Виды задвижек для ворот. Учимся делать оригинальный запор для калитки. Накладной плоский и винтовой запор

Когда хозяин желает обезопасить участок или здание под гараж от проникновения злоумышленников или посторонних лиц, он ставит массивные ворота. Для усиления защиты их можно оборудовать засовами, и устройства создадут дополнительное препятствие к несанкционированному вторжению. Самостоятельное изготовление засова – задача несложная.
Его особенности зависят от типа конкретного механизма.
Засовы бывают:

  • Сдвижные;
  • Поворотные;
  • Ригельные.

Для изготовления засова своими руками, который будет защищать распашные ворота, понадобится некий набор инструментов.

В него входят:

  1. Швеллеры;
  2. Щеколды;
  3. Деревянные бруски;
  4. Гвозди и болтики;
  5. Крепкий шнур.

Из электрооборудования пригодятся сварочная техника и дрель со сверлом, перфорирующим металлическую поверхность.

Разновидности засовов для двустворчатых ворот

Устройства, которые мы рассмотрим ниже, хорошо подходят для двустворчатых входных групп. И каждый вид изделия хозяин сможет сделать в домашних условиях.

«Шлагбаум» — самый распространенный засов для двухстворчатых ворот

«Вертушка»

Этот тип засова встречается на воротах гаражей и разных хозяйственных построек, которые закрываются при помощи распашных двустворчатых ворот или дверей (возможно, они также изготавливались своими руками). «Вертушка» – самое примитивное устройство, движущейся частью которому служит деревянный брусок.

Засов «Вертушка» для двухстворчатых ворот

Параметры данной детали таковы :

  • Длина – не менее 1,5 м.
  • Толщина – от 5 до 10 см.

Держаться деревянные балки будут на швеллерах. Их крепят на ворота сквозным болтом, добиваясь полной неподвижности. Дырочку просверливают дрелью с насадкой по металлу. Если дрели нет, работу выполняют сварочным аппаратом. Один швеллер крепят чуть выше, второй – пониже. Брусок фиксируют в центральной части края полотна, открывающегося внутрь. Его вращение должно происходить против часовой стрелки.

«Шлагбаум»

На распашные ворота поставить этот засов своими руками также несложно.

Засов «Шлагбаум» используют с уличной стороны ворот

  1. Брус или железную пластину длиной до 60 см крепят болтом к створке (на 1/3 от края).
  2. Приваривают два швеллера длиной 10 см. Ширина элементов должна соответствовать брусу. При работе с пластиной швеллер заменяют обрезанным металлическим уголком (пластина должна плотно внедряться между деталью и створкой).

Если есть желание оснастить «шлагбаум» навесным замком, с одной стороны пластины под запор приваривают петлю. Второе кольцо крепят на створку.

«Шпингалет»

Модель станет более функциональной при сочетании с вертикальными запорами. Изготавливают ее из трубки Ø 10 мм и больше. Материал режут на 3 куска с длиной одного около 10 см и двух других – по 5 см.

Шпингалет лучше использовать вместе с вертикальными засовами

Самую длинную часть приваривают на край полотна горизонтально. Один 5-сантиметровый отрезок приваривают по краю противоположно первой трубке. Далее в них вдевают шпингалет, согнутый из Т-образного штыря (для его изготовления прут по диаметру подбирают так, чтобы он без затруднений входил в трубку). Шпингалет перемещают до упора и на его край приваривают 3-й отрезок трубы.

Фиксируют запор креплением куска металлической пластины под ручку. Для навесного замка предусматривают легкий вход ручки в проушины с петлями.

Засов с запорным механизмом

Этот вариант считается идеальным для высоких железных врат. Изготавливают засов с запорным механизмом следующим образом :

  1. Вверху коробки приваривают кусок арматуры диаметром 15 см (так называемый палец). В ходе эксплуатации за него будет заходить другой изогнутый палец, зафиксированный анкерным стержнем.
  2. Сам анкерный стержень крепят на кусок трубы подходящего диаметра. Еще один кусок позиционируют ниже центральной точки. После фиксации стержня дно нижней трубочки заваривают, после чего проверяют вращение анкера.
  3. В анкерном стержне пропиливают болгаркой отверстие и вставляют калёную железную пластину, производя закрепление болтом. На втором полотне делают крючок, за который при закрытии ворот будет уходить пластина.

Универсальные варианты засовов

Со щеколдой и верёвкой

Для изготовления своими руками такого засова на калитку понадобится щеколда с фиксаторами, расположенными с одной стороны. К дверце ее крепят, придерживаясь угла 40°.

Через кольца продевают прочную верёвку и оставляют ее конец в надежном месте. Калитка открывается в тот момент, когда человек дёргает за шнурок. Хозяину двора этот способ защиты придется по душе, зато посторонние лица вряд ли смогут пробраться на участок.

Засов с балкой и щеколдой

Хитрая конструкция состоит из бруска, который вращается на круглой панели. Открывается такой засов изнутри при помощи ручки. Для усиления надежности механизма устанавливают щеколду, открыть которую также получится только изнутри. Взаимодействие щеколды с балкой обеспечивают, слегка сточив ее нижнюю часть наискось.

Сдвижной засов

Засов такого плана своими руками легко сделать и для ворот, и для калитки. Принцип работы одинаковый. На изготовление изделия уходит одна металлическая пластина с параметрами 50 мм ширины и около 40 см длины. Впоследствии деталь будет «ездить» вперед-назад по специальным пазам.

Довольно распространенная конструкция. Раньше такие засовы делали из дерева, но теперь распространенный материал — стальные полосы

Сами пазы закрепляют болтами или путем сварочных работ. В них вставляют пластину и для большей надежности обеспечивают входную группу вертикальными засовами. Эту часть конструкции получают из штырей Г-образной формы Ø 10 мм. Для защиты гаражных ворот упор закрепляют вверху полотна, чтобы при закрытии получалось ее фиксировать. В других случаях, где применяются распашные врата, два вертикальных засова обустраивают в нижней части.

Запоры для калиток обычно покупают, а для ворот делают самостоятельно. В чем тут дело? Причин несколько:

  • Калиткой пользуются чаще, механизм должен работать как часы. Сможете сделать самостоятельно?
  • Запор для калитки всегда на виду. Он должен иметь красивый внешний вид и в тоже время какой-нибудь секретный механизм открывания или обычный врезной или накладной замок.
  • Калитки более или менее стандартны и выбор запирающих устройств достаточен для того, чтобы выбрать подходящий.
  • Ворота более индивидуальны: размеры, материалы, конструкция. Запоры прячут. Никому не хочется открывать такой широкий доступ на свой участок или в гараж. Красота отходит на второй план, главное – надежность и безопасность. Поэтому мы и мастерим засовы для ворот каждый по-своему. А какую мы выберем конструкцию – это уже секрет.

Разновидности запоров для ворот

Придумать абсолютно новый засов на ворота сложно, да и зачем? Их и так достаточно:

  1. «Вертушки». Так называют запоры с осью вращения посередине. При повороте «крылья» вертушки запирают обе створки. Простой временный запор, используется, когда вы уезжаете ненадолго.
  2. «Шлагбаумы». Разновидность вертушек, когда ось вращения расположена на краю засова для ворот.
  3. «Шпингалеты». Засовы на ворота этого типа наиболее распространены. Их можно купить готовые (красивые и не очень крепкие) или изготовить своими руками (мощные, но непрезентабельные). Засов для ворот этого типа используют не только для запирания, но и для фиксации створок в нужном положении. При необходимости конструкции этих трех типов можно дополнить «ушками» и навесить замок.
  4. Запоры с фиксацией. Такой тип используется для запирания дверей у фургонов, бортов у грузовиков.
  5. Запорные механизмы типа сейфа. При повороте рукоятки створки притягиваются и фиксируются сразу в двух местах, сверху и снизу.

Отметим, что все засовы на ворота не предназначены для посторонних глаз, поэтому требования внешнего вида на них не распространяются.

Как сделать вертушку?

Для изготовления вертушки своими руками вам не понадобится сварка, в этом ее плюс. Дрель, сверло, болт, полоса железа или профильная труба – вот и все, что нужно.

Схема запора типа «вертушка»

  • Делаем отметку посередине и сверлим отверстие по диаметру болта.
  • Такое же отверстие сверлим в одной из створок ворот.
  • Если предполагается запирать засов на замок, на конце полосы сверлим еще одно отверстие и загибаем ушко для замка. Можно приварить его отдельно.
  • Временно прикручиваем полосу на болт и размечаем положение скобок, куда приходит запор при повороте. Одна расположена открытой частью вверх, другая – вниз.
  • В одной скобе предусматриваем отверстие для дужки замка. Можно просверлить его уже после сборки.
  • После окончательной сборки желательно сделать головки болтов несъемными. Болгаркой спилите грани и прорези с внешней стороны ворот.

Ставим шлагбаум на ворота

Этот тип запора отличается от предыдущего расположением оси вращения и скобок. Отверстие под болт сверлят на краю полосы, а скобки (лучше 3) крепят открытой частью вверх на обеих створках. Чем длиннее засов, тем меньше «люфтят» створки ворот.


Запор типа «шлагбаум»

Разновидностью «шлагбаума» можно считать рейку из бруса во всю ширину ворот. На опорных столбах приваривают две скобы буквой «П», на створках посередине две открытые. Вставив брус во все четыре скобы, мы получаем надежно зафиксированные створки ворот.

Запоры-задвижки своими руками


Засов такого типа более популярен и в магазине можно найти несколько разных конструкций: плоские, круглые, с пружинами. Но их легко сделать своими руками из подручных средств. Для этого желательно иметь:

  • Болгарку.
  • Дрель.
  • Сварочный аппарат.

Изготовление задвижки начинаем с поиска пары труба-стержень. Стержень (запирающий пруток) должен свободно перемещаться в трубе. Отметим, что труба не обязательно должна быть круглой. В профильную трубу 15х15 мм с толщиной стенок 2 мм входит пруток диаметром 10 мм. Для усиления ее можно вставить в трубу следующего размера (20х20) и заварить края. Толщина стенок станет 4 мм – более чем достаточно.

Самый простой вариант задвижки, когда берут три отрезка трубы и стержень. Два отрезка приваривают непосредственно на створки ворот, вставляют пруток и приваривают ручку-болтик (как у оконного шпингалета). Ответную часть крепят на другой створке.

В более сложном варианте два отрезка трубы варят к полосе металла, добавляют ограничители хода, ушки для замка, иногда возвратную пружину. Затем такую задвижку можно прикрутить на саморезы, болты, приварить к любым воротам.

По такому же типу делают фиксаторы для створок в крайних положениях, только отрезки труб приваривают вертикально в нижней и верхней части створок.

Запоры-фиксаторы

Такие запоры трудно назвать засовами. Они предназначены для плотного запирания ворот и применяются в основном в гаражах. Там имеется возможность поставить два засова, вверху и внизу, что редко бывает на воротах забора.

Самая распространенная конструкция добывается в запчастях для грузовичков и «Газелей». Запор для дверей фургона, для бортов – уже готовый вариант. Осталось только приложить его к своим воротам.

Принцип действия прост, его даже можно повторить самостоятельно. Неподвижная часть прихватывается петлей и притягивает створку. Из крайнего положения сама она выскочить не может. Для надежности достаточно повесить небольшой замок.

Сейфовый механизм

Несмотря на грозное название, сделать его тоже несложно. Принцип работы аналогичен предыдущему, но запоры объединены в одно целое. Неподвижно закрепленные «пальцы» захватываются крючками, которые приварены к концам длинного стержня. Запирание происходит одновременно и вверху и внизу.

Совет, который подойдет к любому типу запоров: два засова (вверху и внизу) гораздо лучше фиксируют створки, чем один посередине. Особенно это касается заборных ворот, у которых нет ограничителей по верху.

Ворота являются необходимым аксессуаром для любого двора. Установить их не проблема, есть даже два варианта: сделать своими руками или приобрести уже готовые, тем более что разновидности представлены самые разнообразные. Невозможно представить себе без распашных ворот гараж или частный особняк. Замок на данном сооружении необходим без всяких сомнений, но засовы для ворот своими руками гораздо удобнее использовать, проще будет пользоваться воротами, можно быстро открыть и закрыть.

Если сделать надежный засов самостоятельно своими руками, то ваш гараж будет под усиленной защитой. К тому же ни один грабитель не сможет пробраться в него снаружи, к нему невозможно подобрать ключ, так как его просто нет.

Разновидности засовов

Сейчас можно купить практически в каждом специализированном магазине замок для ворот, там же иногда можно встретить и некоторые засовы. Но чаще всего хозяин предпочитает своими руками изготовить его. Исходным материалом может быть:

  • Дерево.
  • Металл.

Самодельные деревянные задвижки для ворот устанавливают на воротах у въезда во двор, а вот из металла подходят абсолютно для всех: и металлические и деревянные и из профиля могут закрываться на такой засов. Сделать такие приспособления для распашных ворот своими руками не сложно, если есть некоторые навыки в столярном деле и немного усердия и фантазии.

Особый интерес представляют кованые засовы. Если есть хоть небольшой навык обращения с металлом, то можно и попробовать. Кованые засовы не составит труда изготовить при наличии домашней кузницы.

Варианты засовов можно предложить следующие:

  1. Поворотные. Сделать такие засовы легче всего. Сюда можно отнести типы «Вертушка» и «Шлагбаум». Некоторые считают их слишком тяжелыми и старомодными. Сложные чертежи не потребуются.
  2. Горизонтальные задвижные. В эту категорию попадают полосовые и шпингалетные.
  3. Задвижные вертикальные. Удобны тем, что могут держать каждую створку по отдельности в любом положении их можно установить, например, на ворота откатные со средней балкой.

Делаем засов на ворота самостоятельно

Рассмотрим, как сделать для гаража засов «Вертушка». Они довольно давно пользуются популярностью. Их можно устанавливать не только на ворота, но и использовать для закрывания сараев.

Главное преимущество такого засова - его довольно легко сделать своими руками.

Этапы работы следующие:

  1. Подготовить чертежи будущего засова со всеми необходимыми размерами.
  2. Взять деревянный брус нужной длины, желательно, чтобы она была не меньше 2/3 ширины одной створки. Если брус из дерева, то толщина выбирается не менее 5 сантиметров.
  3. Выбрать створку, в ней надо проделать сквозное отверстие на расстоянии 60-100 мм от края. В отверстие будет вставляться болт, его длина должна подразумевать не только толщину ворот, но еще и толщину бруса. 2 шайб и 2 гаек.
  4. Необходимо предусмотреть, чтобы болт не торчал, чтобы его нельзя было открутить.
  5. В брусе делается сквозное отверстие и надевается на болт.
  6. На обои створки гаражных ворот крепятся швеллеры, в них будет входить брус при повороте.

Такой засов, сделанный из прочного материала порой бывает надежнее, чем механический кодовый замок на калитку.

Сдвижной вариант

Металлические засовы более прочные по сравнению с деревянными, а сделать их своими руками также возможно, если есть небольшие слесарные навыки.

  1. Подготовить металлическую полосу длина в 40, а ширина в 5 см.
  2. Данная полоса перемещается по направляющей, которая крепится сваркой. Засов прикрепляется при помощи саморезов.
  3. После закрепления засова (он фиксируется на одну из створок), на второй делается паз для фиксации второй створки.

Такой засов на гаражных воротах часто оборудуется дужкой, чтобы можно было использовать дополнительно еще один замок.

Картинка 4: Засов на воротах может быть установлен в любом месте, например как на фото в верхней части

Кованые засовы

Если хозяин желает оформить свой участок в древнем стиле, то для распашных ворот идеально подойдут кованые засовы. Они не только обеспечат надежную защиту, но также устоят перед любой непогодой. Нельзя не отметить их декоративность. Кованые засовы, благодаря оригинальному декоративному узору, кстати, чертежи можно сделать самостоятельно, обеспечат вашим ворота оригинальность и стильность.

Если имеется домашняя кузница и есть большое желание заняться настоящим творчеством, то кованые засовы для вас не проблема. Необходимо:

  • Подготовить нужное количество металла.
  • Иметь возможность разжечь пламя с высокой температурой.
  • Сделать предварительно чертежи с размерами и всеми элементами.
  • Аккуратно выполнить работу и установить засов на ворота.

Засов «шлагбаум»

Такие засовы также довольно часто встречаются, они прекрасно подойдут на ворота консольные откатные. Предварительно необходимо подготовить чертежи готового изделия, чтобы на них отметить все размеры и количество деталей. Вся работа, если вы решили сделать такой замок на свои ворота своими руками, складывается из следующих этапов:

  1. Выбрать деревянную или металлическую полосу и отметить место, где будет вкручен болт. Оно должно располагаться не по центру, в среднем на расстоянии в 70 мм от одного из концов.
  2. Отметить на створке гаражных ворот отверстие под болт и сделать сквозное отверстие. Шляпка у болта должна быть широкой, так как она несет основную нагрузку.
  3. Сделать три захвата на створках: один там же, где крепится засов, второй - напротив на второй створке, а третий - около дальнего конца засова.
  4. Хочется, то можно сделать ушки для того, чтобы можно было повесить замок.

Немного старания и времени и засов готов к использованию.

Засов «шпингалет»

Такой засов проще простого соорудить самостоятельно, для этого понадобится:

  1. Найти кусок трубы и сделать в нем отверстие и вставить в него металлический прут.
  2. Зафиксировать приспособление на створках ворот.

Такой засов хоть и достаточно прост в изготовлении, но не очень надежен, так как не обеспечивает плотное притягивание к раме, придется прилагать максимум усилий.

Любые засовы, если они изготовлены из прочного материала с соблюдением всех инструкций обеспечат надежную защиту вашей машины в гараже, где установлены гаражные ворота поворотно откидные. Порой, самодельные приспособления оказываются гораздо надежнее покупных замков по высокой стоимости.

Вопросом, как установить замок на калитку своими руками, задается каждый второй владелец загородного дома. На данный момент существует множество вариантов изготовления калиток из разных материалов, однако в любом случае необходимо установить замок на калитку.

Монтаж замка должен быть осуществлен аккуратно, чтобы не повредить конструкцию или дизайн калитки, и обеспечить надежную фиксацию калитки в закрытом положении.

Монтаж должен быть осуществлен аккуратно, чтобы не повредить конструкцию или дизайн калитки, и обеспечить надежную фиксацию калитки в закрытом положении. Кроме того, размещение запора должно быть таково, чтобы исключить самопроизвольное закрытие прохода и ограничить доступ для нежелательных «гостей». Однако для разных типов материала и конструкций калиток, сделать это несложно.

Краткое описание

Установка забора, ворот и калитки является логичным действием для защиты своего пространства от нежелательных панорам, внимания и «гостей». Поэтому установка калитки для прохода требует и установки замка. Это позволит усложнить проникновение на территорию посторонних, кроме того, калитка и запор показывают завершенность всей заградительной конструкции. При выборе замка некоторые люди отдают предпочтение внешне красивым приспособлением, но они не всегда прочны и надежны. Важно помнить, что основной критерий в выборе запоров — это их надежность. Все запоры и замки можно условно разделить на несколько категорий:

  1. Реечные. Такие замки часто использовали в прошлом. Принцип заключается в продавливании ключа определенной формы с силой в скважину, что заставляет пружины сжиматься и открывать засовы, которых может быть несколько.
  2. Навесные. Это самый древний вид замка, его появление относят к раннему Средневековью. Запор состоит из стальной дужки, которая вставляется в механизм запирания. Для его установки требуется установить на калитку и ее опору по кольцу, через которые можно продеть дужку. Однако установка таких замков не рекомендуется — их легко взломать, они являются индикатором присутствия/отсутствия хозяина, они часто выходят из строя в зимнее время из-за наледи внутри механизма. Наиболее часто их устанавливают на гаражные ворота как второй, дублирующий запор.
  3. Врезные и накладные приспособления. Они наиболее широко распространены в настоящее время. Можно подобрать любой механизм запирания, который может иметь и дополнительный механический привод для продольной фиксации двери вверху и внизу. Важной деталью таких замков является фиксирующая планка, которая должна иметь толщину не менее 3 мм. В противном случае запор легко можно выломать. Обычно при приобретении смотрят на тип ключа, толщину запорных элементов, а на планки просто не обращают внимания, что иногда приводит к печальным последствиям. При выборе именно такого рода механизмов следует выбирать устройства без автоматического запирания. Такой «автомат» часто заклинивает (особенно если он находится под открытым небом), что выводит из строя весь запор.

Магнитные приспособления. Бывают нескольких типов — кодовые, сенсорные и электронные. Это наиболее дорогой тип замка, он имеет высокую надежность. Однако таким устройствам необходимо постоянное питание от электросети. При его отсутствии запирающее устройство будет разблокировано. Кроме того, такие устройства требуют регулярного сервисного обслуживания, что делает их дорогими.

Щеколды. Их обычно устанавливают таким образом, чтобы их нельзя было увидеть со стороны. Для запирания/отпирания не требуются ключи, они просты, прочны и надежны, однако их следует устанавливать так, чтобы их нельзя было достать извне. Классическая щеколда имеет ручки, которые выполнены в виде колец, через которые можно продеть дужку навесного замка.

Следующим важным моментом является тип калитки и забора и материалы их изготовления. Наиболее часто калитки делают распашными, однако бывают варианты раздвижные и подъемные. Важное значение имеет и материал, из которого изготовлен забор. Это может быть дерево (доски), трубы, листы металла, сетка, различные кованые конструкции.

В последнее время заборы стали часто делать из профнастила. Помимо материала изготовления самой калитки, важен и материал косяка. Совокупность всех моментов требует их подробного рассмотрения.

Вернуться к оглавлению

Как правильно подобрать замок к калитке

Чтобы осуществить надежную установку замка на калитке, необходимо грамотно подобрать тип замка к конструкции забора. Это позволит избежать ошибок и сделать запор прочным.

Например, для калиток из профнастила и дерева плохо подойдут любые накладные и врезные запирающие устройства.

Дерево не выдерживает высоких нагрузок поперек волокон, что существенно снижает прочность всей конструкции.

Такие калитки легко выломает человек, а иногда они по силам и ветру. Кроме того, дерево часто гниет и приходит в негодность (особенно в местах контакта с металлом). Профнастил достаточно тонкий и хрупкий материал, который просто погнуть и сломать.

Наиболее прочным материалом для калиток, к которому подойдет любой тип замка — это лист металла толщиной от 5 мм. Сетка легко сминается, а трубы тяжело обрабатывать.

Кроме того, следует учесть и способ механизма открывания входа. Так, для классических распашных ворот можно использовать замки как с вертикальными запорами, так и с горизонтальными. А для выдвижных подойдут только вертикальные запоры.

Вернуться к оглавлению

Как производится монтаж

Устанавливаем накладной запор. Начать следует именно с него, поскольку именно этот тип запоров самый распространенный и дешевый на сегодняшний день. Для монтажа следует предварительно разметить место его будущей установки и место расположения замочной личинки. Далее на размеченный контур наносят разметку точек крепления (у каждого замка своя). В точках высверливают отверстия и приступают к монтажу замка. Обычно в комплект к такому типу запирающего устройства идут короткие крепежные метизы. Их рекомендуется заменить на более длинные.

Монтаж врезного запирающего устройства более сложен. Для этого следует заранее изготовить металлический короб из стали толщиной не менее 1 мм, который следует обработать грунтовкой по металлу и покрасить. Иногда короб идет в комплекте с замком, но это редкость. Далее делают разметку по размерам короба, она делается с торца и одной из сторон двери.

Делается разметка для отверстия под личинку замка. По разметке осуществляется вырезание отверстия под запор и для личинки. Если в замке есть защелка, то не стоит забывать и про нее. По отдельной разметке вырезается отверстия для стержня рукояти (если требуется). Далее происходит установка самого тела запирающего устройства. В вырезанное отверстие устанавливается короб с предварительно установленным в него замком. После чего его следует зафиксировать крепежными метизами. На финальной стадии происходит монтаж планка под личинку и рукояток.

Для навесного замка следует заранее купить или изготовить пару колец, которые должны быть достаточно толстые. Это требуется для того, чтобы они могли выдержать вес дужки и механизма запирания, а также физическое воздействие. Кольца обычно вковывают в кусок цепи небольшой длины. Крайнее кольцо цепи имеет наваренный саморез для вкручивания его в материал двери и косяка. Вкрутить кольцо в дверь довольно просто (как и выкрутить).

Реечные замки и щеколды делают либо врезными, либо накладными, поэтому их монтаж аналогичен описанным выше.