Дизайн кухни в средневековом стиле: роскошь и пафос. Средневековая простота и роскошь интерьера: романский стиль Мебель в средневековом стиле

Романтики, мечтающие о путешествии в прошлое, пришли к достаточно оригинальному решению: учитывая то, что физически оказаться в средневековой Европе нереально, ничто не мешает стилизовать под замок собственную квартиру. Сегодня большой популярностью пользуется средневековый стиль в интерьере кухни.

Средневековый дух

Для старинной европейской кухни характерно наличие внушительной , не менее большой печи, которая одновременно играет роль очага, а также простых предметов мебели, не связанных между собой. Уникальный средневековый стиль в одной из «стратегически важных» комнат создается при помощи интересных орнаментов, стрельчатых окошек, арок и, разумеется, цветных витражей. При этом немаловажно помнить о соответствии требованиям современного дизайна.

Благодаря внедрению интересных элементов декора, кухня кажется не только уютной, но и надежной. Ключевой особенностью средневекового стиля является наличие выполненных вручную «ингредиентов» и подлинное мастерство.

К основным элементам стиля относятся:

  1. Полы и стены, выполненные из камня.
  2. Предметы посуды и фурнитуры, изготовленные из меди или олова.
  3. Наличие витражей и мозаики.
  4. Кирпичные стены.
  5. Насыщенная, глубокая цветовая гамма.
  6. Наличие современной кухонной техники, искусно «спрятанной» за дверцами выполненных из темного дерева шкафов.

Потолок

Средневековый стиль будет идеальным решением для комнаты с высоким потолком, который легко превратить в сводчатый шедевр. В старину потолки замковых кухонь были оснащены деревянными толстыми балками. Этот элемент присутствует и сегодня, а «ребра» каркасных арок принято «облагораживать» при помощи резных деталей. Орнамент подбирается с учетом вкусовых пристрастий заказчика и особенностей кухни.

Не менее важным требованием к средневековому стилю является наличие большого количества источников света. Для создания соответствующей обстановки рекомендуется остановить внимание на большой, .

Цветовая гамма

Представление о Средних веках как об исключительно мрачном периоде не имеет под собой оснований. Дизайнеры, живущие несколько столетий назад, работая над оформлением кухонного помещения, отдавали предпочтение оттенкам глубоких насыщенных цветов. В особом почете были сочетания оттенков:

  • красного;
  • синего;
  • янтарного.

Если вы питаете склонность к спокойным и теплым тонам, то лучшим решением будет «внедрить» в кухню или пепельные цвета. Немаловажно соблюдать натуральный контраст оппозиционных природных цветов. Так, выкованные вручную элементы и темное дерево эффектно смотрятся на светлом фоне потолка и стен.

При оформлении кухни достаточно широко применяются такие виды природного камня, как:

  • гранит;
  • мрамор;
  • известняк;
  • травертин.

В дизайне появится «изюминка», если природный камень будет сочетаться с предметами мебели, выполненными из массива ореха и с полами из вишни или черешни.

Стены и полы

Основным отличием от кухни в современном стиле в дизайне замкового помещения является следующее:

  • стены, выполненные из кирпича или камня, дозволяется украсить характерной росписью а-ля работы великого Микеланджело;
  • в зоне печки и мойки при помощи декоративного камня можно создать элегантные арочные окна или проемы;
  • идеальным решением для «замкового» стиля будет монтаж полов из керамической плитки или природного камня.

Также можно использовать темные или светлые обои со специфическим узором. Ярких, кричащих оттенков следует избегать.

Аксессуары

Ну какое же средневековье без причудливых подсвечников, статуэток и фигурных свечей? Это как раз те самые детали, которые способствуют созданию старинной атмосферы и являются интересной «изюминкой» помещения.

Кроме того, достаточно оригинально и свежо в стилизованной под европейскую старину кухне будут смотреться такие характерные элементы, как:

  1. Ручки на входных и мебельных дверях, выполненные из меди или бронзы.
  2. Смесители, изготовленные из меди или латуни.
  3. Декоративные решетки и светильники.

Средневековый текстиль

Отличным решением для «замковой» кухни будет внедрение тканей насыщенных, богатых цветов. Наличие полоски или стильного цветочного принта только приветствуется.

В случае если вам интересен цветочный декор, то выбор следует остановить не на нежных розах, а на более характерных для этих непростых и суровых времен «детях солнца» - подсолнухах.

Для кухонных штор великолепным выбором будет тяжелый бархат.

Мебель

Главным критерием для мебели является ее . Учитывая то, что для средневекового стиля характерно не только устремление ввысь, но и наличие строгих линий и даже некоторая грубоватость, кухонные столы должны быть высокими, а их ножки - длинными. Не менее высокие «длинноногие» стулья, напоминающие трон, придадут помещению своеобразное очарование.

Немаловажно, чтобы на средневековой кухне нашлось место следующим предметам мебели:

  • дрессуарам (открытым буфетам);
  • шкафам-креденцам;
  • витринам;
  • стульям-креслам с высокими спинками и специальными подставками для ног.

Характерные для того времени вырезанные на мебели рисунки, несущие в себе некий тайный смысл, также будут оригинальным решением. Цвет мебели должен быть приближен к натуральному.

Заключение

Как и , средневековое помещение предполагает наличие специфических элементов декора. Колоритная керамика и симпатичные чаши, выполненные из качественного стекла способны не только создать уют, но и привнести толику воистину средневековой атмосферы.

С конца V века н. э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Когда в V веке Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем сочинении "О небесной иерархии" сформулировал систему мироздания, предполагавшую извечный порядок движущихся по математически точным параметрам сфер, концентрирующихся вокруг Земли, было создано, мыслительно задано то культурное пространство, в котором предстояло существовать тысячелетнему царству средневековья. Христианство восприняло космогонию Ареопагита не потому, что нашло ее для себя пригодной, а потому, что я то и другое представлялось людям само собой разумеющимся. Поэтому еще в XII веке аббат Сугерий членил пространство Сен-Дени в соответствии с той картиной мира, которую нарисовал автор сочинения "О небесной иерархии". И еще через век Дайте развернул ее в своей "Божественной комедии".

То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья.

Улицы тесных средневековых городов застраивались узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения.

Бытовая мебель. Европейское средневековье.

Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью.

Достижения ремесленного искусства античности были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости различных соединений частей и врезок. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции со вставленными прямо в сиденье расходящимися книзу ножками.

Романский стиль в интерьере сформировался в католических европейских странах в XI-XII вв. под сильным влиянием византийского направления в оформлении домов средневековой аристократии. В то время такой тип дизайна назывался «римский» и складывался на основе возрождающегося интереса к античному наследию. И действительно, романские интерьеры немного напоминают внутреннее убранство древнеримских вилл. С течением столетий романский стиль стал совершенно самостоятельным направлением.

В каждом уголке Европы формировалось собственное направление в рамках романтизма. Его характерные особенности проявлялись и в древнерусском зодчестве, и в архитектуре Италии, Англии или Франции. В Средние века создание внутренних интерьеров было доступно только немногим сословиям, поэтому основной упор делался на декорирование церквей и замков. В современном мире дотошное следование канонам романского стиля почти невозможно, да и уместным будет только в домах истинных поклонников средневековой тематики. Зато отдельные элементы применяются довольно часто для создания сдержанных и благородных помещений.

Романский стиль появился еще в 11 веке

Оформление в Романском стиле может многое сказать о хозяевах

Дерево в сочетании с камнем выглядит очень дорого и красиво

Это одно из древнейших направлений дизайна, поэтому его основные черты давно устоялись и легко узнаваемы. К ним относятся:

  • простота интерьера и отделки помещения;
  • минимальное количество предметов декора;
  • резная линия в форме зигзага для украшения помещения;
  • темная деревянная мебель;
  • обязательный элемент – статуи в античном стиле, бюсты мыслителей и поэтов древности;
  • крупные вазы, овальные зеркала, светильники и подсвечники из бронзы;
  • для отделки пола и стен используются керамическая плитка, деревянные панели, штукатурка, мозаика.

В Романском стиле очень мало элементов декора

Чаще всего для отделки пола используют плитку либо дерево

Особенности декорирования

Потолок можно выполнить в форме узоров

Мебель имеет простую и грубую форму

Для отделки стен используют камень либо штукатурку

Дом в романском стиле

Средневековые интерьеры больше подходят для декорирования коттеджей и загородных домов, в маленьком пространстве стандартных городских квартир трудно создать величественное убранство древнего замка. Зато при оформлении дома, еще на этапе его строительства можно учесть некоторые особенности, например, сделать толстые стены и полукруглые окна.

Само здание должно гармонично вписываться в окружающую природу, сочетать простой архитектурный облик с лаконичной внешней отделкой. При этом внутренне убранство дома выглядит совсем иначе: его выделяет на фоне других направлений элегантность и величественность. В силу богатых исторических традиций облик романского интерьера отличается некоторой монументальностью.

Не забывайте о том, что средневековая архитектура – это храмы, построенные для общения с богом, и крепости, созданные для защиты от врагов. Само предназначение архитектурных комплексов не предполагает витиеватого внешнего облика.

Романский стиль больше подходит для загородных домов и коттеджей

Внутренняя и внешняя отделка чаще всего отличаются

Отделка пола

Романский стиль в интерьере требует несколько скупой отделки напольного покрытия. Лучше всего подойдет для этих целей облицовочный камень или не слишком яркая мозаика. Поскольку такой пол получается довольно холодным (как в смысле его температуры, так и его внешнего вида), вполне допускаются различные ковры и даже шкуры животных.

В современных домах можно использовать плитку черного и белого цвета или паркет из темных пород дерева. В мозаичных узорах чаще всего встречаются зодиакальные знаки (Средневековье – период расцвета астрологии), звезды и геометрические фигуры в разных сочетаниях.

Чаще всего для отделки пола используют плитку

Дерево для отделки пола так же подходит для Романского стиля

Особой чертой Романского стиля является темное дерево

Декорирование потолка

Характерными для данного стилистического направления считаются высокие сводчатые потолки, цвет которых часто совпадает с цветом стен. Для оживления поверхности широко применяются:

  • деревянные вставки;
  • грубые подпорки;
  • фрески;
  • художественные росписи, вошедшие в моду еще в эпоху Ренессанса.

Обычно потолки в таком стиле высокие

Так же уместно использование деревянных вставок

Отделка стен

Как правило, дизайнеры советуют использовать материалы, имитирующие камень и создающие иллюзию, что комната находится в средневековом замке. Поэтому ни обои, ни краска не будут аутентичными. Зато выгодно будут выглядеть такие варианты оформления, как:

  • облицовочный камень;
  • деревянные модули;
  • бежевая, серая или светло-коричневая штукатурка.

Чтобы избежать монотонности стен, можно декорировать их фресками, гобеленами, светильниками, росписью, витражами из цветного стекла или картинами в массивных рамах, написанными в духе мастеров Возрождения.

Характерной чертой средневековых интерьеров является настенный орнамент с растительными узорами, фигурками животных, геометрическими фигурами, переплетенными искусными завитками.

Для отделки стен лучше всего использовать камень либо дерево

Стены можно декорировать различными предметами

Так же отделку можно провести штукатуркой

Как правильно выбрать мебель?

Аутентичная средневековая мебель вряд ли придется по вкусу современному человеку, привыкшему к комфорту. Столы и шкафы, сколоченные из грубых досок, диваны и стулья без тканевой обивки, нельзя назвать удобными. Для современного дизайна в романском стиле пригодны, пожалуй, только крупные сундуки или комоды, украшенные чугунной обивкой. Остальную обстановку комнат лучше просто стилизовать под Средневековье.

Стоит избегать причудливых форм мебели: только простые формы и плавные линии. Возможна отделка предметов меблировки железными деталями или окрашивание в белый, красный, коричневый или черный цвет.

Внешняя простота мебели может сочетаться с высоким качеством материала и красивыми украшениями: дорогие породы дерева, декорированные искусной резьбой причудливым растительным орнаментом, придадут аскетической средневековой атмосфере роскоши и элегантности.

Мебель лучше использовать из темного дерева

Обычно мебель используют без оббивки

Романский стиль в интерьере кухни

Если кухня небольшого размера, для создания удачного дизайна в средневековых традициях лучше совместить ее с гостиной или столовой. Рабочую зону, все подвесные шкафчики стоит выбрать деревянными. Холодильник должен быть либо стилизован под дерево, либо спрятан в шкаф, как и остальные предметы бытовой техники. Газовые плиты и посудомоечные машины вряд ли будут гармонично выглядеть на фоне каменных стен и потолочных сводов, стилизованных под архитектурные особенности старинных европейских замков и крепостей.

В обеденной зоне аутентично будет смотреть грубоватый стол, окруженный множеством массивных стульев. Для освещения пространства лучше использовать крупную потолочную люстру с лампочками, напоминающими пламя свечи.

На стенах обычно используют рисунки

Гостиную можно совместить с кухней

Керамогранит отлично подойдет для отделки

Оформление средневековой спальни

Центральный элемент внутреннего убранства романской спальни – массивная, широкая кровать, часто с балдахином. Если в древности балдахины имели важную практическую ценность в деле борьбы с насекомыми, то в наши дни они предоставляют возможность проявить свою фантазию и индивидуальность. Красивым способом украсить комнату станет покрывало из натуральной ткани, на котором расставлены многочисленные подушки разного размера.

Любая спальня – прекрасное место для использования текстиля даже в довольно сдержанном средневековом дизайне. Можно декорировать окна тяжелыми шторами из плотных тканей с ламбрекенами, кистями, фалдами. Не менее уместными будут и многослойные портьеры. Обязательными в декорировании являются подхваты для штор.

Свечи отлично дополнят стилистику комнаты

Кровать в комнате должна быть большой

Как оформить ванную комнату?

Ванная – поистине уникальное помещение для выбранного направления. Ее функциональное предназначение чуждо средневековой эпохе. В католических странах гигиенические процедуры считались ублажением плоти, едва ли не грехом, рыцари хвалились тем, что годами не снимали сапоги. Но такое противоречие не помешает современному дизайнеру выдержать ванную в романском стиле, применяя его основные черты.

Для ванной нужно выбрать большое помещение, в котором центральное место непременно займет ванна, выложенная плиткой или камнем. Для декорирования подойдут каменные мыльницы и дозаторы, подсвечники и подставки.

Современные условия жизни предъявляют определенные требования к комфорту, не всегда совместимые с романским стилем. Но его отдельные черты становятся все более популярными, превращают в очередной тренд дизайнерской моды.

Видео: Романский стиль

Мне нравится

19

Введение

Как Вы может, помните, я в прошлый раз, затронул тему возникновения и развития мебели в древнем мире, как предмета быта и интерьера. Мы с Вами окунулись в древность, прошли этапы развития мебели, от Древнего Египта до великой Римской империи. Я хочу продолжить данный экскурс по истории и пути развития человеческой цивилизации. Продолжим наше путешествие по векам истории.

Эпоха Византийской империи.

Следующим этапом развития мебели, и способов ее изготовления, стала эпоха Византийской империи. В IV веке христианство в Древнем Риме, приобрело статус государственной религии. Империя, ослабевшая из-за классовой борьбы и внутренних противоречий, постоянных набегов варваров, распалась на две части. Рим и западная часть империи, пали под натиском варваров. Восточная же часть Римской империи, отделившаяся в 395 году, образовалась Византийская (греческая) империя. В неё входили Египет и Сирия, Передняя Азия и регион Балканы. Столицей государства стал г. «Византий» (был столицей Римской империи с 330 года) - первое название Константинополя, переименованный так в честь христианского императора Константина. Византийское государство, соседи зачастую называли греческим ввиду того, что там преобладал греческий язык. Однако люди, жившие в этом государстве, называли сами себя римлянами. Византийская империя , полностью переняла систему управления и критерии римской цивилизации. Изначально, архитектура и декоративные мотивы были верны римским традициям. Византийская мебель, формами и декоративными мотивами не отличался от позднеримской мебели. Однако позднее, с течением времени, начал вбирать в себя восточные вкусы и нравы, стремясь все более к роскоши и помпезности. В итоге, красота форм и изящество отошли на второй план, первое место заняли применяемые материалы и их стоимость, из которых была изготовлена мебель. Мебель все менее напоминала Римскую, все чаще и больше использовались вычурные украшения, она стала массивной и грубой. В сравнении с греко-римской мебелью, огромное увлечение роскошью, перенасыщение украшениями предметов обстановки, уничтожило изящество мебели. Что привело к значительному упрощению форм. Кровати и столы, сундуки, стулья и кресла, даже для императоров и царей, обладали примитивной формой, это отражено в различных миниатюрах того времени.

При изготовлении мебели, особенно для церкви, делался упор на ценные, дорогостоящие материалы – драгоценные металлы, слоновую кость, инкрустации из смальты, драгоценные камни, цветную эмаль. Делалась также мебель полностью из металла или с отделкой металлом или мрамора. В то же время, в домах обычных ремесленников и крестьян была в употреблении простая мебель. Табуреты и стулья имели обычные формы. Оставались, популярны складные стулья. Их элементы выполнялись в виде животных, широко применялись резьба по дереву с различными мотивами и орнаментами. При хранении вещей использовались сундуки, не отличавшиеся изяществом.

Мебель в основном была представлена изделиями: сундуки (их крышка использовалась для сидения), кровати, табуреты и складные стулья. Кстати, на кровати спала обычно только женщина, хозяйка дома, мужчинам же для этих целей отводились ниши в стенах дома. Использовали византийцы и мягкую мебель, низкие диваны и тахты - позаимствованные у персов и других восточных народов. Так же, как дань востоку в обстановке византийских жилищ - большую роль играли ткани, особенно шёлк. Из щёлка и узорных тканей делали подушки для стульев и кресел, а также скатерти, занавесы, покрывала. В орнаментике на мебели, самыми распространенными были религиозные христианские мотивы: монограмма Христа, голуби, оливковая ветвь, павлины, виноградная гроздь, бараны и т.п. Позже стали использоваться греческие орнаменты, «звериные» мотивы.

Упор, сделанный на чрезмерное увлечение роскошью и использование ценных материалов, способствовал, практически полному уничтожению предметов быта и обстановки византийского жилища. Применение дорогостоящих материалов сыграл важную роль, при захвате г. Константинополь орденами крестоносцев, и его падении в августе 1453 г. К сожалению, до наших дней практически не дошли предметы быта и обстановки византийского жилища, сохранились только отдельные образцы церковной мебели и изображения мебели на миниатюрах.

Византийский стил ь не внёс ничего нового в развитие мебельных форм. Но все же благодаря своей христианской направленности и использованию орнаментики с христианскими мотивами, он оказал значительное влияние на возникновение и развитие стилей средневековой Европы. В первую очередь, это романский стиль. Византийский стиль, интересуют нас как предшественник форм мебели христианского средневековья.

Итак, сделаем следующий шаг по этапам истории, и перейдем к рассмотрению развития мебели, как части быта в средневековой Европе.

«Романский стиль»

На обломках древнеримской империи, христианская церковь, приступила к просвещению европейского региона, к обращению населения в свою веру. Монахи и священники, устремились в самые отдалённые и глухие уголки Европы, а образовывающиеся по следам их деятельности монастыри и церкви, становились новыми культурными центрами. Из византийской мебели до нашего времени дошли только образцы церковной мебели. Мебель остальной Европы была ещё очень проста, груба и примитивна. В период около 800 года в архитектуре и искусстве, образуется «Романский стиль». Он получает наибольшее распространение, только в самом начале II тысячелетия. В это время, по цитатам одного из мыслителей того времени – « Европа покончила с древностью и оделась в белые платья церквей». Римская империи погибла в вихре великого переселения народов. Европа оказалась огромной территорией, заселенная кочевниками и племенами варваров. Торговля и ремесло угасли, остался только примитивный товарообмен. Рабство, как таковое исчезло в феодальном обществе, однако закрепощенность и жесточайшая эксплуатация крестьян были на максимуме. Рыцари и феодалы жили в крепостях. Церковь, её иерархия, полностью соответствовала мирской власти. Наука и искусство, стремления и духовная жизнь человека, любая его творческая деятельность были осуществимы только под ее контролем и указке церкви. «Романский стиль» просуществовал почти 400 лет на Европейском континенте. Своё название он приобрёл в начале XIX веке, в связи с применением в нем элементов римской мебели, но это название обманчиво. Искусство этого периода черпало подпитку из нескольких источников: из византийских и самых ранних христианских форм, из античных и восточных элементов, из искусства народов населявших Европу. В конечном итоге, в результате этих факторов в X веке на европейском континенте, в его различных частях, в независимости друг от друга, появился первый интернациональный стиль, иногда отличавшийся большим своеобразием в различных регионах.

Основополагающей функцией архитектуры этого периода была оборона, от чего-то бы ни было. Вследствие этого, для архитектуры характерны – статичность и закрытые, тяжёлые формы. В этом периоде стремление к удобству и роскоши очень невелико. Поэтому мебельное ремесло, не востребовано и весьма примитивно. Разновидностей мебели было немного. Различные предметы домашнего обихода и изготавливаются в рамках натурального хозяйства, в основном на крестьянских подворьях. Наиболее часто использовавшейся, практичной и универсальной мебелью этого стиля был сундук. Он заменял собой многие предметы - стол и скамью, использовался в качестве кровати, конечно, он также применялся по прямому своему назначению, для хранения вещей. Пропорции и формы сундуков черпают своё начало в античном саркофаге, становясь постепенно все более разнообразной. Первоначально, в церквях и храмах появляются сундуки с ножками и дверцами, они являющиеся своего рода предтечами современных шкафов (сундук, который поставили вертикально, явился прообразом шкафа).


В романский период (X-XII века) появились новые виды мебели: кресла с высокой спинкой, похожие на курульные кресла римской эпохи и трехногие табуреты. Сами стулья, их спинки, были достаточно высокими, это указывала на знатность происхождения восседавшего. Зачастую они покрывались краской и обтягивались холстом, после чего наносился гипс, и далее вся конструкция расписывалась красками. Стулья и кресла, а так же скамьи - собирали из круглых, точеных брусков.

Прямоугольные столы делали из двух боковых щитов, вместо ножек, соединенных брусом, которые затем заклинивали клиньями из дерева. Зачастую столы были разборными, и собирались в нужный момент времени. В простых домах, столом была простая, широкая доска, поставленная на два козла. В этот период все большее значение приобретает факторы комфорта и уюта кровати. Их формы, воспроизведенные на основе византийских образцов, по конструкции напоминают рамы на ножках и окруженные решеткой. Далее, начиная с XII века, во всех богатых домах в качестве дополнения стали применять балдахины, которые в то время выполняли функцию защиты от холода. Балдахин крепился на каркас кровати или к потолочной балке. Для украшения мебели используют многочисленные резные или цветные расписные растительные орнаменты и мотивы. При декорировании мебели зачастую применялись полосы железа, ряды гвоздей или металлические накладки. Материалом при изготовлении мебели были ель, дуб и кедр. Производством мебели в основном занимались плотники и кузнецы. Романский стиль просуществовал почти 400 лет в Европе, он важен, как этап развития цивилизации и представляет интерес для историков.

«Готический стиль»

В процессе хотя и медленного, но непрерывного развития общественных отношений и искусства в средневековье, сложился новый стиль, очень точно отобразивший произошедши перемены в обществе. Новый стиль возник во Франции, на севере этого государства, и просуществовал более 3х веков, начиная с XIII века. Вошел он в историю, как «Готический стиль». Насмешливое прозвище "готика" придумали итальянские гуманисты, в эпоху Возрождения. Термин "готика"- обозначал, всё не относящееся к классическим, античным образцам. Имеющий уродливый вид, связанный с «варварством» (готы - "варварское" германское племя). Одновременно с Францией этот стиль появилась в Бельгии и Швейцарии, немного позже, этот стиль развился и в Германии. Данный стиль, существовал в Европе в XIII - XIV вв., и стал наивысшим синтезом художественных образов средневековья. Главным видом искусства в «готике» - являлась архитектура, с ее достижениями в строительстве кафедральных соборов. В готический период , благодаря повторному изобретению в Европе двуручной пилы, появилась возможность получать тонкие доски, и применять их для изготовления более легкой и прочной мебели. Вследствие этого, изменился конструктив мебели. При изготовлении стали сначала делать каркас, в который после вставлялись филенки - деревянные детали, покрытые искусной резьбой, росписью и позолотой. И все-таки, мебель периода готики была достаточно тяжелой и неуклюжей. Как правило, её располагали вдоль стен. Готическая мебель имеет «напряженную» вытянутую вверх форму. Нередко эта мебель, визуально, делится на несколько частей. Спинка стула напоминает стрельчатые башни готического собора.

Мебель украшали различными элементы церковной архитектуры. Позже, при изготовлении деревянных изделий, начинают применять причудливый и вычурный геометрически точный орнамент. Мебель украшают ажурные архитектурные и растительные мотивы, изображения сцен из жизни, скульптурные украшения, ленточное плетение, так же очень часто применялась оковка изделия железными полосами. Характерный орнамент для того периода - резной орнамент в виде вырезанного или выгравированного свитка или имитации фактуры ткани, причудливо уложенной складками. В этот период, в Англии, получает распространение резьба по мореному дубу. Данный материал также использовался при изготовлении стеновых панелей, что при совместном использовании с мебелью составляло внушительный ансамбль. Своей резьбой славились Германия, Богемия (Чехия). Для Италии, Франции - характерно применение позолоты и инкрустации, живописной росписи. Мебель, типы которой появились в этот период, достаточно долго сохраняются в Европе, особенно в быту у крестьян. Это кресла, столы с подстольем, кровати с деревянным навесом, сундуки-лари (кессоне), поставцы – шкафы, произошедшие из вертикально поставленных сундуков и применявшиеся для хранения посуды.


Сундук остается по-прежнему основным видом мебели, выполняя при этом самые разные функции. Сундук со временем становится сундуком-скамьей.

Мебель для сидения в этот период, была достаточно разнообразной. Повсеместно использовались скамьи. Наряду с сундуками и скамьями, приставленными к стенам, использовались кресла и стулья. Кресла были с основой в форме ящика с подлокотниками и подъемным сиденьем. Спинка кресел была глухой и высокой, украшалась красивой резьбой и небольшим балдахином. Похожими были и скамьи, часто с навесом (балдахином). Навес скамьи иногда украшали элементами, взятыми из архитектуры.

Кровать, если она не была встроена в нишу в стене, снабжалась балдахином или деревянным каркасом - подобно шкафу, на юге Европы, где более мягкий климат, балдахин заменяла деревянная конструкция, украшенная филенками, резьбой, отделкой различными цветами.

Столы этого периода имели множество разновидностей и приобрели более стабильные формы. Наиболее часто изготовляемым, был стол с выступающей столешницей и торцевыми стенками, имевший глубокий выдвижной ящик. Также достаточно часто встречался стол с подножкой для ног, стоящий на четырёх косых опорах.

С развитием общественной городской жизни стали, востребованы и появлялись новые бытовые привычки, вместе с ними появлялись новые предметы интерьера и мебели. Например, шкаф для посуды – «буфет», представляющий собой разделенные дощатые полки, на которые ставили посуду. Так же изобретается письменный стол с поднимающейся вверх столешницей, под которой находится ящик для письменных принадлежностей. Такими письменными столами часто пользовались торговцы в своих конторах.

Материалами, применявшимися при изготовлении мебели, были в основном дуб, орех, сосна, ель, кедр и каштан. Изготовлением мебели занимались – столяр и резчик, отделку производили живописцы и позолотчики. Ремесленники в этот период, начали образовывать профессиональные цеха. При производстве, за качеством и объемом производимых товаров строго следили цеховые общины. Столярное ремесло, несомненно, изменилось. Оно стало более развитым, способным разрешать запросы и потребности общества в области оформления мебели. Изначально, технические навыки мастеров оставались еще, достаточно несовершенны, но с течением времени, цеховые мастера достигли высокого мастерства в производстве рамочно-филеночной конструкции мебели, в изготовлении мелких деталей. Они в совершенстве овладели трудными техниками: резьба, роспись, а чуть позже и инкрустации. В период «Готического стиля» ремесло столяров достигло хороших успехов, что в дальнейшем обеспечило предпосылки для реализации запросов общества и выполнения более сложных задач в следующих эпохах истории, таких например как стиль «ренессанс». Готический стиль – своевременный и один из главных этапов на пути развития мебельных стилей. Благодаря данному стилю, появились другие типы мебели, а также была возрождена забытая мебельная техника античности. Этот стиль возродил и привел ремесло столяров к подъему и возродил оригинальную форму украшения мебели - орнамент.

Мебель эпохи Возрождения.

Повышение внимания к комфорту и удобству быта в период XIII-XIV века, дало толчок к дальнейшему прогрессу интерьера и мебели. Начиная с XIV века, жилое пространство домов все больше наполняется мебелью, но мебель еще не имеет значительных отличий по сравнению с мебелью готического периода. Главным пока остаётся сундук-ларь украшенный карнизом и цоколем с пилястрами. Наступает эпоха Возрождения . Термин "Возрождение" или «Ренессанс» от фр. «Renaissance» или итал. «Rinascimento» («re/ri» - «снова» и «nasci» - «рожденный») - подчеркивает возврат культурных идеалов античности. Возник термин в XIV веке, для обозначения новой эпохи, сменившей Средневековье. Родиной стиля Ренессанс стала Италия, где хорошо развилось мебельное производство. Переход от «Готики» к эпохе «Возрождения» прошёл очень быстро, в период одного поколения, при этом затронув все области мироощущения и мировоззрения человека. Противоположность между «Ренессансом» и «Готикой», не была так глубока, как думали современники. Именно «Готический стиль» создал тип жилого здания, который стал преобладающем в Ренессансе.

В этот период начинают образовываться капиталистические отношения, когда производитель работают уже на рынок (спрос) а не на конкретного потребителя. Все большее число ремесленников начинает образовывать и содержать свои мастерские, для производства и а так же сбыта мебели партиями, а не штучно. В мастерских начинает, применяется труд подмастерий и учеников. В период Ренессанса был изобретен станок, который смог производить тонкие листы древесины - фанеру. Изобретение данного станка, позволило разработать и применить на практике технику фанерования, и вследствие приема украшения мебели способом интарсии (от итал. «intarsio» - вид инкрустации, выполняемой одним видом дерева по другому дереву). Активно проводились обмер и зарисовка древнеримских сооружений. Именно римские образы древности, были взяты за образец, так как любовь к блеску и роскоши в интерьере, присущая периоду эпохи Возрождения, не могла удовлетвориться простыми и довольно строгими формами греческого декора. Количество типов мебели, появившихся в прошлые исторические этапы, немного увеличилось в эпоху Возрождения. Был придуман и реализован на практике раскладной стол с выдвижными опорами. Появляются кабинеты и дрессуары (посудный шкаф).

Появляется новый тип кресла (стула), с ножками и спинкой в виде круглых, витых стержней, со специфическими кубиками в местах сочленения отдельных частей. Сиденье и спинку у стульев, начинают обивать гобеленом или кожей, используя при этом гвозди с крупными шляпками.

Выросло число функциональной мебели - письменный стол, шкафы, секретер, мягкая мебель. В этот период, была разработана и применена в производстве, технология изготовлять больших листов стекла и зеркала. Соответственно становится возможным использование стекла и зеркал в мебели. Вследствие этого становятся популярны и широко распространяются предметы меблировки, как комоды и застекленные буфеты. Производятся ажурные кресла из металла, достаточно красивые и изящные. Мебель все больше декорируют росписью (которую нередко выполняли крупные художники, такие как Учелло, Боттичелли, и др.) и позолотой, богатой резьбой в виде растительных композиций - так популярных в мотивах древних римлян. В декоре преобладает инкрустация, интарсия и каменная мозаика. Плоские поверхности инкрустируют слоновой костью, перламутром, черепаховой костью.

Внешний вид Мебели подчеркивается элементами архитектуры - пилястрами, колоннами, фризами и капителями, аркадами и нишами. Большое распространение получают детали мебели в виде голов баранов, львиных лап, различных гротескных масок и прочих атрибутов, присущей античной мебели. В период эпохи Возрождения столярное дело достигло очень высокого художественного и эстетического уровня. Столяр был обязан превосходно чувствовать конструкцию и форму мебели, быть технически подготовленным и уметь чертить эскизы и чертежи.

Для различных областей и крупных городов Италии утверждаются разные направления в производстве и обработке материалов, выпускаются характерные для региона виды мебели. В Сиене, Болонье и Риме, производилась мебель с присущей ей декоративной резьбой. Регионы, Ломбардия и Венеция славятся своей мозаикой с применением геометрических узоров из светлого или черного дерева и слоновой кости. Такая мозаика получила название «Чертозской мозаики», по названию Чертоза-Павийская обители, расположенной недалеко от Милана. В Лигурии и Генуе производились поставцы-креденцы, с дверцами и множеством выдвижных ящиков, шкафы-бюро, покрытыми красивой рельефной резьбой. Мебель эпохи Возрождения была достаточно разнообразна, но по-прежнему в быту, наиболее использовавшимися типами мебели были: Ларь-сундук «кассоне» (cassone). Основное предназначение, которого было – хранение, перевозка вещей, использование в роли скамьи. У ларей, имеющих прямоугольную форму ящика, появляются изогнутые, точеные ножки, стенки ларя становятся выпуклыми, на них производят отделку резьбой. Позже из такого сундука развивается предок дивана – скамья-ларь с подлокотниками и спинкой - «касса-панка» (cassapanka). Он предназначался для почетных гостей.

Столы были в основном двух типов: со столешницей прямоугольной формы, закрепленной на четырех массивных опорах, или с круглой (многоугольной) формой столешницы с одной центральной опорой.

Распространены были стулья двух типов - на двух резных досках с многоугольными сиденьями и обычные, на четырех ножках. Кровати - становятся низкими, без балдахина, с добавлением резных столбиков по углам.

Основным и самым распространенным материалом для производства мебели становится - древесина ореха. Она удобна в обработке, имеет красивую текстуру и достаточно прочна. При производстве мебели, исполнители зачастую стремились подчеркнуть естественную текстуру и цвет древесины, и поэтому цветовая гамма ренессансной мебели отличался сдержанностью. Готической мебели, можно сказать, не повезло, из-за невежества и нетерпимости ранних христиан, ко всему языческому. Совершенно иное положение вещей сложилось в эпоху Ренессанса – родственная связь, с этой эпохой, прослеживается практически во всех последовавших стилях мебели, в том числе и сегодняшний стиль ретро. Нужно сказать, что мы живем в макроэпохе, начало которой было положено мастерами эпохи Возрождения.

Примечание

Использованы материалы


Когда Одоакр, предводитель герулов, в 476 году прогнал последнего западно-римского императора, он отослал инсигнии, знаки императорской власти, в Константинополь; для Запада же этот факт означал конец более чем шестивекового господства Рима над Западной Европой. Бесконечные войны и споры на счет территориальных притязаний неизбежно разрушали классическое наследие региона, а это, в свою очередь, отрицательно сказалось на всех видах искусства.

Хотя империя продолжала существовать на востоке, с центром в Константинополе, ее греческо-эллинистическую составляющую ныне потеснили христианские идеалы римских правителей. Христианство определяло также и характер культуры на Западе, где возрастала мощь пап. Стабильность была обусловлена продолжавшейся жизнью Римской империи в Византии, новый расцвет которой обозначился в конце VIII века. Старая классическая эстетика сплавилась с восточными влияниями, обусловив сложение более линеарного стиля и более абстрактного, геометрического характера декора. В византийских интерьерах мозаика стала более яркой и многоцветной, чем в предшествующих по времени интерьерах римлян, и использовалась намного чаще для украшения стен, нежели пола.

Створки триптиха с живописью на дереве. Обе эти створки расписаны мастером из Флемаля (вероятно, этот художник Робер Кампен). На них представлены заказчик Генрих Верль со своим святым патроном Иоанном Крестителем и Святая Варвара. 1438 г. В.101 см; ш.47 см (каждая).

ВИЗАНТИЙСКАЯ МЕБЕЛЬ.

Торговцы мебели в Византии различали изделия столяров, которые изготавливали стандартную мебель для обычных потребителей, и изделия краснодеревщиков, точнее, отражающие веяния в архитектуре и устремления гордой, элитарной культуры. Форма стула с египетской X - образной рамой сохранилась, дополненная завершениями с изображениями голов и лап животных, хотя дерево использовали более тяжелое, чем прежде, а порой даже отделывали металлом.

Стулья оставались символом власти и в качестве таковых зачастую отличались монументальностью и по размерам, и по статусу. Мудреные столы, снабженные съемной подставкой для чтения, демонстрируют гораздо большее внимание к утилитарным функциям объекта. Обеденные столы были очень низкими, в соответствии с античной манерой принимать пищу полулежа, опираясь на один локоть, - этой практике до сих пор следуют многие жители Малой Азии. Самым распространенным предметом обстановки был сундук. Роскошные экземпляры включали декор в виде интарсий или вставки из цветных камней, слоновой кости и драгоценных металлов.

Коронационное кресло. Этот стул в Вестминстерском аббатстве был сделан для Эдуарда I, чтобы поместить в нем шотландскую реликвию - священный камень, отнятый у шотландцев в 1297 г. Около 1300 г.

МЕБЕЛЬ НА ЗАПАДЕ.

Сундук, в том числе дорожный, или кофр, был также самым распространенным образцом мебели и в Западной Европе. Основной вариант деревянного короба состоял из шести сбитых гвоздями досок или даже из выдолбленной колоды. У многих людей из предметов обстановки часто имелся такой сундук. А землевладельцы побогаче обычно владели дюжиной сундуков.

Многие сеньоры вели кочевой образ жизни, переезжая ради постоянного контроля над своими владениями с места на место. Поэтому мебель по большей части делали пригодной для транспортировки. Ковры, настенные драпировки и подушки обычно брали с собой, везя от одного дома к другому. Сундуки, предназначенные для надежной перевозки имущества, имели выпуклые крышки, чтобы с них скатывалась дождевая вода, и декорировали их редко, разве, что обтягивали кожей. Сундуки, составляющие домашнюю мебель, имели более удобные плоские крышки.

РАСТУЩИЙ ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ.

По мере того как столяры совершенствовали свои рабочие навыки, сундуки становились все более красивыми. В сундуке-ларе, первые упоминания о котором относятся к XIII веку, использовались примитивные соединения частей типа ласточкина хвоста, но усиление шпонками делало их гораздо более крепкими и прочными, чем в аналогичных изделиях предшествующего времени.

Резной сундук. Этот французский сундук сделан из дерева грецкого ореха и богато декорирован резьбой в духе поздней, «пламенеющей» готики, воспроизводя изощренную кладку на фасадах и в окнах готических соборов. Конец XV в.

ГОТИКА.

Готический стиль - доминирующая эстетика Средневековья - понимался как антитеза цивилизованному классическому миру. Это было норманнское нововведение, в котором каролингские и бургундские художественные традиции сплавились с исламскими элементами сарацинской Сицилии. Величайшим достижением готического искусства стали соборы заальпийской Европы, и элементы этой церковной архитектуры образовали основу дизайна готической мебели.

Основным элементом готического стиля была стрельчатая арка, заменившая полуциркульную римскую арку. Это нововведение было инженерного свойства: церкви могли быть отныне шире, поскольку вес перекрытий можно распределить по ряду свободно стоящих столбов и соединяющих их ребер, вместо того чтобы делать массивные, толстые стены. Эта архитектурная структура получила отражение и в ажурной кладке больших оконных проемов соборов и церквей, а характерные для нее мотивы трифолия и квадрифолия так же хорошо подходили к украшению скамей и столов. Для хранения священнических риз все чаще использовался вертикально стоящий шкаф.

Еще одним новшеством периода готики стал буфет, название которого (cupboard) происходит от его первоначальной функции: в богатых домах он предназначался для показа ценного серебряного блюда (cups). У английских и фламандских мастеров региональные варианты стиля включали предпочтение филенчатой отделки.

За исключением Италии, где доминирующей модой оставался романский стиль, готика процветала в Европе до конца XV века и оставалась в ходу даже после того, как влияние Ренессанса повернуло северян лицом к классической традиции.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ.

Вопреки распространенному отношению к готическому стилю как жесткому и мрачному, интерьеры и мебель той поры были исключительно светлыми и многоцветными. Краснодеревщики обычно работали с местными породами: в Англии в северных частях Европы - дуб, в альпийском регионе - сосна и прочие хвойные породы, в Средиземноморье - фруктовые деревья. Сохранившаяся средневековая мебель, сделанная из дуба, всегда выглядит очень темной из-за патины времени, но свежеобработанный дуб производит гораздо более легкое впечатление. Кроме того, многие предметы мебели ярко раскрашивались, в том числе основными цветами и позолотой. Особенно часто получали раскраску сундуки. Хотя до сегодняшнего дня сохранилось мало образцов, и поныне можно видеть следы средневековой живописи на потолках и стенах церквей.

Церковная скамья, сделанная во Франции. Эта профилированная дубовая скамья-сундук имеет филенки и ажурный резной узор.

РЕНЕССАНСНАЯ ИТАЛИЯ.

Деятели Итальянского Возрождения осознавали, что они вступают в новую, современную эпоху, пусть даже способствуя закладке только ее основ. Леонардо Бруни первым представил историю как триаду, состоящую из античности, современности и вклинившейся между ними середины, «темного века», или Средневековья, что отражало негативное отношение к этой эпохе и научного знания, и художественной практики, отныне ориентированных на классику.

ДУХ ПОЗНАНИЯ.

В конце XIV века влиятельный город - государство Флоренция вышел из периода социальных неурядиц и невзгод, связанных с чумой, и вступил в полосу дотоле неведомого процветания. Совершенно особая итальянская городская культура и особенно республиканские устремления флорентийцев стали почвой для формирования философии гражданского гуманизма, питавшего ренессансную мысль. Университеты и торговое сословие начали переоценку науки, философии, искусства и дизайна античной Греции и Древнего Рима, а богатая Флоренция стала центром притяжения для многих художников. Все они надеялись на заказы купеческих домов, жаждавших продемонстрировать свой успех и хороший вкус. Тот же дух научного познания, который вел к потрясающим открытиям Коперника, Везалия и Галилея, направлял и ход развития искусств. Андреа Палладио разрабатывал теорию архитектурных пропорций, опираясь на изучение образцов классического зодчества, а Филиппо Брунеллески сформулировал законы линейной перспективы. Художники отказались от вытянутых, стилизованных фигур средневековой живописи, перейдя к более точному изображению человеческого тела, подкрепляя свои навыки достижениями анатомии.

Майоликовая тарелка. Термин «майолика» применяется для обозначения характерно ренессансной керамики с белой глазурью. Белизну дает добавляемый в глазурь оксид олова. На этой тарелке изображен художник, расписывающий тарелку в той же технике. Около 1510 г.

ВЗРЫВ МЕЦЕНАТСВА.

Все вышеозначенные процессы оказали неизбежное влияние на мебель. Горожане отстраивали пышные ратуши и палаццо, наполняли новое пространство предметами мебели и произведениями декоративного искусства, отражавшими их социальные притязания. Богатейшие семейства, такие как Медичи во Флоренции, Монтефельтро в Урбино и Фарнезе в Риме, нанимали виднейших художников и ремесленников для создания монументальных предметов обстановки.

Стол из мрамора и алебастра. Этот стол сделан Фарнезе в Риме по рисунку архитектора Джакомо Бароцци да Виньола (1507 - 1573 г.) В.96 см; ш.381 см; г.168 см.

СВАДЕБНЫЕ СУНДУКИ.

Кассоне (cassone), или свадебный сундук, принадлежал к числу наиболее ценимых вещей в любом доме, и в таком случае на его украшение затрат не жалели. Боковые стороны часто покрывали расписными или позолоченными gesso, встроенными в рельефный орнамент или полностью скульптурными, с изображениями героев и сюжетов классической античности. В Италии для украшения таких сундуков приглашались лучшие художники и скульпторы, и те образцы, которые дожили до наших дней, раскрывают богатство декора, сравняться с которым может лишь религиозное искусство той эпохи.

ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Мебель, которую часто делали из ореха или ивы, получала декор маркетри и инкрустации из слоновой кости, камня или драгоценных пород дерева, вроде эбенового, а также искусную резьбу, часто с гротесками. Орнамент с гротесками (слово происходит от итальянского grottesco) исполнял роль шутливой игры со смещением границ между миром природы и миром человека. Сиденье, вырезанное в форме открытой створки раковины, одновременно и забавляет и заставляет задуматься. Декоративная мебель помещалась в такие же декоративные интерьеры, где стены порой являли собой смело задуманные обманки (trompe loeil), которые выглядели то, как приоткрытые дверцы шкафа, то, как окна с открывающимися пейзажными далями.

Рабочий кабинет герцога Урбинского во дворце Урбино. Стены реконструированного кабинета украшены деревянными панелями с инкрустацией из разных пород - ореха, березы, розового дерева, дуба и фруктовых деревьев с основой из древесины грецкого ореха. Обманки изображают шкаф с инструментами ученого.

Стул gqbello. Этот стул, сделанный в XV веке во Флоренции, выполнен из ореха с включением резьбы и инкрустации. 1489 - 1491 г.

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ.

Искусство Возрождения, подобно стилю готики в Средние века, определялось ходом развития архитектуры. Ввод колонн, принципиального элемента греческого или римского здания, отныне стал характерен и для мебельного дизайна. Особенно ценились кариатиды - колонноподобные опоры, изображавшие женские фигуры. Стул, традиционное выражение социального статуса и власти, пережил пору Ренессанса процесс демократии, превратившись в привычный атрибут домашней жизни. Аналой, или стул с X - образной рамой, сделанный из двух пар коротких брусьев, пересекающихся в центральной точке и связанных перекладиной, стал широко распространенным. Наиболее пышные образцы покрывались тонким слоем серебра или обтягивались бархатом, но большинство стульев представляли собой более скромные предметы. Первоначальная форма аналоя заимствована у античности, а кожаное сиденье, натянутое между двумя X - рамами, использовалось в ренессансной Италии так же часто, как и в античной Греции. Пристенный стул называемый sgabello, был в исходном виде табуретом с восьмиугольным сиденьем и длинной декоративной спинкой-планкой. Иногда эту спинку могли удалять, превращая стул в табурет.

РЕНЕССАНСНАЯ ЕВРОПА.

Гуманистическая ученость в сочетании с покровительством сильных мира сего способствовала утверждению идеалов Возрождения, уже укоренившихся к югу от Альп, во Франции и Северной Европе. Притязания Франции на Неаполитанское королевство и оказание влияния на прочие итальянские государства привели к серии военных кампаний и взятия под французский контроль части полуострова. Это усилило интеллектуальный и художественный обмен между Францией и центрами ренессансной культуры в Италии, прежде всего Флоренцией и Римом.

РЕНЕССАНС ПРИХОДИТ ВО ФРАНЦИЮ.

Продолжительное папское правление в Авиньонском анклаве и после переноса папского престола обратно в Рим обеспечило сильное итальянское влияние во Франции. Многие из художников, прибывших для выполнения крупного заказа, фресок папского дворца в Авиньоне, приехали из Сиены. Эту традицию с энтузиазмом продолжил Франциск I, когда пригласил итальянских знаменитостей, вроде Бенвенуто Челлини, Франческо Приматиччо и Николо дель Аббате, для отделки интерьеров нового замка в Фонтенбло.

Продолжительная работа итальянцев в этой резиденции обеспечила формирование целой художественной школы, и затем стиль Фонтенбло стал распространяться по всей заальпийской Европе. Это была специфически французская интерпретация итальянского маньеризма.

Галерея Франциска I в замке Фонтенбло. Галерею украшают 12 фресковых композиций, помещенных в скульптурные обрамления; внизу проходят резные панели орехового дерева. Эта самая роскошная из подобных галерей во французских замках; с нею во Францию пришел стиль итальянского маньеризма. Около 1533 - 1540 г.

Замок Шамбор, построенный Франциском I в долине Луары, - это, возможно, лучший пример ренессансной архитектуры во Франции. Мебель Французского Возрождения развивалась в основном в створе архитектурных процессов. Жак Андруэ дю Серсо публиковал труды, включавшие рисунки с предметами мебели. Многие из его гравюр, представляющих архитектурные детали, были приспособлены и для декоративного использования в мебели. Он черпал вдохновение в античности, в особенности увлекаясь листьями аканфа, перьями и мотивами геральдики. Экзотические и фантастические животные были любимыми темами у мастеров декоративной резьбы. Орех вытеснил дуб, став главной древесиной у мебельщиков.

Замок Шамбор, построенный в 1519 - 1547 годах. Это одно из самых прекрасных творений ренессансной архитектуры во Франции.

НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ.

Идеалы итальянского Возрождения впервые достигли немецкоязычных стран благодаря художникам, как Альбрехт Дюрер, который дважды посетил Италию. Однако на мебельный дизайн более непосредственное влияние оказало творчество «малых мастеров» или Kleinmeister, базировавшихся в Нюрнберге, Вестфалии и Нидерландах и занимавшихся орнаментом. Они делали гравюры на металле или дереве с узорами, перерабатывающими мотивы классической античности и итальянские образцы. Эти узоры составлялись из непрерывных лент цветочных мотивов, птиц, животных, обнаженных фигур, вазонов и трофеев.

Однако существование мощных гильдий в таких городах, как, например Берлин, означало, что введение мебели нового типа задерживалось из-за того, что рисунки установленного образца, по которым проверялось соответствие соискателя на звание мастера, редко изменялись. Города Нюрнберг и Аугсбург, где не было гильдий, прославились своими краснодеревщиками, такими как Петр Флётнер и Лоренц Штёр, который опубликовал ксилографии с рисунками для интарсий: подобным образом украшенные панели были популярны в Аугсбурге.

НОВЫЕ СТИЛИ.

С точки зрения конструкции развитие ренессансной мебели можно рассматривать как эволюцию средневекового стула-трона, обычно имевшего основание в виде сундука, в более легкий вариант, с опорами вокруг нижней планки. Большей популярностью стали пользоваться открытые подлокотники, отражая ту тенденцию к более легкой мебели.

Французский стул caquetoire (болтовня) создавался как отклик на меняющиеся вкусы, он имел широкое, трапециевидное сиденье, чтобы на нем красиво располагались свободно ниспадающие складки дамских платьев. Более привычной становилась обивка, хотя большинство стульев и скамей пока что имели твердые, деревянные поверхности.

Caquetoire, или «стул болтовни». Этот стул, сделанный из ореха, имеет крепкую X - образную раму с прямоугольной планкой для спины и подлокотниками, завершающимися завитками. Сиденье выполнено из кожи. XVI в. В.85 см; ш.50 см; г.60 см.

Развивались и новые типы корпусной мебели, вроде кухонного шкафа, отпочковавшегося от средневекового буфета; его делали из различных комбинаций опор, полок и закрытых кабинетов с дверцами. Кабинет, который в средневековой Европе использовали для хранения и показа серебряного блюда, стал более пышным. Семейные сокровища времен Ренессанса обычно включали ювелирные украшения и различные художественные безделушки; для их надежного хранения требовалось много небольших ящиков. Эти ящики часто обтягивали изнутри тканью, чтобы защитить содержимое. В Южной Германии буфеты, первоначально создававшиеся установкой одного ящика поверх другого, достигли более полезного использования своей вместимости, при отсутствии разделяющего верхнюю и нижнюю секции фриза, хотя старая форма оставалась популярной и после 1600 года.

Длинные обеденные столы еще изготавливали с простой столешницей, установленной на козлы, как то делали в Средние века. В богатых домах не было строгого выделения обеденной зоны, поэтому столы по мере необходимости переносили на иное место.

Буфет по образцу Петера Флётнера. Этот массивный, с тщательно выполненной резьбой двухсекционный буфет, решенный в виде панелей, сделан в Южной Германии и имеет, подчеркнуто архитектурный облик.