Изготовление мотошлема своими руками. Мастер-класс по папье-маше: Водолазный шлем Водолазный шлем своими руками

Неожиданные предметы часто применяются для решения задач, связанных с организацией интерьера. Рога животных и дорожные знаки в квартирах уже никого не удивляют - все чаще можно встретить старый музыкальный аппарат в книжном магазине и мотоцикл в барбершопе. Мы предлагаем пойти дальше и обратить внимание на один из первых шлемов для погружения - тот самый свинцовый шлем со стеклянными иллюминаторами.

Как и многие вещи, классическая форма первого шлема для погружений под воду появилась достаточно спонтанно. Джон Дин, инженер и изобретатель, участник Ост-Индской компании, запатентовал свой шлем в 1823 году, но идеей появления он обязан случаю. Однажды на глазах Дина загорелась конюшня, и несколько лошадей оказались в ловушке. Он, используя нехитрую конструкцию из рыцарского шлема и подсоединенного к нему шланга, через который подавался кислород, пробрался в конюшню и спас лошадей.

Первое название уникальной конструкции было «дымовой аппарат» и было призвано помогать в работе пожарным, но довольно скоро неоспоримые преимущества оценили профессиональные аквалангисты, и изобретение Дина стали использовать в армии.

По большому счету успех изобретения был обусловлен своей конструкцией - гибкий воротник позволял использовать шлем без дополнительного снаряжения для погружения, к задней поверхности крепился шланг для подачи воздуха, короткие трубки позволяли свободно выпускать отработанный воздух наружу. Водолазный костюм, в свою очередь, имел строгую вертикальную форму, что предотвращало возможность попадания воды внутрь.

«Водолазное облачение Дина»

Чуть позже, в 1829 году, Джон Дин вместе с братом Чарльзом плывут в Вистабл и там создают небольшое производство. Спустя год на основе предыдущих изобретений братья запатентовали «Водолазное облачение Дина», которое претерпело некоторые изменения в сравнении с ранними образцами. Теперь «облачение Дина» состояло из тяжелого костюма для защиты от холодной воды, освинцованного шлема с несколькими иллюминаторами для наблюдения и шланга, подающего в него кислород. Единственным ощутимым минусом являлся вес шлема - при его падении или опрокидывании он быстро наполнялся водой.

Семь лет, проведенных в качестве работника Ост-Индской компании, не могли пройти без следа: любовь к морю и приключениям заставляет Чарльза и Джона участвовать в 1836 году в работах на затонувшем в Спитхеде Royal George. В России снаряжение Дина впервые появилось в 1838 году на Черноморском флоте, а в 1848-м было задействовано при подъеме тендера «Струя», затонувшего в районе Новороссийской бухты на глубине более 20 метров. Яркая демонстрация преимуществ оборудования позволила получить дополнительные контракты на производство, но в общем и целом развитие предприятия на этом плавно сошло на нет - Август Зибе в 1840 году изобрел выпускной клапан, благодаря этому появляется полномерный «усовершенствованный костюм Зибе», ставший предшественником современного глубоководного костюма.


Цена: $19,99

Превосходная миниатюрная вещица - держатель ручки. Уменьшенная реплика модели Mark V прекрасно будет смотреться как на столе, так и в аквариуме (выполненный из смеси меди с латунью, он точно не всплывет).

Казалось бы, в наше время, когда защитный головной убор любой конфигурации можно свободно купить в магазине, незачем мучиться, делая мотошлем своими руками. Однако не всё так просто. Есть несколько достаточно убедительных причин заняться рукоделием:

  • во-первых, шлем вы будете делать по своей индивидуальной мерке, и на вас он будет сидеть лучше любого покупного;
  • во-вторых, если вы опытный мотоциклист, то наверняка у вас есть собственные идеи насчёт того, как правильно защитить голову. Эти идеи вы реализуете, создав мотошлем новой конструкции;
  • в-третьих, самодельному мотошлему можно придать любую, сколь угодно причудливую конфигурацию, и он будет единственным в своём роде, оригинальным и неповторимым;
  • в-четвёртых, хорошие стоят немалых денег, и, сделав мотошлем самостоятельно, вы сэкономите некоторую сумму.

Подготовка к работе

Для изготовления мотошлема вам придётся использовать очень токсичные, аллергенные и опасные для здоровья материалы. Поэтому работать лучше на улице (в тёплое время года) или же в хорошо проветриваемом помещении, в идеале — под вытяжкой. Обязательно запаситесь респиратором, очками, тонкими резиновыми перчатками, прорезиненным или клеёнчатым фартуком для защиты одежды, рабочей шапочкой или банданой для защиты волос от пыли. Держите поблизости от рабочего места сосуд с чистой тёплой водой, чтобы при попадании ядовитого вещества в глаза или на кожу быть готовым тут же промыть поражённый участок тела большим количеством воды с мылом. До того как надеть перчатки, намыльте или смажьте силиконовым кремом руки.

Для работы приготовьте следующие материалы:

  • эпоксидную (полиэфирную) смолу — около 2 кг;
  • стеклоткань АСТТ-6 — 5 м;
  • стеклосетку — 2 м;
  • качественный кожзаменитель — 0,5 м (подойдёт и старая либо купленная в секонд-хенде кожаная куртка);
  • полоску трикотажной ткани либо вязаную резинку;
  • три-четыре листа оргстекла;
  • художественный пластилин или глину;
  • восковую мастику (можно взять «Эдельвакс»), парафин либо виниловый спирт;
  • пенопластовую болванку либо деревянную чурку;
  • несколько старых газет;
  • крахмальный клейстер (чуть-чуть);
  • большой кусок фланели или байки;
  • болты М3;
  • рашпили и мелкую наждачную бумагу (нулёвку).

Изготовление мотошлема

Перед тем как сделать мотошлем, нужно чётко уяснить для себя, каким вы хотите его видеть. Не доверяйте воображению, а изобразите на бумаге если не обычный, то хотя бы стилизованный чертёж в трёх проекциях с проставленными размерами. Имеет смысл предварительно изучить в магазине конструкцию понравившихся моделей, посмотреть в интернете фотографии шлемов и отзывы об их достоинствах и недостатках. Чем более подробным будет ваш чертёж, тем лучше получится шлем. Учтите, что делать нужно только закрытый мотошлем: эта модель наиболее надёжно защищает голову при авариях. Продумайте, каким должно быть забрало (визор) вашего шлема: наглухо закрытым или откидным.

Изготовление болвана

Обязательно измерьте свой череп при помощи кусков согнутой проволоки. Снимите три мерки: первую — по окружности головы, вторую — от уха до уха, третью — по центру головы, от затылка до носа. Полученную проволоку не разгибаем, а переносим контуры на ватман, чтобы впоследствии по трём полученным дугам вытесать из дерева или пенопласта либо вылепить из художественного (твердеющего) пластилина манекен для шлема — так называемый «болван». Чтобы избежать столярных работ, можно поступить проще и в качестве основы взять трёхлитровую банку, а на неё уже лепить пластилин, формируя болван. От полученных мерок обязательно отступите на 2 см. Если же у вас крупный нос, то припуск спереди должен быть ещё больше, так, чтобы впоследствии кончик носа не упирался в визор.

Сварите немного клейстера и оклейте болван мелкими кусочками старых газет. Помните, как в детстве на уроках труда делали папье-маше? Это оно и есть. Достаточно двух-трёх слоёв. Немного отдохните и дайте папье-маше хорошенько просохнуть, а пока в последний раз подумайте о конструктивных особенностях шлема: дальше отступать будет некуда. Параллельно можете порезать стеклоткань на небольшие полоски, которыми будете оклеивать скорлупу шлема.

Изготовление скорлупы мотошлема

Когда папье-маше высохнет, покройте его тонким слоем парафина, винилового спирта или мастики: так готовый мотошлем легче снимется с болвана. Теперь начинается самый важный этап — формирование скорлупы нашего шлема путём оклеивания болвана полосками стеклоткани, пропитанными эпоксидным клеем. Эта работа требует особенной аккуратности. Не спешите, возьмите жёсткую кисточку и тщательно смазывайте эпоксидкой каждую полоску, а затем приклеивайте её к болвану, не забывая разглаживать рукой в перчатке и кисточкой. Каждая последующая полоска стеклоткани должна заходить на предыдущую на 1,5-2 см. Недопустимы пропуски, иначе скорлупа шлема вместо идеально гладкой формы получится напоминающей изрытую кратерами лунную поверхность. Пяти метров стеклоткани должно хватить на шесть слоёв покрытия. Теперь приходит черёд стеклосетки, чья задача — окончательно выровнять скорлупу. Вы должны наклеить два слоя стеклосетки, причём приглаживайте её особенно старательно, чтобы не было никаких бугорков и складок.

Эпоксидная смола сохнет около 48 часов. На всякий случай дайте вашему шлему «отдохнуть» трое суток: вы же «ваяете» настоящее произведение искусства, и спешка здесь не нужна. После высыхания эпоксидки доведите мотошлем своими руками до идеальной гладкости, обработав его наждаком и рашпилями. Пыль от стеклоткани — колючая и особенно противная. Во время работы берегите глаза (наденьте очки), органы дыхания (дышите через респиратор) и волосы.

На следующем этапе наша идеальная скорлупа подвергается опасности быть поцарапанной. Поэтому укутайте её фланелью. Мы будем делать забрало шлема — визор. В жизни бывает абсолютно всё, и для того, чтобы впоследствии не иметь проблем из-за расколотого визора, не поленитесь и сделайте три-четыре забрала. Поверьте, они вам пригодятся!

Берём оргстекло, нагреваем его над пламенем плиты, через фланелевый лоскут плотно прижимаем к передней части нашей скорлупы и держим, пока оргстекло не затвердеет. Если у вас не получилось с первого раза — не переживайте, просто повторите процедуру ещё раз, качественное оргстекло должно это выдержать.

Теперь скорлупу следует снять с болвана. Вполне возможно, что во время формирования скорлупы какой-то из её участков намертво приклеился к поверхности болвана. Если скорлупа не снимается, налейте в щели между нею и болваном тёплой воды, которая растопит восковую мастику или парафин. Можно также использовать тонкие клинышки.

Когда визор готов, по нашему чертежу делаем выкройку, прикладываем её к переду скорлупы и вырезаем отверстие. В шлеме типа «интеграл» визор крепится наглухо, без возможности его поднять. Это не очень удобно, зато реализация такого варианта достаточно проста. Берём шесть болтов М3 с плотными резиновыми прокладками, в которых проделаны отверстия для вентиляции, и крепим забрало. Теперь вам остаётся только покрасить ваш мотошлем качественной эмалью.

Возможно, вам будет мало вентиляционных каналов по бокам визора. В таком случае можете проделать несколько отверстий в районе лба и затылка. Но не переборщите, иначе вас попросту продует. Перед тем как сделать мотошлем, изучите организацию вентиляционной системы в моделях мотошлемов, считающихся лучшими.

Пошив подшлемника

За те три дня, пока скорлупа сохла, у вас было время, чтобы сшить подшлемник. Помните наши проволочные дуги? Главная часть подшлемника — кожаный обруч, сшитый по мерке окружности черепа с небольшим припуском. На него опираются два перекрещенных ремешка, образовывающие купол. Ещё два ремешка, пришитые по бокам головы, опускаются от обруча вниз к подбородку: к одному из ремешков крепится пряжка, в другом пробиваются дырочки. Возможна также застёжка на липучке.

Рекомендуется подшлемник сначала лишь сметать, а уже окончательно сшить только после примерки внутри шлема. Обруч и образовывающие купол ремешки приклеиваются к внутренней поверхности скорлупы. При желании вы можете выкроить и сшить из микрофибры съёмную подкладку, которая будет крепиться к ремешкам подшлемника: микрофибра не парит и позволяет телу дышать. В шлеме с подкладкой удобно и в холод, и в зной.

​Чтобы под шлем не попадали насекомые и дорожная пыль, обязательно сшейте «юбочку». Для этого возьмите упругую трикотажную или вязаную полоску, продёрните по всей её длине шнурок, а затем прикрепите к подкладке у основания шлема. «Юбочка» со временем будет загрязняться и пропитываться потом, поэтому она должна быть съёмной.

Теперь вы знаете, как сделать мотошлем простейшей конструкции. Не бойтесь экспериментировать с формой и толщиной скорлупы (хотя не забывайте о том, что она не должна быть тяжелее полутора килограммов), визором, подшлемником, системой вентиляции. Вполне возможно, что ваш самодельный мотошлем по качеству и эргономике превзойдёт самые дорогие модели известнейших фирм.

Текст: Лари Коэн (Larry Cohen)
Фото: Ольга Торрей (Olga Torrey)

На переднем плане дайвер в шлеме Mark V, на заднем - Mark XII.

Американская организация "Northeast Diving Equipment Group", базирующаяся в штате Нью-Джерси, дает обычным среднестатистическим дайверам-любителям возможность совершить погружение в настоящем водолазном снаряжении с жестким шлемом. Организация существует с 1993 года, но на самом деле работа началась еще в 1987 году. Дейв Саттон, профессиональный водолаз с большим опытом работы, руководил дайв-центром "Lakeland Divers" в Нью-Джерси. Он приобрел водолазный шлем Mark V с комплектом снаряжения к нему и организовал курсы по погружениям в нем для рекреационных дайверов. Целью курсов было познакомить дайверов с водолазным снаряжением - никакой сертификации не предполагалось.

Позднее несколько учеников Саттона, включая Фреда Бартеса, Джона Мелника и Джима Бойда, приобрели снаряжение для обеспечения водолазных спусков и основали компанию "Northeast Diving Equipment Group" (NDEG).


По часовой стрелке, начиная с левого верхнего фото: шлем Miller с шланг-кабелем; китайский 12-болтовый шлем TF3; шлем Superlite 17 (виден дублирующий источник воздуха); шлем Superlite 77 SS.

Каждый год в День поминовения и День труда (отмечаются в США 30 мая и в первый понедельник сентября соответственно - прим. ред.), начиная с 1988 года, NDEG вывозит все свое водолазное снаряжение на открытую воду. Они начали с карьера Уиллоу Спрингс в Пенсильвании, а с 2008 года продолжают традицию на озере Датч Спрингс. Это озеро - Мекка обучения дайвингу в Пенсильвании.

На мероприятии каждый сертифицированный дайвер получает возможность опробовать различное водолазное оборудование. Это очень важно для дайв-сообщества. Цель организаторов - показать дайверам-любителям, с чего начинался путь человека под воду, вернуться к истокам. Как говорит Бартес: "Мы должны понимать, откуда пришли, чтобы двигаться дальше".

Винтажные водолазные шлемы

В рамках мероприятия дайверы могут совершить погружение в историческом снаряжении, включая знаменитый шлем Mark V. Этот классический металлический шлем использовался в ВМФ США с 1916 по 1984 год. Пик его популярности пришелся на период Второй Мировой войны. Большинство шлемов Mark V были произведены и эксплуатировались именно в то время.

Также в распоряжении дайверов русское и китайское водолазное снаряжение и изготовленный на заказ шлем "Scarponi". Последний создан на основе шлема Mark V - в 2009 году Винс Скарпони заказал его модернизированный вариант. Он имеет второй стравливающий клапан и дополнительные крепежные элементы.

Вместе с водолазной рубахой (водонепроницаемым комбинезоном), металлической манишкой, к которой крепится шлем, и самим шлемом все это составляет вентилируемый костюм. Воздух свободно циркулирует внутри шлема и рубахи, составляющих единый объем. Бартес смеется: "Как будто вы ныряете, находясь внутри своего компенсатора плавучести".


Шлем Advanced 2000 (слева) и китайский 12-болтовый шлем TF3.

Дыхательный газ подается с поверхности по шлангу. Воздух непрерывно нагнетается в шлем и выходит через стравливающий клапан. В результате внутри костюма оказывается значительный объем газа, так что водолазу необходимо огромное количество грузов. Поэтому в таком костюме сложно работать. Шлем удерживается на месте при помощи брасового ремня.

Одеться дайверу помогают двое или трое людей - сам он не справится. А от начала облачения в костюм до того момента, когда водолаз окажется в воде, может пройти до получаса. Дайвер в костюме весит около 180 кг. Если он упадет, то понадобится помощь как минимум четырех человек, чтобы поднять его на ноги.


Дайвер в шлеме Desco выходит из воды.

Современное водолазное оборудование

Также дайверы могут испытать на себе различные модели более современного водолазного снаряжения, включая шлемы Aquadyne AH2, Desco Pot, Kirby Morgan Superlite 37 из нержавеющей стали и полнолицевые маски (band mask). Все они до сих пор применяются в коммерческом водолазном деле.

Комплект со шлемом Desco Pot используется при работе с опасными веществами. Шлемы Desco Pot и Aquadyne AH2 жесткие, но по размерам они гораздо меньше старого Mark V. В них дайверу требуется меньше грузов, а одеться он может за пять минут и для этого ему понадобится лишь один помощник. Как и в старых моделях, в этих современных шлемах по-прежнему применяется непрерывная подача воздуха с поверхности, и они могут использоваться с манишкой и вентилируемой водолазной рубахой или с шейной обтюрацией, что позволяет при желании обходиться без водонепроницаемого костюма. При наличии шейного обтюратора дыхательный газ поступает только в шлем, не попадая в костюм.


Шлем Miller (слева) и Superlite 17 K.

Шлемы Kirby Morgan Superlite герметизируются как раз с использованием шейного обтюратора. Газ в них по-прежнему подается по шлангу с поверхности, но к дайверу он поступает через регулятор по требованию - как при погружении в обычном рекреационном оборудовании с открытым циклом.

Вместо непрерывной подачи воздуха, регулятор подает его только тогда, когда дайвер вдыхает. При такой системе используется меньше газа, чем при непрерывной подаче, что позволяет водолазу брать меньше грузов.

Полнолицевая маска выглядит, как передняя часть шлема Superlite, но вместо металлической задней части шлема - неопреновая. Наличие дублирующего запаса дыхательного газа всегда рекомендуется. При погружении в системе с шейным обтюратором дублирующий источник воздуха обязателен.

Все системы водолазного снаряжения, использующегося в компании NDEG, имеют дублирующий источник воздуха. Кроме того, дайверам объясняют, как подавать сигналы подергиванием троса - на случай, если откажет переговорное устройство.


Справа - старый шлем Mark V, слева - пришедший ему на смену в ВМФ США шлем Mark XII.

Уникальный опыт

Погружение в водолазном оборудовании с жестким шлемом по ощущениям кардинально отличается от погружений в рекреационной скубе. После того как вы испытаете на себе, каково надевать водолазный костюм, нырнуть в рекреационном снаряжении будет для вас все равно как искупаться голышом. О нейтральной плавучести водолазам можно не беспокоиться - в тяжелых водолазных галошах со свинцовыми подошвами вы будете просто гулять пешком по дну.


Водолазные галоши, входившие в комплект оборудования к шлему Mark V в ВМФ США, раскрашенные в яркие цвета.

В большинстве случаев шлем жестко крепится к костюму, и когда вы поворачиваете голову, шлем не поворачивается вместе с ней. Но вы можете видеть происходящее сбоку через небольшой боковой иллюминатор. Поначалу это вызывает странные ощущения, но через несколько минут вы освоитесь. Следующий непривычный момент - телефонная связь.


Дайвер в шлеме Desco идет по дну озера Датч Спрингс.

Для дайвера кажется странным слышать под водой голос человека с поверхности. В первое мгновение мелькает мысль, уж не симптом ли это азотного наркоза. Что еще необычнее - вы не только слышите голоса, но и можете поддерживать разговор - они тоже вас слышат. По крайней мере, это свидетельствует о том, что голоса существуют не только в вашей голове.

Образовательная деятельность

Группа NDEG ставит перед собой задачу познакомить людей с работой современных водолазов и с историей водолазного дела. Сотрудники компании проводят презентации в школах, музеях, дайв-центрах и даже в службе береговой охраны США. Они участвуют в местных ярмарках, устраивают свою экспозицию на ежегодной дайверской выставке-продаже в Нью-Джерси, организуют дни очистки водоемов и пляжей.

Сейчас группа занята организацией постоянной экспозиции под названием "Эволюция дайвинга" в Морском музее Нью-Джерси. В экспозиции будут представлены образцы как исторического, так и современного водолазного оборудования, включая ребризеры.

Ученые увлеченные изучением подводной среды давно ищут возможность создать нечто очень маленькое и комфортное, что бы заменяло водолазам громадные акваланги. То же самое касается и запаса кислорода, часто изучение особенно интересной модели заканчивается вместе с кислородом. И вот, пока все бредят о жвачке отращивающей жабры как в «Гарри Поттере», Томас Уиншип создал Scuba Diving Helmet ORB.

Работа над проектом шла сравнительно недолго, учитывая масштабы разработки, всего 3 года. В своем проекте Томас использует только новейшие технологии, а в дизайне исключительный минимализм.


Scuba Diving Helmet ORB - это ребризер, он полностью зависит от технологии «повторного дыхания». Она завязана на обогащении углекислого газа кислородом. Углекислый газ понятно откуда берется, в следствие выдоха, а вот откуда в воде появляется кислород - уже интересней. Сбоку на шлеме есть кнопка, при ее активации, начинает работать небольшая батарейка, она включает фары и задействует электролиз, который в свою очередь расщепляет воду на кислород и водород. Вот такая непростая цепочка реакций заложена в этот компактный шлем.

Подводный головной убор состоит из нескольких слоев АБС-пластика и имеет вкладыши схожие с наушниками, такой подход аргументирован перепадами давления под водой и с помощью всех этих слоев и сфер его можно компенсировать. ORB позволяет опытным дайверам спуститься под воду на глубину до 200 метров.

Не менее интересно и фронтовое стекло. По фотографиям можно заметить, что оно непроницаемое, и на первый взгляд, что либо рассмотреть сквозь черное матовое стекло невозможно. Однако, и это было сделано специально, на самом деле, это зеркальное стекло, через него все прекрасно видно, более того, на небольшой глубине оно не пропускает блики солнца, которые при обычных обстоятельствах могут ослепить, а ныряльщик в связи с этим легко может «заблудиться» даже в открытом пространстве.

Томас Уиншип с умом подошел и к коммуникативным способностям шлема. Каждая модель оснащена Bluetooth-модулем позволяющим поддерживать контакт с поверхностью и общаться нескольким подводным исследователям между собой.

Конечно же, кроме комфортной посадки и компактности, можно выделить и иную особенность дизайна ORB - огромное количество стилевых и цветовых решений.

Красивые шлемы делали в Древней Греции


С детства хотелось примерит такой на себя. На пенсии решил реализовать это желание. Но для этого нужно иметь шлем. Покупать за тысячи рублей макет по интернету не захотелось. Сделал сам.
Чтобы соседи не сошли с ума от чеканки, ковки и литья металла - п опробовал папье-маше и эпоксидку.
Сначала нужно сделать "болванку" со своей головы. Обернул голову кулинарной фольгой, хорошо ее обмял, обклеил скотчем, залил монтажной пеной. Готово.

Из проволоки сделал каркас




Облепил массой папье-маше, зашкурил, выравнял строительной шпаклевкой. В технологии оказалась ошибка. Папье-маше на каркасе усаживается и каркас проступает и по нему образуются неровности. Строительной шпаклевкой все выровнял, зашкурил, но шлем получился толстый и тяжелый.


По этой матрице из эпоксидки и стекловолокна сделал легкий шлем


Пластмассовыми трубочками заделал торцы

и красиво покрасил (в интернете много рецептов имитации бронзы). Вот что получилось




И, наконец-то, примерил. Сидит на голове очень удобно. Обзор великолепный - значительно лучше, чем в водолазной маске. Движением головы шлем абсолютно не мешает. Знали греки толк в шлемном деле!