Важнейшие сельскохозяйственные растения и их значение. Сельскохозяйственные культуры. Экскурсия на учебно-опытный участок. Ознакомление с ведущими сельскохозяйственными культурами данной зоны

Задача селекции - создание новых сортов, превосходящих по хозяйственно полезным признакам сорта, уже распространенные в производстве.

Для выведения новых сортов необходим исходный материал. Его получают, используя разнообразие культурных и диких растений, путем гибридизации и создания искусственных мутаций. Для правильного использования исходного материала необходимо знание систематики растений.

Систематическая и эколого-географическая группировка культурных растений

В настоящее время известно около 1800 тыс. видов организмов, в том числе более 500 тыс. видов растений, из них 300 тыс. видов покрытосеменных. Чтобы разобраться в большом разнообразии животных и растений, их классифицируют и систематизируют. Наука, разрабатывающая принципы классификации органического мира, называется систематикой. Это основа познания животного и растительного мира. Задача ее заключается в построении естественной системы, отражающей процесс эволюции живых существ. На основании общности происхождения организмов их объединяют в группы - систематические таксономические единицы. Основная систематическая единица - вид.

Видом называется совокупность особей, родственных по происхождению и имеющих качественные отличия от других видов. Особи одного вида сходны между собой, легко скрещиваются и дают плодовитое потомство. Они приспособлены к жизни в определенных условиях и вследствие этого занимают определенный ареал.

В середине XVIII в. шведский натуралист К. Линней предложил для обозначения видов двойную, так называемую бинарную номенклатуру, основанную на принципе объединения близких видов в более крупные систематические группы - роды.

Каждое растение в бинарной номенклатуре обозначается двумя латинскими словами. Первое - название рода, оно пишется с заглавной буквы, следующее за ним собственно видовое название - со строчной. Например, вид пшеница мягкая в бинарной номенклатуре обозначается Triticum aestivum, вид картофель культурный - Solanum tuberosum.

Ботаническая классификация растений включает и другие систематические единицы. Близкие роды объединяются в одно семейство, виды делятся на разновидности. При изучении и использовании исходного материала в селекции необходимо знать соподчинение следующих основных систематических единиц: семейство - род - вид - разновидность.

Ботаническая систематика - лишь первый шаг в познании многообразия культурных растений. Для практической селекции таких знаний недостаточно. Необходимо знать не только виды и разновидности данной культуры, но и их биологические особенности, с которыми связано приспособление растений к различным условиям произрастания. Растения, относящиеся к одной и той же ботанической разновидности, но разного географического происхождения, могут резко отличаться по устойчивости к засухе, низким температурам, поражению болезнями и повреждению вредителями, а также иметь биохимические различия. Растения могут относиться к разным разновидностям, но характеризоваться сходными биологическими особенностями.

Так как между формами растений в пределах одного вида существуют биологические различия, в селекции очень важно понятие экологический тип , или экотип (от греч. эйкос - дом). Это относительно наследственно устойчивая форма данного вида, приспособленная к существованию в определенных почвенно-климатических условиях. Например, северная и южная форма костра безостого - два отдельных экотипа этого вида; они существенно различаются по биологическим признакам.

Наука, изучающая взаимоотношения растений и окружающей среды, закономерности формирования экотипов, называется экологией. Для различных видов растений экология установила три важных общих экотипа: ксерофит, гигрофит и мезофит. Растения, приспособленные к засушливым условиям существования, называются ксерофильными, к жизни в избыточно увлажненных местообитаниях- гигрофильными, а к произрастанию в условиях среднего (достаточного) увлажнения - мезофильными.

Для селекции необходимо иметь характеристику одних и тех же н различных по хозяйственно-биологическим признакам форм растений при выращивании их в разных почвенно-климатических условиях. При этом наиболее важны следующие показатели: различия в продолжительности вегетационного периода и его структуре, то есть в прохождении отдельных фаз развития;

количественные признаки, определяющие урожай (число и масса семян, плодов и т. д.) и его структуру;

вегетативные признаки (длина стебля, облиственность, степень отрастания после различных повреждений и т. д.);

особенности цветения (открытое, закрытое, изменение типа цветения при различных показателях температуры и увлажнения);

различия по биохимическому составу урожая (изменчивость содержания белка, сахара, крахмала, жира и т. д.);

отношение к условиям увлажнения (ксерофильный, гигрофильный или мезофильный типы развития).

Характеристика растительных форм, степень их сходства и различий по названным и многим другим биологическим особенностям даются в результате их эколого-географической группировки.

Эколого-географическая систематика культурных растений, основоположником которой является академик Н. И. Вавилов, отражает определенные закономерности в дифференциации видов на эколого-географические группы. Каждая такая группа характеризуется сходными для всех культур признаками, сформировавшимися под влиянием отбора в одних и тех же природно-географических условиях, причем различия между растениями разных групп значительны как по морфологическим признакам, так и по физиологическим свойствам. Эколого-географическая систематика дает селекционеру возможность ориентироваться в огромном многообразии культурных растений и помогает отыскивать нужные формы и сорта.

В нашей стране проведено эколого-географическое изучение многих культур, выделены и описаны основные экотипы, сложившиеся в различных условиях местообитания и возделывания. Например, для пшеницы, по данным ВИР, установлены следующие основные экологические группы: степная, лесостепная, лесная, западноевропейская, северная скороспелая, среднеазиатская, горнотаджикская, предгорная, азербайджанская.

Изучение культурных растений на основе эколого-географических принципов позволило выяснить роль естественного н искусственного отбора и значение внешних условий в формировании различных экотипов. В полном соответствии с учением Ч. Дарвина эколого-географическая систематика устанавливает, что эволюция культурных растений во времени и в различных географических условиях связана с деятельностью человека по отбору и возделыванию растений.

По схеме, предложенной Н. И. Вавиловым, вид разделяется на различные эколого-географические типы, которые, в свою очередь, делятся по немногим, но хорошо различимым признакам на ботанические разновидности, а ботанические разновидности - на формы и сорта. Следовательно, изучение исходного материала в селекции растений необходимо вести на основе ботанической и эколого-географической систематики.

Конспект урока по технологии в 5 классе,

« Сельскохозяйственный труд» по теме:

Выполнила: учитель МБОУ СОШ села Фащевка

Матыцина Надежда Николаевна

2015г

Предмет: Сельскохозяйственный труд

Тема: « Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни»

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, учебники.

Цель: - познакомить учащихся с многообразием сельскохозяйственных растений и продолжительностью их жизни

Показать значение их для человека

Предметные результаты :

Формировать умение приводить примеры сельскохозяйственных растений различных групп

Формировать умение объяснять значение сельскохозяйственных растений в жизни человека

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД :

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности.

2.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД :

1.Сформировать умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственные связи.

2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Коммуникативные УУД :

1.Сфорировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные УУД : сформировать умение производить проверку и взаимопроверку работы

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Просмотреть видео-загадки. Как этот мультфильм связан с темой урока? что будем изучать сегодня на уроке? (Растения)

О каких растениях пойдет речь? Задание «Калейдоскоп»: соберите из предложенных букв слово сель нные ско яйс тве хоз

Сельскохозяйственные растения. Человек научился выращивать огромное количество самых разных сельскохозяйственных растений .

Тема урока « Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни»

Записывают тему урока в тетрадях, учитель – на доске. Какие же цели урока мы поставим? Какие бывают сельскохозяйственные растения, зачем их выращивают, каково их значение?

  1. Стадия осмысления. Работы в группах. Заполнить кластер «Сельскохозяйственные растения» Подойдите к доске, выберите карточки с изображенными растениями, приготовьте рассказ, используя текст учебника, по плану:

План

1.К какой сельскохозяйственной группе относится данное растение?

2.Какие другие растения относятся к данной группе?

3.Каково их значение для человека?

Задание для группы №1 « З ерновые культуры»

Задание для группы №2 « Крупяные культуры»

Задание для группы №3 « Зернобобовые культуры»

Задание для группы №4 « Плодовые и ягодные культуры»

Задание для группы №5 « Овощные культуры»

Задание для группы №6 « Кормовые травы»

  1. Выполнение задания с помощью текста учебника. 1-й представитель каждой группы выходит к доске, прикрепляет картинку, вписывает название группы в общий кластер, ниже вписывает примеры других растений этой группы. 2-й представитель рассказывает о значении растений для человека

Физкультминутка для глаз « Осень»

Назовите все группы сельскохозяйственных растений

Посмотрите на растения: капуста, огурец на стадии цветения, яблоня, в чем отличия?

Помидор образует цветки, а затем плоды в первый год жизни, капуста только на второй год жизни, а яблоня цветет и плодоносит много лет. Эти растения разные по продолжительности жизни. Дайте определение понятиям: однолетние, двулетние, многолетние. Выполняют задания по рядам, используя текст учебника, все определения записать в тетрадь по памяти.

  1. Закрепление. Выполните тест

1. Зерновая культура, используемая для выпечки белого хлеба. __________

2. Зерном этой культуры кормят лошадей, а из муки готовят вкусное печенье.___________

3. Общее название культур, к которым относятся пшеница, рожь, ячмень овес._________

4. Группа культур, в которую входят горох, фасоль, бобы._____________

5. Общее название культур, к которым относятся яблоня, груша, слива. ____________

6. Группа культур, в которую входят огурцы, помидоры, свёкла, морковь __________

7. Растения, используемые на корм животным _____________

8. Какому слову в русском языке соответствует слово «аграрный»? ______________

Взаимопроверка.

Ответы:

1.пшеница

2.овес

3.зерновые

4.зернобобовые

5. плодово-ягодные

6. овощные

7. кормовые

8.сельскохозяйственный

Оценивание результатов работы, карточка « Светофор»

Оценки: нет ошибок –«5» зеленая карточка

1 ошибка - «4» желтая карточка

2 ошибки - «3» красная карточка

Поднимите карточки, соответствующие вашим оценкам.

  1. Вывод

Какая была цель нашего урока?

Цель урока достигнута?

Какие бывают группы растений?

На какие группы делятся растения по продолжительности жизни?

К каким группам растений относятся растения - отгадки из мультфильма?

6. Домашнее задание: 1) нарисовать растения различных групп, выращиваемых дома,

2) собрать коллекцию « Сельскохозяйственные растения»

7. Рефлексия « Светофор». Если тема понятна – зеленая карточка, остались вопросы - желтая, возникли затруднения- красная



Сельскохозяйственные культуры - это культурные растения, возделываемые с целью получения продуктов питания (продовольственные культуры), технического сырья (технические культуры), корма для скота (кормовые культуры).

Сельскохозяйственные или культурные растения - это преимущественно покрытосеменные (цветковые). От них человек получает огромное количество полезных органических веществ - углеводов, белков, жирных масел, органических кислот, витаминов, алкалоидов, глюкозидов. Растения являются основным источником корма для домашних животных. Технические культуры дают нам волокна, каучук, гуттаперчу, пробку. Из растительных продуктов изготавливаются одежда и бумага. Даже продукты животного происхождения (мясо, молоко, масло) являются результатом переработки растительного сырья. Растениеводство возникло около 7-8 тысяч лет назад. Основу его составляли виды местной флоры. Разнообразные культурные растения имеют различную давность и различное происхождение.

Каждое культурное растение имеет свой ботанико-географический и генетический центр. В таксономии культурных растений используется понятие сорт. Сортом называют искусственно созданную в процессе селекции совокупность особей (популяцию), которая характеризуется определенными наследственными особенностями: высокой продуктивностью, морфологическими и физиологическими признаками. Для каждого сорта характерна определенная реакция на окружающую среду. Полезные сортовые качества проявляются наиболее полно лишь при соблюдении условий культивирования, главными из которых являются комплекс определенных климатических факторов и соответствующая агротехника.
Большинство сортов культурных растений строго районированы, то есть способны произрастать только в определенных почвенно-климатических зонах. Для выведения новых сортов растений существует целая система научных и научно-практических учреждений. Это институты,селекционные станции, сортоиспытательные участки. Благодаря их деятельности постоянно выводятся сотни новых сортов зерновых, бобовых, масличных, овощных, технических культурных растений.

Где бы ни жил человек - в большом городе, маленьком поселке или затерявшейся в лесной глуши деревушке, - он ежедневно пользуется дарами зерновых культур.

Кукуруза. Фото: Natural Resources Conservation Service Soil Health Campaign


Из одной только пшеничной муки выпекают сотни разных хлебных изделий. Кто не любит румяные пироги, блины, пряники или баранки, аппетитные пончики или слойки, витые халы, посыпанные маком, или... Да разве сразу все назовешь! А хлеб - повседневная пища наша? Он никогда не надоедает, не приедается. Тарелку с душистыми ломтиками черного и белого хлеба первой ставят на стол. «Хлеб - всему голова»,- гласит народная мудрость. И точно, без него даже мясо несытно и невкусно.

В хлебе заключена и соль земли, и тепло солнца. В хрустящей корочке его и в пышном мякише сохранилось все, что было создано зеленым растением и накопилось в его зернах. Вот откуда в хлебе крахмал, сахар, жиры, белки и другие вещества.
Какие еще сельскохозяйственные растения, помимо пшеницы, относятся к зерновым? «Рожь, кукуруза, рис»,- скажет почти всякий, вспомнив о ржаном хлебе, кукурузных хлопьях или о вкусной рисовой каше. Но и этим не исчерпывается список зерновых, их много.
Они отличаются морфологическими признаками, например строением плода, разнообразием получаемой сельскохозяйственной продукции. Люди подразделили зерновые на три группы: первая и вторая - зерновые хлеба (почти все они из семейства злаков), а третья - зерно¬бобовые.
Пшеница, рожь, ячмень, овес - это хлебные злаки первой группы.

Хлебные злаки второй группы - просо, кукуруза, рис, сорго. Сюда же причисляют гречиху, хотя она и не из знаменитого семейства злаков.
Третья группа объединяет зернобобовые - горох, чечевицу, вику, чину, нут, люпин, фасоль, сою. Все они из семейства мотыльковых (бобовых).
Жизнь людей тесно связана с зерновыми культурами, Пшеница, кукуруза, рис, ячмень, просо - это все древнейшие растения. Человек начал выращивать ЕХ очень давно. В настоящее время занимают ведущее место в мировом земледелии.

Хлебные злаки очень широко возделываются. Ими засеваются почти две трети площадей всех полей нашей планеты. Попробуйте представить себе эти безграничные просторы хлебов.

На долю других полевых культур остается всего-навсего третья часть посевной площади. А набор их гораздо шире: картофель, хлопчатник, подсолнечник, сахарная свекла, кунжут, арахис, горчица, лен, горох, фасоль, соя, люпин и целый ряд других видов.
Зерновых много, а пшеница считается важнейшей продовольственной культурой. Неспроста она завоевала первое место в мире по площади возделывания среди всех культур. Замечательная рекордсменка достойна быть увенчанной лавровым венком Пшеница - главный хлеб, это богатство нашего народа, основа его благосостояния.
Во многих странах пшеница заслужила уважение и почет. Ведь она кормит больше половины всего населения земного шара.
Второй важнейшей зерновой культурой является рис. По площади возделывания он идет сразу же после пшеницы. Это основной хлебный злак в Японии, Китае, Индии, Индонезии, Бирме и других странах Азии.

Третье место в мире, а первое место на своей родине - в Америке принадлежит кукурузе.
Легко заметить, что очередность основных зерновых культур здесь такая же. На первом месте в мире пшеница! Больше всего зерна человечество собирает от этого хлебного злака. Затем идут кукуруза, ячмень, овес и рожь.

Медоносные сельскохозяйственные полевые растения не во всех зонах России имеют одинаковое значение. В степной части юга страны сельскохозяйственные культуры имеют одинаковое значение. В степной части юга страны сельскохозяйственные культуры служат главным, а во многих случаях и единственным источником медосбора. Здесь на больших площадях возделываются такие первоклассные медоносы, как подсолнечник, гречиха, рапс, кориандр, горчица, эспарцет и некоторые другие.

В лесостепной европейской части России значение полевых культур для пчел также очень велико. Здесь широко распространены гречиха, подсолнечник, горчица белая, кориандр. Но в этих районах немалую роль уже играют и дикорастущие медоносы.

В лесной зоне роль полевых медоносов резко уменьшается. Под гречихой здесь заняты небольшие площади.

Гречиха - одна из важнейших крупяных и медоносных культур. Наша страна занимает первое место в мире по площади посева гречихи. Посевы этой культуры сосредоточены главным образом в центральной черноземной полосе и некоторых областях Нечерноземного Центра (особенно в Курской, Орловской, Рязанской и Брянской областях), в Татарии, Башкирии и Удмуртии, на Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.


Горчица. Фото: Bev Sykes


Важнейшая биологическая особенность гречихи – разнотипность ее цветков: разностолбчатость, или гетеростилия. Цветение гречихи начинается на 30 – 40-й день после посева и продолжается в среднем 25 – 30 дней у раннеспелых сортов и 30 – 40 дней - у позднеспелых. В жаркую, сухую и холодную, а также дождливую погоду нектаровыделение гречихи резко снижается. В такую погоду пчелы ее почти не посещают. Гречиха хорошо удается на разных почвах, в том числе и на легких песчаных. Хорошими предшественниками для нее являются зерновые, бобовые, картофель и корнеплоды.
Используют гречиху и как пожнивную культуру; особенно перспективно такое ее использование в южных и юго-западных районах с длительным безморозным периодом.

Фосфорные и калийные удобрения способствуют большему выделению нектара у гречихи, благодаря чему она лучше посещается пчелами.

Подсолнечник – важнейшая масличная культура. Основными районами его возделывания являются Северный Кавказ, центральная черноземная полоса, Поволжье, Западная Сибирь. Преимущественно как силосная культура подсолнечник возделывается также в Красноярском крае, Иркутской области и на Дальнем Востоке.

Подсолнечник относится к семейству сложноцветных. Соцветие у него – корзинка, диаметр которой у большинства масличных сортов 12 – 20 см. По краям корзинки расположены яркие язычковые цветки, которые не носят генеративных функций, и служат для привлечения насекомых, а внутри трубчатые обоеполые цветки. Число последних в корзинке от 600 до 1200 и более штук.

Подсолнечник требователен к теплу и отличается засухоустойчивостью. Зацветает он на 60 – 80-й день после посева и цветет около 30 дней. С 1 га подсолнечника пчелы могут собрать до 40 кг меда.

Горчица. В России возделывается горчица сизая и горчица белая. Оба вида являются прекрасными медоносами. Горчица сизая распространена преимущественно на юго-востоке страны, а белая – в районах нечерноземной полосе. Зацветает горчица на 40 – 45-й день после посева, цветет около трех недель. С 1 га горчицы белой пчелы могут собрать до 100 кг меда, а сизой – 50 – 60 кг. Мед с горчицы легко кристаллизуется, поэтому оставлять его пчелам на зиму не следует.

Лекарственные и пряные медоносные растения отличаются, как правило, высокой медовой продуктивностью и продолжительным сроком цветения – кориандр, анис, амми зубная, пустырник, тмин, лаванда.

Кориандр - эфирномасличная культура. Возделывается кориандр главным образом в районах центральной черноземной полосы, в Поволжье, на Северном Кавказе. Кориандр очень требователен к теплу, особенно в период цветения и созревания, и к почве. Вегетационный период его колеблется от 90 до 120 дней. На Северном Кавказе хорошие урожаи семян дают озимые посевы этой культуры. Кориандр весеннего посева зацветает примерно во второй или третьей пятидневке июля, а при подзимнем посеве – в середине июня. Продолжительность цветения около месяца. Медопродуктивность 1 га кориандра при благоприятных условиях составляет 200 кг и более. В районах массового возделывания эта культура наряду с подсолнечником служит источником главного взятка.

Кормовые медоносные травы представляют особую группу полевых культур, как основные растения обеспечивающие кормовую базу животноводства

Эспарцет – очень ценное многолетнее кормовое и медоносное растение семейства бобовых. В нашей стране распространены эспарцет посевной, песчаный и закавказский. Как в чистом виде, так и в бобово-злаковых травосмесях эспарцет возделывается на Северном Кавказе, в центральной черноземной полосе и Поволжье. Культура отличается высокой засухоустойчивостью. Особенно хорошо растет на почвах, богатых известью. Эспарцет – отличный медонос. С 1 га площади, занятой этой культурой, можно получить от 70 до 400 кг превосходного меда и более. Цветет эспарцет раньше других полевых медоносных культур (в конце мая - начале июня), обеспечивая в это время пчел прекрасным медосбором.

Клевер розовый (гибридный) – многолетнее кормовое растение из семейства бобовых. К почвам менее требователен, чем красный клевер; удается на болотистых почвах, легких и сухих почв не выносит. Клевер розовый используется в травосмеси на сено, зеленый корм и выпас. Зацветает он в третьей декаде июня, т.е. несколько позже клевера белого. Медопродуктивность 1 га клевера розового равняется примерно 120 кг. Эта культура может играть большую роль в улучшении медоносной базы пчеловодства в районах достаточного увлажнения (при улучшении лугов и пастбищ).
Клевер белый (ползучий) распространен в лесной, лесостепной и степной зонах, а также в горных районах страны. Отличается большой зимостойкостью, выносливостью к затоплению. Хорошо растет на увлажненных суглинистых и глинистых почвах. Как пастбищное растение отличается быстрым отрастанием после стравливания. В средней полосе клевер белый цветет с первой декады июня до поздней осени, но массовое цветение заканчивается во второй половине июля. Белый клевер является очень важным медоносом лесной нечерноземной полосы нашей страны. С 1 га сплошного травостоя можно получить около 100 кг меда.

Клевер красный выделяет довольно много нектара. Однако из-за того, что он скапливается на дне длинных трубочек венчиков, лучше использовать его могут длиннохоботные пчелы (кавказские, карпатские).

Донник – высокоурожайное кормовое растение, отличающееся высокой нектаропродуктивностью. Донник можно использовать на сено, силос, зеленый корм и как сидерат. В культуре наиболее распространены двухлетние – белый и желтый. Донник хорошо переносит засухи и довольно зимостоек. Хорошо произрастает на различных почвах, а исключением заболоченных, кислых почв и сыпучих песков. Очень солевынослив. Донники - прекрасные медоносы и в южных районах нередко дают главный взяток. Цветут с июня до поздней осени. Донник желтый зацветает на 10 – 12 дней раньше белого. С 1 га донника можно получить более 300 кг меда.



Класс: 5 Б класс

Дата : 18.03.2016.г

Предмет: Естествознание.

Тема урока: Многообразие растений и их значение. Сельскохозяйственные растения §46.

Цель урока: - дать понятие многообразии растений, и значении для окружающей среды и человека;

Развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;

Формировать прочную систему знаний по курсу, усложнять словарный запас, воспитывать внимание и усидчивость.

Средства обучения: иллюстрации и рисунки в учебнике, презентация, гербарий «Злаковые».

Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.

Ход урока:

I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).

II. Актуализация знаний: опрос производится устно:

1. Какие царства вы знаете?

2. Что такое биосфера?

3. Где появились первые живые существа?

4. Какова продолжительность жизни живых организмов?

5. Что такое флора и фауна?

III. Объяснение нового материала:

Мотивация к уроку:

Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):

1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)

2. Вкусны - оближешь пальчики- оранжевые мячики.

Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)

3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, а кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)

4. Вот печальная картина: затянула пруд весь.. .(тина)

5. Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)

6. Голубой лужок, голубой бережок,

Голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (незабудка)

7. Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)

8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.

Но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток, (ячмень)

Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ

Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.

Растительный мир нашей планеты (флора) насчитывает около 500 тыс.видов.(рис.123)

Они отличаются друг от друга внешним видом(рис.124),размерами, строением, продолжительностью жизни, способами размножения и местом обитания. Растения живут и на суше, и воде. Почти все они имеют зеленую окраску, которая зависит от красящего вещества зеленого цвета хлорофилла.

У многих растений –яркие цветки и плоды. Это цветковые растения. Их насчитывают около 250.тыс.видов.Они произрастают по всему земному шару.У лругих растений цветков не бывает.

Царство растений делится на 2 подцартства. К низшим растениям относят водоросли. Их тело не делится на привычные нам корень. Стебель, листья и цветки.

К высшим растениям относятся мхи, папоротники, хвойные, цветковые.У мхов есть стебель и листья, но нет ни корней, ни цветков. Они предпочитают селитьсяч на болотах, во влажном лесу и т.д. Папоротники кроме стеблей и листьев имеют корни. Сейчас это травянистые растения. (рис.125). Хвойные -это в основном вечнозеленые деревья (рис.126) и кустарники. Цветков у них не бывает. Листья имеют обычно форму игл или чешуек. Цветковые растения очень разнообразны. Здесь розы и кактусы, тополя и пальмы,злаки и тюльпаны. и др.

IV. Закрепление новой темы:

1. Растительный мир нашей планеты насчитывает около …….. видов растений. (0,5 млн)

2. Только в Казахстане произрастает ……. Видов растений (6)

3. Растения живут и на ….., и в … (вода, суша)

4. Зеленая окраска растений зависит от наличия красящего вещества - …..(хлорофилла)

5. Цветковых растений насчитывается около …. Видов (250)

6. Царство растений делится на … подцарства (2)

7. Водоросли относятся к …. Растениям (низшим)

8. Мхи, папоротники, хвойные, цветковые – это… растения (высшее)

9. С помощью человека были выведены …растения (большое кол-во культурных)

10. Сосна, лук, чеснок выделяют особое вещества -… (фитоциды)

Тест

1. Для получения одежды используют:

А) Лен Б) Подсолнух В) Тыкву Г) Яблоню

2. У кустарников, в отличие от дерева, нет:

А) Цветков Б) Листьев Б) Корней Г) Главного стебля

3. К кустарникам относится:

А) Береза Б) Осина В) Роза Г) Одуванчик.

4. Человек использует в пищу листья:

А) Картофеля Б) Яблони В) Редиса Г) Капусты

5. Человек использует в пищу семена:

А) Капусты Б) Гороха В) Яблони Г) Моркови

6. К дереву относится:

А) Сирень Б) Ель В) Шиповник Г) Перец

7. Культурные растения:

А) Пшеница Б) Одуванчик В) Ковыль Г) Сон-трава

8. Дикорастущие растения:

А) Подсолнечник Б) Астра В) Подорожник Г) Георгин

9. Из подсолнечника получают:

А) Сок Б) Масло В) Бактерии Г) Фитонциды

10. Ранней весной цветет:

А) Астра Б) Роза В) Сирень Г) Горох

Коды ответов:

1 §25.

МИР КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Минск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью

Задачи:

Введение (2 ч)



Экскурсии

Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.

Практические работы

1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.

2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).

Культурные растения и условия, необходимые для их жизни

Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.

Практические работы

Выгонка зеленого лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие.

Опыты

Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте.



Образование крахмала в листьях на свету.

Практические работы

Опыты

Практические работы

Подготовка почвы к посеву.

Планетарная роль растений (1 ч)

Роль зеленых растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зеленых насаждений. Работа учащихся по охране растительности, озеленению своего города (села), территории учреждения образования, учебных кабинетов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления о (об) :

– роли культурных растений в жизни человека;

– рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве;

– разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;

– особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;

– использовании органов растений человеком;

– условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;

– способах размножения культурных растений;

– многообразии и уникальности растительного мира.

Учащиеся овладевают следующими способами деятельности :

– объяснять значение культурных растений в жизни человека;

– называть важнейшие сельскохозяйственные культуры;

– ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы;

– обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;

– проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;

– проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями;

– применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания;

– овладевать приёмами возделывания культурных растений;

– соблюдать правила бережного отношения к растениям.


МИР КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Минск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К данной программе разработаны и изданы дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогов.

Учебная программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Обучающиеся узнают о роли воды, света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.

Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе ее изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся.

Целью факультативных занятий являетсярасширение знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями и навыками по выращиванию культурных растений и формирование познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры.

Задачи:

– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;

– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;

– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;

– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;

– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.

Введение (2 ч)

Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времен до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.

Экскурсии

1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий, ботанического сада и др.).

Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (6 ч)

Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.

Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.