Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду и огороде. Сад и огород осенью Деятельность человека на полях и огородах осенью

by Записки Дикой Хозяйки

Осенние работы в саду требуют не меньшего внимания и сил, чем в другие сезоны. Особенно это важно, потому что время летит быстро, холода наступают неотвратимо, а нужно еще столько всего успеть!

Сейчас ваш сад, огород не такой яркий и нарядный, как летом. Но именно сейчас вы должны позаботиться о будущем вашего сада, чтобы весной, пригревшись на солнышке, вас встретили первые весенние цветы – первоцветы.

Сбор урожая не закончен до сих пор, но вот до какой поры недозревшим плодам можно оставаться на ветках и грядках, придется решать, исходя из погодных условий.

По осени многие кустарники и деревья требуют ухода, поэтому, после того, как листопадные деревья и кустарники сбросили практически все свои листья, можно заняться их пересадками. Если вы не сделали этого раньше, проведите обрезку плодовых кустарников и срежьте отцветшие соцветия роз. В конце сентября - начале октября - время последней стрижки живых изгородей.

Займитесь многолетниками: у поздноцветущих удалите отцветшие головки, чтобы продлить цветение, а по его окончанию разделите и пересадите разросшиеся растения, ведь большинство из них выигрывают от пересадок или делений каждые 2-3 года. Корневища георгинов и канн следует выкапывать после первых заморозков.

Чтобы в следующем году ваш сад расцвел раньше, проведите посев некоторых однолетников (календулы, маков, васильков, космеи и душистого горошка) прямо в грунт.

Если вы занимаетесь посадкой нарциссов, то специалисты рекомендуют делать это в начале осени, а вот тюльпаны и гиацинты - недели за три до заморозков. Не забудьте посадить чеснок.

Подзимние посадки всегда вызывают споры: явные плюсы такого сева - экономия времени весной, возможность получения более ранних и более обильных урожаев, раннее цветение однолетников. Ну а минусы – это то, что нельзя исключить прорастание и гибель семян и всходов от мороза, велик шанс получения неравномерных всходов и т.д.

Под зиму можно посадить такие однолетники, как: виола, лаватера, василек, календула, иберис, годеция и кларкия, эшшольция, мак и космея, флокс Друммонда, однолетние хризантемы и дельфиниум, резеда, кохия, декоративная лебеда. А также травянистые многолетники: декоративные луки, аквилегию, примулы, дельфиниум, купальницу, морозник, люпин, лихнис, синеголовник, тысячелистник.

Из кустарников и деревьев осенью можно посадить семенами боярышник, барбарис, клематис и другие растения (требующие стратификации).

Из овощей под зиму сеют морковь («Нантская 4» или «Холодостойкая 19»), лук-чернушку, петрушку обыкновенную листовую, салаты листовой, кочанный и кресс-салат, шпинат, пастернак, физалис, щавель, свеклу («Подзимняя», «А-474»), укроп.

Проведение осеннего сева пройдет относительно безболезненно лишь в том случае, если почва на вашем участке довольно легкая и окультуренная – значит, она не заплывет от осенних дождей или от весенних паводков.

Земля под посадки должна быть заправлена удобрениями. Ее нужно тщательно перекопать, смешать с торфом, перегноем и золой, разрыхлить, разбить на бороздки и подготовить сухой перегной или торф для засыпания бороздок.

Но самое главное - правильно определить время посадок. Ваш друг и советчик номер один по этому вопросу - долговременный прогноз погоды. Самое главное - после посева не должно наступить длительное потепление, иначе семена могут прорасти или погибнуть от заморозков.

Оптимальный вариант - конец октября или начало ноября, когда дневная температура воздуха снижается до +2-3 градусов, а ночью бывают заморозки.

Место для подзимней грядки выбирается такое, чтобы осенью и весной не застаивалась вода, а зимой не сдувался снег. В день посева на грядке делаются бороздки глубиной 3 см. Если в день посева их занесет снегом, сметите его. Семян возьмите больше, чем берете обычно - процентов на 20-25. Сейте, как обычно, сверху засыпьте подготовленной торфо-перегнойной смесью, сверху укройте грядку лапником.

Осень - время для черенкования теплолюбивых многолетников и для переноса их в дом (речь идет о фуксии, пеларгонии и т.п.).

Займитесь в осеннее время и оздоравливанием почвы. На самых бедных участках можно посеять рожь - это поможет держать почву свободной от сорняков и насытит ее микроэлементами. Если вы сажали сидераты, перекопайте почву вместе с ними, можно прикрыть перекопанный участок пленкой или замульчировать торфом (кстати, эти меры будут способствовать более раннему прогреванию почвы весной). Осенняя обработка позволяет почве к весне лучше усвоить калий, фосфор и другие важные микроэлементы.

Вам предстоит большая уборка вашего садового участка - так всегда случается по осени. Обрежьте под корень увядшую зелень многолетников, наведите порядок в цветниках, бордюрах, на альпийской горке. Удаляйте с участка подгнившие и больные плоды и отплодоносившие однолетние огородные культуры (корни бобовых - гороха, фасоли, бобов - можете оставить в почве, они обогатят ее накопленными за сезон полезными веществами, верхнюю же часть растений срежьте.

Опавшие листья сгребайте регулярно и тщательно - получите отличный листовой перегной. Но помните, что больные, а также пораженные вредителями растения быть вывезены с участка или сожжены.

Когда парник освободится от посадок, обязательно обработайте его стены и окна дезинфицирующим составом, чтобы убить грибки и прочие возбудители болезней.

Займитесь газоном. Обязательно убирайте с него прелые листья - иначе газон может «полысеть» или на нем образуются желтые пятна. Осень - время чистки, аэрации газона, его «подштопывания», внесения удобрений и выравнивания поверхности.

Очень важное осеннее мероприятие - мульчирование посадок качественным грунтом или садовым компостом. За лето корни растений по разным причинам могли оголиться, а это опасно, ведь впереди холода. Мульчирование не только питает растение, но и предохраняет корни от ветра и холода, способствует сохранению в почве тепла и влаги. Мульчирование нужно провести до наступления морозов, когда почва прогрета после лета и насыщена влагой. Растения, которые болезненно воспринимают причуды нашей зимы, следует дополнительно замульчировать (поверх «основной» мульчи) корой, стружками, сухими листьями. Правда, сделать это можно чуть позже.

И еще. Не забудьте приготовить кормушки для птиц. Кормить их зимой не просто приятно, но и полезно - наступит новый сезон, и они отблагодарят вас сторицей, накинувшись на садовых вредителей.

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!

Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему . А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.

Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.

Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.

На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.

А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай с огородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.

Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.

Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,
замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.

А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.

А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в ней погибнет больше вредных насекомых и сорных растений.

А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.

Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.

Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.

Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.

А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы .

С Уважением.
Елена Медведева.

Еще в глубоком детстве обожал бабушкины заготовки: консервированные огурцы, варенье, компоты. Но каково было мое удивление, когда она в первый раз взяла меня на дачу, где и объяснила, что и откуда берется. С тех пор стал уважать бабушку еще больше. Ведь увидев, что приходится делать для того, чтобы вырастить, а потом собрать урожай, невольно удивляешься. Сейчас я живу в городе, но каждую осень мы с семьей собираемся на даче.

Чем занимаются люди осенью в доме

Если у вас есть дачный дом, то придется наводить порядок не только в саду и огороде, но и в нем. Многие оставляют свои загородные территории и не посещают их в течение зимы. К такому длительному отсутствию дом должен быть основательно подготовлен. Например, для начала стоит прибраться и устранить беспорядок. Также важно проверить проводку и электрические приборы, чтобы в ваше отсутствие не разыгрался пожар. Если имеются повреждения на доме, то лучше их устранить (например, отремонтировать крышу). Важно перед уходом наладить охранную систему, даже если вы планируете посещать территорию. Как видите, дел в доме много, а на участке еще больше.


Чем занимаются люди осенью в саду и огороде

Приезжая за город осенью, все заядлые дачники начинают готовить свой участок к зиме. Если их загородный участок предназначен для отдыха, а не для выращивания культур, то люди стремятся навести порядок в доме, саду.


Так что же такого они делают в это время на даче? Занятия в саду и огороде:

  • Сбор урожая. Если на участке растут овощи, фрукты, ягоды, то их непременно нужно собрать, чтобы в будущем превратить их в кулинарные шедевры. Именно для этого многие и приобретают огороды.
  • Подготовка почвы к зиме. Огородную почву, так же, как и почву на огромных полях, нужно вспахать и удобрить, чтобы она не истощилась и дала обильный урожай в следующем году.
  • Подготовка насаждений к зимовке. Некоторые культуры и декоративные растения требуют дополнительного утепления. Например, яблони, розы, клубника и т.д. Некоторые растения вовсе выкапывают на время зимы.
  • Уборка. Стоит убрать опавшие листья и ветки.

Осень является тем периодом, когда нам необходимо сад и огород подготовить к зимнему периоду. Именно в это время нам нужно закладывать основу для удачного и плодотворного урожая будущего сезона.

В этой статье мы поговорим о том, какие работы нам нужно будет выполнить в саду и огороде осенью.

Какие работы выполнять в саду и огороде в сентябре?

Сад . В первый месяц осени нам необходимо собрать оставшийся урожай (за исключение некоторых подзимних видов) и начинать готовить растения к зимнему периоду. Очень многими неопытными садоводами очень часто допускается одна и та же ошибка: яблоки на дереве передерживаются, в связи с чем они перезревают и осыпаются.

Такие плоды очень быстро теряют свои вкусовые качества, а также их нельзя долго хранить. Помимо этого, при запоздалом сборе урожая, дерево будет тратить дополнительные силы, что конечно же будет сказывается на его здоровье в зимнем периоде.

Также не нужно забывать о том, что зимние сорта яблок с деревьев необходимо убирать до наступления потребительской зрелости, дозревать они будут при хранении.

Сентябрь, можно сказать – своеобразный переходный период, то есть вместо работ, которые мы выполняли летом, мы начинаем переходить на осенние работы.

Уже в конце месяца можно будет уже приступить к перекопке почвы в приствольных кругах, а также заняться внесением удобрений.

В первую декаду сентября производим посадку укоренившихся черенков смородины (белой, красной, черной).

После того, как будет собран урожай крыжовника и смородины, можно будет начинать прореживать кусты. Производим так обрезку малины, удаляем отплодоносившиеся побеги и новые слаборазвитые.

Вокруг ягодных кустов перекапываем почву, одновременно внося органические и минеральные удобрения.

В конце сентября, для посадки начинаем брать из питомника саженцы деревьев, укоренившиеся черенки отводки ягодников.

В первую половину сентября в обогреваемую весеннюю или зимнюю теплицу начинаем высаживать рассаду кочанного салата. Для данного растения большое значение имеет режим полива, который будет осуществляться в осеннее – зимнем периоде, то есть во избежание появления гнили, полив должен быть не слишком частым.

В сентябре мы начинаем запасаться грунтом, торфом, компостом и навозом. Продолжаем активно ухаживать за осенними растениями томатов, редиса огурцов и т.д.

Начинаем обеззараживать стены и стеллажи теплицы, рамы, используя в этих целях 40%-й раствор формалина или же настоем хлорной извести (на 10 л воды 400 г).

В первую половину сентября в обогреваемые пленочные зимние теплицы можно сеять петрушку. К январю вы уже получите 2 урожая зелени петрушки. То же самое делаем и с сельдереем.

Вы можете также заняться заготовкой корневищ многолетних овощных растений.

Огород в открытом грунте . В сентябре можно будет приступить к сбору моркови, помидоров, лука, кабачков, петрушки, сельдерея. Эта работа является самой важной в огороде в этом осеннем месяце. Грядки, которые освободились от овощных культур, начинаем очищать от растительных остатков, сорняков, а после приступаем к перекопке.

К этому времени должны быть завершены все подготовительные работы по хранению овощных культур.

В первую половину сентября еще продолжаем ухаживать за поздним сортами капусты.

Какие работы проводить в саду и огороде в октябре?

Сад . В октябре уже можно будет начинает производить обрезку деревьев. Начинаем очищать штамбы фруктовых деревьев от отмирающей коры. При помощи известкового раствора производим побелку штамбов и скелетных ветвей.

Этим же раствором опрыскиваем кроны деревьев. После опадения листьев производим обработку деревьев 6-8%-м раствором железного купороса.


Продолжаем обрабатывать почву в приствольных кругах, внося еще при этом органические и минеральные удобрения, а в случаи необходимости – извести.

Октябрь также является более подходящим периодом, чтобы проводить подкормки для плодовых и ягодных растений. В случаи, если осень оказался без дождей, а поливали плодовые деревья не так часто, по приствольным круговым канавам проводим влагозарядковый подзимний полив. Саму почву необходимо увлажнить на глубину 50-60 см.

Также после периода листопада нельзя оставлять под деревьями опавшие листья (собираем их и сжигаем).

Кучи с травой и навозом, сучья и хворост по возможности вывозите за пределы участка. Тем самым вы можете исключить вероятность привлечения на участок мышей на зимовку.

Чтобы под тяжестью снега не ломались у молодых деревьев ветки, связываем их между собой.

В целях защиты коры ранней весной от грызунов и от солнечных ожогов, обвязываем штамбы рубероидом, толем или ельником.

Приствольные круги начинаем прикрывать перегноем, торфом, окучиваем их почвой из междурядий. С выпадением первого снега, его как можно больше набрасываем на приствольные круги.

Ягодники также начинаем готовить к зимнему периоду. Производим обработку почвы, при этом обязательно внося органические и минеральные удобрения.

Молодые кусты смородины и крыжовника связываем, чтобы их не разломило снегом. Отвязываем от шпалер побеги малины. Пригибаем и пришпиливаем их верхушки к земле или соединяем соседние кусты между собой.

Закончив обработку ягодных плантаций, прикрывайте посадки торфом или перегноем, но так, чтобы серединки кустиков не были засыпаны.

Огород в теплице или в парнике . В октябре производим посев новых сортов петрушки, на зелень. Чтобы на новогодние праздники у нас на столе появилась свежая зелень, высаживаем корнеплоды с черешками и держим при температурном режиме 4-8°C

Проводим подготовительные работы для выращивания овощных культур в новом сезоне. Керосином начинаем протирать проволочный каркас, на котором все это время и держалась пленка весеннего парника.

Для дезинфекции деревянных частей парника используем 10%-й раствор медного купороса.

В октябре вам необходимо обязательно запастись свежей землей, торфом и перегноем, так как в дальнейшем у вас такой возможности может и не быть.

Огород в открытом грунте . В октябре нам необходимо закончить все уборочные работы с культурами выращиваемыми в открытом грунте.

С освободившихся грядок убираем все растительные остатки и начинаем перекапывать почву, но одновременно с этим внося удобрения. Во время перекопки также удаляем корневища многолетних сорняков, и уничтожаем личинки вредителей (если они есть).

Какие работы проводить в саду и огороде в ноябре ?

Сад . В этом месяце осени все работы на садовом участке должны быть завершены. С каждым днем почва начинает промерзать все глубже и глубже. До наступления заморозков нам нужно будет из наружных водопроводных труб и бочек слить воду, из сада убрать поливочные шланги, очищаем и просушиваем весь садово-огородный инвентарь.

Чтобы не смывалась плодородная почва, поперек имеющегося на участке склона делаем борозды. На продуваемых участках расставляем щиты и другие средства снегозадержания.

Бесснежный период для корней плодовых и ягодных культур может быть очень опасным, в связи с чем вам необходимо позаботиться об их сохранности. При помощи торфа и еловых веток накрываем приствольные круги. В этих целях также можно воспользоваться специальным укрывным материалом.

Огород в теплице и парнике . В ноябре завершается период плодоношения осеннее-зимних культур — огурцов, томатов и кочанного салата.

После проведенной дезинфекции, теплицу можно будет использовать для выгонки зеленого лука, щавеля, сельдерея, петрушки.

Огород в открытом грунте . В ноября утепляем многолетние овощные растения, проверяем и калибруем семена овощных культур. Следим за тем, как в нашем погребе или в подвале хранятся овощи.

Так же не нужно забывать об организации питания для оставшихся на зимовку птиц. В саду и огороде развешиваем кормушки, не забывая при этом периодически подсыпать туда корм. В дальнейшем птицы вас отблагодарят тем самым, что будут уничтожать гусениц и личинок насекомых – вредителей.

Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

Готовые ответы решебника по предмету "Окружающий мир" за 2 класс помогут родителям сориентироваться и помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Приводим решебник к 1 части рабочей тетради по программе Перспектива. Все ответы на задания написаны учеником 2 класса Максимом Егоровым с помощью родителей, проверены и одобрены учителем начальных классов. Задания, которые могут вызвать затруднения, мы вам объясним. В качестве ответов мы приводим и расширенную информацию по соответствующим темам, которую можно прочитать в статьях нашей энциклопедии и использовать, если учитель задаст на дом подготовить доклад или презентацию.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Фотографии для рассказа:





По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>

Фотографии для фоторассказа:


Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора - очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится "прямо над головой", лучи его падают "отвесно", это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья - это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево - улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух - это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки - близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги "Зелёные страницы" или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался - приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины - желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез - в октябре; у лип - в сентябре; у кленов - в сентябре; у тополя - в ноябре; у осины - в сентябре; у калины - в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >> .

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца - личинка - стрекоза. Яйца - гусеница - куколка - бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги "Зелёные страницы! или "Великан на поляне" (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги "Зелёные страницы".

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка - лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной - дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди - белка, сойка, мышь. Рябина - дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек - резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название...

ИГРА "Высокий дуб"

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: "Люба!". Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида - Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки: