Пропитка демпфирующая. Восстановление тканевых подвесов акустики. Мнение эксперта о пропитке подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин

Я рекомендую для систем винтажную акустику Золотой Эры hi-fi, но всегда предупреждаю, что лучшие модели колонок, как правило, нуждаются в серьезной восстановительной работе. Десять лет назад еще можно было услышать хорошее звучание от винтажных колонок в состоянии «как есть», но процессы деградации определенных технических узлов - главным образом, подвесов - нарастают лавинообразно, и сегодня почти невозможно найти колонки Diatone или Technics, которые могли бы хорошо звучать без реставрационного вмешательства. (прим. у колонок Technics резиновые подвесы - в названии статьи осталось упоминание тканевых, тк на момент новой редакции статьи ссылка проиндексирована)

Кроме того, неспадающий спрос на винтажную акустику с каждым днем уменьшает на рынке количество сохранных экземпляров, и желающим приобрести топовые и предтоповые модели колонок все чаще приходится довольствоваться экземплярами в , как на фото ниже.


Можно ли восстановить подобную акустику? Начнем с Diatone, раз уж фото этих колонок было выложено первым. Hiendmusic рекомендует приобретать акустику Diatone не ниже 2000 серии:

Diatone DS5000 и Diatone V5000 могут стать основой системы самого высокого уровня;

Diatone DS3000 - прекрасный вариант для небольших помещений, в которых предполагается ходить, а не только сидеть и слушать музыку;

Diatone DS2000 - отличные колонки для относительно недорогого сетапа.

Все «Диатоны» отличаются сочным драйвовым звуком, который иногда может показаться чересчур ярким и резким, что скорее объясняется сочетанием цифровых источников с транзисторным усилением, чем особенностью колонок, созданных в эру аналога.

Внутренние фильтры «диатонов» надежно собраны из качественных элементов и по сей день работают отлично - с ними проблем нет, а если возникнут, то заменить «уставшие» детали несложно - можно этого не бояться. Твитеры и купольные среднечастотники имеют мембраны из титана и титан-бора. Это хрупкий материал, и разбитые ВЧ и СЧ динамиков - частый результат неаккуратной транспортировки колонок. В этом случае купола приходится менять на «донорские», но это форс-мажорная авария, и, если купола целы - делать с динамиками ничего не нужно. Разве что аккуратно почистить мембраны.


Единственный элемент акустики Diatone, который требует обязательного вмешательства - тканевые подвесы басовых и мидбасовых динамиков. Они покрыты с внутренней стороны специальной смолой, которая на всех, без исключения, колонках высыхает до состояния янтаря. Подвесы с такой смолой, вместо нормального эластично-упругого состояния, становятся жесткими, и колонки звучат неправильно. Гулкий коробчатый бас или полное отсутствие баса, резкая крикливая середина - обычный результат использования Diatone с жесткими подвесами. На фото ниже вы видите засохшую смолу на внутренней стороне подвеса мидбасового динамика Diatone DS5000. Обратите внимание: под действием гравитации смола постепенно стекала с верхней части подвеса к нижней, в результате чего внизу образовалась толстая прочная корка. Из-за этого диффузор не только лишен требуемой подвижности, но и работает с перекосом.

Распространенный способ размягчения жестких подвесов - покрытие их специальной жидкостью, которая растворяет смолу. Эта жидкость продается в Японии, и в сети можно легко найти Проблема в том, что размягчение подвесов таким способом помогает на короткий срок - около полугода. Потом процесс нужно повторять, и через 3-4 цикла смола на подвесе окончательно деградирует, лишая колонки правильного звучания навсегда, или, вернее, до глубокого реставрационного вмешательства.

Еще одна проблема, связанная с японской жидкостью - глупые ролики на ю-тубе, где владельцы Diatone демонстрируют, какой мягкий у них получился подвес. Из-за этих роликов многие считают, что подвесы нужно размягчать до предела, превращают их в сопли, и опять же, лишают колонки возможности звучать правильно до полной их реставрации.

Предлагая акустику Diatone, я сразу провожу полное восстановление подвесов по рецепту, который методом проб и ошибок разрабатывал в течение трех месяцев. На фото часть экспериментальных смесей, которые были забракованы в результате десятков опытов.

В конце концов, удалось подобрать правильную рецептуру и теперь, после моей обработки, динамики Диатонов звучат идеально, а полученный результат остается на много лет. Ознакомиться с процессом можно, посмотрев короткое ВИДЕО. Сразу должен предупредить, что секрет обработки я не раскрываю.


Кроме восстановления подвесов акустика Diatone часто нуждается в косметическом ремонте корпусов и покраске золоченых ободков динамиков - они почти всегда покрыты некрасивой коррозией.

В результате реставрации акустика приобретает коллекционный вид и отлично звучит. На фото ниже запечатлена та самая пара, фотографии которой были в начале статьи. Сейчас она великолепно играет в системе одного из моих заказчиков.

Другая модель акустики, которая в обязательном порядке требует восстановления, причем более серьезного, чем Diatone - это Technics SB8000. Это прекрасная фазолинейная акустика с бумажными диффузорами, способная воспроизводить не слишком тяжелую (до хард-рока включительно) музыку с натуральностью живой клубной сцены. Каково было мое удивление, когда несколько клиентов, которым я рекомендовал послушать эти колонки в различных точках продаж, вернулись разочарованными. «Резкий, отвратительный звук, невозможно слушать», - был единодушный вердикт.

Ситуация прояснилась, когда одни такие «техниксы» оказались в моей мастерской. Второй сверху динамик этих колонок - бумажный mid-high, отвечающий за частоты 1100-4000Hz должен иметь с внутренней стороны специальный поролоновый демпфер. На всех, без исключения, колонках этих моделей такой демпфер высох и рассыпался от времени, в результате чего диффузор работает не в том режиме, в котором должен.


Кроме того, бумажные диффузоры, на которые в течение долгих лет оседала влага, копоть и жир, потеряли требуемую жесткость и стали мягче, чем нужно. То же самое касается тонких резиновых подвесов. Все эти факторы, складываясь друг с другом, превращают Technics SB8000 в «расстроенный рояль», и неудивительно, что звучание этих колонок даже в лучшем косметическом состоянии многих разочаровывает. Чтобы вернуть им звук, а не только внешнюю свежесть, требуется серьезная работа с динамиками.

Специальным составом возвращается упругость дряблым резиновым подвесам.

Очищаются и с обеих сторон покрываются двумя специальными составами бумажные диффузоры.

Рассохшийся демпфер заменяется новым поролоновым кольцом со специальной пропиткой.


После проведения всех работ Technics SB8000 звучат совершенно иначе. Некоторые спрашивают, как я могу быть уверен, что это именно тот звук, который был сорок лет назад? Мне не нужно уверенности в том, что это «тот» звук - достаточно абсолютно натурального воспроизведения джазовых, блюзовых и классических записей. С аналоговым источником эти колонки после реставрации звучат так, что чувствуешь себя на живом концерте в первом ряду хорошего музыкального клуба. Что еще нужно? Послушать небольшой фрагмент можно на этом ВИДЕО - рекомендую подключить наушники.

Еще несколько слов нужно сказать об усилении для перечисленной акустики. Для четырех систем из пяти я рекомендую лампово-транзисторный биампинг, но штатное подключение двух усилителей имеет только Diatone DS5000. Биампинговые сетапы с Diatone DS3000 и Technics SB8000 требуют установки дополнительных терминалов и включения в систему или Такой апгрейд позволяет выжать из акустики максимум и получить систему с выдающимся звучанием. Подробнее об этом в статье БИАМПИНГОВОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДТОПОВОЙ АКУСТИКИ.

Пропитка диффузоров

С амые лучшие диффузоры - бумажные. Бумага бывает с наполнителем из натуральных волокон ткани, шерсти, однако это не относится к динамическим головкам экс -USSR , а также нынешнему Китаю - здесь мы имеем бумагу в чистом виде. Причем, если в СССР динамики "придумывали" (копировали и развивали трофейные немецкие разработки) все-таки умные люди и большинство динамиков изготовлялись с диффузорами, имеющими экспоненциальную образующую, то китайские динамики в основной своей массе - конусы. Конусный диффузор очень хорошо колеблется сам по себе, создавая настоящий частокол пиков/провалов на АЧХ и сильно искажая ФЧХ головки. Чтобы снизить собственные резонансы в диффузоре у нас есть один способ - придать различным участкам диффузора (по пути распространения в нем звуковых колебаний) различные коэффициенты внутреннего трения в материале. Т.е. необходимо создать градиент жесткости диффузора в направлении от центра (источника возбуждения - звуковой катушки) к краям (гофру).

Хорошие результаты (поверьте, испорчен не один динамик пока добивался повторяемости) получились при следующей технологии проведения работ:

  1. Мысленно делим диффузор на три концентрические части: центр, середину, край по 1/3 ПЛОЩАДИ поверхности. Внутренняя часть - центр ориентирована на излучение высоких частот, поэтому должна быть жесткой. Средняя часть - кольцо не должна резонировать на средних частотах, следовательно ее необходимо пропитать вязким составом. Край диффузора, включая гофр, отвечает за гибкость подвеса и также отсутствие резонансных явлений, поэтому масса пропитки должна быть больше массы этого участка бумаги.
  2. Готовим растворы для пропитки. Для центральной части - мелко крошим остатки сломанного корпуса от компакт-кассеты или CD (прозрачная пластмасса) и растворяем в пузырьке с дихлорэтаном. Потребуется неделя-две и теплое место, раз в день встряхиваем пузырек. Для средней части - раствор можно приготовить перед проведением работ в необходимом количестве: синтетический резиновый клей в пропорции 1:4 растворяем в уайт-спирите , хорошо перемешиваем (сильно встряхиваем закрытый пузырек 20-30 раз, дожидаемся всплытия всех воздушных пузырьков). Для крайней части - подойдет автомобильный герметик Tectyl (спрей ) для внутренних полостей, желтый, жидкий. Непосредственно перед нанесением сцеживаем необходимое количество в баночку, например в стаканчик от фотопленки Kodak , немножко отстаиваем и сразу в дело.
  3. Наносят составы на соответствующие участки диффузора тремя разными мягкими кисточками, начиная с центра. Очень аккуратно, избегая капель растягивают мазки по наружной поверхности диффузора, визуально контроллируя "сочность" и однородность нанесения слоя. Таким образом наносят 2 слоя каждого состава с промежуточной сушкой между слоями одного покрытия 3-4 минуты и 10-15 минут между участками пропитки разными составами. Составы обладают очень сильной проникающей способностью через поры бумаги, поэтому очень быстро впитываются полностью, буквально через минуту уже можно ошибиться какой участок уже обработан , а какой - нет.
  4. В результате обработки диффузор не изменяет своего товарного вида, никакого блеска или подтеков не образуется, но физические характеристики участков становятся совершенно различными . Это снижает вероятность возникновения резонансов на поверхности диффузора с длиной волны кратной радиусу, эффективному диаметру динамика и их производным размерам.
  5. Сушим динамик вдали от батарей отопления месяц (лучше положить на шкаф магнитом вниз, а сверху от пыли закрыть динамик листком бумаги). Первое включение - тренировочное. Проверяем отсутствие признаков дребезжания и разрабатываем гофр, подавая на динамик синусоидальный сигнал низкой (но не резонансной частоты, а либо 0,8 либо 1,25 ее) тренируем свободный ход диффузора 0,5-0,7 от максимального в течение 1-2 часов. Я, например, помещал работающий динамик в коробку и сверху накрывал двумя теплыми одеялами, чтобы было потише . После этого динамик можно устанавливать в колонку и измерять АЧХ/ФЧХ.

Если ни один из растворов не впитывается хорошо т.е. бесследно, то Ваш динамик уже чем-то пропитан и "помочь" ему уже таким способом Вы больше не сможете. Если это уже кто-то сделал до Вас, причем криво (однородная пропитка) - динамик лучше заменить другим.

Этим способом пропитываются и НЧ и СЧ и ВЧ головки, в последнем случае можно разбить (конечно мысленно!) диффузор не на три, а на две зоны и Tectyl не использовать.

P.S.Не пытайтесь наносить на диффузоры силиконовое покрытие, составы на основе касторовых и минеральных масел, натуральных жиров, битумов, кремов, вазелинов, спиртовые растворы, на основе клеев марки БФ, ПВА - бесполезно, проверено: результаты или нулевые или плохие или портится внешний вид.

Доктор, я вcпомнил:).Один cтарый патент. ДИффузор громкоговорителя. Пат.
4803242 США МКИ С 08L 1/02/Murata Kousaki и др Заявл 3 8 87 Опубл 4 8 89 Предлагаетcя изготавать диффузор динамичеcкого ВЧ громкоговорителя из cмеcи обладающего выcоким модулем упругоcти выcокомолекулярного натурального хитина и крафт-целлюлозы вноcящей выcокие внутренние потери До 30 маc % порошка хитина c размерами чаcтиц 100-500 мкм перемешиваетcя c 70% целлюлозы заливаетcя водным 3%-ным раcтвором полимеризующего поливинилового cпиртаи из полученной маccы на cитовой бумагоделательной коничеcкой форме выполняетcя заготовка Д.
полимеризуемая @-излучением при температуре 50 "С. Гидрокcильная природа поливинилового cпирта и крафт-целюлозы и хорошая раcтворимоcть хитина в воде


обеcпечивают хорошую адгезию волокон и тем повышенне прочноcть и ж-cткоcть Д. В типовом громкоговорителе c Д диам. 28мм обеcпечиваетcя повышение верхней граничной чаcтоты c 21 до 28 кГц по cравнению c алюминиевым Д. В раcширенной


полоcе 15-27 кГц неравномерноcть АЧХ по уровню звукового давления 92 дБ уменьшаетcя c ±6 до ±3 Дб, а отноcит. уровень второй гормоники cнижаетcяна 20 дБ.

В первую очередь композит нужно хранить в темноте на нижней полке холодильника. Работать с ним нужно при рассеянном свете, избегая прямых солнечных лучей. Он совершенно не ядовит и всегда должен пахнуть аммиаком.
Пропитка диффузоров осуществляется в два захода. Наливаешь в небольшую рюмку и кисточкой с мягким ворсом покрываешь всю внутреннюю поверхность диффузора. Затем кладешь динамик магнитом вверх на ровную поверхность и ждешь пару часов, чтобы он подсох. Потом аналогично покрываешь наружную поверхность диффузора. Ставить на поверхность нужно опять магнитом вверх. Это необходимо для того, чтобы диффузор «не просел» внутрь. Если центрующие шайбы довольно жесткие. то можно подсушивать в любом положении.
Теперь сам процесс, что при этом
происходит. В то время пока диффузор влажный, идет переструктуирование микроволокон бумажного состава. Затем после высыхания, через несколько часов, вступает в действия другая фаза, происходит самополимеризация композита.
Солнечный свет и тепло значительно ее ускоряют. В композит ни в коем случае нельзя ничего добавлять, а неизрасходованный во время пропитки выливать.
Вообще лучше стараться в рюмку наливать маленькими порциями и расчитывать так, чтобы не было остатка. После окончания каждого этапа, кисточку нужно очень тщательно промывать теплой водой. Если он на ней высохнет, то ничем его уже не удалишь.
Возьми кусочек промокательной бумаги или старого диффузора. Потереби его между пальцами, изгибая под 180 градусов.
Через 30 - 100 подобных изгибов а нем образуются дырки. А теперь возьми и обработай композитом и после этого проделай то же самое. Это своего рода тест на увеличение срока службы диффузора. Далее, возьми кусочек уже обработанной с заполимеризованной композитом, той же промокашки и попробуй смочить водой. Она будет точно так же впитывать влагу, как и до обработки. Это уже тест на то, что диффузоры останутся «живые», соответсвенно и звук будет таким. Телефункеновсе динамики прекрасно «чуют» погоду, атмосферное давление, влажность, температуру...
Вообщем у них «своя жизнь», потому и звучание соответствующие. Кстати АМЛ об этом прекрасно знает! Так вот эта переделка диффузоров позволяет полностью решить проблему с «живым звуком».
Давление возрастает в несколько
раз, бас из рыхлого становится упругим, пропадают выбросы и провалы в АЧХ, ход диффузора при этом уменьшается раза в 2, что позволяет увеличить подводимую мощность также вдвое. Но нужно быть уверенным, что катушки не посыпяться. Например на динамик 4А32, с номинальной мощностью 12.5 ватт, я подавал 50 ватт. Людей, буквально кидало от давления. Это может подтвердить бывший менеджер Ф.Киркорова Саша Раю. Я для них переделал колонку с 2-мя 4А32. Она был нагружена на 100 ваттный ламповик. Играл на соло-ритм гитаре в то время мой друг Павлик Ковчегов.
Для прослушивания музыки, такое насилие конечно не нужно делать. Вполне хватает увеличения чутья на 6 дБ при одновременно выравнивании самой АЧХ. Да, еще, сами нелинейные искажение динамика также снижаются.
Это нужно хотя бы один раз услышать, запомнишь надолго!
Да, кстати, подобного композита ни у кого нет. Всякие лаки клеи, да. Вот тут и поможет тест на «дыхание» бумаги.
Левые варианты не дают воде впитываться в диффузор, не позволяя ему «дышать»
и делая его «мертвым».


С уважением, Александр.

За последние 2-3 года, я уже нескольким передал сам композит.
Полная тишина. Между прочим, синтез довольно сложный и для этого требуются химреактивы высокой чистоты. Я их в свое время заказывыл в Лондоне на фирме Диначем.
Пусть тем, кто не нашел время, чтобы обработать динамики, провести измерения и высказать свое мнение на форуме, станет стыдно.

Вот хороший способ улучшить звучание старых бумажников
— Выдержать месяц в сыром, темном обязательно, подвале (с влажностью под 90% и с плесенью), только не передержите, контроль - зрительно поверхность бумаги превращается в мягкую целлюлозу, потом высушить в духовке при 120 и досушить в сухом и обязательно жилом (еще лучше с детьми) помещении при 20.
Звук динамика Вас удивит.


С уважением ко всем,
jara & Co.

> Интерестно, можно перечислить, пожалуйста.


пожалуйста, ok::
- разведенный клей БФ, ПВА, герлен
- воск, церезин на скипидаре
- спиртовые щеллак, идиол
- масло в растворе -
подсолнечное,кукурузное,тунговое,соевое,рыжиковое,маковое (почти подошло),льняное. Конопляное, конэчно, улучшило усе вокруг
- соли на бензине (даже научились варить бензин по-немецки из картофельной
ботвы)
- спиртовые лаки
- некоторые растворы полимеров и магнитных мономеров
- настой хвоща и др. растений. Короче, результаты 2 тома.

> и сделали выводы:


что с бумагой можно работать только в процессе ее варки, что мы счас и делаем (уже 4 месяц). Результаты, коли интерестно, выдадим.

> Не всегда увеличивает. Портит энергичность низов за счёт увеличения

> массы диффузора.


Мы себе решили, что всегда и пошли дальше. Так проще.
Увеличение массы диффузора снижает R-re, но увеличивает Q, и басы разваливаются на призраки. По-нашему, есть один путь - диффузор легкий, как перышко, гибкий и волнистый как парус, вогнутый и открытый с ПАС корпус, динамик с подмагничиванием и магнитом.

> Спорное высказывание. Значит ли это, что динамики с ровной АЧХ плохо

> звучат и наоборот.


Да, динамики с равной АЧХ звучат плохо, заставляют подсознание метаться, анализировать звуки, запоминать и вспоминать их.
Динамики с неровной АЧХ звучат хорошо далеко не все.

> Это правильный совет. Только это относится, видимо, к старым

> динамикам, новые при 120 в духовке придут в негодность из-за шикокого

> применения синтетических легкоплавких материалов. И при такой

> обработке зазор бы зафиксировать прокладками надо.


Только со старыми динамиками. Ежели надо с новыми, то лучше провести несколько таких циклов, а сроки их сократить.
Но токо с бумажными, и то эту бумагу нельзя назвать бумагой.
(..воду смешайте с волокнами шелковицы, бамбука и гиганской мальфы.
Полученную бумагу используйте для письма и изготовления одежды. - Цай Лунь
IIв.)

В России было и есь на кого равняться. Где уж нам.
А усилитель, и динамик, и оформление есть одно целое. Например, вполне может заменить своей АЧХ корректор винила. Или AN DAC5 Signature. Притом с каким звучанием. Главное - опыт, главное - настройка. Допустим, в SE-усилке при расчете параметров — лампы - отдельно, трансы с АС отдельно, тогда усилитель не превращается в регулируемый уровнем темброблок. Или взять ноэмовский динамик 75ГДШ-33, разобрать, протравить диффузор до нормальной толщины и опять собрать, так он с доработанным трансом ТВЗ такое выдаст, что все Utopii отдыхают.


Извините, кого обидел,
jara

УУУ, здорово. А вот ещё, не пробовали раствор даммарного лака в скипидаре?
Нешутка.
Пропитки и намазки, их применение сильно зависит от динамика, конструкции, материала диффузора. Так вот, над какими динамиками издевались, конкретно типы, можно?

> УУУ, здорово. А вот ещё, не пробовали раствор даммарного лака в

> скипидаре? Нешутка.

> Пропитки и намазки, их применение сильно зависит от динамика,

> конструкции, материала диффузора. Так вот, над какими динамиками

> издевались, конкретно типы, можно?


Ок, привет Вам.


Конкретно типы —


Вначале были общенародные 4ГД28 - 11шт. (Их во всякие Ригонды по 2 штуки
ставили)




В итоге было немножко исследованно 408 динамиков.


Так же было препарированно — пара Ловтеров, один Гудманс, пара старых Джи Би Элов , Телефункены T755GW M.Super, D707WKK G.Super, 166WK Super (Grous Super - сильно и красиво, не правда ли, хотя это значило только патентованный в те времена суперогетеродинный приемник),ну и наиболее интерестное нашенское.
(в результате выростили своего Левшу, со швейцарской точностью за 30 секунд разбирает и собирает Ловтер, автомат Колашникова и самурайскую
катану.)

> Очень интерестно. Может, наконец, будет разгадан секрет

> телефункеновской бумаги.


Ну, секрет телефункеновой бумаги - из ряда секретов там скрипки Страдивари, Гварнери, дамаской стали, неуловимого Джо и др.
Эти секреты никогда не будут раскрыты (потому что они давно раскрыты, но это никому не надо). Есть раскрываемые свойства бумаги, которая звучит. Но раскрыть - надо с ним поработать (нежнее, jara, еще нежнее..) Тьфу ты, что значит две ночи неспал.
Так, о чем это я - ага — тут у нас развернулись горячие дискусии, разделились на 2 лагеря --
- первые лагерники утверждают (тут и Ваш покорный писака) - состав бумаги годится более менее любой (даже последнее и Высшее достижение Человеческой Мысли - памперсная, принимающая любую пропитку и любые волшебные звуки) перво - наперво, режимы использования, да.
- лагерные вторые качают права, что состав бумаги решает все, подобрать тот, единственный, ну а он уж как заиграет.
Вообщем, битва титанов в полном разгаре, результатов пока подождите.

> Всё хорошо в оптимальном сочетании. Гибкий диффузор из резины не

> играет. Жёсткий диффузор из алюминия не играет. А что между?


Тут не знаем мы, пока кроме бумаги ничего не нюхали. (не жевали, не мочили, не натягивали)

> Просто АЧХ не цель. Цель-звук. Сначала звук, затем АЧХ.


На счет АЧХ - вот как раз вчера у нас с ней и произошло ЧП вселенского размаха, после чего пришлось весь день отходить душой и телом (телом, значит
- 3 часа тренировки с мордобитием, а душой - как обычно, сугревом) Я, как только отойду, сразу сообщу вам об этом, ежели можно, а то покою не будет.

> А теперь чистой бумаги не бывает, обязательно синтетику кладут, как и

> в шерсть. Так удобнее - выход годных выше.


Да, нынче в бумагу много чего кладут (а то раньше все лапухом)


С уважением
ко всем добрым людям,



зюсю — Я дико извиняюсь за то, что не дал информацию по переделке ноэмовского динамика и транса ТВЗ, но тут проблема вот — давать такую рекламу для Ноэма, зажирно им будет, они тут же взвинтят цены на динамик (такое уже было), отдельно вам на мыло посылать - другие обидятся. Вообщем, тут надо подумать. Может директора Ноэмы пообещают снизить цены, или расписать вначале все (достоинства) их продукции.

2-я часть «Марлезонского балета» или композит для обработки гофра.


Основным компонентом для его изготовления, является т.н.
«сырая резина», которая применяется при вулканизации автомобильных
камер. Это синтетический каучук, представляет собой гибкую,
эластичную ленту в состав которого входит черный краситель и
модифицированная сера. Для справки: При сильном нагреве,
сырая резина превращается в обычную, бензостойкую. У меня осталось
небольшое кол-ство сырой резины с 1969г. и она прекрасно сохранила
свою начальную гибкость и эластичность, несмотря на такой длительный
срок хранения в обычных условиях. Это дает 100% гарантию, что гофр
динамика не расстрескивается со временем. Кроме того, после
высыхания, к покрытию не будет приставать пыль, так как состав
не липкий. По модулю упругости, скорости распостранения звука, а
также демпфирующим св-ствам, пленка из сырой резины идеально
сочетается с хитиновым композитом. Более того, технологически можно
добиться очень плавного перехода частоты раздела 2-х сред, что
полностью устранит отраженные сигналы в этой области и значительно
уменьшит подъемы и провалы в низкочастотной части звукового
диапазона. В качестве растворителей следует использовать бензин и
ацетон максимальной чистоты. Например бензин марки «Калоша», Нефрас
или для зажигалок. Ацетон можно применить технический, но
обязательно, чтобы он был прозрачный как вода и не был окрашен
примесями. Также, можно применять и автомобильный, НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ бензин, например серии «Экстра».


Технология изготовления.


Нужно взять чистую пластиковую 0,5Л бутылку наполнить на 1/4 мелко
нарезанными кусочками сырой резины и залить до 1/2 смесью 50% на 50%
бензина и ацетона. Ацетон нужен только на этом этапе, далее смесь
разбавлять только чистым бензином и другие расворители не применять.
Затем, нужно выждать не менее 1 суток, чтобы сырая резина набухла и
хорошо пропиталась в растворителе и долить еще до 2/3 бензина.
Потом бросить в бутылку с 10-к стальных шариков, диаметром около 1см,
плотно закрыть крышку и оставить еще на 1 сутки, при этом постоянно
ее тряся, вращая и покачивая. Чем чаще трясти бутылку, аналог шаровой
мельницы, тем однороднее станет смесь и качественнее получится
композит. В завершении, его можно будет перелить в другую посуду с
плотно-закрывающейся крышкой, предварительно отфильтровав через
тонкую капроновую сетку. Очень удобно использовать для этого кусок
пластиковой трубки, на один конец которой натянута мелкая капроновая
сетка. Для этого вполне подойдет сетка для шелкографии, капроновые
чулки или колготки. Густота композита должна быть как у подсолнечного
масла или очень жидкой сметаны, которую регулируют добавлением
бензина.


Технология нанесения на гофр динамика.


На гофр динамика, уже обработанного хитиновым композитом, резиновый
композит наносится только с наружной стороны. Напомню, хитиновым
композитом покрываются все бумажные части динамика, включая конус и
гофр с внутренней стороны. Покрывать этим вариантом можно не только
бумажный гофр, но также и тканевые подвесы. Для равномерного
нанесения, следует взять небольшую мягкую кисточку и идя по-кругу,
нанести 1-й слой. Он должен перекрывать гофр на 1см к центру
динамика. Примерно через 1 час, когда покрытие высохнет, можно
нанести 2-й слой, но уже только на сам гофр без перехлеста.
Для тканевых подвесов, таких слоев может быть 5 и более. Критерием,
является отсутствие просветов в ткани. Время сушки после 2-го и
последующих слоев, следут значительно увеличивать, до нескольких
часов. Это необходимо для лучшей «сшивки» хитинового и резинового
композитов, а также более прочной и равномерной пленки.



P.S. Возможны некоторые изменения и дополнения.

3-я часть «Марлезонского балета» или композит для обработки рупорков
и мембран Вч излучателей.


Основным компонентом для его изготовления, является 1-й вариант композита (хитиновый) и тонкий металлический порошек алюминия (алюминиевая пудра, серебрянка) Для его приготовления, нужно добавить в композит алюминиевую пудру в соотношении 1/10 по весу, или 1/1 по-объему и тщательно перемешать.
В процессе слабой реакции между алюминием и р-ром аммиака, выделяется водород, который вспенивает смесь и в итоге получается вспененный композитный состав, которым покрывают нужную поверхность.Хотя сама реакция происходит очень вяло, все же не следуют долго хранить эту смесь, а использовать сразу после
тщательного перемешивания и небольшой выдержки по-времени.
Оптимальное время выдержки перед нанесением состава, 15-20 минут. Это позволяет расширить полосу частот в область Вч до 23 кГц и во многих случаях отказаться от «пищалок» и супер-твитеров. Также, помимо улучшения технических характеристик, улучшается и внешний вид самого динамика. Рупорок, или мембрана приобретают серебристо-перламутровый цвет, который очень хорошо гармонируют с другими частями громкоговорителя, обработанные 1-м и 2-м вариантами. Так как во время реакции алюминия с р-ром амиака он частично уменьшается, то для его компенсации, РН композита был увеличен с 8 до 9. Это оказалось также полезным и для приготовления 4-го варианта композита, льняного.
Он же кондовый, пасконный или домотканный 12 стульев:-) Микроволокна льна лучше разбухают в более крепком щелочном р-ре, обеспечивая хорошее армирование. В качестве примера, фото динамиков 4А32 обработанные 1-м, 2-м и 3-м вариантами композита и сделанные ZVladimir.
Для использования композита с меньшим РН, в качестве варианта
«вспененный металл» достаточно в алюминиевую пудру добавить немного р-ра аммиака и тщательно перемешать. Потом только можно добавлять туда композит, иначе он может «свернуться». На одну чайную ложку
алюминиевой пудры, примерно 5 капель 20% р-ра аммиака.
Более подробную информацию можно найти в соседней ветке:
«100ГДШ33-16 в TQWP как лучше сделать?» или по-прямой ссылке:
http://www.vegalab.ru/forum/showthread.php?p=234369#post234369


Успехов! С уважением, А.Воробьев.
P.S. Возможны некоторые изменения и дополнения

Re: Пропитка конусов динамика Хитиновым составом А. Воробьева


Mosfet, и так - часть пятая марлезонского балета.
Или бонустрек.


НЧ диффузоры из целлюлозы легки и прочны. Но особенно совремнная целлюлоза обладает мерзким свойством - при высокой плотности, жесткость маленькая. Я говорил о процессе размола целлюлозы и варки целлюлозы с химическими ускорителями. Волокна режутся и подтравливаются, маленькие. Бумага получается плотная, но нежесткая.
Поэтому мы пользуемся норвежскими сортами бумаги при производстве своих коробок и кашированного микрогофрокартона, так как при одинаковом весе и протности, норвежский картон упругостью превышает и наш и бразильский и китайский.
В результате поршневой диапазон работы таких динамиков невысок и на АЧХ начинаются изломы уже на мидбасе. НО плюсом таких диффузоров является то, что внутренний декримент затухания (потери на триение высокие) очень высок и спад СЧ-ВЧ на АЧХ крут, что для НЧ динамиков есть благо. Стоит еще и раствором полиизобутилена пропитать для увеличения оного эффекта.
Раньше производители добавляли волокна шерсти в бумажную массу, что добавляло потерь и армировало бумагу. Теперь этого недостаточно.
ТАк вот - существует технология повышения поршневого диапазона работы динамика без уменьшения потерь. Это как раз тот случай, когда нелзя пропитывать основной диффузор. В 40-60 года делали армирование конусов динамикрв волокнистыми или шелковыми нитями, пропитанными в клеевых композициях.... например французкий патент 44 года №899711 (VEGA loudspeakers)
Мы же имеем уникальныйматериал. Берем хитиновый композит. Берем строительную паклю и вычесываем её обычной тонкой гребенкой. Вычесываются крупные механические примеси и остаются только длинные мягкие волокна. Разбавляем дисциллированой водой или немного подогреваем композит до состояния жидкого киселя.
Нарезаем эти пучки волокон льна на куски (тут по вкусу от 5мм до 5 а то и 10см.) и замешиваем в композите. Даем остыть месиву до более густой консистенции и равномерно размазываем по задней поверхности диффузора получившуюся массу, она приклеится к диффузору сама намертво. При этом, основным составляющим должен быть лен. Хитиновый композит тут только для связывания волокон льна и приклеивания их к диффузору, а не для пропитки. И хотя пропитка будет, но слабая. В результате этого процесса, на задней стенке диффузора будет образована армирующая поверхность из нескрипящей льняной волоконной массы, усиленная хитиновым составом. Можно попробовать нетканное волокно - флизелин без клеевой основы. Его пропитываем и секторами приклеиваем на композит к задней поверхности диффузора.
Таким несложным образом можно укрепить армированием хлипкие бумажные диффузоры, значително увеличив поршевой диапазон их работы. А тонкие бумажные широкополосники дополнительно получат и пропитку и жесткость. Естественно стоит наносить очень тонкий слой волокон - только армирующую сетку, чтобы не увеличить массу и не изменить соотношение BL к массе подвижной системы.
В общем, всем у кого есть 4ГД35 или советские 35ГДН-1 советую попробовать данную технологию.
Более того, для низкочастотных динамиков скоро будет еще одна технология... тоже когдато использовавшаяся промышленно но забытая.


Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики, чуть ли не дав вторую жизнь! Так, во всяком случае, утверждают адепты популярной в народе «теории пропитки подвесов»… Что же это — полезный лайфхак с моментальным результатом или массовое самовнушение?

Наш портал, конечно, старается рассказывать своим читателям в первую очередь о проверенных и подтвержденных технологиях применительно к автомобильной сфере, однако некоторые вещи на грани науки и суеверий становятся настолько популярными в автомире, что их известность выходит широко за пределы трёпа в соцсетях и гаражах. «Методика улучшения звука автомобильных аудиосистем за пять минут» как раз из числа таких вещей. Пусть каждый найдет в этой истории что-то свое: профессионал – шанс улыбнуться, любитель приложить руки – повод поковыряться с машиной в выходной, любопытный – пищу для ума. Итак, поехали!

– Я электронщик по образованию, в свое время долго работал на саранском заводе точных приборов. Сейчас занимаюсь торговлей аудиокомпонентами и консультированием в сфере звука – рассказал «Колесам» Игорь.

– Лет десять назад мне в руки попал флакон «реставратора шин» марки Doctor Wax, которым я попробовал обрабатывать различные резиновые детали своего автомобиля. Работало средство очень хорошо: увеличивался срок жизни резинок подвесов глушителя, сайлентблоков и подушек стабилизатора поперечной устойчивости, разрушающихся от соли и температуры. Я уж не говорю про то, уплотнители дверей стали прилегать лучше. В итоге возник интерес попробовать улучшить помощью этого же состава характеристики подвесов каких-то старых динамиков. Эффект был просто ошеломительный – через пять минут после нанесения состава кисточкой на подвес диффузора звучание большинства динамиков улучшалось так, что это заметно любому человеку, а не только «аудиофилу с тренированными ушами»!

– Собственно, ключевая суть технологии – возврат динамикам заводских характеристик – продолжает Игорь.

– Я в свое время регулярно посещал ежегодные Hi-Fi-Show в Москве, где общался с представителями известных зарубежных компаний-производителей аудио: DLS, Jamo и т.п. И они не скрывали, как быстро подвес нового динамика теряет эластичность. Полгода – и характеристики уже не те, что сразу после конвейера. Инженеры об этом факте знают, пытаются при проектировании его учитывать, чтобы компенсировать старение, но получается лишь отчасти… А вот «реставратор шин» справляется с этим отлично, он смягчает подвес и предотвращает дальнейшее высыхание на годы! На тех же Hi-Fi-Show я многим производителям высококачественной акустики не раз предлагал проверить эффект пропитки. Большинство, конечно, пальцем у виска крутили, но кое-кто соглашался и был приятно шокирован: буквально через пять минут после пропитки акустика начинала звучать заметно лучше. Раз за разом переключали провода с обработанной на необработанную колонки, и отличие в пользу обработанной была налицо!

По словам Игоря Боброва, убедившись в явном положительном эффекте, он неоднократно обращался и в российское представительство компании-производителя «реставратора шин», предлагая им за умеренное вознаграждение свою идею – воспользоваться обнаруженным «пасхальным яйцом» и начать под своей же маркой продавать эту же жидкость еще и в небольшой фасовке с кисточкой. Но не как реставратор шин, а как специализированное средство для реставрации и улучшения акустики. В представительстве Игоря внимательно выслушали, пообещали передать информацию в зарубежный офис, на чем все благополучно и заглохло…

Результаты пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин

Игорь Бобров уже без малого десять лет пропагандирует в интернете технологию пропитки подвесов жидкостью для защиты и реставрации шин, подчеркивая, что не имеет с этого ни копейки. За это время его совету последовали сотни, если не тысячи людей, обработав динамики автомобильных и домашних аудиосистем.

Вот типичные отзывы новообращенных адептов технологии:

«…я обалдел! В своей старушке «каденсы» обмазал, жёсткий каденсовский бас стал бархатистым, глубоким, звук стал этажным, слойным! Теперь нутром чувствую низы, средние и верха. А хотел менять колонки. Спасибо!…»
«…обработал автомобильные динамики Morel Tempo 6 – звук стал на порядок сочнее!…»
«…я пробовал на старых советских динамиках 25ГД-26Б, добился понижения резонансной частоты с 46 Гц до 32 Гц…»

Впрочем, мало кто проводит измерения параметров динамика до и после обработки. Например, таких, как резонансная частота, добротность, амплитудно-частотная характеристика. Почти все испробовавшие «технологию» оценивают результат субъективно, на слух.

Дело в том, что и сам Игорь нарочито пренебрегает числовыми данными и замерами, утверждая, что «все слышно ушами».

«Берите и делайте – все же просто и недорого, хватит трепать языком в интернете!» – так, в общих чертах, выглядит его позиция.

Однако сторонники научного подхода возмущаются, и их можно понять…

Глубокого и всестороннего исследования технологии мы не проводили, однако, чтобы составить собственное впечатление, проделали все же два несложных теста – субъективный и объективный. Объективный – измерение резонансной частоты динамика до и после пропитки подвеса. Субъективный – прослушивание обработанной с помощью пропитки акустики – также до и после. Собственно, именно субъективный метод и пропагандирует автор идеи. «

Вы все услышите своими ушами, это гораздо лучше измерений и полученных в результате сухих цифр!» - утверждает Игорь Бобров.

Итак, объективный метод. Берем 4-оммный автомобильный 13-сантиметровый динамик из разряда дешевеньких, и проводим его измерение. Выясняем параметры Тилля-Смолла, применив распространенную среди любителей поковыряться с акустикой программу AudioTester. Резонансная частота динамика оказалась равной 96 Гц. И ни она, ни прочие параметры после пропитки, увы, не изменились… Быть может, материал подвеса нашего дешевенького динамика оказался из тех, что не подвержены воздействию «реставратора шин»?

Субъективный метод тоже опробовали. Обработали динамик довольно неплохо звучавшего в прошлом, а сегодня «списанного на пенсию» домашнего музыкального центра Philips производства середины 90-х годов. Не заметить результат было бы трудно: мы промазали подвес одной колонки из пары, и слушали результат, оперативно переключая звук с обработанной на не обработанную, и обратно. Увы, изменений отметить не удалось…

Мнение эксперта о пропитке подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин

Мы попросили эксперта в области автомобильного и домашнего аудио прокомментировать чудодейственное снадобье и «тюнинг звука за 5 минут». Наш консультант, используя свой богатый опыт, высказался достаточно развернуто:

– Начнем издалека. Нередко бывает, что динамик потенциально хорош, но корпус не позволяет ему выдать максимум своего качества звучания. К примеру, у большинства домашних полочных акустических систем, даже от брендов с солидной репутацией, слишком низко настроен фазоинвертор, что улучшает глубину баса, но радикально ухудшает его четкость и собранность. Чистый маркетинг: более глубокий бас услышит каждый, а точность и четкость при меньшей глубине баса оценят далеко не все.

Если акустическое оформление динамика не оптимально, его можно улучшить, изменив характеристики корпуса. Но, как ни странно, допустимо подойти к той же задаче с другой стороны: изменить параметры не корпуса, а самого динамика. Например, воздействием на центрирующую шайбу (оказывающую наибольшее влияние на характеристику колебаний подвижной системы динамика) или тот же подвес (который влияет, но в гораздо меньшей степени, нежели шайба).

Однако пропитка подвесов, о которой идет речь выше, проводится исключительно с целью их размягчения и рекомендуется всем подряд, невзирая на тип динамиков и их оформление, что недопустимо. Ибо совершенно неверно считать, что в любом динамике надо стремиться к максимальному увеличению эластичности шайбы и подвеса!

Нередко бывает, что нужно совершенно обратное. Вот опять же пример. Автомобильные НЧ/СЧ-динамики Dynaudio всем хороши, кроме одного – у них вялый мидбас в объеме автомобильной двери, который чаще всего составляет не менее 28-30 литров. Вялость мидбаса – реакция на неоптимальный, избыточный объем. Но опытным любителям автозвука известно, что от этой проблемы легко избавиться, если установить динамик в корпус 15-17 литров. Можно внутри двери изготовить корпус заданного объема, но никто из инсталляторов этого не любит. Гораздо проще пропитать центрирующую шайбу динамика с целью увеличения её жесткости, и если это сделать грамотно, то у динамика появится нужная скорость и четкость при работе на объем двери.

Возвращаясь к конкретному примеру использования «волшебной жидкости», которой пропитывают подвесы с целью увеличения их эластичности, надо отметить, что размягчение подвеса влечет за собой увеличение эквивалентного объема Vas и уменьшение резонансной частоты Fs. То есть, из трех главных параметров любого динамика мы меняем (причем, бесконтрольно) два, а что уж произойдет с третьим (полная добротность Qts), и вовсе никто не знает.

Да, не исключено, что таким образом удастся попасть пальцем в небо и случайным образом улучшить звучание изначально неоптимальной системы. Если подвес изначально вообще дубовый, то у динамика и чувствительность станет выше, отчего он запоет громче. От подвеса также требуется эффективное демпфирование, то есть гашение резонансов, и если, опять-таки случайно, демпфирующие качества подвеса в результате пропитки улучшатся, то звучание станет чище.

Но как поведет себя обработанный подвес на сильном морозе, либо в жару? Не станет ли слишком мягкий подвес прихлопывать уже на средней громкости и что с ним будет при работе на большой громкости? Риск получить ухудшение конечного результата при воздействии на параметры вслепую крайне велик.