Сельскохозяйственные растения. Сельскохозяйственные культуры Экскурсия на пришкольный участок. Сельскохозяйственные растения в осенний период
Задача селекции - создание новых сортов, превосходящих по хозяйственно полезным признакам сорта, уже распространенные в производстве.
Для выведения новых сортов необходим исходный материал. Его получают, используя разнообразие культурных и диких растений, путем гибридизации и создания искусственных мутаций. Для правильного использования исходного материала необходимо знание систематики растений.
Систематическая и эколого-географическая группировка культурных растений
В настоящее время известно около 1800 тыс. видов организмов, в том числе более 500 тыс. видов растений, из них 300 тыс. видов покрытосеменных. Чтобы разобраться в большом разнообразии животных и растений, их классифицируют и систематизируют. Наука, разрабатывающая принципы классификации органического мира, называется систематикой. Это основа познания животного и растительного мира. Задача ее заключается в построении естественной системы, отражающей процесс эволюции живых существ. На основании общности происхождения организмов их объединяют в группы - систематические таксономические единицы. Основная систематическая единица - вид.
Видом называется совокупность особей, родственных по происхождению и имеющих качественные отличия от других видов. Особи одного вида сходны между собой, легко скрещиваются и дают плодовитое потомство. Они приспособлены к жизни в определенных условиях и вследствие этого занимают определенный ареал.
В середине XVIII в. шведский натуралист К. Линней предложил для обозначения видов двойную, так называемую бинарную номенклатуру, основанную на принципе объединения близких видов в более крупные систематические группы - роды.
Каждое растение в бинарной номенклатуре обозначается двумя латинскими словами. Первое - название рода, оно пишется с заглавной буквы, следующее за ним собственно видовое название - со строчной. Например, вид пшеница мягкая в бинарной номенклатуре обозначается Triticum aestivum, вид картофель культурный - Solanum tuberosum.
Ботаническая классификация растений включает и другие систематические единицы. Близкие роды объединяются в одно семейство, виды делятся на разновидности. При изучении и использовании исходного материала в селекции необходимо знать соподчинение следующих основных систематических единиц: семейство - род - вид - разновидность.
Ботаническая систематика - лишь первый шаг в познании многообразия культурных растений. Для практической селекции таких знаний недостаточно. Необходимо знать не только виды и разновидности данной культуры, но и их биологические особенности, с которыми связано приспособление растений к различным условиям произрастания. Растения, относящиеся к одной и той же ботанической разновидности, но разного географического происхождения, могут резко отличаться по устойчивости к засухе, низким температурам, поражению болезнями и повреждению вредителями, а также иметь биохимические различия. Растения могут относиться к разным разновидностям, но характеризоваться сходными биологическими особенностями.
Так как между формами растений в пределах одного вида существуют биологические различия, в селекции очень важно понятие экологический тип , или экотип (от греч. эйкос - дом). Это относительно наследственно устойчивая форма данного вида, приспособленная к существованию в определенных почвенно-климатических условиях. Например, северная и южная форма костра безостого - два отдельных экотипа этого вида; они существенно различаются по биологическим признакам.
Наука, изучающая взаимоотношения растений и окружающей среды, закономерности формирования экотипов, называется экологией. Для различных видов растений экология установила три важных общих экотипа: ксерофит, гигрофит и мезофит. Растения, приспособленные к засушливым условиям существования, называются ксерофильными, к жизни в избыточно увлажненных местообитаниях- гигрофильными, а к произрастанию в условиях среднего (достаточного) увлажнения - мезофильными.
Для селекции необходимо иметь характеристику одних и тех же н различных по хозяйственно-биологическим признакам форм растений при выращивании их в разных почвенно-климатических условиях. При этом наиболее важны следующие показатели: различия в продолжительности вегетационного периода и его структуре, то есть в прохождении отдельных фаз развития;
количественные признаки, определяющие урожай (число и масса семян, плодов и т. д.) и его структуру;
вегетативные признаки (длина стебля, облиственность, степень отрастания после различных повреждений и т. д.);
особенности цветения (открытое, закрытое, изменение типа цветения при различных показателях температуры и увлажнения);
различия по биохимическому составу урожая (изменчивость содержания белка, сахара, крахмала, жира и т. д.);
отношение к условиям увлажнения (ксерофильный, гигрофильный или мезофильный типы развития).
Характеристика растительных форм, степень их сходства и различий по названным и многим другим биологическим особенностям даются в результате их эколого-географической группировки.
Эколого-географическая систематика культурных растений, основоположником которой является академик Н. И. Вавилов, отражает определенные закономерности в дифференциации видов на эколого-географические группы. Каждая такая группа характеризуется сходными для всех культур признаками, сформировавшимися под влиянием отбора в одних и тех же природно-географических условиях, причем различия между растениями разных групп значительны как по морфологическим признакам, так и по физиологическим свойствам. Эколого-географическая систематика дает селекционеру возможность ориентироваться в огромном многообразии культурных растений и помогает отыскивать нужные формы и сорта.
В нашей стране проведено эколого-географическое изучение многих культур, выделены и описаны основные экотипы, сложившиеся в различных условиях местообитания и возделывания. Например, для пшеницы, по данным ВИР, установлены следующие основные экологические группы: степная, лесостепная, лесная, западноевропейская, северная скороспелая, среднеазиатская, горнотаджикская, предгорная, азербайджанская.
Изучение культурных растений на основе эколого-географических принципов позволило выяснить роль естественного н искусственного отбора и значение внешних условий в формировании различных экотипов. В полном соответствии с учением Ч. Дарвина эколого-географическая систематика устанавливает, что эволюция культурных растений во времени и в различных географических условиях связана с деятельностью человека по отбору и возделыванию растений.
По схеме, предложенной Н. И. Вавиловым, вид разделяется на различные эколого-географические типы, которые, в свою очередь, делятся по немногим, но хорошо различимым признакам на ботанические разновидности, а ботанические разновидности - на формы и сорта. Следовательно, изучение исходного материала в селекции растений необходимо вести на основе ботанической и эколого-географической систематики.
МИР КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
Минск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью
Задачи:
Введение (2 ч)
Экскурсии
Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.
Практические работы
1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.
2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).
Культурные растения и условия, необходимые для их жизни
Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.
Практические работы
Выгонка зеленого лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие.
Опыты
Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте.
Образование крахмала в листьях на свету.
Практические работы
Опыты
Практические работы
Подготовка почвы к посеву.
Планетарная роль растений (1 ч)
Роль зеленых растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зеленых насаждений. Работа учащихся по охране растительности, озеленению своего города (села), территории учреждения образования, учебных кабинетов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления о (об) :
– роли культурных растений в жизни человека;
– рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве;
– разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;
– особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;
– использовании органов растений человеком;
– условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;
– способах размножения культурных растений;
– многообразии и уникальности растительного мира.
Учащиеся овладевают следующими способами деятельности :
– объяснять значение культурных растений в жизни человека;
– называть важнейшие сельскохозяйственные культуры;
– ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы;
– обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;
– проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;
– проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями;
– применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания;
– овладевать приёмами возделывания культурных растений;
– соблюдать правила бережного отношения к растениям.
МИР КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ
Минск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К данной программе разработаны и изданы дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогов.
Учебная программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Обучающиеся узнают о роли воды, света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.
Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе ее изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся.
Целью факультативных занятий являетсярасширение знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями и навыками по выращиванию культурных растений и формирование познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры.
Задачи:
– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;
– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;
– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;
– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;
– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
Введение (2 ч)
Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времен до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.
Экскурсии
1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий, ботанического сада и др.).
Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (6 ч)
Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.
Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.
Конспект урока по технологии в 5 классе,
« Сельскохозяйственный труд» по теме:
Выполнила: учитель МБОУ СОШ села Фащевка
Матыцина Надежда Николаевна
2015г
Предмет: Сельскохозяйственный труд
Тема: « Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни»
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, учебники.
Цель: - познакомить учащихся с многообразием сельскохозяйственных растений и продолжительностью их жизни
Показать значение их для человека
Предметные результаты :
Формировать умение приводить примеры сельскохозяйственных растений различных групп
Формировать умение объяснять значение сельскохозяйственных растений в жизни человека
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД :
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности.
2.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД :
1.Сформировать умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственные связи.
2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
Коммуникативные УУД :
1.Сфорировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Личностные УУД : сформировать умение производить проверку и взаимопроверку работы
Ход урока
- Актуализация знаний. Просмотреть видео-загадки. Как этот мультфильм связан с темой урока? что будем изучать сегодня на уроке? (Растения)
О каких растениях пойдет речь? Задание «Калейдоскоп»: соберите из предложенных букв слово сель нные ско яйс тве хоз
Сельскохозяйственные растения. Человек научился выращивать огромное количество самых разных сельскохозяйственных растений .
Тема урока « Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни»
Записывают тему урока в тетрадях, учитель – на доске. Какие же цели урока мы поставим? Какие бывают сельскохозяйственные растения, зачем их выращивают, каково их значение?
- Стадия осмысления. Работы в группах. Заполнить кластер «Сельскохозяйственные растения» Подойдите к доске, выберите карточки с изображенными растениями, приготовьте рассказ, используя текст учебника, по плану:
План
1.К какой сельскохозяйственной группе относится данное растение?
2.Какие другие растения относятся к данной группе?
3.Каково их значение для человека?
Задание для группы №1 « З ерновые культуры»
Задание для группы №2 « Крупяные культуры»
Задание для группы №3 « Зернобобовые культуры»
Задание для группы №4 « Плодовые и ягодные культуры»
Задание для группы №5 « Овощные культуры»
Задание для группы №6 « Кормовые травы»
- Выполнение задания с помощью текста учебника. 1-й представитель каждой группы выходит к доске, прикрепляет картинку, вписывает название группы в общий кластер, ниже вписывает примеры других растений этой группы. 2-й представитель рассказывает о значении растений для человека
Физкультминутка для глаз « Осень»
Назовите все группы сельскохозяйственных растений
Посмотрите на растения: капуста, огурец на стадии цветения, яблоня, в чем отличия?
Помидор образует цветки, а затем плоды в первый год жизни, капуста только на второй год жизни, а яблоня цветет и плодоносит много лет. Эти растения разные по продолжительности жизни. Дайте определение понятиям: однолетние, двулетние, многолетние. Выполняют задания по рядам, используя текст учебника, все определения записать в тетрадь по памяти.
- Закрепление. Выполните тест
1. Зерновая культура, используемая для выпечки белого хлеба. __________
2. Зерном этой культуры кормят лошадей, а из муки готовят вкусное печенье.___________
3. Общее название культур, к которым относятся пшеница, рожь, ячмень овес._________
4. Группа культур, в которую входят горох, фасоль, бобы._____________
5. Общее название культур, к которым относятся яблоня, груша, слива. ____________
6. Группа культур, в которую входят огурцы, помидоры, свёкла, морковь __________
7. Растения, используемые на корм животным _____________
8. Какому слову в русском языке соответствует слово «аграрный»? ______________
Взаимопроверка.
Ответы:
1.пшеница
2.овес
3.зерновые
4.зернобобовые
5. плодово-ягодные
6. овощные
7. кормовые
8.сельскохозяйственный
Оценивание результатов работы, карточка « Светофор»
Оценки: нет ошибок –«5» зеленая карточка
1 ошибка - «4» желтая карточка
2 ошибки - «3» красная карточка
Поднимите карточки, соответствующие вашим оценкам.
- Вывод
Какая была цель нашего урока?
Цель урока достигнута?
Какие бывают группы растений?
На какие группы делятся растения по продолжительности жизни?
К каким группам растений относятся растения - отгадки из мультфильма?
6. Домашнее задание: 1) нарисовать растения различных групп, выращиваемых дома,
2) собрать коллекцию « Сельскохозяйственные растения»
7. Рефлексия « Светофор». Если тема понятна – зеленая карточка, остались вопросы - желтая, возникли затруднения- красная
Класс: 5 Б класс
Дата : 18.03.2016.г
Предмет: Естествознание.
Тема урока: Многообразие растений и их значение. Сельскохозяйственные растения §46.
Цель урока: - дать понятие многообразии растений, и значении для окружающей среды и человека;
Развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;
Формировать прочную систему знаний по курсу, усложнять словарный запас, воспитывать внимание и усидчивость.
Средства обучения: иллюстрации и рисунки в учебнике, презентация, гербарий «Злаковые».
Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.
Ход урока:
I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).
II. Актуализация знаний: опрос производится устно:
1. Какие царства вы знаете?
2. Что такое биосфера?
3. Где появились первые живые существа?
4. Какова продолжительность жизни живых организмов?
5. Что такое флора и фауна?
III. Объяснение нового материала:
Мотивация к уроку:
Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):
1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)
2. Вкусны - оближешь пальчики- оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)
3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, а кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)
4. Вот печальная картина: затянула пруд весь.. .(тина)
5. Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)
6. Голубой лужок, голубой бережок,
Голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (незабудка)
7. Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)
8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток, (ячмень)
Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ
Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.
Растительный мир нашей планеты (флора) насчитывает около 500 тыс.видов.(рис.123)
Они отличаются друг от друга внешним видом(рис.124),размерами, строением, продолжительностью жизни, способами размножения и местом обитания. Растения живут и на суше, и воде. Почти все они имеют зеленую окраску, которая зависит от красящего вещества зеленого цвета хлорофилла.
У многих растений –яркие цветки и плоды. Это цветковые растения. Их насчитывают около 250.тыс.видов.Они произрастают по всему земному шару.У лругих растений цветков не бывает.
Царство растений делится на 2 подцартства. К низшим растениям относят водоросли. Их тело не делится на привычные нам корень. Стебель, листья и цветки.
К высшим растениям относятся мхи, папоротники, хвойные, цветковые.У мхов есть стебель и листья, но нет ни корней, ни цветков. Они предпочитают селитьсяч на болотах, во влажном лесу и т.д. Папоротники кроме стеблей и листьев имеют корни. Сейчас это травянистые растения. (рис.125). Хвойные -это в основном вечнозеленые деревья (рис.126) и кустарники. Цветков у них не бывает. Листья имеют обычно форму игл или чешуек. Цветковые растения очень разнообразны. Здесь розы и кактусы, тополя и пальмы,злаки и тюльпаны. и др.
IV. Закрепление новой темы:
1. Растительный мир нашей планеты насчитывает около …….. видов растений. (0,5 млн)
2. Только в Казахстане произрастает ……. Видов растений (6)
3. Растения живут и на ….., и в … (вода, суша)
4. Зеленая окраска растений зависит от наличия красящего вещества - …..(хлорофилла)
5. Цветковых растений насчитывается около …. Видов (250)
6. Царство растений делится на … подцарства (2)
7. Водоросли относятся к …. Растениям (низшим)
8. Мхи, папоротники, хвойные, цветковые – это… растения (высшее)
9. С помощью человека были выведены …растения (большое кол-во культурных)
10. Сосна, лук, чеснок выделяют особое вещества -… (фитоциды)
Тест
1. Для получения одежды используют:
А) Лен Б) Подсолнух В) Тыкву Г) Яблоню
2. У кустарников, в отличие от дерева, нет:
А) Цветков Б) Листьев Б) Корней Г) Главного стебля
3. К кустарникам относится:
А) Береза Б) Осина В) Роза Г) Одуванчик.
4. Человек использует в пищу листья:
А) Картофеля Б) Яблони В) Редиса Г) Капусты
5. Человек использует в пищу семена:
А) Капусты Б) Гороха В) Яблони Г) Моркови
6. К дереву относится:
А) Сирень Б) Ель В) Шиповник Г) Перец
7. Культурные растения:
А) Пшеница Б) Одуванчик В) Ковыль Г) Сон-трава
8. Дикорастущие растения:
А) Подсолнечник Б) Астра В) Подорожник Г) Георгин
9. Из подсолнечника получают:
А) Сок Б) Масло В) Бактерии Г) Фитонциды
10. Ранней весной цветет:
А) Астра Б) Роза В) Сирень Г) Горох
Коды ответов:
1 §25.