Технология изготовления деревянной трости. Забытые промыслы: трость Как самому сделать деревянную красивую трость

Сегодня с нами поделились красивой работой самодельной трости. Выглядит потрясно.

Для изготовления трости нам потребуются следующие материалы: медное кольцо, деревянный брусок из красного дерева, алебастр, любая старая монетка в пару копеек хорошо выглядящая и эпоксидная смола.

Далее обрабатываем брусок из красного дерева с помощью столярного инструмента, под суковатую палку на которой остались небольшие остатки сучков. А из пластилина или подобного материала делаем модель ручки для будущей трости, например в виде дельфина, который ныряет в воду. Из алебастра или гипса делаем форму из двух половинок, в которую мы и будем отливать саму ручку. В полученную форму вставить металлический стержень, который изогнуть по форме в виде ручки. А литьевую форму заполнять эпоксидной смолой с добавлением алебастрового наполнителя, что бы сымитировать кость.

Отливку обработать влажно шкуркой и очень осторожно полировать, желательно не допуская ее нагрева. В лакированную палку, после сверления под стержень, вставить ручку на клею и закрыть шов медным кольцом, тоже предварительно обмазанным эпоксидкой. Затем в ствол под ручкой врезать монету предварительно изогнутую монета орлом наружу, а на самый нижний конец трости поставить резину, которую можно отыскать в практически любой аптеке за 20 рублей.

Related Posts

Наверно никто не будет спорить с тем, что занятия спортом являются основой здоровья. А так как в зал можно успеть сходить не всегда, в силу занятости и недостатка свободного времени,…….

Сегодня уважаемый редактор ragroman, поделился с нами с еще одной интересной конструкцией. Прошу встречать самодельные качели для детей. Эх, люблю деток)) Преимущество конструкции этих детских качелей от многих других состоит…….

При строительстве любого здания, рано или поздно дело доходит до перекрытия крыши Но вот чем крыть крышу? Сейчас на рынке огромный выбор материала, но знаете, хочется чего-то долговечного и удобного…….

Я просто обожаю слушать музыку. Слушаю я её везде и дома и на работе и даже когда сплю, у меня играет музыка. Но вот досада, гонять комп из-за музыки дороговато,…….

Сегодня я хочу рассказать о своем горьком и одновременно смешном опыте по установке спутниковой антенны Оказывается, установить тарелку не составит никакого труда. Если честно я устанавливал тарелку 2 дня, но…….

«Припаси посох на путь, а слово на ответ»- гласит старинная поговорка. Ответное слово, подходящее и не очень, почти всегда у каждого найдётся, а вот посох, у странствующих в наше время можно увидеть крайне редко.

Далёким предком изящной трости является посох. В начале своей истории он был обычной суковатой палкой, неоценимой помощницей в нелёгком пути каждого путника, основное предназначение которой - поддержка при ходьбе. Этот атрибут, пришедший к нам из древности, по праву можно считать самым первым предметом, которым пользовался человек, и называлось приспособление не тростью, а посохом.

Уже тогда путешественники пытались преобразить корявую ветку дерева, укорачивая её до нужной длины и украшая. Особо талантливые люди при помощи ножа вырезали на верхнем конце посоха различные фигуры, узоры. Самые удачные свои эксперименты продавали в ближайшем городе, через который пролегал его путь.

Трость менялась, приобретая разные характерные особенности: в Древнем Риме крепкая трость, обитая медью, высотой около метра была боевым оружием. В древнем Китае и Японии посох, и трость претерпели огромное множество изменений, превращаясь в боевое оружие от нунчаков до двух метровых боевых посохов которых было более 10 видов. С появлением окованного наконечника появилось копьё.

Но самым распространенным видом посоха является пастушеский посох или «валашка». Пастушество было сопряжено с определенным риском: волки, разбойники и прочая прелесть, поэтому пастухи владели посохом как своим телом. Аналогичные посохи мы можем видеть у украинских и польских гуралей, он носит название «чупрага».

Время шло, боевой посох модернизировался, превратившись в современную дубинку ОМОНа. А посох странника, употребляемый именно как «палка, на которую человек опирается во время ходьбы» со временем превратился в трость.

Чтобы определить, что перед нами – палка или обычная трость, надо как следует приглядеться к этому предмету. Разница между палкой и тростью заключается в том, что у палки обычно имеется загнутая ручка или набалдашник, на которые можно опираться при ходьбе. А вот у трости круглый или цилиндрический набалдашник, предназначенный просто для красоты.

В XVII веке это нехитрое приспособление претерпело серьёзные изменения и стало эффектным дополнением к костюму, подчёркивающее социальный статус своего владельца.

В России интерес к этому аксессуару появился во времена правления Петра I. Благодаря великому российскому реформатору элегантные трости надолго становятся элементом российского светского костюма. Оно и не мудрено. Известно, что царь с огромным любопытством воспринимал все новшества, зарождающиеся в Европе, и был хорошо знаком с европейской культурой. Петр I лично собрал большую коллекцию тростей, среди которых есть: трость-шпага, трость-линейка, трость с подзорной трубой. По эскизам царя изготовили трость, которую царь Пётр пожаловал своему сподвижнику А. Д. Меньшикову в связи с победой при Калише (1706г.) Её рукоять была усыпана бриллиантами и увенчана крупным изумрудом. Придворные знали слабость Петра Великого и дарили ему трости на всевозможные праздники. Часть коллекции составляли трости доставшиеся в наследство от отца Царя Алексея Михайловича, например, одна необычайно роскошная с набалдашником из огромного сердолика с финифтью и дорогими камнями. А другая трость украшена золотым двуглавым орлом с рубинами, изумрудами и алмазами.

Драгоценные трости были излюбленным подарком среди вельмож и коронованных особ. Неравнодушна к тростям была Екатерина II. По случаю победы в русско-турецкой войне, датчане ей преподнесли в подарок уникальную трость с вмонтированным часовым механизмом, он приводил в движение 21 изящную миниатюру с батальными сценами. Прусский король Фридрих Великий преподнёс императрице трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, усыпанной бриллиантами.

Отделка трости сообщала о вкусе и финансовом положении. Часто после краснодеревщика трость отправляли к ювелиру, и тогда стоимость трости могла быть равна фамильному состоянию. Такие трости являлись не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Их привозили из дальних поездок, заказывали у лучших мастеров, многие изделия были поистине уникальными и весьма дорогими произведениями искусства. Их охотно демонстрировали гостям, оставляли в наследство детям и внукам.

Интерес к трости проявляли короли, вельможи, дипломаты, писатели и т.д. Например, у того же А. С.Пушкина тростей было много: «рабочая», «спортивная», «по необходимости» и «просто так».

Трости были мужскими, женскими, детскими, они больше не являлись символом власти, а стали знаком состоятельности, их носили разные слои населения. В зависимости от моды, в трость могли вставляться: лорнеты, зонтики, фонарики, часы и так далее. В трости врача можно было обнаружить всю аптечку, у курильщика- набор для курения, художники носили в ней кисти, а музыканты нотные листы. В одном из рассказов

О" Генри описана трость, у которой можно было отвинтить набалдашник трости а внутри была потайная фляжка. Трость дарили юноше как символ вступления во взрослую жизнь. Кроме того, трость должна была соответствовать настроению её владельца и модным течениям времени. Считалось, что каждый уважающий себя светский человек должен иметь с десяток всевозможных тростей. Именно ношение трости отличало благородного человека от простолюдина. Одним словом, трость была очень популярной. С ней ходили Шаляпин и Есенин, Маяковский и даже известный марийский поэт и киноактёр Йыван Кырля щеголял с ней.

Эта популярность не могла обойти стороной славный купеческий город Козьмодемьянск. Каждый, уважающий себя купец имел несколько тростей: повседневных, деловых, прогулочных, парадных «на выход» и так далее. Среднее сословие города, стараясь выглядеть «модно» также щеголяло с тростями, но мещане не могли позволить себе купить дорогие экземпляры. Поэтому совершенно не удивительно, что именно здесь появился не характерный для данной местности народный промысел – изготовление тростей.

Первым мастером-кустарём являлся житель Козьмодемьянска Калашников Фёдор Дмитриевич. Кустарное изготовление тростей он начал с 1863 года. Первые свои трости он изготавливал из берёзы, яблони, клёна и карельской берёзы. Мастерство мастера росло из года в год и в 1896 году его изделия экспонировались на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Что послужило толчком к развитию этого промысла в Горномарийском районе. К сожалению, до настоящего времени не сохранились трости, которые изготавливал Фёдор Дмитриевич, и о самом мастере сохранилось очень мало сведений. Но его дело продолжили и расширили жители деревень Нижние и Верхние Шелаболки.

Продолжателем дела Калашникова Ф.Д. и основоположником кустарного производства в деревне Нижние Шелаболки, ещё до революции стал Тимофей Кузьмич Барышкин. Он внёс новшества в изготовление тростей. Будучи на военной службе в Дагестане он перенял опыт и секреты изготовления раскрашенных и лакированных узорных тростей у мастеров Унцукуля. Соединив полученные знания с опытом Калашникова Ф.Д., добавив марийский национальный колорит, Тимофей Барышкин стал изготавливать уникальные, колоритные трости. От насечки серебром, составляющей важный элемент декора унцукульских тростей, местному умельцу за неимением нужных материалов, традиций, условий для развития этого дорогостоящего, ювелирного искусства пришлось отказаться. Зато хорошо была освоена характерная для унцукульского промысла декоративная система обжига тростей с помощью свечи, раскраски и покрытия поверхности лаком, отчего трость обретала нарядный вид. Форма тростей при этом постепенно модифицировалась и наряду с толстыми палками с гнутой ручкой, похожими на унцукульские, марийский резчик начал выделывать тонкие тросточки. К производству тростей мастер привлёк отца Кузьму Петровича Барышкина, а в последствии и сына Петра.

В первое время техника производства хранилась кустарями в секрете, заготовку материала производили тайно от других. Но со временем к изготовлению тростей присоединились и другие жители деревни: Никодим Сергеевич Данилов, Иван Осипович Ромашкин, Степан Львов и другие. В итоге к 30-м годам XX века только в одной деревне Нижние Шелаболки изготовлением тростей было занято 35 кустарей из 20 дворов. В день они производили 15-17 изделий. Их заработок составлял 80 – 100 рублей. Художественное изготовление тростей у горных марийцев приобрело характер промысла. Их стали изготовлять в деревнях – Шындырьялы, Носёлы, Шелаболки, Чермышево. Трости получили широкое распространение среди местного населения, а также в Поволжье, а позднее и по всей России. В первое время сбыт готовых изделий производился скупщиками из города Козьмодемьянска, от кустарей они закупали трости партиями за 3-5 копеек за штуку и отправлялись с ними по Волге от Нижнего Новгорода до Саратова, перепродавая трости на волжских пристанях. Скупщики не давали кустарям самим продавать свои изделия, создавая помехи вплоть до привлечения милиции. И только к последним предвоенным годам кустари получили доступ к свободной продаже. Их продукция быстро распространялась по Поволжью, трости стали продавать по всей России, даже в Москве и Петербурге. В послевоенные годы мода на трости прошла, и спрос на изделия мастеров упал. В последние годы XXI века изготовлением тростей занимались лишь три мастера: Ободькин Николай Константинович, Трофимов Иван Никитич и Юадаров Иван Фёдорович. На ярмарке народных художественных промыслов, которая проводилась в Козьмодемьянске 22 июня 1985 года, принимал участие только Н.К. Ободькин.

Особо надо рассказать о талантливом резчике, мастере по изготовлению тростей - Ободькине Николае Константиновиче.(1909 года рождения). Творческий стаж мастера насчитывает шесть десятилетий. Юный Николай Ободькин начал работать с 17 летнего возраста, с 1926 года, в это время почти вся деревня, примерно около 40 дворов, была занята этим промыслом, приносившим мастерам доход и славу. Изготовление тростей для него – это увлечение на всю жизнь. В свободное от работы время допоздна засиживался он над своими изделиями, каждое из которых отличается оригинальным узором. Трости, изготавливаемые Н.К. Ободькиным, выделяются резными ручками в виде клюва птицы, головы почтенного старца, ежа с иголками или изящными красивыми ручками, разукрашенными в зелёные и красные тона. В руках мастера, сучковатая палка или деревянная чурка превращались в настоящее чудо. Вот описание выжженного узора на одной из тростей: в верхней её части пять различных сюжетов, разделённых полосками из двух линий, между которыми идут точки. Центральное место занимает изображение солнышка с лучиками, а затем почти до самого низа убегают по винтовой линии цепочки с точками, а в середине сложный орнамент, скопированный с фриза деревянного дома. Орнаменты, которыми мастер украшал трости, был самым разнообразными: до 20 – 25 вариантов. Даже в преклонном возрасте Николай Константинович работал продуктивно, вдохновенно, с выдумкой и фантазией, с уверенной, окрепшей с годами сноровкой. Помимо тростей и палок мастер изготавливал указки, которые пользовались не меньшим спросом. Его произведения закупил Всероссийский музей декоративно - прикладного и народного искусства, Трости Н.К. Ободькина имеются в коллекциях многих этнографических и художественных музеях, например, Санкт Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Козьмодемьянска. Его работы не раз экспонировались на зарубежных выставках в Финляндии, Венгрии, Канаде. Вот как описал свою встречу с Николаем Константиновичем фотограф, журналист и путешественник Левенштейн Генри - Ральф Рудольфович (Джонстон): «В одной из деревень я обратил внимание на старика, который сидел на крылечке избы и держал в руках две трости. Он, видимо, услышал, что приехали сотрудники музея для приобретения экспонатов, и хотел предложить свои изделия. Трости меня заинтересовали. Крепкие, добротно сделанные, с изогнутой крючком рукояткой, их гладкую поверхность украшали спиральные и волнообразные линии, разные комбинации геометрических и растительных орнаментов. Трости имели резиновый наконечник и были, по всему предназначены для пожилых людей, имеющих проблемы с ногами. Я к таким в то время ещё не относился, но сейчас жалею, что тогда не приобрёл одну из этих красивых и удобных тростей.

Трудно сейчас, - пожаловался он – продавать трости, не то, что было раньше. Помню, когда пароходы с туристами причаливали к берегу, мои трости шли нарасхват.

Лишь годами позже я узнал, что разговаривал с последним из «могикан», который занимался изготовлением тростей – Николаем Константиновичем Ободькиным, жителем деревни Нижние Шелаболки. Сейчас его уже не стало, а с ним производство тростей прекратилось.»

Изготовлялись палки и трости трёх видов: толстые, сучковатые с изогнутым крючком – рукояткой и тонкие тросточки с резной ручкой, изображающие животных, птиц, змей и т.п. Каждый мастер заготовку материала производил тайно от других, соблюдая ряд правил и ритуалов. Дерево, с которого берут материал, должно быть здоровым, без гнили и порубов. Оно должно производить впечатление силы и надёжности, если это куст, то вызывать чувство радости, благополучия. Две ветки или сучка с одного дерева не берут. В некоторых случаях используют дерево, в которое попала молния. Подходят к дереву, кусту с востока, левая рука на сердце, правая кладётся на дерево, чтобы с ним сразу быть в контакте. Далее произносится извинение, идущее из души. Просится прощение за причиняемый вред. Затем мастер просит у дерева помощи для удачного изготовления трости, палки или жезла. Если это не сделать, в вашей памяти, отложится на подсознательном уровне, тот факт, что вы нанесли ущерб дереву, лишая его ветки, срезая её. И в дальнейшем негативная энергия скажется на работе при изготовлении изделия. Многие, когда режут живое дерево, не понимают, что ему больно. И это порождает негатив, а на изделии не должно быть никакого исходящего негатива. Если срезается или выкорчёвывается небольшое деревце целиком для трости, извинения приносят роще, лесу, деревьям вокруг. После того, как срезали – произносится благодарность, слова надо найти в душе. Срезанную заготовку сразу кладут в мешок, чтобы его никто посторонний до поры до времени не видел. Срезом вверх – к завязке мешка. На краю леса или поляны в благодарность оставляют требу – хлеб, три заговорённых каравая кладут треугольником, вершиной к дереву, последнее не обязательно, достаточно положить хлеб.

Дерево близко вибрационному фону человека, с ним легко найти контакт. Чем старше дерево, тем оно сильнее, потому что накопило энергию за много, много лет. Уже дома, на заготовке счищается маленький участок коры и на это место наносится знак, заготовки кладутся сушиться на год, вся кора не снимается, иначе от быстрого высыхания древесина даст трещины. В мешок, где лежат заготовки, кладут травы в отдельном мешочке: ромашка, валериана, зверобой, корень аира, корень папоротника. Через год работу продолжают. Заготовить материал можно с весны, начала таяния снега и до самых заморозков.

Для изготовления тростей использовали лиственные породы деревьев и кустарников с твёрдой древесиной: клён, дуб, вяз, жимолость, шиповник, орешник иногда яблоня. Но если мастер видел разнообразные по конфигурации наплывы на корнях, ветках, то обязательно срезал такую ветвь или выкапывал интересующий его корень. Такие наплывы использовали для украшения ручки. Инвентарь мастера состоит из ножа, долота, гнула, рашпиля, трубки со светильником для выжигания, шкурки, кисти для лакировки.

Работа над тростью начиналась со срезки сучков со ствола, после чего снимали кору и клали заготовки в тёплую печку для размягчения и выправления. Затем сглаживали поверхность ножиком, рашпилем и шкуркой.

После обработки на тростях выжигали различные узоры, которые наносили при помощи сальной свечки, за неимением она заменялась салом с опущенным в него фитилём, который горит тонкоструйным пламенем. На пламя через феевку дуют с соответствующей силой, направляя его на подлежащие выжиганию места, и получают рисунок, постепенно поворачивая трость. Позднее узоры наносили при помощи металлической паяльной трубки (ревка) и парафинового светильника. После выжигания трость нужно промыть водой, просушить и покрыть лаком или протереть говяжьим жиром.

Узоры были самыми разнообразными, сочетая геометрический и растительный орнамент. Особое внимание уделялось изготовлению рукоятки. Тонкие тросточки изготавливались с резной ручкой в виде птицы, змеи. Более массивные рукоятки тростей, особенно с наплывами, вырезались с более интересными композициями, в зависимости от величины и формы наплыва. Это могла быть голова животного, фигурка птицы, голова старца и так далее. Ободькин Н.К. вырезал человека сидящего на стуле. Наибольшей популярностью пользовались трости с ручкой в виде фигурки птички. Она раскрашивалась в жёлтый, коричневый цвета, красный цвет использовали для клюва и гребешка, чёрный – для глаз. В яркой, натуралистической раскраске, покрытые лаком, казалось, они выпорхнули из марийских лесов и сели отдохнуть на тросточку.

При художественном оформлении мастера избегали цветных фонов, сохраняя, светлую поверхность древесины, подчёркивая её природную красоту небольшим количеством яркой росписи. В росписи использовали гуашевые краски, которые разводили трёх – пятипроцентным раствором столярного клея. Эта красочная масса хорошо набирается на кисть, легко ложится на предварительно отшлифованную поверхность. Гуашью такой консистенции можно писать и по незагрунтованной древесине: она не растекается. Для росписи используют мягкие беличьи кисти. Изделия лакируют после просушки в течение двух – трёх часов при комнатной температуре. Под лаковой плёнкой краски приобретают звучность и сочность, а изделие – законченный вид. Мастера были настоящими волшебниками, в руках которых незамысловатый сук превращался в настоящее чудо.

Со временем трость утратила свою привлекательность и начала отходить в прошлое. В новой современной жизни места изящной тросточке уже не нашлось, их можно увидеть только в музеях. В Этнографическом музее под открытым небом им. Романова собрана небольшая коллекция палок и тростей. Каждый экспонат отличается древесиной, из которого он изготовлен, декором, орнаментом и резной рукояткой. В коллекции имеются несколько тростей, набалдашники которых выполнены с одинаковым изображением – голова старика в головном уборе, но каждая трость выполнена в своей манере.

Трость-дубинка изготовлена из ствола яблони, структура коры ярко выражена, корявость, бороздки, неровности подчёркнуты искусственно. Набалдашник цельный, вырезан в виде головы старика в папахе. Головной убор высокий, с маленьким отворотом, украшен геометрическим узором в виде ромбов в технике выжигания по дереву. Волосы и борода выделены чёрной краской, а также краской выделены и брови, что придаёт лицу выразительность. Борода в нижней части раздваивается, вырезана так тщательно, что можно различить волоски.

На другой трости голова вырезана не с такой тщательностью, как на предыдущей трости. Папаха меньшего размера, без узоров, выкрашена в тёмный цвет, борода изображена условно. Трость покрыта точечным рисунком в технике выжигания по дереву.

Среди них выделяется трость со съёмным набалдашником в виде головы старика с папахой на голове. Папаха не высокая, вырезана с широким отворотом, черты лица тщательно вырезаны, на лице ярко выделены усы и короткая окладистая борода, волосы длинные. В изготовлении данной трости мастер не применял краску, чтобы была видна структура древесины. Не смотря на то, что резьба крупная, немного грубоватая общее впечатление от трости достаточно лёгкое, изящное. Сама трость богато украшена растительно-геометрическим спиралевидным рисунком, что придаёт трости солидность.

Отдельную группу составляют трости с рукоятками в виде птиц и животных. Особый интерес вызывает трость с набалдашником в виде головы собаки. Она вырезана очень тщательно, натуралистично, тонко. В декоративной отделке трости мастер отказался от применения краски, показывая красоту натурального дерева. Узоры спиральные, нанесены в технике выжигания по дереву, слабо выражены. Благодаря этому изделие внешне выглядит лёгким элегантным, не смотря на некоторую массивность. Рукоять изогнутая, составляет единое целое с тростью.

Излюбленным изображением на тростях у мастеров являются птицы. В музейной коллекции имеется несколько таких тросточек. Одна из них изготовлена в 1960 году Н.К. Ободькиным из ствола молодой жимолости. Его трость богато разукрашена спиральным геометрическим орнаментом. Рукоять прямая, в виде летящей птицы, оперение яркое, перья покрашены зелёным, красным цветом.

Но не все трости имели резные ручки, достаточно много тростей и палок имеют простые гнутые рукоятки. Такие трости богато украшены орнаментом, красота которых подчёркнута яркими красками.

Можно бесконечно описывать красоту тростей и палок, мастерство местных кустарей – резчиков. Становится, немного жаль, что их изделия не пользуются спросом и ушли в прошлое. Будущие поколения смогут прикоснуться к искусству Козьмодемьянских и Шелаболкинских мастеров, только посетив музеи.

В наше время трости и палки можно встретить только у престарелых и больных людей, у которых проблемы с ногами. А палки и трости служат для них опорой, но изготовлены они не ручным, а промышленным способом. Нет в них индивидуальности, тепла человеческих рук, доброй энергетики мастеров.

Лобанова Софья Юрьевна

Старший научный сотрудник
Отдела учёта и хранения

Используемая литература:

  1. Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XXI века/ Под ред. Проф. Воробьёва Н.И..- Йошкар Ола: Марийское книжное издательство,1956.-160с.
  2. Народные художественные промыслы Марийской АССР / Материалы научно – практической конференции «Актуальные проблемы развития народных художественных промыслов и декоративно – прикладного искусства Марийской АССР».- Йошкар Ола: Марийское книжное издательство, 1988.- 120с.
  3. Смирнова Д.А. Кустарные промыслы (конец XIX и начало XX вв.).- Козьмодемьянск.; Козьмодемьянское издательство, 2009.- 64с.

Мануфактура находится на территории Сочинского деревообрабатывающего завода.
Отсюда каждый день самолетом трости вылетают в Москву, Питер и по всей России.
Курьез. На заводе только мы работаем с деревом. Остальные покупают и продают.

Вы присылаете нам скан контура ладони. Можно просто обвести руку фломастером на листе А4 и сфотографировать.

А так выглядит чертеж будущей рукояти трости. Ни одна рукоять не повторяется. Всё по науке.

Так выглядит доска заказов на трости. На каждый заказ консультант оформляет наряд. Согласовывает с вами детали. И наряд оказывается на этой доске.

В зависимости от веса и опорной нагрузки вычисляется будущий диаметр шафта. Шафт вырезается на токарно-фрезерном станке из костяного дерева, дуба или ясеня.

Елена Востротина делает огранку и гравировку на тростях.

После нанесения покрытия трость полируем и защищаем жироотталкивающим покрытием

Илья Востротин вытачивает из бронзы различные наконечники. Имиджевые, автоматические.

Готовые трости ждут упаковки и отправки курьером.

Выполнена из старой трости, а также из старых снастей для рыбалки. Все сделано своими руками . Поэтому если вы приложите некоторые усилия, у вас будет уникальный предмет, который заценят истинные рыбаки.

Для изготовления данной самоделки вам понадобятся следующие материалы:

Материалы:
Старая трость;
Леска;
Катушка;
3 кольца, а также ручка от старой удочки;
Болт размером 0,9 х 9 см;
Наждачная бумага;
Тиски;
Дрель;
Сверла;
Лак;
Клей;
Украшения (с рыбацкой темой)

Шаг 1: Избавляемся от старого лака

Первым этапом, который стоит сделать- это удалить старый лак с трости. Для этого используйте наждачную бумагу. Аккуратно пройдитесь наждачкой по всей поверхности трости.

Шаг 2: Ручка

Возьмите старую рукоятку удочки и удалите пробку из ее основания. Для этого можно использовать остро заточенный нож. После того, как вы срежете всю пробку, стоит укоротить немного сам хвостовик. Обрежьте его до 5 см. Обратите внимание, что на хвостовике имеются два небольших гребешка, которые в свое время удерживали пробку. Эти гребешки необходимо также удалить. Хвостовик должен быть гладким. Так он без проблем войдет в отверстие трости.



После этого, необходимо взять заготовленный болт и аккуратно отрезать у него головку. Размер болта 0,9 см- это не случайно, ведь отверстие катушки имеет именно такой диаметр. Оставшуюся часть болта не выбрасывайте, она нам понадобиться позже. Ее необходимо будет приклеить в самую нижнюю часть трости, а только после этого прикрепить к самой катушке.

Шаг 3: Обрезаем трость

Приложите к трости металлическую рукоятку и определитесь с местом, где нужно подрезать трость. Под изогнутой частью трости, должно остаться достаточно места для хвостовика.


После того, как вы сделали пометки, вам необходимо зажать трость в тиски. Возьмите дрель и потихоньку просверлите отверстие. Сразу большое сверло не стоит брать, так рукоятка может треснуть. Начинайте с размера меньшего по диаметру, постепенно их увеличивая. После того, как отверстие будет нужного размера, закрепите рукоятку.








Вы увидите, что после того, как рукоятка встанет на свое место длина трости увеличится.

Шаг 6: Прикрепляем кольца

Возьмите трость и определитесь с тем местом, куда вы хотите установить кольца. Теперь возьмите карандаш и отметьте линии, где будут установлены кольца.


Установите первоначально среднее кольцо, а после этого равномерно прикрепите все остальные. Теперь возьмите черную изоленту и отрежьте 6 одинаковых кусочка. Около каждого кольца с правой и левой стороны закрепите изоленту. После этого промажьте их тщательно лаком.



Шаг 6: Покрытие лаком

Теперь трость стоит покрыть прозрачным лаком. Так как трость круглая, то наилучшим вариантом будет, если вы ее подвесите. Нанесите не менее 4-х слоев лака. Дайте трости хорошо просохнуть.

Пока трость высыхает, займитесь украшением. Можно взять большой старый крючок и поплавок. Сделайте небольшую композицию. Тут вы можете проявить свою фантазию.




Найдём большой старый крючок, который после доработки также пойдёт в дело.

Шаг 7: Соединяем всё вместе

Теперь настала очередь собрать трость. Соедините все детали вместе. Металлическая рукоятка приклеивается к деревянной, а болт привинчивается к нижней части трости.


Приклеим деревянную рукоятку к металлической ручке и 0,9 см болт к нижней части.

Шаг 9: Рыболовные штришки

Чтобы свести все воедино, необходимо поставить резиновый наконечник на нижнюю часть трости. После этого закрепите крючок с поплавком на трость. Для этого можете использовать леску, а можно применить интересную тонкую тесьму или веревку. Изготовленная трость имеет оригинальный и незабываемый вид. Поверьте ваз не раз остановят и спросят, где вы купили это чудо. Также такая самоделка станет оригинальным подарком заядлому рыбаку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Исторический очерк древнего промысла трости

2. Технология изготовления трости

3. Элементы трости

4. Материалы для создания деревянных игрушек, трости

5. Инструменты для обработки древесины

5.1 Приспособления для резки дерева

5.2 Инструмент для пиления

5.3 Колка и обтесывание древесины

5.4 Строгальный инструмент

5.5 Виды и предназначения стамесок

5.6 Использование специальных резцов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день пользуются спросом модели из дерева. Это справедливо, так как у этих кубиков, пирамидок, куколок, машинок и прочих забавных безделушек есть ряд преимуществ. Их мастерят из материалов экологически-чистых, но более важное то, что деревянные игрушки возвращают взрослых в их далекое детство. Наибольшую популярность среди покупателей приобрели деревянные детские игрушки. К вышеизложенным причинам спроса на деревянные изделия еще можно приплюсовать долговечность, прочность, удивительный дизайн.

Говоря о трости более подробно, следует помнить о том, что на протяжении многих лет она выступала как надежной опорой, так и неплохим средством защиты. Кроме того, она выступала элементом статуса, подчеркивая образ жизни своего обладателя, а также его особый социальный статус. Долгие годы трость также являлась самым настоящим символом солидности, независимости и самодостаточности.

Объектом исследования является деревянная трость.

Предметом исследования является технология изготовления деревянной трости.

Целью данной работы является изучения основ конструирование, а также рассмотрение материала, технологии, инструмент и оборудование, применимых для изготовления деревянной трости.

Задачи исследования:

1. Изучение истории трости.

2.Рассмотрение технологии изготовления трости;

3.Обзор основных элементов трости;

4.Обзор применяемого материала для создания деревянных игрушек, трости.

5.Исследование основных инструментов для обработки древесины.

1. Исторический очерк древнего промысла трости

Далёким предком изящной трости является посох. В начале своей истории он был обычной суковатой палкой, неоценимой помощницей в нелёгком пути каждого путника, основное предназначение которой - поддержка при ходьбе. Этот атрибут, пришедший к нам из древности, по праву можно считать самым первым предметом, которым пользовался человек, и называлось приспособление не тростью, а посохом.

Уже тогда путешественники пытались преобразить корявую ветку дерева, укорачивая её до нужной длины и украшая. Особо талантливые люди при помощи ножа вырезали на верхнем конце посоха различные фигуры, узоры. Самые удачные свои эксперименты продавали в ближайшем городе, через который пролегал его путь.

Трость менялась, приобретая разные характерные особенности: в Древнем Риме крепкая трость, обитая медью, высотой около метра была боевым оружием. В древнем Китае и Японии посох, и трость претерпели огромное множество изменений, превращаясь в боевое оружие от нунчаков до двух метровых боевых посохов которых было более 10 видов. С появлением окованного наконечника появилось копьё.

Но самым распространенным видом посоха является пастушеский посох или «валашка». Пастушество было сопряжено с определенным риском: волки, разбойники и прочая прелесть, поэтому пастухи владели посохом как своим телом. Аналогичные посохи мы можем видеть у украинских и польских гуралей, он носит название «чупрага».

Время шло, боевой посох модернизировался, превратившись в современную дубинку ОМОНа. А посох странника, употребляемый именно как «палка, на которую человек опирается во время ходьбы» со временем превратился в трость.

Чтобы определить, что перед нами - палка или обычная трость, надо как следует приглядеться к этому предмету. Разница между палкой и тростью заключается в том, что у палки обычно имеется загнутая ручка или набалдашник, на которые можно опираться при ходьбе. А вот у трости круглый или цилиндрический набалдашник, предназначенный просто для красоты.

В XVII веке это нехитрое приспособление претерпело серьёзные изменения и стало эффектным дополнением к костюму, подчёркивающее социальный статус своего владельца.

В России интерес к этому аксессуару появился во времена правления Петра I. Благодаря великому российскому реформатору элегантные трости надолго становятся элементом российского светского костюма. Оно и не мудрено. Известно, что царь с огромным любопытством воспринимал все новшества, зарождающиеся в Европе, и был хорошо знаком с европейской культурой. Петр I лично собрал большую коллекцию тростей, среди которых есть: трость-шпага, трость-линейка, трость с подзорной трубой. По эскизам царя изготовили трость, которую царь Пётр пожаловал своему сподвижнику А. Д. Меньшикову в связи с победой при Калише (1706г.) Её рукоять была усыпана бриллиантами и увенчана крупным изумрудом. Придворные знали слабость Петра Великого и дарили ему трости на всевозможные праздники. Часть коллекции составляли трости доставшиеся в наследство от отца Царя Алексея Михайловича, например, одна необычайно роскошная с набалдашником из огромного сердолика с финифтью и дорогими камнями. А другая трость украшена золотым двуглавым орлом с рубинами, изумрудами и алмазами.

Драгоценные трости были излюбленным подарком среди вельмож и коронованных особ. Неравнодушна к тростям была Екатерина II. По случаю победы в русско-турецкой войне, датчане ей преподнесли в подарок уникальную трость с вмонтированным часовым механизмом, он приводил в движение 21 изящную миниатюру с батальными сценами. Прусский король Фридрих Великий преподнёс императрице трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, усыпанной бриллиантами.

Отделка трости сообщала о вкусе и финансовом положении. Часто после краснодеревщика трость отправляли к ювелиру, и тогда стоимость трости могла быть равна фамильному состоянию. Такие трости являлись не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Их привозили из дальних поездок, заказывали у лучших мастеров, многие изделия были поистине уникальными и весьма дорогими произведениями искусства. Их охотно демонстрировали гостям, оставляли в наследство детям и внукам.

Трости были мужскими, женскими, детскими, они больше не являлись символом власти, а стали знаком состоятельности, их носили разные слои населения. В зависимости от моды, в трость могли вставляться: лорнеты, зонтики, фонарики, часы и так далее.

Для изготовления тростей использовали лиственные породы деревьев и кустарников с твёрдой древесиной: клён, дуб, вяз, жимолость, шиповник, орешник иногда яблоня. Но если мастер видел разнообразные по конфигурации наплывы на корнях, ветках, то обязательно срезал такую ветвь или выкапывал интересующий его корень. Такие наплывы использовали для украшения ручки. Инвентарь мастера состоит из ножа, долота, гнула, рашпиля, трубки со светильником для выжигания, шкурки, кисти для лакировки.

Работа над тростью начиналась со срезки сучков со ствола, после чего снимали кору и клали заготовки в тёплую печку для размягчения и выправления. Затем сглаживали поверхность ножиком, рашпилем и шкуркой.

После обработки на тростях выжигали различные узоры, которые наносили при помощи сальной свечки, за неимением она заменялась салом с опущенным в него фитилём, который горит тонкоструйным пламенем. На пламя через феевку дуют с соответствующей силой, направляя его на подлежащие выжиганию места, и получают рисунок, постепенно поворачивая трость. Позднее узоры наносили при помощи металлической паяльной трубки (ревка) и парафинового светильника. После выжигания трость нужно промыть водой, просушить и покрыть лаком или протереть говяжьим жиром.

Узоры были самыми разнообразными, сочетая геометрический и растительный орнамент. Особое внимание уделялось изготовлению рукоятки. Тонкие тросточки изготавливались с резной ручкой в виде птицы, змеи. Более массивные рукоятки тростей, особенно с наплывами, вырезались с более интересными композициями, в зависимости от величины и формы наплыва. Это могла быть голова животного, фигурка птицы, голова старца и так далее. Наибольшей популярностью пользовались трости с ручкой в виде фигурки птички. Она раскрашивалась в жёлтый, коричневый цвета, красный цвет использовали для клюва и гребешка, чёрный - для глаз. В яркой, натуралистической раскраске, покрытые лаком, казалось, они выпорхнули из марийских лесов и сели отдохнуть на тросточку.

При художественном оформлении мастера избегали цветных фонов, сохраняя, светлую поверхность древесины, подчёркивая её природную красоту небольшим количеством яркой росписи. В росписи использовали гуашевые краски, которые разводили трёх - пятипроцентным раствором столярного клея. Эта красочная масса хорошо набирается на кисть, легко ложится на предварительно отшлифованную поверхность. Гуашью такой консистенции можно писать и по незагрунтованной древесине: она не растекается. Для росписи используют мягкие беличьи кисти. Изделия лакируют после просушки в течение двух - трёх часов при комнатной температуре. Под лаковой плёнкой краски приобретают звучность и сочность, а изделие - законченный вид. Мастера были настоящими волшебниками, в руках которых незамысловатый сук превращался в настоящее чудо.

2. Технология изготовления трости

Как многим уже может быть известно, стандартные опорные трости состоят их трех основных частей: ствола, ручки, наконечника или набалдашника. При этом сам процесс производства трости является особым искусством, овладеть которым под силу только настоящим профессионалам своего дела.

Прежде чем перейти к процессу изготовления трости, необходимо уделить особое внимание выбору подходящей разновидности дерева, которое вы будете для этого использовать. Как правило, для изготовления тростей из дерева стандартного вида используют «вязкие» породы дерева, к которым относятся: граб, береза, вяз и ясень. Если же стоит вопрос о производстве легкой прогулочной трости, то здесь особую популярность получили различные экзотические породы дерева вроде американской вишни. В том случае, если ствол планируется выполнить из ветки, а не заниматься обработкой цельного куска на токарном станке, особое внимание следует обратить на его прямолинейность. При этом подбирать идеально ровную ветку не обязательно, хотя верхний и нижний отрезок должны быть исключительно прямыми.

Некоторое время потребуется уделить процессу шлифования. Саму заготовку при этом нужно будет обработать наждачной бумагой №120 и повторно №250. Лучше всего использовать для этого наждачную бумагу именно на бумажной основе.

Производство рукоятки или набалдашника осуществляется отдельно. Здесь не чужды эксперименты, так как ручка может иметь самую разнообразную и эксклюзивную форму. На следующем этапе происходит закрепление ручки. Самый простой способ сделать это - пробурить отверстие в самой ручке и на стволе. Они должны иметь глубину порядка 5 сантиметров и не могут быть меньше 10 мм. в диаметре.

Соединяют ручку со стволом посредством нагеля и сажают на клей, прижимая до полного высыхания. После того, как будет определена длина, к трости закрепляют резиновый наконечник, который предотвращает износ и исключает скольжение в ходе использования трости. Важно заметить, что изготовить наконечник можно также посредством склеивания кусочков резины, а затем прикрутить его к основанию ствола.

Саму трость при этом можно покрыть при помощи лака либо использовать льняное масло. Масло следует предварительно нанести на х/б ткань и втирать в древесину. После чего дереву нужно дать просохнуть порядка двух недель. Также для этих целей можно использовать полировочную пасту, произведенную на восковой основе, которая проявит текстуру дерева и придаст ему красивый матовый цвет.

Оформление декоративной трости может состоять из отделки при помощи кости, бирюзы или янтаря. А уникальная резьба придаст трости неповторимость и особый стиль.

3. Элементы трости

Основу трости составляют три ключевых элемента: шафта, рукоять и наконечник.

Шафт, он же ствол, представляет собой деревянную основу, которая обычно производится из следующих сортов древесины: дуб, ясень, бук, макасср, рамин. Весьма популярны в последнее время различные сорта бамбуха и тростника. Намного реже встречаются решения из костей и корневищ. Сам ствол в итоговом решении, как правило, покрывается слоем лака, раскрашивается, а также украшается металлическими накладками и другими декоративными украшениями.

Причем считается, что каждый сорт дерева что-то говорит о своем владельце. Так, дуб - это символ силы, бук - величие, кедр - долголетие, а самшин - символ твердости и мужественности.

Нижняя часть ствола оснащается наконечником, главная задача которого заключена в защите от повреждений и стесывания. Независимо от выбранной модели и материала трости, наконечник является важнейшим элементом её устройства и обязательно присутствует на каждой трости, даже на исключительно декоративной.

Основой комфорта выступает рукоятка - та часть устройства трости, которая бросается в глаза в первую очередь. Выполнена она может быть как в эргономичном варианте, повторяя изгиб и форму человеческой ладони, так и в сугубо стильном. Уважаемые и состоятельные люди, пользовавшиеся тростями, заказывали рукоятки с отделкой из золота и инкрустированные драгоценными камнями. Правда, сейчас вкусы обладателей тростей поменялись. В первую очередь потребители делают акцент все же на комфорте, стараясь сделать рукоятку не столь объемной, но комфортной в использовании и приятной на ощупь.

4. Материалы для создания деревянных игрушек, трости

На рынке детских игрушек деревянные игрушки занимают отдельную нишу и в последнее время завоевывают все большую популярность. Отличает эти игрушки оригинальная простота и довольно высокая цена.

Деревянные игрушки делают из качественных пород дерева и обрабатывают натуральными составами, стоит все это недешево, но вложения родителей полностью окупаются прочностью, долговечностью и развивающим эффектом от этих игрушек.

Основой деревянных игрушек обычно является натуральное дерево - бук, ольха, липа, клен, сосна, а также фанера.

Бук - самое популярное дерево среди других распространенных поделочных пород древесины по способности хорошо стругаться, обрабатываться на токарном станке, гнуться в распаренном состоянии (в этом он уступает только ореху).

Стойкий на раскол, но нестойкий на растрескивание. В быту идет на изготовление детских кроваток и манежей, элементов детских железных дорог. Боится влаги и от нее подвержен сильному короблению, что делает необходимым качественную обработку древесины защитными маслами и восками.

Ольха. Древесина у нее легкая, мягкая и вязкая. Очень хорошо обрабатывается, легко шлифуется, при фрезеровке не колется, нехрупкая, не трескается при сушке. Торец древесины обрабатывается хорошо, может быть использован для лицевой стороны игрушки. Ольху особенно хорошо применять в мелких миниатюрных поделках, например, в интарсии, где требуются вставки желтых и коричневых тонов. Вязкая и податливая для обработки во всех направлениях, она используется в таких ответственных изделиях, как музыкальные инструменты: в некоторых видах гармоней все деревянные детали выполняются только из ольхи. Поверхность выполненных их ольхи игрушек бархатная на ощупь.

Липа. Ее древесина легкая, мягкая и вязкая. Очень хорошо режется, при обработке не колется, нехрупкая, не трескается при сушке. Дерево имеет очень мягкую древесину, легко режется острым ножом (тупой нож мнет некоторые рыхлые места). По шкале твердости из 50 европейских и экзотических пород древесины липа стоит на первом месте (самая мягкая). Поэтому она широко используется для изготовления различных поделок и детских игрушек. При наличии опыта и острого инструмента работа по липе не требует больших усилий.

Клен. Древесина режется с усилием, но результат получается с чистой гладкой поверхностью, он хорошо обрабатывается и тонируется. В этом смысле древесина клена служит удачной заменой древесины липы как более мягкого и мнущегося материала или древесины березы как материала более колкого и нестойкого к атмосферным воздействиям.

Именно эти разновидности прекрасно подходят для производства, т.к. имеют однородную плотную структуру, хорошо шлифуются, прочны на излом, не склонны к растрескиванию и образованию опасных и жестких заусенцев, способных поранить нежную детскую кожу.

Некоторым особняком стоит сосна.

Для производителя игрушек хвойные породы удобны своей доступностью. Благодаря широкому применению сосны в строительстве, для в изготовления игрушек можно легко найти нужную заготовку. Однако у сосны и ели есть и существенные недостатки, которые ограничивают область применения: колкость древесины и ее полосатая текстура. Древесина сосны приятно пахнет смолой. Смола же, в свою очередь, создает немало проблем мастеру при обработке, затупляя и забивая режущие инструменты, вытапливаясь на солнце, портит слой краски и легко подвержена вмятинам и сколам.

Обратим внимание, что есть совершенно отдельная категория игрушек, тоже называемых деревянными, которые выполнены из фанеры и широко представлены на полках магазинов.

Фанера. При производстве игрушек из нее как правило используется специальное оборудование - фрезерные станки и станки для лазерной резки, обычно с программным управлением. Игрушки из фанеры - это массовость и стандартизация чертежей, огромные партии производства при достаточно низкой стоимости исходного сырья, что делает данные игрушки особенно популярными в качестве пособий в детских садиках и у родителей. Фанера легко гнется, сорт ФК (не влагостойкая) достаточно безопасен для здоровья человека и ребенка. Однако данному материалу далеко до свойств настоящего дерева, хотя бы полным отсутствием внутренней энергетики, несмотря на то, что фанера изготавливается из лущеного шпона и все это проклеивается различными по безопасности клеями. Это прекрасный материал для строительства и отделки, изготовления недорогих предметов быта и мебели.

Традиционно трости делаются из ротанга, древовидного камыша из Юго-Восточной Азии. Его стебель с сочленениями напоминает бамбук, но он не полый. Ротанг - крепкий и стойкий материал, из него получаются самые прочные трости. Как и бамбук, ротанг бывает самых разных диаметров. Традиционно толщина трости составляет около 8 мм, бывают толще, бывают тоньше.

Для изготовления тростей использовали лиственные породы деревьев и кустарников с твёрдой древесиной: клён, дуб, вяз, жимолость, шиповник, орешник иногда яблоня. Но если мастер видел разнообразные по конфигурации наплывы на корнях, ветках, то обязательно срезал такую ветвь или выкапывал интересующий его корень. Такие наплывы использовали для украшения ручки.

Чаще всего основным материалом для производства трости выступают деревья с твердой структурой: осень, орех, бук, граб и некоторые другие. В то же время материал должен быть ещё и как можно более легким. На основание палки закрепляется специальная резиновая крышка, которая улучшает сцепление с опорной поверхностью, а также устойчива к износу при ходьбе. А если она и изнашивается, то впоследствии её достаточно легко и просто заменить.

Что же касается набалдашников, то они также могут быть произведены из различных, но более ценных пород дерева: ятобе, лайсвуд, сапеле и некоторые другие. Формы рукоятей также могут быть самыми разнообразными: круглыми, дуговыми, волнистыми. Дуговые примечательны тем, что обеспечивают более удобную опору для руки, а также могут быть с лёгкостью закреплены на вешалке. Шаровая рукоять удобно лежит в ладони. При этом металлические шлифованные ручки обычно изготавливают в виде какого-либо растения или животного.

5. Инструменты для обработки древесины

Обычно все виды приспособлений, предназначенных для проведения работ по деревянным поверхностям, называются резцами. Сюда могут входить все режущие лезвия, пилы, топоры, стамески, специальные рубанки и многое другое. Каждый из инструментов предназначен для определенного вида обработки деревянной заготовки.

Каждый индивидуально подбирает инструмент, подходящий под его запросы и вкусы. Но если человек не имеет опыта в обработке дерева и только начинает заниматься этим видом деятельности, желательно придерживаться рекомендаций знающих мастеров.

5.1 Приспособления для резки дерева

Изготовление любого предмета из древесины начинается с вырезания заготовки. Резцы для резания дерева - это острые лезвия, обычно образующие в процессе работы стружку или опилки. При обрабатывании деревянных поверхностей ручным методом используются пилы, фуганки, одноручные рубанки и т.п. Это инструменты, позволяющие осуществлять работу способом «от себя». То есть движение руки мастера идет в противоположную от туловища сторону.

Во многих зарубежных странах обработка древесины производится способом «на себя», когда направление движения осуществляется к телу мастера. Как правило, для этого используются специально изготовленные под этот способ работы инструменты - ножовки, пилы и т.п. Это двусторонние резаки, двуручные струги и ложечные резцы.

Рис 1. Резцы для ручного точения древесины: а - полукруглый; б- плоский косой; в - отрезной; г - отрезной с фигурной заточкой; д - угловой; е - фасонный; ж - ложечный резец-крючок; з - ложечный резец-кольцо; и - скошенный угловой; к, л, м - специальные.

При этом необходимо помнить, что многими устройствами, например, стамесками или ножами, резать «на себя» крайне нежелательно: это может привести к серьезной травме.

Также известно еще одно правило: если требуется обработать большую по площади деревянную поверхность, используется способ «от себя», во время которого работа облегчается энергией движущихся топора, пилы или рубанка. Здесь не подойдет такой резец, как тесло, которым работают только методом «на себя», используя движения кисти руки.

5.2 Инструмент для пиления

Для того чтобы отпилить дерево, обычно используются многорезцовые приспособления, называемые пилами. Они, в свою очередь, могут быть продольного, поперечного или универсального пиления. Так, пилы, предназначенные для поперечного выпиливания, имеют острые зубья треугольной формы, каждый из которых состоит из двух граней для резьбы вправо или влево. Пилы для продольного выпиливания оснащены зубьями в форме долота. Такая форма позволяет зубьям накапливать между собой опилки и выносить их из тела древесины. Пилы универсального назначения имеют зубцы в форме прямого угла, которые способны резать волокна как поперек, так и вдоль и под углом.

Каждый вид пил делится на следующие разновидности:

· простые;

· ножовки;

· одноручные.

Механические пилы бывают ленточными, двуручными, бензиномоторными и циркульными.

Рис 2. Инструмент для пиления: а - поперечная ножовка (широкая); б - узкая ножовка; в - ножовка с обушком; г - лучковая пила.

Обычно выпиливание заготовки происходит при помощи поперечных пил, раскряживание - одноручными или двуручными, а обработка - ножовками, циркульными или лучковыми. Для грубой работы по дереву применяются пилы с большими резцами, для точной обработки - мелкозубчатые. трость древесина пиление

5.3 Колка и обтесывание древесины

Для изготовления заготовок из брусков, кряжа или стволов используются следующие виды резцов по дереву: топоры и колуны. Колун - это тяжелый топор, который применяется при необходимости разделки кряжа. Совместно с колуном используются и металлические или деревянные клинья, которые вбиваются в тело древесины и этим облегчают ее раскалывание. Уже сделанные заготовки обтесываются при помощи бытовых (плотничьих) легких топоров, которые удобно носить в специальных чехлах.

Для обтесывания поверхности деревянной заготовки применяется тесло - вид топора, в котором лезвие находится перпендикулярно топорищу. Это необходимый резец для изготовления вогнутых или фигурных изделий. При необходимости тесло можно изготовить собственными руками из толстой стальной пластинки с остро заточенным и загнутым краем.

Рис 3. Топоры: а - Плотницкий; б - Столярный; в - Резчицкие; г - Колун; д - Тесла для выборки углублений; е - Тесла для скульптурной резьбы.

5.4 Строгальный инструмент

Строганием называется срезание с поверхности древесины тонких слоев стружки. Этот процесс требует использования ручных либо токарных резцов следующего вида: ножей, двуручных струг с прямыми или полукруглыми лезвиями, рубанков, шерхебелей. Финишное строгание обычно производится рубанками, имеющими одинарное или двойное лезвие, закрепленное в корпусе из металла или дерева. Толщина стружки полностью зависит от того, насколько далеко выдвинуто лезвие или корпуса. Чем меньше расстояние, тем тоньше деревянная стружка.

Для изготовления кривых или закругленных деталей, каковыми могут быть, например, клепки для бочки, используются специальные рубанки, имеющие вид выпуклого ножа. Для заготовок, вогнутых поперек плоскости, применяются рубанки-горбачи. Существуют также рубанки для изготовления кромок и узких пазов для филенок или досок.

Рис 4. Строгальный инструмент: а - деревянный рубанок; б- металлический рубанок; в- фуганок; г - отборник; д - фальцгебель; е - зензубель; ж - шпунтубель; з - грунтубель; и - штап; к - калевка; л - галтель; м - горбач в вогнутым и выпуклым дном.

5.5 Виды и предназначения стамесок

Стамески - это самый популярный вид резцов для обработки древесины. Обычно для резки дерева применяются приспособления, представляющие собой стержни из стали, имеющие плоскую поверхность, острое режущее лезвие и хвостовик. Хвостовик закреплен на деревянной ручке с кольцом.

Каждая разновидность стамесок имеет свое предназначение. Так, прямые и широкие приспособления используются для зачистки или резки выпуклых или ровных заготовок. Узкие инструменты предназначены для обработки древесины в узких местах деталей. Для работы с древесиной твердых пород или роговыми сучками используются прямые стамески с круглыми лезвиями. Если требуется очистить дерево с дуплом или глубокой полостью, используют стамеску-долото, имеющую толстый стальной стержень. Кроме того, необходимым инструментом в этом случае послужит киянка, которой долото будет забиваться вглубь древесины.

Стамесками очень хорошо очищать дерево от ненужных фракций, но основное предназначение этих инструментов заключается в вырезании сложных изделий. Для создания в теле древесины разнообразных желобов необходимы клюкарзы - стамески с изогнутыми или желобообразными лезвиями. Именно они позволяют создать углубление нужного радиуса и глубины. Изначально отверстие вырезается самой широкой клюкарзой, затем используется клюкарза меньшего размера, потом - еще более маленькая и т.д.

Кроме того, работа краснодеревщика немыслима без использования стамесок-уголков. При помощи данного инструмента прорезаются треугольные углубления и канавки, чаще всего используемые при плоскорельефной резьбе.

5.6 Использование специальных резцов

Кроме всех описанных приспособлений мастера резьбы по древесине используют и другое оборудование. Например, объемное резание, применяемое при изготовлении художественных произведений, требует использования ложечных резцов. Такие инструменты разработаны столетия назад. Конструкция резцов позволяет использовать их методом «на себя» как вдоль, так и поперек волокон древесины.

Так же часто, как ложечное устройство, применяется и двусторонний резец в форме буквы “Т”.

Заключение

Таким образом, все трости имели резные ручки, достаточно много тростей и палок имеют простые гнутые рукоятки. Такие трости богато украшены орнаментом, красота которых подчёркнута яркими красками.

Можно бесконечно описывать красоту тростей и палок, мастерство- резчиков. Становится, немного жаль, что их изделия не пользуются спросом и ушли в прошлое. Будущие поколения смогут прикоснуться к искусству мастеров, только посетив музеи.

В наше время трости и палки можно встретить только у престарелых и больных людей, у которых проблемы с ногами. А палки и трости служат для них опорой, но изготовлены они не ручным, а промышленным способом. Нет в них индивидуальности, тепла человеческих рук, доброй энергетики мастеров.

В ходе работы, было выяснено, что чаще всего основным материалом для производства трости выступают деревья с твердой структурой: осень, орех, бук, граб и некоторые другие. В то же время материал должен быть ещё и как можно более легким. На основание палки закрепляется специальная резиновая крышка, которая улучшает сцепление с опорной поверхностью, а также устойчива к износу при ходьбе. А если она и изнашивается, то впоследствии её достаточно легко и просто заменить.

Производство рукоятки или набалдашника осуществляется отдельно. Здесь не чужды эксперименты, так как ручка может иметь самую разнообразную и эксклюзивную форму. На следующем этапе происходит закрепление ручки. Самый простой способ сделать это - пробурить отверстие в самой ручке и на стволе.

Список использованной литературы

1. Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XXI века/ Под ред. Проф. Воробьёва Н.И. - Йошкар Ола: Марийское книжное издательство,1956.-160с.

2. Резьба по дереву, Уроки мастера, Ильяев М.Д., 2015

3. Резьба по дереву, Техника, Инструменты, Изделия, Афанасьев А.Ф., 2014.

4. Смирнова Д.А. Кустарные промыслы (конец XIX и начало XX вв.).- Козьмодемьянск.; Козьмодемьянское издательство, 2009.- 64с.

5. Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу, Пособие для учителя, 9 класс, Скурихин Д.А., 2010

6. Технология и оборудование защитной обработки древесины, Расев А.И., Косарин А.А., 2010

7. Забытые промыслы: трость. Режим доступа: http://www.kmkmuzey.ru/index.php/2014-05-21-06-40-56/articles/1080-trost. Дата обращения: 25.11.2016.

8. Какие существуют виды резцов по дереву?. Режим доступа: http://1poderevu.ru/instrumenty/vidy-rezcov.html#oglavlenie0. Дата обращения: 25.11.2016.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характерные черты и особенности стиля геральдика. История возникновения трости. Разработка технологии изготовления отливки в сыпучие холодно твердеющие смеси. Характеристика литейного участка по производству художественных отливок из медных сплавов.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2013

    Анализ разработки дизайн-проекта декоративной трости. Геральдика как специальная дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Способы изготовления оснастки для воскообразных моделей. Этапы расчета приточно-вытяжной вентиляции для плавильного отделения.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2013

    Клеевые соединения как наиболее прогрессивный вид соединений элементов деревянных конструкций заводского изготовления. Анализ факторов, влияющих на склеивание древесины. Рассмотрение особенностей механической обработки пиломатериалов перед склеиванием.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2013

    Винт нажимной с габаритными размерами 26х70 мм: общая характеристика. Технологический процесс изготовления винта, выбор и характеристика оборудования, режущих инструментов, измерительных инструментов. Возможные виды брака. Технология обработки резьбы.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2013

    Процесс термической обработки лезвийных инструментов (фреза, сверло, метчик) в условиях ХК "Лугансктепловоз". Технология изготовления заготовок методами литья и обработки давлением. Анализ условий работы режущего инструмента; техника безопасности.

    отчет по практике , добавлен 10.05.2015

    Характеристика основных пород древесины и ее технологические свойства. Рабочие место столяра. Технология изготовления шкатулок. Выбор материала, инструмент, используемый для изготовления изделий. Техника безопасности при выполнении столярных работ.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Проектирование долбяка, сверла комбинированного и шлицевой втулки для обработки деталей с заданными параметрами. Расчеты параметров и размеров указанных инструментов, материалов для изготовления инструмента и станков, на которых будет вестись обработка.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2010

    Технология изготовления конструкционных элементов для жилищного строительства. Описание технологии трехмерной печати для послойного изготовления трехмерных конструкций. Разработка удлинителя рукояти и установки для выплавления церезина, проведение расчето

    дипломная работа , добавлен 22.03.2014

    Выбор режущих инструментов для фрезерования плоской поверхности и цилиндрического зубчатого одновенцового колеса. Подбор шлифовального круга для обработки вала. Определение режима резания и основного технологического времени, затрачиваемого на заготовку.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2013

    Разработка технологического процесса изготовления корпуса в условиях серийного производства. Обоснование нового метода обработки - высокоскоростной обработки алюминия. Определение типа и формы организации производства, выбор оборудования и инструментов.