Сельскохозяйственные растения продолжительность их жизни. Сельскохозяйственные растения. – соблюдать правила бережного отношения к растениям

Конспект урока по технологии в 5 классе,

« Сельскохозяйственный труд» по теме:

Выполнила: учитель МБОУ СОШ села Фащевка

Матыцина Надежда Николаевна

2015г

Предмет: Сельскохозяйственный труд

Тема: « Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни»

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, учебники.

Цель: - познакомить учащихся с многообразием сельскохозяйственных растений и продолжительностью их жизни

Показать значение их для человека

Предметные результаты :

Формировать умение приводить примеры сельскохозяйственных растений различных групп

Формировать умение объяснять значение сельскохозяйственных растений в жизни человека

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД :

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности.

2.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД :

1.Сформировать умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственные связи.

2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные УУД :

1.Сфорировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные УУД : сформировать умение производить проверку и взаимопроверку работы

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Просмотреть видео-загадки. Как этот мультфильм связан с темой урока? что будем изучать сегодня на уроке? (Растения)

О каких растениях пойдет речь? Задание «Калейдоскоп»: соберите из предложенных букв слово сель нные ско яйс тве хоз

Сельскохозяйственные растения. Человек научился выращивать огромное количество самых разных сельскохозяйственных растений .

Тема урока « Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни»

Записывают тему урока в тетрадях, учитель – на доске. Какие же цели урока мы поставим? Какие бывают сельскохозяйственные растения, зачем их выращивают, каково их значение?

  1. Стадия осмысления. Работы в группах. Заполнить кластер «Сельскохозяйственные растения» Подойдите к доске, выберите карточки с изображенными растениями, приготовьте рассказ, используя текст учебника, по плану:

План

1.К какой сельскохозяйственной группе относится данное растение?

2.Какие другие растения относятся к данной группе?

3.Каково их значение для человека?

Задание для группы №1 « З ерновые культуры»

Задание для группы №2 « Крупяные культуры»

Задание для группы №3 « Зернобобовые культуры»

Задание для группы №4 « Плодовые и ягодные культуры»

Задание для группы №5 « Овощные культуры»

Задание для группы №6 « Кормовые травы»

  1. Выполнение задания с помощью текста учебника. 1-й представитель каждой группы выходит к доске, прикрепляет картинку, вписывает название группы в общий кластер, ниже вписывает примеры других растений этой группы. 2-й представитель рассказывает о значении растений для человека

Физкультминутка для глаз « Осень»

Назовите все группы сельскохозяйственных растений

Посмотрите на растения: капуста, огурец на стадии цветения, яблоня, в чем отличия?

Помидор образует цветки, а затем плоды в первый год жизни, капуста только на второй год жизни, а яблоня цветет и плодоносит много лет. Эти растения разные по продолжительности жизни. Дайте определение понятиям: однолетние, двулетние, многолетние. Выполняют задания по рядам, используя текст учебника, все определения записать в тетрадь по памяти.

  1. Закрепление. Выполните тест

1. Зерновая культура, используемая для выпечки белого хлеба. __________

2. Зерном этой культуры кормят лошадей, а из муки готовят вкусное печенье.___________

3. Общее название культур, к которым относятся пшеница, рожь, ячмень овес._________

4. Группа культур, в которую входят горох, фасоль, бобы._____________

5. Общее название культур, к которым относятся яблоня, груша, слива. ____________

6. Группа культур, в которую входят огурцы, помидоры, свёкла, морковь __________

7. Растения, используемые на корм животным _____________

8. Какому слову в русском языке соответствует слово «аграрный»? ______________

Взаимопроверка.

Ответы:

1.пшеница

2.овес

3.зерновые

4.зернобобовые

5. плодово-ягодные

6. овощные

7. кормовые

8.сельскохозяйственный

Оценивание результатов работы, карточка « Светофор»

Оценки: нет ошибок –«5» зеленая карточка

1 ошибка - «4» желтая карточка

2 ошибки - «3» красная карточка

Поднимите карточки, соответствующие вашим оценкам.

  1. Вывод

Какая была цель нашего урока?

Цель урока достигнута?

Какие бывают группы растений?

На какие группы делятся растения по продолжительности жизни?

К каким группам растений относятся растения - отгадки из мультфильма?

6. Домашнее задание: 1) нарисовать растения различных групп, выращиваемых дома,

2) собрать коллекцию « Сельскохозяйственные растения»

7. Рефлексия « Светофор». Если тема понятна – зеленая карточка, остались вопросы - желтая, возникли затруднения- красная


Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами.

Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, или культивирования (от лат. «возделывание»).

Ценные для человека свойства, отличающие их от дикорастущих видов, культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции. Для культурных растений характерны более крупные размеры и большая изменчивость тех частей растений, которые имеют хозяйственную ценность.

Сельскохозяйственные растения выращивают для потребления в пищу в свежем и переработанном виде, используют в качестве корма для домашних животных (кукуруза, подсолнечник, свёкла кормовая, картофель и другие).

Среди полевых культур ведущее место занимают злаковые зерновые культуры: пшеница, рожь, овес, ячмень (рис. 1). Их называют хлебами первой группы, так как из них делают муку и выпекают хлебобулочные и кондитерские изделия (ячмень используется для приготовления солода и дрожжей). К хлебам второй группы относятся зерновые крупяные культуры: гречиха, просо, сорго. Солому зерновых культур используют в животноводстве.

Рис. 1. Зерновые культуры. Хлеба первой группы: а - пшеница; б- рожь; в - овес; г - ячмень. Хлеба второй группы: д - гречиха; е - просо; ж - сорго

Зернобобовые культуры (рис. 2) - горох, бобы, фасоль, соя, чечевица - имеют высокую питательную ценность. В них содержится большое количество белков, необходимых для организма человека.

Рис. 2. Зернобобовые культуры: а - соя; б - бобы; в - фасоль; г - горох; д - чечевица

Плодовые (яблоня, груша, вишня, слива) и ягодные (смородина, крыжовник, малина, земляника) культуры (рис. 3) растут в России повсеместно. Абрикос, алыча, апельсин, лимон, мандарин, гранат, виноград - теплолюбивые растения и растут в нашей стране преимущественно в южных районах.

Рис. 3. Плодовые и ягодные культуры. Плоды: а - яблони; б- малины; в - груши; г - вишни; д - сливы; е - крыжовника; ж - смородины; з - земляники

Плоды и ягоды имеют высокую питательную ценность. Они содержат необходимые для здоровья человека полезные вещества. Из плодов и ягод готовят соки, варенья, джемы, компоты. Их используют в кондитерской и лекарственной промышленности.

Овощные культуры (рис. 4), как и плодовые, являются высокоценными продуктами питания. Самые распространенные из них - капуста белокочанная, томат, огурец, морковь, свёкла столовая, лук, редис, укроп, петрушка, картофель.

Рис. 4. Овощные культуры: а - картофель; б- огурец; в - редис; г - свёкла столовая; д - морковь; е - капуста белокочанная; ж - петрушка; з - томат; и - лук зеленый; к - укроп

Питательные вещества у овощных растений накапливаются в различных частях: у томата и огурца - в плодах, у моркови и свёклы - в корнях (корнеплодах), у петрушки и укропа - в листьях.

Некоторые овощные растения (укроп, петрушка, кориандр, мята, базилик) используют в качестве приправ к различным блюдам. Особенно полезны лук и чеснок. В них содержится большое количество особых веществ - фитонцидов, убивающих болезнетворные микроорганизмы. Их нужно есть каждый день, чтобы предохранить себя от многих заболеваний.

Овощные растения полезны не только для человека, но и для животных.

Кормовые травы (рис. 5) - тимофеевка, лисохвост, клевер, люцерна и другие - идут на корм домашним животным, на заготовку сена и силоса. Их выращивают на пастбищах для летнего выпаса скота.

Рис. 5. Кормовые травы: а - тимофеевка; б - вейник наземный; в - клевер; г - лисохвост; д - райграс высокий; е - полевица белая; ж - люцерна; з - щучка дернистая; и - ежа сборная

Сельскохозяйственные растения различают по продолжительности жизни.

Однолетние растения цветут, плодоносят и образуют зрелые семена в год посева. К ним относятся все зерновые злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес) и крупяные (рис, просо, сорго) растения, зернобобовые (горох, фасоль, бобы) и некоторые овощные (томат, огурец, тыква, кабачки, укроп, картофель) культуры.

Двулетние растения в первый год жизни образуют органы, употребляемые в пищу: капуста - кочан; морковь, свёкла, репа, редька, корневая петрушка - корнеплоды. На второй год они дают семена. Так, отобранные на семенники корнеплоды и кочаны капусты вместе с корнем хранят зимой в хранилище, а весной высаживают на участок, чтобы к осени собрать семена.

Многолетние растения растут и плодоносят от 3 до 20 и более лет. К многолетним относятся все плодовые, ягодные и некоторые овощные растения, например лук-батун, хрен, щавель, эстрагон.

Практическая работа № 1

Экскурсия на пришкольный участок. Сельскохозяйственные растения в осенний период

Вам потребуются: тетрадь, карандаш, ручка, линейка.

Заполните в тетради таблицу для записей по ходу экскурсии.

Таблица 1
Овощные культуры и их отличительные признаки

Правила безопасной работы

  1. Не отклоняйтесь от маршрута экскурсии.
  2. Держитесь на безопасном расстоянии от работающих механизмов; не останавливайтесь на пути движения сельскохозяйственных машин.
  3. Без разрешения не поднимайте и не переносите рабочие органы механизмов.
  4. Не срывайте овощи и не употребляйте их в пищу немытыми.

Порядок выполнения работы

  1. Запишите маршрут экскурсии.
  2. Заполните таблицу 1: а) определите овощные культуры, запишите их названия; б) запишите названия тех сортов овощей, которые представлены на участке; в) опишите внешние признаки корнеплодов моркови, столовой свёклы, клубнеплодов картофеля, кочанов капусты (для каждого сорта).
  3. Ознакомьтесь с основными внешними признаками растений, по которым определяют срок начала сбора урожая.
  4. Вспомните основные виды осенних работ на участках с полевыми, овощными, плодовыми и ягодными растениями.
  5. Запишите названия сельскохозяйственных растений, которые остаются на полях под зиму.
  6. Запишите названия растений, которые высаживают осенью.

Новые понятия

Культурные растения; зерновые, зернобобовые, плодовые, овощные, кормовые культуры; однолетние, двулетние, многолетние растения; семенники.

Контрольные вопросы

  1. Какие растения называют культурными?
  2. Какие культурные растения произрастают на вашем приусадебном участке? Пришкольном участке?
  3. Для чего выращивают зернобобовые, плодовые и ягодные, овощные, кормовые растения?
  4. Какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними?
  5. Какие виды осенних работ выполняют на участках полевых и овощных культур?
  6. Какие сельскохозяйственные растения остаются на полях под зиму?
  7. Назовите растения, которые высаживают в открытый грунт в осенний период.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Многообразие сельскохозяйственных растений.

Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях называются культурными растениями.

Среди полевых культур ведущее место занимают злаковые зерновые культуры: пшеница, рожь, овес, ячмень. Их называют хлеба первой группы, так как из них делают муку и выпекают хлебобулочные и кондитерские изделия (ячмень используется для приготовления солода и дрожжей).

гречиха, просо, сорго. К хлебам второй группы относятся зерновые крупяные культуры. Солому зерновых культур используют в животноводстве.

Зернобобовые культуры: горох, бобы, фасоль, соя, ч ечевица. Зернобобовые культуры – имеют высокую питательную ценность. В них содержится большое количество белков, необходимых для организма человека.

Плодовые и ягодные культуры: яблоня, груша, вишня, с лива. Плодовые и ягодные культуры растут в России повсеместно. Плоды и ягоды имеют высокую питательную ценность. Они содержат необходимые для здоровья человека полезные вещества. Из плодов и ягод готовят соки, варенья, джемы, компоты. Их используют в кондитерской и лекарственной промышленности.

Абрикос, алыча, апельсин, лимон, мандарин, гранат, виноград – теплолюбивые растения и растут в нашей стране преимущественно в южных районах.

Овощные культуры: капуста, томат, огурец, морковь, свекла, лук, р едис, у кроп, петрушка, к артофель. Овощные культуры являются высокоценными продуктами питания. Питательные вещества у овощных растений накапливаются в различных частях: плодах, в корнях (корнеплодах), в листьях. Овощные растения полезны не только для человека, но и для животных.

Кормовые травы: т имофеевка, л исохвост, к левер, л юцерна. Кормовые травы идут на корм домашним животным, на заготовку сена и силоса. Их выращивают на пастбищах для летнего выпаса скота.

Сельскохозяйственные растения различают по продолжительности жизни: Однолетние растения; Двулетние растения; Многолетние растения.

Однолетние растения - цветут, плодоносят и образуют семена в год посева. К ним относятся все зерновые злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес) и крупяные (рис, просо, сорго) растения, зернобобовые (горох, фасоль, бобы) и некоторые овощные (томат, огурец, тыква, кабачки, укроп, картофель) культуры.

Двулетние растения – в первый год жизни образуют органы, употребляемые в пищу: капуста – кочан; морковь, свекла, репа, редька, корневая петрушка – корнеплоды. На второй год они дают семена.

Многолетние растения растут и плодоносят от 3 до 20 и более лет. К многолетним относятся все плодовые, ягодные и некоторые овощные растения, например лук- батун, хрен, щавель.


Происхождение культурных растений. Одним из крупнейших достижений человека было создание постоянного источника продуктов питания путем одомашнивания диких животных и возделывания растений. Создание разнообразных сортов растений стало возможным благодаря разработке принципов искусственного отбора. Для более полного удовлетворения пищевых и технических потребностей человека создаются все новые сорта растений. Выдающийся генетик академик Н.И. Вавилов указывал, что в основе селекции лежит изучение сортового, видового, родового и генетического разнообразия и роли среды в проявлении наследственных признаков. Растениеводство как результат окультуривания диких растений возникло около 10 тыс. лет назад. Эта форма хозяйственной деятельности человека возникла независимо в разных географических областях и основывалась на местной флоре. Расселение культурных растений за пределы центра их возникновения осуществлялось как естественным путем, так и вследствие миграции населения. Так возникли центры происхождения и разнообразия культурных растений. Открытие этих центров принадлежит также Н.И. Вавилову. Он собрал огромный семенной материал для использования в селекционной работе. Н.И. Вавилов открыл 8 центров происхождения культурных растений и описал важнейшие сельскохозяйственные культуры, которые первыми возникли в этих районах.

1. Китайский центр - родина проса, гречихи, сои, редьки, вишни и сливы.

2. Индийский центр - родина риса, баклажана, огурца, сахарного тростника, черного перца, апельсинов.

3. Среднеазиатский центр - родина бобов, льна, конопли, репы, моркови, чеснока, винограда, абрикоса, груши.

4. Переднеазиатский центр - происходят ячмень, некоторые виды пшеницы, инжир.

5. Средиземноморский центр - капуста, сахарная свекла, клевер, петрушка, маслины.

6. Абиссинский центр - происходит твердая пшеница, сорго, кофе, бананы.

7. Центр, занимающий Северную Мексику и центральные районы Северной Америки, - происходят - кукуруза, тыква, хлопчатник, табак.

8. Южноамериканский центр - родина картофеля и ананаса.

Большинство культурных растений имеют древнюю историю, но некоторые стали возделываться совсем недавно. Так, пшеница возделывается с 7 тысячелетия до н.э., картофель, томаты, подсолнечник - с XVI, а сахарная свекла - с начала XIX века. Окультуривание дикорастущих растений продолжается и в наше время. Ученые изучают ценные дикорастущие растения, отбирают лучшие и разрабатывают агротехнику их выращивания. Из поколения в поколение передавался опыт выращивания растений. Человек постоянно отбирал лучшие растения с наиболее ценными для него качествами.


Многие культурные растения так сильно изменились, что стали совсем непохожи на своих дикорастущих родственников, и часто определить происхождение культурного растения бывает сложно. С накоплением агрономических знаний воздействие человека на растение возросло. Появились различные сорта культурных растений. Сорт - это однородная группа растений с определенными признаками и свойствами. В полеводстве, овощеводстве подавляющее большинство растений размножаются семенами. При этом сохраняются признаки и сорта. В плодоводстве сортом называют вегетативно размноженное растение с более или менее ярко выраженными признаками (формой кроны, величиной, формой, окраской и вкусом плодов и т.д.) и свойствами (урожайностью, долговечностью, устойчивостью к болезням и вредителям и др.). Плодовое растение, выращенное из семени, не повторяет свойства материнского растения. Длительное размножение сорта в различных условиях может привести к накоплению новых признаков и свойств растений, сильно отличающихся от исходных, материнских, тогда такие растения выделяют в самостоятельные сорта.

Достижение науки в выведении новых сортов растений. Новые пути и методы получения сортов растений разрабатывает наука селекция . Селекционеры занимаются выведением новых сортов с нужными для человека свойствами: высокой урожайностью, невосприимчивостью к болезням, приспособленностью к тем или иным условиям выращивания. Основные приемы селекции – подбор удачных родительских пар, гибридизация (скрещивание) и искусственный отбор среди потомства. Селекция высокопродуктивных форм – самый эффективный и наиболее выгодный экономический путь повышения продуктивности сельского хозяйства. Так называемую зеленую революцию в земледелии Индии, Мексики и др. совершило внедрение низкорослых, карликовых и полукарликовых сортов злаков (риса и пшеницы), у которых рост идет в колос, а не в солому. Такие злаки не полегают и наиболее экономичны. Подобные сорта пшеницы созданы и в нашей стране, например Донская полукарликовая и Мироновская низкорослая.

Для получения высоких и стабильных урожаев, которые не будут зависеть от капризов погоды, необходимо усилить работу по селекции и внедрению новых сельскохозяйственных растений. Растения этих сортов должны отвечать требованиям современного сельского хозяйства: быть устойчивыми к неблагоприятным условиям, обладать высоким качеством зерна и высокой урожайностью. Так, например, урожайность озимой пшеницы должна быть не ниже 80‑90 ц/га, яровой пшеницы - 45-60 ц/га и т.д.

Все шире входит в сельскохозяйственную практику генная инженерия – введение в клетку отдельных генов, обеспечивающих получение признаков, непосредственно интересующих человека. Из трансформированных клеток получают затем целые растения, содержащие встроенные гены, обеспечивающие выработку новых веществ. Таким путем сейчас созданы трансгенные сорта картофеля, не поражаемые колорадским жуком. Введен ген, продуцирующий сладкий белок, и получены очень сладкие сорта земляники, яблок, черешни, моркови и т.д.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания. Зерновые сельскохозяйственные растения. Пшеница - важнейшая зерновая культура. Основная задача в сельском хозяйстве - быстрое и устойчивое наращивание производства зерна. Производство пшеницы должно составить около половины от общего производства зерна в нашей стране. Особенно большое внимание обращено на повышение урожайности и качества зерна ценных сортов пшеницы, на сокращение потерь при уборке и хранении зерна. На земном шаре насчитывается более 20 видов пшеницы. Каждый вид имеет много сортов. Однако все виды пшеницы обладают общими признаками. Наибольшее значение имеют пшеницы твердая и мягкая. Эндосперм зерна твердой пшеницы плотный. Твердую пшеницу высевают ранней весной. Она очень требовательна к почве и климату. Поэтому твердые пшеницы выращивают главным образом в южных и юго-восточных районах, например, на Кубани и в Поволжье, где много тепла, света и плодородные почвы. Твердые пшеницы содержат большое количество белка (клейковины).

В мягких пшеницах содержится меньшее количество белка (клейковины). Мягкая пшеница менее требовательна к почве и теплу. Она распространена почти повсеместно.

В России возделывают озимую и яровую пшеницу. Яровую пшеницу высевают ранней весной, за лето она созревает и дает урожай зерна. Озимую пшеницу сеют в конце лета - начале осени (август-сентябрь начало). Вскоре появляются всходы. Пшеница кустится и перезимовывает под снегом. Весной она снова трогается в рост и к концу лета приносит урожай более высокий, чем яровая пшеница. Созревает озимая пшеница раньше яровой.

Для получения высоких урожаев важно строго соблюдать агротехнику выращивания пшеницы. Она заключается в следующем: посев проводить необходимо в хорошо обработанную и хорошо удобренную почву (органическими и минеральными удобрениями). Посев проводят обязательно в определенные сроки и высококачественными районированными семенами.

Уход за посевами заключается в рыхлении междурядий весной с одновременным внесением минеральных удобрений (подкормкой), уничтожении сорняков (химическая прополка - внесение гербицидов), вредителей. В засушливых районах проводят полив.

Кроме пшеницы важными зерновыми культурами являются рожь, ячмень, овес, у которых аналогичная агротехника возделывания. Эти культуры используются как пищевые продукты, а также используются на корм скота. Другими важнейшими зерновыми культурами являются кукуруза, гречиха, просо, рис. Но в связи с биологическими особенностями каждая культура имеет различную агротехнику выращивания.

Овощные сельскохозяйственные культуры. Ценной овощной культурой является капуста. Капусту стали выращивать более 4 тыс. лет назад. Наши предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ ее заквашивания.

Родоначальник культурных сортов капусты - капуста дикая и в наше время растет по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями - так была получена ценная овощная культура. В настоящее время разводят очень много разновидностей капусты. Кроме белокочанной, выращивают цветную капусту, у которой в пищу употребляют плотные белые соцветия с недоразвившимися цветками. Брюссельскую капусту возделывают ради маленьких качанчиков, которые образуются из пазушных почек. Есть другие виды капусты.

Капуста белокочанная - двулетнее растение. В первый год жизни семян развиваются растения со стержневой корневой системой, короткой стержневой кочерыгой и крупными, округлыми листьями, образующими качан. Между листьями есть пазушные почки и одна верхушечная. Наружные листья качана зеленые. Капусту выращивают на хорошо удобренной влажной почве, тщательно ухаживая за растениями во время роста.

Для получения рассады семена капусты высевают весной в парники. Всходы растений рассаживают (пикируют) и оставляют в парнике до наступления теплой погоды. После прекращения весенних заморозков рассаду капусты высаживают в грунт. К этому времени у рассады развиваются 3-4 настоящих листа. Капуста влаголюбива. В самом деле, каждое взрослое растение поглощает и испаряет в жаркое время до ведра воды в сутки. Поэтому капусту обильно поливают, а для сохранения почвенной влаги землю в междурядье рыхлят. Через 10-15 дней после посадки капусту подкармливают жидкими навозными удобрениями с добавлением суперфосфата. После подкормки ее окучивают, присыпая влажную землю к стеблю до нижних листьев. Через 2-3 недели проводят повторное рыхление и окучивание, а также подкормку. При уборке урожая из лучших кочанов капусты отбирают растения, от которых хотят получить семена. Их выкапывают из земли вместе с корнями и до весны сохраняют в подвале.

На второй год жизни, после того как растения высадят в почву, из пазушных и верхушечных почек кочерыги развиваются стебли с листьями и цветками. Бледно-желтые цветки капусты собраны в соцветия кисть. Осенью на этих растениях созревают плоды-стручки с семенами.

В нашей стране возделывают более 70 овощных культур. Кроме капусты выращивают томаты, огурцы, лук, репу, редис, перец, баклажаны, салат.

Картофель - важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура.

Родина картофеля - побережье Чили и горы Перу. Картофель хорошо выдерживает холод высокогорных районов. Это основная культура перуанцев. Для европейцев картофель был открыт в 1565 г. испанцами. Привезенный из Америки картофель сначала возделывали как декоративное растение, украшая им клумбы. И только в конце XVII в. в европейских странах картофель стали выращивать ради получения съедобных клубней.

В Россию картофель завезли во времена Петра I. Сначала крестьяне не знали, как использовать картофель. Многие пробовали употреблять в пищу недозревшие плоды - зеленые ядовитые ягоды, что вызывало тяжелые отравления. Крестьяне отказывались сажать картофель.

В настоящее время в России картофель - важнейшая продовольственная техническая и кормовая культура. Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт и др. продукты, используют картофель и для откорма скота. Картофель - травянистое растение с рассеченными листьями. Подземные побеги - столоны образуют утолщения - клубни с глазками. Клубень, видоизмененный побег, так как имеет глазки. Размножают картофель вегетативным путем - клубнями или частями клубней. Посадку картофеля производят весной, когда почва прогреется до 8-10 0 С, на глубину 5-10 см, рядками. Расстояние между клубнями в рядке 30-40 см, а между рядами 60-70 см. Для посадки отбирают клубни средних размеров, массой 60-80 г. Перед посадкой клубни проращивают в светлом помещении в течение 30-40 дней при температуре 12-16 0 С. Такое проращивание ускоряет развитие картофеля и увеличивает урожай. Уход за посадками картофеля заключается в рыхлении междурядий, уничтожении сорняков. Во время рыхления междурядий вносят удобрения в виде подкормок. Проводят окучивание растений для образования дополнительных столонов и придаточных корней. Наибольшие урожаи получают на высокоплодородных черноземах, темно-каштановых почвах. Благоприятное влияние на урожай оказывает внесение в почву органических удобрений (навоза, компоста, перегноя).

Масличные сельскохозяйственные растения. Подсолнечник в Россию попал в XVIII веке и распространился главным образом в Воронежской, Курской, Тамбовской губерниях. Привезено это растение из Мексики в Европу в начале XVI века. Растение с ярко-желтым соцветием многие европейцы выращивали как декоративное растение. И лишь через много лет люди обнаружили хозяйственную ценность семян подсолнечника.

В настоящее время - подсолнечник важнейшее масличное растение, которое возделывают главным образом в степной полосе на черноземных почвах.

Подсолнечник - однолетнее растение высотой до 180-250 см, с крупными цельными листьями. На верхушке его стебля расположено огромное соцветие - корзинка. Снизу корзинка покрыта листочками обертки.

Подсолнечник - теплолюбивая культура. Его сеют весной, когда почва прогреется до 8-12 0 С. Подсолнечник требует много влаги и питательных веществ, поэтому для получения хорошего урожая необходимо вносить в почву удобрения. Лучшими почвами для него являются черноземы. Посев производится в рядки на расстоянии 30-40 см в рядке и 70 см между рядками. Уход за посевами заключается в рыхлении почвы, подкормке минеральными удобрениями и уничтожении сорняков. Для получения жирных масел, пригодных для пищевых и технических целей, выращиваются такие растения, как соя, лен масличный, рапс, горчица, клещевина. Жирные масла получают также из семян хлопчатника, конопли, аниса, тмина, облепихи, маслин, грецкого ореха.

Плодово-ягодные культуры. В России плодово-ягодные культуры выращивают на площади около 3,5 млн. га. Плодовые культуры подразделяют на семечковые, косточковые, орехоплодные культуры. Из семечковых культур у нас в стране выращивают яблоню, грушу, айву, черноплодную рябину. Из косточковых выращивают вишню, черешню, сливу, абрикос, персик. Из ягодных культур широко культивируют землянику, смородину черную, красную и белую, крыжовник, малину и др. Самая распространенная среди плодовых культур - яблоня. Яблоневые сады занимают до 80% площади всех плодовых насаждений. Яблоня - зимостойкая культура. Она выдерживает морозы до 30 0 С. В зависимости от времени созревания плодов сорта яблони делят на летние, осенние и зимние. Плоды летних сортов (белый налив), созревают в июле-августе, осенних (анис полосатый и др.) - созревают в сентябре. Плоды зимних сортов (ранет, симиренка, пепен шафранный) снимают с деревьев в октябре. Плоды зимних сортов хорошо хранятся до весны. При хорошем уходе яблоневые сады дают более 200 ц плодов с 1 га.

Яблоня - перекрестно-опыляемое растение: чтобы завязались плоды необходимо опыление цветков пыльцой другого сорта. Поэтому в саду должно быть не менее трех взаимно опыляемых одновременно цветущих и вступающих в плодоношение сортов. Яблоню размножают вегетативно прививкой. Деревья яблони в зависимости от сорта и подвоя достигают высоты 4-10 м.

В последнее время при размножении яблони используют слаборослые подвои, которые дают возможность получать невысокие деревья, удобные для ухода и уборки урожая. Яблони на слаборослых подвоях начинают плодоносить на 3-4 год. В саду яблони на сильнорослых подвоях сажают на расстоянии 8х4, слаборослых подвоях - 4х2, среднерослых - 6х4, 5х4 м.

Саженцы плодовых культур высаживают осенью и весной. Ямы для посадки деревьев готовят заблаговременно. Их глубина должна быть 0,7-0,8 м, а диаметр не менее 1 м. При подготовке ямы верхний плодородный слой почвы складывают на одну сторону, а нижний - на другую. На дно ямы насыпают холмиком верхний слой почвы, в который добавляют органические и минеральные удобрения. Сажают деревца вдвоем. Один человек опускает саженцы в яму на глубину, второй расправляет по холмику корни и засыпает их рыхлой землей. Для лучшего контакта корней с почвой саженцы слегка потряхивают, а почву хорошо уплотняют. Необходимо следить, чтобы корневая шейка саженца находилась выше уровня почвы на 5-8 см. Саженцы на слаборослых подвоях следует заглублять до места прививки, что способствует образованию более глубокой корневой системы и лучшей устойчивости деревьев.

После посадки саженцы поливают (2-3 ведра воды). Весной по мере роста производят обрезку, формируя крону яблони. Приствольные круги ежегодно перекапывают и под деревья вносят органические и минеральные удобрения. Деревья необходимо защищать от грызунов и вредителей.

У всех плодовых древесных культур агротехника выращивания яблони. У ягодных культур агротехника выращивания отличается в зависимости от их биологических особенностей.

Сельскохозяйственные культуры - культурные растения, возделываемые с целью получения продуктов питания, технического сырья и корма для скота.

К сельскохозяйственным культурам относятся зерновые, зернобобовые, кормовые, масличные, эфиромасличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные растения, картофель, сахарная свёкла, виноград.

Зерновые культуры - важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных.

Зерновые культуры подразделяются на хлебные и зернобобовые. Большинство хлебных зерновых культур (пшеница, рожь, рис, овёс, ячмень, кукуруза, сорго, просо, чумиза, могар, пайза, дагусса и др.) принадлежит к ботаническому семейству злаков; гречиха - к семейству гречишных; мучнистый амарант - к семейству амарантовых. Зерно хлебных зерновых культур содержит много углеводов (60-80% на сухое вещество), белков (7-20% на сухое вещество), ферменты, витамины комплекса В (B1, B2, B6), PP и провитамин А, чем и определяется высокая питательность его для человека и ценность для кормового использования.

Зернобобовые культуры (зерновые бобовые культуры, в кулинарии - просто бобовые) - группа некоторых растений порядка Бобовые, возделываемых ради плодов, являющихся продуктами питания.

Кормовые культуры - сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на корм животным.

К кормовым культурам относятся многолетние и однолетние кормовые травы (для получения пастбищных и зелёных летних кормов, зелёной массы на сено, сенаж, силос, травяную муку), силосные культуры (кукуруза, подсолнечник и др.), кормовые корнеплоды (кормовая свёкла, турнепс, брюква, морковь), кормовые бахчевые культуры (тыква, кабачок, арбуз).

Масличные культуры - растения, возделываемые для получения жирных масел. Объединяют однолетние и многолетние растения различных семейств: сложноцветных - подсолнечник, сафлор; бобовых - соя, арахис; губоцветных - перилла, ляллеманция; маслинных - маслина; крестоцветных - рапс, горчица, рыжик и др. Некоторые из них тропические деревья (кокосовая, масличная пальмы, какао, тунг); другие - травянистые растения, выращиваемые в странах с умеренным климатом (соя, подсолнечник, рапс, лён масличный и другие). Большинство масличных культур накапливает масло жирное в семенах и плодах, некоторые, например чуфа, в клубнях. Среди них есть растения, дающие твёрдые масла (пальмы, какао, восковое дерево) и жидкие масла (маслина, тунг, травянистые растения). Кроме масличных культур, сырьём для масложировой промышленности являются семена прядильных культур (хлопчатник, лён-долгунец, конопля), некоторых эфирномасличных растений (кориандр, тмин, анис), плоды орехоплодных (грецкий орех, миндаль, кедровая сосна). Жирное масло получают также из зародышей семян кукурузы и пшеницы, из семян персика, абрикоса (косточковое масло) и др.

В мировом земледелии основное значение имеют соя, арахис, подсолнечник, маслина, рапс, кунжут, клещевина.

Эфиромасличные растения - растения, содержащие в особых клетках (эфиромасличных ходах) или в железистых волосках пахучие эфирные масла - летучие соединения практически не растворимые в воде. Они представляют собой сложные смеси различных органических соединений: терпенов, спиртов, альдегидов, кетонов.

Эфирмасличными эти растения стали называть в XIX веке, когда из них стали получать промышленные количества пахучих веществ - прежде всего эфирных масел. Используются же они не одно тысячелентие. Клеопатра применяла ароматные притирания из пахучих трав. Авиценна ценил мяту, как средство борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Способность вырабатывать пахучие масла отмечены более чем у 3000 видов растений, относящихся в семействам Зонтичные, Яснотковые, Рутовые, но промышленное значение имеют во всём мире около 200 видов.

Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше - в листьях, стеблях и подземных органах. Количество масел колеблется от едва заметных следов до 20-25% на сухое вещество. Большинство эфиромасличных растений - до 44 % всех видов - произрастает в тропиках и субтропиках (цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь). Имеются промышленные плантации этих культур. В средней полосе культивируют и собирают в дикорастущем виде в основном травянистые эфиромасличные - кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир. Самые ценные масла содержатся в эфиромасличных растениях семейств Имбирные, Санталовые, Лавровые, Розовые, Гераниевые, Рутовые.

Эфиромасличные растения используются в парфюмерии (розовое, жасминное, лавандовое масла), в мыловаренной, кондитерской, фармацевтической, ликёро-водочной и в пищевой промышленности (вкусовые приправы и ароматизаторы).

К эфиромасличным растениям относятся большое количество лекарственных растений - эвкалипты, камфорное дерево, мята, петрушка, тимьян, розмарин, рута.

Технические культуры - растения, возделываемые человеком для получения технического сырья. Так, например, картофель, рис или кукуруза могут возделываться как крахмалоносы (в том числе для дальнейшей переработки в спирт), а также как овощная культура, а кукуруза и рис - зерновая. Зерновые растения могут выращиваться как фуражная культура и т. д.

Часто выделяют следующие виды технических культур: прядильные, лубяные, масличные, сахароносы, красильные растения, каучуконосы

Овощ - кулинарный термин, обозначающий съедобную часть (например, плод или клубень) растения. С точки зрения ботаники, овощи - это съедобные части травянистых растений. Кулинарный термин «овощ» может применяться к съедобным плодам, которые с точки зрения ботаники являются ягодами и фруктами.

Овощи подразделяют на следующие группы:

  • клубнеплоды - топинамбур (земляная груша), батат, картофель;
  • корнеплоды - морковь, свёкла, репа, брюква, редька, редис, петрушка, пастернак, сельдерей, хрен;
  • капустные - капуста белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, кольраби, брокколи;
  • пряные - укроп, эстрагон, чабер, базилик, майоран;
  • тыквенные - тыква, кабачок, огурец, патиссон;
  • бобовые - горох, бобы;
  • зерновые - сахарная кукуруза;
  • десертные - артишок, спаржа, ревень.

Лекарственные растения - обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине.

В качестве лекарственных растений в начале XXI века широко используются аир, алоэ, брусника, девясил, зверобой, календула, каллизия, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

Как все знают ассортимент цветочных растений достаточно велик и разнообразен, что позволяет при соответствующем подборе иметь цветы в открытом грунте непрерывно. Одни из видов, обладающие наиболее ценными декоративными и биологическими качествами, являются основными, преобладающими в ассортименте, другие - второстепенными.

По своим биологическим особенностям все цветочные растения делятся на три группы: многолетники, двулетники и однолетники. Цветы многолетники должны преобладать в цветниках вследствие высокой декоративности и меньших затрат труда и времени на выращивание их и уход за ними.

Как правило, многолетники размножают вегетативно - делением куста, корневища, черенкованием, клубнями, луковицами и так далее, что даёт возможность сохранять их сортовые качества. Некоторые многолетники (дельфиниум, люпин, мак восточный) размножают и семенами. Однако при этом для сохранения сортовых качеств следует соблюдать изоляцию между сортами. Основными видами многолетников в средней зоне являются тюльпаны, пионы, гладиолусы, лилии, флоксы, ирисы, дельфиниумы, люпины, мак многолетний и другие.

Двулетние цветы - анютины глазки (виола), турецкая гвоздика, незабудка альпийская, маргаритка, колокольчик (кампанула) - обильно цветут на второй год после посева семян, главным образом весной и в первой половине лета.

В пределах почти каждого вида цветочных растений селекционерами созданы сорта различного назначения: низкорослые - для озеленения, высокорослые - для среза.

Селекционерам-цветоводам удалось достичь чрезвычайно большого разнообразия сортов, различающихся по окраске, форме, размеру цветка, срокам цветения, высоте растений и так далее. Число сортов, в том числе отечественной селекции, растёт с каждым годом, давая все новые и новые формы растений.

В большинстве классификаций плоды обычно разделяют на настоящие или истинные (формирующиеся из разросшейся завязи) и ложные (в их образовании принимают участие и другие органы). Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея). Пример сложных плодов: сложный орешек или многоорешек (шиповник), сложная семянка (клубника, земляника), сложная костянка (малина), фрага или земляничина (многоорешек на разросшемся при созревании мясистом цветоложе). Простые делят по консистенции околоплодника на сухие и сочные.

I. Сухие - с сухим околоплодником:

1) Коробочковидные - многосеменные

  • собственно коробочка (мак, тюльпан, дурман);
  • крыночка;
  • боб (Семейство Бобовые);
  • мешочек;
  • стручок или стручочек (Семейство Крестоцветные);
  • листовка.

2) Ореховидные или односеменные

  • орех, орешек (лещина, фундук);
  • зерновка (злаки);
  • крылатка (клён);
  • желудь (дуб);
  • семянка.

II. Сочные - с сочным околоплодником:

1) Ягодовидные - многосеменные:

  • ягода (плод черники, смородины, томата);
  • яблоко (плоды яблони, груши, рябина);
  • тыквина (плоды арбуза, тыквы, кабачка);
  • гесперидий, или померанец (плод цитрусовых;
  • гранатина (плод граната).

2) Костянковидные:

  • сочная костянка (вишня, слива, персики);
  • сухая костянка (грецкий орех).

Сложные плоды называют, исходя из названий простых плодов (многолистовка, многокостянка, многоорешек и т. д.).

Ягодные культуры , группа многолетних дикорастущих и культурных растений (кустарники, полукустарники и травы), дающих съедобные плоды, называемых в быту ягодами. В европейских странах в культуре наиболее распространены земляника, смородина, малина, крыжовник; в Северной Америке культивируют также клюкву, ежевику, голубику. Реже возделывают клубнику, черноплодную рябину, актинидию, облепиху. Из дикорастущих чаще встречаются клюква, брусника и черника.

Картофель , Паслён клубненосный (лат. Solanum tuberosum) - вид многолетних клубненосных травянистых растений из рода Паслён (Solanum) семейства Паслёновые (Solanaceae). Клубни картофеля являются важным продуктом питания, в отличие от ядовитых плодов, содержащих соланин.

Сахарная свёкла (свекловица) - группа разновидностей обыкновенной корнеплодной свёклы; техническая культура, в корнях которой содержится много сахарозы.

Виноград (лат. Vitis) - род растений семейства Виноградовые, а также плоды таких растений, в зрелом виде представляющие собой сладкие ягоды.