Правильная посадка за партой для начальной школы. Правильная посадка школьника за письменным столом. Правильное положение ученика за партой

Почему важно, чтобы позвоночник у ребенка оставался ровным? Как сидеть за партой или столом правильно?

О детском позвоночнике

Когда ребенок идет в школу, его позвоночник еще до конца не сформированный. Он активно растет и развивается вместе со всем организмом. В данный период важно избегать проблем с позвоночником, а именно нарушения осанки. Ведь неровный хребет может негативно влиять на внешний вид, а так же работу внутренних органов. В школе ученик почти весь день сидит. Чтобы сформировалась осанка без отклонений, нужно знать как правильно это делать за столом.

Как правильно сидеть за столом или партой

Чтобы избежать проблем с позвоночником, важно соблюдать при занятиях не сложные рекомендации:
  • Под столом необходима подставка. Ноги не так будут уставать, а кровь нормально циркулировать. При этом нужно ноги сгибать в коленях строго под прямым углом.
  • Локти класть на стол полностью, чтобы они не свисали.
  • Спину держать ровно, прижимаясь ко всей поверхности спинки стула.
  • Грудная клетка свободная, не опирается на стол.
Одним из самых важных правил формирования осанки является то, что стол или парта должны соответствовать росту ученика.


Как правильно выбрать рабочий стол и стул для ребенка Проблемы с осанкой могут возникнуть не только в школе, но и домашних условиях. Соответственно, нужно оборудовать рабочее место для ученика, желательно заранее. Для начала учитывайте тот факт, что ребенок растет, а значит размер мебели для работы после школы будет меняться. Можно каждый раз приобретать новые предметы мебели для школьника или купить такую, что регулируется относительно размеров ребенка.
Цвет стола имеет значение. Если он будет слишком яркий, то свет лампы будет отражаться от поверхности стола, тем самым негативно влияя на зрение и способствуя быстрому утомлению глаз. Темный цвет тоже не стоит выбирать. Оптимальный вариант — пастельные или спокойные оттенки. Что касается роста ребенка, то тут будут следующие размеры мебели для рабочего места:

  • До 119 см. Стул — 32 см, стол — 52.
  • До 129 см — 35 и 57 соответственно.
  • До 139 — 38 и 62 см.
Можно взять стул, у которого регулируется высота ножки, а так же стол с такими же характеристиками, где можно менять расстояние крышки стола относительно пола, подстраиваясь под рост ребенка.

Каким должно быть рабочее место школьника

Удобным и светлым. Вечернее освещение располагалось — для праворуких слева, для левши наоборот. На столе не должно быть ничего лишнего, только лампа, приспособления для удобных, быстрых записей, стакан с письменными принадлежностями. Возле стола или под ним корзина для мусора. Так же не помешают для школьника часы. Они могут быть как настольными, так и настенными. Будильник тоже нужен. Не менее важным является место для рюкзака, оно должно быть поближе к столу, чтобы по всей комнате его не искать.

Профилактика нарушений осанки у ребенка

Чтобы исключить проблемы с позвоночником у школьников, необходимо в первую очередь:
  • Все время заниматься спортом.
  • Работать в правильном положении.
  • Носить школьную сумку, надевая две лямки на плечи, следить, чтобы вес распределялся по всей спине равномерно.
  • Кровать для сна должна быть жесткой, а подушка — невысокой.
  • Контролировать внимательно осанку, поправлять ребенка, если он сутулится.
Хорошее состояние детского позвоночника важно для многих вещей — правильной работы внутренних органов, успешной учебы, наличия энергии и жизненных сил, позитивного настроения, хорошего аппетита и т. д. Поэтому нужно строго следить за осанкой ребенка и своевременно реагировать на любые изменения.
  • При работе за письменным столом опора должна быть на 5 точек: 2 руки, 2 ноги, ягодицы.
  • Голова не должна опускаться над тетрадью ниже точки прикрепления пальцев к ладони вытянутой руки, стоящей на столе.
  • Расстояние между телом ребенка и краем стола должно быть равно ширине ладони, сжатой в кулак.
  • Чтобы рассчитать высоту рабочего стола, к талии ребенка приложите его ладонь по ширине: верхний край ладони и будет высотой, на которой должна быть расположена крышка стола.
  • Последнее (и самое труднодостижимое в современной школе): стол (парта) должен быть с перекладиной для ног. При опоре обеими ногами на эту перекладину разгружается спина. Огромный выбор детских столов и парт по данной ссылке

    Дома обязательно подставляйте ребенку маленькую скамеечку или стопку книг. Если в классе современные столы без перекладин, договоритесь с другими родителями и прибейте или приварите такие перекладины.

Освещение

  • Лампа всегда стоит на столе слева.
  • Свет от обыкновенной лампы должен хорошо освещать рабочее место, а не светить в глаза ребенка. Если у вас галогеновая лампа, то убедитесь в обратном: достаточно ли широк и ярок круг света для работы.
  • Если классы освещаются лампами дневного света, вы должны быть уверены, что все они исправны и не «мигают».
  • Объясните ребенку, что он должен попросить зажечь верхний свет, если его глазам некомфортно.
  • Окно в классе, где занимается ваш ребенок, должно быть с левой стороны.

Тетради

Порой учителя начальной школы хотят добиться какого-то необыкновенно красивого наклона на чистописании, поэтому кладут малышу тетрадь почти под углом 45° (против часовой стрелки). Попробуйте поработать на таком листе! Что вы чувствуете? Корпус развернут влево, правое плечо поднялось и вылезло вперед, голова наклонена на левое плечо. Согласитесь, такая посадка первоклассника — просто преступление против его здоровья.

Правильное расположение тетради на столе — поворот ее всего лишь на 20-30° против часовой стрелки. Спина должна быть прямой, голова — на оси туловища, плечи на одном уровне.

В чем ребенок носит учебники?

Это должен быть ранец или рюкзак. Я знала детей-третьеклассников, у которых два раза в неделю портфель весил 6 килограммов. Родители просили разрешить носить один комплект учебников на парту, но учитель не разрешил. В случаях подобного «перевеса» добивайтесь своего — здоровье малыша дороже.

Сколько можно сидеть?

  1. Для младших школьников на каждом уроке должны проводиться 2-3-минутные зарядки, предусмотренные программой, с упражнениями на мышцы плечевого пояса и спины.
  2. Дома чередуйте 30-минутную работу за столом с активным отдыхом (нагрузка на мышцы спины, плеч, рук) и расслаблением — 5-10-минутное лежание на полу (не на диване — поверхность должна быть твердой).
  3. Не настаивайте на приготовлении устных предметов за столом, но и не допускайте чтения лежа или завалившись на бок. Лучшая позиция при чтении: прямая спина, поддерживаемая спинкой стула, дивана или кресла.

Красивая осанка - ключ к здоровью и привлекательному имиджу. Физиологически правильное положение тела благоприятно влияет на состояние позвоночника, внутренних органов и систему кровообращения. Кроме того, прямая спина и развернутые плечи у большинства людей ассоциируются с образом успешного человека.

Привычка держать спину ровной формируется в детстве, и обязанность родителей воспитать у ребенка навык и желание следить за своей осанкой. С первых дней обучения в школе малышу следует объяснить, как правильно сидеть за партой при письме, и обеспечить комфортное рабочее место.

Период обучения в школе - время активного роста и формирования позвоночника. Ребенок много времени проводит за столом, возрастает нагрузка на скелетную и мышечную систему, органы зрения. Правильная осанка за партой поможет избежать многих заболеваний, которыми люди обзаводятся именно в школьный период жизни. Это сколиоз, ухудшение зрения, проблемы в работе пищеварения, головные боли, повышенная утомляемость.

  • туловище расположено вертикально, корпус выпрямлен;
  • голова наклонена под углом не более 15°;
  • плечи располагаются на одинаковой высоте: воображаемая линия, проведенная вдоль плечевого пояса, строго параллельна плоскости парты;
  • локти не упираются в стол, а лежат свободно;
  • дистанция между рабочей зоной и глазами ученика составляет не менее 30 см;
  • ноги полной стопой стоят на полу либо специальной подставке;
  • тазовая и бедренная части корпуса соприкасаются с сиденьем;
  • ребёнок опирается спиной на спинку стула.

Соблюдение этих правил возможно лишь в том случае, если ребенок обеспечен комфортным рабочим местом, разработанным с учетом санитарно-гигиенических требований к мебели для детей школьного возраста.

Правильная парта для ребенка

Процесс приучения ребенка правильно сидеть за партой в школе должен начинаться дома. На помощь придут специальные ортопедические столы-трансформеры, которые обеспечивают детям максимально физиологичное положение тела. Благодаря регулируемым ножкам и специальным механизмам такие парты «растут» вместе с ребенком, гарантируя комфорт с первых дней обучения до подросткового возраста.

«Растущие» парты FunDesk предназначены для детей от 1,5 лет. Особенностью изделий является столешница с регулируемым углом наклона до 60° и многоступенчатый механизм изменения высоты парты и стула. Минимальная высота модели составляет 54 см. Максимальная высота рабочего места стандартна для взрослых письменных столов - 76 см. В зависимости от модификации, парты оборудованы отсеками для канцтоваров, полками, выдвижными ящиками, подставками и корзинами для книг.

Парты-трансформеры KANTOR представлены школьными и домашними моделями, рассчитанными на учащихся 3-16 лет. Пошаговый механизм позволяет корректировать высоту стола и стула в зависимости от роста ребенка. Регулятор угла наклона дает возможность выбирать оптимальное положение столешницы для различных видов деятельности: письма, рисования, черчения. Парты представлены как в строгом дизайне, так и в ярких розовых и синих расцветках, разработанных специально для мальчиков и девочек.

Август - жаркая пора не только для школ, которые готовятся к новым ученикам, но и для родителей. Все продумать, все купить, все организовать. Сегодня поговорим о том, как выбрать правильную парту для будущего школьника

Источник фото: dailymail.co.uk

Выбор парты, что очевидно, это не только вопрос дизайна детской комнаты, но и вопрос здоровья ребенка, ведь за уроками ему предстоит провести не один час своего времени на протяжении долгих лет.

Родителям стоит помнить при этом, что неудобная парта запросто может привести ребенка к нежеланию сидеть за ней, и соответственно, к нежеланию учиться.

Проведенные в нескольких школах России исследования показали, что более 50% младших школьников испытывают дискомфорт и даже боль при использовании неподходящей мебели. Это вызвано несоответствием размера мебели и тела ребенка.


Источник фото: smarttutor.com

Анкетирование детей показало, что в классах с неправильной мебелью уставшими к концу урока себя чувствует порядка 40-60 % опрошенных, в то время, в классах, где мебель подобрана правильно, дети не устают даже к концу последнего урока.

Из-за неправильно подобранной парты у детей вырабатывается неправильная осанка и искривляется позвоночник, а это, как известно, необратимые последствия.

Рынок предлагает большое разнообразие парт для дома, как же среди прочих найти свою «правильную»?

1. Парта должна быть регулируемой

Ее нужно регулировать минимум два раза за учебный год в зависимости от скорости роста вашего ребенка.

Часто родители покупают или слишком высокий стул, что мешает ребенку поставить ноги на пол, или слишком низкую/высокую парту, которая не подходит к росту и покупается как бы «на вырост».

Делать этого нельзя! Правильные соотношения роста ребенка с высотой парты и стула (в мм) по ГОСТу 5994-93:

Рост ребенка/высота рабочей плоскости

1000 -1150/ 460
1150 -1300 / 520
1300 -1450 / 580
1450 -1600 / 640

Когда ребенок сидит на правильно отрегулированном по росту стуле, опустите столешницу парты на высоту локтя свободно свисающих рук ребенка.

Плечи не должны напрягаться. Если положить руки на парту, локти должны быть согнуты под углом 90 градусов.

Существует так называемое правило «трех углов»: колени под столом образуют один прямой угол, линия бедер и спина - второй, а руки, согнутые в локтевом суставе - третий.

Во время письма правильно сидеть — это значит держать голову слегка наклоненной вперед. При этом расстояние от тетради до головы должно быть достаточно большим — 35—40 см.

Плечи должны находиться на одном уровне, а оба локтя — лежать на крышке стола. Стул необходимо ставить так, чтобы его край заходил за крышку стола на 2—4 см. Обе стопы должны стоять на полу так, чтобы голени были расположены под прямым углом к бедрам.

При такой посадке тело имеет достаточно точек и площадей опоры, не наступает утомления от длительного сидения и не возникает никаких искривлений позвоночника.

Во время чтения посадка может быть более вольной в том отношении, что при желании стопы могут быть выдвинуты вперед и увеличена опора на спинку стула, можно несколько откинуться назад, но тоже только при условии, что край стула заходит за крышку стола.

Последнее правило должно соблюдаться всегда, сидишь ли ты во время занятий за партой или за столом во время еды. Только такое взаимное расположение стола и стула позволяет не сутулиться, хорошо видеть то, что пишется или рассматривается на столе.

2. Глубина стола должна быть не менее 50 см

3. Парта должна иметь регулируемую столешницу

Столешница должна регулироваться так, чтобы при выполнении различных задач угол ее наклона мог меняться.

Небольшой угол наклона (7-12 градусов) подойдет для письма. Для чтения и рисования наклон столешницы придется увеличивать.

Хомчик Алексей Владимирович, врач травматолог-ортопед ортопедического отделения 17-й городской детской клинической поликлиники:

Очень важно иметь возможность регулировать угол наклона столешницы, в зависимости от вида деятельности. Для того, чтобы взгляд на рабочую поверхность падал под правильным углом. Ведь у детей, в отличие от взрослых, расстояние до глаз при письме значительно меньше.

Поэтому тетрадь должна быть приближена к глазам, а не наоборот. Иначе это приводит к сутулости, болям в спине, головным болям или другим осложнениям. Установки, рекомендуемые для детских столов: рисование 0 - 5°; письмо 7-12°; чтение 30°.

4 .Материал должен быть экологически чистым и безопасным. Не стесняйтесь спросить продавца о наличии сертификата качества.

5. Дизайн парты должен устраивать не только вас, но и вашего ребенка, ведь именно ему предстоит пользоваться ей каждый день.

6. Парта не должна занимать основную часть комнаты. Это непрактично. Постарайтесь выбрать наиболее рациональный вариант исходя из размера детской комнаты.

7. Парта должна быть устойчивой и надежной .

Выбирая парту для школьника, стоит помнить, что неправильно организованное рабочее место - еще одно условие, провоцирующее нарушение осанки.

Хомчик Алексей Владимирович, врач травматолог-ортопед ортопедического отделения 17-й городской детской клинической поликлиники:

К сожалению нарушения осанки и сколиозы у детей школьного возраста встречаются все чаще. Тревогу вызывает и то, что эти заболевания «молодеют». Не редки случаи выявления сколиоза 2-й степени у детей 5-7 лет, что является тяжелой патологией для такого возраста. Основными причинами нарушения осанки, на мой взгляд, являются неправильная осанка при сидении и малоподвижный образ жизни.


Источник фото: dobre.stb.ua

Сейчас дети предпочитают провести время за компьютером, планшетом, телефоном, а не поиграть на улице со сверстниками в футбол, волейбол и другие подвижные игры. В результате отсутствует адекватное развитие мускулатуры, не формируется достаточный «мышечный корсет», что, в свою очередь, приводит к искривлению позвоночника.

А по каким критериям вы выбирали стол для школьника?


«Прежде всего не навреди!» - это принцип из области врачебной этики. Реальные врачи не всегда придерживаются его на практике, однако уже сама по себе декларация столь благородного намерения - явление в высшей степени отрадное.

В системе школьного образования такой принцип отсутствует совершенно. Если выпускник написал экзаменационную контрольную работу на отлично, то учитель может по праву гордиться своим профессионализмом. А то, что у ученика при этом на носу очки, а на спине чуть ли не горб - до этого учителю нет никакого дела.

На всяком предприятии от работников требуют (хотя бы формально) соблюдения техники безопасности. От ребенка же в школе могут потребовать что угодно, но только не бережного отношения к своему здоровью. А между тем, по моему глубокому убеждению, все школьные премудрости, вместе взятые, не стоят ни одной диоптрии испорченного зрения, ни одного градуса искривленного позвоночника.

Можно назвать множество причин, по которым в школе никогда не будет введена техника безопасности. Школьный учебный процесс уже сейчас настолько неэффективен, что любое дополнительное «обременение» застопорит его окончательно. Даже при домашнем обучении соблюдение техники безопасности дается непросто.

Пап, а можно посмотреть мультики?
- А ты сегодня какую букву научился писать?
Молчание.
- Ты, вообще, сегодня писал?
- Нет.
- Так поди, поучись сперва писать букву «а». Как только напишешь три красивые буквы подряд, тогда можно будет смотреть мультики.

Ребенок, крайне раздосадованный, удаляется.

Через несколько минут я вхожу в детскую, и глазам предстает душераздирающее зрелище. В комнате полумрак. Настольная лампа выключена. Ребенок сидит со скрюченной спиной, поднятые плечи прижаты к ушам, локти висят в воздухе, нос утыкается в самый лист с прописями. Письменный стол завален горами игрушек, книжек, карандашей - для прописей едва нашлось место, и то лишь, с самого краешку, поверх каких-то других бумажек. Кончик новой капиллярной ручки уже измочален и сделался похож на кисточку из щетины. Он оставляет на бумаге корявый, уродливый след.

Выводить буквы - это настолько трудное занятие для ребенка, что оно поглощает все ресурсы его внимания, и их уже не хватает на то, чтобы следить за правильностью позы. Приучить его держать осанку - задача не из легких. Честно признaюсь - у меня нет готовых решений. Остается только набраться терпения и день за днем, месяц за месяцем, год за годом напоминать, увещевать, вразумлять. Но слова действуют далеко не всегда, потому что ребенок может даже не подозревать о всей своей зажатости. Тогда в ход идут поглаживания и постукивания - иногда легкие, иногда посильней.

На первых порах приходится просто сидеть рядом и время от времени своими руками вправлять непослушные части тела ребенка в правильное положение. Таков уж родительский удел. Никакие специалисты - ни школьные педагоги, ни ведущие групп раннего развития - заниматься этим нудным делом не будут. Специалисты, прикрываясь своей специализацией, всегда имеют возможность выбирать себе задачи попроще и поинтереснее. Задачи, оставшиеся неразобранными, ложатся исключительно на плечи родителей.

Почему же во время занятия письмом ребенок непременно норовит скрючиться? Я думаю, это происходит оттого, что он бессознательно хочет как можно лучше рассмотреть линию, которую пытается провести. Чем ближе предмет к глазам, тем детальнее он воспринимается. Поэтому ребенок наклоняется всё ниже и ниже, пока не достигает предела зрительной аккомодации. В результате, глаза перенапрягаются, а позвоночник скрючивается.

Не секрет, что именно глаза и позвоночник подвергаются наибольшему риску. Так, может быть, врачи, которые ведают этими органами, - окулисты и ортопеды - могут предложить нам какую-нибудь эффективную технику безопасности? - Увы, нет.

Я считаю себя знатоком по части предотвращения близорукости и много писал на эту тему (см. страницу «Как сохранить зоркость детских глаз?» и ссылки, приведенные там). В области ортопедии у меня опыта нет. Однако уже после самого беглого знакомства с сайтами ортопедической тематики мне стало ясно, что со сколиозом дела обстоят в точности так же, как и с близорукостью. Заболевание неизлечимо, им страдает большинство населения, причины его неизвестны, меры профилактики не разработаны. Вместе с тем, частные медицинские центры бодро зазывают к себе пациентов, обещая быстрое облегчение недуга новыми патентованными средствами. Словом, у меня не сложилось впечатления, что ортопеды заслуживают большего доверия, чем окулисты.

Остается одно - призвать на помощь здравый смысл. Противостоять скрюченности позвоночника логичнее всего его распрямлением. Поэтому домашний детский спортивный комплекс столь же необходим при обучении письму, как бумага и ручка. Я в свое время зашел в первый попавшийся магазин спорттоваров и купил спорткомплекс «Юниор».

Если засадить ребенка за письменный стол может оказаться не так-то просто, то загнать его на спорткомплекс никакой проблемы не представляет. Иногда гораздо труднее его оттуда выманить. И всё же некоторое «насилие» я себе поначалу позволил.

Я вижу, ты опять сидишь скрючившись, - говорил я своему старшему сыну Денису. - Поди-ка теперь повиси на верхней перекладине - распрями позвоночник.

С непривычки висение на перекладине - занятие очень тяжелое. Мы начинали с десяти секунд и без малейшего энтузиазма. Но постепенно в детях проснулись инстинкты далеких предков, и они пристрастились к длительным «прогулкам» по верхним перекладинам, вися на руках, с такими же раскачиваниями и ужимками, как у обезьян в зоопарке.

Замечу, что за такой способ передвижения очень ратовал Глен Доман. Я, хоть и считаю его мистификатором, должен всё же признать, что многие его идеи прочно засели в моем сознании. Мнение специалистов-ортопедов о детских спортивных комплексах мне неизвестно. Ввод в поисковую машину ключевых слов «ортопед» и «детский спортивный комплекс» практически ничего не дал. Пожалуй, можно считать это хорошим признаком: это косвенно указывает на то, что дети, у которых в квартире установлен спорткомплекс, на прием к ортопедам не ходят.

20.05.07, Леонид Некин, [email protected]


Методические указания по мерам профилактики расстройств зрения у детей дошкольного возраста и в годы школьного обучения. Министерство здравоохранения. СССР, 1958.


Школьная парта по своей конструкции должна не только обеспечивать правильную посадку детей, но побуждать к ней. Это возможно только при хорошем соответствии ее размеров росту ученика. Основная задача при конструировании парты - обеспечить такую посадку, для сохранения которой нужны минимальные мышечные усилия. Если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается над точками опоры сидящего человека, если при этом часть тяжести тела переносится на добавочную опору (спинку парты), то положение туловища устойчиво, а мышечные усилия минимальны. В таких условиях легче и голову держать прямо, и меньше устают мышцы спины. Поэтому при наличии постоянного педагогического контроля у детей не может развиться привычка читать и писать с сильным наклоном туловища и головы. Для достижения этой цели размеры парт и их отдельных деталей должны соответствовать росту учащихся.

В настоящее время выпускаются парты 12 размеров, рассчитанные на ростовые группы детей от 110–119 до 170- 179 см. Задний край крышки парты должен заходить за передний край сиденья парты на 4 см (так называемая отрицательная дистанция сиденья парты). (Расстояние от заднего края крышки парты до сиденья (по вертикали).) Эта особенность парт важна, так как она принуждает учеников сидеть прямо. Итак, высота парты и ее сиденья, дифференция и дистанция - это основные элементы учебной парты, которые должны находиться в соответствии между собой и ростом учащихся. На рис. 150 эти взаимоотношения показаны для различных номеров учебных парт.

Рис. 150. Размер стандартных парт от № VI до XI.
А - горизонтальная доска крышки парты; Б-В - наклонная доска (Б - неподвижная часть, В - поднимающаяся часть); Е - боковые стойки; Ж - полозья-бруски; Г - спинка скамьи: по профилю и высоте она соответствует поясничному изгибу позвоночника. На нее ученик переносит часть тяжести туловища при опоре. Д - сиденье скамьи: форма сиденья соответствует форме бедра. Это способствует более устойчивой посадке ученика. ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры. При несоблюдении этих размеров (особенно при нулевой или положительной дистанции) и несоответствии высоты парты росту школьника при занятиях положение центра тяжести тела изменяется. Это приводит к излишним мышечным усилиям и общему утомлению. В свою очередь это обычно обусловливает чрезмерное приближение глаз к тексту и предрасполагает к образованию удлиненной формы глаз, т. е. к осевой вторичной миопии. Правильная рассадка детей по партам должна проводиться ежегодно в соответствии с их ростом. (По А. Ф. Листову, номер парты можно определить, если из двух первых чисел роста вычесть цифру 5. Например, при росте 163 см номер парты 11, при росте 135 см номер парты 8 и т. д.)


Рис. 151. Правильная посадка школьника при чтении и письме.


Необходимо соблюдать следующие правила правильной посадки (рис. 151 а и б): 1. сидеть прямо, голову весьма немного наклонить вперед; 2. опираться спиной на спинку парты; 3. туловище, голову, плечи держать параллельно краю парты, не наклоняя вправо или влево. От груди до края парты должно быть расстояние на ширину ладони; 4. ноги ставить на пол или на подножку, согнув их под прямым или несколько большим углом (100–110°). Весьма важно то, что крышка учебных парт расположена слегка наклонно (12–15°). Этот наклон крышки парты и легкий наклон головы позволяют рассматривать отдельные части текста на одинаковом расстоянии, что не удается без дополнительного наклона головы и туловища, если читать книгу, расположенную на столе. Поэтому желательно, чтобы учащиеся во время домашних занятий пользовались пюпитрами либо складного типа (рис. 152),


Рис. 152. Складной пюпитр для школьников.

либо постоянными (рис. 153).


Рис. 153. Постоянный настольный пюпитр для школьников.


Большое значение имеет также положение тетради во время письма. Это зависит от того, каково направление почерка. Старый спорный вопрос о косом или прямом почерке не решен до сих пор (см. об этом ниже). При косом почерке тетрадь должна лежать на пюпитре против середины туловища и косо (под углом 30–40°) по отношению к краю парты или стола. При косом письме не очень легко удерживать правильное положение плечей и туловища (параллельно краю стола). В результате получается наклон туловища, влекущий за собой боковые искривления позвоночника. При прямом почерке тетрадь должна лежать против туловища без всякого наклона по отношению края парты или стола. При переходе от одной строчки к другой надо передвигать тетрадь кверху для того, чтобы не изменялось расстояние от глаз. В советской школе общепринято косое письмо с наклоном в 10–15°, что позволяет использовать преимущества и косого, и прямого письма. Необходимо обучать детей не только правильной посадке, но и правильному положению книг и тетрадей во время занятий.

как сделать парту менее удобную, без спинки, но самому.

Размеры, высота и спинка важны. Правильная и неправильные посадки за школьными столами (слева направо):
при низком столе и положительной дистанции сидения;
при низком столе и низкой скамье;
за высоким столом
и за столом соответствующих размеров.




Позвоночник у взрослого человека имеет три кривизны. Одна из них - шейная - имеет выпуклость вперёд, вторая - грудная - обращена выпуклостью назад, третья - поясничная кривизна направлена вперёд. У новорожденного позвоночный столб почти не имеет изгибов. Первая шейная, кривизна образуется у ребёнка уже тогда, когда он начинает самостоятельно держать голову. Второй по порядку образуется поясничная кривизна, выпуклостью тоже обращенная вперёд, когда ребёнок начинает стоять и ходить. Грудная кривизна, обращенная выпуклостью назад, формируется последней и уже к 3-4 годам позвоночник ребёнка приобретает характерные для взрослого человека изгибы, но они пока ещё не стойки. Вследствие большой эластичности позвоночника эти изгибы у детей в лежачем положении сглаживаются. Лишь постепенно, с возрастом, кривизны позвоночника укрепляются, и к 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны, а к наступлению половой зрелости - поясничной.
...
Эти особенности развития позвоночника ребёнка и подростка обусловливают лёгкую его податливость и возможные искривления при неправильных положениях тела и длительных напряжениях, особенно односторонних. В частности, искривления позвоночника бывают при неправильной посадке на стуле или за партой, особенно в тех случаях, когда школьная парта неправильно устроена и не соответствует росту детей; Искривления позвоночника могут быть в виде изгиба шейной и грудной частей позвоночника в сторону (сколиоз). Сколиозы грудной части позвоночника наиболее часто встречаются в школьном возрасте как последствие неправильной посадки. Передне-заднее искривление грудной части позвоночника (кифоз) также наблюдается в результате длительной неправильной посадки. Искривления позвоночника могут быть также в виде чрезмерного изгиба в поясничной части (лордоз). Вот почему школьная гигиена придаёт столь большое значение правильно устроенной парте и предъявляет строгие требования к посадке детей и подростков...


Это были сталинские санитарные нормы. Но они были ловко пересмотрены когда изменилась ситуация в стране.

В 1970-1980х годах, в рамках скрытого ползучего вредительства, удобные для детей и практичные школьные парты Эрисмана были заменены на плоские столы с отдельными стульями.

Это было сделано на высшем уровне министерством образования на основании следующего якобы "исследования". Текст заказного "исследования" случайно сохранился в одном месте в сети. (Как менялась школьная программа после 1953 года читайте в других темах форума)

Вот оно, длинное заказное исследование, но для истории надо оставить.

Изменение осанки у учащихся при использовании разных типов школьной мебели

Как известно, учащиеся начальной школы (особенно первых классов) испытывают во время занятий большую статическую нагрузку, так как в течение длительного времени, а иногда и всего урока им приходится сидеть относительно неподвижно. Если при сидении учащиеся принимают неправильную позу, то нагрузка становится еще большей, что приводит к ряду нежелательных последствий (повышенная утомляемость, нарушение зрения, неправильная осанка). Неправильная поза при сидении может быть обусловлена, в частности, использованием неподходящей (по размерам, по конструкции) школьной мебели.


Многие авторы указывают на определенную коррелятивную связь между плохой осанкой учащихся и их неправильной посадкой, обусловленной использованием в школах неприспособленной мебели.

В школьной практике до последних лет из различных типов школьной мебели, используемой в классных комнатах, более всего распространена парта типа Эрисмана, размеры которой были узаконены ГОСТом.

Размеры основных элементов парты и фиксированное расстояние между столом и скамьей обеспечивают наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащихся. При занятиях за партой обеспечиваются: прямая посадка, менее всего вызывающая асимметрию тонуса мышц туловища, а следовательно, и отклонения в положении позвоночного столба; постоянное расстояние от глаз до рассматриваемого предмета; благоприятные условия для дыхания и кровообращения.

В связи с организацией школ с продленным днем и широким внедрением самообслуживания требуется учебная мебель, обладающая возможно большей портативностью и мобильностью, что позволяет быстро и легко трансформировать учебное помещение.

В ряде школ-новостроек вместо парт используются столы и стулья не только для оборудования учебных помещений старших классов, но и в качестве основной школьной мебели в начальных классах. В то же время вопрос о целесообразности замены парт на столы и стулья в начальной школе пока остается открытым.

Отсутствие жесткой связи между столом и стулом позволяет учащимся самим произвольно изменять дистанцию сидения. Изменение дистанции сидения до нулевой и положительной приводит к тому, что при письме учащиеся принимают неправильную позу и не могут использовать спинку в качестве дополнительной опоры. Это увеличивает и без того большую статическую нагрузку, испытываемую организмом при длительном сидении.

Изменение дистанции от отрицательной до положительной вызывает резкие изменения позы: перемещается центр тяжести, увеличивается мышечное усилие, необходимое для поддержания корпуса в правильном положении, которое позволяет учащемуся работать без особого напряжения как в течение 45-минутного урока, так и всего дня. Кроме того, изменение дистанции может приводить к принятию наклонной позы. Длительное же сидение в наклонной позе увеличивает статическую нагрузку, вызывает застойные явления в суставах и мышцах, приводит к сдавливанию внутренних органов. Учащиеся вынуждены использовать в качестве дополнительной опоры крышку стола.

Сдавливание органов брюшной полости создает предпосылки к замедлению венозного кровотока, ведет к уменьшению сокоотделения и слабому продвижению пищевых масс в желудочно-кишечном тракте.

У человека в позе сидя при резком наклоне вперед уменьшается экскурсия грудной клетки, что снижает легочную вентиляцию.

По данным Г. Ф. Выходова, у многих учащихся, которые опираются во время занятий грудной клеткой о край стола, снижается минутный объем легочной вентиляции (до 75% по сравнению с уровнем легочной вентиляции в положении стоя) и уровень оксигенации крови.

В имеющейся литературе отсутствуют исследования, направленные на изучение влияния занятий за столами и стульями на работоспособность, состояние костно-мышечной системы и зрение учащихся начальной школы. Поэтому вопрос о допустимости использования столов и стульев потребовал специального исследования.

Прежде всего необходимо было получить исходные данные по состоянию осанки и зрения у учащихся начальных классов, учебные помещения которых оборудованы различной мебелью, и установить за этими школьниками погодовые наблюдения.

Важно было также выяснить, являются ли занятия за столами и стульями (при прочих равных условиях) более утомительными для учащихся начальной школы, чем занятия за партой.

Исходные данные по состоянию осанки и зрения были взяты у учащихся I-II классов двух школ Москвы - школы № 702, оборудованной партами, и школы № 139, оборудованной столами и стульями. Последующие осмотры этих учащихся производились два раза в год - осенью и весной. Всего под наблюдением находилось 1100 учащихся, которые распределялись следующим образом.

Кроме того, в школе № 702, в условиях естественного эксперимента, у учащихся одного первого класса в динамике школьного дня изучались: общая работоспособность - методикой дозирования работы во времени с помощью корректурных таблиц и латентный период зрительно-моторной реакции - при помощи хроноскопа Витте.

В течение всего учебного дня в этом же классе осуществлялась актография, позволяющая объективно регистрировать количество движений, совершаемых учащимися при занятиях за партой или за столом и стулом.

На сиденьях, спинках стула и скамьях парт, на внутренней поверхности крышек столов были установлены пневмодатчики. Изменения давления в системе, возникающие при каждом движении учащегося, регистрировались на ленте актографа. Мотор актографа обеспечивал постоянную скорость лентопротяжного механизма 2,5 см/мин. Номер мебели соответствовал основным ростовым размерам тела учащихся. Дети, находящиеся под наблюдением, опрашивались во время урока учителем наравне с другими учениками, однако они отвечали, не поднимаясь с места, что диктовалось необходимостью исключить из записей на актограммах те движения, которые не связаны непосредственно с учебными занятиями в положении сидя. Все исследуемые учащиеся первого года обучения имели упорядоченный режим дня. Вставали утром в 7-7 час. 30 мин., ложились спать в 20- 21 час, днем бывали достаточное время на воздухе, регулярно принимали пищу дома, в школе во время большой перемены получали горячий завтрак. За период наблюдения все учащиеся успевали и перешли во II класс.

Перед началом эксперимента детям разъясняли, почему нужно соблюдать правильную посадку, особо было обращено внимание на сохранение отрицательной дистанции сидения. Помимо этого, в течение урока учащиеся получали указания от учителя о соблюдении правильной посадки.

Известно, что с нарастанием утомления учащийся все чаще отвлекается от педагогического процесса, часто меняет положение тела. Так, по данным Л. И. Александровой, число учащихся, отвлекающихся от занятий, постепенно повышается от первого к четвертому уроку и достигает на последнем часу занятий 70 %.

Такое «двигательное беспокойство» детей затем нередко сменяется вялостью, сонливостью, что является проявлением охранительного торможения, развивающегося в нейтральной нервной системе.

Можно предположить, что в связи с дополнительной статической нагрузкой, обусловленной возможностью произвольного изменения дистанции сидения, утомление организма под влиянием учебной работы будет развиваться более интенсивно.

Описываемый эксперимент был начат во втором полугодии учебного года, что позволило избежать многих разнообразных факторов, влияющих на двигательную активность учащихся первого года обучения во время урока, как например: различный уровень грамотности детей в начале года, отсутствие у них привычки к усидчивым занятиям и неустойчивость внимания. Во втором же полугодии все исследуемые группы учащихся умели бегло читать и хорошо считали (умели производить 4 арифметических действия в пределах 20). Дисциплина в классе была хорошая. В эксперименте участвовало 25 учащихся, каждый из них исследовался в течение всего учебного дня и учебной недели. В классе поддерживалось относительное постоянство воздушно-теплового и светового режимов. Все учащиеся, принимающие участие в эксперименте, по очереди сидели сначала за партой, а затем за столом и стулом, приспособленными для актографии. Это позволило нам устранить влияние индивидуальных особенностей каждого учащегося на показатели устойчивости прямостояния.

Устойчивость прямостояния. Устойчивость прямостояния определялась при помощи стабилографа следующим образом: учащийся становился на площадку стабилографа так, чтобы стопы располагались в пределах контуров, обозначенных на площадке. Площадка стабилографа представляет собой воспринимающую часть прибора, сделана она из двух стальных плит, между которыми по углам размещены датчики. Увеличение или уменьшение нагрузки на упругий датчик влечет за собой деформацию последнего. Эти деформации трансформируются в изменения электрического сопротивления.

Методика стабилографии применялась как своеобразная «функциональная проба», выявляющая состояние двигательного анализатора.

В положении сидя центр тяжести туловища располагается между IX и X грудными позвонками, а точки опоры находятся в области седалищных бугров подвздошных костей. Поскольку центр тяжести туловища выше его точек опоры, тело учащегося находится в состоянии неустойчивого равновесия. Для поддержания туловища в прямом положении вовлекаются шейные мышцы, длинные и широкие мышцы спины, ромбовидные мышцы.

Эти группы мышц при сидении длительное время находятся в состоянии активности. В исследованиях А. Лундерфольда и Б. Акерблома указывается, что при наклонном положении тела, в позе сидя, резко увеличиваются биоэлектрические потенциалы всех групп мышц спины. В позе сидя при неправильной дистанции сиденья стула тело ребенка как раз и принимает наклонное положение.

Колебания тела при стоянии имеют очень сложную природу. Центр тяжести может изменить свое положение под влиянием дыхательных движений, деятельности сердца, перемещения жидкостей внутри тела и т. п.

В процессе прямостояния, как рефлекторного акта, принимают участие почти все афферентные системы: мышечное чувство, зрение, вестибулярный аппарат, прессорецепторы и тактильные окончания, хотя до сих пор и не выяснено, какой из упомянутых органов чувств играет ведущую роль. Во всяком случае, трудно себе представить, чтобы этот сложный рефлекторный акт не отражал процессов утомления, развивающихся в детском организме. Из литературы известно, что уже издавна применялась графическая запись колебаний тела с целью изучения влияния на организм различных факторов внешней среды.

Наблюдение за посадкой учащихся. В школе № 139, где учебные помещения оборудованы столами и стульями, в I-III классах было проведено специальное наблюдение за позой учащихся во время занятий. На протяжении урока наблюдающий регистрировал, как часто учащиеся изменяют положение стула по отношению к столу. Для этих целей на полу класса были нанесены линии соответственно расположению стула в положительной, нулевой и отрицательной дистанциях сидения, что позволило одновременно наблюдать за 10-20 учащимися. Положение стула относительно стола отмечалось каждые 5 минут на уроках письма, арифметики, чтения, труда и других занятиях. Чередование уроков каждый день недели было одинаковым.

Соблюдение дистанции. Регистрация положения стула по отношению к краю стола позволила получить данные, свидетельствующие о том, что основная масса учащихся в течение урока соблюдает отрицательную дистанцию. На уроках письма, арифметики и чтения число учащихся, соблюдающих правильную дистанцию, остается все время одинаковым. Лишь на уроках труда (лепка, шитье) дистанция сидения изменяется с приближением к нулевой, что связано непосредственно с характером урока труда. От первого года обучения к третьему число учащихся, соблюдающих правильную дистанцию сидения стула, увеличивается.

Изменение двигательного беспокойства. Данные актотрафии позволили проследить в динамике «двигательное беспокойство» учащихся во время учебных занятий при использовании ими в качестве основного учебного оборудования парт, столов и стульев.

В каждый из дней недели учащиеся, сидящие за партой, столом и стулом, совершали одинаковое количество движений, имеющиеся различия несущественны. В обеих сравниваемых группах количество этих движений нарастает к концу недели. Причем в первые три дня недели количество совершаемых движений держится примерно на одном уровне, имеющиеся различия недостоверны.

Отсутствие достоверных различий между средними позволило объединить все данные за три дня и получить единую исходную величину количества движений, характерную для первой половины учебной недели. При сравнении исходной средней и средних, характерных для последующих дней недели (четверг, пятница, суббота), мы получили данные, говорящие о том, что количество движений от четверга к субботе значительно увеличивается. Данное явление, вероятно, является следствием нарастающего утомления к концу недели.

Как уже отмечалось, существенная разница в количестве движений, совершаемых учащимися в зависимости от вида используемой мебели как на протяжении одного учебного дня, так и всей недели, отсутствовала. Это позволяет утверждать, что число движений, совершаемых учащимися от начала к концу недели, нарастает с одинаковой интенсивностью независимо от типа мебели, используемой для занятий. Помимо записи изменения нагрузки, падающей на пневмодатчик сиденья парты или стула, велась одновременно регистрация нагрузки на другие датчики, фиксирующие движения, связанные с использованием спинки скамьи (стула) и крышки парты (стола) как дополнительных опор.

Обработка записей в отведениях от пневмодатчиков, расположенных под крышкой стола, показала, что движения по своей частоте и амплитуде оставались одинаковыми на протяжении всего урока и от урока к уроку существенно не изменялись. Характер этих движений определялся работой учащихся: макание ручки в чернильницу, раскладывание азбуки, палочек и т. д. В записях от датчиков спинки (скамьи и стула) учитывались движения с большой амплитудой (свыше 4 мм). Колебания такой амплитуды связаны с резкой деформацией пневмодатчиков в момент, когда ребенок откидывался на спинку скамьи или стула. Такие движения характеризовали во времени периоды «относительной неподвижности».

Данные актографии позволяют утверждать, что более частое изменение позы - наиболее благоприятный путь для снятия развивающегося утомления в результате дополнительной нагрузки, связанной с длительным сидением.

Типы исследуемой нами мебели в равной мере обеспечивают учащимся возможность частой перемены положения тела при сидении.

Общая работоспособность. Показатели «общей» работоспособности учащихся первых классов на протяжении учебного дня существенно не изменялись.

Динамика показателей работоспособности зрительно-моторных реакций учащихся, занимающихся за столами и стульями, была такой же, как и у занимающихся за партой.

Отсутствие достоверных изменений в показателях так называемой «общей» работоспособности и величине латентного периода зрительно-моторной реакции у учащихся от начала учебного дня к концу его, видимо, объясняется гигиенически правильной организацией педагогического процесса: построение уроков по типу «комбинированных», включение в режим учебных занятий в момент снижения работоспособности ритмики, труда, физкультуры - качественно иной деятельности по сравнению с занятиями по общеобразовательным предметам.

Видимо, на фоне рационального режима дня, небольшого количества уроков, гигиенически правильно организованного педагогического процесса статическое усилие, затрачиваемое организмом на сохранение прямого или слегка наклонного положения корпуса, не является для семилетнего ребенка чрезмерным и не сказывается на его работоспособности.

Стабилография проводилась у учащихся I-III классов в дополнение к актографическим исследованиям.

Анализ стабилографических данных показал, что средняя амплитуда смещения проекции общего центра тяжести у учащихся I-II и III классов от начала уроков к концу их существенно изменялась, причем у одних и тех же учащихся, занимающихся за сравниваемыми типами мебели, эти изменения были однонаправленными, без существенных различий.

Частота колебаний за определенный отрезок времени и соотношение амплитуды колебаний проекции общего центра тяжести учащихся в позе стоя с открытыми и закрытыми глазами существенно не изменялись.

В колебаниях проекции общего центра тяжести у учащихся проявляются определенные возрастные различия: средняя амплитуда отклонения проекции общего центра тяжести с возрастом уменьшается.

Ряд авторов указывает на то, что устойчивость человека при прямостоянии с возрастом изменяется. Еще в 1887 году Г. Хиндсдейл установил, проведя исследование на 25 девочках в возрасте 7-13 лет, что амплитуда колебаний тела у детей больше, чем у взрослых.
В более позднее время многие авторы отмечали возрастные изменения в показателях прямостояния, причем в младшем возрасте либо были большими по своей амплитуде колебания, либо увеличивалась длина атаксиометрической кривой. Устойчивость прямостояния значительно увеличивается у детей от 5 до 7 лет. По данным В. А. Крапивинцевой, амплитуда и частота колебаний тела с возрастом уменьшаются (девочки от 7 до 15 лет).

В возрасте от 7 до 10 лет устойчивость тела при прямостоянии наименьшая, до 11 лет увеличивается незначительно, и лишь в 14-15 лет этот показатель достигает уровня, близкого к таковому у взрослых. Возрастание устойчивости прямостояния от младшего возраста к старшему связано с увеличением площади опоры (длина стоп с возрастом становится больше), постепенно смещается общий центр тяжести от уровня IX-X грудных позвонков до уровня второго крестцового позвонка. В школьном возрасте функциональные возможности мышц изменяются, возрастают силы, выносливость, причем в 14-15 лет эти изменения в основном заканчиваются. По данным Л. К. Семеновой, мышцы спины и брюшного пресса, на которые главным образом падает статическая нагрузка во время сидения, окончательно формируются лишь к 12-14 годам. Постепенное становление мышечного аппарата повышает устойчивость прямостояния.

На зависимость прямостояния от самочувствия и настроения испытуемого указывал В. В. Петров. Л. В. Латманизова установила, что у людей с отклонениями в состоянии нервной системы частота колебаний тела выше, чем у здоровых людей. Е. Кушке отмечал, что при концентрации внимания на стоянии колебания тела уменьшаются, но затем быстрее наступает утомление и амплитуда колебаний увеличивается. А. Г. Сухарев исследовал процесс утомления во время работы учащихся старших классов за чертежным столом различной высоты и установил, что амплитуда колебаний тела увеличивается при неправильных позах, способствующих быстрому нарастанию утомления. Анализируя данные, полученные нами в эксперименте, мы пришли к выводу, что факт увеличения амплитуды колебания общего центра тяжести у учащихся от начала уроков к концу их свидетельствует о нарастании процессов утомления в течение учебного дня. Причем, учитывая сложный рефлекторный характер прямостояния, можно предположить, что этот показатель отражает состояние не только мышечного аппарата, но и высших отделов нервной системы. Отсутствие достоверных различий в стабилографических индексах у одних и тех же учащихся, занимающихся за партами, столами и стульями, позволяет думать, что сравниваемые типы учебной мебели различного влияния на учащихся начальной школы не оказывают. Этот факт согласуется с данными о том, что подавляющее большинство учащихся соблюдает правильную дистанцию сиденья стула.

Увеличение амплитуды колебаний общего центра тяжести у учащихся от начала урока к концу занятий и отсутствие различий в этом показателе при использовании разного типа мебели наглядно видно на индивидуальных стабилограммах.

Мальчик Ваня К., 8 лет, учащийся I класса, среднего физического развития, средней успеваемости. При занятиях за партой записана стабилотрамма до уроков и после уроков. Во всех стабилограммах вначале идет запись колебания общего центра тяжести при стоянии с открытыми глазами (30 сек), затем с закрытыми (30 сек). После занятий наблюдается увеличение частоты и амплитуда колебаний. У того же ученика при занятиях за столом и стулом мы видим аналогичные изменения от начала занятий к концу их. Различий же в этих показателях при занятиях за сравниваемыми видами мебели не отмечается. Это подтверждается и при обработке всех данных методами математической статистики.

Осанка. В школах, оборудованных мебелью разного типа, особое внимание уделялось состоянию осанки учащихся. Осанка оценивалась субъективно-описательным методом, а также объективно, путем изменения глубины шейного и поясничного изгибов позвоночника. Отклонение глубины шейного и поясничного изгибов от средних величин, принятых за норму для соответствующих возрастно-половых групп, расценивалось как указание о нарушениях осанки.

Сопоставление результатов наблюдения показало, что у 30% учащихся, поступающих в I класс, уже имеются те или иные нарушения осанки. Аналогичные данные были получены А. Г. Цейтлином и Г. В. Терентьевой. В группе детей с нарушенной осанкой в значительном числе случаев отмечаются явления рахита. В течение трех лет обучения частота нарушений осанки несколько нарастает, достигая в III классе 40%. У учащихся, занимающихся в школах со сравниваемыми типами учебной мебели, эти изменения идут однонаправленно.

Выводы:

Приведенные факты говорят о том, что:

1) постоянное использование в начальной школе столов и стульев не способствует более частым нарушениям осанки у учащихся;

2) использование столов и стульев в качестве учебной мебели не ухудшает обычной динамики (почасовой, дневной и недельной) изменения функционального состояния центральной нервной системы учащихся;

3) результаты всех исследований и наблюдений, изложенные в настоящей работе, позволяют считать допустимым оборудование учебных помещений учащихся начальной школы столами и стульями равно как и партами;

4) при использовании столов и стульев учитель должен постоянно обращать особое внимание на соблюдение учащимися во время письма и чтения отрицательной дистанции сиденья стула.