираются по месту!!!
На картинке переходник со вставленным в него динамиком (вид сзади)

Картинка сделана сканером, по этому передок SC10N/8 на заднем плане овальный.

Я делал переходники из того, что оказалось на тот момент под рукой.Это стандартные листы бумаги и клей «ЭДП» («боксидка»). Когда боксидка отвердеет, получается достаточно прочное, аккуратное кольцо, с торцов напоминает слоёную фанеру, да и по твёрдости думаю не уступает. Торцы колец которые будут выходить наружу, надо сровнять. После этого, уже готовые переходники вклеиваются при помощи той же боксидки в штатные отверстия под «ВЧ» в 35АС-018.
Когда отверстия будут таким образом подготовлены, необходимо разметить и просверлить (сверлить обязательно) отверстия для винтов крепления динамика. У меня получилось так, что отверстия пришлись почти как раз по шву вклеивания переходника. Это упрощает задачу центровки динамика. Динамик прикручивать осторожно, лучше использовать винты с выпуклыми (в меру) шляпками. Сильно не тянуть передок SC10N8 пластиковый, перестараетесь – запросто лопнет. По этой же причине не следует использовать шурупы с потайными шляпками. В целом получилось очень прочно и аккуратно.

Еще вариант доработки 35АС-018 с заменой ВЧ/СЧ

В связи с "апгрейдом" своей аппаратуры приятель предложил мне колонки "Амфитон 35АС-018" по цене 700 руб. за пару, плюс усилитель AKAI AM-49 за 2000 руб. Решил я забрать это добро для использования "а-ля дачный вариант". Комплект играл очень даже достойно и я всерьез начал подумывать о замене своих "Электроника 35АС-015" на "Амфитон" дома. Хочу предупредить сразу, что аудиофилом не являюсь, но и "медьведь на ухо" не наступал, поэтому моя оценка звучания основана только на том, что я слышу. Внешнее состояние у колонок оценивалось на твердую 4 у одной и на 3-ку у другой. В связи с большим весом акустики и переездами приятеля, углы и ребра ящиков немного пострадали, нужно было как-то скрыть этот дефект. И еще один интересный момент, на верхней грани одной колонки "вскрылся" шпон, на другой все было идеально, с чем это связано - не понятно, по словам предыдущего хозяина эксплуатация одной колонки ничем не отличалась от другой. Пока думал как облагородить корпуса нашел этот сайт, и решил заменить "заодно" ВЧ и СЧ звенья ("раз пошла такая пьянка..." :-)).

Что покупал....
Сделал заказ на AVC.RU. Заказал вот что:
1.SC 13/8 732.46 руб. 2шт. 1464.92 руб.
2.SC 10 N/8 511.42 руб. 2шт. 1022.84 руб
3.MKP 6.8/250 118.98 руб. 2шт. 237.96 руб.
4.MKP 3.3/250 82.08 руб. 2шт. 164.16 руб.
5.MKP 2.2/250 73.11 руб. 2шт. 146.22 руб.
6.MKP 10.0/250 161.04 руб. 2шт. 322.08 руб.
+ 250 руб. на почтовые расходы. Всего: 3608.18 руб.
(Цены на 04.04.2008) + 108.25 руб. взял Сбербанк. Итого 3716.43 руб.

Как переделывал....
Посадочное место под ВЧ динамик я подготавливал так. Из ДСП вырезал заготовки, перекрывающие штатные отверстия в 35АС-018 под ВЧ динамики. Эти заготовки устанавливаются с внутренней стороны АС и жёстко закрепляются винтами с гайками через штатные отверстия для крепления 6ГДВ-7. Перед тем, как установить заготовки на места, сверлом подходящего диаметра сделал углубления в штатных отверстиях для крепления динамиков чтобы «утопить» в них шляпки винтов. После установки заготовок на места я обозначил (очертил) на них установочное отверстие под ВЧ динамик. Сделал канавки в панели АС для винтов крепления динамиков.
поясняющий эскиз:

Потом я снял заготовки, приложил заранее сделанное лекало нового ВЧ динамика, наметил отверстия под крепёжные винты SC 10 N/8. Просверлил в заготовках отверстия для ввода проводов и отверстия для крепления динамиков. После этого установил заготовки и прикрепил к ним SC 10 N/8 длинными винтами: 50 х 4 с гайками.

Купил самоклеющую немецкую пленку, взял черную с фактурой под дерево, обернул корпуса со всех сторон. Знакомомый токарь выточил шипы (конусы с основанием 3 см длиной 4 см, продолжением является винт длиной 2 см с резьбой М6). Так как ребра у корпусов были биты (см. выше) и чтобы закрыть стыки пленки, "накрыл" их уголком ПВХ, обтянутым опять же пленкой (черных к сожалению не нашел). Уголок приклеивался на двусторонний автомобильный скотч. Заменил входные контакты на другие, со сквозным отверстием большего диаметра (под провод на 2,5 кв.мм). Да, еще стянул переднюю стенку с задней бруском 4*4 см (стоило ли, не знаю...:-)). Покрыл лаком таблички, покрасил решетки и декоративные пластиковые накладки краской из баллончика. Корпуса были готовы. По фильтрам: вынув платы с удивлением заметил, что на одной из них в фильтре НЧ звена ОТСУТСТВОВАЛ резистор R4 (2 ом), с чем это связано я не знаю, может банально забыли припаять(до меня колонки не разбирались - 100%, динамики под пломбами были). Отпаял все "лишние" элементы, припаял новые резисторы, старого типа не нашел, купил керамические, 2ух омных не нашел, соединил последовательно 2 по 1 ом. Поменял провода идущие от платы к динамикам и от клемм к плате. Взял для ВЧ - 0.75, для СЧ -1.5, для НЧ и "клеммы-плата" - 2.5 мм.кв.
Посылка из Питера пришла через 3 недели после проплаты заказа (особенности на AVC.RU).

Упаковано было все отлично, динамики были в целости и сохранности.
Новые конденсаторы закрепил на плату опять же с помощью двустороннего скотча, правда немецкого более дорогого. Спаял фильтры, собрал. Новый ВЧ подошел под мои отверстия четко, с СЧ тоже не возникло проблем. От усила до акустики использую тоже 2.5 мм.кв. медные провода. Все!

Итого затраты:
1.Заказ с AVC.RU - 3716.43 руб.
2.Пленка - ~300 руб.
3.Уголок - 150 руб.
4.Краска + лак - 90+90=180 руб.
5.Провода (внутри корпуса) - 180 руб.
6.Провода (усил.- акустика 4 метра) - 200 руб.
7.Скотч - 60 руб.
8.Клемники (2шт) - 50 руб.
9.Резисторы (6 шт.(2*1.2 Ом, 4*1 Ом)) - 120 руб.
10.Крепжные винты, гайки - 50 руб.
Вроде бы все, итого: 5010 руб. + стоимость самих 35АС-018 - 700 руб., свободное время, равномерно распределенное на 3 недели.
В итоге я получил даже больше чем ожидал. Звучание очень понравилось. В качестве истоника сигнала выступает DVD Panasonic S-47, усил соответственно Akai AM-49. Удачи Всем и побольше качественной любимой музыки.
Глухая" защита ВЧ в данном случае вызвана острой необходимостью!!! Маленькие дети! Как утверждает автор, влияние такой защиты не столь существенно, по сравнению с риском, остаться без ВЧ динамиков.

  • < Назад
  • Вперёд >

Акустические системы Амфитон 35АС-018 были приобретены новыми в конце 1980-х годов. В те годы одна акустическая система высшей группы сложности отечественного производства уровня S-90 стоила 150 советских рублей. Соответственно, пара таких колонок обходилась в 300 руб, будучи купленными новыми в советском магазине радиотоваров. А в конце 1980-х годов отечественная промышленность широко развернула производство такой акустики, и предложение её в магазинах было довольно представительным. Наряду с тогдашним флагманом, рижским ПО "Радиотехника", которое выпускало колонки 35АС-012 (S-90), аналогичную акустику производили ещё несколько радиозаводов. По размеру корпусов, массе (около 27 кг у одной колонки), частотной характеристике, мощности и гармоническим искажениям эта разнообразная акустика была очень сходной между собой. Так как выпускалась такие разномастные колонки высшей группы сложности на основе одних и тех же динамических головок громкоговорителей, правда, производимых разными радиозаводами. К примеру, головку 30ГД-2Б , которая была низкочастотным звеном такой высококлассной акустики, выпускали несколько различных советских радиозаводов.

Акустические системы Амфитон 35АС-018 в те годы производились сразу на двух радиозаводах, в г. Ивано-Франковск, что на Украине, и у нас в г. Волжск на ВЭМЗ. Стоили такие колонки те же самые 150 советских рублей за штуку, и в конце 1980-х повсеместно стояли на прилавках в отделах радиотоваров местных магазинов.

Акустика эта 4-омная, имеет номинальную мощность 35 Вт, а максимальную 70 Вт. Это означает, что выходная мощность усилителя, который работает на такую акустику, и которую он выдаёт на выходе, не должна превышать 70 Вт на канал. Рабочий диапазон частот такой акустики составляет от 25 Гц до 25000 Гц с учётом приличного завала АЧХ на краях рабочего диапазона. При использовании такой акустики с высококлассным и мощным усилителем типа Одиссей У-010 стерео можно обеспечить качественную озвучку приличных по площади помещений. При этом никакая добавка в виде сабвуфера не потребуется, потому что по звучанию на низких частотах акустические системы Амфитон 35АС-018 сами дадут фору любому сабвуферу.

Внешний вид акустических систем Амфитон 35АС-018:

Внешняя сохранность, а также сохранность их динамических головок, в том числе резиновых подвесов, у колонок очень хорошая, и они имеют практически заводской внешний вид:

Среднечастотный и высокочастотный динамики каждой колонки расположены под общим пластиковым обрамлением. Пластик обрамления снаружи окрашен серебристой краской. При этом диффузор среднечастотной головки защищён от повреждений металлической сеткой:

Низкочастотные головки расположены под защитными решётками, которые несложно окрутить и снять:

На передней стенке колонок внизу справа расположен выход трубы фазоинвертора. Фазоинвертор настроен на частоту резонанса в районе 30 Гц, и даёт увеличение уровня воспроизведения самых низших частот на несколько децибеллов. Здесь также расположился шильдик с изображением графика частотной характеристики акустической системы:

Снизу колонки снабжены пластмассовыми ножками. На задней стенке расположилась клеммная колодка для подключения соединительного кабеля. Кабель можно подключить как методом зажима, так и с помощью соединителей типа "банан" соответствующего диаметра. Красная клемма - это "+" колонки, чёрная это её "-":

Задние стенки колонок сплошные, и герметичные по отношению ко всему корпусу:

Сам корпус колонок выполнен из толстостенной ДСП, а снаружи облицован шпоном ценных пород древесины. Колонки тяжёлые, и масса каждой из них находится в районе 27 кг. Звучание данной акустики по-прежнему, как и 30 лет назад, качественное, и оно весьма высокого уровня. Единственный минус подобной акустики, по мнению автора, это недостаточная прозрачность звучания средних частот. В этом "виновата" среднечастотная головка типа 20ГДС-3-8 (20ГДС-4,15ГД-11А), которая по современным меркам устарела по звучанию. Низкочастотная головка типа 75ГДН-3-4 (30ГД-2Б) звучит вполне по современному, а высокочастотная головка 6ГДВ-7-16 (10ГДВ-2-16,10ГД-35) также вполне устраивает по качеству звучания, хотя в современной зарубежной акустике подобного уровня и массы высокочастотные головки звучат чище и прозрачнее. Но мы же не будем сравнивать "Ниву" и "Туарег" по комфорту, не правда ли? Тем более, что корни акустических систем Амфитон 35АС-018 заложены в первой акустике аналогичного уровня под названием 35АС-1, и фактически АС 35АС-018 являются незначительной модификацией АС 35АС-1. И эти самые 35АС-1 рижское ПО "Радиотехника" начало выпускать как раз с 1977 года. Примерно тогда, когда ВАЗ начал выпуск легендарной "Нивы".

Акустическая система 35АС-018 "АМФИТОН " является одной из семейства акустических систем S-90. Эта акустика имеет паспортную электрическую мощность - 70Вт. Номинальная электрическая мощность - 35Вт.

Электрическое сопротивление, номинальное значение - 4 Ома.

Диапазон воспроизводимых частот - 25-25000 Гц.

Характеристическая чувствительность в диапазоне частот 100-8000 Гц при мощности 1 Вт, По`Вт - 1/2, не менее - 0,38

Масса акустической системы, не более - 27 кг.

Габаритные размеры, мм - 371х721х290

Акустическая система представляет собой трехполосную акустическую систему, в которой в качестве низкочастотного звена используется головка громкоговорителя 75ГДН-3, в качестве среднечастотной - используется головка 20ГДС-3, и высокочастотной - головка 6ГДВ-7.

Акустическое оформление - фазоинвертор. Частоты разделения фильтров - 650Гц и 4,5кГц.

Особенность АС - использование в качестве подвесов для СЧ и НЧ динамиков - ППУ - пенополиуретановые подвесы. Также и отличается схема фильтра АС от S-90.



В интернете на сегодняшний день, немало статей, посвященных модернизации данной акустической системы. В основном, модернизация сводится к замене СЧ-ВЧ звена, а также изменения фильтра СЧ-ВЧ. Менять или нет, решение ваше. Но я бы не советовал "курочить" хорошую акустику, залезая в фильтры АС. Без специальных измерительных средств и возможностей, это было бы нецелесообразно делать. По моему опыту скажу, что СЧ динамик конечно является слабым звеном данной АС. Прослушивание АС с родными динамиками 20ГДС-3 (15ГД-11А), не впечатляло, по причине невыразительности по СЧ диапазону. Была произведена замена головки 20ГДС-3 (15ГД-11А) на динамик 6ГДШ-5-6, после замены, звук стал преобладать с более высоким тоном. Частота раздела СЧ-НЧ явно увеличилась. Комфортного звучания с этим динамиком не получить. Поэтому были приобретены динамики фирмы Visaton SC 13/8. Фильтры при этой замене не менялись. Звучание стало совсем не похожим, ни на головку 20ГДС-3(15ГД-11А), ни на головку 6ГДШ-5-6. Появился драйв, стереоэффект увеличился, объемность звучание также возросла. Не было провала, как с вариантом 6ГДШ-5-6.

Я любитель тяжелой музыки, множество гитарных риффов, переходов от одной тональности в другую, в сочетании с глубоким, собранным басом, делаю эту акустику также, по праву хорошим вариантом, для прослушивания многих музыкальных жанров.

Головка 6ГДВ-7 также меняется на головку 10ГДВ-2 с шелковым диффузором. На фото - представлена головка 6ГДВ-7, с пленочным диффузором. Звучание также изменится в лучшую сторону, меньше так называемого "цыканья".

НЧ головка 75ГДН-3 - Необходимо заменить подвес головки на новый ППУ- подвес. Так как старый подвес, уже пришел в негодность. Проклейка здесь не поможет. ППУ подвес сейчас достать можно без труда. Не меняйте подвес головки на резиновый, у вас ухудшится звуковая картина по басу сразу же. Только на ППУ! Меняя подвес на новый, необходимо тщательно очистить диффузоры от старого клея и следов старого подвеса. Также, при замене подвеса, следите, чтобы центровка диффузора динамика не нарушилась.

Проводка в акустике также подлежит замене. Можно заменить на провод OFC 2,5 или подобный.

Если шпон отделки пришел в негодный вид, можно оклеить акустику пленкой. Либо заменить шпон.

Наполнитель внутри АС не трогать, так как если даже его там неравномерно уложено, все равно не менять. Многие меняют ватные валики на все что угодно, не меняйте его. На заводе идет настройка звучания по НЧ. Поэтому количество наполнителя может быть разное. Фазоинвертор также не трогайте. Он хорошо настроен. Обратите внимание, при правильной установке АС, не наблюдается "бубнения" по НЧ.

Акустические системы необходимо поставить на подставки 30см от пола, а также можно изготовить или купить шипы для АС. На полу такая акустика стоять не должна!

Прослушивание акустических систем было произведено на усилителях: SANSUI-AU-G77X, Одиссей-у-010-стерео, Бриг-001, Радиотехника - У7111.

Итак, теперь, когда база готова, настало дело исполнителей. У нас это - пара легендарных советских колонок Амфитон 35АС-018, двоюродных братьев не менее легендарных S90. Правда, от настоящих Амфитонов у них уже мало что осталось, корпус разве что. Но это ни сколько не умаляет эпичность и легендарность сей конструкции.

Забегая вперед, скажу, что одну колонку из пары я уже начал реставрировать и довел практически до завершения, осталось только добить набивкой, наклеить пару уголков, и поставить ее на ножки, но раз уж Николай Иванович выложил новую версию своих чудо-разделительных фильтров, то было бы большим упущением их не опробовать.

Сейчас практически завершенная колонка имеет такой фильтр, только без резисторов, потому что ВЧ-звено не родное, и имеет чувствительность ниже оригинального (хотя производитель заявлял другое, сцука!). Мы же парой точных мановений паяльника и подбором соответствующих сопротивлений (другие звенья в колонках тоже не родные), превратим его в такой .

Что ж, приступим. Сейчас колонка выглядит вот так:

Ковер, ага, пылесосил сегодня)))

Чтобы добраться до фильтра, необходимо снять защиту и басовый динамик

Итак, все, что нам сейчас надо, раз резисторов уже нет, это впаять сопротивление между точкой соединения L2 и C1 и выводом на НЧ L1. Напаяем к соответствующим выводам длинные провода, чтобы можно было подбирать сопротивление непосредственно "на ходу" колонки.

Ставим обратно НЧ динамик и пробуем подбирать сопротивление. Начнем, как предлагает автор, с 12 Ом.

Ок, 8.2 Ома - самое то. Местный среднечастотник (не помню как называется, 20 гдс какой-то, и в конце - Б) - крикун еще тот, его давно пора было сделать потише. Вот сейчас звучит намного лучше:)

Что ж, фильтр все равно придется достать, хотя бы для того, чтобы качественно напаять на него резистор. И за одно осмотреть на правильность пайки, а то что то терзают мое сердце смутные подозрения...

Так и есть, после перепайки фильтр зазвучал ЗАМЕТНО лучше. Но резистор на 8,2 Ома все равно было решено оставить. Плюс было решено добавить 56Ом в параллель с ВЧ звеном, т.к. поле перепайки очень хорошо поднялись высокие частоты.

Все, теперь можно забивать оставшиеся внутренние пустоты паралоном, собирать и ставить эксперименты на людях.

UPD: Все таки потом перепаял СЧ и ВЧ.

После переделки, описанной выше, на СЧ получилось 4 Ома, что ну уже вообще не подходило под фильтр, рассчитаный на 8 Ом. И это уже довольно хорошо ощущалось на слух. Поэтому в парралель с СЧ были выбраны 20 Ом, а последовательно - 1 Ом. Конечно, искомые 8 Ом снова выставлены не были, но при данных номаналах колонка выдала приемлимый для автора звук:)

А параллель с ВЧ все-таки был впаян резистор 39 Ом, для согласования чувствительности.