Составьте схему, отражающую функции и структуру фгос. Урок по экологии "типы взаимодействия организмов"

5. Каково соотношение федер госуд. образовательного стандарта и образовательной программы? Образовательной программы и программы учебной дисциплины? *Составьте схему взаимосвязи данных понятий.

6. Что такое образовательная программа? Какие виды образовательных программ и какие новые формы их реализации и освоения отражены в требованиях к образованию на законодательном уровне?

7. Какие типы образовательных организаций предусмотрены законодателем в РФ?

Составьте таблицу, отражающую типологическую модель общеобразобразовательных организаций в РФ.

8. В чем заключаются особенности правового статуса образовательной организации? Чем отличается бюджетная организация от автономной?

9. Является ли деятельность образовательной организации по оказанию платных образовательных услуг коммерческой?

10. На каких принципах должно осуществляться управление образовательной организацией? Что такое государственная регламентация образовательной деятельности?

11. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение? Существуют ли различия в порядке лицензирования образовательной и других видов деятельности? . Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для организаций, осуществляющих обучение?

12. Какие особенности новой модели системы образования РФ способствуют развитию непрерывного образования ?

Раздел 3.

Правовое положение участников образовательных отношений

Тема 3.1: Управление образовательной организацией

План занятия

1. Организационно-правовая форма учебных заведений РФ.

2. ФЗ -273 об основах управления образовательной организацией.

3. Нормативно-правовые основы деятельности Совета образовательного учреждения.

4. Нормативно-правовые основы деятельности Попечительского совета образовательной организации.

Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. ФЗ № 83 с изм. и доп., вступившими в силу с 01.10.2015). – Ст. 50.3.1, 123.21-123.125.

2. ФЗ РФ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Гл. 3, ст .22, 25-31; ст. 66.

4. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения: Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379.

Вопросы к теме 3.1

1. В чём заключается различие понятий «учреждение» и «организация»? Какие организации называют образовательными?

2. Кем может быть создана образовательная организация? Какова её структура, предусмотренная законодательством? Какую функцию выполняет устав?

3. Как трактуется законодателем принцип автономии образовательной организации? В чем заключается право оперативного управления?

4. Какие образовательные организации являются частными? Распространяется ли на них действие законодательства РФ?

5. Является ли деятельность по оказанию платных образовательных услуг коммерческой деятельностью?

6. На основе каких принципов осуществляется управление образовательной организацией?

7. Какие коллегиальные органы управления предусмотрены законодателем в общеобразовательной организации?

8. Каково различие в функциях Управляющего Совета и Попечительского Совета?

9. Разрешено ли законодательно Управляющему совету и Попечительскому совету вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность администрации образовательной организации?

Задания для подготовки выступлений, сообщений, презентаций (не менее трёх):

1. Дайте характеристику типа и организационно-правовой формы общеобразовательных учебных заведений, в которых учились ранее.

2. Докажите, что современная нормативно-правовая база деятельности образовательных организаций даёт /не даёт/ возможность реализовать принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.

3. Дайте характеристику нормативно-правовому полю предоставления образовательной организацией платных образовательных услуг.

4. Разработайте схему, иллюстрирующую порядок создания и регламентации деятельности образовательной организации, или:

Изучив нормативные требования к уставу образовательной организации, проанализируйте устав своей школы и сделайте вывод: 1. Все ли нормативные требования соблюдаются в этом уставе? 2. В чём заключаются особенности данного устава? или :

Составьте схему управления образовательной организацией.

Тема 3.2 Правовой статус и правовое регулирование труда педагогических работников (для самостоятельного изучения)

План:

1. Право на занятие педагогической деятельностью, права и обязанности педагогического работника.

2. Участие педагогов в управлении образовательной организацией.

3. Должностные обязанности и трудовые функции педагогических работников.

4. Защита прав учителя. Конфликт интересов педагогического работника.

5. Аттестация педагогических работников.

Основные понятия:

педагогический работник, правовой статус педагогического работника, номенклатура должностей, академические права и свободы, социальные гарантии прав педагогических работников в законодательстве РФ, коллегиальность управления, трудовой договор, коллективный договор, дисциплина труда, основания увольнения педагогического работника, квалификационная характеристика должности («учитель», «учитель-логопед», или др. по выбору студента), трудовые функции учителя, должностные обязанности учителя, режим рабочего времени и времени труда, конфликт интересов педагогического работника, аттестация педагогических работников, квалификация, квалификационная категория, профессиональный стандарт педагога.

Источники:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 23.04.12 г., с изм. и доп. на 01. 07. 2012 г.). – Ст. 21-22, 41, 52-53, 56-61, 64-65, 67-68, 72-74, 76-90, 98, 113, 119-128, 136-145, 151-157, 173-181, 331-336.

2. ФЗ РФ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».– Гл. 5 , ст. 53-56; гл. 1, ст. 2.33).

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». – Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» («учитель» или др. по выбору).

4. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Утв. Постановлением Правительства РФ № 678 от 8.08.2013 г.

5.Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3NVGbI0lB .

6.Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений: Приложение к постановлению Правительства РФ от 01.10.02 № 724 (в ред. от 21. 05. 2012 г.).

7. О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений: Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 24. 12. 2010 г. № 2075.

8. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276.

Вопросы и задания

1. Дайте определения понятиям «педагогический работник», «правовой статус педагогического работника», «конфликт интересов педагогического работника».

2. В каких нормативных документах закреплены права и обязанности педагогических работников? Чем обусловлено установление специальных правил по регламентации их труда?

3. Какие права педагогических работников характеризуют их труд как творчество? Какие нормы в законодательстве РФ обеспечивают /не обеспечивают/ гарантии соблюдения этих прав? Какими нормативными положениями Вы будете руководствоваться в отборе целей, содержания, методов воспитания и обучения своих учеников и воспитанников?

3. Какие ограничения на право занятия педагогической деятельностью установлены законодательством?

4. Зачем нужен трудовой договор? Каких правил следует придерживаться при его заключении? Каковы функции коллективного договора?

5. Какими нормами регулируется дисциплина труда в образовательных организациях? За что может быть уволен работник? Перечислите нормативные основания увольнения педагогических работников по инициативе администрации.

13. Взаимные влияния между цепями связи, телемеханики и меры защиты

13.1. Причины взаимного влияния между цепями связей и основные параметры (первичные и вторичные параметры влияния)

Качество и дальность связи обуславливаются не столько собственным затуханием цепей, сколько мешающими взаимными влияниями между соседними цепями, которые проявляются в виде переходного разговора или шума.

Переход энергии с одной цепи на другую обусловлен ЭМ взаимодействием между ними и может быть условно представлен в виде суммарного действия электрического и магнитного полей.

Электрическое и магнитное влияние между цепями характеризуется:

с 12 - электрической и m 12 - магнитной связями.

Потери энергии в цепи характеризуются активными составляющими электрической g 12 и магнитной r 12 связями.

Величины r 12 , g 12 , с 12 и m 12 называются первичными параметрами влияния.

Величина переходного затухания А , характеризующая затухание токов влияния при переходе с первой цепи на вторую, называется вторичным параметром влияния .

13.2. Первичные параметры влияния на цепи связи в воздушных линиях связи

На в.л.с. провода расположены сравнительно далеко друг от друга, поэтому активными составляющими связей r 12 и g 12 можно пренебречь и учитывать лишь реактивные составляющие

где - коэффициент ёмкостной связи, Ф/км;

Коэффициент индуктивной связи, Гн/км.

Значения коэффициентов ёмкостной и индуктивной связи будут зависеть в основном от расстояний между проводами цепей (рис.1.). Из решения уравнений Максвелла получим коэффициент ёмкостной связи:

.

Коэффициент индуктивной связи определяется как взаимная индуктивность между двумя петлями (цепями):

,

где r - радиус проводов;

Расстояния между проводами (рис.1).

При рассмотрении взаимных влияний между цепями всегда учитывают совместное электрическое и магнитное влияния.

Токи электрического и магнитного влияний на ближнем конце имеют одинаковое направление, а на дальнем - противоположное.

Следовательно, коэффициент ЭМ связи при влиянии на ближнем конце равен сумме, а на дальнем - разности коэффициентов ёмкостной и индуктивной связи.

Для учёта совместного действия и их приводят к одинаковым единицам размерности.

При переводе в единицы «ёмкости»(в данном случае проводимости):

;

,

Выразим в единицах «ёмкости» коэффициент магнитной связи:

.

Откуда в единицах «ёмкости» выражается .

На ближнем конце токи электрического и магнитного влияний складываются, а на дальнем вычитаются. Поэтому, учитывая, что и :

и ,

где Z в1 и Z в2 - волновое сопротивление влияющей цепи и цепи, подверженной влиянию.

Для цепей с медными проводами от .

Практически не зависит от частоты. Они зависят от расстояния между проводами.

13.3. Первичные параметры ЭМ влияния между цепями симметричных кабелей связи

В кабеле наличие изоляции, небольшие расстояния между жилами, их несимметричное взаимное расположение и с металлическими защитными покровами создают дополнительные связи между цепями. Эти причины увеличивают влияние за счёт потерь в диэлектрике и металле.

Как известно, электрические связи между цепями определяются по формуле:

,

а магнитные связи:

Эквивалентные схемы электрической и магнитной связей между цепями показаны на рис.2(а,б).

На рис.2 показаны две цепи:

жила 1-2 - влияющая - цепь 1;

жила 3-4 - подверженная влиянию - цепь 2.

Частичные ёмкости;

- частичные проводимости;

- частичные индуктивности;

Частичные сопротивления.

Связь между цепями будет отсутствовать, если электрический мост будет сбалансированным.

Рассмотрим природу и характер действия электрических и магнитных связей между цепями.

Емкостная связь. С 12 является результатом асимметрии частичных ёмкостей между жилами влияющей и подверженной влиянию цепей (рис. 2а). Частичные ёмкости образуют так называемый мост. Если мост симметричен и находится в уравновешенном состоянии, то перехода энергии из цепи 1 в цепь 2 не будет.

Условием симметрии моста является равенство:

Связь между цепями будет осуществляться, если мост неуравновешен. Эта связь является причиной возникновения мешающих влияний между цепями связи и называется ёмкостной связью:

Индуктивная связь по аналогии может быть представлена мостом частичных индуктивностей, имеющих трансформаторную связь (рис. 2,б). Здесь имеем дело с магнитными потоками. Условием симметрии моста является выражение:

Коэффициент индуктивной связи характеризует асимметрию моста и соответственно степень перехода энергии из цепи 1 в цепь 2, т. е. будет наблюдаться мешающее влияние одной цепи на другую:

Активная составляющая электрической связи g 12 обусловлена асимметрией потерь энергии в диэлектрике. В этом случае плечи моста представляют собой эквивалентные потери энергии в диэлектрике, окружающем кабельные жилы, (рис. 2,а).

Если по жилам кабеля протекает переменный ток, то диэлектрик вносит потери, пропорциональные проводимости изоляции

Если диэлектрик неоднороден по своим электрическим свойствам, или толщина изоляции жил различна, или кабель деформирован в разных местах и т. д. , то частичные проводники диэлектриков

будут неодинаковы. Это нарушает симметрию моста и создаёт условия для взаимного перехода энергии между цепями. Активная составляющая электрической связи:

Активная составляющая магнитной связи r 12 , или так называемая активная связь, обусловлена вихревыми токами. При прохождении переменного тока по цепи кабеля в соседних жилах за счёт переменного магнитного поля наводятся вихревые токи, вызывающие дополнительные потери энергии в цепи передачи. Аналогичные потери имеют место в экране, свинцовой, алюминиевой оболочке и других металлических частях кабеля.

Несимметричность расположения жил одной цепи относительно жил другой цепи и металлических оболочек кабеля, а также применение жил различного диаметра и электрических свойств приводят к асимметрии потерь на вихревых токи, что проявляется в виде расстройки моста связей (рис. 2,б). В результате создаётся асимметрия активных потерь энергии, характеризуемая связью

Величина активной связи тем больше, чем больше различаются жилы по активному сопротивлению и потерям энергии на вихревые токи в соседней цепи, экране, оболочке и других металлических частях кабеля.

Активная составляющая электрической связи обуславливается асимметрией потерь в диэлектрике, а активная составляющая магнитной связи - асимметрией потерь в металле.

Величины называются первичными параметрами влияния.

Величина переходного затухания А , характеризующая затухание токов влияния при переходе с 1-ой цепи на вторую называется вторичными параметрами влияния .

Как уже указывалось ранее, при взаимных влияниях всегда учитывают совместное действие электрического и магнитного полей и поэтому необходимо рассматривать отдельно влияние на ближнем и дальнем концах.

Коэффициенты электромагнитной связи между цепями в кабеле на ближнем и дальнем концах определяются:

На ближнем

На дальнем

Эти коэффициенты зависят от частоты.

Рассмотрим зависимость электромагнитной связи от частоты.

13.4. Частотные зависимости электромагнитных связей

В кабельных цепях необходимоучитывать все четыре первичных параметра влияния, причем в зависимости от частоты соотношение и удельная значимость их меняется.

Примерное соотношение отдельных связей в строительных длинах при разных частотах от общей величины связи представлено на рисунке 3.

Из графика следует:

1) В области НЧ (тональный спектр) доминируют емкостные связи , другие составляющие связей в этом диапазоне можно не учитывать;

2) С возрастанием частоты увеличивается удельная значимость магнитного влияния и, уже начиная примерно с 35 кГц, индуктивные связи становятся равными емкостным ;

3) Активные связи и , практически равные нулю на низких частотах и при постоянном токе, в области ВЧ существенно возрастают, В среднем соотношение активных и реактивных составляющих равно ; ;

4) Индуктивные и ёмкостные связи в кабелях соотносятся как: . Для кабелей со звездной скруткой Ом, т.е. Гн/Ф. Поэтому, если известны величины (которая обычно нормируется в ТУ на кабели связи), то легко определить и величину . Так если пФ на строительную длину кабеля, то нГн.

При ВЧ передаче по кабелям необходимо считаться со всеми составляющими связей. В области НЧ достаточно учитывать лишь ёмкостную связь, а с остальными можно не считаться.


действие вещей друг на друга, в результате которого проявляются "их" свойства - внутренние свойства системы. По взаимодействие - всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в которой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно.

Ассоциативный блок.

Напоминание - Взаимодействие порождает свойство.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в к-рой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно. Причина в качестве активной стороны В. выступает первоначально в виде движения того тела, в к-ром сосредоточивается движение всей системы, и вызывает в другом теле или явлении изменение, а вместе с ним обратно направленное действие, т.е. противодействие. Пассивная сторона В. при этом превращается, в свою очередь, в активную и обратно. Эта формальная схема В. осуществляется даже в простейшем из возможных случаев – в механич. системе двух соударяющихся упругих тел. Однако В. вообще не исчерпывается простейшей формой В., заключающейся в переносе извне полученного движения без существ. превращения формы этого движения. Если схему механич. В. перенести на всю проблему В. в целом, придать этой схеме всеобще-логич. значение, отождествить ее со схемой В. вообще, то это приведет к допущению первотолчка извне как "первопричины" движения универсума. Такое понимание В. сложилось в естествознании 17–18 вв. (напр., Ньютон) и оттуда было перенесено в философию. Диалектико-материалистич. понимание В. как всеобщей формы движения и изменения предполагает такую систему причинно-следств. связей, к-рая не нуждается в "первотолчке", в привнесении движения извне. В. – это способ движения такой системы, внутри к-рой причина выступает в конце концов как следствие существования ее же самой. Такой системой В. является бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Вне ее нет и не может быть причин, приводящих ее в движение. Причины ее движения суть одновременно следствия ее же собств. движения. Такой характер В. прекрасно выражается формулой Спинозы: "субстанция есть причина самой себя" (causa sui). Механич. форма В. представляет собой не всеобщий, а лишь частный случай универсальной формы В. как бесконечной цепи причинно-следств. отношений. Характеристика В. как взаимного изменения сторон системы, при к-ром движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная система также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутр. противоречием данной конкретной системы. В. всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть всегда отношение сторон определ. целостной системы, напр. солнечной системы, растительного, животного царств, человеч. общества, определ. общественно-экономич. формации. Содержание В. обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение к-рых и выступает как конкретное движение данной системы. Примерами такого диалектич. В. может служить любая конкретная система, напр. живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфич. организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизво-дящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить человеч. общество в его развитии, основанном на специфич. социальных закономерностях. В. есть процесс, внутр. единство к-рого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе В. его собств. элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собств. следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на "кольцо", но и на "спираль". Образцом такой формы В. является система В. экономич. явлений, научно воспроизведенная в "Капитале" Маркса. В аналогичном отношении В. находятся между собой теория и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный стимул своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику. В. выражается, напр., в отношениях наемных рабочих и капиталистов внутри товарно-капиталистич. отношений произ-ва. Капитал есть столько же следствие существования наемного труда, сколько и причина его данного, конкретно-историч. существования. При всей зависимости сторон В. диалектика обязывает всегда иметь в виду, что одна из сторон этого В. является ведущей. Такой ведущей стороной является та, с которой начинается каждый новый круг развития. Так, например, в отношении В. теории и практики ведущей стороной выступает практика. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955; его же, К критике политической экономии, М., 1953; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гегель Г., Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937. Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Цели урока:

  1. образовательная – изучить типы взаимодействия организмов;
  2. воспитательная – формирование научного мировоззрения;
  3. развивающая – развитие познавательного интереса, логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи урока: обратить внимание учащихся на сложные проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов.

Форма урока: урок развивающего обучения.

Методы и педагогические приемы: словесные: рассказ, беседа; работа с книгой (задачником); наглядные: демонстрация; метод контроля – устный и письменный.

Оборудование: живые растения и гербарные материалы полыни, пижмы, тюльпана, нарцисса, черемухи, чеснока, грецкого ореха, табака, резеды, петрова креста; насекомоядных растений; муляжи грибов; коллекции насекомых (саранча, колорадский жук, тля, божья коровка, бабочка-капустница, непарный шелкопряд, пчела, шмель, муравей).

Раздаточный материал:

  • набор корней бобовых растений с клубеньками;
  • гербарий насекомоопыляемых растений;
  • набор плодов растений, распространяющихся с помощью животных: череда, чертополох.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • приветствие
  • фиксация отсутствующих
  • проверка внешнего состояния классного помещения
  • проверка подготовленности учащихся к уроку
  • организация внимания и внутренней готовности.

II. План урока.

  • определить цели и задачи урока.

III. Изучение нового материала.

1. Формулируем проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством кошек и величиной удоя у коров в данной местности?»

Ответы детей: Предположим:

  1. Увеличится количество кошек.
  2. Уменьшится количество мышей.
  3. Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
  4. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
  5. Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

2. Вводим определение «биотические факторы» - самостоятельная работа учащихся.

А) протокооперация;

Б) симбиоз

(0) – отсутствие значимых воздействий;
(+) – организм получает выгоду от взаимодействия;
(-) – взаимодействие угнетает организм.

1 группа.

Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.

2 группа.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать большой пестрый дятел.

3 группа.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать заяц- беляк.

4 группа.

Составьте список организмов, с которыми может иметь разного рода экологические связи клевер луговой

5 группа (более сложное задание)

Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

VI. Внутреннее повторение и применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

(выполнение заданий в задачнике: И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ. –М.:Дрофа,2001.)

№ 127, 128, 129,130,131.

VII. Итоги урока.

Рефлексия – самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

VIII. Задание на дом.

  • теория в учебнике – читать;
  • индивидуальные задания для наблюдений:
    1. «Положительное и отрицательное влияние растений друг на друга»: составить букеты: в первую вазу поместить только розы; во вторую – только гвоздики; в третью вазу поместить гвоздики и розы вместе. Понаблюдать, какой из букетов дольше сохранит свою свежесть. Если нет такой возможности понаблюдать, предложить школьникам вспомнить подобный факт из собственного опыта.
    2. Демонстрационный опыт «Роль мух в распространении бактерий». В чашку Петри залить свежесваренный питательный студень – раствор желатина. Субстрат сверху накрыть и дать остыть. Затем на студень в чашку Петри поместить муху и оставить ее на несколько дней (неделю).

Урок 27: «Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах». Цели урока: сформировать понятия о природных компонентах, их взаимосвязи. Задачи урока: продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации. Тип урока: комбинированный.

Оборудование : карта Воронежской области, атлас Воронежской области, рабочие тетради.

Ход урока:

Орг. момент.

Проверка знаний и умений .

Эту истину знаю от роду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою…

Мы продолжаем изучать природу родного края. Тему урока вы узнаете, ответив на вопросы кроссворда.

Природная зона с преобладанием травянистой растительностью (степь)

Неровности земной поверхности (рельеф)

Совокупности погод, характерные для данной местности (климат)

« Царь почв» (чернозем)

Регулярно повторяющийся разлив реки (половодье)

Главная река области(Дон)

Областной центр (Воронеж)

Новохоперский заповедник-животное (выхухоль)

Символ России (береза)

Древняя стоянка человека (Костенки)

Воронежский заповедник-животное (бобер)

Создатель винтовки-трехлинейки (Мосин)

Верхний плодородный слой Земли (почва)

Враг полей (овраг)

Шкурлатовское месторождение (гранит)

Чем пишут на доске (мел)

Место выхода грунтовых вод (родник)

Любимое время года школьников (лето)

Серая, грызун, многие девочки боятся (мышь)

Изучение нового материала:

Итак, тема урока: Природные компоненты, а точнее — взаимосвязь природных компонентов.

ПК — взаимосвязь природных компонентов на определенной территории (запись в тетрадь)

А что же такое природные компоненты?

Как вы думаете? Вспомните вопросы кроссворда и темы, которые мы изучали раньше.

Это- рельеф, климат, воды, растения, животные, почвы.

Существуют зональные и азональные природные компоненты — а, значит, зональные и азональные природные комплексы. Мы будем характеризовать зональные природные компоненты и природные комплексы.

Как вы думаете — что относится к зональным природным компонентам?

Зональными природными комплексами являются природные зоны.

Их характеризуют по плану (запись в тетрадь).

1.Географическое положение.

4.Растительность и животный мир.

Главная особенность природных зон — это взаимосвязь природных компонентов.

Составьте схему взаимосвязь природных компонентов (запись в тетрадь).

Учитель: Как вы думаете, какой компонент является главным? (климат)

В пределах области выделяют два природных комплекса.

Какие? (лесостепь и степь)

Работа в группах. (5 -7 минут)

1 группа — картографы.

2 группа — климатологи.

3 группа — гидрологи.

4 группа — биологи.

5 группа - почвоведы.

1 группа .

Положение по отношению к морям;

Положение на территории России (климатические и тепловые пояса).

2 группа .

Тип климата;

Средняя температура января, июля, ГКО.

Учитель : Как климат зависит от ГП?

3 группа.

Виды вод области;

Обеспеченность водами.

Учитель : Показать влияние климата на воды.

4 группа .

Сообщение о типичной растительности области;

Сообщение о типичных животных области.

Учитель : Почему в степях не растут деревья?

5 группа.

Почему чернозем называют «царем почв»;

Какие почвы еще встречаются на территории области.

Учитель : Назвать причины плодородия почв области.

Большое влияние на ПК оказывает человек. Из-за благоприятных природных условий и плодородных почв почти все земли распаханы и естественные ландшафты сохранились на незначительной территории.

Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки -это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна, наша русская природа, полная поэзии прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

Закрепление изученного материала.

Подведем итоги: (закончить предложения)

Природные компоненты – это…

Главный природный компонент – это…

На территории области выделяют ПК: … и …

Большую часть области занимает природная зона…

«Царем почвы» называют…

На следующем уроке мы дадим характеристику природных комплексов.

Домашнее задание: Параграф 5,6, вопросы.Подобрать стихи, высказывания известных людей, репродукции, посвященные ПК области.Составить кроссворд на тему: «Природные зоны области»

Оставьте свой комментарий, спасибо!