Какой максимальный ток утечки в автомобиле. Измерение утечки тока аккумулятора

При длительном простое автомобиля обычно возникают проблемы при осуществлении попыток его завести. Причиной этому является севшая после продолжительного простоя аккумуляторная батарея.

В каждом автомобиле имеется минимальный допустимый ток утечки, составляющий порядка 50-80 мА. Как правило, охранная сигнализация потребляет примерно 20-25 мА, внутренняя память контроллера системы впрыскивания расходует около 5 мА, автомагнитолы — 3 мА. Также незначительно потребляют ток элементы приборной панели и блок центрального замка. В результате набегает примерно 60 мА.

С таким расходом тока аккумуляторная батарея должна без проблем служить на протяжении нескольких лет, никогда не доставляя проблем своему владельцу. Но если суммарная утечка тока превышает показатель в 60-80 мА, то аккумулятор очень быстро сядет.

Для проведения правильного замера утечек тока необходимо сначала поставить мультиметр в режим определения постоянного тока на 10 или 20 А.

Наиболее безопасно проводить измерения тока в разрыве массы, то есть при снятой минусовой клемме аккумуляторной батареи. Но также возможно выполнение замеров и в разрыве «плюса».

Для того, чтобы определить возможную утечку тока в разрыве массы необходимо:

  1. Снять отрицательный зажим с аккумуляторной батареи;
  2. Подключить один из проводов амперметра к минусу аккумулятора;
  3. Второй провод разместить на снятом проводе, при этом соблюдение либо несоблюдение полярности для электронного мультиметра не имеет принципиального значения.


Для определения утечки тока на разрыве плюса следует:

  1. Отключить положительный зажим от аккумуляторной батареи;
  2. Амперметр подсоединить минусовой клеммой к контактной клемме автомобиля;
  3. Плюсовую клемму амперметра подключить к аккумулятору.

На следующем рисунке представлен общий порядок осуществления замеров тока в цепи какого-либо электропотребителя. Красной пунктирной линией показано недопустимое подключение амперметра.

Ток утечки составляет 520 мА, при этом включено освещение салона и лампочка в «бардачке».

Ток утечек нормальный при включенном контроллере и магнитоле.



Также подробнее остановимся на технологии определения утечки тока. Для этого необходимо:

  1. Подготовить свой автомобиль к проведению тестирования, для чего следует отключить автомагнитолу, погасить габаритные огни, освещение внутри салона, в общем, абсолютно все потребители тока;
  2. Затем необходимо выждать, около минуты и подсоединить амперметр к разрыву цепи, снять показания прибора. Минуту следует ждать по причине такой особенности автомобильной сигнализации, как их постановка на охрану не ранее, чем через такой временной промежуток;
  3. При обнаружении на индикаторе амперметра тока утечки, необходимо поочередно доставать и ставить на свое место предохранители и реле;
  4. Таким образом, когда ток обратно придет в норму, станет ясно, какая конкретно цепь допускает утечку.

Как видно из рисунков, вся процедура предельно проста и не требует приложения усилий и времени.

Замена АКБ и поиск утечки тока

Думаю что для многих данная информация ничего нового не расскажет, но надеюсь что кому-то она поможет.

Всё началось с того, что пару раз по утру авто заводилось не с первого раза.
Первым делом подумал на АКБ, но решил оставить до выходных, чтобы спокойно во всём разобраться и устранить причину. Но не тут то было, до выходных я не дотянул…

Придя утром на стоянку, завёл с первого раза, но что-то мне показалось подозрительным, как-то не так она завелась. Заглушил, завёл заново – всё нормально. Без проблем доехал до работы, а в обед решил прокатиться по делам, и тут – не завёлся.
При повороте ключа зажигания стрелки на приборной панели судорожно дрожат с каким-то непонятным скрежетом, а из под капота слышны щелчки стартера.

Здраво размыслив – вариантов было несколько:
1) Умер АКБ.
2) Что-то с генератором, из-за чего может быть недозаряд АКБ.
3) Стартер.
4) Утечка тока в бортовой цепи, что вызвало разряд АКБ.

Решил начать по порядку, т.к. проверка АКБ самый простой способ, и это единственное, что я мог бы сделать самостоятельно в данной ситуации.

Подключил мультиметр к АКБ – заряд 10.9 вольт, что уже не очень хорошо.
Поворачиваю ключ зажигания и под нагрузкой получаю 3 вольта, естественно ими стартер не прокрутить…

Вывод очевиден, умер родной АКБ.

АКБ 8E0915105G

Благо как-то по зиме озадачился выбором АКБ, т.к. родная батарея (8E0915105G ) была 2007 года выпуска, проработала 6 лет и рано или поздно должна была умереть.

Выбор был сделан в сторону BOSH S5 Silver Plus (0092S50050) .

BOSH S5 Silver Plus



BOSH S5 Silver Plus

Новый АКБ нашёлся в первом же магазине, где за покупку пообещали бесплатно проверить генератор.
Поменяв АКБ машина завелась с пол оборота. Доехал до магазина проверить генератор (чего же бесплатно не проверить и не убрать с него подозрение) – всё нормально, следовательно из моих четырех пунктов осталось проверить только отсутствие утечки тока.

Вернувшись вечером домой, подключил мультиметр, подождал 10 минут и ужаснулся, утечка тока 1.91 ампер.


Утечка тока 1.91 ампер

Судорожно начал вспоминать теорию, благо образование радиотехническое.
Для примера посчитал, чтобы таким током разрядить АКБ на 60Ah понадобится 60/1.91=31.4 часа, т.е. чуть больше одного дня.

Немного отступая от истории, расскажу как мерить утечку тока, может кому-то информация будет полезна.

При проверке необходимо помнить, что в любой машине есть минимальный ток утечки, потребляемый электроникой в “сонном режиме”.
Порог допустимого тока считается порядка 50-80 миллиампер, в зависимости от марки и комплектации автомобиля.

Для замера нам понадобится всё тот же мультиметр, который необходимо перевести в режим измерения тока и переставить измерительный щуп в верхнее гнездо.


Настройка мультиметра

Более безопасно мерить ток в разрыве массы (снятой с минуса АКБ), но во многих статьях пишется, что можно выполнять замеры и в разрыве "плюса".
Главное от греха подальше вытащить ключ из замка зажигания, т.к. в суете можно забыться и спалить мультиметр.

Мне как-то спокойнее работать с минусовой клеммой, поэтому отсоединив клемму от АКБ, один из щупов мультиметра подключаем к минусовой клемме АКБ, а другой щуп на снятый провод (полярность на мультиметре не имеет значения).


Подключение мультиметра к АКБ

Необходимо так же учесть, что все двери должны быть закрыты, кольцевик открытого капота должен быть заглушен, а так же учесть, что авто не сразу переходит в “сонный режим”, поэтому для чистоты замера лучше поставить на сигналку (или просто закрыть ЦЗ) и подождать пару минут.

Если к примеру после 5-10 минут мультиметр покажет значение до 80 миллиампер (на мультиметре будет 0.08 или меньше) то можно считать что ток в пределах нормы.

Я прождал ровно 30 минут, мультиметр упорно показывал 1.91 ампер…
Настроение немного испортилось, т.к. убить новый АКБ не совсем хотелось, следовательно начал искать утечку.

Первым делом я отключил всё, что связанно с проводкой, которую я делал сам, врезаясь в заводскую проводку автомобиля (очередной раз убедившись, что делать на разъёмах очень удобно). Слава богу мои доработки были не причём.

Самый простой способ определить какой блок электроники потребляет ток и не переходит в “сонный режим” – вытаскивать и ставить обратно предохранители. Занятие довольно нудное, но как правило причина находится.

Так как стандартная инструкция предохранителей написана на немецком языке, искать было не очень удобно, поэтому воспользовался русским вариантом, сделанным два года назад, сразу после покупки автомобиля.
Данный список предохранителей сделан по моему авто, переписан с крышки предохранительного отсека, поэтому на некоторых моделях может отличаться, но имея расшифровку перевода – сделать под себя не составит труда.


Передохранители

1. Klimaaniage – Кондиционер – 10А
2. Fussraumleuchten – Фонари освещения пространства для ног – 5А
3. Heizbare Waschdusen – Обогрев форсунок омывателя стекла – 5А
4. Kuhlerlufter - Вентилятор радиатора – 5А
5. Telefon, Multifunktionsschalter, Wartungskontrolle – Телефон, сенсор уровня двигательного масла, многофункциональные выключатели, обогрев задних сидений, штора заднего стекла, автоматическая трансмиссия – 10А
6. Klimaanlage, Drucksensor – Кондиционер (датчик качества воздуха), датчик давления – 5А
7. Elektronisches Stabilitatsprogramm – Электронная система курсовой устойчивости (ESP), выключатель сигнала торможения, датчик педали сцепления, датчик угла поворота рулевого колеса – 10А
8. Telefon – Телефон – 5А
9. Bremskraftverstarker – Усилитель тормозного привода (вакуумный насос) – 15А
10. Autom, LWR – Автоматический корректор света фар – 10А
11. Airbag – Подушки безопасности – 5А
12. Diagnose – Диагностическая розетка – 10А
13. Lenksaulenmodul – Модуль рулевой колонки – 10А
14. Bremsleuchten – Тормозные сигналы – 10А
15. Kombigerat, Navigation – Приборная панель, система навигации – 10А
16. Garagentoroffner – Стационарный пульт дистанционного управления гаражными воротами – 5А
17. Niveau, Reifendruckkontrolle – Помощь при парковке, регулирование дорожного просвета, контроль давления воздуха в шинах – 10А
18. Autom, LWR, links – Автоматический корректор света фар – 5А
19. Nebellicht – Противотуманные фары, задние туманные фонари – 15А
20. Пусто
21. Пусто
22. Tur (Fahrer und Beifahrer)
23. Fondturen (rechts und links)
24. Zentrale Komfortelektronik – Электрооборудование комфорта с единым управлением – 20А
25. Heizungslufter – Вентилятор отопителя – 30А
26. Heckscheibenheizung – Обогрев заднего стекла – 30А
27. Anhangevorrichtung – Прицепное устройство, розетка прицепа (блок управления) – 30А
28. Kraftstoffpumpe – Топливный насос, дополнительный насос дизельного двигателя – 20А
29. Пусто
30. Schiebedach – Панель люка крыши – 20А
31. Ruckfahrleuchten, Schaltkulisse, EC-Spiegel – Фонари заднего хода, автоматическая трансмиссия, диагностическая розетка, автоматически затемняемое внутреннее зеркало – 15А
32. Anhangevorrichtung (ab MJ 06) – Прицепное устройство – 15А
33. Zigarrenanzunder – Прикуриватель – 20А
34. Пусто
35. Kofferraumsteckdose – Розетка в багажнике – 30А
36. Wischeranlage – Стеклоочиститель – 30А
37. Wasch-/SRA-Anlage – Насос стекло и фаро омывателя, реле интервалов времени – 20А
38. Zentrale Komfortelektronik – Панель управления климат-контролем – 15А
39. Radio – Радио – 20А
40. Signalhorn – Звуковой сигнал – 25А
41. Standheizung – Система отопления – 30А
42. Elektronisches Stabilitatsprogramm – Электронная система курсовой устойчивости (ESP) – 25А
43. Motorsteuerung – Электронные системы управления двигателем – 15А
44. Sitzheizung – Обогрев сидений – 35А

Поочередно вытаскивая каждый предохранитель, подождав после этого минуту (т.к. открывалась дверь и блок комфорта “просыпался”) выяснил, что снимая 39 предохранитель (Радио) ток утечки становится 10 миллиампер.
Причина была найдена, хоть и был потрачен целый вечер.

Так как до выходных было пару дней, чтобы не сажать новый АКБ, пришлось на ночь вытаскивать 39 предохранитель.

На выходных начал разбираться с магнитолой RNS-E , и первым делом решил проверить предохранитель, установленный на самой магнитоле.


Предохранитель на магнитоле RNS-E

При попытке снять данный предохранитель – прилично обжёг пальцы, ходя до этого магнитола работала всего 5 минут, а сняв был немного в ступоре, мало того что он горячий, так ещё контактные ножки были чёрные и прилично обугленные…
Очистив контактные места и поставив новый предохранитель, подключил магнитолу, 10 минут послушал радио, проверил предохранитель – нагрева нет, после чего заново замерил ток утечки.

В этом ли было дело – покажет время, но по утрам машина стала заводиться с пол оборота. Возможно это стечение обстоятельств, что мой старый АКБ начал потихоньку умирать и то, что он каждую ночь питал магнитолу сказалось на нём, но с другой стороны не найдя причину был риск получить возгорание.

Пока что после многочисленных проверок – всё работает в штатном режиме.

После данного случая, чтобы при любом подозрении на АКБ можно было быстро проверить не снимая клем с АКБ, решил приобрести вольтметр в прикуриватель AIRLINE AVMD01 .


Вольтметр AIRLINE AVMD01


_______________________________________________________________________________________

Может кому пригодится, опишу основные настройки для Audi A4 B7, которые я делаю после каждого отключения АКБ:

1) Адаптация ESP:
В случае отключения и последующего подключения аккумулятора контрольная лампа загорается после включения зажигания. Чтобы лампа погасла, достаточно непродолжительного движения по прямой.

2) Сброс сервисного интервала (если вдруг сообщило о сервисе):
Делается с помощью VAG-COM, но если под рукой нет – то при включении зажигания удерживаем кнопку – "СЕРВИС", после того как автомобиль завёлся, отпускаем кнопку "СЕРВИС", нажимаем и удерживаем 3 секунды кнопку "СБРОС СЧЁТЧИКА", до звукового сигнала, сервис удалён.

3) Настройка магнитолы RNS-E:
Как правило, магнитола кодировку не обнуляет, но могут быть случаи, когда кодировка слетает. Чтобы проверить общую кодировку RNS-E надо нажать "NAV" и держать 5 секунд, отпустить, нажать большую кнопку слева от большой крутилки, держать 5 секунд, отпустить, нажать большую кнопку справа от большой крутилки и держать до появления меню.

4) Значение ограничения скорости (если установлен БК):
Значение степени предупреждения 2 программируется и отменяется установленными в рукоятке стеклоочистителя выключателями и только при выключенном зажигании.
а) Выключть зажигание.
б) Нажать и отпустить в приборной панели кнопку "СНЕСК". Включается освещение счётчика пробега и цифровых часов.
в) Нажать и удерживать минимум 2 секунды кнопку "СНЕСК". На дисплее появляется введённое пороговое значение максимальной скорости или перечеркнутый символ степени предупреждения 2 (если максимальная скорость предварительно не программировалась).
г) Для изменения скорости нажать на верхнюю или нижнюю сторону установленного в рукоятке стеклоочистителя переключателя функций. При этом происходит поэтапное (один этап 10 км/ч) увеличение или уменьшение значений.
д) Выключить зажигание для сохранения настроек.

5) Настройка даты и времени:
Установка часов:
Нажать кнопку "MODE", мигает часовая индикация.
Индикация часов увеличивается нажатием кнопки «+».
Индикация часов уменьшается нажатием кнопки «-».
Установка минут:
Нажать кнопку "MODE" так часто, пока не начнет мигать минутная индикация.
Индикация минут увеличивается нажатием кнопки «+».
Индикация минут уменьшается нажатием кнопки «-».
Установка календарной даты
Нажать кнопку "MODE" так часто, пока не начнет мигать индикация дня.
Индикация дня устанавливается нажатием кнопки «+» или «-».
Вновь нажать кнопку "MODE". Теперь мигает индикация месяца.
Индикация месяца устанавливается нажатием кнопки «+» или «-».
Вновь нажать кнопку "MODE". Теперь мигает индикация года.
Индикация года устанавливается нажатием кнопки «+» или «-»

6) Освещение приборов и центральной консоли:
Яркость приборов, дисплеев и освещения центральной консоли регулируется только при включённом свете, а при включении зажигания можно регулировать яркость фона указателей (стрелок) приборной доски.
Для увеличения яркости фона нажать кнопку «+».
Для уменьшения яркости фона нажать кнопку «-».

7) Адаптация окон:
а) Включаем зажигание.
б) Открываем все стекла (кнопками из салона).
в) Закрываем все стекла (кнопками из салона).
г) ОДНОВРЕМЕННО нажимаем ВСЕ кнопки на ПОДНЯТИЕ (кнопками из салона).
д) Держим 5 секунд.
е) Кратким нажатием любой кнопки опускания проверяем что функция заработала.

8) Адаптация (привязка) ключа:
а) Закрываем все двери.
б) Вставляем ключ в зажигание.
в) Нажимаем кнопку блокировки и удерживая поворачиваем ключ в положение I (не заводя автомобиль).
г) Ждем 10 секунд, ключ должен привязаться

Цена вопроса: 4 500 ₽

После долгой стоянки автомобиля при попытке его завести водитель будет слышать лишь щелканья реле либо слабые потуги стартера. Все это говорит о том, что аккумуляторная батарея разрядилась частично или же полностью. Списать эту ситуацию на саморазряд нельзя. Если аккумуляторная батарея полностью исправна, то для ее полного разряда в «ноль» должно пройти до нескольких месяцев. Отсюда следует, что это не что иное, как утечка тока в автомобиле. Как проверить самостоятельно это, должен знать каждый автовладелец. Но также это может говорить о неполадках в цепях и устройствах, отвечающих за заряд АКБ. Рассмотрим, что такое утечка тока, когда она бывает, как ее проверить, отыскать и устранить.

Типовые причины утечки тока в автомобиле

Такое часто возникает при невнимательном подходе к обслуживанию своего автомобиля. Например, АКБ может быть достаточно старой и уже отработавшей свой ресурс. Клеммы такой батареи уже в окалине, а проводка - в ужасном состоянии.

Иногда клеммы окисляются. Но чаще всего причиной являются не выключенные фары головного света или же габаритные фонари. Случаются ситуации, когда автовладелец забывает выключить на ночь аудиосистему. Работающая магнитола, да еще вдобавок с сабвуфером быстро разрядит аккумулятор. Причем не обязательно, чтобы музыка была громкой. Даже на «нуле» идет повышенное потребление электричества в бортовой сети. Если же водитель никогда не забывает про фары, постоянно ухаживает за машиной, тогда необходимо искать, где происходит утечка тока в автомобиле. Как проверить утечку и найти ее место? Существует несколько эффективных способов.

Нештатные устройства - первопричина утечки тока

Часто причиной утечки является дополнительное оборудование, которое было установлено производителем автомобиля или самим владельцем. С каждым годом количество различных электрических приборов в автомобилях растет. На это стоит обратить особое внимание. Первым делом смотрят на нештатное оборудование. Например, это может быть телевизор, сигнализация, усилитель, сабвуфер или еще что-нибудь. Автомобильные провода надежно защищены, а короткие замыкания возможны только в результате серьезных повреждений. К примеру, после ДТП могут разрушаться кожухи.

А что касается проводки не штатно установленного оборудования, то она часто укладывается кое-как и в любые удобные места, которые кажутся подходящими при первом беглом осмотре. К прокладыванию проводов нужно отнестись с особым вниманием. В таких шнурах часто и случаются КЗ. Это самая популярная причина всех утечек тока. Например, проложенные автолюбителем самостоятельно провода могли оказаться очень близко к горячим деталями двигателя, расплавиться, либо перетереться. И первое, и второе повреждение ведет к короткому замыканию.

Допустимые нормы потребления токов от АКБ

В автомобилях имеется несколько постоянных потребителей электрической энергии. Это могут быть часы, энергозависимая память ЭБУ, сигнализация и другие устройства. Все они питаются постоянно, так как не рекомендуется постоянно стирать память управляющего компьютера. В противном случае блок начнет процесс переобучения, а система сигнализации начинает работу только в тот момент, когда машина стоит, и двигатель не работает.

Из этого можно сделать вывод, что если машина потребляет ток в момент стоянки, то это вполне нормально. Но должна быть некая величина, которую можно посчитать, если просуммировать каждый потребитель. Например, сигнализации необходимо около 20 мА, памяти часов в автомобиле - не более 1 мА. Сумма потребителей и общее потребление может колебаться в пределах 50-80 мА. Это небольшой уровень, ведь одна включенная фара требует около 500 мА. Разрядить современный аккумулятор такими небольшими утечками просто нельзя даже в морозную зиму. Если же средняя величина потребления существенно выше, значит, есть утечка тока в автомобиле. Как проверить? Сделать это можно мультиметром. А если его нет под рукой, есть и другие эффективные способы. Но какой бы способ не использовался, важно найти и устранить эту утечку.

Самостоятельная диагностика мультиметром

Есть две типовых причины, по которым аккумуляторная батарея в автомобиле разряжается очень интенсивно.

Это несанкционированный потребитель либо же замыкание в бортовой сети автомобиля. Давайте рассмотрим, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром. С помощью этого способа можно легко обнаружить постоянно работающий потребитель, который постоянно потребляет ток и разряжает батарею. Для диагностики прибор переводят в режим амперметра. Не стоит забывать, что в сети автомобиля ток постоянный. Диапазон измерений должен составлять до 10 А. Прежде чем начать измерения, необходимо правильно подключить тестер, а потребители лучше отключить. Нормой считается от 15 до 70 мА.

Особенности подключения устройства

Перед тем как проверить утечку тока в автомобиле тестером, необходимо знать особенности подключения. Зачастую, тестер подключают в разрывы цепи. Чтобы создать обрыв, нужно снять с “+” аккумулятора провод, а затем снова замкнуть эту цепь проводом от прибора к клемме, а вторым концом мультиметра - к клемме аккумулятора.

Важное замечание. Не стоит включать тестер в сеть, подсоединив его к плюсу и минусу аккумулятора. Это станет причиной короткого замыкания, и в измерительном приборе сгорит предохранитель. Если все сделано правильно, тогда на экране измерительного устройства появится число. Это ток, который потребляют постоянно подключенные приборы. Если цифра превышает норму, тогда утечка есть. Нужно проверить место, где имеется пробой. Как далее проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля мультиметром? Затем по очереди вытягивают предохранители. Это делается для размыкания цепей. Когда показатели тока придут в норму, значит, найдена проблемная цепь. Дальше необходимо заняться ремонтом или заменой устройства в цепи.

Как искать пробой?

Специалисты рекомендуют проверить ток утечки (аккумуляторе автомобиля) мультиметром и затем визуально тщательно осмотреть все не штатно установленные приборы, их части, провода.

Возможно, что-то подверглось механическому воздействию. Если говорить о сигнализации, то это могут быть концевики. Если никаких следов повреждений, обгорания или коррозии нет, необходимо перейти к более сложным способам диагностики. Они позволят значительно сузить круг поисков. Например, специалисты по автомобильной электрике часто вытягивают по очереди предохранители и следят за тем, будут ли искрить контакты. Если есть вспышки, а в этой цепи не должно быть напряжения, тогда здесь утечка тока в автомобиле. Как проверить ее? Тестер в помощь. Когда подозрительное место найдено, необходимо найти в цепи короткое замыкание. Для этого каждый провод прозванивают тестером на предмет целостности. Это делается при помощи все того же мультиметра. Но он будет работать уже в режиме измерения сопротивления.

Дополнительные проверки с мультиметром

Иногда возникают ситуации, когда даже при тщательных проверках найти источник неприятностей не удается.

Тогда проверяют места, которые не имеют предохранителей. Это стартер и генератор. Часто одной из причин разряда аккумулятора является неправильная работа последнего элемента, который не заряжает, а наоборот - разряжает батарею.

Опасность высоких токов утечки

Если в бортовой сети наблюдаются утечки тока, это ведет к разряду аккумулятора. Конечно, зарядить современную АКБ несложно. Но это только временное решение. В случае с кислотными батареями, которые внутри представляют собой пластины, залитые смесью серной кислоты и дистиллированной воды, когда они разряжаются, кислота в виде соляных соединений может оседать на пластинах. Это уменьшает рабочую площадь батареи и снижает ее рабочие характеристики. Спустя время соли кристаллизуются и больше не растворяются в электролите. В результате батарея умирает.

Заключение

Чтобы в один прекрасный момент не остаться без автомобиля, необходимо тщательно следить за его состоянием. Особенно это касается аккумулятора. Как видно, причиной разряженных батарей могут быть короткие замыкания и очень важно знать, как правильно проверить утечку тока на автомобиле.

Утечка тока в землю – довольно популярное и ходовое понятие. Большинство людей пользуются им в разговорном обиходе, но далеко не каждый понимает его физическую сущность и до конца не осознает масштаб пагубных последствий этого явления. Для людей, не сведущих в тонкостях электротехники, достаточно будет знать, что под данным понятием следует понимать протекание тока от фазы в землю по нежелательному и не предназначенному для этого пути, то есть по корпусу оборудования, металлической трубе или арматуре, сырой штукатурке дома или квартиры и другим токопроводящим конструкциям. Условиями возникновения утечек является нарушение целостности изоляции, которое может быть вызвано старением, термическим воздействием, как правило, вызванным перегрузкой электрооборудования или механическим повреждением. В этой статье мы расскажем читателям сайта , чем опасна утечка тока в квартире, какие причины ее возникновения и меры защиты в домашних условиях.

Чем она опасна?

Электрическая изоляция не может быть идеальной, поэтому при работе потребителя электроэнергии, даже в случае ее полной исправности, утечка тока всегда имеет место, величина которой имеет мизерное значение и не представляет опасности для человека. В случае частичного или полного нарушения изоляции, значения токовых утечек возрастают и могут быть серьезной угрозой здоровью и жизни людей. Проще говоря, в случае потери сопротивления изоляции при прикосновении к корпусу электротехнического устройства, кабельной оболочке, штепсельной вилке или розетке, трубе водопровода или отопительной системы, стене дома или квартиры, человеческое тело выступит в роли проводника, через который пройдет протекание токов утечки в землю. Последствия могут быть самыми печальными, вплоть до летального исхода.

Не стоит забывать о том, что наличие утечки в электрохозяйстве дома и квартиры может влиять на потребление электрической энергии. При наличии данного явления в проводке, даже в случае отключения всех потребителей, электрический счетчик будет фиксировать расход электричества.

Характерные признаки

Обладая понятием, что такое утечка электричества, причинами возникновения и сопутствующим опасными последствиями, хозяину дома или квартиры не мешает знать, как определить электрооборудование с пониженным сопротивлением изоляции. Для начала следует твердо усвоить, если при прикосновении к электрическому прибору, к трубопроводам или стенам в помещении, ощущается даже едва уловимое воздействие электричества, в электросети дома или квартиры имеет место утечка тока. Потеря сопротивления изоляции может произойти, как в неисправных потребителях электроэнергии, так и в проводке. Частый признак опасного явления — когда .

Как определить, поврежден ли электроприбор?

Классическим средством измерения сопротивления изоляции является мегомметр, но, так как такой прибор в домашнем обиходе вещь довольно редкая, для этой цели можно использовать простейшие и доступные средства измерения, такие как индикатор напряжения и мультиметр.

Другой вариант — проверить утечку тока индикатором напряжения. Такой способ проверки можно использовать в том случае, если проверяемый электроприбор имеет металлическую оболочку. В случае, когда есть сомнения в исправности и безопасности пользования прибором, наличие или отсутствие утечки можно проверить отверткой-индикатором, предназначенным для поиска фазы в сети. Для этого необходимо при включенном потребителе прикоснуться жалом отвертки-индикатора к металлическому корпусу электротехнического устройства, если произойдет даже слабое срабатывание индикации фазоискателя, проверяемый потребитель неисправен и представляет опасность. Более подробно о том, мы рассказали в отдельной статье.


Утечка тока на корпус в приборе с металлической оболочкой может быть вызвана не только потерей сопротивления изоляции. Причиной этого может служить обрыв перемычки заземляющей металлический корпус изделия, в том случае, если предусмотрена система заземления.

Важно! Во время проверки необходимо соблюдать осторожность и исключить прикосновение руками металлического корпуса изделия и жала отвертки.

Проверка мультиметром. мультиметром производится только на обесточенном оборудовании. Перед проверкой измерительный прибор необходимо переключить в режим измерения сопротивления на отметке 20 МОм. Щуп мультиметра зафиксировать на корпусе проверяемого изделия, второй на одном из контактных штырей вилки. Такую же операцию необходимо проделать для второго контактного штыря и с заменой полярности щупов. На исправном электрооборудовании на шкале измерительного прибора должна высвечиваться бесконечность. В противном случае электрооборудованием пользоваться нельзя, его необходимо либо сдать в ремонт, либо утилизировать. мы также рассмотрели на сайте.


Проверка мегомметром. Порядок проверки такой же, как в случае с мультиметром. Пользуясь мегомметром, необходимо помнить, что при вращении его рукоятки на выходе этого прибора генерируется напряжение от 500 до 1000 Вольт, которые могут безвозвратно вывести из строя слаботочные электронные элементы оборудования.


О том, мы рассказывали в отдельной статье на сайте!

Поиск проблемы в электропроводке

Утечка в скрытой проводке дома или квартиры может вызвать поражение электрическим током во время штукатурки стен или клейки обоев. Как ее обнаружить без привлечения специалистов и использования специальных приборов. Существует проверенный способ проверки утечки в скрытой проводке дома или квартиры с использованием транзисторного радиоприемника, имеющего средневолновый и длинноволновый диапазоны приема. Перед проверкой необходимо выключить все потребители электроэнергии. Далее необходимо пройтись с приемником, предварительно настроенным на частоту, на которой нет вещания радиостанций, в непосредственной близости от стен в местах прокладки проводки. При приближении к проблемному месту динамик приемника начнет характерно фонить.

Средства защиты

Для того чтобы гарантированно исключить в доме случаи элктротравматизма, необходимо обустроить домашнюю электрическую сеть средствами защиты от утечек, в качестве которых в настоящее время находят широкое применение устройства защитного отключения (УЗО) и дифференциальные автоматы. О том, мы рассказывали в отдельной статье.

Альтернативный вариант — использовать , который совмещает УЗО и автоматический выключатель. Дифавтомат также поможет защититься от неблагоприятного явления, т.к. моментально сработает и обесточит сеть при возникновении опасности.

Более подробно узнать о том, для чего нужно использовать УЗО, рассказывается в видео:

(0 )

При включении слышны только щелчки реле либо стартер все-таки включается, но крутит слабо. Все эти симптомы свидетельствуют о том, что аккумулятор во время стоянки разрядился полностью или частично.

Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни

Саморазрядом это объяснить нельзя – исправный аккумулятор разряжается долго, несколько месяцев – а значит, произошла утечка тока, либо имеется неисправность в системе зарядки аккумулятора, и водитель, ставя автомобиль на стоянку, не знал о том, что аккумулятор недостаточно хорошо заряжен.

Распространенные причины утечки тока

Диагностируя причину преждевременной разрядки, необходимо (и это общее правило для диагностики любой неисправности в автомобиле) отсечь причины, свидетельствующие не о неисправности. А вернее, о невнимательном отношении к автомобилю. К примеру, аккумулятор может быть старым и выработавшим ресурс, клеммы покрыты окалиной, либо провода могут быть в плохом состоянии и т.п. Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни. Если же повода думать, что причиной разряда стал один из вышеперечисленных или сходных факторов, нет, можно констатировать наличие неисправности проводки и начинать поиск места утечки.

Допустимые пределы потребления тока аккумулятора

В автомобиле имеется ряд «санкционированных» постоянных потребителей электричества. Это могут быть часы, память , сигнализация и т.п. Все они постоянно запитаны, так как память ЭБУ, к примеру, стирать не рекомендуется, иначе блок будет переобучаться, запоминая текущие настройки заново, а сигнализация вообще работает как раз в те моменты, когда двигатель выключен и автомобиль стоит на месте.Из этого следует, что потребление тока на стоянке – нормальное явление и должно иметь какую-то постоянную величину, которую можно вычислить, сложив потребление всех потребителей. К примеру, сигнализация может потреблять порядка 20 мА, память часов - 1 мА, магнитола - 3 мА и так далее. Суммарное потребление должно колебаться в пределах 50 – 80 мА. Это небольшое потребление (к примеру, даже одна включенная лампа потребляет в районе 500 мА), и сильно разрядить современный аккумулятор такими утечками нельзя даже зимой.Если же по результатам измерений выясняется, что средняя величина постоянного потребления существенно превышена, значит, в бортовой сети есть утечка и ее необходимо устранить.

Как самостоятельно определить наличие утечки тока

Основных причин интенсивного разряда две – наличие «несанкционированного» потребителя тока, либо короткое замыкание в бортовой цепи. Обнаружить утечку тока, поглощаемого постоянно работающим потребителем, можно, воспользовавшись бытовым прибором под названием «мультиметр». Для поиска неисправности мультиметр необходимо перевести в режим амперметра, не забывая о том, что ток в бортовой сети постоянный, и выставить диапазон измерения до 10 Ампер.Перед началом измерений амперметр необходимо правильно подключить к бортовой сети, а потребители тока, наоборот, должны быть, по возможности, отключены.

Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования

Чаще всего амперметр подключают в разрыв цепи. Для того чтобы образовать разрыв, необходимо снять с плюсовой клеммы аккумулятора провод, а затем вновь замкнуть цепь, подключив один провод амперметра к самой клемме, а другой – к снятому проводу. Ни в коем случае нельзя подключать мультиметр, работающий в режиме амперметра, к плюсовой и минусовой клеммам аккумулятора, так как в результате этого действия получится то самое короткое замыкание, и в приборе сгорит предохранитель.Если вы все сделали правильно, на дисплее мультиметра высветится число, соответствующее силе тока, потребляемого постоянно подключенными электроприборами. Если сила тока выше нормы, значит, есть утечка.

Поиск утечки тока

Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования (штатного или нештатного), которого в современных автомобилях с каждым годом становится все больше.Начиная искать утечку, прежде всего, следует обратить внимание на приборы, установленные в автомобили нештатно, к примеру, на сигнализацию или дополнительный вентилятор охлаждения. Штатная проводка автомобиля хорошо защищена, и возникновение в ней короткого замыкания возможно лишь после существенных металлических повреждений (разрушение защитного кожуха в результате ДТП, например). Зато проводку нештатных приборов приходится укладывать в первое попавшееся место, которое при поверхностном осмотре кажется подходящим, на самом деле таковым не являясь. Именно в этой проводке чаще всего и возникает короткое замыкание – наиболее распространенная причина появления утечек тока.К примеру, проложенные провода могут оказаться слишком близко к блоку двигателя и начинают плавиться под воздействием исходящего от него тепла или просто тереться о край металлического кронштейна. И то, и другое приводит к нарушению изоляции и появлению короткого замыкания.Итак, алгоритм поиска утечки тока, по совету мастеров-электриков, должен быть таким. Измерив силу тока амперметром и убедившись, что утечка есть, нужно переходить к визуальному осмотру, начиная с нештатно установленных приборов и их частей, подверженных механическому воздействию. К примеру, в случае с сигнализацией это могут быть «концевики» - специальные длинные кнопки, размыкающие и замыкающие цепь при открытии и закрытии дверей.Убедившись, что видимых следов деформации, обгорания и коррозии на проводах нет, стоит прибегнуть к более сложным методам диагностики, позволяющим сузить круг поиска. К примеру, электрики часто вынимают по очереди предохранители из каждой цепи, внимательно следя за тем, искрят контакты при размыкании или нет. Если искрение наблюдается, а в цепи напряжения быть не должно (приборы, которые она питает, должны быть в данный момент выключены), вполне возможно, утечка тока именно там.Определив подозрительную часть проводки, следует искать замыкание в ней, «прозванивая» провода, один за другим на предмет целости. Это делается все тем же мультиметром, но в режиме омметра, так как в данном случае необходимо наблюдать сопротивление интересующего нас провода. Показания сопротивления, так же, как и сила тока при нормальной разрядке аккумулятра, должны быть больше нуля, а конкретная величина зависит от сечения измеряемого провода.Итак, найти утечку тока самостоятельно вполне реально, если научиться пользоваться мультиметром и освоить метод исключения, обращая внимание попутно на различные странности – оплавленные или перетертые провода, следы ржавчины вблизи проводки и так далее.