Кондиционер зимой – правила эксплуатации. Кондиционер на обогрев зимой Работа кондиционера зимой на холод

Устройства нового поколения можно использовать как для охлаждения, так и для обогрева помещения. Основываясь на этом, многие полагают, что сплит-системы смогут служить круглогодично. Далеко не всем известно, что такое утверждение является ложным. Постараемся разобраться, можно ли включать кондиционер зимой.

Зимой кондиционер не может работать

Типы устройств

Можно включать кондиционер зимой или нет, напрямую зависит от его типа. Существует два подвида.

  1. Мобильные. Они обладают видом моноблока и полностью находятся в квартире. Такие приспособления можно использовать, не ссылаясь на погодные условия. Объясняется это тем, что их работоспособность не зависит от температуры вне дома.
  2. Сплит-системы. В большинстве случаев встречаются такие установки, работа которых находится в прямой зависимости от температурного режима за окном. При работе происходит теплообмен с окружающей средой, для этого их наружный блок размещается на улице.

Рассуждая на тему того, можно ли включать кондиционер при минусовой температуре, нужно уяснить несколько моментов.

Техническая сторона

Для начала необходимо понять, может ли такая система работать при низких температурах. Важной составляющей любого кондиционера является компрессор, который располагается в наружном блоке. Компрессору необходима специальная смазка, вязкость которой непосредственно зависит от внешней температуры. Во время эксплуатации при температуре ниже -5 градусов Цельсия происходит сгущение смазочного материала, что приводит к быстрому изнашиванию и перегреву деталей, лишенных смазки.

Целесообразность использования

При эксплуатации кондиционера зимой с целью обогрева радиатор выполняет функции испарителя. Хладагент, попадая в него, должен нагреваться, но из-за отрицательных температур происходит его замерзание. Производительность снижается, а с наступлением сильных холодов аннулируется.

Используя такие приборы в холодные времена года, стоит понимать, при какой температуре можно включать кондиционер.

Ссылаясь на утверждения производителей, можно отметить, что максимально низкий допустимый показатель равен — 5 °С, при такой температуре можно не задумываясь включить агрегат.

Последствия некорректной эксплуатации

Важно понимать, почему нельзя включать кондиционер зимой. Падение эффективности этого прибора будет далеко не единственной проблемой. Для правильной работы компрессора необходимо испарение хладагента и его последующее поступление во всасывающие патрубки в газообразном состоянии.

  1. Если использовать кондиционер в режиме обогрева в сильные морозы, хладагент поступает в испаритель, но из-за низкой температуры он не сможет нагреться и не приобретет газообразного состояния. В жидком виде он попадает в компрессор, где возникает гидравлический удар, в результате чего перестает функционировать нагнетатель, а затем - сам аппарат.
  2. Не забывайте о такой опасности, как чрезмерное сгущение смазки.
  3. А также и о том, что внешний блок при использовании может покрыться ледяной коркой.

Стоит отметить, что использование кондиционера в режиме охлаждения может привести к различного рода проблемам:

  • возрастает риск поломки компрессора при последующем включении;
  • снижение продуктивности;
  • промерзание внешнего блока и дренажной трубки.

Рассмотрев возможные негативные последствия такого использования, можно категорически ответить, можно ли включать кондиционер зимой. Намного целесообразнее будет приобрети калорифер, цена которого значительно ниже, нежели средства, необходимые для ремонта компрессора.

Обмерзание кондиционера - одно из последствий неправильной эксплуатации

Подходящие для обогрева кондиционеры

Можно ли пользоваться кондиционером зимой в квартире, без причинения ему вреда? Можно, но стоит строго следовать правилам, прописанным производителем.

  1. Сначала необходимо приобрести сплит-систему, которая позволит как охлаждать, так и нагревать помещение.
  2. Нужно обратить внимание на показатель, который информирует о том, при какой минусовой температуре можно включать кондиционер. Для большинства моделей предел отрицательной температуры составляет всего -5 градусов Цельсия. Но на рынке существуют модели, оснащенные инвертором, который позволяет эксплуатировать кондиционер в качестве обогревателя вплоть до -15 градусов Цельсия.

В случае если допустимая температура вас не устраивает, кондиционер можно оснастить комплектом, разработанным для использования в зимнее время года. Состоит такой комплект из:

  • системы подогрева дренажной трубки, что предотвращает ее промерзание;
  • подогрева компрессора – эта процедура не даст смазке загустеть и повредить внутренние детали;
  • платы, которая позволит регулировать скорость вращения вентилятора, это снизит риск переохлаждения хладагента.

Подготовка к зиме

Даже если кондиционер не находится в эксплуатации в зимнее время, надо позаботиться о его безопасности и провести ряд манипуляций, которые можно сделать самостоятельно или же обратиться за помощью к специалистам.

  1. Для начала необходимо запустить прибор в режиме вентиляции, чтобы удалить излишков влаги.
  2. Затем - очистить фильтры. Для этого нужно открыть верхнюю крышку, под ней вы увидите фильтр, который необходимо вытащить, придерживая его за нижнюю часть. После этого промойте грязный фильтр под проточной водой и высушите досуха. Следом протрите жалюзи влажной целлюлозной мочалкой и установите фильтры на исходное место.
  3. После очистки необходимо перекачать хладагент в наружный блок, с этим вам поможет специалист.
  4. А также многие компании рекомендуют установить специальный защитный козырек, который предотвратит появление механических повреждений при сильных снегопадах и оттепели.

Защитный козырек убережет прибор от снега

Выводы

Пользоваться кондиционером для обогрева в зимнее время можно, но только при строгом соблюдении температурных рамок. При его использовании в экстремально низких температурах происходят многочисленные поломки, ремонт которых будет дорогостоящим.

По желанию возможна установка комплекта зимнего оборудования, но даже в этом случае существуют предельно допустимые температурные значения.

Если вы планируете использовать систему для обогрева, лучше подобрать такой вариант, который будет предназначен для этих целей. Тогда вас не будет волновать вопрос, со скольки градусов можно включить прибор.

Можно ли включать кондиционер зимой, а если нет, то почему? Таким вопросом время от времени задаются большинство пользователей этого современного климатического прибора.

Почему нельзя использовать кондиционер зимой

Вопрос не совсем корректный. На самом деле существуют прогрессивные модели кондиционеров, которые рассчитаны на работу в зимних условиях при морозах до -10…-15 °C. Это так называемые инверторные кондиционеры. А японский агрегат Mitsubishi Electric Zubadan MUZ-FDVABH работает даже при -25 °C. Конечно, стоят такие приборы недёшево, и мы сегодня поговорим об обычных бытовых кондиционерах массового пользования.

А вот они действительно при температурах ниже -5 °C работать не могут. Причин этому всего две:

  • При работе кондиционера образуется конденсат, который в обычных условия отводится за пределы помещения посредством дренажной трубки. Понятно, что на морозе конденсат замёрзнет и образует ледяную пробку в отводящей системе. Эта пробка перекроет выход конденсата наружу, после чего у него остаётся два выхода:
    • Конденсат через трещины и неплотности соединений просачивается в помещение через внутренний корпус, создавая повышенную влажность. А это, в свою очередь, может вызвать появление плесневых грибков, представляющих угрозу здоровью жильцов.
    • Создавшееся чрезмерное давление конденсата выводит кондиционер из строя.
  • Хладагент содержит в себе смазку, которая смазывает трущиеся детали испарителя при его работе. На морозе эта смазка загустевает, что затрудняет работу агрегата, сокращает срок его службы и в конечном итоге приводит к выходу кондиционера из строя.

Холодильный агент (хладагент) - рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении (испарении, плавлении или даже сублимации) отнимает теплоту от охлаждаемого объекта и затем после сжатия передаёт её охлаждающей среде за счёт конденсации или иного фазового перехода.

Большинство моделей бытовых кондиционеров могут работать либо только на охлаждение, либо и на обогрев помещений. Если у потребителя второй тип прибора, ему нужно знать о том, что на обогрев кондиционер можно применять при температурах воздуха на улице не ниже 0 °C, а на охлаждение - до -5 °C.

Для отопления квартиры зимой лучше использовать предназначенные для этого отопительные приборы

Видео: можно ли отапливать помещение кондиционером

Не стоит использовать обычный кондиционер при минусовых температурах за окном. Даже если он и не выйдет сразу из строя, срок его службы всё равно сократится. Гораздо удобнее и экономичнее для обогрева помещений применять предназначенные для этих целей отопительные приборы, ассортимент которых в настоящее время просто огромен.

С наступлением зимы пользователи систем кондиционирования часто задают нам вопрос: "Можно ли пользоваться кондиционером зимой?"

Мы рассмотрим два варианта использования кондиционера зимой, первый — для охлаждения воздуха, второй — для подогрева воздуха.

Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение?

Для ответа на вопрос о возможности использования кондиционера зимой в первую очередь следует проверить в инструкции или технической документации информацию о допустимых условиях эксплуатации установленного оборудования.

Наиболее массовое распространение получили в настоящее время многоблочные системы кондиционирования, к которым относятся и сплит-системы. В таких системах возможность использования кондиционера зимой определяется типом наружного блока, в котором расположен компрессор. Некоторые системы имеют во внешнем блоке систему подогрева, обеспечивающую работоспособность кондиционера при отрицательных температурах наружного воздуха. Имеет значение и тип системы, в реверсивной системе компрессор периодически включается и выключается, а в инверторной системе компрессор работает постоянно, но с переменной скоростью.

Большинство систем реверсивного типа могут работать при температуре наружного воздуха не ниже минус 5 градусов по Цельсию, тогда как инверторные могут работать при температуре до минус 15 градусов. Существуют модели, специально разработанные для работы при температуре наружного воздуха до минус 28 градусов по Цельсию.

Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев?

Теперь рассмотрим возможность использования кондиционера в зимнее время для нагрева воздуха в помещении.

Кондиционер представляет собой тепловой насос, переносящий тепло из одной среды в другую. В теплообменнике, расположенном в наружном блоке, фреон должен иметь температуру ниже температуры наружного воздуха для того, чтобы отобрать тепловую энергию у воздуха и перейти в газообразное состояние.

Затем газообразный хладагент закачивается компрессором в теплообменник внутреннего блока, под высоким давлением конденсируется в нем и отдает тепло во внутреннее помещение.

При низких температурах наружного воздуха разница температур воздуха и фреона невелика и фреон медленно меняет свою температуру. Вследствие того, что температура теплообменника наружного блока ниже температуры атмосферного воздуха, он интенсивно обмерзает и теплообмен значительно затрудняется. Это главная причина невозможности использования кондиционера зимой для обогрева.

Если фреон не успеет испариться и в жидком виде попадет в компрессор, то это вызовет гидродинамический удар, что может повредить компрессор.

Таким образом можно сказать, что включение кондиционера зимой с целью подогрева возможно, но малоэффективно. Нагрев будет эффективным только при положительной температуре наружного воздуха.

При этом следует учесть, что реверсивный кондиционер можно включать при температуре наружного воздуха не ниже минус 5 градусов по Цельсию. Для инверторного кондиционера это ограничение составляет минус 15 градусов по Цельсию. Эти ограничения вызваны возможностью поломки компрессора из-за замерзания или увеличения вязкости масла и сжижения фреона.

При использовании кондиционера в зимнее время для охлаждения воздуха в помещении перенос тепла происходит из помещения на улицу.

Хладагент закипает в теплообменнике внутреннего блока, отбирая тепло у внутреннего воздуха. Компрессор перекачивает газообразный фреон в теплообменник наружного блока, где хладагент под давлением конденсируется и отдает тепло наружному воздуху. В этом случае нет ограничений на передачу тепла, так как разница температур внутреннего воздуха и теплообменника велика.

Работоспособность кондиционера ограничивается в этом случае возможностью работы компрессора при низкой температуре из-за утраты смазочных свойств масла. Кроме того возможно промерзание дренажной трубки и, как следствие, попадание влаги внутрь кондиционера, что может привести к выходу его из строя. Интенсивный обдув холодным воздухом горячего корпуса компрессора приводит к образованию водяных паров и покрытию наружного блока слоем наледи.

Если оснастить кондиционер специальным комплектом для работы в зимних условиях, то эти ограничения снимаются и кондиционер можно использовать зимой, но только для охлаждения.

Таким образом использование кондиционера зимой при определенных условиях возможно для охлаждения воздуха в помещении, но проблематично для обогрева.

В автомобиле данная система заключает в себе несколько основных элементов, которые перечислены ниже:

  • компрессор;
  • салонный радиатор или испаритель;
  • дренажные отверстия;
  • ресивер-осушитель;
  • наружный радиатор (конденсатор);
  • расширительный клапан;
  • соединительные трубки и уплотнительные элементы.

Принцип работы такого кондиционера в автомобиле мало отличается от аналога, который устанавливается в холодильники. Работа обоих механизмов основана на переходе фреона из жидкого в газообразное состояние. Фреоны - это насыщенные углеводороды, содержащие фтор и повсеместно применяемые в качестве хладагентов в холодильных системах. Эти углеводороды постоянно циркулируют по системе кондиционирования, поглощая большое количество тепла. Система может работать и в обратном направлении, то есть отдавать тепло.

В этом случае тёплый воздух будет поступать из кондиционера в салон автомобиля. Углеводороды по пути к компрессору должны находиться строго в газообразном состоянии. Самые малые объёмы жидкого фреона чаще всего приводят к поломке конструкции. Различные датчики, внедрённые в систему, контролируют нагрев и предотвращают появление жидкого фреона. Система в случае угрозы принудительно отключает компрессор.

Уровень фреона в системе также является немаловажным показателем. За зимний период его объём может сократиться на целых 10 %. Чтобы возобновить потери, автомобиль подключается к специализированному стенду, где система тщательно проверяется на наличие утечек, а затем закачивается возобновляемый хладагент. Стоимость услуги на СТО довольно невысокая - 1 000 рублей за замену и диагностику.

Климатическая установка со временем изнашивается. Особенно сильно износ ускоряется из-за простоя. Чем дольше кондиционер не работает, нагнетая тёплый или холодный воздух, тем выше риск того, что система выйдет из строя. Многие автомобилисты предпочитают использовать кондиционер без обогрева. Таким образом система кондиционирования воздуха оказывается неактивна в период с конца сентября до конца апреля. Это оказывает на неё негативное воздействие. Все узлы климатической установки покрываются масляной плёнкой.

Масло при простое скапливается в нижней точке системы. Элементы кондиционера после долгого простоя работают всухую. Срок простоя напрямую влияет на количество утраченной смазки в системе. На месте исчезнувшей смазки появляется пыль и выработка. Она быстро распространяется по всем элементам, ускоряя их износ. Она настолько прочно оседает, что порой остаётся даже после промывки. Альтернативной системой кондиционирования воздуха является сплит-система. Она состоит из компрессорно-конденсаторного агрегата и испарителя.

Важными элементами системы являются различные трубки и уплотнители. Простой также негативно влияет на их срок эксплуатации. При простое трубки пересыхают и трескаются. Возникает конденсат. Запах из кондиционера после простоя может быть крайне неприятный. Для предотвращения его появления придётся обрабатывать испаритель антисептиками. Добираться до узла крайне непросто, так как необходимо разбирать переднюю панель автомобиля.

Использование системы кондиционирования воздуха зимой

Максимальная длительность простоя системы кондиционирования воздуха составляет 2 недели. Далее начинаются описанные выше неблагоприятные процессы. Однако не стоит включать кондиционер и оставлять его на несколько часов. Достаточно раз в неделю включить его на 10 минут, и тогда исключится появление неприятного запаха, масляного голодания и растрескивания трубок. Уровень масла во время работы системы возобновляется, а накопившийся конденсат устраняется.

Рассматривая вопросы «Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев?» и «Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение?», стоит помнить, что система может функционировать корректно лишь при температуре не ниже -5 градусов по Цельсию. При этом не рекомендуется включать кондиционер с непрогретыми печкой и двигателем. При низких температурах на испарителе начинает оседать влага, которая замерзает. В результате в системе возникают кристаллы льда. Льдинки проникают в систему и приводят к немедленной поломке.

Режим циркуляции также необходимо использовать наряду с кондиционером. Но этот режим использовать нельзя, если в салоне присутствуют пассажиры, иначе возникнет парниковый эффект. Режимом циркуляции нельзя пренебрегать, поскольку в этом случае воздух в кондиционер будет поступать не с улицы, а из салона автомобиля. Поскольку в салоне воздух теплее, система будет быстрее прогреваться.

Как быть, если большую часть осени, зимы и половину весны температура ниже 5 градусов по Цельсию? Окружающая среда не позволяет пользоваться системой круглый год. Профилактику необходимо производить в любом случае. Для этого стоит загнать автомобиль в отапливаемое помещение. Это может быть гараж или подземная парковка.

Включение кондиционера в сухом тёплом месте позволит предотвратить появление поломок. Срок эксплуатации системы значительно возрастёт.

Расход топлива

Системой кондиционирования воздуха в автомобиле многие пренебрегают, поскольку принято считать, что данная система очень топливоёмкая. Часть энергии, вырабатываемой двигателем, действительно потребляется данной системой. Однако показатель потребления редко превышает 0,5 — 1,5 литра в час. Если вместо включения кондиционера открывать окна, то аэродинамика автомобиля снижается, и расход топлива может увеличиться до 2 литров в час. Не рекомендуется пренебрегать данной системой в летнее время.

При высокой энергоэффективности современных климатических приборов, когда при одном использованном киловатте электроэнергии можно получить 3 – 4 киловатта холода или теплого воздуха, возникает желание использовать кондиционеры круглогодично. Но можно ли это делать и что необходимо иметь, чтобы не довести устройство до поломки, нужно узнать заранее. Некоторые модели работают в диапазоне температур от минус 50 градусов и до плюс 50, но стоят они очень дорого. Это самые новые технологии. На более простые модели есть специальные приспособления, которые позволяют включать кондиционер зимой.

Можно ли включать кондиционер зимой и при какой температуре

Условия эксплуатации зависят от конкретной модели сплит системы. Устройства нижнего и среднего ценового сегмента рассчитаны на максимальную температуру минус 5 градусов в холодное время года. Можно рискнуть и включить оборудование при более низких температурах, но поломка компрессора – вещь серьезная, а ремонт дорогой. Узнавать, какой диапазон рабочих температур для данной модели кондиционера, нужно при покупке. У дешевых систем он небольшой.

Среднестатистическая сплит система работает на обогрев при максимальной минусовой температуре 7 градусов.

Модели марки Mitsubishi Electric способны поддерживать рабочий режим при температурах до минус 20 градусов за окном. При наличии зимнего комплекта – до минус 30.

Другая японская марка Daikin также решила проблему всепогодности для своих сплит систем. Кондиционеры зимой работают на обогрев при температуре минус 15 градусов.

Прежде чем включать оборудование на обогрев, нужно перечитать инструкцию и выяснить до какого нижнего температурного порога можно использовать устройство, чтобы не вывести его из строя. Причин, по которым кондиционер может сломаться, две:

  1. Обмерзание дренажной системы. Конденсат, вытекающий на улицу при работе, в мороз замерзает, жидкость не может выйти.
  2. Замерзание масла. Каждая марка имеет свой предел нижних температур, при которых оно густеет и не может далее выполнять свои функции.

В результате нарушения правил пользования устройством в зимнее время возникают различные поломки. Если предусмотрены защитные функции, оборудование просто выключится, что спасет его от дорогостоящего ремонта.

Обогрев доступен только весной и осенью, когда использование газовых котлов нерационально, потому что они потребляют много топлива. Немного подогреть помещение – вот все, чего можно добиться от обычного кондиционера. Однако потребители хотят охлаждать и обогревать помещение при помощи одного и того же прибора.

Зимой КПД сплит системы снижается, если включать кондиционер при минусовой температуре. Работа на охлаждение в холодное время года нужна только в специфических помещениях, где расположено оборудование, имеющее большие теплоотдачи и нуждающееся в постоянном охлаждении. Для этих целей создан зимний комплект: чтобы охлаждать, а не нагревать помещение. В него входят следующие компоненты:

  • Устройство, уменьшающее скорость движения крыльчатки. Благодаря ему нормализуется КПД.
  • Устройство, нагревающее картер компрессора. Как только компрессор останавливается, нагреватель картера запускается. В него не затекает фреон, масло остается жидким, не закипает хладагент.
  • Нагреватель дренажной системы. Трубки и ванны не замерзают, конденсат беспрепятственно вытекает наружу. Существуют нагреватели, монтируемые снаружи и внутри магистрали.

Оборудованный таким комплектом кондиционер можно включать зимой без опаски.

Чтобы греть дом или квартиру зимой, нужно покупать очень дорогую модель, либо использовать средний кондиционер при плюсовых температурах, которые обычно бывают в межсезонье. При минусовых температурах использовать только для охлаждения оборудования, к примеру, в серверных комнатах, при этом обязательно установить зимний комплект.

Что будет, если включать кондиционер зимой

Испарение хладагента для переправки тепла осуществляется при температуре ниже чем у атмосферного воздуха на 5 – 14 градусов. Таким образом, даже если температура на улице +6 градусов, температура испарения должна быть отрицательной. Если включить кондиционер зимой, на теплообменнике нарастает «снежная шуба». Нарушается обмен теплом с атмосферой, уменьшается температура испарения фреона, падает производительность.

При обмерзании теплообменника производительность оборудования падает

Мощности теплообменника, покрытого снегом, не хватает для испарения фреона. Хладагент проникает в магистраль всасывания и оттуда в компрессор, вызывая гидроудар.

Таким образом, кондиционер зимой включать можно с учетом несколько отрицательных моментов:

  • производительность по холоду значительно падает;
  • наружный блок может обмерзнуть, повредится компрессор или случится гидроудар;
  • если теплообменник покрывается льдом, конденсат стекает по нему прямо на крыльчатку, которая разбрызгивает воду в помещении;
  • нарушается охлаждение компрессора;
  • температура нагнетания компрессора превышается, что грозит расплавлением четырехходового вентиля;
  • дренажная трубка может замерзнуть.

Как эксплуатировать кондиционер зимой

Использование кондиционера зимой возможно при следующих условиях:

  1. Чтобы устройство работало безопасно, его нужно использовать по назначению – охлаждать комнату. При этом риск поломки снижается.
  2. Должен быть установлен зимний комплект, подогревающий компрессор и дренажную систему. Даже в межсезонье температура ночью может опускаться на 1 – 2 градуса ниже нуля, поэтому обезопасить устройство будет не лишним, если оно иногда включается для обогрева.
  3. Устройство должно иметь функцию обогрева как таковую, чтобы включать его в теплом режиме. В жарких странах сплит системы рассчитаны по большей части на охлаждение, поэтому все вопросы уточняют у продавцов при покупке.

Компании производители систем охлаждения направляют свои усилия на то, чтобы сконструировать устройство, способное продуктивно работать на охлаждение даже в самые сильные морозы. Для подогрева жилого помещения в Сибири, где морозы достигают 40 – 50 градусов, любой кондиционер даже не включится, не говоря уже о том, чтобы поддерживать производительность.

Эксплуатировать системы охлаждения в специализированных помещениях с дорогим оборудованием рекомендуется попеременно. Техника настраивается на автоматическое переключение с одного кондиционера на другой, чтобы они имели возможность отдохнуть и остыть. В периоды больших нагрузок в серверной могут одновременно работать несколько сплит систем, поэтому все наружные блоки должны быть оборудованы нагревательными элементами для компрессора и дренажа. Зимний комплект нагревает масло в первую очередь, чтобы трущиеся детали не изнашивались, поддерживает в тепле конденсаторную трубку, чтобы жидкость в ней не замерзала.

Обогрев сплит системой в холодный период

Включать оборудование на обогрев нужно после очистки фильтров. Используют обычные моющие средства для съемного фильтра и специальные растворы для фильтра тонкой очистки, если он имеется. Пылесосом убирают пыль из внутреннего блока и включают на пару часов в режим вентиляции, чтобы удалить влагу.

Проверяют устройство при температурах, которые указаны в инструкции по эксплуатации. Делают это при уже установленном зимнем комплекте. Если куплена дорогая модель, которая может работать при очень низких температурах, необходимо уточнить, нужен зимний комплект, или он уже встроен во внешний блок.

Если эксплуатация не планируется, желательно накрыть внешний блок водонепроницаемым материалом.

При покупке сплит ситемы зимой монтаж производят, когда температура на улице позволит включить оборудование. Не стоит рассчитывать, что кондиционер будет продуктивно работать, нагревая помещение до 30 градусов. Все, чего можно ожидать – это 18 – 23 градуса при наличии мощного компрессора.

Охлаждение кондиционером зимой

В некоторых помещениях требуется постоянно охлаждать воздух, потому что там находится дорогостоящее оборудование. Как уже упоминалось, чаще всего – это серверные залы, которые имеют большую теплоотдачу. При повышении температур летом оборудование может выйти из строя и нарушить работу всего предприятия.

Подобным оборудованием являются магнитно-резонансные томографы в больницах. Эти устройства стоят несколько сотен тысяч долларов и очень дорого обходятся в монтаже и ремонте. Задача кондиционера – защитить аппарат МРТ от поломки, поэтому он должен работать на охлаждение и зимой, и летом. Летом проблем не возникает, но зимой нужно ставить подогрев для климатического оборудования и соблюдать температурный режим.

В районах с суровым климатом лучше не экономить на охлаждении электронного диагностического оборудования, так как ремонт обойдется дороже, чем самая дорогая модель. Лучшими являются японские сплит системы, которые включаются при температурах до минус 25 градусов, а с зимним комплектом до минус 30.

В специальных помещениях устанавливают несколько систем охлаждения, чтобы при выходе какой-либо из строя, можно было включить запасную.

Особенности зимней эксплуатации

Обозначения режима обогрева кондиционера

Чтобы включить кондиционер для работы в теплом режиме, находят на пульте дистанционного управления необходимую кнопку. В разных моделях она выглядит по-разному – в виде значка с солнцем или с надписью Mote, что обозначает переключение режимов.

После нажатия кнопки сплит система начнет работать на обогрев не ранее, чем через 10 минут. Воздух в помещении будет прогреваться через 15 – 20 минут. Сначала заработает внешний блок, затем к работе подключится внутренний. Не стоит думать, что оборудование поломалось, просто система должна подготовится к работе.

Проблемы и риски эксплуатации

Без теплового дополнительного насоса масло перед включением не сможет нагреться до нужной температуры. Детали компрессора некоторое время будут работать в сухом режиме. Трение деталей без смазки усиливается и приводит к износу. При определенных температурах повышается вязкость масла, при которой оно не эффективно. Поломка компрессора в таком случае происходит постепенно и зависит от того, сколько выдержат трущиеся детали.

Гидроудар – это попадание жидкого фреона в компрессор. В норме хладагент должен разогреваться и в газообразном состоянии поступать в компрессор. При низких температурах нарушается переход фреона из жидкого состояния в газообразное, что влияет на работу клапанной системы. При падении давления в компрессор поступает меньше хладагента, чем положено, двигатель перегревается и прекращает работу. В этом случае возможно повреждение изоляции и ухудшение смазки.