Из чего можно сделать дорогу для поезда. Сделай сам макет железной дороги. Чтобы мы изменили если бы делали этот макет с нуля

На тему о том написано немало статей, но я решил написать свою и ниже я поясню почему…

Скажу сразу, у меня до недавнего времени не было опыта по постройке макета железной дороги. Поиск необходимой информации на просторах интернета дал мало. Одни статьи «обходили азы» и сразу «перепрыгивали на сложности» такие как: «а теперь будем делать горы».., или же предлагаемые макеты были сверхсложными: сразу же предлагалось овладеть программой Autocad. В других статьях акцент был сделан на какие-то пустяки вроде: «Вам понадобится молоток… «, вот и вся ценная информация. Все найденные статьи не соответствовали нашим целям и задачам. Пришлось самому все очно спрашивать и выпытывать в магазинах и конечно же у любителей.

Семейная традиция

Вернемся на 12 лет назад. На фото внизу, в Питерской коммуналке я играю с сыном Алешей в железную дорогу, которую мне подарил мой отец много-много лет назад, когда я еще учился в начальной школе!

Да, ничего не скажешь, качество и надежность PIKO было проверено временем. Ведь почти каждые выходные мы с сыном собирали-разбирали-конструировали… А когда наша семья переезжала в очередной раз, то каждый раз коробка с подарком моего отца стояла первая в списке вещей для переезда. Только нам пришлось ее оставить… и опять же у моего отца в деревне, она цела и по сей день!

Цели и задачи нашего будущего макета

Основная цель: психомоторное развитие ребенка.

Поэтому копийность , красота (да такая чтобы руками нельзя было трогать) и излишняя сложность отходят на второй план. Но это не значит, что мы должны сделать «простой круг» и «тупо гонять» по этому кругу паровозик… Другими словами, нужно сделать макет максимально функциональным и интересным для ребенка.

Наши задачи :

  • развитие мелкой моторики : сцепление и расцепление вагонов, загрузка и разгрузка, строительство разных объектов на самом макете и много других мелких операций;
  • развитие мышления и решение задач: это что-то вроде головоломки, например нужно убрать из середины состава какой-либо вагон (не просто руками конечно, а маневрами) и оставить его на запасных путях (чтобы не мешал) или на загрузку-разгрузку. Кажется элементарно, но поверьте, такая задача иногда и взрослого может немного «напрячь»;
  • взаимодействие ребенка с другими играющими : например ребенок управляет поездом, останавливает поезд и просит другого игрока переключить стрелку. Или ребенок подгоняет поезд точно к место загрузки, ждет пока другой игрок загрузит вагон и потом транспортирует этот груз;
  • получение знаний : дать понятие о различных видах транспорта и о их взаимодействии. Транспортировка разных грузов (для людей мы будем использовать пассажирский вагон, для крупногабаритных грузов — платформу итд). «Комбинированная» транспортировка, например мы будем что-то грузить в контейнер (прямо внутрь этого контейнера), далее перевозить сам контейнер и затем разгружать его на месте прибытия.

Этот список конечно можно бесконечно продолжать…

Основа

Очень коротко поговорим об основе: рельсах, локомотиве, вагонах и блоке питания.

Самым распространенным и удобным масштабом является H0 или 1:87 (∼ 90-95% всех железнодорожных моделей). Имейте ввиду, что его могут писать как буква «H» и ноль (более правильно), но также, как буква «H» и буква «О». Ширина колеи составляет 16,5 мм. Запомните, масштаб «H0 » [«аш ноль» или «эйч ноль»] — ищите, спрашивайте, покупайте только этот масштаб!

Есть еще одна деталь. Как Вы знаете, есть рельсы прямые, а есть и изогнутые. Так вот, эта «степень кривизны» измеряется радиусом. Т.е. если мы соберем из изогнутых рельсов круг, то мы можем измерить радиус. Если Вы планируете использовать только маленький двухосный локомотив, то никаких проблем нет. Но если Вы будете использовать большой шестиосный (две тележки по три оси), то он не сможет проехать при маленьком радиусе . Это все равно что грузовик с длинным прицепом не может проехать по дороге с резкими поворотами. Не буду забивать Вам этим голову, т.к. у разных изготовителей может быть разная маркировка «кривизны». Надо просто об этом помнить.

Хорошо если Вы приобрели готовый набор, и из него можно собрать не просто «круг» или «ов ал», и в нем есть стрелки, тупики… А как быть, если нужно собрать самому с нуля? Для начала Вам нужно решить какой будет размер макета (см ниже). После чего нужно сделать на бумаге его набросок. А потом чертеж можно сделать в натуральную величину. И если у вас есть уже рельсы, собираете их прямо на чертеже и обрисовываете. С этой огромной «картинкой» уже можно ходить и выбирать недостающие рельсы, просто прикладывая их к чертежу! Кстати, сейчас в продаже есть гибкие рельсы, гнете как хотите, т.е. можно одну такую положить вместо 4-6 обычных и самое главное, что эта длинная рельса может быть по Вашему желанию как прямой, так и изогнутой, точно повторяя все Ваши фантазии на чертеже!

Самой простой и более дешевой является аналоговая модель железной дороги. Тут все просто: по рельсам пускаем ток (на одной рельсе минус, на другой плюс) и локомотив едет, т.к. в нем электрический двигатель. Прекратили подачу тока — локомотив остановился, поменяли полярность — локомотив поехал в другую сторону. С недавнего времени появилось цифровое управление . В этом случае рельсы все время находятся под током, но особенностью является то, что локомотиву отправляется команда (по тем же рельсам), чтобы например включился двигатель, или свет итп. Каждому локомотиву присваиваться свой уникальный код. Если стоят два локомотива (даже рядом), то можно управлять одним из них, другой не будет реагировать на эти команды. Другими словами, можно управлять независимо разными составами. Такая система намного сложней и ее стоимость на порядок выше.
Для наших целей и задач простого, старого и надежного аналогового управления с недорогим блоком питания более чем достаточно.

Где купить

На многих сайтах, описывающих постройку макета, предлагают сразу купить стартовый набор. Если у Вас «денег куры не клюют» и Вам лень что-то делать своими руками, то это не проблема (вместо Вас всё сделают, и кстати… что Вы тут забыли?). Нужно иметь ввиду, что ребенок может что-то сломать в процессе игры. Другими словами, макет не должен быть «дешевкой», но и не должен быть чрезмерно дорогим, чтобы ребенок на него мог только смотреть. Кроме этого, нам не нужны только одинаковые вагоны, нам нужно разнообразие: платформа, вагон в котором открывается дверь (для загрузки), пассажирский вагон, какая-нибудь цистерна итд. Поэтому для старта, я бы посоветовал поискать б/у наборы, а уже дополнять их по необходимости как новыми объектами так и б/у. На самом деле такие наборы «валяются» у многих . В Монреале, где мы живем, их можно купить на /только для зарегистрированных пользователей/ . Там я купил стартовый набор всего за 20 долларов при обычной цене — 100 CAD! Здесь я также видел много хороших предложений:/*****/ Но будьте осторожны, часто необоснованно заламывают цены! Очень хорошие цены в магазине /*****/ Также можно покупать через интернет, например по /*****/ , но это в основном для дополнения. Кстати, когда жили в Санкт-Петербурге, очень много чего я видел /*****/ .

Макет железной дороги своими руками

Можно играть на полу, но сама сборка железной дороги будет занимать от 30 — 40 минут, после этого Вам уже не останется сил на саму игру с ребенком. Потом постоянно будут где-то разъединяются рельсы, при этом вагоны будут сходить с них.. Нужно будет бесконечно ставить все обратно! Также будет часто терятся контакт, нужно будет искать где же не контачит. Ребенок будет ходить, наступать на рельсы, сметать построенные им объекты или даже может наступить на состав… А вот Вы все это время будете ползать на четвереньках (как я на фото вверху). Я через это уже прошел и меня это «доконало»…

Размер макета

К параметрам макета требования были следующими:

  • чтобы мог легко проноситься в дверь,
  • чтобы можно было ставить к стене (когда не играем),
  • чтобы во время игры можно было ходить вокруг макета,
  • чтобы макет был максимально большим,
  • чтобы ребенок мог спокойно играть «как на столе»,
  • чтобы мы, взрослые, не ползали на четвереньках и чтобы не надо было записываться к массажисту после таких игр.

Итак, мы с измерили пару комнат где планировалось играть в железную дорогу, прикинули и пришли к выводу, что размер приблизительно 1,5х2 метра подойдет. Чтобы не усложнять конструкцию макета, пока решили во время игры просто ставить его на четыре табуретки.

Начнем строительство

Я купил 8 мм фанеру. Проверяя еще раз, собрал на ней все рельсы и отпилил до нужных размеров.


На фото внизу Вы видите как собрана будущая железная дорога. Таким же образом я собирал рельсы на фанере перед тем как придать ей нужный размер. Железную дорогу надо сделать как можно насыщенной и интересной (по возможности), а не просто «круг» или «овал». Запланируйте различные ответвления, запасные пути. Конечно хочется, чтобы «железной дороги было больше», но по краям нужно оставить некоторое расстояние, чтобы локомотив или вагоны не падали на пол при схождении с рельс. Кроме того, ребенку легче что-то конструировать и играть на краю макета, он там может строить разные объекты, там может быть дорога итд.


Такая большая фанера будет деформироваться как за счет своей силы тяжести, так и за счет того, что ребенок будет опираться на нее во время игры. А при деформации фанеры будут деформироваться рельсы. В связи с этим с обратной стороны нужно сделать усиление. Кстати, это усиление также поможет защитить провода, если Вы захотите поставить какие либо дополнительные электрические объекты (как светофоры, огни или сделать стрелки чтобы они переключались дистанционно).


Я долго думал, чем покрыть весь этом макет. Сначала хотел просто покрасить краской, но выглядело бы это не очень красиво. Сами профессионалы, которые строят сложные макеты железной дороги, покрывают все клеем ПВА, а сверху сыпят специальную «траву». Но я остановился на специальном виниловом мате (Woodland scenics), который увидел в магазине. Не думаю что это идеал, возможно даже что лучше подойдет какая-нибудь ткань, НО имейте ввиду, что эта ткань не должна накапливать статическое электричество!


Меня заверили, что этот мат хорошо клеится и посоветовали определенный клей. Видя перед собой продавца преклонных лет, с серьезно-профессиональным выражением лица, я конечно же ему поверил. «Крутой» научный клей оказался в нашем понимании простым ПВА! И как потом оказалось, пластик нормально не приклеился. Так что будьте осторожны, перепроверяйте советы, даже если они даются с серьезным видом 🙂

Я дополнительно прибил скобками край мата к рейкам. Кроме этого, мат будет удерживаться рельсами, т.к. мы укладываем рельсы на мат и прибиваем их через него к фанере.

Сейчас рассмотрим как мы будем укладывать рельсы, почему-то этот важный момент все игнорируют . Можно рельсы сразу прибить на макет, но при этом может усиливаться вибрация от поезда, тем более у нас фанера, которая не будет ее эффективно гасить и легкие вагоны могут сходить с рельс. Поэтому под рельсы подкладывают этакую подстилку в виде насыпи. Эту «подложку под рельсы» называют балластом. Кстати, я сначала думал что это исключительно для красоты, пока мне не объяснили. Балласт часто делают из пробки, в моем случае балласт состоял из двух половинок, что облегчило задачу. Сначала мы собираем все рельсы на макете, как положено соединяя их контактными клеммами. Стараемся чтобы стыки были как можно незаметней. И потом насаживаем их специальными гвоздиками через специальные отверстия в шпалах (см фото внизу).

Затем мы приподнимаем рельсы, как на фото внизу…

И подсовываем балласт под рельсы. Далее мы наносим ПВА на макет (но не на рельсы) где будет балласт и аккуратно укладываем его шаг за шагом, повторяя конфигурацию полотна. И пришпиливаем его булавками. Осторожней с клеем, у меня он попал на стрелку, пришлось ее очень долго переключать, чтобы не заклеилась! 🙂

Далее также важный момент. Уложив какой либо участок, мы придавливаем аккуратно (!!!) рельсами и забиваем гвоздик. ОЧЕНЬ ВАЖНО: шляпка гвоздика не должна быть плотно прижата к шпале! Между шляпкой гвоздика и шпалой должно быть очень маленькое расстояние, приблизительно с толщину ватмана или плотной бумаги.

В следующей статье мы покажем Вам этот макет в игре и расскажем о дальнейших планах.

  1. PIKO — немецкая компания, выпускающая все для железнодорожного моделизма, была организована еще в ГДР и остается до сих пор одной из ведущих в мире.
  2. «Копийность» — термин … Многие люди делают макеты железных дорог очень похожими на их прототип, т.е. копию. При этом собирают составы так, чтобы локомотив и вагоны подходили друг к другу по времени использования, месту использования…
  3. Помните, что дети могут играть между собой (или со взрослыми), начиная где-то с четырех лет, имеется ввиду взаимодействие, например один ребенок «подъехал» на машине, подождал, пока другой ее загрузил и «поехал» дальше. До этого они играют «параллельно», можно выразиться так: «в одной песочнице, но не друг с другом».

Тут расказано о базовом макете железной дороги HO.
Мы сделали новый макет. Продолжение темы .

. Теперь мы Вам расскажем, как сделать более сложный макет. К моему удивлению, тот игровой стол нам не наскучил, как я ожидал в начале. И мало того, оказалось что нам этого было мало. Поэтому в новом проекте мы учли наши требования и ошибки. Предлагаем сразу же посмотреть, что у нас получилось на видео

Аналоговое управление (DC ) или цифровое управление (DCC )

Мы выбрали аналоговое управление, расскажем об этом отдельно тут (статья еще не готова).

Панель управления

На этом макете была установлена панель управления (см фото ниже). С нее переключаются все автоматические стрелки, поворотный круг (в центре), включаются и выключаются две линии в Депо.

Сама панель, сделана из 2 мм листа алюминия, согнутого под 90 0 , для крепления к столу. Она убирается на время хранения (см видео).

Светофоры и освещение

Светофоры подсоединены к автоматическим стрелкам и контролируются с помощью реле переключателей стрелок. Светофоры мы сделали сами: пара диодов, сопротивление и эпоксидный клей.

Пока мы сделали только освещение депо. В будущем планируем сделать освещение и в других местах.

Чтобы мы изменили если бы делали этот макет с нуля

Расстояние от края стола до балласта в среднем 5 см. Но после того как мы приобрели новые локомотивы, выяснилось, что этого недостаточно. Эти локомотивы «продвинутые» и тяжелые. На большой скорости, такой локомотив иногда опрокидывается на повороте, если не притормозить. Чтобы локомотив гарантировано не упал на пол, должно быть пространство не менее 7-8 см.

Итог:

Мы выполнили все поставленные задачи. Макет хорошо функционирует. Сортировочные и запасные пути обеспечивают достаточное место для вагонов, при этом основные пути остаются свободными для движения поезда. Теперь каждый уголок игрового стола легко доступен. Появление сортировочных путей, контейнерного терминала, депо добавило множество элементов в игру.

Макет железной дорог своими руками изготовить можно, но для этого потребуется многосторонняя подготовка. При строительстве макета необходимы знания в области устройства и работы железной дороги, об этом можно прочитать в книгах, которые используются для обучения в высших учебных заведениях, техникумах, а также в инструкциях, таких как «Правила технической эксплуатации железной дороги», «Инструкция по железнодорожной сигнализации». Существует периодические издания, такие как, «Локотранс», «Семафор», «Железнодорожное дело». В этих журналах можно найти полезную информацию о железных дорогах России и мира, а в некоторых изданиях есть рубрики, посвященные железнодорожному моделизму. Там можно найти описание технологий, приемов работы, выкройки моделей подвижного состава, советы специалистов.

При строительстве макета своими руками необходимы навыки работы с различными инструментами: для работы с деревом – работа лобзиком, напильниками, для измерений и разметки – умение пользоваться угольником, линейкой, штангенциркулем. Для работы с электронными устройствами – правильно формовать детали, выполнять соединение проводов, паять, измерять силу тока, напряжение. В случае если навыков работы нет, то стоит изучить технику работы, потренироваться прежде, чем начинать возведение макета железной дороги. Для тренировок можно закупить дешевый материал и инструменты, а уже при строительстве макета использовать высококачественное сырье и инструменты.

Строительство макета начинается с создания плана работ, путевой схемы, примерной карты рельефа местности – с планирования и проектирования железнодорожной линии своими руками. После того, как проект готов первым делом сооружается основание для макета – подмакетник. В дальнейшем на нем будет расположен макет, причем будет использоваться как внешняя поверхность, на которой будут расположены пути, станции, депо, леса, горы, реки, но и внутренняя часть для проводов, различных устройств, которые обеспечивают работу макета.

На подмакетнике прокладываются пути. Железнодорожные рельсы и шпалы можно купить в магазине, но при помощи специальных станков можно изготовить своими руками. Таким производством мало кто занимается из моделистов. После прокладки путей, подключения электрической части макета, создается рельеф, растительность, устанавливаются модели жилых домов, заводов, вокзалы.

На макете какие-то детали, объекты можно изготавливать своими руками, а можно покупать в магазинах. Если покупные модели не устраивают своим внешним видом или имеют не достаточную детализацию, то их можно дорабатывать самостоятельно. Таким приемом пользуются некоторые моделисты.

Модели домов, растений, столбов освещения, светофоров – все эти элементы макета можно изготавливать самостоятельно, в домашних условиях. Подробнее о том, как это делается, вы можете найти в статьях раздела сайта «макеты и модули».

Кроме того строительство макета – это не только изготовление отдельных объектов инфраструктуры железной дороги, это объединение всех компонентов макета с помощью единого, одинакового масштаба, эпохи, темы макета и времени года.

Строительство макета железной дороги – одно из самых увлекательных и красивых видов хобби, широко распространенных за рубежом. Садовые поезда – любимое занятие не только детворы, но и пенсионеров, которому последние посвящают все свое время.

В США и Западной Европе нередко можно увидеть, как пожилые люди вместе с внуками с восхищением и восторгом наблюдают за легкими электровозами, которые выходят из депо и весело бегут по дачному участку.

В России это развлечение еще не получило должной популярности, однако интерес к садовым железным дорогам растет с каждым днем. Ведь она может стать оригинальным украшением ландшафта: ее устраивают с учетом клумб, прудов и мостиков. Особенно эффектно смотрится колея, проходящая под навесами, через беседки, сараи, другие строения или даже комнаты дома.

Как это делают

Для строительства садовой железной дороги обычно приобретают специальные стартовые наборы различных масштабов (наиболее распространен – G): с локомотивом и вагонами, рельсами, стрелками, трансформатором и т.д. Качественные «игрушки» предназначены для использования на улице, а потому устойчивы к высоким и низким температурам и атмосферным осадкам.

Вначале подготавливают земляное полотно – по аналогии с настоящим, но с учетом масштаба, типа грунта и местной растительности. Грунт вынимают на пол штыка лопаты. Чтобы не было проблем с травой, из дренажного синтетического материала делают подкладку под тело балластной призмы, насыпают песок и щебень.

Для балластной призмы лучше всего подходит так называемый ягодный щебень с фракцией 3–7 мм.

Рельсы и шпалы укладывают прямо на щебень, не закрепляя: путь надежно лежит на балласте под тяжестью собственного веса.

Садовая железная дорога нуждается в уходе: раз в три-четыре дня чистят рельсы, регулярно пропалывают и скашивают траву, убирают листья и плоды деревьев.

Плоды, падая на рельсы, могут испортить их, вызвав окисление. При эксплуатации на открытом воздухе поверхность рельсов загрязняется, что приводит к нарушению контакта.

На радость детям и себе в помощь

Участник форума «Дом и дача» chudotxt – один из немногих смельчаков, отважившихся не просто купить садовый поезд, но построить его собственными .

Для воплощения своей мечты хозяин, с детства увлекающийся железнодорожным моделизмом, пожертвовал дачным сараем. На освободившейся территории в 12 соток Алексей устроил разборную узкоколейную железную дорогу протяженностью 120 м, с колеей 300 мм. Рельсы заказал сделать из прямоугольного профиля 50х25 мм.

Макет железной дороги форумчанин воссоздал в масштабе 1:2. Изобретатель не собирался копировать реальные машины, его главной задачей было – наслаждаться поездками, возродив впечатления, испытанные в далеком детстве. В дополнение предполагалось испытывать на УЖД собственные модели, обеспечить для семьи интересное времяпрепровождение на выходные дни, общаться с единомышленниками и получать небольшой доход от предприятия.

Обдумывая технические характеристики будущего мотовоза и согласовав их со своими финансовыми возможностями, chudotxt решил делать машину небольшую, но просторную. Локомотив-мотовоз смастерил сам.

Машина приводится в движение четырехтактным двигателем объемом 50 куб.см, с автоматической трансмиссией, снятым с детского квадроцикла. Максимальная скорость машины – 10 км/ч. Чтобы можно было изменять направление движения, Алексей поставил реверс-редуктор. Для пущего шику форумчанин оснастил мотовоз световыми приборами и сигналом, на звук которого сбегается соседская ребятня.

Чтобы не только кататься самому, но и радовать гостей, форумчанин сделал пассажирский вагончик-банкетку. Заказал тележку, сделал раму вагона, из досок – крышу. Снаружи вагон обтянул перкалью, все покрасил. Длина пассажирского вагона составила 2,4 метра.

То, что – не пустая забава, chudotxt доказал, прицепив к мотовозу специальную вагонетку для перевоза песка и других материалов. Со временем подвижной состав пополнился дрезиной с электроприводом, сделанной из детской машины.

На месте разобранного и сожженного сарая выросла баня, стилизованная под здание станции. Позже занял свое место найденный под откосом стрелочный станок, появились «расписание» и перронные часы.

Управлять мотовозом может и ребенок: в кабине лишь ручка газа и тормоз. За один раз поезд может перевести трех взрослых и трех детей.

По материалам участников форума "Дом и Дача"


Хобби бывают разными: кто-то тихо и спокойно собирает марки или фантики, вмещая всю свою коллекцию в толстый альбом в верхнем ящике стола, кто-то играет в гольф по субботам, а кто-то выбирает в качестве увлечения целое направление искусства и посвящает ему всю свою жизнь.

Именно так можно сказать о любителях и фанатах железнодорожной или жд миниатюры, ведь для создания поделки подобного рода мало одного желания – потребуется немало времени, усилий, тщательного сбора информации, иногда и ресурсов, и финансовых вложений, а также, несомненно, умения, чтобы в результате у вас получилась настоящая собственная железная дорога в миниатюре.

Железная дорога в миниатюре – предмет интереса не только детей, но и взрослых, причем взрослых даже больше и чаще. Практически у каждого ребенка была детская игрушка в виде жд станции с рельсами, паровозами и вагонами, а если она стоила подороже, то в комплект входили различные железнодорожные знаки, семафор, фигурки машинистов и другие интересные детали.

Играть в такое интересно, но всегда хотелось большего, к примеру, чтобы жд сеть была развитее и содержала множество разветвлений и поворотов рельсов, чтобы модельки поездов были инерционными или двигались сами по себе, а вы могли управлять ими с помощью пульта, чтобы было много дополнительных элементов: тоннели, мосты, дороги с транспортом, деревья, люди и т. д.

Чтобы сделать такую игрушку, вернее, уже не игрушку, а настоящий макет железной дороги своими руками, необходимо здорово потрудиться, а не у всех детей есть такая возможность, поэтому наверняка понадобится помощь родителей. Хорошо, если они разделят ваше увлечение жд миниатюрой и помогут в создании поделки. Взрослому любителю жд моделизма, конечно же, в этом плане легче.

Что касается направлений, в которых существует хобби жд в миниатюре, то их разделяют несколько:

  • одни просто коллекционируют только игрушечные рельсы, поезда и все сопутствующие им аксессуары;
  • другие тоже коллекционируют, но уже масштабные модели;
  • третьи – занимаются именно изготовлением железных дорог в миниатюре, воссоздавая целые исторические станции и вокзалы, прокладывая настоящую железнодорожную сеть из разных направлений путей, занимаясь фактической реконструкцией определенных объектов;
  • кто-то старается сделать миниатюрные копии реально существующих или существовавших локомотивов и поездов в малейших деталях;
  • а еще один интересный вид жд моделизма – парковая или садовая железная дорога, для создания которой используются весьма крупные масштабы, поэтому такой макет железной дороги можно использовать даже в качестве аттракциона и перевозить в нем людей.

Немного истории

Железная дорога в миниатюре – совсем не дань моде и не новое явление, ведь история жд миниатюры и моделизма насчитывает уже более ста пятидесяти лет. Впервые макет железной дороги появился, как игрушка, в девятнадцатом веке (во второй его половине). Обеспечение необходимых промышленных объемов взяла на себя Германия в лице фирмы — производителя Märklin. Их железные дороги в миниатюре были так качественны и хороши, что даже царская семья заказала себе такой макет для Зимнего Дворца.

Основываясь на масштабах жд, представленных в миниатюре германского производства, позже были приняты стандарты масштабирования для железнодорожного моделизма. К концу девятнадцатого столетия к делу подключилась и Америка, впервые в мире выпустив на рынок электрическую модель железной дороги (производитель – фирма Carlisle&Finch).

Практически до середины прошлого века и обычная игрушка в виде жд рельсов с поездом, и идеально точная копия или железная дорога в миниатюре воспринимались одинаково, однако, после игрушки перестали вызывать такой ажиотаж, а моделизм стал формироваться, как серьёзное увлечение, постепенно находя все больше и больше поклонников.

Поэтому производители старались угодить и своим новым почитателям – взрослым, которые жаждали собирать полноценный миниатюрный макет железной дороги. Для этого они стали выпускать более усовершенствованные модели, где рельсы можно было складывать в полноценное жд полотно в миниатюре, где у локомотивов и вагонов было много деталей и элементов, куда также входили различные здания, дорожная атрибутика и знаки, семафор и т. д.

В наше время уже практически не осталось фирм-гигантов мирового масштаба, которые бы занимались подобным производством, однако существует немало маленьких успешно функционирующих компаний, специализирующихся на выпуске определенных моделей поездов или дополнительных аксессуаров, без коих невозможна железная дорога в миниатюре.


Масштабы, комплектующие и другие нюансы

Чтобы сделать макет железной дороги, вы должны разбираться во многих нюансах, к примеру, в каких масштабах обычно выполняется железная дорога в миниатюре, какого вида наборы и конфигурации поделки могут получиться, нужна ли схема и где ее взять, как быть с комплектующими, необходимыми деталями и различными аксессуарами и т. д.

Стандарты масштабов и размеров для жд моделизма бывают самые разные. Наиболее распространенными являются типоразмеры, носящие условное обозначение ТТ и НО.

Типоразмер ТТ – от английского Table-top trains– означает, что макет железной дороги выполняется масштабом один к ста двадцати (1:120) с шириной колеи в двенадцать миллиметров. Такая железная дорога в миниатюре еще носит название двенадцатимиллиметровой. Также в ней делаются все подвижные модели поездов – это осуществляется посредством подведения электричества по рельсам, хотя можно и подключить через контактную сеть электровоз.

Большое количество моделей и всевозможных аксессуаров для сборки жд миниатюры этого типоразмера выпускают:

  • немецкие компании Berliner TT Bahnen, Tillig;
  • небольшой выбор есть у европейских производителей Roco и Piko;
  • компания Jago радует поклонников раритетными моделями старинных локомотивов;
  • русские фирмы «Пересвет» и «ТТ-модель»;
  • американские PossumValleyModels, GoldCoast(некоторые модели вагонов и локомотивов).

Другой распространенный типоразмер – НО. Название происходит от английского сокращенного HalfZero или половинка нуля. Макет железной дороги в этом случае производится в масштабном соотношении один к восьмидесяти семи (1:87). Существует еще типоразмер 0, в котором масштаб берется вдвое больше, то есть, 1 к 45. А здесь получается половина нуля, но используется латинская буква О вместо него в обозначении.

Железная дорога в миниатюре в таком масштабе считается наиболее популярной и широко распространенной в мире за счет того, что ее можно сделать, не используя сложные приспособления, к тому же эти модели железных дорог и достаточно крупные для детализации, но в то же время вполне удобные и компактные для размещения макета в доме или квартире.

Железная дорога в миниатюре этого типоразмера тоже является подвижной: энергия поставляется от контактной сети или по рельсам (в случае наличия электрических двигателей в моделях локомотивов). Плюс – у вас есть возможность использовать и дополнительные интересные элементы при создании поделки:

  • устройство дымогенератора, который будет работать на масле и создавать дымовой эффект над тепловозами или паровозами;
  • установка звукового декодера в подвижной состав – сможете воспроизводить любые звуковые файлы, имитирующие шумы и звуки движения поездов и т. д.;
  • устройства СЦБ, что расшифровывается, как сигнализация, централизация и блокировка.

Существуют и различные другие типоразмеры. К примеру, масштабный стандарт G, разработкой и выпуском которого занималась с 1968 года и занимается до сих пор немецкая компания LGB. Это ярчайший пример садовой железной дороги, предназначенной для расположения под открытым небом. А вообще, чем больше выбирается масштаб, в котором выполняется железная дорога в миниатюре, тем детальнее должен повторяться прототип, учитываться мельчайшие подробности и элементы.

Сделать своими руками или купить?

Сегодня можно найти немало тематических форумов, специальных изданий, посвященных железнодорожному моделизму. Вы можете приобретать различные элементы по отдельности и собирать их потом воедино, монтируя собственный макет железной дороги.

Однако прежде всего вам понадобится определиться с доступным свободным пространством. Сможете ли вы выделить для расположения макета половину или даже целую комнату? Если нет, то придется сначала заняться сооружением подмакетника или оборудованием специального места. Для этого можно задействовать хотя бы отдельный стол либо сделать выдвижную / откидную столешницу, которая будет использоваться только для вашего проекта и больше ни для чего другого, а значит, вам не придется каждый раз складывать и убирать макет.

Есть еще варианты модульных макетов, которые состоят из отдельных блоков, консольных конструкций (вы можете прикрепить подмакетники к стенам, словно полки) и подъемных (легко убирается под потолок).

Масштаб для квартиры тоже лучше брать соответствующий, к примеру, с типоразмером 1:87 вы много не сделаете, ведь вам по минимуму понадобится пространство один на три метра. Лучше остановиться на масштабах 1:120 или 1:160, так как проектировка макета в еще более мелком типоразмере Z (1:240) потребует очень больших умений, усилий и финансовых вложений.

Для создания собственной миниатюрной железной дороги вам понадобится придумать и продумать до мельчайших подробностей ее будущий вид. Возможно, начать стоит с самой простой схемы, к примеру, сделать только одно рельсовое кольцо и локомотив с несколькими вагонами. Со временем будете добавлять к проекту дополнительные пути, составы, семафор и знаки, вокзал и здания, фигурки людей и т. д.


Опытные мастера уже умеют создавать целые подробные ландшафты – горы и равнины, мосты и тоннели, леса и поля, миниатюрные улицы, многочисленные развилки путей, депо и прочие интересные штуки.

Даже для самого простого проекта лучше сделать схему. Просто попробуйте нарисовать, что именно вы хотите создать. Если в ваших планах создание железной дороги определенной исторической эпохи, то понадобиться досконально изучить всю доступную информацию по этой теме, найти архивные фотографии, срисовать их и т. д.

Также подробная схема понадобится для изготовления моделей паровозов и вагонов. Вы можете воспользоваться схемой-чертежом определенной машины, разыскав ее фото. Просто поделите реальные размеры того или иного поезда на нужный вам масштаб и у вас будет готовый план постройки.


Пошаговый план работы

  1. Обеспечиваете пространство для проекта и делаете подмакетник (простую конфигурацию можно разместить даже на фанерном листе).
  2. Переносите на подмакетник схему будущей жд миниатюры (рисуйте, как будут проходить рельсы, размечаете развилки и повороты, дороги, где вы разместите здания или строения). Для сложного рельсового расположения схему можно проектировать на компьютере в специальной программе.
  3. Прокладываете рельсы. Рельсовый материал можно купить в специализированном магазине или сделать их самостоятельно. Поскольку по рельсам в подвижных дорогах проходит ток, мастера делают их из толстой медной проволоки, прокатывая ее до прямоугольного сечения на ручном станке. Шпалы выполняются из тонких брусочков, которые тоже вырезаются на станке. Пути прикрепляются двумя способами: либо приклеиваются, либо прибиваются маленькими гвоздиками к основанию, к этим же гвоздикам потом можно припаивать рельсы или тоже приклеивать рельсы к шпалам.
  4. Для подвижной модели нужно дополнительно разрабатывать электрическую схему, а после монтировать ее уже на макете. В качестве источника питания обычно берутся самодельные блоки, можно взять и заводской. Не забывайте о правилах безопасности – напряжение на выходе не может быть высоким, используйте БП до шестнадцати вольт, а если модель небольшая, то достаточно будет и шести-девяти вольт. Электромотор для поезда можно приобрести в радиомагазине или вынуть с какой-либо игрушки. Проведите к двигателю электричество от двух рельс. Чтобы развести электричество по всему основанию, запаситесь разъемами и медными проводами. Продумывайте все детали до разводки – где будут располагаться семафоры и светофоры, шлагбаумы, будут ли гореть фонари и т. д.
  5. Проведите отсыпку и укладку балласта, подобрав его по размеру среди аквариумных грунтов или каких-либо бытовых сыпучих материалов.
  6. Продумайте и изготовьте рельеф и ландшафт. Чтобы ваш макет был похож на настоящий, обязательно оформите красивый ландшафт. Можно использовать профессиональные материалы, как шпатель-массу, лесную подстилку, луговую присыпку, разные слои земли, щебень, песок, гравий и прочие интересные аксессуары от известных производителей. Если выбирать более бюджетные варианты, то для имитации гор вполне можно обойтись строительной пеной, которую потом легко окрасить в любой нужный цвет. Холма, поля, растительность и прочий декор тоже можно воссоздать из фанеры, строительного гипса, стеклоткани, папье-маше, дерева и других отделочных материалов. Чтобы покрасить детали, используйте акриловые краски.
  7. Если нет времени и желания так заморачиваться, то многие элементы можно взять на макет и в готовом виде, к примеру, из игрушечных наборов, в которых есть и фигурки деревьев, и муляжи травы или кустиков, животные, машинки, знаки, люди.
  8. Со зданиями та же ситуация – либо воспользуйтесь готовыми вариантами, либо сооружайте самостоятельно из картона, дерева, фанеры, папье-маше. В качестве образцов используйте фотографии реальных вокзалов и других зданий.
  9. Добавляйте необходимые составляющие: наносите автодороги, покрасьте траву, расположите фигурки людей и поставьте составы на рельсы.

Увлечение жд моделизмом может начаться с подаренного набора с железной дорогой и поездами. Такое хобби хоть и требует немалых усилий и затрат, но несомненно помогает развиваться, думать, творить и не стоять на месте.