Сколько может работать бензиновый генератор. Время непрерывной работы генераторов. Выбор количества фаз электростанции

Свет / Бензиновые и дизельные генераторы, электростанции

Бензиновый генератор пригодится для кратковременных отключений электроэнергии. Его можно также использовать для обеспечения работы электроинструментов, бытовых приборов и прочих потребителей электроэнергии с непродолжительными временем включения.

Бензиновый генератор: мощность

Для простоты бензиновые генераторы можно разделить на четыре группы:

  • мощностью до 1 КВТ
  • мощностью 3-4 КВТ
  • мощностью 5-10 КВТ
  • мощностью более 10 КВТ.

Выбирая генератор, стоит помнить о запасе потребляемой мощности в 20%. Иными словами, мысленно сложив мощность всех приборов (для простоты пригодиться калькулятор: http://www.elteo.narod.ru/calc.html), которые будут питаться от бензиновой электростанции, накиньте сверху еще 20%. Некоторые приборы в пике энергопотребления (при запуске) "берут" мощности в 2 раза больше. Например, 1,5-киловатный водяной насос при запуске может запросто взять все 3 КВт.

Бензиновый генератора: тип охлаждения

При выборе бензогенератора один из принципиальных моментов. Генератор с воздушным охлаждением, как правило, гораздо меньше и легче, чем аналог с охлаждением водяным. Например, бензогенератор мощностью до 1 КВт по габаритам примерно как коробка из-под компьютерного монитора. Такое устройство часто используют в походах, транспортировать генератор можно и на спине, в рюкзаке. Агрегат, охлаждаемый воздухом, на 3 КВт и весом 40 кг сможет закинуть в багажник машины физически здоровый мужчина. В случае с бензиновым генератором с водным охлаждением понадобиться никак не меньше "Газели" плюс специальный погрузчик. Вообще все генераторы мощностью 10 КВт и более транспортировать собственными силами уже вряд ли удастся. По размерам они примерно как уличный мусорный контейнер, и не стоит еще забывать про многокиллограмовую начинку.

Бензиновый генератор: время беспербойной работы

Однако по времени бесперебойной работы генераторы с водяным охлаждением смотрится гораздо выигрышнее. Если аппарату, охлаждаемому воздухом, в нормальный летний день надо обязательно дать передохнуть через 8-10 часов непрерывной работы, то бензогенератор с водяным охлаждением может работать практически без перерыва. Зимой бензиновый генератор можно эксплуатировать без перерывов и больше 10 часов. Но вот рядовой обыватель уже давно заметил, что жарких дней в году становится все больше.

Типы запуска бензинового генератора

Тут все просто: ключом/кнопкой или вручную. На первый взгляд, зачем переплачивать за электростартер, если можно разогреть руки, дергая веревку? Но если в летний день это занятие будет и в удовольствие, то зимой (особенно когда ваша электростанция долго стояла без работы и топливо со смазкой загустели) - запуск может превратиться в сущую муку. Стоит отметить, что бензиновые электростанции от 10 КВт и более, как правило, заводятся ключом.

Шумоизоляция- генератор в кожухе или без?

Запуск самого маломощного бензинового генератора на 3-4 КВт под под окном по уровню шума равноценен запуску мопеда. Чтобы уменьшить шумовой эффект, можно купить электростанцию в металлическом кожухе. Но опять же есть "но". Заключенный в металлическом ящике двигатель нагревается до критических отметок при постоянной работе в два раза быстрее - через 3-4 часа электростанции надо сделать профилактическую остановку.

Низкооборотный или высокооборотныйб бензогенератор?

Низкооборотные генераторы (1500 об/мин) стоят дороже, но они имеют более низкий уровень шума и больший ресурс. Поэтому, если электростанция будет эксплуатироваться примерно 500 моточасов в год, то можно брать высокооборотную (3000 об/мин). Если предполагается более длительная эксплуатация, то выгоднее становится низкооборотная.

Фазность бензинового генератора

При покупке прибора также стоит обратить внимание на его фазность. Если электроприборы, которыми вы собираетесь пользоваться и ваша электропроводка однофазные, то вам однозначно нужна однофазная машина. В случае трехфазного варианта необходимо предусмотреть такое распределение нагрузки по фазам, чтобы перекос составлял не более 20–30%. Также стоит помнить о другом опасном враге электрооборудования - скачках напряжения. Защититься от него можно с помощью стабилизаторов напряжения сети. Специальных приборов, которые выступают своеобразным «посредником» между внешней и локальной электросетями, поддерживая стабильное, предварительно заданное напряжение, нейтрализуя высоковольтные импульсы, скачки и проседания напряжения во внешней электросети.

Правила эксплуатации/ремонт бензинвого генератора

Первое, что стоит помнить - бензиновые электростанции стоит нуждаются в профилактическом осмотре после 3000 часов работы. Масло в двигателе предпочтительно менять каждые 100 часов работы. Использовать стоит только масло, рекомендованное для двигателя. Лучше всего - "синтетику". Экономия приводит к сокращению срока безаварийной эксплуатации. Вторая причина частых поломок - элементарный перегрев. Третья частая причина поломок - подключение/отключение дополнительной нагрузки (электроприборов) при работающей бензиновой электростанции. Это приводит к выходу из строя ее электрической части.

Цена бензогененатора
Бензогенераторы дешевле дизельных. Импортный бензиновый генератор мощностью 1,5-2 КВт стоит 800-1500 евро. Установка с выходом в 10 КВт (этого хватит, чтобы в доме не только горела лампочка, но еще и работали стиральная машина, телевизор, холодильник, утюг, насос и даже фонтан) стоит уже около 4 тыс. евро. Это на 30% дешевле аналогичного дизеля.
Резюме

Кому бензиновый генератор в итоге нужен? Бензиновый генератор пригодится для кратковременных отключений электроэнергии, также можно использовать для подключения электроинструментов, бытовых приборов, всего, что подразумевает непродолжительное время включения.

На все вопросы по выбору, монтажу, эксплуатации маломощных электростанций отвечают специалисты Энергомодуль.

Ручной или электрический стартер предпочтительней для маломощной электростанции на 6 кВт?

Завести электростанцию мощностью 6 кВт при помощи ручного стартера (веревки) для спортивно неподготовленного человека проблематично. Мы рекомендуем покупать электростанции, оборудованные электростартером (ключом зажигания), на мощность свыше 5 кВт.

У меня есть небольшой сварочный аппарат на 220В, работает от обычной розетки, какой мне для него выбрать бензиновый генератор?

Бытовая розетка имеет следующие характеристики: 16А, 250В - это 4 кВт. Но надо помнить, что сварочный аппарат имеет пусковой ток, поэтому лучше приобрести бензогенератор с запасом мощности, мы рекомендуем 5-6 кВт.

Сколько времени может работать мой бензиновый генератор без остановки?

Маломощные (до 15 кВт) бензиновые и дизельные генераторы работают на 3000 об/мин и не рассчитаны на постоянную работу . Все маломощные электростанции делятся на три группы:

  • Группа I - бытовые портативные электростанции, годовая наработка не должна превышать 250 часов в год;
  • Группа II - полупрофессиональные электростанции, годовая наработка не должна превышать 500 часов в год;
  • Группа III - профессиональные электростанции, возможна годовая наработка более 1000 часов в год.

Для разъяснения, в какую группу попадает ваш бензиновый генератор, необходимо обратится к продавцу.

Может ли бензиновый генератор работать на улице? Я много раз видела такие работающие установки в парках около магазинчиков и ларьков.

Бензогенератор может работать на улице в хорошую погоду и даже под дождем, так как электрическая часть имеет степень защиты оболочки IP23.
Первая цифра 2 - это защита от посторонних предметов, имеющих диаметр >12,5 мм.
Вторая цифра 3 - это защита от проникновения жидкости (защита от дождя, когда вода льётся вертикально или под углом до 60° к вертикали).
Все же под сильным дождем оставлять бензогенератор не стоит. Помните, что вы имеете дело с электричеством. И главное, электростанция перед запуском должна быть обязательно заземлена.

Я приобрела бензогенератор на 4 кВт в крупном магазине на МКАД. Мне надо смонтировать его на даче и установить на него систему автозапуска при пропадании электросети. В магазине мне помочь отказались. Посоветуйте, что делать?

Если ваш бензиновый генератор оборудован электростартером (запускается поворотом ключа, от аккумуляторной батареи), то на него можно установить автозапуск, если же генератор запускается ручным стартером, то установка автозапуска невозможна. В любом случае, произвести монтаж вашего бензогенератора на даче помогут специалисты нашей компании.

Хочу приобрести бензиновую электростанцию на 10 кВт, но смущают маленькие топливные баки, установленные на них, всего на 5-6 часов непрерывной работы. Можно мне поставить рядом дополнительную емкость с топливом?

Категорически нет! Установка дополнительных емкостей для горючих жидкостей с температурой вспышки ниже 61 градуса Цельсия, так называемые легковоспламеняющиеся жидкости, запрещена. Вам можно порекомендовать установить дизельную электростанцию, а уже к ней поставить топливную емкость до 5000 литров.

В коттедже смонтировал бензиновую электростанцию мощностью 8 кВт, но пользуюсь ей редко, раз в 3-4 месяца. А когда требуется - не могу ее запустить, т.к. садится аккумулятор, приходится дергать ручной стартер, а это очень тяжело. Посоветуйте, что делать?

Для предотвращения разряда аккумуляторной батареи (АКБ) мы можем установить автоматическое зарядное устройство, оно будет поддерживать заряд АКБ постоянным.

Какие сложности могут возникнуть при монтаже маломощной электростанции? Смогу ли я смонтировать бензогенератор сам, в специально построенном помещении?

Сложностей никаких, необходимо создать три системы - электрическую, выхлопную и вентиляционную. Сможете, если вы владеете профессиями сварщика, вентиляционщика и электрика.

Мне нужна маломощная электростанция на 6 кВт. Не могу определиться, посоветуйте с выбором: бензиновую или дизельную электростанцию покупать? В чем разница?

У каждого типа электростанции есть свои плюсы и минусы, каждый выбирает бензиновый или дизельный двигатель по своим требованиям, мы можем только сравнить, а вы примите решение. Итак:

бензиновые генераторы по сравнению с дизельными генераторами: дешевле по стоимости, обладают меньшей массой, менее шумные, проще запускаются от ручного стартера, хорошо работают при отрицательных температурах, но имеют больший расход топлива, топливо дороже, двигатели имеют меньший моторесурс* в 2-3 раза.

* - моторесурс, наработка какой-либо машины с двигателем внутреннего сгорания или самого двигателя внутреннего сгорания до предельного состояния, при котором их дальнейшая эксплуатация вообще невозможна или связана с недопустимым снижением эффективности и нарушениями требований техники безопасности.

Для решения этой проблемы сначала необходимо определить суммарную установленную мощность электроприборов, которые могут быть одновременно подключены к электростанции:

  • активные (с преобладанием активной нагрузки: электроплиты, освещение, электронагреватели),
  • индуктивные (с преобладанием индуктивной нагрузки, особенно в момент включения: различного рода электродвигатели, дрели, пилы, насосы, компрессоры, холодильники, электродвигатели, лазерные принтеры).

В случае если Вы выбрали электростанцию с синхронными генераторами, то ее мощность рассчитывается из следующих соотношений: для активных нужно просуммировать мощность всех одновременно подключаемых приборов, прибавить примерно 15-20 - процентный запас по мощности, и вы получите необходимую мощность генератора.

Электротехника индуктивного типа нуждается в момент пуска в большей мощности, поэтому их суммарную мощность необходимо увеличить в 2,5-3 раза для обеспечения работоспособности станции.

Практический опыт использования электростанций говорит о том, что для освещения дачного домика (2-3 лампочки, холодильник, телевизор) вполне достаточно мощности в 2 киловатта. Владельцу загородного коттеджа, которого постоянно беспокоят перебои с электроэнергией, необходимо приобрести электростанцию мощностью от 10 до 30 киловатт. Строителям, пользующимся дрелью, болгаркой и бетономешалкой, будет достаточно мощности до 6 киловатт.

ВЫБОР КОЛИЧЕСТВА ФАЗ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Особое внимание необходимо обратить на число фаз в электростанции. ОДНОФАЗНЫЕ электростанции на 220 В применяются при использовании однофазных электропроводок и электроприборов. ТРЕХФАЗНЫЕ электростанции на 380 В применяются как в промышленных целях, так и для коттеджей, с трехфазной разводкой сети. Кроме того, следует учитывать, что между нулем и фазой Вы снимете 220 вольт, а между двумя фазами - 380 В. При использовании трехфазных электростанций необходимо соблюдать условие примерного равенства мощности потребителей, находящихся на различных фазах. Для нормальной работы генератора разница электрических мощностей на разных фазах не должна превышать 20 - 25%.

  • Перегрузки бензогенераторной установки недопустимы.
  • Режим работы бензогенератора считается нормальным, если мощность нагрузки составляет 20-80% от номинальной. Не позволяйте двигателю работать продолжительное время при малой нагрузке или в холостом режиме.
  • Нормальным периодом работы бензогенератора является время работы от двух полных штатных топливных баков, после которого стоит дать станции отдохнуть.
  • При использовании трехфазных генераторов необходимо помнить о правильном (равномерном) распределении нагрузки по фазам (перекос фаз должен составлять не более 25% относительно друг друга).

ВЫСОКИЕ ПУСКОВЫЕ ТОКИ

Любой электродвигатель в момент включения потребляет энергии в несколько раз больше, чем в штатном режиме. Чтобы не вдаваться в технические подробности, приведем аналогию; представьте себе тяжелую тележку, стоящую на горизонтальной поверхности. Чтобы сдвинуть ее с места, требуется гораздо больше усилий, чем для поддержания в дальнейшем ее скорости. Стартовая перегрузка по времени не превышает долей секунды, поэтому главное - чтобы электростанция смогла ее выдержать, не отключаясь и тем более не выходя из строя. Кстати, с точки зрения пусковых токов один из самых "страшных" приборов - погружной насос, у которого в момент старта потребление может подскочить в 7-9 раз. Это и понятно: в отличие, скажем, от дрели у насоса отсутствует холостой ход - ему сразу приходится начинать качать воду.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРОВ

Внешний осмотр генератора и такие контрольные операции, как проверка уровня масла, охлаждающей жидкости, топлива, нужно производить при каждом запуске, несмотря на то, что автоматика может обеспечивать безопасность при любых аварийных ситуациях, возникающих во время его работы. Если генератор установлен вне помещения, периодически следует тщательно очищать его, поскольку пыль препятствует рассеиванию тепла и, тем самым, способствует опасному нагреву деталей агрегата. Необходимо своевременно проводить замену масла.

Частота мероприятий по техобслуживанию зависит от модели генератора, качества применяемых расходных материалов, интенсивности работы агрегата, а также от степени автоматизации генератора, и в целом находится в пределах от 50 до 100 моточасов для бензиновых генераторов.

Помимо замены расходных материалов и фильтрующих элементов, проверяется надежность электрических контактов, затяжка болтовых соединений, работоспособность всех систем защиты, уровень вибрации и пр.

Когда генератору приходится работать очень часто, необходимость в плановом техническом обслуживании определяется количеством моточасов. Особого внимания к себе требует агрегат, который используется редко. Дело в том, что двигатель "любит> "аботать при нагрузке. Если же он "трудится" мало - для него это "стрессовая" ситуация, которая приводит, например, к потери гибкости кольца, обхватывающего поршень, или к образованию сажи в рабочей области двигателя. Некоторые специалисты рекомендуют не "доводить" агрегат до "стресса", и не реже одного раза в месяц в течение часа запускать установку на 75%-ой нагрузке.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТОПЛИВА

  • Используйте чистый без масла автомобильный бензин (4-х тактный двигатель).
  • Октановое число не менее 85 (АИ-92,АИ-95,АИ-98) для двигателей с верхним расположением клапанов (на клапанной крышке таких двигателей, как правило, проштампованы латинские буквы OHV).
  • Октановое число не менее 77 (А-80,АИ-92,АИ-95,АИ-98) для двигателей с боковым расположением клапанов.
  • Используйте неэтилированный бензин. Применение этилированного бензина уменьшает срок службы двигателя, вследствие наличия твердых частиц в продуктах сгорания.
  • Не рекомендуется заливать бензин до самого верха бензобака. Следует оставлять некоторое свободное пространство над топливом в целях обеспечения дополнительного объема для его расширения.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ ГЕНЕРАТОРОВ

Основой электростанций является двигатель-генераторный агрегат, состоящий из дизельного или бензинового двигателя и электрического генератора. Генераторы также делят на три основных типа: дизель генератор, бензогенератор и газовый генератор.

Максимально упрощенный принцип действия электростанции состоит в следующем: мотор "превращает" топливо во вращение своего вала, а генератор с ротором, связанным с валом двигателя, по закону Фарадея преобразует обороты в переменный электрический ток. Двигатель и генератор напрямую соединены между собой и укреплены через амортизаторы на стальном основании. Двигатель оснащен системами (запуска, стабилизации частоты вращения, топливной, смазки, охлаждения, подачи воздуха и выхлопа), обеспечивающими надежную работу электростанции. Запуск двигателя ручной или с помощью электростартера или автозапуск, работающего от стартерной 12-и вольтовой аккумуляторной батареи. В двигатель-генераторном агрегате используются синхронные или асинхронные самовозбуждаемые бесщеточные генераторы.

Некоторые электростанции также могут иметь панель управления и устройства автоматики (или блок автоматики), с помощью которых осуществляется управление станцией, контроль над ее состоянием и защита от аварийных ситуаций.

ДВИГАТЕЛЬ

Двигатель справедливо считается "сердцем" дизель генератора или бензогенератора. Именно его ресурс определяет срок "жизни" электростанции: среднее время наработки на отказ у блока электрогенератора всегда в несколько раз выше, чем у мотора. В большинстве случаев класс электростанции определяется используемым двигателем, а точнее, его моторесурсом. В частности, у высококачественного бензинового мотора время непрерывной работы до первого вероятного отказа исчисляется в среднем 3-5 тысяч часов. Дизельные двигатели, как правило обладают ресурсом значительно выше чем бензиновые, их потребление топлива экономичнее, и допускает менее жесткие условия по хранению, однако электростанция собранная на базе дизельного двигателя в 1,5-2 раза дороже аналогичной по мощности, но собранной на базе бензинового двигателя. Поэтому выбор в пользу электростанции собранной на базе дизельного двигателя рационально делать в случае:

  • использование электростанции в качестве основного источника электропитания (по крайней мере в случаях длительного ее использования)
  • использование однородного вида топлива (наличие агрегатов работающих на дизельном топливе)
  • электрических мощностях выше 10-12 кВА, на которых электростанции с бензиновыми двигателями практически не применяются.

ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР

Этот блок, собственно, и вырабатывает электрический ток. В зависимости от типа электрогенератора электростанция лучше справляется с теми или иными задачами. Одно- или трехфазные генераторы.

Их название вытекает из назначения - питать соответствующих потребителей. При этом к однофазным генераторам, вырабатывающим переменный ток напряжением 220 В и частотой 50 Гц, можно подключать только однофазные нагрузки, тогда как к трехфазным (380/220 В, 50 Гц) и те, и другие (на приборной панели имеются соответствующие розетки, или клемные колодки).

С однофазными электрогенераторами все более или менее ясно: главное - правильно "посчитать" всех своих потребителей, учесть возможные проблемы (например, высокие пусковые токи) и выбрать агрегат с соответствующей реальной выходной мощностью. При подключении к трехфазным генераторам трехфазных же нагрузок ситуация аналогичная.

А вот при подключении к трехфазным генераторам однофазных потребителей возникает проблема, именуемая "перекосом фаз". Не углубляясь в технические подробности, сформируем два правила

  1. Потребляемая мощность однофазной нагрузки не должна превышать 1/3 от номинальной трехфазной выходной мощности агрегата. Иными словами, 9-киловаттной трехфазной генераторной установкой можно запитать не более чем З-киловаттный однофазный обогреватель!
  2. При наличии нескольких однофазных нагрузок разница в их потребляемой мощности не должна превышать 1/3 от "перекоса фаз" ("перекос фаз" - та самая 1/3 из правила 1). Кстати, это идеальная величина, реализуемая для высококлассных электростанций. У агрегатов попроще данный параметр меньше.

Электростанция может быть запущена двумя способами: вручную (для чего необходимо потянуть за шнур или провернуть рукоятку) или электростартером (конечно, если модель ее имеет), то есть поворотом ключа или нажатием на кнопку. Кроме того, ряд агрегатов, оснащенных электростартером, допускают дистанционный запуск при помощи пульта, соединенного со станцией кабелем.

Наличие электростартера является необходимым условием для превращения электростанции в полноценную систему резервного энергоснабжения, которая будет автоматически функционировать (в том числе включаться или выключаться) без какого-либо участия со стороны человека.

Усредненные значения полной потребляемой мощности некоторых электроприборов (Вт):

Бытовые электроприборы

Электроинструмент

фен для волос

перфоратор

электроплита

электроточило

дисковая пила

кофеварка

электрорубанок

обогреватель

электролобзик

шлифовальная машина

Прочие потребители электроэнергии

телевизор

компрессор

холодильник

водяной насос

циркулярная пила

СВЧ - печь

кондиционер

компьютер

различные электромоторы

электрочайник

вентиляторы

электролампы

газокосилка

насос высокого давления

Допустим, Вы решили купить к себе на дачу бензиновый электрогенератор. И вроде бы все ничего - и цена устраивает, и мощность, но... все равно сомнения возникают относительно покупки. И главная их причина - небольшой моторесурс, который обычно не превышает смешных (с точки зрения автомобилиста) 500-600 моточасов для двухтактных двигателей и 3000-4000 тысяч для четырехтактных. Что же делать? Прежде всего подумать...

Для того, чтобы прикинуть примерный срок службы покупаемого генератора, надо прежде всего определиться с тем, для чего вы его покупаете. Тут ведь дело такое - в зависимости от того, какая у вас на даче ситуация с электроснабжением. Может она очень плохая - и тогда от генератора может потребоваться работа по нескольку часов каждый день... а может быть, что длительные перебои с электричеством случаются не чаще, чем раз в неделю и длятся не больше часа.

Вот и давайте прикидывать про 500 часов моторесурса - много это или мало?

Начнем с самого плохого варианта - электричество отключается часто и вашему бензогенератору придется работать по 3-4 часа в день. В таком случае его моторесурса хватит на 120-150 дней. Если исходить из того, что дачный сезон продолжается в средней полосе России около 4 месяцев (с середины мая по середину сентября), то получится, что генератора хватит всего на один сезон.

Негусто-с...

Но! Во-первых - надо учесть, что на даче мы не находимся безвылазно по 4 месяца, а ограничиваемся отпуском и выходными - это будет в общей сложности дней 50. Из которых едва ли не половина придется на июнь-июль, когда ночи коротки и потребность в электроэнергии минимальна. Но даже если допустить, что электричество в вашей дачной местности будет вырубаться строго по вечерам, когда хочется включить телевизор, то все равно срок возможной службы генератора возрастает до трех сезонов.

А если предположить, что запускать генератор придется раз в неделю - то и вовсе до 7-8 лет. Это срок уже более солидный... но отнюдь не окончательный.

Во-первых - срок службы генератора удлинится (и существенно - до 50%), если каждые 100 моточасов (то есть в конце дачного сезона) проводить его техническое обслуживание: замену масла, расходных материалов и фильтров.

Во-вторых - износ генератора за этот срок может быть совсем не фатальным. Например - могут истереться поршневые кольца в самом движке, "полысеть" щетки в электрогенераторе, могут прохудиться резиновые уплотнители и топливные шланги. Это неприятно - но не смертельно, в сервисном центре все эти детали могут заменить за день, после чего генератор можно эксплуатировать дальше.

Правда, нужно иметь в виду еще вот что... Не надо сильно радоваться, если дачный сезон складывается так удачно, что нужды в запуске генератора вовсе не возникает. Это тоже не очень хорошо - ведь бензогенераторы рассчитаны на серьезную эксплуатацию, а при длительном простое некоторые узлы могут терять свои качества.

Так что бензиновый генератор нужно время от времени (хотя бы раз в месяц) заводить и подключать к нему нагрузку в 75-80% от максимальной мощности. Хотя бы полчаса-час в месяц бензиновому генератору работать надо... да и вам траву подстричь электрической газонокосилкой не помешает.

В общем - долгих (до 10-12) лет жизни вашему бензогенератору.

Автономные генераторы зачастую бывают незаменимыми, и полный список их возможных применений будет очень длинным — от обеспечения электроэнергией пляжной вечеринки на выходных до постоянной работы у частного здания. Широкий спектр выполняемых работ породил большое количество типов автономных генераторов, отличающихся как конструктивно, так и по характеристикам. Общим же у них является принцип действия — двигатель внутреннего сгорания того или иного типа вращает вал электрогенератора, преобразуя механическую энергию в электрическую .

  • Бытовой генератор — это, как правило, переносной агрегат с бензиновым двигателем, не предназначенный для длительной работы, имеющий мощность в несколько кВА.
  • Профессиональные генераторы имеют повышенные мощность и время беспрерывной работы, а для большей топливной экономичности и увеличения ресурса на них, как правило, устанавливаются двигатели. При этом, если бытовые электрогенераторы вырабатывают ток напряжением 220 В, то профессиональные генераторы в подавляющем большинстве , рассчитанные на 380 В выходного напряжения. Большие габариты и масса заставляют либо размещать мощные генераторы на колесном шасси, либо делать их стационарными.

Итак, в этой классификации мы уже обнаружили ряд конструктивных различий. Рассмотрим их по порядку.

Как известно, бензиновый двигатель может работать как . При этом низкая экономичность и ограниченный ресурс делает двухтактные двигатели не самым лучшим выбором для привода электрогенератора, хотя они и проще в конструкции, а значит — дешевле и легче.

Четырехтактный же двигатель, хотя он сложнее и дороже , расходует значительно меньше топлива и способен проработать гораздо больше . Поэтому генераторы мощностью до 10 кВА, как правило, оснащаются двигателями именно такого типа.

Бензиновые двигатели электрогенераторов — это в основном одноцилиндровые агрегаты с принудительным воздушным охлаждением, приготовление горючей смеси осуществляется при помощи карбюратора. Для запуска их применяется либо тросовый стартер, либо в конструкцию дополнительно включается электрозапуск (тогда, помимо аккумулятора, такие генераторы имеют и 12 В выход: от этой цепи заряжается аккумулятор и к ней же могут подключаться потребители, рассчитанные на низковольтное питание). Наиболее распространены моторы с чугунной гильзой и верхнеклапанным газораспределительным механизмом — как правило, это моторы GX и их копии.

Двигатели бытовых бензогенераторов не предназначены для длительной беспрерывной эксплуатации . Превышение времени работы, указанного в инструкции по эксплуатации (как правило, не более 5-7 часов), сократит ресурс мотора.

Однако же, даже самые совершенные бензиновые двигатели имеют ограниченный ресурс : при должном уходе они проработают 3-4 тысячи моточасов. Много это или мало? При эпизодическом использовании на выезде, например, для подключения электроинструмента — это достаточно большой ресурс, а вот постоянно запитывать частный дом от бензогенератора значит ежегодно перебирать его двигатель.

Значительно больший ресурс имеют силовые агрегаты, кроме того, они выгоднее при длительной эксплуатации за счет большей экономичности. По этой причине все мощные генераторные установки, как переносные, так и стационарные, используют дизельные моторы.

Для таких агрегатов ряд недостатков дизельных моторов по сравнению с бензиновыми (дороговизна, больший вес и шумность) не являются принципиальными, определенное неудобство есть лишь при запуске дизельных моторов в холодное время.

При эксплуатации нужно учитывать, что длительная работа на холостом ходу без нагрузки для них вредна : нарушается полнота сгорания топлива, что приводит к повышенному образованию сажи, забивающей выпуск, и разжижению моторного масла просачивающимся через поршневые кольца дизельным топливом. Поэтому в список регламентных работ для дизельных электростанций обязательно включается периодический вывод их на полную мощность.

Кроме того, существуют и генераторы, работающие . Конструктивно они ничем не отличаются от бензиновых , кроме системы питания: вместо карбюратора они оснащены редуктором для регулирования давления газа и калиброванной форсункой, подающей газ во впускной коллектор. При этом такие генераторы в качестве источника топлива могут использовать не только баллон со сжиженным газом, но и газовую сеть — в этом случае расходы на топливо становятся минимальными. Недостатком подобных генераторов является низкая мобильность (газовый баллон габаритнее и тяжелее бензобака, который, к тому же, можно дозаправлять прямо на месте), а также повышенная пожароопасность, особенно при неграмотной эксплуатации. Однако в качестве источника резервного питания в доме, подключенном к газовой магистрали, это неплохой вариант: нет необходимости заботиться о поддержании уровня и качества топлива в бензобаке, а ресурс двигателя при работе на газу выше, чем при работе на бензине.