Презентация по окружающему миру "Что растет на подоконнике?". На месте какой части растения появляется плод

Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России»

Тема: «Что растёт на подоконнике »

Цель: Познакомить с комнатными растениями.

Учить распознавать комнатные растения в классе и дома.

Задачи:

Образовательные: обучать навыку распознавания комнатных растений на рисунке и в натуральном виде. Формировать практические навыки ухода за растениями.

Развивающие: Способствовать становлению учебной деятельности.

Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к природе.

Планируемый результат : Учащиеся научатся узнавать комнатные растения по рисункам и с помощью атласа-определителя. Научатся наблюдать за комнатными растениями в классе и дома.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности.

- Муравьишка спешит загадать вам загадки. Отгадайте их.

Белая корзинка, золотое донце.

В ней лежит росинка и сверкает солнце.(Ромашка)

Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)

К какой группе можно отнести эти растения? (цветы)

Ребята, где вы можете увидеть ромашку?

На лугу.

А где растут розы?

На клумбе. В саду.

А вот ещё одна загадка от Муравьишки.

Очищают воздух, создают уют,

На окнах зеленею, круглый год цветут. (комнатные цветы)

Проблемный вопрос: Кто догадался о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

О комнатных растениях. (комнатных цветах)

Прочитайте тему урока на стр.24 в учебнике («Что растёт на подоконнике?»)

С учебной задачей нам поможет познакомиться поближе наш Муравьишка.

Давайте прочитаем, что мы сегодня узнаем, чему научимся.

3.Работа по теме урока.

Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть цветы в классе. Есть ли среди них знакомые для вас растения? Как они называются?

Давайте мы с вами рассмотрим некоторые из них (приглашаются 3 ученика, которые рассматривают растения и дают им характеристику) Остальные учащиеся дополняют.

Потрогайте листья цветка, рассмотрите окраску.

Кто из вас встретил знакомые растения? Как они называются?

Рассмотрите на стр.24 учебника. Что вы можете о них сказать?

Рассмотрите внимательно каждое растение.

4.Работа по учебнику. А вот о чём нам рассказала Мудрая Черепаха.

Это Бегония . Окраска бегонии разнообразная. Высота от 15см до 2 м. На подоконниках выращивают низкорослые бегонии. Родина бегонии- влажные леса жарких стран.

А это кактус. Его окраска зелёная. Напоминает ёжика. Иногда кактус так и называют -зелёный ёжик. Родина этого растения - далёкие пустыни.

А теперь прочитайте название этого растения. САНСЕВЬЕРА . В народе это растение часто называют «Щучий хвост».

Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Это растение радует нас множеством скромных красивых цветов. И белых, и розовых, и фиолетовых, и голубых… Это фиалка. У этого цветка есть второе название СЕНПОЛИЯ .

5 . Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Почему бабочку сравнивают с цветком? (она такая же красивая, яркая. нежная, разноцветная)

Дыхательное упражнение «Цветок»

6. Продолжение работы по теме урока. Практическая работа в группах. (с помощью атласа-определителя учащиеся узнают названия других растений в классе)

Это ФИКУС, АСПИДИСТРА, ХЛОРОФИТУМ, СУИНДАПСУС, ТОЛСТЯНКА, КАЛЛА.

Затем учащиеся выполняют задание в рабочей тетради на стр.13,14 №1,2. После завершения работы сообщают результаты своей работы.

7.Физкультминутка.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов». Дети повторяют движения под музыку за учителем.

8.Продолжение работы по теме урока. Составление памятки по уходу за комнатными растениями.

- Что нужно чтобы комнатные растения нас радовали? Перечислите.

1.СВЕТ
2.ТЕПЛО

4.РЫХЛЕНИЕ

5.ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

9.РЕФЛЕКСИЯ. Учащиеся отвечают на вопросы в учебнике на стр.25 и оценивают свои достижения.

Какую цель вы ставили в начале урока?

Чему вы хотели научиться?

Вам это удалось?

9.Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравился урок? (ответы детей)

Что нового узнали на уроке?

Мы узнали, что растёт на подоконнике. На подоконнике растут комнатные растения и все они имеют свои имена.

Слово учителя: Комнатные цветы радуют нас. С ними в комнате становится красиво и уютно. Поселившись в нашем доме, цветы приносят большую пользу: они увлажняют воздух, насыщают его кислородом, очищают от вредных примесей. Нужно уметь ухаживать за ними и тогда они будут долго радовать нас своей зеленью и красотой.

Молодцы! Муравьишке понравилось как вы отвечали.

Рассказать об одном из комнатных растений, которое есть у вас дома.


Проверка домашнего задания.

Назови части растения которые ты знаешь?

Что общего у разных растений?

Как называется часть растения, которая находится под землёй?

Как называется часть растения, в которой содержатся семена?

Какую часть

мы едим у петрушки, укропа, капусты?

На месте какой части растения появляется плод?


Тестирование.

Стр. 18.


Отгадай загадку.

-Эй, звоночки-

Синий цвет-

С язычком,

А звону нет!

Лик пахучий,

А хвост колючий!

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.


Сегодня на уроке:

  • Узнаем названия комнатных растений нашего класса.
  • Будем учиться определять комнатные растения с помощью атласа – определителя.

Работа в учебнике.

Стр.24.





Предки комнатных растений чаще

всего были привезены к нам из жарких стран, из пустынь. На своей родине эти растения достигали большой высоты и толщины. Условия, в которых растения росли на своей родине, похожи на условия в комнате. Поэтому комнатные растения

при правильном уходе могут

радовать человека много лет.


Родина бегонии тропические леса Южной Америки, Азии и Африки. Листья ее самой разнообразной окраски и имеют большие размеры.

Бегония.


Родом Сансевьера из Африки. Назвали это растение в честь итальянского князя Сансевьеру. Но есть у этого растения и другое название

«щучий хвост».

Сансевьера.


Родина этого растения Америка. Геппеаструм означает „кавалер со звездой“.

Геппеаструм.


Родина этого растения горы Африки. Фиалки не высокие растения. Им необходимо много света и тепла, поэтому они очень хорошо себя чувствуют на подоконнике.

Фиалка.


Фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветка и листьев.

Фиалка.


Родина этого цветка

Южная Африка. В переводе с греческого языка его название означает «прекрасный». Не прихотливое, теневыносливое, влаголюбивое растение.

Калла.


Эти цветы выращивают для срезки и создания букетов. Обычно букеты из кал дарят невестам.

Калла.


Родина этого цветка

Мексиканские далекие пустыни. Это многолетние растение. Они запасают и надолго сохраняют запас влаги.

Кактус.


В Мексике кактусы живут по 500 лет и достигают в высоту до 10 метров и несколько метров в ширину.

Кактус.


В пустыне кактусы единственный хранитель воды и часто спасают жизнь путешественникам. Колючки защищают растение от крупных животных.

Кактус.


У некоторых кактусов остался

только сочный стебель. Это Зигокактус. Цветет он в декабре,

за что и получил второе

название «декабрист».

Зигокактус.


А это кактусы которые любители цветов выращивают у себя дома на подоконниках.

Зигокактус.


Родина этого растения Южная Африка. В природе растение достигает высоты до 4-х метров.

Алоэ.


Это растение имеет лекарствен-ные свойства. Его сок укрепляет иммунитет всего организма, настойка смягчает кашель, листочки заживляют ранки

Алоэ.


Работа в парах.

Тетрадь стр.13, № 1.


Угадай растение.

Родина этого растения тропические леса Южной Америки, Азии и Африки. Листья ее самой разнообразной окраски и имеют большие размеры.

Это растение с коротким сочным стеблем, толстые темно-зеленые бархатные листья собраны. Цветки нежно-розового, белого или нежно-фиолетового цвета.

Это растение с длинными резными листьями, никогда не цветет.

У этого растения стебель толстый, а вместо листьев - колючки. Иногда на нем могут расцветать цветы.

Родом это растение из Африки. У него есть ещё одно название «щучий хвост».


Работа в тетради.

Стр.13,

2.

взаимопроверка


Проверь себя.

Гиппеаструм

Калла

Кактус

Сансевьера


Комнатным растениям необходимы:

1. Правильное освещение.

2. Достаточное количество воды.

3. Достаточное количество тепла.

2. Свежий воздух.

2. Забота человека.


Рыхлить почву нужно слегка на поверхности и только по краю горшка, чтобы не повредить корни.


Уход за комнатными растениями:

Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.


Уход за комнатными растениями:

Если у растений листья гладкие, небольшого размера.

Их можно опрыскать из пульверизатора.


Уход за комнатными растениями:

Поливать осторожно, чтобы не разбрызгать землю. Вода должна быть комнатной температуры, тёплой, ни в коем случае холодной. Не замочите листья, многие растения этого не выносят.


Вывод:

Любое помещение украшают комнатные растения. У каждого из них есть свое название. Поселившись у нас в доме они приносят большую пользу: увлажняют воздух, обогащают его кислородом, очищают от вредных примесей.


Проверь себя.

  • Какие растения растут в нашем классе?
  • С какими растениями вы сегодня познакомились?
  • Как называются растения, которые растут в комнате?
  • Родиной какого растения

являются Мексиканские

5. Какое растение прикладывают


Рефлексия.

Теперь я знаю, что...


Домашнее задание.

Учебник стр. 24 – 25.

КИМЫ стр.10.

Тетрадь стр.14, №3, №4.

Куст оконный и балконный.
Лист — пушистый и душистый,
А цветы на окне —
Словно шапка в огне.
Ответ (Герань)

На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные.
Ответ (Георгина)

Листок — стрелочкой,
Цветок — тарелочкой,
А стебель-былинка
Завит, как пружинка.
Ответ (Вьюнок)

На воде растёт цветок —
Белоснежный лепесток.
Ответ (Водяная лилия)

Стоит цвет-сухоцвет,
Травушка-невянка,
С бархатной одежкой
И с кошачьей ножкой.
Ответ (Бессмертник)

Всю зиму и все лето
В красное платье одета.
Ответ (Бегония)

Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу.
Ответ (Астра)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ (Подснежник)

На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это…
Ответ (Розы)

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ (Мак)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.
Ответ (Одуванчик)

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
Ответ (Одуванчики)

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает.
Ответ (Подснежник)

Лик пахучий,
А хвост колючий.
Ответ (Роза)

Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках …
Ответ (Мимоза)

Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка…
Ответ (Мимоза)

Длинный тонкий стебелек,
Сверху — алый огонек.
Не растенье, а маяк —
Это ярко-красный …
Ответ (Мак)

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
Ответ (Кувшинки)

Снимем мы среди болота
Замечательное фото.
Очень яркая картинка —
Распустилась здесь…
Ответ (Кувшинка)

С горы на паутинках
Свисают паучки —
Зеленые пучки.
Ответ (Камнеломка)

Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
Ответ (Кактус)

Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ (Подсолнух)

Вертится Антошка
на одной ножке,
Где солнце стоит,
туда он и глядит.
Ответ (Подсолнух)

На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький …
Ответ (Подснежник)

Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет.
Ответ (Плющ)

Плоские лепешки
На длинной тонкой ножке.
Лепешки очень колки,
на них растут иголки.
Ответ (Опунция)

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …
Ответ (Одуванчик)

На зелёной длинной ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ответ (Одуванчик)

Он - цветочный принц-поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам …
Ответ (Нарцисс)

Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный…
Ответ (Тюльпан)

Чтобы солнце сквозь стекло
К нам в окошко не пекло,
Я повешу шторочку,
На белую распорочку,
Не крючком плетеную —
Живую и зеленую.
Ответ (Традесканция)

Плоский, длинный, а не брус,
Полосат, а не арбуз.
Ответ (Сансьевьера)

Стоит в саду кудряшка — белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ (Ромашка)

Мы сплетем веночки летом
Для Оксаны, Маши, Светы,
Для Аленки, двух Наташек.
Все веночки из…
Ответ (Ромашек)

Чёрная макушка, жёлтая опушка.
Ответ (Подсолнух)

Вырос в поле дом-
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни закалочены.
Ответ (Подсолнух)

Посадили зёрнышко —
Вырастили солнышко.
Ответ (Подсолнух)

Поле, словно в желтых волнах.
Здесь растет цветок…
Поворачивает ловко
Он за солнышком головку.
Ответ (Подсолнух)

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ (Цветы)

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
Ответ (Цветок)

С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза.
Ответ (Фикус)

Накрыт бокал с водицей
Ежовой рукавицей.
Ответ (Кактус)

У садовницы — первой модницы
Платье то ли полиняло,
То ли краску поменяло:
Все было лиловое,
Стало васильковое.
Ответ (Гортензия)

Много лепесточков острых —
Красных, желтых, белых, пестрых.
На меня ты погляди-ка,
Называюсь я…
Ответ (Гвоздика)

На окне зимой и летом
Вечно зелен и красив.
Ярко-красным цветом
Горит нежно…
Ответ (Бальзамин)

Вырос кустик пышный,
На окне не лишний,
Листья незаметные,
А плоды запретные.
Ответ (Аспарагус)

Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час.
Ответ (Алоэ)

Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым
Алым петушком!
Ответ (Мак)

В красный шелк я одеваю степи
И даю название конфете.
Ответ (Мак)

Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
Ответ (Роза)

У нас ни пальцев нет, ни рук —
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся,
Но в маникюре не нуждаемся!
Ответ (Ноготки)

Мои цветы — оранжевое пламя,
А листья — как зеленые медали.
В названии — восточная страна.
Ну что, ребята, вы меня узнали?
Ответ (Настурция)

Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых —
Белых, розовых, бордовых!
Ответ (Пион)

По легенде, мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:
Я вообще-то не цвету!
Ответ (Папоротник)

Я открываю рот, как лев,
И называюсь…

Ответ (львиный зев)

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
Ответ (Колокольчик)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
Ответ (Колокольчик)

Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает.
Ответ (Ландыш)

Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке.
Ответ (Ландыш)

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Ответ (Ландыш)

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
Ответ (Ландыш)

На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
Ответ (Ландыш)

На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
Ответ (Ландыш)

Хороша я в свадебном букете,
И в саду, где свищут соловьи.
Круглый год во многих странах мира
Я служу признанием в любви.
Ответ (Роза)

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
солнца белые лучи.
Ответ (Ромашка)

Стоит в саду кудряшка —
белая рубашка.
Сердечко золотое,
что это такое?
Ответ (Ромашка)

Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится,
в еду не годится.
Ответ (Василёк)

Белые горошки на зелёной ножке.
Ответ (Ландыш)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Ответ (Колокольчики)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми …
Ответ (гвоздиками)

Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Ответ (Ирис — ирИс)

Рос шар бел, ветер дунул — улетел.
Ответ (Одуванчик)

Голова на ножке,
в голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку.
Ответ (Мак)

Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые …
Ответ (Незабудки)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
Ответ (Василёк)

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом!
Ответ (Незабудка)

Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …
Ответ (Василёк)

Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
Ответ (Василёк)

Мы несли грибы в корзине
И ещё цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назвался …
Ответ (Василёк)

Дождались весны и мая —

Вся природа расцветает,

Аромат наполнил день —

Чудно пахнет что? (Сирень)

Возле речки на лужайке

В голубой ажурной майке

Нежный, словно мотылек,

Что за цветик? (Василек)

— Любит-не-любит, —

Гадает Наташка,

Что же в руках у ней?

Цветик — … (ромашка)

Желтый солнечный глазок,

Белоснежный лепесток.

То не роза и не кашка,

Что же за цветок? (Ромашка)

В поле яркий огонек,

Посмотри-ка!

Что за пламенный цветок?

Красная… (гвоздика)

Лепестки простые,

Нежно-голубые,

Полюбуешься минутку —

Что запомнишь? (Незабудку)

После зимних холодов

Манит аромат цветов.

Что ж за цветы так хороши?

В лесу весеннем… (ландыши)

Из двух имен цветок сложился,

И этим очень он гордился.

Гордятся и Марго, и Рита

Каким букетом? (Маргариток)

Головка — красненький фонарик —

Вдруг превратилась в желтый шарик,

А свой зеленый модный фрак

Кто дарит осени? — Наш…(мак)

Цветок на опушке —

Лиловые ушки,

Ах! Будет мне жалко

Сорвать что? (Фиалку)

Стебель извивается,

Вверх ползти пытается.

Бело-розовый цветок

Назовешь ты как? (Вьюнок)

Что за желтенький цветочек

Ядовитым быть не хочет?

Стебелек, как кнутик!

Полюбите… (лютик)

Что за цветочки: как ромашки,

Хотя в оранжевых рубашках?

Блестят атласом лепестки.

Зовутся просто — … (ноготки)

Разбежались в поле ловко,

Словно солнышки, головки,

Желтенькие мальчики.

А как зовутся? (Одуванчики)