Ремонт лыжных ботинок. Ремонт треккинговых ботинок Отклеилась подошва от лыжных ботинок nn 75

Обувь является одной из важнейших составляющих вашей экипировки. От её правильного выбора и качества исполнения зависят комфорт и здоровье пользователя. Порой приходится сменить несколько пар ботинок, прежде чем удастся найти идеал, не говоря уже о том, что покупка новой обуви почти всегда финансовое событие для любителя активного отдыха. Поэтому так важно продлить жизнь своей обуви правильным уходом и своевременным ремонтом.

Изложенные далее советы будут справедливы как для классической треккинговой обуви, сделанной из цельнокроеной кожи с минимумом швов, так и для более лёгких моделей, изготовленных с применением износостойкого текстиля. В основу нашего материала положен опыт экспертов американского журнала Backpacker и советы специалистов McNett - компании-производителя средств для ремонта одежды и экипировки, предназначенной для активного отдыха.

Backpacker - одно из авторитетнейших мировых изданий, посвящённых активному отдыху. Журнал выходит в печать с весны 1973 года. В каждом выпуске можно найти отчёты о путешествиях, обзоры экипировки и полезные советы. С начала 1990-х годов два раза в год журнал выпускает свой «Гид по снаряжению», в рамках которого самым интересным и лучшим образчикам одежды и экипировки присуждается премия Backpacker Editor"s Choice. Кроме журнала, издательство выпускает небольшие брошюры, посвящённые туристической тематике, - описания интересных пеших маршрутов или полезные советы.


McNett - компания-производитель средств по ремонту и уходу за одеждой и экипировкой для активного отдыха и полезных аксессуаров для outdoor. Объединяет под собой несколько торговых марок. Gear Aid - средства для ремонта обуви и экипировки широкого спектра. McNett Tactical - средства маскировки, ножи, ремонтные наборы для охотников и военных. Aquamira - средства для очистки воды. M Essentials - средства по уходу и ремонту экипировки для водных видов спорта. OutGo - полотенца для активного отдыха.

При ремонте обуви не стоит использовать универсальные суперклеи, так как их соединения не обладают необходимой эластичностью. Основу вашего набора составит полиуретановый клей. Это обусловлено целым рядом его положительных свойств:

    такой состав отличается высокой прочностью крепления; он существенно разбухает при затвердевании, что позволяет ему проникать в пористые вещества (кожа, пена EVA) и надёжно скреплять их; высокая адгезия позволяет использовать такой состав при склеивании кожи, резины и текстиля с полиуретановой обработкой, которые активно применяются при производстве треккинговой обуви; водостойкость; высокая эластичность полученного клеевого соединения, в том числе при минусовых температурах; высокая износостойкость.

На американском и европейском рынках наиболее востребованными и авторитетными средствами такого рода являются McNett Freesole и Shoe Goo. Они активно используются и рекомендуются как экспертами ведущих изданий, посвящённых туризму, так и независимыми обозревателями. Иногда при ремонте может использоваться полиуретановый герметик - как правило, это касается склеивания текстильных материалов. В этом случае наиболее универсальным средством можно считать McNett Seam Grip, который также используется при герметизации швов тентов и рюкзаков, а также при ремонте надувных туристических ковриков и спальных мешков. Заменить Freesole и Seam Grip может любой другой клей на полиуретановой основе - «Анаес», «Десмоколл», «Секунда». Но, как показала практика, такие аналоги не обладают той же универсальностью применения и годятся только для склеивания подошвы и элементов верха обуви.

Вторым важным элементом вашего набора для ремонта обуви станет прочная клейкая лента, которая пригодится для скрепления склеиваемых поверхностей в полевых условиях ремонта.

Для достижения максимальной прочности клеевого соединения необходима тщательная очистка и обезжиривание склеиваемых поверхностей. Здесь на помощь приходят чистящие салфетки на спиртовой основе. Как правило, они фасуются в индивидуальные упаковки и почти ничего не весят. Их можно найти как в составе готовых ремонтных наборов (например, Therm-a-Rest Instant Field Repair Kit), так и в аптеках.



Как заклеить дыры в ботинках?

Иногда в результате интенсивной эксплуатации на сгибе ботинка в его носочной части могут образовываться небольшие дырочки. Это довольно распространённое явление для моделей обуви с текстильным верхом.

Тщательно очистите поверхность вокруг повреждения от грязи и пыли. Мельчайшие частицы из линии сгиба хорошо удаляются зубной щёткой. Для достижения наилучшего результата при очистке желательно использовать салфетку на спиртовой основе - она обезжирит поверхность. Затем выдавите Seam Grip и распределите его по большой площади поверх и вокруг отверстия. Полимер достаточно гибок и образует герметичный шов над повреждённым участком. Для высыхания потребуется 10-12 часов.


Слой клея Seam Grip перекрывает разрыв на изгибе ботинка Salomon Wings Sky GTX (фото по Backpackers Complete Guide to Outdoor Gear Maintenance and Repair)

Ремонт подошвы ботинок

Если вы заметили отслоение верха ботинка по кромке подошвы, то наиболее целесообразно пресечь это ещё на ранней стадии, не дожидаясь, пока ботинок или кроссовка «запросит каши».

Используя плоскую отвёртку или иной инструмент с похожим профилем, нужно аккуратно и тщательно удалить грязь и сор, скопившийся между подошвой и верхом ботинка. Дополнительным подспорьем на этом этапе может служить зубная щётка. Чем тщательнее будет чистка, тем прочнее будет клеевое соединение.

Далее наполните шприц клеем Freesole или полиуретановым герметиком Seam Grip. Затем выдавите его прямо в зазор между подошвой и верхом ботинка по всей длине отслаивающегося участка. Шприц необходим для более глубокого проникновения и точного распределения клея, поэтому за его неимением можно использовать чистую отвёртку или палочку.




Плотно стяните подошву и верх ботинка с помощью прочной клейкой ленты. В некоторых проблемных местах, таких как мысок, для эффективного склеивания потребуется создать дополнительное давление. Для его создания можно использовать карандаш или палочку, примотанную клейкой лентой. Для высыхания полимера потребуется 10-12 часов.

Если же произошло отслоение подошвы, то необходимо максимально очистить и обезжирить склеиваемые поверхности. Поэтому, помимо удаления механических загрязнений, важно использовать спиртовую салфетку. Далее необходимо просто залить всю полость подошвы обувным клеем и плотно сжать её с верхом ботинка. Для полного высыхания в этом случае требуется существенно больше времени - от 12 до 48 часов. Клей неизбежно выдавит за пределы подошвы - если эстетическая сторона этого момента вас смущает, то его наиболее крупные фрагменты можно будет аккуратно срезать после застывания.




Пример иллюстрирует ремонт ботинок Asolo Stinger GTX, который осуществила Мелани Робинсон - одна из экспертов-тестеров журнала Backpacker. На фото отчётливо видны последствия несвоевременного ремонта отслаивающейся подмётки - часть промежуточной подошвы из пены EVA, на которой лежат функции амортизации, выкрошилась при ходьбе

Если у ботинок стоптались пятки

Многие туристы из-за особенностей своей походки сталкиваются с повышенным износом пятки на подошвах своей обуви. Это особенно обидно в ситуациях, когда остальные части ботинок ещё находятся в хорошем состоянии, и их замена вряд ли оправдана. Продлить срок эксплуатации в таком случае поможет следующий способ.

Наклейте ленту тонкого скотча по периметру пятки. Образовавшийся бортик не позволит растечься клею Freesole, которым необходимо заполнить полость, появившуюся в результате износа подошвы.

Для того чтобы подмётка в этой области получилась максимально ровной, важно аккуратно распределить полимер и расположить ботинки на максимально ровной поверхности. Использовать отремонтированную обувь можно будет лишь по прошествии 48 часов, после полного отвердения клея.

Безусловно, такая подмётка не отличается той же прочностью, что и фабричная, однако данный способ позволяет продлить жизнь подошве по крайней мере на один сезон. Для того чтобы клей не контрастировал по цвету с чёрной подошвой, можно использовать набор McNett с клеем Freesole и колером Color Sync Black.




Нанесение защиты мыска

Значительная часть современных треккинговых ботинок имеет резиновую защиту мыска. Если на вашей паре обуви такого элемента нет, а кожа в этом месте страдает от внешних воздействий, то его можно нанести самостоятельно. Вот способ, рекомендованный специалистами из компании McNett.

Для начала очистите мысок ботинка и наклейте полоску тонкого скотча, которая послужит границей для области нанесения полимера. Далее обработайте гладкую кожаную поверхность с помощью наждачной бумаги малой зернистости. Поверхность станет матовой. Обработайте её спиртовой салфеткой и удалите мусор, образовавшийся от наждака. Далее с помощью губки нанесите и распределите клей Freesole по всей обработанной вами поверхности. Через 30 минут удалите полоску скотча. Клей образует гладкую водостойкую глянцевую поверхность. На окончательное высыхание потребуется около 12 часов.

В качестве альтернативы этому методу может служить нанесение на мысок слоя обувного воска, например Holmenkol Natural Wax . Такой способ не отличается долговечностью, но в то же время не нарушает столь важную для многих пользователей эстетическую составляющую.





Уход за треккинговыми ботинками

Своевременная чистка обуви существенно увеличивает срок её эксплуатации. Частицы пыли и грязь являются абразивом, который постепенно разрушает как текстиль, так и кожу. Чистить ботинки следует после каждого похода.

Для начала выньте шнурки - их можно бросить в стиральную или посудомоечную машину. Далее просто смочите ботинки губкой. Вода растворит загрязнения. При чистке следует использовать неагрессивный моющий состав, например средство для мытья посуды. Существенно упрощают этот процесс специализированные средства, которые продаются в виде спрея или чистящего геля, такие как Grangers Fabsil Footwear Cleaner или Nikwax Footwear Cleaner Gel. При чистке нужно следовать инструкции производителя. В любом случае следует дополнить работу моющего средства использованием щётки с нежёсткой щетиной - подойдёт обувная щётка или щётка для мытья посуды. Для чистки труднодоступных мест подойдёт зубная щётка. Остатки моющего раствора нужно смыть водой с помощью губки. Помните, что кожаной треккинговой обуви требуется естественная сушка, - следует исключить контакт с радиаторами отопления, бытовыми обогревателями, костром и прочим.

Лыжники меня хорошо поймут. Особенно те, кто с этим хоть раз сталкивался. А если еще не сталкивался, то рано или поздно обязательно столкнется.

Лыжные ботинки Salomon

Итак, вы покупаете лыжные ботинки Salomon (или им подобные) с креплениями Pilot. Не те, в которых катаются пенсионеры в парке, а те, в которых можно показывать хорошие результаты на подготовленной трассе. К ним вы приобретаете соответствующие крепления и устанавливаете на лыжи. Вся эта конструкция стоит немало — кто катается, тот меня поймет. И вот через совсем непродолжительное время катания — несколько сезонов — с ними случается проблема. А именно — ломается молния. Надо сказать, что конструкция ботинок и то, как там установлена молния, кардинально отличается от обычных эимних сапог. В сапогах все просто — вытащил сломанную молнию и вшил другую. Это делают в любой обувной мастерской. С Саломонами совсем другая история — сложная высокотехнологичная конструкция ботинка рассчитана на то, чтобы в них ставили рекорды, а не занимались заменой молний.

Короче, когда с ботинками произошло вот это,

первая мысль — надо ехать и покупать новые, вряд ли здесь что-то можно сделать.

Ближайшие спортивные магазины

Сразу после катания поехали в ближайшие спортивные магазины. Самое удивительное, что в начале сезона что в Декатлоне, что в Спортмастере, в продаже были только по одной модели беговых Саломонов: в Декатлоне продавался всего лишь один размер, а в Спортмастере были любые размеры, но ботинки стоили около 14 тыс. рублей, что многовато даже для начала сезона, если не собираешься ставить рекордов.

Fischer и прочие марки не подходят из-за несоответствия крепления. Про в этих магазинах, видимо, даже и не слышали.

Что обсуждают на лыжных форумах

Что делать? Как обычно в таких случаях — надо обратиться к интернету. Оказалось, что на форуме лыжников эта тема достаточно популярная и обсуждается каждый год. Нужно ремонтировать, это вполне реально. Некоторые участники форума находили хороших специалистов в своих районах — в обычных мастерских по ремонту обуви.

Надо пробовать. В первой мастерской сходу взять ботинки отказались, сказали, приходите, когда будет мастер, с ним пообщайтесь, без него такой заказ принять не можем. А вот во второй, внимательно осмотрев и оценив масштаб бедствия, мастер предложил вариант, как можно вставить новую молнию, не затрагивая жестких конструкций ботинка.

Короче, то ли мастер испугался, что я ботинок в его присутствии фотографирую, то ли он просто супер-мастер, но через два дня Salomon выглядел как новенький!

Жесткую конструкцию ботинка мастер обошел очень филигранно.

За какую цену? 450 руб! Кому интересно — пишите, сообщу адрес мастерской.

Вывод один — всегда ищите варианты, а не бросайтесь делать то, что первое приходит в голову!

Для безопасного катания на горнолыжных склонах важно иметь надежную, качественную экипировку. Ботинки — важная часть экипировки, от которой завит не только комфорт, но и здоровье спортсмена. При активном катании, особенно в стиле шорт-трек, виртуозных виражах спортивная обувь быстро ломается.

Ремонт лыжных ботинок — дело затратное, при этом нужно найти хорошего мастера. Однако, некоторые проблемы можно решить самостоятельно.

Это распространенная проблема у любителей лыжного спорта. Часто она возникает в разгар сезона из-за большой нагрузки. Подошва может отходить полностью или только носок.

Отремонтировать ее своими руками можно с помощью небольших шурупов, клея и гаек. Сначала соединяем заднюю часть. Если у вас крепления без дырочек, то в месте соединения с обувью сделайте несколько отверстий. Шапкой вниз вставьте в них гайки. Закручивайте их внутри ботинка. Нос ремонтируется аналогично.

Усилить соединение можно с помощью обувного клея. Предварительно зачистите и обезжирьте подошвенную часть. Проклейка является дополнительной процедурой к скреплению гайками.

Оторвалась застежка: как починить самому

При неаккуратном использовании или резком рывке, можно повредить застежку. Часто, она производится в виде липучки. В этом случае, для ремонта лыжных своими руками понадобятся швейные принадлежности — крепкая нитка, толстая иголка и плотная ткань.

При полном разрыве на 2 части, нужно соединить их с помощью куска приготовленной ткани. Если застежка оторвалась от кольца, то присоединяем ее также, с помощью ткани. Если специальное кольцо было утеряно, можно воспользоваться проволокой. Однако, это временный вариант, поскольку такая застежка быстро сломается.

В профессиональных магазинах можно найти запасные детали, которые помогут восстановить .

Чиним задний фиксатор стопы

Этот пластиковый элемент крайне важен, он присутствует во всех дорогих моделях обуви. Это позволяет надежно фиксировать ногу в области пятки, предотвращая травмы.

Но его проблема заключается в том, что он часто откидывается от самого ботинка. Для починки, купите 2 болтика с маленьким диаметром. В фиксаторе просверлите отверстия. С помощью болтов соедините планку с ботинком, закрутите их изнутри.

Помощь со штифтами

При поломке штифта, лыжники сталкиваются с тремя проблемами:

  1. Пластмасса, которая удерживает штифт ослабевает или стирается, и он начинает болтаться.
  2. Полностью отпадывает от места крепления.
  3. Штифт был согнут или помят во время катания.

Первые 2 сложности можно решить с помощью эпоксидного клея, скотча и напильника. Сначала, с помощью наждачной бумаги (лучше взять мелкую) аккуратно очистите место, которое будет склеивать. Вставьте штифт на месте, зафиксируйте его скотчем, и залейте клеем. Дайте подсохнуть сутки, лишний клей уберите напильником. Чтобы убрать скотч придется постараться.

Починить искривление штифта можно, если прочность крепления сильно не пострадало. Для этого, нужно сделать оправку с помощью простукивания с обеих сторон молоточком.

Ремонт сноубордических ботинок проводится так же, как и у лыжных. Однако, сноубордисты могут сталкиваться с такими проблемами: ржавчина на фурнитуре, износ швов, ослабление шнуровки. При проблемах с нужна замена детали. Самостоятельные попытки починить не вернут прежние функции, а катание может стать опасным.

Бережная эксплуатация, своевременная чистка и правильное хранение в межсезонье позволит избежать многих проблем с горнолыжной экипировкой.

На крепления и ботинки системы NNN перешёл не так давно, катаюсь в них только второй сезон. Перешёл по причине слабых креплений Salomon SNS, которые, сломавшись, могут рано или поздно привести к поломке дорогих беговых лыж. Также перешёл по причине ограниченного выбора обуви под SNS и собственной лени наличия на многих современных топовых беговых лыжах интегрированной платформы NIS под крепления NNN с возможностью ручной регулировки и без необходимости сверления лишних и крайне нежелательных отверстий в лыже. Однако, у NNN, похоже, таится другая засада. Не в креплениях, а уже в ботинках - крайне слабая подошва. Которая может неожиданно лопнуть даже у топовой пары всего через несколько походов с Группой Дмитриева. :-(

Клиент №1 - Rossignol X3. Покупал в "Триал-Спорт" почти за 8 т.р. Погиб на после всего лишь шести однодневных походов с Группой. К счастью, обошлось без схода с маршрута, и ботинок, благодаря импровизированной перевязке лейкопластырем, выдержал ещё целых 45 км.

Клиент №2 - Fisher XC Control. Покупал в "Ювенте" на замену вышеупомянутым Rossignol"ам за 6 т.р. Дешевле приемлемого качества и удобства ничего не нашлось. Прослужил менее одного сезона или 12 походов с ГД (включая прошлогоднюю Сотню). Своевременная ревизия позволила избежать поломки и схода во время прошедшего в понедельник сотенного пробега.

Клиент №3 - дешёвый китайский Nordway Tromse из Спортмастера - на новенького? :-)

Видно, что трещина образуется в одном и том же самом опасном сечении - на месте стыка мыска с основной подошвой. Ни в одном ремонте обуви браться за ремонт "Фишера" даже не пытаются: обувщики "залечивают" только резиновые лопнувшие подошвы, а тут жёсткий пластик. Выбрасывать жалко (трещина только зарождается). Может быть, ещё можно как-то спасти в какой-либо продвинутой мастерской?

Для сравнения, старые "Саломоны" 2011 года, прошедшие огонь и воду, две сотни и множество походов ГД по буеракам, а также многочисленную ходьбу пешком по городскому асфальту от дома до вокзалов и обратно.

Чего там только ни делали с ними - ставили заплатку на место сгиба стопы, отрезал нафиг пластмассовый фиксатор, прошивали все швы. Подошва и оси сильно сточились об асфальт, но сама подошва просто неубиваемая. :-) Она полностью монолитная, без мыскового стыка с повышенной концентрацией напряжений, как у NNN и без резких перепадов толщины.

Или ещё более древние ботинки Spine Advance 2008 года, отслужившие непрерывно 4 сезона и служащие до сих пор на открытии/закрытии сезона. Тоже с неубиваемой подошвой.

Вот и думай, что лучше - возвращаться обратно на бессмертные ботинки SNS, но со слабыми креплениями или же ежегодно покупать NNN-китайщину в Спортмастере, как в известной рекламе "если не видно разницы, зачем платить больше"?
Может, бывалые лыжники знают, как обойти данную болезнь NNN? :-) То есть, подобрать недорогие ботинки, но с более надёжной подошвой. Буду рад, если кто поделится, у кого NNN исправно служат несколько сезонов интенсивного катания.

Это конечно не кальян из велосипедного насоса, но просветление моё всё ближе и ближе, а потому вот очередной концепт рукоблудия. Идея родилась в прошлом году: летние карбоновые туфли Lake были такими летними, что уже в +1 ноги в них стремительно давали дуба независимо от темпа вкручивания. Посещение магазинов привело к неутешительным выводам: теплые туфли начинались тыщ так от восьми.
Выкинуть восемь штук за вещь, которой будешь пользоваться в год раз 10-15 в лучшем случае - это для авиационного инженера перебор. Но есть куча выходов даже если вас съели. Первый - не кататься зимой. Выход плохой, ведь если нет льда и снега, то чего бы не потренироваться в безлюдном вымороженном парке? Второй - кататься в обычных ботинках. Но после контактных педалей это очень грустно и неинтересно. Есть ещё куча вариантов по незаконной добыче ништяков, но мы их оставим в стороне как законопослушные граждане.
Я же выбрал, как говорили Монти Пайтоны, кое-что совсем иное. Дома лежали замечательные ролики Fila M90 с развалившимся ботинком (вывалились крепежные точки рамы). Низ ботов был карбоновым и оставалось только подумать как прикрутить к нему шипы.
Шипы обычно прикручиваются к специальным стальным платформам, закладывающимся с внутренней стороны ботинка. Найти эти платформы оказалось нетривиальной задачей, и всё же в одном из ларьков в Сокольниках они были найдены рублей то ли за 200, то ли за 300 - не помню уже. Работа закипела. У роликов были спилены все упоминания о крепежных площадках - подошва стала ровной. Дырки были залиты поксиполом. Были просверлены 4 отверстия для закладных площадок, засунуты площадки, привинчены шипы.

(сейчас шипы сняты - остались только отверстия под них)

Снизу ещё был приклеен толстый слой утеплителя чтобы не топать шипами по полу. В общем, на улице -12 - самое время обкатать. Выезжаю. Чувствую себя королем! Тепло! В парк на набережную. Тренировка началась, встал на режим, кручу. Полчаса - полет нормальный. А вот на 45й минуте ВНЕЗАПНО ногам стало ОЧЕНЬ холодно...И как-то враз. Разворот, домой, ноги под горячую воду....
Разбор полетов показал, что нужно заклеить вентиляцию (тут не надо быть кэпом, но т.к. хотелось испытать скорее - поехал без заклейки).
Ещё возникла проблема похуже: верхняя бакля периодически цеплялась за раму велосипеда и грозилась её поцарапать. Бакля была удалена, осталось заменить её тонким ремешком. И тут выпал снег! Всё оказалось ненужным.
Лыжи-лыжи-лыжи!
А для лыж у меня две пары ботов - старые росси Х-3 и новые Х-9. Старые местами разносились, местами поубивались (полетела прошивка кафа) - в общем использовались только чтобы покатать кого-нибудь на лыжах. Попробовал в них покататься - вдобавок оказалось (после новых-то ботов), что там железка сточена и они люфтят порядочно. Катать на них в общем без радости. Выкидывать жалко - хорошие ведь, на марафоне по мокрому водохранилищу даже не промокли, теплые...В общем лежали с прицелом на переделку.
И вот новая холодная осень. Роськи стоят, ждут новой жизни.

Беглый анализ показал два варианта переделки: залить подошву эпоксидкой и к получившейся толстенной подошве прикрутить шипы или выпилить часть подошвы для установки шипов вглубь. Был выбран второй вариант. Подошва была выгрызена электроточилкой.
На фото слева бот с выпиленной подошвой, справа ещё целый

Оказалось, что подошва лыжного бота состоит из разных материалов и что пропилена она почти до дыр. Но это фигня. После подошвы идет теплоизолирующая стелька (не путать с обычной вынимающейся стелькой, которая идет дальше) - она жесткая, толстая (где-то 5мм) и намертво приделана к боту. Но не к огрызкам подошвы же шипы прикручивать...
Было два варианта: отодрать где-нить карбона и прикручивать к карбону или сделать алюминиевые площадки и прикрутить к ним. Под рукой был листовой алюминь, что определило развитие процесса. Из крылатого металла была вырезана (обычной ножовкой по металлу) пластинка, в ней насверлены отверстия под шипы и под дополнительное крепление в носу.
Всё это дело было свинчено и испытано отважной ногой проектировщика-вашего-испытателя. Всё встёгивалось и выстёгивалось, металлические платформы после установки стельки не ощущались.
Оставалось сделать второй бот и приклеить пластины к подошвам каким-нибудь теплоизолирующим клеем.
Друзья посоветовали смешать Момент (на полиуретане) с резиновыми опилками - должна была получиться смесь с хорошей адгезией и плохой теплопроводностью (т.к. к порошку резины примешивалось ещё и немалое количество воздуха - отличного теплоизолятора тащемта.
Резиновые опилки были добыты выпиливанием подошвы старого тапка на всё той же точилке. В процессе точилка приказала долго жить (думаю щетки, ей уж 15 лет родимой без ремонта) и недостающая резиновая пыль была взята из полиуретановой пыли, оставшейся от заточки роллерских колёс. Полезно иногда не чистить всё дочиста =). На данный момент ботинки выглядят вот так и ждут испытаний.

Упрятать шип глубже плоскости подошвы не удалось - нарастить подошву это уже следующий этап. Возможно, что и не нужный. В общем, принимаю заказы на переделку ваших лыжных ботов в велотуфли. Обратная трансформация пока не планируется =).