Сообщение на тему сельскохозяйственные растения. План-конспект урока по технологии (5 класс) на тему: Конспект урока по технологии "Многообразие сельскохозяйственных растений". Экскурсия на учебно-опытный участок. Ознакомление с ведущими сельскохозяйстве

Сельскохозяйственные культуры - культурные растения, возделываемые с целью получения продуктов питания, технического сырья и корма для скота.

К сельскохозяйственным культурам относятся зерновые, зернобобовые, кормовые, масличные, эфиромасличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные растения, картофель, сахарная свёкла, виноград.

Зерновые культуры - важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных.

Зерновые культуры подразделяются на хлебные и зернобобовые. Большинство хлебных зерновых культур (пшеница, рожь, рис, овёс, ячмень, кукуруза, сорго, просо, чумиза, могар, пайза, дагусса и др.) принадлежит к ботаническому семейству злаков; гречиха - к семейству гречишных; мучнистый амарант - к семейству амарантовых. Зерно хлебных зерновых культур содержит много углеводов (60-80% на сухое вещество), белков (7-20% на сухое вещество), ферменты, витамины комплекса В (B1, B2, B6), PP и провитамин А, чем и определяется высокая питательность его для человека и ценность для кормового использования.

Зернобобовые культуры (зерновые бобовые культуры, в кулинарии - просто бобовые) - группа некоторых растений порядка Бобовые, возделываемых ради плодов, являющихся продуктами питания.

Кормовые культуры - сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на корм животным.

К кормовым культурам относятся многолетние и однолетние кормовые травы (для получения пастбищных и зелёных летних кормов, зелёной массы на сено, сенаж, силос, травяную муку), силосные культуры (кукуруза, подсолнечник и др.), кормовые корнеплоды (кормовая свёкла, турнепс, брюква, морковь), кормовые бахчевые культуры (тыква, кабачок, арбуз).

Масличные культуры - растения, возделываемые для получения жирных масел. Объединяют однолетние и многолетние растения различных семейств: сложноцветных - подсолнечник, сафлор; бобовых - соя, арахис; губоцветных - перилла, ляллеманция; маслинных - маслина; крестоцветных - рапс, горчица, рыжик и др. Некоторые из них тропические деревья (кокосовая, масличная пальмы, какао, тунг); другие - травянистые растения, выращиваемые в странах с умеренным климатом (соя, подсолнечник, рапс, лён масличный и другие). Большинство масличных культур накапливает масло жирное в семенах и плодах, некоторые, например чуфа, в клубнях. Среди них есть растения, дающие твёрдые масла (пальмы, какао, восковое дерево) и жидкие масла (маслина, тунг, травянистые растения). Кроме масличных культур, сырьём для масложировой промышленности являются семена прядильных культур (хлопчатник, лён-долгунец, конопля), некоторых эфирномасличных растений (кориандр, тмин, анис), плоды орехоплодных (грецкий орех, миндаль, кедровая сосна). Жирное масло получают также из зародышей семян кукурузы и пшеницы, из семян персика, абрикоса (косточковое масло) и др.

В мировом земледелии основное значение имеют соя, арахис, подсолнечник, маслина, рапс, кунжут, клещевина.

Эфиромасличные растения - растения, содержащие в особых клетках (эфиромасличных ходах) или в железистых волосках пахучие эфирные масла - летучие соединения практически не растворимые в воде. Они представляют собой сложные смеси различных органических соединений: терпенов, спиртов, альдегидов, кетонов.

Эфирмасличными эти растения стали называть в XIX веке, когда из них стали получать промышленные количества пахучих веществ - прежде всего эфирных масел. Используются же они не одно тысячелентие. Клеопатра применяла ароматные притирания из пахучих трав. Авиценна ценил мяту, как средство борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Способность вырабатывать пахучие масла отмечены более чем у 3000 видов растений, относящихся в семействам Зонтичные, Яснотковые, Рутовые, но промышленное значение имеют во всём мире около 200 видов.

Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше - в листьях, стеблях и подземных органах. Количество масел колеблется от едва заметных следов до 20-25% на сухое вещество. Большинство эфиромасличных растений - до 44 % всех видов - произрастает в тропиках и субтропиках (цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь). Имеются промышленные плантации этих культур. В средней полосе культивируют и собирают в дикорастущем виде в основном травянистые эфиромасличные - кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир. Самые ценные масла содержатся в эфиромасличных растениях семейств Имбирные, Санталовые, Лавровые, Розовые, Гераниевые, Рутовые.

Эфиромасличные растения используются в парфюмерии (розовое, жасминное, лавандовое масла), в мыловаренной, кондитерской, фармацевтической, ликёро-водочной и в пищевой промышленности (вкусовые приправы и ароматизаторы).

К эфиромасличным растениям относятся большое количество лекарственных растений - эвкалипты, камфорное дерево, мята, петрушка, тимьян, розмарин, рута.

Технические культуры - растения, возделываемые человеком для получения технического сырья. Так, например, картофель, рис или кукуруза могут возделываться как крахмалоносы (в том числе для дальнейшей переработки в спирт), а также как овощная культура, а кукуруза и рис - зерновая. Зерновые растения могут выращиваться как фуражная культура и т. д.

Часто выделяют следующие виды технических культур: прядильные, лубяные, масличные, сахароносы, красильные растения, каучуконосы

Овощ - кулинарный термин, обозначающий съедобную часть (например, плод или клубень) растения. С точки зрения ботаники, овощи - это съедобные части травянистых растений. Кулинарный термин «овощ» может применяться к съедобным плодам, которые с точки зрения ботаники являются ягодами и фруктами.

Овощи подразделяют на следующие группы:

  • клубнеплоды - топинамбур (земляная груша), батат, картофель;
  • корнеплоды - морковь, свёкла, репа, брюква, редька, редис, петрушка, пастернак, сельдерей, хрен;
  • капустные - капуста белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, кольраби, брокколи;
  • пряные - укроп, эстрагон, чабер, базилик, майоран;
  • тыквенные - тыква, кабачок, огурец, патиссон;
  • бобовые - горох, бобы;
  • зерновые - сахарная кукуруза;
  • десертные - артишок, спаржа, ревень.

Лекарственные растения - обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине.

В качестве лекарственных растений в начале XXI века широко используются аир, алоэ, брусника, девясил, зверобой, календула, каллизия, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

Как все знают ассортимент цветочных растений достаточно велик и разнообразен, что позволяет при соответствующем подборе иметь цветы в открытом грунте непрерывно. Одни из видов, обладающие наиболее ценными декоративными и биологическими качествами, являются основными, преобладающими в ассортименте, другие - второстепенными.

По своим биологическим особенностям все цветочные растения делятся на три группы: многолетники, двулетники и однолетники. Цветы многолетники должны преобладать в цветниках вследствие высокой декоративности и меньших затрат труда и времени на выращивание их и уход за ними.

Как правило, многолетники размножают вегетативно - делением куста, корневища, черенкованием, клубнями, луковицами и так далее, что даёт возможность сохранять их сортовые качества. Некоторые многолетники (дельфиниум, люпин, мак восточный) размножают и семенами. Однако при этом для сохранения сортовых качеств следует соблюдать изоляцию между сортами. Основными видами многолетников в средней зоне являются тюльпаны, пионы, гладиолусы, лилии, флоксы, ирисы, дельфиниумы, люпины, мак многолетний и другие.

Двулетние цветы - анютины глазки (виола), турецкая гвоздика, незабудка альпийская, маргаритка, колокольчик (кампанула) - обильно цветут на второй год после посева семян, главным образом весной и в первой половине лета.

В пределах почти каждого вида цветочных растений селекционерами созданы сорта различного назначения: низкорослые - для озеленения, высокорослые - для среза.

Селекционерам-цветоводам удалось достичь чрезвычайно большого разнообразия сортов, различающихся по окраске, форме, размеру цветка, срокам цветения, высоте растений и так далее. Число сортов, в том числе отечественной селекции, растёт с каждым годом, давая все новые и новые формы растений.

В большинстве классификаций плоды обычно разделяют на настоящие или истинные (формирующиеся из разросшейся завязи) и ложные (в их образовании принимают участие и другие органы). Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея). Пример сложных плодов: сложный орешек или многоорешек (шиповник), сложная семянка (клубника, земляника), сложная костянка (малина), фрага или земляничина (многоорешек на разросшемся при созревании мясистом цветоложе). Простые делят по консистенции околоплодника на сухие и сочные.

I. Сухие - с сухим околоплодником:

1) Коробочковидные - многосеменные

  • собственно коробочка (мак, тюльпан, дурман);
  • крыночка;
  • боб (Семейство Бобовые);
  • мешочек;
  • стручок или стручочек (Семейство Крестоцветные);
  • листовка.

2) Ореховидные или односеменные

  • орех, орешек (лещина, фундук);
  • зерновка (злаки);
  • крылатка (клён);
  • желудь (дуб);
  • семянка.

II. Сочные - с сочным околоплодником:

1) Ягодовидные - многосеменные:

  • ягода (плод черники, смородины, томата);
  • яблоко (плоды яблони, груши, рябина);
  • тыквина (плоды арбуза, тыквы, кабачка);
  • гесперидий, или померанец (плод цитрусовых;
  • гранатина (плод граната).

2) Костянковидные:

  • сочная костянка (вишня, слива, персики);
  • сухая костянка (грецкий орех).

Сложные плоды называют, исходя из названий простых плодов (многолистовка, многокостянка, многоорешек и т. д.).

Ягодные культуры , группа многолетних дикорастущих и культурных растений (кустарники, полукустарники и травы), дающих съедобные плоды, называемых в быту ягодами. В европейских странах в культуре наиболее распространены земляника, смородина, малина, крыжовник; в Северной Америке культивируют также клюкву, ежевику, голубику. Реже возделывают клубнику, черноплодную рябину, актинидию, облепиху. Из дикорастущих чаще встречаются клюква, брусника и черника.

Картофель , Паслён клубненосный (лат. Solanum tuberosum) - вид многолетних клубненосных травянистых растений из рода Паслён (Solanum) семейства Паслёновые (Solanaceae). Клубни картофеля являются важным продуктом питания, в отличие от ядовитых плодов, содержащих соланин.

Сахарная свёкла (свекловица) - группа разновидностей обыкновенной корнеплодной свёклы; техническая культура, в корнях которой содержится много сахарозы.

Виноград (лат. Vitis) - род растений семейства Виноградовые, а также плоды таких растений, в зрелом виде представляющие собой сладкие ягоды.

Задача селекции - создание новых сортов, превосходящих по хозяйственно полезным признакам сорта, уже распространенные в производстве.

Для выведения новых сортов необходим исходный материал. Его получают, используя разнообразие культурных и диких растений, путем гибридизации и создания искусственных мутаций. Для правильного использования исходного материала необходимо знание систематики растений.

Систематическая и эколого-географическая группировка культурных растений

В настоящее время известно около 1800 тыс. видов организмов, в том числе более 500 тыс. видов растений, из них 300 тыс. видов покрытосеменных. Чтобы разобраться в большом разнообразии животных и растений, их классифицируют и систематизируют. Наука, разрабатывающая принципы классификации органического мира, называется систематикой. Это основа познания животного и растительного мира. Задача ее заключается в построении естественной системы, отражающей процесс эволюции живых существ. На основании общности происхождения организмов их объединяют в группы - систематические таксономические единицы. Основная систематическая единица - вид.

Видом называется совокупность особей, родственных по происхождению и имеющих качественные отличия от других видов. Особи одного вида сходны между собой, легко скрещиваются и дают плодовитое потомство. Они приспособлены к жизни в определенных условиях и вследствие этого занимают определенный ареал.

В середине XVIII в. шведский натуралист К. Линней предложил для обозначения видов двойную, так называемую бинарную номенклатуру, основанную на принципе объединения близких видов в более крупные систематические группы - роды.

Каждое растение в бинарной номенклатуре обозначается двумя латинскими словами. Первое - название рода, оно пишется с заглавной буквы, следующее за ним собственно видовое название - со строчной. Например, вид пшеница мягкая в бинарной номенклатуре обозначается Triticum aestivum, вид картофель культурный - Solanum tuberosum.

Ботаническая классификация растений включает и другие систематические единицы. Близкие роды объединяются в одно семейство, виды делятся на разновидности. При изучении и использовании исходного материала в селекции необходимо знать соподчинение следующих основных систематических единиц: семейство - род - вид - разновидность.

Ботаническая систематика - лишь первый шаг в познании многообразия культурных растений. Для практической селекции таких знаний недостаточно. Необходимо знать не только виды и разновидности данной культуры, но и их биологические особенности, с которыми связано приспособление растений к различным условиям произрастания. Растения, относящиеся к одной и той же ботанической разновидности, но разного географического происхождения, могут резко отличаться по устойчивости к засухе, низким температурам, поражению болезнями и повреждению вредителями, а также иметь биохимические различия. Растения могут относиться к разным разновидностям, но характеризоваться сходными биологическими особенностями.

Так как между формами растений в пределах одного вида существуют биологические различия, в селекции очень важно понятие экологический тип , или экотип (от греч. эйкос - дом). Это относительно наследственно устойчивая форма данного вида, приспособленная к существованию в определенных почвенно-климатических условиях. Например, северная и южная форма костра безостого - два отдельных экотипа этого вида; они существенно различаются по биологическим признакам.

Наука, изучающая взаимоотношения растений и окружающей среды, закономерности формирования экотипов, называется экологией. Для различных видов растений экология установила три важных общих экотипа: ксерофит, гигрофит и мезофит. Растения, приспособленные к засушливым условиям существования, называются ксерофильными, к жизни в избыточно увлажненных местообитаниях- гигрофильными, а к произрастанию в условиях среднего (достаточного) увлажнения - мезофильными.

Для селекции необходимо иметь характеристику одних и тех же н различных по хозяйственно-биологическим признакам форм растений при выращивании их в разных почвенно-климатических условиях. При этом наиболее важны следующие показатели: различия в продолжительности вегетационного периода и его структуре, то есть в прохождении отдельных фаз развития;

количественные признаки, определяющие урожай (число и масса семян, плодов и т. д.) и его структуру;

вегетативные признаки (длина стебля, облиственность, степень отрастания после различных повреждений и т. д.);

особенности цветения (открытое, закрытое, изменение типа цветения при различных показателях температуры и увлажнения);

различия по биохимическому составу урожая (изменчивость содержания белка, сахара, крахмала, жира и т. д.);

отношение к условиям увлажнения (ксерофильный, гигрофильный или мезофильный типы развития).

Характеристика растительных форм, степень их сходства и различий по названным и многим другим биологическим особенностям даются в результате их эколого-географической группировки.

Эколого-географическая систематика культурных растений, основоположником которой является академик Н. И. Вавилов, отражает определенные закономерности в дифференциации видов на эколого-географические группы. Каждая такая группа характеризуется сходными для всех культур признаками, сформировавшимися под влиянием отбора в одних и тех же природно-географических условиях, причем различия между растениями разных групп значительны как по морфологическим признакам, так и по физиологическим свойствам. Эколого-географическая систематика дает селекционеру возможность ориентироваться в огромном многообразии культурных растений и помогает отыскивать нужные формы и сорта.

В нашей стране проведено эколого-географическое изучение многих культур, выделены и описаны основные экотипы, сложившиеся в различных условиях местообитания и возделывания. Например, для пшеницы, по данным ВИР, установлены следующие основные экологические группы: степная, лесостепная, лесная, западноевропейская, северная скороспелая, среднеазиатская, горнотаджикская, предгорная, азербайджанская.

Изучение культурных растений на основе эколого-географических принципов позволило выяснить роль естественного н искусственного отбора и значение внешних условий в формировании различных экотипов. В полном соответствии с учением Ч. Дарвина эколого-географическая систематика устанавливает, что эволюция культурных растений во времени и в различных географических условиях связана с деятельностью человека по отбору и возделыванию растений.

По схеме, предложенной Н. И. Вавиловым, вид разделяется на различные эколого-географические типы, которые, в свою очередь, делятся по немногим, но хорошо различимым признакам на ботанические разновидности, а ботанические разновидности - на формы и сорта. Следовательно, изучение исходного материала в селекции растений необходимо вести на основе ботанической и эколого-географической систематики.

Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами.

Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, или культивирования (от лат. «возделывание»).

Ценные для человека свойства, отличающие их от дикорастущих видов, культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции. Для культурных растений характерны более крупные размеры и большая изменчивость тех частей растений, которые имеют хозяйственную ценность.

Сельскохозяйственные растения выращивают для потребления в пищу в свежем и переработанном виде, используют в качестве корма для домашних животных (кукуруза, подсолнечник, свёкла кормовая, картофель и другие).

Среди полевых культур ведущее место занимают злаковые зерновые культуры: пшеница, рожь, овес, ячмень (рис. 1). Их называют хлебами первой группы, так как из них делают муку и выпекают хлебобулочные и кондитерские изделия (ячмень используется для приготовления солода и дрожжей). К хлебам второй группы относятся зерновые крупяные культуры: гречиха, просо, сорго. Солому зерновых культур используют в животноводстве.

Рис. 1. Зерновые культуры. Хлеба первой группы: а - пшеница; б- рожь; в - овес; г - ячмень. Хлеба второй группы: д - гречиха; е - просо; ж - сорго

Зернобобовые культуры (рис. 2) - горох, бобы, фасоль, соя, чечевица - имеют высокую питательную ценность. В них содержится большое количество белков, необходимых для организма человека.

Рис. 2. Зернобобовые культуры: а - соя; б - бобы; в - фасоль; г - горох; д - чечевица

Плодовые (яблоня, груша, вишня, слива) и ягодные (смородина, крыжовник, малина, земляника) культуры (рис. 3) растут в России повсеместно. Абрикос, алыча, апельсин, лимон, мандарин, гранат, виноград - теплолюбивые растения и растут в нашей стране преимущественно в южных районах.

Рис. 3. Плодовые и ягодные культуры. Плоды: а - яблони; б- малины; в - груши; г - вишни; д - сливы; е - крыжовника; ж - смородины; з - земляники

Плоды и ягоды имеют высокую питательную ценность. Они содержат необходимые для здоровья человека полезные вещества. Из плодов и ягод готовят соки, варенья, джемы, компоты. Их используют в кондитерской и лекарственной промышленности.

Овощные культуры (рис. 4), как и плодовые, являются высокоценными продуктами питания. Самые распространенные из них - капуста белокочанная, томат, огурец, морковь, свёкла столовая, лук, редис, укроп, петрушка, картофель.

Рис. 4. Овощные культуры: а - картофель; б- огурец; в - редис; г - свёкла столовая; д - морковь; е - капуста белокочанная; ж - петрушка; з - томат; и - лук зеленый; к - укроп

Питательные вещества у овощных растений накапливаются в различных частях: у томата и огурца - в плодах, у моркови и свёклы - в корнях (корнеплодах), у петрушки и укропа - в листьях.

Некоторые овощные растения (укроп, петрушка, кориандр, мята, базилик) используют в качестве приправ к различным блюдам. Особенно полезны лук и чеснок. В них содержится большое количество особых веществ - фитонцидов, убивающих болезнетворные микроорганизмы. Их нужно есть каждый день, чтобы предохранить себя от многих заболеваний.

Овощные растения полезны не только для человека, но и для животных.

Кормовые травы (рис. 5) - тимофеевка, лисохвост, клевер, люцерна и другие - идут на корм домашним животным, на заготовку сена и силоса. Их выращивают на пастбищах для летнего выпаса скота.

Рис. 5. Кормовые травы: а - тимофеевка; б - вейник наземный; в - клевер; г - лисохвост; д - райграс высокий; е - полевица белая; ж - люцерна; з - щучка дернистая; и - ежа сборная

Сельскохозяйственные растения различают по продолжительности жизни.

Однолетние растения цветут, плодоносят и образуют зрелые семена в год посева. К ним относятся все зерновые злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес) и крупяные (рис, просо, сорго) растения, зернобобовые (горох, фасоль, бобы) и некоторые овощные (томат, огурец, тыква, кабачки, укроп, картофель) культуры.

Двулетние растения в первый год жизни образуют органы, употребляемые в пищу: капуста - кочан; морковь, свёкла, репа, редька, корневая петрушка - корнеплоды. На второй год они дают семена. Так, отобранные на семенники корнеплоды и кочаны капусты вместе с корнем хранят зимой в хранилище, а весной высаживают на участок, чтобы к осени собрать семена.

Многолетние растения растут и плодоносят от 3 до 20 и более лет. К многолетним относятся все плодовые, ягодные и некоторые овощные растения, например лук-батун, хрен, щавель, эстрагон.

Практическая работа № 1

Экскурсия на пришкольный участок. Сельскохозяйственные растения в осенний период

Вам потребуются: тетрадь, карандаш, ручка, линейка.

Заполните в тетради таблицу для записей по ходу экскурсии.

Таблица 1
Овощные культуры и их отличительные признаки

Правила безопасной работы

  1. Не отклоняйтесь от маршрута экскурсии.
  2. Держитесь на безопасном расстоянии от работающих механизмов; не останавливайтесь на пути движения сельскохозяйственных машин.
  3. Без разрешения не поднимайте и не переносите рабочие органы механизмов.
  4. Не срывайте овощи и не употребляйте их в пищу немытыми.

Порядок выполнения работы

  1. Запишите маршрут экскурсии.
  2. Заполните таблицу 1: а) определите овощные культуры, запишите их названия; б) запишите названия тех сортов овощей, которые представлены на участке; в) опишите внешние признаки корнеплодов моркови, столовой свёклы, клубнеплодов картофеля, кочанов капусты (для каждого сорта).
  3. Ознакомьтесь с основными внешними признаками растений, по которым определяют срок начала сбора урожая.
  4. Вспомните основные виды осенних работ на участках с полевыми, овощными, плодовыми и ягодными растениями.
  5. Запишите названия сельскохозяйственных растений, которые остаются на полях под зиму.
  6. Запишите названия растений, которые высаживают осенью.

Новые понятия

Культурные растения; зерновые, зернобобовые, плодовые, овощные, кормовые культуры; однолетние, двулетние, многолетние растения; семенники.

Контрольные вопросы

  1. Какие растения называют культурными?
  2. Какие культурные растения произрастают на вашем приусадебном участке? Пришкольном участке?
  3. Для чего выращивают зернобобовые, плодовые и ягодные, овощные, кормовые растения?
  4. Какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними?
  5. Какие виды осенних работ выполняют на участках полевых и овощных культур?
  6. Какие сельскохозяйственные растения остаются на полях под зиму?
  7. Назовите растения, которые высаживают в открытый грунт в осенний период.

Конспект урока по технологии в 5 классе,

« Сельскохозяйственный труд» по теме:

Выполнила: учитель МБОУ СОШ села Фащевка

Матыцина Надежда Николаевна

2015г

Предмет: Сельскохозяйственный труд

Тема: « Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни»

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, учебники.

Цель: - познакомить учащихся с многообразием сельскохозяйственных растений и продолжительностью их жизни

Показать значение их для человека

Предметные результаты :

Формировать умение приводить примеры сельскохозяйственных растений различных групп

Формировать умение объяснять значение сельскохозяйственных растений в жизни человека

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД :

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности.

2.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД :

1.Сформировать умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственные связи.

2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные УУД :

1.Сфорировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные УУД : сформировать умение производить проверку и взаимопроверку работы

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Просмотреть видео-загадки. Как этот мультфильм связан с темой урока? что будем изучать сегодня на уроке? (Растения)

О каких растениях пойдет речь? Задание «Калейдоскоп»: соберите из предложенных букв слово сель нные ско яйс тве хоз

Сельскохозяйственные растения. Человек научился выращивать огромное количество самых разных сельскохозяйственных растений .

Тема урока « Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни»

Записывают тему урока в тетрадях, учитель – на доске. Какие же цели урока мы поставим? Какие бывают сельскохозяйственные растения, зачем их выращивают, каково их значение?

  1. Стадия осмысления. Работы в группах. Заполнить кластер «Сельскохозяйственные растения» Подойдите к доске, выберите карточки с изображенными растениями, приготовьте рассказ, используя текст учебника, по плану:

План

1.К какой сельскохозяйственной группе относится данное растение?

2.Какие другие растения относятся к данной группе?

3.Каково их значение для человека?

Задание для группы №1 « З ерновые культуры»

Задание для группы №2 « Крупяные культуры»

Задание для группы №3 « Зернобобовые культуры»

Задание для группы №4 « Плодовые и ягодные культуры»

Задание для группы №5 « Овощные культуры»

Задание для группы №6 « Кормовые травы»

  1. Выполнение задания с помощью текста учебника. 1-й представитель каждой группы выходит к доске, прикрепляет картинку, вписывает название группы в общий кластер, ниже вписывает примеры других растений этой группы. 2-й представитель рассказывает о значении растений для человека

Физкультминутка для глаз « Осень»

Назовите все группы сельскохозяйственных растений

Посмотрите на растения: капуста, огурец на стадии цветения, яблоня, в чем отличия?

Помидор образует цветки, а затем плоды в первый год жизни, капуста только на второй год жизни, а яблоня цветет и плодоносит много лет. Эти растения разные по продолжительности жизни. Дайте определение понятиям: однолетние, двулетние, многолетние. Выполняют задания по рядам, используя текст учебника, все определения записать в тетрадь по памяти.

  1. Закрепление. Выполните тест

1. Зерновая культура, используемая для выпечки белого хлеба. __________

2. Зерном этой культуры кормят лошадей, а из муки готовят вкусное печенье.___________

3. Общее название культур, к которым относятся пшеница, рожь, ячмень овес._________

4. Группа культур, в которую входят горох, фасоль, бобы._____________

5. Общее название культур, к которым относятся яблоня, груша, слива. ____________

6. Группа культур, в которую входят огурцы, помидоры, свёкла, морковь __________

7. Растения, используемые на корм животным _____________

8. Какому слову в русском языке соответствует слово «аграрный»? ______________

Взаимопроверка.

Ответы:

1.пшеница

2.овес

3.зерновые

4.зернобобовые

5. плодово-ягодные

6. овощные

7. кормовые

8.сельскохозяйственный

Оценивание результатов работы, карточка « Светофор»

Оценки: нет ошибок –«5» зеленая карточка

1 ошибка - «4» желтая карточка

2 ошибки - «3» красная карточка

Поднимите карточки, соответствующие вашим оценкам.

  1. Вывод

Какая была цель нашего урока?

Цель урока достигнута?

Какие бывают группы растений?

На какие группы делятся растения по продолжительности жизни?

К каким группам растений относятся растения - отгадки из мультфильма?

6. Домашнее задание: 1) нарисовать растения различных групп, выращиваемых дома,

2) собрать коллекцию « Сельскохозяйственные растения»

7. Рефлексия « Светофор». Если тема понятна – зеленая карточка, остались вопросы - желтая, возникли затруднения- красная