Кунда и её цементные замки. Кунда и её цементные замки Город кунда эстония

Кунда - маленький (3,1 тыс. жителей) приморский городок в 15 километрах от уездного Раквере. Это уже не показанный в русско-эстонский "тамбур" Ида-Вирумаа, но - форпост индустриального северо-востока в "эстонской Эстонии". С 1870 года здесь действует цементный завод, один из старейших и крупнейших в бывшей Российской империи, и руины его старых площадок из серого плитняка ничем не хуже средневековых замков. Настоящий замок тут, впрочем, тоже есть - последний в Ливонии и самый северный в Прибалтике.

Автобус, подошедший рано утром к перрону заброшенного автовокзала , ехал в Таллин прямо через Кунду, стоящую в стороне от основной трассы, и это была большая удача - автобусы из Раквере туда ходят лишь раз в 2-3 часа. Проехали мимо замка Пуртсе, который я показывал издалека в конце прошлойй части, завернули в типично ида-вирумааский посёлок Азери с кварталом мрачноватых сталинок в центре, а Западная Вирландия (уезд Ляэне-Вирумаа) встретила крупнейшей в Эстонии ветроэлектростанцией Вира-Нигула, за которой мы и свернули с трассы.

Серые трубы цементного завода показались впереди минут за 10 до города, а на въезде угрожающе дымил небольшой ЦБК, пущенный в 2006 году:

По дороге к "автостанции" (фактически - просто остановка с расписанием на ближайшем столбе) у выезда на Раквере проехали почти весь город, и уже из окна автобуса я увидел большую часть своего дальнейшего маршрута. А цементный завод довлеет над городом, откуда ни посмотри - к его проходной ведут все дороги, его трубы всегда на заднем плане, в общем я оказался в классическом городе-заводе, коих немало разбросано по России, но нечасто увидишь в Прибалтике:

Однако - это именно Прибалтика в полном смысле слова, ухоженная и малолюдная, и стриженные газончики да коттеджики за прозрачными изгородями очень странно выглядят на фоне монструозных цехов. Кунда существенно более эстонская, чем даже Йыхви, но всё-таки куда менее, чем большая часть страны - эстонцев тут чуть больше половины населения

Название (говорят, любимое буржуями со созвучие с одним английским неприличным словом) городу дала река, близ которой на холме Ламмасмяэ в 1872 году открыли старейшее в Эстляндии людское поселение (10-12 тысяч лет назад), по которому древнейших жителей Прибалтики стали называть "кундской культурой ". Чуть выше нынешнего города с 1443 года существовала одноимённая мыза, которой до середины 19 века владел род Швенгельм. В принципе руины мызы с дворцом 1770-х годов и доломитовыми флигелями даже сохранились недалеко от городка, за цементным заводом, но я туда так и не дошёл. В 1805 году Швенгольмы устроили торговый порт в устье Кунды, но историю городка определили не они, а обосновавшийся здесь в 1860-е годы барон-промышленник французского происхождения Жан-Шарль Жерар-ди-Сукантон - усадьбу его однофамильца Артура, ревельского бургомистра, я уже показывал в посте про , но как я понимаю, они даже не были близкими родственниками. И на берега Кунды, к краю Великого уступа с его древними глинами и известняками, Сукантон в компании химика Виктора Кристофа Ливена пожаловал не просто так, а с целью развития высоких по тем временам технологий.

Цемент был известен человечеству несколько тысяч лет, но только с цементом в нынешнем смысле слова имел немного общего и был скорее синонимом строительного термина "раствор". Усовершенствовать его пытались многие (подробная история ), но наибольше успеха в 1824 году достиг в домашних условиях каменщик Джозеф Аспдин из Портленда, по сути создавший тот материал, который называют цементом ныне. Открытие его осталось тогда почти не замеченным, "портландцемент" вяло использовался англичанами в частном строительстве, а потом кто-то догадался притащить его на Лондонскую промышленную выставку 1851 года... после которой новый материал начал стремительно покорять мир. В Российской империи первый цементный завод открылся в 1856 году в городке Гродзец Царства Польского, следующий - десять лет спустя в Риге, а в 1870-м году заработали ещё два: в подмосковном Щурове (ныне в черте Коломны) и - здесь, близ устья Кунды. Ну а гиганты цементной индустрии - и - сложились лишь в конце 19 века... и что самое удивительное, всё перечисленно исправно работает до сих пор.

Статус города Кунда получила лишь в 1938 году, но фактически как была, так и осталась рабочим посёлком. Старых зданий, не связанных напрямую с заводом, тут десятка полтора на весь город.

Причём это вполне мог быть дом для рабочих:

А коттедж напротив мог принадлежать кому-нибудь из заводского начальства:

Но как уже говорилось. все дороги в Кунде ведут к заводу - в прямом смысле слова, от кольца у его проходной расходятся пять улиц. Мимо постоянно едут фуры, то ли в порт, то ли к заводским складам. По словам altsirlin , в этих корпусах есть общедоступная столовая с отличным видом на заводскую площадку. Говорят, в советское время город был усеян белой пылью, как мукой (а дышать в этой пыли очень неприятно - проверено в Вольске!), но сейчас на заводе стоят хорошие очистные, да и ветер с моря помогает - так что дышится в Кунде легко. Нам, относительно этого кадра - налево вдоль завода:

Дело в том, что при Сукантоне здесь было три небольших (по нынешним меркам, конечно) цеметных фабрики, одна из которых в ХХ веке разрослась до нынешнего завода, а две другие стоят заброшенными. Первая - сразу за кольцом, на другой стороне идущей вдоль завода улицы:

За забор действующего завода легко заглянуть - рядом с проходной очень кстати горка земли, успевшая порости травой:

Большинство зданий действующего завода - позднесоветские, но вот явно довоенный силос, а похожие на крепостные башни клинкерные печи (где выпекается один из "ингредиентов" цемента) могут быть и дореволюционными:

Вообще, один из самых красивых заводов, что я видел:

Между тем, у поворота улицы - местная "ратуша", старое заводоуправление, занятое ныне музеем цемента, который уже не помню почему, оказался закрыт - а внутри там есть макеты старых заводов:

Самые же крупные экспонаты лежат за конторой - слева обыкновенная бетономешалка, а справа - старинная "вращающая печь": в таких из клинкера и других добавок выпекают цемент при температуре порядка полутора тысяч градусов, в процессе чего она вращается вокруг своей оси. Современные такие печи в длину достигают 180 метров, и на Кундском заводе они тоже есть, только лучше всего видны от южного въезда, куда я не ходил. А вот старинную вращающуюся печь я вижу впервые, но именно такие крутились в цехах Сукантоновых заводов:

В парк за конторой углубимся позже, а пока пройдём к третьему старому заводу, чьи трубы хорошо видны впереди:

По дороге - дом заводских приказчиков (менеджеров, если по-нашему):

И руины завода как бы в глубокой яме - это уступ долины речки Кунды. Кирпичная "башня" с выросшим внутри деревом похожа на силос, но скорее это была клинкерная печь - цемент во времена Сукантона, как и нефть, хранили в бочках:

Производственный корпус - здесь, вероятно, стояли паровые машины и вращающиеся печи:

Часть построек завода - прямо в земле:

Общий вид:

Клинкерная печь с памятником Сукантону:

Можно зайти внутрь:

А можно полюбоваться снизу, неизбежно раздавив в траве десяток-другой улиток. Тут видно, что когда-то несколько таких печей стояло в ряд:

А рядом, на уступе - плотина, то есть, судя по всему, как и , фабричная Кунда выросла у водопада, крутившего приводные колёса, хотя про Кундский водопад никогда ничего не слышал.

Вернувшись к дому приказчиков, я углубился в парк, глубже в котором стоял дом управляющего, который я принял было за Сукантонову мызу. Сейчас тут, вроде бы, школа, но не уверен:

Это бывшая заводская ГЭС, пущенная в 1893 году - кажется, старейшая сохранившаяся из построенных в Российской империи: всего на год моложе разобранной в 1930-е годы Зыряновской ГЭС на Рудном Алтае (ныне в Казахстане) и существенно старше первой на территории России в кавказских Ессентуках (1903)... впрочем, старейшую на постсоветском пространстве ГЭС построила и не Российская империя, а Германия - в 1880 году в Калининградская области для обслуживания тамошней мельницы.

Кундская ГЭС, впрочем, давно уже не работает и служит просто шлюзом. Речка спускается к морю как-то уж очень быстро, и может быть ниже по течению содержит ещё водопад. А в ущелье рядом с ГЭС запомнился ещё и родник с водой ржавого цвета... и полное отсутствие признаков города:

Дальше я направился к морю и умудрился каким-то образом проглядеть Кундскую кирху (без посвящения), построенную в 1921 году - вдобавок, стоит она алтарём на запад, а её башенку построили такой тонкой, что в ней не помещается ни один сколько-нибудь громкий колокол... В общем, вот пара чужих фото:

32а. отсюда .

32б. отсюда .

Зато на другом конце парка, ближе к морю, набрёл на воинский мемориальчик:

Все фамилии на нём - русские:

Выйдя из парка по дороге, где также туда-сюда носились фуры, мимо штабелей леса с бревенчатым зданием вахты, я забрался на прибрежный бугор:

Дорога ведёт в порт:

За терминалами которого далеко-далеко виден высокий остров - это то ли Тютерс , то ли даже Гогланд , словом - территория России, в состав Ленинградской области входит архипелаг существенно западнее сухопутной границы, между берегами Эстонии и Финляндии. Там много интересного - маяки, старые пушки, пункты дуги Струве, красивая природа... но погранзона и отсутствие рейсового транспорта (хотя база отдыха на Гогланде есть).

На запад с того же бугра открывается вот такой вид:

Прямо у моря - цементозаводские карьеры:

И полуразрушенный замок над морем. Это Тоолсе , он же Фреденбург ("Мирный город"), самый северный замок Прибалтики и последний, основанный ливонцами - в 1472 году для защиты от пиратов. Близ него выросло крупное портовое местечко Толсбург - такая прото-Кунда, а в 1600-05 годах в войне за ливонское наследство его занимали поляки. Разрушен замок был в Северную войну, и ныне, говорят, ещё стоит лишь благодаря поставленным внутри распоркам. Судя по чужим фотографиям (см. например по ссылке), он вблизи весьма живописен, но по прямой до него 6 километров, в обход залива и все 10, а транспорта никакого нет. Впрочем, думаю, более эффектного вида, чем отсюда, и не найти.. Замок на границе.
. Осколки Старого города.
. Йоаорг и Кренгольм.
. Кохтла-Ярве.
. Шахта в Кохтла-Нымме.
. Йыхви, Пюхтицкий монастырь и водопад Валласте.
Кунда.
Раквере. Замок и город.
Далеко ли до Таллина? Кийу, Ягала, Йыэляхтме.
Таллин .
Западная Эстония .
Южная Эстония .
Острова .
Финляндия, Хельсинки .

Который переворачивает сознание приезжающих гостей. Дело в том, что этот город, имеющий богатую историю, не является сказочным местом с незабываемой природой и чистым воздухом. Здесь – своя «красота» и туристы должны быть к этому готовы.

В окружении современных построек Кунда утопает в цементной пыли, производимой местной цементной и целлюлозной фабриками, по дорогам курсируют грузовики, рутинно выполняя свою работу изо дня в день, а дымящие трубы фабрик видны с любой точки города. Именно так выглядит важный промышленный город Эстонии.

Немного о Кунде

Несмотря на современную внешность, история этого городка началась еще в 13 в. В 1870 г. началось строительство крупного цементного завода, действующего до настоящего времени. В 1893 г. начала действовать первая промышленная электростанция в Эстонии. Благодаря активному развитию и важности производства в 1938 г. Кунда получила статус города. В 1950 г. было начато строительство нового цементного завода, при этом старый был сохранен в качестве истории и музея под открытым небом. А в связи с шаговой доступностью к водам Финского залива в 1805 г. был открыт торговый порт.

В небольшой Кунде площадью 10 км² насчитывается около 3400 жителей и с каждым годом численность понемногу снижается. Чуть более половины населения – эстонцы, русских меньше – 30 %.


Погода Кунды

Климат в городе умеренно-холодный. Здесь выпадает значительное количество осадков, поэтому преобладает пасмурная погода. Самые обильные осадки выпадают на август. Но по количеству дождливых дней лидирует декабрь. Среднесуточная температура воздуха в зимние месяцы может иметь значение – 7 – 2°C, летом же + 12 - 20°C.

Достопримечательности

Кунда – довольно компактный город и все достопримечательности расположены недалеко друг от друга. Поскольку Кунда – промышленный город, все главные места также расположены именно в этой зоне.



Окрестности города

Также имеются интереснейшие места не только в самом городе, но и в его окрестностях:


Где переночевать и где покушать?

В городе имеется отель West-Wind hostel , расположенный по адресу Ehitajate 7. Стоимость двухместного номера составит около €47. За городом же предлагаем выбрать Оздоровительный центр в Ламмасмяги . Здесь стоимость аренды охотничьего дома обойдется в €390, место для палатки – €12, 6-местный коттедж – €98, 8-местный – €131.

Голодными в Кунде вы не останетесь, ведь здесь, как и в любом городе, имеется большое количество кафе, ресторанов, баров, пивных и даже столовых на любой вкус и кошелек.

Как добраться?

В городе нет автостанции, но имеются две автобусные остановки. Ближайший крупный город к югу от Кунды – это . Автобусное сообщение через каждые 2 часа, в пути 30-40 мин. Несмотря на наличие железной дороги, этот вид транспорта используется исключительно для работы цементного завода. Пассажирских рейсов нет.