Мероприятия в библиотеке лекарственные растения. Внеклассное мероприятие «Аптека под ногами. Такого модника как этот Ещё не видела земля, Он очень любит среди лета В пуховой шапке щеголять

Озёрная школа

филиал МКОУ «Бурковская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

П. Третий Решающий

Цель и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

Оборудование: доклады учеников, мультимедийная доска для демонстрации презентации «Зелёная аптека », кроссворд, загадки.

Ход занятия:

I. Вводная беседа учителя:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - это учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

- Тема нашего занятия - « Зеленая аптека».

Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты, называется Травник.

Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тысячелетию до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечения травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городах Астрахани и Лубнах.

II. Экспресс – сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)

· Одуванчик лекарственный

· Ромашка аптечная

· Подорожник большой

· Чистотел большой

· Тысячелистник обыкновенный и другие.

РОМАШКА

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии . Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит . Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине , при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

МЯТА.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице , при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

III . Отгадывание загадок.

1. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.

(Шиповник. Витаминное средство.)

2. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.

(Душица, чабрец.)

3. Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина. От простуды.)

4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

5. Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.

(Крапива.)

6. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Желудь. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.)

7. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

(Подорожник)

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.

(Одуванчик)

IV . Задание: Найди лекарственное средство.

V . Памятка сборщику лекарственных растений

· Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

· Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

· Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

· Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

· Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

· Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

· Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

· В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

· Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

VI . ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ»

Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова.

П __Д__Р_ЖН_К

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового о лекарственных травах вы сегодня узнали?

Полезная ли для тебя эта информация?

Если хочешь быть здоров!

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

Блиц-опрос

Назовите любимую траву кошки? (Валериана)

Вместо бинта при ожогах и ранах? (Подорожник)

Какое растение узнают даже слепой? (Крапива)

Отвары каких растений принимают при простуде (Липа, ромашка)

В каких фруктах содержится много витамина С (Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут)

Сценарий праздника

«В мире лекарственных трав»

Цели: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, доставить детям радость от участия в празднике.

Оборудование: картинки лекарственных трав, костюмы для детей и Бабы-Яги, сбор лекарственных трав, музыка П.И.Чайковского «Времена года» Июнь.

Ход праздника

1.Вступительная часть.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы собрались сегодня на празднике « В мире лекарственных трав».

Целебные травы

Наступили дни целебных трав –

Мяты, иван-чая, зверобоя.

Их в пучки душистые собрав,

Из лесов несу цветы с собою.

Всё целебно: лес, луга, поля,

Подорожник, заросли тимьяна,

Щедрая прекрасная земля,

Словно лекарь, нам врачует раны.

Куклина Е.Э.

2. Основная часть.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте больше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

1. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека. А поможет мне и всем вам известный добрый доктор. Угадайте, кто он?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор.... (Айболит).

Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.


  1. Белочка заболела. У неё ангина. Но она никак не хочет пить таблетки. Вы можете ей помочь?
Выходит Ромашка.

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудится:

Привяжется кашель, поднимется жар -

Подвинь к себе кружку в которой дымиться

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Дети советуют.) Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки


  1. А у нашей Лисички простуда.
(Дети советуют.) Очень полезен отвар мать-и-мачехи.

  1. У обезьянки нет сил.
(Дети советуют.) Ей поможет отвар зверобоя.

  1. У Мишки бессонница.
(Дети советуют.) Валериана лекарственная применяется при бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Вот какие чудеса могут делать лекарственные травы.

Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Помните, ребята о том, что лекарственные растения нужно собирать правильно.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей)

3. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

Неожиданно появляется Баба-Яга.

Учитель (удивлённо): Баба-Яга!

Баба-Яга: Ну, уж не такая я Баба-Яга, а сейчас я совсем не Баба-Яга, а ведунья и знахарка лесных трав. Хотите проверить?

2.Викторина «Лекарственные растения».

1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)

3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)

4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)

5. Какие растения заживляют раны?

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)

8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)

9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка - календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)

Учитель: Спасибо вам дети и Баба-Яга! Я думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав. А сейчас давайте проведём небольшие конкурсы и определим лучшего знатока лекарственных трав.

Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)

3.Познавательная игра «На приеме у врача »
Описание игры
«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;
«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.
В игре используются карточки:
1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;
2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;
3) частые ангины – ромашка лекарственная;
4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;
5) бородавки – росянка, чистотел;
6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;
7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;
8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;
9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;
10) кровотечение – тысячелистник;
11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.
12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.
Где можно узнать о лекарственных свойствах и способах применения растений? (в справочниках и энциклопедиях)

4. Конкурс загадок

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки.

(Земляника)

Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)


Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)


Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!

5.Стихи о травах. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Луговые травы


С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, не путаясь в травах,

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от надсады,

Это от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга.

(Е. Фейерабенд)
Лесной чай
Не хочется мне чаю с печеньем, с пирожным.

Я снова скучаю о чае таежном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом,

Заваренным в медном большом котелке.

Чтоб сосны шептали и птицы кричали

О чем-то своем, на лесном языке.

(Ю. Могутин)
Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.

Путника друг, подорожник, многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство тут же, на тропке, у ног.

(В. Рождественский)
6. Инсценирование «Лекарственные растения»

Руся Белая

Я сегодня услыхала

Жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой

Разбирались, кто же прав:

Кто кого из них полезней,

Кто от всех спасёт болезней,

«Я черники много лучше», -

земляника говорит,-

Хоть расту в лесу дремучем,

Улучшаю аппетит,

Ещё жажду утоляю,

И желудку помогаю,

Мой лекарственный настой

От простуд рецепт простой.

Я давление снижаю,

Биться сердцу помогаю,

Раны быстро заживлю,

Коже молодость продлю!»

Возразила ей черника:

«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я

На сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко

В крови сахар у людей

Обладаю я уменьем

Лечить горло у детей

При гастрите и колите

Мой настой поможет всем

При ожогах, стоматите,

Всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце

Не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе

Искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали,

Только стеблями качали:

Говорили, что они

И полезны, и нужны.

И багульник, и душица,

Клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец,

И фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей

Лишь лекарственный шалфей.

Он сказал: «Все вы полезны,

Вы - лекарства для людей,

Помогаете от болезней,

Только каждый от своей.

Спорить быстро перестаньте,

И не тратьте время зря,

А в дорогу собирайтесь:

Ждёт вас каждая семья!»


3.Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вот и подошёл к концу наш праздник. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:
Вот на земле огромный дом,

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли,


ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА РАСТЕНИЙ

Час информации, посвящённый

Всемирному дню охраны окружающей среды

Цели:


  • воспитание любви к природе родного края;

  • экологическое воспитание;

  • познакомить с литературой о лекарственных растениях.

Место и время проведения: читальный зал, 4 июня 2010 года.
Участники мероприятия: воспитанники летнего лагеря школы № 31.
Оформление:


  • заголовок мероприятия;

  • цитата: «Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя было бы растениями вылечить».
Восточная мудрость

  • фотографии и иллюстрации с изображениями лекарственных растений;

  • букет из живых лекарственных цветов и трав;

  • лекарственные травы в фабричной упаковке;

  • кроссворд «Зелёная аптека»;

  • книжная выставка «Растения-целители».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский
Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. А знаете ли вы, ребята, что среди всех деревьев, кустарников, трав у вас есть друзья – растения, обладающие лечебными свойствами?

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Так, сибирские олени – маралы – восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи (маральего корня), которая обладает сильным тонизирующим действием, а раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение.

Люди начали изучать эти лекарственные растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений , которыми мы сейчас пользуемся.
Лес – как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!


Чтобы познакомиться с некоторыми из лекарственных растений, растущих у нас в Вологодской области , мы сейчас, ребята, отправимся в «зелёную аптеку». Так называется аптека, в которой продаются разные лекарственные растения, травяные сборы, настойки на травах.

Для того, чтобы узнать, что есть в нашей зелёной аптеке нужно разгадать кроссворд.


П

О

Д

6

2

4

О

О

7

10

В

3

Б

Р

Д

Т

8

9

Ч

А

М

Е

О

У

Ы

К

Ш

И

11

13

1

Л

А

Р

Ж

В

С

Р

И

С

Ч

12

Л

З

Е

Л

Ё

Н

А

Я

А

П

Т

Е

К

А

В

Р

И

З

И

Н

Ч

П

О

О

Р

А

Н

Е

И

Н

А

К

Ч

Е

И

В

Т

Н

Л

Д

Р

А

А

И

Л

В

Н

Е

И

И

Ы

О

Н

К

И

А

И

Л

К

Н

Ш

Б

А

С

К

А

А

О

Т

Й

Н

И

К

Вопросы к кроссворду:

1 . Выросли на кочке

Жёлтые цветочки:

«Говорят, что нас боится

Даже хмурая волчица. (Зверобой)

Зверобой – многолетнее травянистое растение высотой 30-60 см с золотисто-жёлтыми цветками и мелкими овальными листочками. Цветёт в июне-июле. Это растение ядовито для животных, от чего и получил название «зверобой». Растёт вдоль лесных опушек, по лесным полянам, среди кустарников.

Народная медицина считает его «средством от девяноста девяти болезней». В народе говорят : «Как без муки нельзя испечь хлеба, так без зверобоя нельзя лечить многие недуги». Он обладает сильным бактерицидным действием, используется как кровоостанавливающее, противовоспалительное и ранозаживляющее средство.

Собирают зверобой во время цветения, срезая верхнюю часть стебля на 15-20 см. Сушат под крышей в хорошо проветриваемом помещении. Высушенный на зиму зверобой обычно хранят в закрытых стеклянных или металлических банках.

2. Белые цветочки,

Мелкие листочки,

Исцелят сердечко,

Нервы успокоят.

А кошкам подарят

Радость и веселье. (Валериана)

Валериана – многолетнее растение высотой до 1, 5 м. Название происходит от латинского слова «valere», что значит «быть здоровым». Русские обиходные названия валерианы – «маун», «кошачья трава», «кошачий корень» - не случайны: кошки очень любят это растение и буквально впадают в эйфорию от запаха валерианы. Это обстоятельство специально оговорено в инструкции по хранению корней валерианы: «помещение, где хранятся корни валерианы, должно быть недоступно для этих животных».

Валериана – была широко известна медицине Западной Европы ещё в средние века . В настоящее время препараты из корней валерианы применяются как успокаивающее средство при нервном перевозбуждении, а также для регулирования деятельности сердца.

3. Шишки красные висят

На кусте колючем,

Висят в беспорядке –

Нежные да сладкие,

Тяжело к ним лезть –

Да вкусно есть. (Малина)

Малина – многолетний кустарник, побеги которого плодоносят на второй год. Ягоды созревают в июле-августе .

Большое богатство витаминов, микроэлементов, органических кислот и многих других веществ ставит малину в ряд наиболее ценных ягод. Ягоды малины применяются как домашнее потогонное средство при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка и кишечника, успокаивают боли в желудочно-кишечном тракте . Листья малины используют для приготовления сложного чая, обладающего высокими вкусовыми качествами и лечебными свойствами.

4 . Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Берёза)

Берёза – самое любимое русским народом дерево, это символ нашей страны. Существует около 120 видов берёз. В нашей стране распространены берёзы повислая и пушистая, листья, почки, кора и древесина которых содержат лекарственные вещества.

Из древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, одна ложка которого, согласно поговорке, портит бочку мёда, но… врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания. А берёзовый сок – очень полезный напиток. Он рекомендуется как общеукрепляющее средство. Собирают его весной, в апреле. С незапамятных времён русские люди парятся берёзовым веником в бане. Листья берёзы обладают способностью убивать болезнетворные микробы. Берёзовые почки применяют при заболеваниях органов дыхания.

5. Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Подорожник в народе называют «попутник», «порезник», «чирьевая трава». «След белого» - так назвали подорожник североамериканские индейцы, потому что семена этого растения пристав вместе с грязью к обуви переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Один экземпляр подорожника даёт от 8 до 60 тысяч семян, поэтому-то он распространяется с такой быстротой !

Свежие листья подорожника используются как ранозаживляющее средство. Очень хорошо листья помогают при мозолях.


6 . Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

Одуванчик – многолетнее растение с розеткой прикорневых листьев и жёлтыми цветами. Созревшие семена одуванчика разносятся ветром, отсюда и произошло его название.

О лекарственных свойствах одуванчика знали ещё и древние греки, а в арабской медицине его применяли широко и разнообразно. В народной медицине России одуванчик считали «жизненным эликсиром». Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье, а также кладут их в салат.

7 . То розовый,

То белый огонёк,

Зелёные лапки –

Да крепкий стебелёк.

Он всем больным

Помочь готов:

От тысячи недугов –

Тысяча листов. (Тысячелистник)

Тысячелистник – многолетнее растение высотой до 0,5 м с белыми, иногда розовыми многочисленными мелкими цветочками и с многократно рассечёнными на мелкие доли листьями. Именно отсюда и произошло его название – тысячелистник.

В медицине применяют препараты, изготовленные из тысячелистника, при различных видах кровотечений, желудочно-кишечных расстройствах. Некоторые садоводы используют отвары из травы тысячелистника для уничтожения тлей и щитовидок, так как он обладает специфическим запахом.

8. Не змея, а кусает.

Не огонь, а жжёт.

Голыми руками её не возьмёшь,

А борщи с ней – хороши! (Крапива)

Крапива очень интересное растение. Её стебель и листья имеют жгучие волоски, острые концы которых очень хрупкие.

Поэтому издавна это растение применяют при болезнях суставов. Применяется крапива и как кровоостанавливающее средство при различных видах кровотечений. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны и служат хорошей добавкой в щи и салаты.

9. Хоть колюч я, да пригож,

К вам в дома аптекой вхож.

Красота во мне есть,

Витаминов не съесть.

Ешь вареньем,

С чаем пей –

Никогда не болей! (Шиповник)

Недаром этот колючий кустарник, покрытый блестящими крючковато-изогнутыми парными шипами, называют шиповником: острые и прочные шипы способны причинить серьёзные неприятности всякому, кто захочет познакомиться с ним поближе.

Шиповник выращивается как лекарственное, пищевое, витаминное, медоносное и декоративное растение. В ягодах шиповника содержатся углеводы, органические кислоты, белки, витамины, минеральные вещества. Они обладают поливитаминным, противовоспалительным свойствами. Шиповник – рекордсмен по содержанию витамина С. Поэтому очень полезно его плоды употреблять в пищу, и пить напитки, настои, отвары, сироп из шиповника. Особенно в период, когда есть опасность заболеть простудными заболеваниями.

10 . Эта травка не проста,

И зелёна, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело. (Чистотел)

Чистотел – многолетнее травянистое растение с красивыми перистораздельными листьями и ярко-жёлтыми цветками. Растёт чистотел в лесах, на вырубках, в парках, садах, выращивается на огородах и дачах. Собирают его в июне-июле.

В медицине используется надземная часть растения и корни. Из него изготовляют препараты для лечения бородавок, печени и желчного пузыря. Чистотел можно применять только по назначению врача, так как он является сильно ядовитым растением.

11 . В лесу и на болоте

Травку вы найдёте.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть. (Черника)

Черника – многолетний кустарник высотой до 50 см с мелкими светло-зелёными листочками и тёмно-синими ягодами, которые созревают в июле-августе.

Черника – старинное лекарственное растение. Она издавна служила домашним средством лечения желудочно-кишечных расстройств. Содержащиеся в чернике органические кислоты способствуют улучшению кишечной флоры. Отвар из ягод или сок используют для полоскания при воспалительных процессах в полости рта. Очень полезны ягоды черники для зрения, поэтому они обязательно входят в меню космонавтов. В аптеках сейчас продаются препараты для улучшения зрения, изготовленные из ягод черники.

12 . Резной наряд,

Губки алые горят,

Алые серёжки,

Алые сапожки,

Стоит душа-красавица –

Своей красы стесняется,

Голову склонила,

Серёжку уронила. (Калина)

Калина – русское обрядовое растение, символ чистой любви. Весной она вся покрыта кружевом белых крупных цветков. А в красных сочных ягодах – одна-единственная плоская косточка в форме сердечка…

В медицине кора калины применяется как кровоостанавливающее средство. Ягоды калины благотворно влияют на сердце. Свежие ягоды имеют горьковатый вкус. Их них варят очень вкусные варенья, компоты.

13 . Вышли малыши,

Белые крепыши,

Под зелёным зонтиком

Стоят на мостике,

За ручки держаться,

Под майским солнцем нежатся. (Ландыш)

Ландыш – многолетнее растение с ползущим корневищем и мелкими белыми ароматными цветочками. Растёт в тенистых лесах .

Лекарственные свойства ландыша известны людям с древнейших времён и не утратили своего значения до настоящего времени. В медицине применяются листья и цветки ландыша. Из них изготовляют препараты для улучшения работы сердца.
Ребята, в нашей библиотеке есть много книг о лекарственных растениях. В них рассказывается о том , как правильно собирать и сушить растения, в какие сроки это нужно делать. Для чего и как применять лекарственные растения, чтобы они принесли вам пользу, а не навредили. Какие растения можно использовать самим, а какие только по рекомендации врача.


И главное, как сохранить растения, чтобы они достались не только вам, но и другим людям. При сборе лекарственных растений вы должны помнить об их сохранении в природе. Ни в коем случае нельзя собирать все растения. При сборе цветков и заготовке травы необходимо оставлять несколько цветущих растений на одном квадратном метре для семенного размножения. При сборе плодов необходимо следить за состояние плодоносящих побегов, нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветки; при сборе плодов однолетних растений обязателен посев части собранных семян. При заготовке подземных органов (корни, корневища) полностью уничтожается всё растение, поэтому посев его семян на этом же месте обязателен!

Народная мудрость гласит: “Кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе, и людям”. Живя на Земле мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств.

Если не станет растений, то не станет на этой планете и нас, людей!!!
Мероприятие подготовила

и провела библиотекарь

филиала № 14 МУК «ЦБС»

Ромина Наталья Алексеевна
ЛИТЕРАТУРА


  1. Кравченко Т. В. «Нам от болезней всех полезней…» / Т. В. Кравченко // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 5. – С. 73-81.

  2. Крюкова Т. Ш. Лесная аптека (Сказочная энциклопедия лекарственных растений) / Т. Ш. Крюкова. – М. : Аквилегия-М, 2006. – 64 с. : ил.

  3. Лекарственные растения Вологодской области, их использование и охрана / Под ред. Л. И. Кацук. – Вологда, 1990. – 30 с.

  4. Лекарственные растения СССР: культивируемые и дикорастущие формы: фотоальбом. – М. : Планета, 1988. – 210 с.

  5. Сотник В. Ф. Кладовая здоровья: альбом / В. Ф. Сотник. – 2-е изд. – М. : Лесная промышленность, 1990. – 64 с. : ил.

2 апреля в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина провели увлекательную экскурсию по миру лекарственных растений «Я не степью хожу, я хожу по аптеке…» с членами клуба «Вместе». Участникам мероприятия напомнили, что растения – это удивительные и совершенные творения, они хранят в себе много секретов. В самом крохотном растении может таиться великая сила, способная лечить различные человеческие недуги.

«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами. Из известных на земле 50 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные растения , целебные свойства которых используются в современной медицине.

Библиотекари рассказали о мяте, зверобое, бессмертнике и полыни, о том, где они произрастают, какие обычаи и легенды связаны с этими растениями. О полезных свойствах перечисленных растений рассказал врач-травник (библиотекарь). Создать образ специалиста-медика позволил белый врачебный халат и колпак. Рабочее место врача-травника было оформлено табличкой, справочниками по фитотерапии и букетиками засушенных лекарственных растений.

Чтобы проверить на себе полезные свойства растений, библиотекари заварили два вида растительных чаев: один с мятой, другой – ассорти (календула, шиповник, зверобой). В ходе встречи напитки были предложены всем присутствующим. Все с удовольствием отведали чай, кто с конфеткой, а кто-то и просто так.

Участники экскурсии поделились своими знаниями о пользе некоторых растений. В заключение же мероприятия было сказано, что к вопросу применения лекарственных растений нужно подходить ответственно, после консультации со специалистом. Всем присутствующим в процессе мероприятия раздали закладки с рецептами приготовления лекарственных настоев.

Продолжилась встреча праздничным чаепитием.

Мероприятие прошло на фоне выставки «Зеленая аптека». Для оформления выставки использовались различные лекарственные растения, помещенные в прозрачные пластиковые баночки, на которые были прикреплены названия соответствующего растения, такие как шиповник, календула, тысячелистник и др.

ФОТООТЧЕТ:



















Внеклассное мероприятие по биологии «Целебные растения» проводится в школе с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственности в отношениях с природой, воспитание у детей здорового образа жизни.

Предварительная подготовка.

Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию.

Ход мероприятия

Когда на сердце не спокойно станет,
Когда не в силах совладать собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
А.К. Целье.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня на нашем вечере вы познакомитесь с удивительными растениями, которые помогают людям в лечении болезней и в поддержке здоровья.

Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи человека с естественной средой. Высокие темпы сегодняшней жизни, напряженность трудового процесса, стрессы самого разного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования ко всем органам человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую помощь могут оказать различные растительные средства.

Ведущий 2: Специалистам умственного труда, всем, кто работает с людьми, необходимы положительные психологические воздействия, например, вечерние прогулки в парк, сквер, где мирный шум деревьев успокаивает, ободряет. Ароматы некоторых трав – чабреца, мяты, душистой герани, хвои, лаванды, шалфея… успокаивают нервное возбуждение. Из этих растений готовят настои и опрыскивают ими помещения для сна. Хорошо снимают стресс ванны с хмелем, душистой календулой, чередой, валерьяной и их смесями.

Ведущий 1: Внутрь эти растения (нервно-успокаивающие) желательно принимать в виде чая, напитков, соков и лучше – во второй половине дня, на ночь. Чувствительность к растительным средствам индивидуальна, поэтому каждый человек подбирает растения для себя лично. Через 1,5 месяца растения меняют, т.к. организм может к ним привыкнуть.

Для стимуляции пониженного аппетита используют растения с горьким вкусом за 20-40 минут до еды. Это настойки горькой полыни, одуванчика, тысячелистника, а также лук, чеснок, черемша…

Ведущий 2: Зеленый мир нашей планеты всегда был близок человеку. Мудрость любящих природу людей создала бессмертные памятники не только научного, но и литературного творчества. Стихи о травах слагали даже медики. В ХII веке, например, была написана поэма « О свойствах трав». Её автор – врач и фармацевт Ода, живший во Франции. В поэме упоминается 77 лекарственных растений, сказано, как и где они растут, чем полезны.

Так о пользе всем известной ромашки написано:

Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке мудрый Асклепий…

…превосходно от печени лечит страдания,
прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку…

И это не единственная поэма о целительных травах, написанная в древности.

Известен «Салернский кодекс здоровья», составленный знаменитым врачом Арнальдо де Вилланова (ХIV век):

Розы добавишь цветков – и утихнут любовные боли,
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляют,
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.
Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм…
Роза, вербена, укроп, хемедонея, также и рута –
Все на микстуру идут, от которой зрение острее.

Ведущий 1: В душе каждого человека живет любовь к своему родному краю. Мы должны знать и помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его гибель. И сегодня мы попробуем узнать что-то новое о жизни матушки природы.

Ведущий 2: Мир цветов удивителен. У каждого цветка есть свой характер, свое назначение, своя тайна, тайна красоты… О многих цветах сложены легенды и предания. Вот одна из них.

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что прежде занимали злаки. В стихах поэта Марциала даже есть строка: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз».

Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы ставили в чаши на пиршествах. Желая поразить гостей, осыпали их розами. Венком из роз украшали невесту, лепестками осыпали брачное ложе. Розы бросали к ногам воинов-победителей.

Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страной роз («Гюль» означает «роза»).

Самые благоухающие розы выращивали фракийцы, жившие в Казанлыкской долине (Болгария). Из них получали розовое масло. В наших садах и парках розы стали разводить при Петре I.

Ведущий 1: Приглашаем учащихся 6а класса. Они нам расскажут о полезных свойствах розы и чая.

Ведущий 1: Благодарим за полезную информацию. Жюри оценивает выступление.

Ведущий 2: В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, причем многие из них обладают лекарственными свойствами. Особенно богаты целебными веществами молодые листья: в трех верхних листочках сосредоточена четверть всех биологически активных веществ чайного куста. Кофеин, содержание которого в высших сортах чая достигает 4%, обладает тонизирующим действием.

Ведущий 1: Что вы знаете о чае?

Викторина для зрителей.

  1. Кто открыл чай? (Говорят, что козы наелись чайных листьев с вечнозеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно.)
  2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, снижает кровяное давление, предохраняет от простуды (содержит витамин С).)
  3. В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены по чаепитию – англичане. Мужчины пьют больше женщин. В год на одного человека – 1800 чашек. И еще Ирландия.)
  4. Когда чай стал известен в России? (В 1638г царский стольник В. Тюменец, будучи послом в Монголии, впервые попробовал питьё, которое ему понравилось, и Алтын-хан послал в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу несколько судов чая.)
    Долгое время этот напиток у нас считался редким и был принадлежностью знати. Но постепенно чаепитие стало настолько популярным, что превратилось в национальный обычай. И именно у нас, в России, был изобретен самовар.
  5. Объясните выражение «Чайком побаловаться». (Крестьяне пили чай лишь в особых случаях: слишком он был дорог для них.)

Ведущий 1: Для выступления приглашаем учащихся 6б класса. Они нам тоже подготовили информацию о целебных растениях. А какую – попробуйте угадать!

Вопросы к зрителям:

  1. Научное название этого цветка – «римская трава». А ещё его называют поповник, ворожба, пупавки, солнешник.
  2. Какой цветок называют цветком влюбленных?
  3. До чего же цветок пригож, он на солнышко похож! (Ромашка.)

Ведущий 2: Откуда произошло выражение «Обобрали как липку»?

Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его голым. Появилась эта поговорка благодаря лаптям, которые раньше носили крестьяне на Руси. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 липок. Вот и стояли деревца ободранные, совсем голые. Но кроме плетения лаптей – липа ещё использовалась как лекарственное растение.

Ведущий 1: О липе и ромашке нам и расскажут учащиеся 6б класс.

Ведущий 2: Благодарим вас за полезную информацию. А сейчас – игра для зрителей «Слушай не зевай».

Условия проведения. Приглашаются по 2 человека от класса. Каждому ученику раздаются таблички с названием растения, которую он прикалывает на грудь.

(Примерное название растений: томат, капуста, береза, шиповник, липа, земляника, орешник, морковь.)

Ребята выстраиваются в одну линию, ведущий зачитывает задание – признаки, характерные для растений. Ученик должен найти соответствие признака и «его» растения. При правильном ответе - делает шаг вперед, при не правильном – выбывает из игры. Заработанные баллы зачисляются команде класса.

Задания:

  1. Многолетние растения (береза, шиповник, липа, земляника).
  2. Травянистые растения (томат, капуста, земляника, морковь).
  3. Кустарники (шиповник, орешник).
  4. Однолетние растения (томат).
  5. Покрытосеменные (все).
  6. Образующие корнеплод (морковь).

Ведущий 1: Спасибо участникам. А сейчас загадка:

Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять:
Двое бородатые, двое безбородые,
А последний пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа... (Чащелистики цветка шиповника.)

Ведущий 2: Трудно? Тогда ещё одна загадка.

Сидит на палочке, в красной рубашечке.
Брюшко сыто, камушками набито? (Шиповник.)

Молодцы! Отгадали. О полезных свойствах шиповника, а также календулы нам расскажут учащиеся 7а класса.

Ведущий 1: Спасибо за полезную информацию. А для зрителей проведем игру «Дегустатор».

Приглашаются по 1 человека от класса.

Задание: определить по вкусу и запаху растение, использованное для заваривания фиточая.

Используемые настои: ромашка, душица, смородина, земляника, мята.

За правильно угаданное растение – 1 бал. Набранные баллы зачисляются в копилку команды.

Ведущий 2:

То не зеленой стайкой сели на кусты мотыльки.
То вешним днем зазеленели смородины листки.
А летом в садике тенистом её увижу я –
Наденет красное монисто смородина моя.

Ведущий 1: Как вы уже догадались – речь пойдет о смородине. А представит её нам 7б класс.

Ведущий 2: Спасибо за полезную информацию. Жюри подсчитывает общие результаты.

А для всех остальных объявляется игра «Любовь с первого взгляда» .

Приглашаем 12 участников. Первые 6 участников получают картинки «плоды», другие 6 – «слова-синонимы». Задание: найти пару.

Например: лещина – орешник, осина – тополь дрожащий.

Пока жюри подводят итоги, объявляется музыкальная пауза.

Слово жюри, награждение команд.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только белые цветы?

Ведущий 2: Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только желтые цветы?

Ведущий 2: Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

Ведущий 1:

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

Ведущий 2:

Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!

Всего хорошего! До новых встреч!