Аэрограф что и как красить. Покраска моделей аэрографом. Какие используются краски для моделирования

Для росписи и создания небольших рисунков на различных поверхностях обычно используют простые кисти, но обработка аэрографом в большинстве случаев позволяет добиться гораздо лучшего результата. Правильно настроенный инструмент поможет расписать стены, декорировать фасад, забор или кузов машины. Но не многие новички знают, как пользоваться аэрографом. Для начала необходимо разобраться в его характеристиках и принципах работы.

Аэрографом называют приспособление, которое работает по принципу распыления краски в своеобразном «факеле», образованного воздухом в растворе с мелкими частичками вещества. Устройство аэрографа регулирует подачу этого раствора, что позволяет наносить его тонким слоем на обрабатываемое покрытие.

Качественный инструмент при грамотном применении распыляет краситель узкой струей до 2 мм, так что надевать маску во время обработки не потребуется.

Существует два основных типа аэрографа – одиночного и двойного действия. Первый при использовании управляет только воздухом, второй управляет подачей воздуха и краски. Инструменты одиночного действия просты в использовании, стоят недорого и имеют небольшое количество элементов, которые легко очищать. Но с их помощью не получится нанести маленькие пятна или полоски, также они трудно регулируются.

Работа с аэрографом двойного действия позволяет произвести более точную работу, но такое приспособление стоит дорого и содержит большое количество компонентов, за которыми нужен тщательный уход. Очистка этих деталей – довольно трудоемкая процедура.

На видео: типы управления аэрографом.

Критерии выбора

Выбор инструмента зависит от того, какие виды аэрографии будут выполняться. Обычно применяются недорогие аэрографы с тонким соплом и иглой. С таким устройством смогут работать даже новички. Но те, кто хотят заняться аэрографией на профессиональном уровне, должны при выборе учитывать следующие моменты:

  • Объем бачка для красителя. Лучше всего если он будет от 2 мл;

  • Уплотнение иглы и сопла – рисование будет более комфортным, если уплотнители будут выполнены из тефлона;
  • Диаметр сопла в качественных аэрографах должен быть минимум 2 мм;

  • В устройстве должны легко заменяться основные компоненты, такие как бачок, триггер и сопло;

  • Защита уплотнителей от воздействия применяемых реагентов;
  • Возможность регулировки давления и подачи краски.

Покупка инструмента с учетом всех критериев позволит выполнять качественную и красивую покраску любой поверхности.

Какую использовать краску?

Что нужно для аэрографии? Для рисования на поверхностях используются специальные краски, которые позволяют сделать аэрографию комфортным и простым занятием. При их выборе необходимо учитывать тип поверхности и давление, с которым они будут подаваться. Наиболее популярными являются следующие разновидности красок:

  • Полиуретановые. Такие составы для аэрографа должны быть на водной основе. Они позволяют нанести прочный, быстросохнущий рисунок, который сможет выдержать разные температуры. Во время покраски такой смесью использовать средства защиты не понадобится, выполнять работу можно как снаружи, так и внутри помещения.

  • Водорастворимые акриловые. Такие смеси в виде жидкости позволяют работать на любой поверхности. Покраска аэрографом поможет украсить стены внутри здания, нарисовать узоры на фасаде или автомобиле. Акриловые краски подойдут для начинающих художников, так как они просты в использовании, быстро высыхают, являются экологически безопасными и при правильном применении позволяют создать хорошее произведение.

  • Акриловые сольвентные. Как красить аэрографом с такой смесью? Перед применением состав понадобится разбавить специальным растворителем, который обычно идет в комплекте. Пользуясь такой разновидностью краски, нужно обязательно надевать защитную одежду, так как смесь является токсичной. Рисовать аэрографом с сольвентным раствором новичкам не рекомендуется, как правило, состав такого вида используется в профессиональных мастерских.

На видео: как растворять акриловые караски под аэрограф.

Подготовка к росписи

Перед тем как начать творческий процесс, необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий:

  • Выбор эскиза. Необходимо продумать, как рисовать узор, и какой результат должен получиться в итоге. На бумагах создаются наброски и из всех рисунков выбирается нужный вариант.
  • Подготовка поверхности. Участок, который будет подвержен рисованию, необходимо очистить от грязи, пыли и ржавчины. Если планируется создать узор на кузове авто, то без процедуры обезжиривания не обойтись, для этого используйте спирт, уайт-спирит или универсальный обезжириватель.
  • Подбор материалов. Красящий раствор, который будет использоваться в работе, должен подходить для нанесения на определенную поверхность.
  • Настройка инструмента. Перед тем как настроить аэрограф, изучите аннотацию в инструкции, которая идет в комплекте. Настройки могут довольно сильно отличаться, в зависимости от разновидности прибора.

Правила работы с аэрографом

Аэрографом пользуются даже неопытные мастера, потому что работать с ним несложно. Конечно, для начала стоит изучить принцип работы аэрографа и его особенности, но это не отнимет много времени. Как правильно использовать такой инструмент? Чтобы добиться хорошего результата при рисовании, понадобится соблюдать следующие правила:

  • Работая с аэрографом, начинать покраску лучше на пробном участке. В некоторых случаях, если работники неправильно настроили прибор, он может выстреливать сгустками краски, а это испортит композицию. Поэтому будет лучше, если процедура начнется на картоне или бумаге.
  • Струя краски должна наноситься аккуратными равномерными движениями, это позволит избежать образования потеков или других дефектов при покраске.
  • Держать инструмент слишком близко к поверхности не рекомендуется, так как слой краски ляжет неровно, что приведет к образованию потеков.
  • После завершения работы инструмент нужно обязательно отмыть от красителя, иглу и сопло также нужно очистить растворителем. Он подбирается исходя из состава используемой краски.

Выяснив, как работает инструмент, можно красиво украсить различные поверхности. Следующие рекомендации облегчат использование аэрографа для начинающих:

  • Когда мы красим, инструмент лучше держать перпендикулярно обрабатываемой поверхности. Чтобы красящее вещество распределилось равномерно, угол нанесения красителя должен быть больше 45°, оптимальный – 90°.
  • Интенсивность наносимого тона, толщина слоя и общий результат зависят от расстояния между инструментом и обрабатываемым покрытием. Когда работник рисует, он может менять это расстояние, но делать это следует аккуратно и плавно.
  • Когда мы рисуем, могут образовываться небольшие потеки, но удалять их сразу необязательно. Рисункам нужно дать время на высыхание, после чего излишки аккуратно зачищаются наждачкой.
  • Чтобы ускорить процесс рисования, нужен дополнительный бачок для краски с другим цветом, тогда смена палитры не отнимет много времени. Очищать емкость не потребуется, достаточно промыть инструмент и прикрепить к нему другой бачок с красителем.

Как видно, аэрография не отличается высокой сложностью, но позволяет создать удивительные росписи. Профессионалы, которые работают с таким инструментом много лет, могут выполнять 3d изображения. Но и новичок, который недавно освоил принцип рисования аэрографом, также сможет без проблем декорировать фасад, забор, автомобиль и другие поверхности.

Как и на чем можно рисовать (23 фото)




























Как ни странно, есть еще чудаки, красящие свои модели обычной кистью, но можно легко утверждать, что окраска аэрографом в 99% случаев (не для фигур и некоторых других специфик) даст несопоставимо лучший результат при окрашивании. Настроенный аэрограф в умелых руках творит просто чудеса, позволяя максимально приблизить вид модели к копируемому оригиналу.

О работе с аэрографом немало написано, но некоторые моменты (например, работа с акриловыми красками) хотелось бы прояснить, да и просто скажем так. пора...

Но - обо всем по порядку. Самая основная информация.

Аэрограф - инструмент, с помощью которого происходит распыление краски в своеобразном «факеле», образованном воздушным потоком в смеси с мельчайшими капельками краски.

Аэрограф позволяет дозировать подачу этой смеси и наносить ее в виде тонкой пленки на окрашиваемую поверхность. Хороший аэрограф при правильном пользовании «может» выполнять пятна или полоски диаметром (шириной) 1.5-2 мм и поэтому иногда можно, да и нужно обходится без масок при нанесении, например, камуфляжа на самолеты Luftwaffe.

Основных типов аэрографов два: так называемые одиночного и двойного действия.

У первых при регулировке клавишей (или кнопкой) происходит управление подачей только воздуха, у вторых - одновременно и воздуха, и краски. Первые проще, дешевле, имеют меньшее количество деталей, которые, к тому же, удобнее чистить. Но они «не умеют» делать маленькие пятна и полоски и более грубо регулируются. Вторые - соответственно точнее в работе, но дороже, содержат больше деталей (которые хуже «переносят» грубое или неаккуратное обращение), их очистка более деликатный и i рудный процесс. Конечно, это самая общая оценка.

Если есть возможность брать импортный - убедитесь воочию (что очень желательно где-нибудь на глубинке, вдали от специализированных «шопов») в его возможностях, посоветуйтесь с «дедами от стенда» и принимайте решение.

Конечно, один аэрограф - полдела в окраске моделей и, увы, совсем не «пол» в соотношении предстоящих фат на источник сжатого воздуха, столь необходимого для успеха процесса. Впрочем, есть варианты. Начнем с самых недорогих. Не стоит покупать, «купившись» на простоту, одноразовые фирменные баллончики с зарядом сжатого воздуха - их хватит на одну-две небольших модели, да и давление ощутимо падает при выработке воздуха из них. Несколько лучшая альтернатива последним - накачанная автомобильные шина (чем она больше, тем больше время работы) и баллоны с углекислотой (там есть регулятор и манометр). Последние, за сравнительно небольшую плату, можно подзаряжать, они никогда не погонят конденсат, но требуют бережного обращения и соблюдения безопасности при зарядке и хранении. Но если сборка модели - процесс не спорадический и жизнь без пластика не мила - нужен компрессор.

Компрессор для аэрографа

Конечно, самый правильный способ - отстегнуть несколько сот «гринов» и обзавестись практически бесшумным блестящим фирменным красавцем с ресивером, фильтрами, регулятором и индикатором давления. Шумная, но более дешевая альтернатива поршневому компрессору - мембранный собрат обойдется дешевле. Но давление, создаваемое им, поменьше. (Возможность регулировать давление, как будет рассказано ниже, иногда очень важна, потому как его обычно много не бывает.)

На сегодняшний день оптимальным является компрессор JAS 1203: производительный тихоработающий компрессор с ресивером - рекомендую.

Пользуюсь таким уже несколько лет:

Отличные результаты даст применение компрессоров от бытовых и промышленных холодильников (на Руси таких в пользовании у нашего брата больше всего). Несложно доработать такой компрессор самодельным ресивером из пластиковой бутылки.

Он значительно снизит колебания (пульсации) давления и предотвратит попадание масла и влаги (что недопустимо, иначе капельки нежелательных жидкостей испортят все дело!!!) в аэрограф. Ресивер можно снабдить, если компрессор новый, иглой стравливания давления или чем-то подобным для регулирования давления в сторону понижения. Можно, например. вставить в магистраль отрезок металлической трубочки с просверленным на ее стенке отверстием. Перекрывая его в разной степени гибкой трубкой магистрали, получаем тот же эффект, что и от иглы.

Само собой, есть множество фирменных фильтров, выполняющих те же функции. Вообще способы приобретения компрессоров и (или) их доработка - большая и болезненная тема. Хочется пожелать начинающим коллегам быть поизобретательнее и предприимчивее. Но пылесосы и автомобильные компрессоры, увы, не подойдут - подробности опускаю - они не создают нужного давления.

Красок сейчас навалом, равно как и статей о них. Конечно, дорогие краски от Acromaster, Tamiya, Gunze Sangyo и более доступные Model Master, DuPont, Humbrol и Revell однозначно лучше взятой за поллитра у знакомых художников «нитры», но и они не панацея от весьма неважных результатов при их пользовании, да и иная нитра лучше той же убито - матовой краски от Humbrol. Почитайте специальные статьи, проштудируйте фото и сообразуясь со своим кошельком, делайте выбор. Брать фирменные краски очень желательно, но необязательно. Можно, путем проб и ошибок, запастись приобретенными по случаю нитрокрасками. Однако, что касается адгезии и укрывистости, то тут хорошая «фирма» однозначно предпочтительнее. Да и дисперсность куда лучше.

Для успешной работы с аэрографом нужно, чтобы краска была должной густоты и не содержала посторонних частиц и грязи. Об очистке аэрографа и об особенностях работы с акриловыми красками поговорим позже, а пока запомните следующее. Краску перед употреблением тщательно перемешайте.

При необходимости добавьте растворитель в краску, но делайте это не в банке с краской, а в отдельной емкости. Можно использовать например футляры от фотопленки или другие подходящие ёмкости. Консистенция краски для распыления - «молоко». При покачивании баночки с краской она оставляет слабые полупрозрачные следы на стенках.

Оговорюсь сразу, что степень растворения - процесс тонкий. Глянцевые краски требуют несколько больше растворителя, чем матовые. Кроме этого, отечественные нитрорастворители (ацетон.646. 647 и т.д.) вполне подойдут в ряде случаев замены «фирмы», надо лишь учитывать, что чем больше номер, гем «тяжелее» растворитель, т.к. он дольше сохнет и при более длительном высыхании дает краске больше времени для равномерного растекания по окрашиваемой поверхности, а значит, сделает ее менее матовой. При любых неясностях сначала поэкспериментируйте, потом применяйте подходящий растворитель.

Для приготовления колора (если нег готового) также пользуйтесь отдельной емкостью.

Если краска непонятного происхождения или старая - профильтруйте ее хотя бы через чистую марлю (2 слоя).

Не сливайте растворенную краску обратно в фирменную банку!

Промывайте аэрограф после смены колора чистым растворителем (какой использовался для краски), а после завершения работы над очередной моделью - разбирайте аэрограф и производите его генеральную чистку.

Если береге краску «на стороне», убедитесь. что вам не отлили отстоянное связуюшее. (Краска состоит из красящего пигмента, связующей жидкости и растворителя. Есть еще матовая база - повсеместно у моделистов СССР в ее роли выступал зубной порошок.) Вообще перед любым переливанием краски тщательно ее перемешивайте.

Видео: Работа с аэрографом

  • Аэрограф: какой инструмент выбрать?
  • Составляющие элементы аэрографа
  • Аэрограф: подготовка прибора к работе
    • Хитрости, о которых не написано в инструкции по эксплуатации аэрографа
  • Краски для росписи: разновидности

В дизайне интерьера все более модной становится аэрография. Чтобы расписать стены собственного жилища, необязательно быть художником или профессионалом. Для этого достаточно быть терпеливым и знать, как пользоваться аэрографом.

Аэрограф: какой инструмент выбрать?

Очень важно правильно выбрать аппарат для росписи. Существует несколько разновидностей аэрографов.

Прежде всего, выбор инструмента зависит от навыков и профессионального уровня специалиста по росписи.

Так, аппараты для профессионала и любителя будут отличаться. При выборе аппарата необходимо внимательно изучить его характеристики, чтобы выбрать тот, который будет отвечать всем вашим требованиям. Итак, при выборе пневматических распылителей нужно обращать внимание на следующие характеристики:

  1. Сопло и его диаметр. Именно сопло отвечает за подачу краски. В зависимости от площади поверхности, которую нужно расписать, подбирают аэрограф с тем или иным диаметром сопла. Например, для окрашивания фона нужно подбирать аэрограф с соплом, диаметр которого составляет 0,35 мм, а для прорисовки деталей подойдет сопло с 0,2 мм в диаметре. Существуют аэрографы с набором сопел разных диаметров, что существенно экономит финансы, поскольку одним соплом обойтись сложно. Однако необходимо тратить время на переустановку сопла нужного диаметра.
  2. Бачок, его расположение на аппарате. От бачка напрямую зависит, каким образом осуществляется подача краски. Он может располагаться сбоку, снизу или сверху. Бачок может и вовсе отсутствовать. Тогда подача краски осуществляется через прорезь непосредственно на иглу. Аэрограф с иглой незаменим, в случаях когда выполняется сложная роспись, где рисунок состоит из мелких деталей. Если рисунок состоит из большого количества разных цветов, тоже необходим аэрограф с иглой, поскольку он позволяет часто менять краску.

Аэрографы для профессионала и любителя будут отличаться. В данном случае выделяют 2 типа аппаратов:

По типу подачи красочного материала аэрограф делится на: с аэрограф с нижней подачей материала, с верхней подачей материала и с подачей материала под давлением.

  1. Одинарного действия. Они подойдут любителям, поскольку красить аэрографом такого типа не сложно.
  2. Двойного действия. Они отличаются тем, что ими можно управлять как через иглу, так и через подачу воздуха. Эти аппараты подойдут профессионалам. Они позволяют выполнять более сложную роспись, картины получаются более реалистичными.
  3. Автоматический аэрограф. Он является своего рода золотой серединой, особенно для начинающих специалистов. Отличается тем, что управление иглой возможно только после включения машинки.

Кроме самого аппарата, понадобятся респиратор, шланг, воздушный фильтр, подставка.

Вернуться к оглавлению

Составляющие элементы аэрографа

Прежде чем начать работу с аэрографом, нужно четко представлять, из каких элементов (узлов) он состоит и за что отвечает каждый из них:

Для полдачи в аэрограф краски под давлением нужен подходящий компрессор.

  1. Сопло. Оно регулирует диаметр струи краски, которая подается к распылению. Находится на конце краскопульта.
  2. Бачок. В этой емкости находятся краски, с которыми в настоящий момент работает мастер. Наиболее удобны те модели аэрографов, в которых бачок располагается сверху.
  3. Игла. Она регулирует подачу краски из бачка. Если необходимо окрасить большую площадь, то целесообразнее выбирать аэрограф с внешним распылением, он не имеет иглы.
  4. Рычаг. Он регулирует подачу колера и воздуха.
  5. Регулировочный винт. Он обеспечивает независимую регулировку давления воздуха от общего давления в компрессоре.
  6. Воздушный клапан. Благодаря ему воздух проходит через сопло.
  7. Ручка. На самом деле не все аппараты снабжены этой деталью, но она однозначно делает работу с аэрографом более удобной, в противном случае нужно держать машинку за корпус.
  8. Силовые детали. К ним относятся воздушные шланги и компрессор, снабженный ресивером. Они сжимают воздух и подают его на аппарат.

Конструкции аэрографов могут отличаться, но детали, из которых состоят аппараты, остаются, как правило, неизменными.

Вернуться к оглавлению

Аэрограф: подготовка прибора к работе

Технология нанесения красок при помощи аэрографа заключается в том, что нужно все выполнять поэтапно:

В работе с аэрографом обычно используют трафарет, который делается из картона, плотной бумаги, пленки или специальной фольги.

  1. Подготовка поверхности. В частности, необходимо устранить любые дефекты (сколы, трещины и т. д.).
  2. Обработать поверхность шпаклевкой, штукатуркой, грунтовкой. Последнюю нужно выбирать, исходя из выбранного для окрашивания типа краски.
  3. Обезжиривание поверхности. Она должна быть сухой и чистой.
  4. Выровнять тон, если поверхность имеет сероватый оттенок. Обычно для этого поверхность нужно покрасить краской белого или наиболее светлого цвета, который присутствует в будущем рисунке. 1 или 2 слоев достаточно.

Все эти этапы касаются только подготовки поверхности, которая впоследствии будет расписываться. Перед началом работы важно либо вынести из помещения мебель, либо накрыть ее пленкой.

Вернуться к оглавлению

Хитрости, о которых не написано в инструкции по эксплуатации аэрографа

Техническая сторона вопроса, то есть то, как непосредственно осуществляются включение аэрографа и работа с ним, подробно описана в инструкции по эксплуатации конкретного аппарата. В целом это выглядит следующим образом:

  • шланг машинки нужно подключить к компрессору;
  • компрессор включить;
  • продуть сопло воздухом (делать это нужно в стороне).

Основной характеристикой аэрографа является диаметр его иглы и сопла, которые определяют потенциал инструмента.

Перед использованием каждого нового цвета в процессе росписи необходимо продувать сопло. Для этого нужно в бачок заправить растворитель. Это важно делать во избежание смешивания красок. Кроме того, лучше будет перед нанесением краски на поверхность проверить чистоту цвета. Для этого нужно распылить краску на палитру для смешивания, в качестве которой может служить даже плотный лист бумаги. Это предупредит нежелательное смешивание оттенков, получение «грязного» цвета и обеспечит аккуратный и красивый результат.

Краска в бачок аэрографа заправляется при помощи средних размеров кисточки или пипетки (аптечной или предназначенной специально для аэрографа).

Хитрости, которые помогут избежать ошибок и добиться отличного результата:

Динамичность. Важно не задерживать на одном месте аппарат надолго, в противном случае появятся потеки.

  1. Бесконтактность. Ни в коей мере нельзя соприкасаться аппаратом с окрашиваемой поверхностью.
  2. Угол наклона аппарата. Оптимальный угол, благодаря которому можно избежать погрешностей в работе, 90° относительно окрашиваемой поверхности.
  3. Оптимальное число слоев краски. Это напрямую зависит от сложности рисунка и от того, насколько объемным он должен получиться в итоге. Для объемного эффекта нужно от 5-6 слоев. При этом нередко применяется метод наложения, когда слои пересекаются.
  4. Техники рисования. Конечно, высший пилотаж - это роспись, которую выполняют художники. Однако есть и более простые способы нанесения рисунка. Например, трафаретная графика. Трафарет можно сделать в любом графическом редакторе (например, Picasa), в котором изображение раскладывается по слоям. Затем каждый слой отдельно распечатывается на принтере. Необходимо минимум 4 составляющих: контур, основной цветовой базис, тени и полутени.
  5. Расстояние между аппаратом и поверхностью. Чем меньше деталь или тоньше линия, тем ближе к поверхности должен располагаться аэрограф. Если не получается провести линию при помощи машинки, лучше использовать обычную кисточку.
  6. Сушка. После нанесения на поверхность каждый слой необходимо тщательно просушить.
  7. Лакировка. Весь рисунок покрывать лаком не стоит. Достаточно лишь в некоторых местах проработать поверхность кистью, чтобы получить дополнительные оптические эффекты. Целесообразно это делать на ярких или очень темных красках.

Кратко механизм действия аэрографа можно описать так: в аппарат под давлением подается воздух, который создает воздушную струю; в нее попадает краситель, вследствие чего распыляется. Это и позволяет создавать оригинальные рисунки на практически любых поверхностях.

Аэрограф для моделей – профессиональный и полупрофессиональный прибор для нанесения различного вида красок на твердую поверхность. В зависимости от типа аэрографа определяется сложность исполнения рисунков и качество покраски. Художники-моделисты применяют аэрографы для создания оригинального и точного изображения на автомобилях, мотоциклах, защитных шлемах и других предметах.

Аэрограф работает по следующему принципу:

  • в воздушном клапане устройства создается давление;
  • нагнетающийся воздух проходит через узкое отверстие и попадает в околоструйную зону;
  • туда же подается краска, которая при смешивании с воздухом распыляется через сопло.

Для нагнетания используется компрессор, постоянно заполняющий емкость требуемым количеством воздуха.

Типы аэрографов

Популярные модели аэрографов отличаются друг от друга принципом работы:

  1. Внешнее смешивание краски: наиболее распространенный вариант аэрографов. Такие модели применяют для создания фонового рисунка, крупных блоков, расплывчатых изображений. Такое устройство не сможет образовать точную картинку. Иногда к распылителям внешнего типа добавляют удлиненную иглу, контролирующую количество краски.
  2. Внутреннее смешивание краски: вариант, подходящий для покраски в домашних условиях.
  3. Одинарное действие: в таких приборах можно контролировать только уровень поступающего воздуха, краска же подается в одинаковом количестве. Тип смешивания может быть любым.
  4. Фиксированное действие: данный вид аэрографов для моделей снабжен специальным пусковым устройством, которое регулирует количество поступающей краски втягиванием иглы внутрь. Воздух же подается всегда в одинаковом объеме. Аэрографы фиксированного действия – профессиональные распылители для самых сложных покрасочных работ.
  5. Двойное независимое действие: удобное устройство, в котором регулировка подачи краски и воздуха разделена. Здесь также можно установить вариант смешивания и способ подачи краски (гравитационный и сифонный).

Популярные модели аэрографов

После изобретения первого аэрографа прошло много лет, но значительных перемен в принципе работы не случилось.

«Многие модели распылителей стали усовершенствованными, более современными. Сейчас же востребованными являются аэрографы двойного действия».

Эти устройства подходят для точных работ в любых условиях. Художник может самостоятельно регулировать подачу краски и воздуха, тем самым облегчая себе работу.


Среди популярных моделей выделяют следующие:

Двойного действия:

  • «Iwata Model HP-Q» имеет отдельный отсек диаметром 7 см и узкое сопло 0,3 мм;
  • «HansaModel 381» – аналогичные параметры;
  • «Hansa Aero» – аналогичные параметры;
  • «FisherModelGI-83» имеет более узкое сопло 0,2 мм, тип подачи краски – сифонный, диаметр бака – 15 см;
  • «Elbe Model С-1» имеет сифонный тип подачи краски, диаметр бачка – 6 см, сопло – 0,3 мм;
  • «Aziek Model 3000-S» имеет дополнительные насадки различной толщины;
  • «Chameleon» с дополнительными бочками краски дает возможность смешивать цвета и образовывать новые оригинальные оттенки. В такой модели есть дополнительный отсек, предназначенный для растворителя.

Одинарного действия:

  • «Badger Model 250» имеет узкое сопло 0,2 мм.

Типы компрессоров

Компрессор – необходимый элемент для работы аэрографа. Он развивает и поддерживает оптимальное давление воздуха для наилучшего распределения краски.

Если необходимо выбрать компрессор с индивидуальными параметрами, нужно знать показатели производительности (измеряется в куб.м./мин.) и давления (кгс/кв.см.). Последний параметр необходим для распыления краски, первый – для равномерности. Различают 3 типа компрессоров:

Поршневые: основной принцип работы – перемещение поршня (ей) и сжатие воздуха. Существует 2 вида поршневого компрессора:

  1. Одноступенчатые требуют напряжение 220В, поэтому легко используются в домашних условиях. Поршень поднимается вверх, и воздух начинается сжиматься, а затем подаваться в ресивер – сосуд для скапливания воздуха. Такое устройство легко распределяет грунтовку и лак на небольшие поверхности.
  2. Двухступенчатые состоят из нескольких поршней. В таком устройстве есть промежуточный охладитель, который пропускает сжатый воздух в ресивер. Лучше всего использовать двухступенчатый компрессор с меньшим объемом, нежели одноступенчатый, но с большим.

Мембранный: воздух нагнетается за счет колебаний мембраны, поэтому такой компрессор подходит для непродолжительных покрасочных работ.

Как пользоваться аэрографом для моделей

Покраска аэрографом миниатюрных изделий требует особенной внимательности и аккуратности. Важно отрегулировать уровень подачи краски так, чтобы на окрашиваемом предмете не образовалось подтеков и перепыла.

Если в аэрографе предусмотрена возможность смены сопла и иглы, то контроль над размером распыла остается за художником-моделистом. Даже самодельный аэрограф может равномерно распределять краску по небольшой площади.


На первых порах можно использовать самые недорогие устройства, копии брендов. После того как рука будет набита, можно смело переходить на профессиональные модели. Но как правильно выбрать аэрограф?

Выбор аэрографа

Выбирать распылитель нужно для определенных целей. Новичку подойдет дешевый простой аэрограф, который позволит равномерно разукрашивать разнообразные модели. Профессионал будет делать акцент на параметрах самого устройства и отдельно компрессора. Хорошим вариантом для обоих случаев станет распылитель с возможность регулировки воздуха и краски.

В зависимости от предстоящих работ нужно выбирать размер сопла и вместимость бочка для краски. Сопло 0,2 мм позволит рисовать тонкие линии, сложные технические изображения.

Чтобы определить, какой аэрограф выбрать для моделей, достаточно прочитать в инструкции характеристики. Если параметры соответствуют личным требованиям, и цена подходящая, аэрограф можно приобретать.

Выбор компрессора

Все модели компрессора отличаются между собой типом конструкции, мощностью и другими характеристиками. Выбирая компрессор, нужно делать акцент на его размере, поскольку от него зависит мощность оборудования.

Если аэрограф необходим для покраски небольших площадей, миниатюрных изделий, надписей и т.д., то большой компрессор лучше не приобретать, поскольку он будет требовать много напряжения.

Плюс ко всему, такие компрессоры стоят довольно дорого. Аэрографы и компрессоры для моделей можно сделать своими руками из простых подручных средств. Среди популярных компрессоров выделяют Fengda AS-16-1 и Fengda AS-16-18. Эти устройство имеют небольшой вес, размер и малую мощность, поэтому идеально подходят для аэрографов.

Правильная покраска модели аэрографом

Даже миниатюрные модели должны быть окрашены в качественные яркие составы. Процесс покраски аэрографом мало чем отличается от традиционных авторемонтных работ.

Важное условие – соблюдение мер предосторожности, а именно защита от химических паров. В случае с обработкой моделей можно не использовать специальные костюмы, но перчатки и респиратор – обязательная составляющая.

Перед тем как красить на самом изделии, лучше опробовать возможности аэрографа на любых других металлических листах. Там же нужно потренироваться изображаться именно тонкие плавные линии, выбирать оптимальную толщину слоя, стараться не образовать подтеков краски.

Покраска моделей аэрографом акриловыми красками намного эффективней по сравнению с другими составами. Акрил устойчив к влаге, перепадам температуры, механическим воздействиям. Яркие насыщенные тона хорошо ложатся на любую твердую поверхность.

При покраске аэрографом нужно соблюдать ряд правил, которые дадут хороший результат:

  • Перед всеми работами поверхность модели нужно хорошо вымыть и высушить, не оставляя даже малейшего грязевого пятна. Здесь же нужно проконтролировать отсутствие каких-либо дефектов.
  • Идеально, если поверхность изделия будет обработана абразивным материалом или наждачной бумагой.
  • После этого изделие необходимо обезжирить и высушить.
  • Если покраске подвергается вся модель, то прикрыть скотчем нужно только колеса, стекла, зеркала и фары. Если же отдельная область, то все оставшиеся участки.
  • Сложные рисунки лучше всего оформлять при помощи трафаретов. На каждый слой краски нужен новый трафарет.

Самый сложный и важный этап постройки модели - окраска и тонирование. Именно от него зависит восприятие завершенной копии, именно на этой стадии можно или свести на нет все усилия по деталировке и "вылизыванию" пластика, или, наоборот, замаскировать какие-то свои упущения и недоработки.

Как правило, первую в своей жизни модель каждый человек... не красит совсем. Потом человек подрастает (и в творческом, и в биологическом смысле этого слова. - Прим. авт.) и в рамках размышлений о смысле жизни начинает задумываться на тему: "А что же, собственно, делать с кучей покрытых пылью и частично поломанных танко-самолетов из во-о-он того темного угла?"

От ответа на этот краеугольный вопрос зависит не только дальнейшая судьба пары килограммов полистирола, но и рождение нового моделиста. Ведь как только он решит не выбросить, а наоборот, сделать похожим "вот этот Jaguar вот на эту картинку на коробке" (а не устарели ли мои представления о жизни? - Сомнения, авт.), человек этот, оставаясь "сапиенсом", переходит, тем не менее, на следующую (более высокую!?- Надежда авт.) ступень эволюционной лестницы и становится моделистом. Моделист - в принципе, тоже человек (Лозунг авт.), но озабоченный вопросами не только добывания икры на хлеб, но и не менее дорогих коробок с мелкими кусочками пластика , баночек и тюбиков с дурно пахнущими разноцветными субстанциями. А еще он алкает все новых и новых картинок, изображения на которых должны будить его творческую фантазию и заставлять усталые руки вновь и вновь поднимать тяжелый напильник (а бывает и топор, - Злорадство авт.) в бесплодных попытках вогнать в чертежи очередной продукт химии полимеров или размахивать аэрографом в стремлении придать ему ну, именно, вот такой оттенок зеленого цвета. А кстати, все знают, что такое этот "АэроГраф"? Это вовсе не воздушный дворянин высокого ранга, а прибор для нанесения краски на модель. В английском варианте его название звучит более прагматично "Airbrush" то есть "воздушная кисть".

В М-Хобби №3/94 мы уже писали немного об этом нехитром приборе и методах борьбы с ним, но времени прошло много, подросло очередное поколение, пять лет назад еще не интересовавшееся моделями. Поэтому, пожалуй, можно и повториться слегка.

В минимальном виде система для работы с аэрографом состоит из него самого, компрессора , ресивера и соединительных шлангов . Сегодня вполне возможно купить уже готовую систему, собранную на едином основании. Но можно для экономии средств и при наличии халявного компрессора (из старого холодильника с ближайшей помойки) собрать ее и самостоятельно. Для начала имеет смысл закупить аэрограф производства Новолу-комльского завода (самый распространенный вариант). В отличие от импортных, он сравнительно недорог, а результаты работы позволяет получить ничуть не худшие. В последнее время упало качество исполнения - стали часто попадаться откровенно бракованные экземпляры, с эксцентричным отверстием в форсунке, например, поэтому при покупке поглядывайте. Есть в продаже аналогичного назначения приборы от японской фирмы Tamiya , цена которых колеблется в районе ста долларов. Радикального повышения качества работы в результате вложения этих денег не происходит, хотя, конечно, в обращении он более приятен. Но тут уж что кому нравится: кто-то моется в джакузи, а кто-то под душем, результат-то одинаковый. По мне уж лучше купить десяток наших простецких, собрать из них нечто, да еще деньги на пиво останутся. К слову, среди моих знакомых моделистов, как вполне именитых, так и не очень, большинство хранит верность именно отечественному изделию.

В Новолукомльских аэрографах чаще всего ломаются две детали: запирающая игла и гашетка. Запасная игла обычно входит в комплект, а вот гашетку придется изготовить самостоятельно. На самом деле, ее стоит заменить самодельной сразу после покупки, поскольку работать со штатной "кнопочкой" откровенно не удобно - после получаса непрерывного нажатия на нее (а это вполне типичное время для нанесения, скажем, части камуфляжной окраски на средних размеров истребитель 1/72) разогнуть собственный палец (Отнюдь не казенный, между прочим, - сетование авт.) в исходное положение удается лишь, сконцентрировав всю силу воли на данном процессе. Новая гашетка куркового типа делается из отрезка трехмиллиметровой проволоки или подходящего гвоздя за 15 минут, а жизнь облегчает кардинально.

В один из шлангов системы подачи сжатого воздуха, непосредственно перед аэрографом, желательно установить простейший фильтр для удаления паров и микрочастиц масла и воды, не осевших в ресивере.

Краску можно применять самую разную. Ниже попробуем кратко охарактеризовать наиболее распространенную. По большому счету, все модельные краски делятся на две большие группы - эмали на синтетическом растворителе и акриловые. Как правило, акриловые краски представляют собой ультразвуковую взвесь акрила в водно-спиртовом растворе. Однако, есть и исключения, такие как акриловый Du Pont, где растворителем служит нечто ацетонсодержащее.

Самую большую и дешевую группу составляют краски отечественного производства. По сути дела это обычные ни-троэмали из тех, что продаются в любом хозяйственном магазине в больших железных банках. Только расфасованы они в аптечные флакончики; цвета более или менее (как правило, менее, чем просто менее... - ехидство авт.) подогнаны под образцы времен Второй Мировой войны или современного исторического периода развития техники; да еще добавлены наполнители для матовости. К модельной химии этого класса относятся "Hobby+PLUS" из Витебска, "ХОББИ" из Харькова, продукция московской фирмы "Звезда ", а также нитрокраска, разливаемая в пенициллиновые пузырьки многочисленными частными продавцами на модельных клубах разных городов. Для всего перечисленного хозяйства годятся самые банальные растворители №646 и 647, перед нанесением этих красок поверхность модели необходимо покрывать грунтовкой . Для работы кистью они не пригодны, поскольку имеют малую укрывистость, быстро высыхают - следы от волосков кисти не успевают затянуться, и разъедают полистирол. Правда, по последнему пункту исключение можно сделать для харьковской краски - за счет некоторых добавок она не столь агрессивна и позволяет окрашивать небольшие участки кистью за несколько приемов. В "Hobby+PLUS" самое лучшее - инструкция и историческая справка. Красить же ею не стоит: во-первых, туда явно добавлена добрая жменя художественной масляной краски или чего-то вроде, из-за чего сохнет она крайне долго, а окончательно, кажется, вообще не высыхает, создавая непрочную красочную пленку. Во-вторых, форсунка аэрографа постоянно забивается из-за значительной величины частиц пигмента . Самая же крупная неприятность состоит в отсутствии декларируемой и чуть ли не вынесенной в девиз точности цвета.

"Звезда" - обычная нитрокраска, что называется, "нитруха", как она есть. Цвета, опять же, точностью не блещут. Зато из их палитры удобно смешивать необходимые оттенки. Кстати, не забыли основного правила смешивания красок? Черный+красный=коричневый; жел-тый+синий=зеленый и т.д.

Особняком стоит Du Pont, который, являясь акриловым по сути, нормально разводится нашими растворителями 600 серии, не требует грунтовки, размешан в точном соответствии с историческими выкрасками, но дорог. В ассортименте этой фирмы есть и отличная грунтовка для полистирола, ее оптимально применять под отечественную нитрокраску, вместо распространенных выжимок из ГФ-021 или автомобильных АК-070, ФЛ-093 и прочих.

Заграничных красок сейчас продается тоже немало. Удобны они тем, что не требуют грунтовки и, как правило, кодировка цветов в инструкциях к сборным моделям указывается именно с оглядкой на одну из таких систем красок. Бывают полимеризующиеся и неполи-меризующиеся краски. Наиболее распространенные из первой группы - HUMBROL и REVELL . Из второй -Model Master, TAMIYA COLOR и GUNZE SANGYO. Полимеризующиеся краски отличаются тем, что после полного высыхания их уже невозможно смыть штатным растворителем (нештатным крепким раствором каустика смывается все и всегда, - Прим. авт.).

В системе HUMBROL есть глянцевые, матовые и полуматовые цвета, имитаторы металлических покрытий (Metal Cote). Для аэрографа подходят все виды этой краски. Совершенно не важно, что у них на этикетке написано - наши растворители можно применять без опасения. Metal Cote после короткой просушки полируются мягкой тряпочкой, после чего они становятся удивительно похожи на настоящий металл. У HUMBROL есть пара крупных недостатков: матовые цвета имеют настолько крупные частицы твердого вещества, что выглядят только что не бархатными (т.е. совершенно не пригодны для окраски самолетов , а только фигур и техники 1/35); блестящие цвета сохнут безумно долго, но даже после полного, казалось бы, высыхания отпечатки пальцев на них остаются с легкостью необычайной. Сейчас появилась новая серия HUMBROL-extra, где матовость доведена до терпимого уровня, но все же, все же...

Про REVELL можно сказать почти то же, что и про HUMBROL, с небольшой поправкой на более высокое качество и приемлемую матовость красок этой фирмы. В последние годы начался выпуск красок специально и только для аэрографа - им и следует отдавать предпочтение. Хотя и обычный REVELL, да под 646 растворитель... Пролетает со свистом!

Очень хорошая краска для работы аэрографом - японская GUNZE SANGYO (кстати, для кисти она совершенно не пригодна, - Авт.). По сути - это нитрокраска, но великолепного качества и с довольно точным соответствием цветов.

Model Master и TAMIYA COLOR ни в чем особенном не замечены и очень демократичны. Демократичны в том смысле, что Model Master легко смешивается с отечественными красками на нитрооснове в присутствии растворителя 600-й серии, а акриловая TAMIYA (бывает еще и эмаль TAMIYA на летучих растворителях), несмотря на свою "водочную" природу допускает применение нитрорастворителей.

Это все было про то, чем красить. Следующий естественный вопрос - как красить. Очень многие стараются выполнять эту операцию на свежем воздухе, где нибудь на балконе. Тут очень важна хорошая погода. При низкой температуре и высокой влажности воздуха (непосредственно после дождя, например) на окрашенной поверхности, особенно на блестящей, могут появиться белесые или матовые проплешины, избавиться от которых можно, только перекрасив все заново. Иногда вы с интересом наблюдаете на своей модели мелкие пузырьки, в которых под красочной пленкой находится капелька воды. Это - симптом того, что загрязнился фильтр перед аэрографом и в факел распыла попадают пары воды и масла из компрессора. Поменяйте "начинку" фильтра, продуйте шланги, и, убедившись, что за перилами балкона нет проливного дождя, смело продолжайте работать. Краску разводить следует пожиже. Конечно, при этом снижается укрывистость и вам придется пройтись по одному и тому же месту несколько раз (факел распыла нужно отрегулировать на минимальную подачу краски, завернув винт на торце рукоятки аэрографа), но зато покрытие получается с минимумом дефектов, равномерное и тонкое, не заливается рельеф и линии расшивки . Если на окрашиваемом участке нарастают бугры и брызги, аэрограф начинает "плеваться", форсунка засоряется - значит вы залили непомерно густую краску, или она загрязнена частицами примесей и пигментного порошка грубого помола.

Вообще, отечественные краски небесполезно перед употреблением тщательно перемешать, а затем профильтровать (для этой цели удобны металлические сеточки от автомобильных бензофильтров, но можно обойтись и марлей). Аэрограф желательно направлять на модель под углом, близким к 90 градусам, и ни в коем случае не держать долго на одном месте - моментально образуются "кляксы" и потеки. Факел должен постоянно находиться в движении. При прокрашивании сложных мест, типа стыка крыла с фюзеляжем самолета, одну из поверхностей вы неизбежно красите под острым углом, и на ней образуется буйная поросль из крупинок застывшей краски, весьма напоминающая щетину. В таких местах лучше увеличить подачу краски - она нальется лужей, зато капельки успеют в этой луже раствориться и после высыхания покрытие выровняется. Следите только, чтобы "береговая линия" этой лужи была размытой, плавно переходила в основную окраску. Можно и проще поступить: одну из столь неудачно сопрягающихся плоскостей прикрыть от аэрографа кусочком ватмана, держа его на небольшом расстоянии от поверхности модели - пусть "щетина" на нем и нарастает.

Использовать матовые краски целесообразно лишь для более или менее однотонных моделей, для танков в масштабе 1/35, скажем. Самолеты 1/72 удобнее красить глянцевой краской - слой получается тоньше, а значит, не так заметны края камуфляжных пятен; гораздо легче добиться качественного прилегания декалей к гладкой краске, не образуется эффекта "серебрения" из-за микроскопических пузырьков воздуха, попавших между подложкой декали и микронеровностями краски (эти то неровности и создают "матовость" краски). Уже после высыхания декалей и окончательной отделки самолет покрывается матовым или полуматовым лаком , при этом степень блеска отдельных участков его поверхности выравнивается. В этом смысле хороша отечественная нитрокраска или какая-либо хорошая импортная, вроде той же GUNZE SANGYO.

Есть немало мелких (и крупных! - Авт.) хитростей как "обмануть" матовую краску при нанесении декалей, как подготовить маски для камуфляжа, как проще покрасить колеса шасси самолета или катки танка и тому подобных. Но об этом поговорим в следующих номерах журнала.

Николай ПОЛИКАРПОВ "М-Хобби", №6/99