Руководство по эффективной сборке пазлов. Мой самый большой пазл и его скоростное собирание Как собрать большой пазл советы

Puzzle (паззл, пазл) – это головоломка, мозаика, фрагменты которой необходимо расположить в правильном порядке. Эта игра появилась еще в 18 веке, когда один изобретатель наклеил на деревянную доску географическую карту и разрезал ее на большое количество маленьких кусочков необычной формы. Он делал это не для игры, а для того, чтобы создать пособие по географии. Эта идея оказалась удачной, пазлы перестали служить исключительно в учебных целях и стали новой забавой для аристократов.

Перед тем, как собирать пазлы, давайте разберемся, какие виды головоломки существуют на сегодняшний день:

  • Объемные пазлы – это когда из кусочков можно собрать трехмерный предмет,
  • Плоские – из отдельных кусочков можно собрать двухмерную картинку.

Конечный результат двухмерных пазлов может быть разным:

  • Форма – сложенные картинки могут быть круглые, прямоугольные и т.д.
  • Изображение – может получиться рисунок, фотография или коллаж.

Пазлы могут состоять из нескольких кусочков (для детей) и из более чем тысячи штук. Они изготовляются из картона или пластика и иногда покрываются краской, которая в темноте начинает светиться.

Как правильно собирать пазлы

  • До начала работы. Перед тем, как открыть коробочку, найдите для себя чистую, свободную поверхность. Конечно, вы можете собирать головоломку даже в прихожей на линолеуме или в гостиной на ковре, но помните о том, что процесс собирания может затянуться даже больше, чем на неделю, если ваш пазл очень большой. Поэтому, лучше всего взять кусок картона или фанеры и собирать пазл на такой поверхности. Тем более что так вы сможете переносить его с места на место.
  • Рамка. Открыв коробку, вы увидите, что все кусочки запаяны в полиэтиленовом кульке. Следите за тем, чтобы не потерять составляющие, потому что при отсутствии даже одного кусочка, вы не сможете в последствие получить цельную картинку. Высыпьте кусочки в коробку от пазла. Вы получите целую кучу разноцветного картона. Вам необходимо выбрать кусочки для рамки. Их обычно можно узнать по внешней ровной стороне. Если вы видите две такие стороны, значит, имеете дело с угловым пазлом. Сверьтесь с картинкой на коробке и сложите рамку.
  • Сортировка. Не знаете, как быстро собрать пазлы? Чтобы вам было легче ориентироваться в этом цветном хаосе, разложите оставшиеся детали на подготовленной поверхности. Рассортируйте их по цвету и похожему изображению. К примеру: синее - к синему, белое - к белому, камешки - к камешкам и т.д. Вам сразу станет легче собирать головоломку.
  • Скрепление деталей. Ориентируйтесь по изображению на коробке и выкладывайте небольшие блоки картинки. Можете сразу не прикреплять их к своей рамке, просто собирайте по отдельности, например, дерево в самом центре, небо на заднем фоне и т.п. Старайтесь скрепить как можно больше деталей с друг другом, чтобы одиноких кусочков осталось совсем мало. Даже две детали. Скрепленные между собой несут уже какую-то информацию и уже можно понять, к чему они относятся. Накапливайте кусочки целыми блоками, чтобы со временем скрепить их в середине рамки и получить цельное изображение.
  • Завершающий этап. Вот и готова ваша мозаика! Каждая деталька встала на свое законное место, и появилось единое целое. Что же теперь?

Готовый пазл можно:

  • Повесить на стену, поместив мозаику в подходящую рамку под стекло.
  • Наклеить на фанеру или картон, сделать самостоятельно красивую рамку и повесить куда угодно.
  • Покрыть специальным клеем по внешней стороне и использовать один из первых двух советов.
  • Разобрать все кусочки, сложить обратно в коробку и через некоторое время собрать заново.

Мы рассказали вам, как собирать большие пазлы. Если же вы в этом деле новичок, то для вас лучше попробовать собрать небольшую мозаику, деталей на 500, иначе это занятие вас утомит и быстро надоест. Можно попрактиковаться на пазле с крупными кусочками. Не начинайте свое знакомство с данной головоломкой с собирания импрессионистских моделей, для начала подойдет одинокий парус, изображение Микки Мауса, «Феррари» и т.д.

Наслаждайтесь своим творчеством. Вы собрали картинку своими руками, теперь можно подарить ее близкому человеку на какой-то праздник или оставить для себя. Помните: собирание пазлов – это очень кропотливый процесс, который займет ваше время, но то, что у вас получится, оправдает затраченные силы!

Собирание пазлов – невероятно увлекательный процесс, позволяющий весело и с пользой провести время. Но чтобы это занятие было приятным и не слишком утомительным, нужно следовать простым и эффективным советам.

При покупке пазла следует отдать предпочтение известным фирмам-производителям. Только имея качественный пазл, можно с радостью окунуться в работу, не отвлекаясь на мелкие неприятности из-за бракованных деталей и несоответствия комплектации.

Подготовка к сборке

Сборка пазла занимает очень много времени и может растянуться на недели и месяцы в зависимости от
сложности изображения. Первым делом следует тщательно продумать, где будет находиться рабочее место, и как его удобно оборудовать, чтобы пазл в незаконченном состоянии не повредился, а его детали не растерялись.

Не стоит располагаться на полу или обеденном столе – это чревато утерей деталей. Лучше всего выделить для таких целей специальный стол. Место для работы над пазлом должно отвечать следующим требованиям:

  1. Поверхность стола должна быть больше, чем размер пазла.
  2. Стул должен быть удобным, позволяющим держать спину ровно.
  3. Следует оборудовать хорошее верхнее освещение, использовать настольную лампу.

Начало сборки

Прежде чем приступить непосредственно к собиранию пазла, следует рассортировать все детали. Это трудоемкий и скрупулёзный процесс займет немало времени, но потом существенно повлияет на скорость сборки. Для этих целей нужно подготовить небольшие картонные или пластиковые коробки.

Детали пазла можно рассортировать по таким признакам:

  1. По форме. Практически во всех пазлах встречаются стандартные фигуры деталей – короткие, крупные, длинные, неправильной формы.
  2. По цветовой гамме. Отделить пазлы светлых тонов от темных, однотонные и явно выделяющиеся по цвету детали, фон будущей картины.
  3. Детали рамки. Пазлы, составляющие рамку, должны составить отдельную группу независимо от цвета и формы.

Отсортированные детали должны быть разложены в коробках в один слой ровными рядами, чтобы каждый элемент был отчетливо виден. Проделав эту работу, можно начать собирать рамку. Имея в отдельной группе отобранные детали и глядя на образец изображения, сделать это будет не трудно. Готовая рамка даст представление о размерах пазла и поможет избежать ошибок в начале работы.

Техника сборки

Процесс сборки достаточно медленный, требующий внимания и терпения. Опытные сборщики разрабатывают свои эффективные методики, позволяющие в кратчайшие сроки справляться с многотысячными пазлами. Но подобрать оптимальный метод сборки можно лишь на практике.

Выделяют такие методы:


Но пользоваться только одним из этих методов, полностью исключая другой, практически невозможно. В процессе работы можно прибегать к комбинированию способов сборки и даже созданию своей уникальной методики.

Освоив технику сборки пазлов, можно не только разнообразить свой досуг, но и развить зрительную память, тренировать аккуратность и внимательность. Готовые пазлы станут отличным украшением комнаты в виде картин.

Пазл жизни


Пазл – это головоломка в виде мозаики, которую нужно собрать, чтобы получить рисунок. Первые пазлы появились в XVIII веке и стали довольно популярными: их можно было собирать как в одиночку, так и большой компанией. В XX веке пазлы стали в первую очередь детскими развивающими игрушками, направленными на тренировку памяти, логического мышления, воображения. Детские пазлы взрослому человеку собирать неинтересно, но если сделать пазл огромным, состоящим нескольких сотен и более кусочков, то детям будет сложно справиться с ним, зато для взрослых это будет полезное и приятное времяпрепровождение.

Пазлами для взрослых считаются те, которые состоят из 260 или более элементов, и изображают красивые картины, достопримечательности из разных уголков планеты или географические карты. Самыми большими являются мозаики из 6 тысяч деталей.

Как правильно собирать большие пазлы?

Маленькие пазлы взрослым собирать просто – деталей мало, крупные, с яркими и незамысловатыми контрастными цветами. Но крупные пазлы представляют немало сложностей: элементов так много, что глаза разбегаются и сложно представить, откуда лучше начать, а многие детали кажутся похожими друг на друга.

Сначала нужно найти место для собирания пазла – большой стол, участок пола, кусок твердого картона. Убедитесь, что маленькие дети или домашние животные не имеют к ним доступа, иначе собрать пазл до конца не удастся.

Высыпьте все детали на поверхность, а лучше – в широкую и плоскую коробку, чтобы они не потерялись. Начинать собирать большой пазл нужно с сортировки элементов. Сначала выберите все кусочки, относящиеся к краю картины – из них можно собрать рамку, которая станет началом пазла. Когда «ободок» готов, можно приступать к сортировке остальных элементов. Выделите на изображении несколько основных частей: например, небо, зелень, архитектуру, воду и так далее. Разложите все детали по выделенным группам.

Некоторые кусочки сложно будет отнести к какой-либо группе, их можно положить в отдельную кучку.

Выберите одну часть и начинайте ее собирать. Желательно, чтобы она примыкала к краю пазла, но можно начать и с середины, если там находятся какие-либо заметные элементы. Проще оставить однотонные объекты на потом, например, небо обычно собирают в конце, а начинают с хорошо заметных, ярких деталей.

Кусочки одинакового цвета приходится подбирать по форме. Вначале кажется, что все детали одинаковы, но с опытом вы заметите, что у них разные по размерам и форме пазы и выступы.

Научиться собирать пазлы можно только с помощью практики. Чем больше времени вы уделяете этому занятию, тем лучше и быстрее получается складывать мозаику.

Собирание пазлов развивает зрительную память, терпение, умение анализировать, мелкую моторику и целый ряд других навыков, которые пригодятся при игре на музыкальных инструментах. Со стороны это занятие выглядит простым, но, как и в музыке, здесь есть тонкости, о которых вы узнаете из нашего небольшого руководства по сборке пазлов.

C чего начать? С выбора подходящего пазла и принадлежностей для работы с ним.

Выбор пазла и принадлежностей для работы с ним

Выбор пазла является одним из важнейших и ответственных моментов, как и выбор музыкального инструмента. Если он основывается исключительно на привлекательности изображения и цене, то это может привести к покупке либо слишком простого, либо слишком сложного для сборки варианта, который вместо радости вызовет раздражение и желание бросить эту затею. Звучит знакомо для тех, кто бросил занятия музыкой, не правда ли? И здесь, и там необходимо терпение и ещё десяток навыков, помимо практики и опыта.

Для оценки сложность сборки пазла рассмотрим следующий пример.

Рис. 1. Сложное для сборки изображение.

Ночной Берлин выглядит эффектно, но сразу обращаем внимание на то, что его половину занимает небо однотонного цвета (светлая область неба тоже является однотонной в своих границах). При общем количестве элементов, равном 1000, синяя часть неба будет состоять примерно из 300 на взгляд одинаковых по цвету элементов. Благодаря упорядочиванию по форме количество перебираемых элементов сократится, но выкладка неба потребует минимум в два раза два больше времени, затраченного на сборку города, в котором ещё нужно будет разобраться с рекой и оранжевой областью.

Скорость сборки у каждого пользователя разная, но в качестве ориентира для пазла с 1000 элементов её можно условно принять равной 50-70 элементов в час. При выкладке однотонных (одноцветных) областей скорость упадёт до 20-30 элементов в час.

Чем больше на изображении площадь фрагмента с однотонным цветом, плавным градиентом или однотипным изображением, тем труднее сложить пазл при равном общем количестве элементов.

Небо, вода, горы, листья, трава, цветы, шерсть животных, текстура материалов - это далеко не полный перечень областей, которые могут состоять из элементов с похожим изображением. Можно сказать так: увеличение площади однотонной области в два раза приводит к усложнению её сборки в 4 раза. Какое изображение собрать сложнее всего? Большой чёрный квадрат!

Чем сложнее понять то, что изображено на элементе, тем сложнее определить место его расположения.

Сложность сборки увеличивается с ростом количества мелких, нечётких и трудноразличимых изображений на них, например, большого количества построек вдали.

Рассмотрим другой пример.

Рис. 2. Простое для сборки изображение.

Данное изображение выглядит не только интересно, но и собирать его одно удовольствие! Именно собирать, а не подбирать. Поначалу от количества цветов рябит в глазах, но все они занимают небольшие области, а нечитаемых элементов практически нет даже на дальнем плане.

Сложность пазла напрямую зависит и от количества элементов. Увеличение числа элементов изображения в 2 раза приводит к увеличению сложности его сборки более чем в 2 раза.

Различают пазлы для детей (до 260 элементов) и взрослых (от 260 элементов). Наиболее распространены пазлы для взрослых от 500 до 1500 элементов, для сборки которых не требуется большой стол и можно без труда подобрать принадлежности для работы с ними. Вариант из 1000 элементов является оптимальным для тех, кто уже собирал пазлы. Начинающим можно порекомендовать вариант на 500 элементов, а опытным сборщикам больше нравятся пазлы от 3000 элементов.

Выбор пазла на 1000 элементов является

Пазлы, состоящие из 1000-1500 элементов отличаются от прочих разнообразием изображений. Найти привлекательное изображение среди пазлов на 4000-6000 элементов заметно сложнее. Общая тенденция такая: чем больше элементов в пазлах на более чем 1500 элементов, тем сложнее найти интересное для сборки изображение. "Скучность" изображений многотысячных пазлов вполне объяснима - большое изображение нужно наполнить содержанием. Картины из них всё равно не получится, поэтому упор делается на интерес к сборке, без обращения внимания на то, что за мешанина на них изображена.

Следует отметить то, что средний размер элемента в пазлах на 500, 1000 и 2000 может быть больше среднего размера элемента в пазлах на 1500 и 3000 элементов, как в пазлах Сastorland. Уменьшение средних размеров элементов также усложняет сборку. В таких случаях пазлы с числом элементов на 2000 и 3000 могут иметь почти одинаковые размеры изображения.

  • Размер изображения в сборе. Для комфортного составления пазла требуется поверхность в 2 раза превышающая его размер в собранном виде. В этом случае её можно использовать как для выкладки самого пазла, так и размещения на нём отсортированных элементов. Необязательно использовать один большой стол. Речь идёт о суммарной площади. Например, стол можно выбрать на пару сантиметров больше пазла с каждой стороны, а элементы расположить в выдвижном ящике под столешницей, в лотках, сортировщике и т.п. Размеры типовых пазлов:
    • 500 - 48*34 см
    • 1000 - 68*48 см
    • 1500 - 85*58 см
    • 2000 - 96*68 см
    • 3000 - 92*68 см (116*85см)
    • 4000 - 136*96 см
  • Средний размер элемента. С его уменьшением увеличивается сложность
  • Привлекательность изображения
  • Возраст пользователя и его опыт сборки пазлов.
  • Качество элементов. Чем сложнее пазл, чем он должен быть качественнее. Собирать пазл с некачественной резкой элементов или отслаивающимся на них изображением после многократного трения о пальцы удовольствие малоприятное
  • Сложность сборки. Чем сложнее пазл, тем выше вероятность того, что он так и останется лежать в полусобранном виде
  • Стоимость. Не стоит бросаться покупать пазл в первом попавшемся магазине. Пазлы - не персики, и то, что в одном магазине стоит 1400 руб. в другом предлагается за 400 руб. аналогичного качества
  • Комплектация. Некоторые пазлы идут с тюбиком клея в комплекте
  • Хранение собранного изображения. Его можно положить на стол под стекло или оргстекло, проклеить и повесить на стену в рамке для пазла, свернуть в рулон при помощи коврика для пазлов, положить в большой органайзер для пазлов или после любования и фотографирования разобрать.

По поводу качества пазлов разных производителей расскажу о том, с чем сталкивался сам.

Российская компания Степ Пазл производит бюджетные пазлы для начинающих сборщиков. Это обусловлено тем, что в ассортименте присутствует всего несколько пазлов с числом элементов более 3000, а размеры самих элементов варьируются в достаточно больших пределах, что вместе с характером изображений на них, формой выступов и выемок упрощают сборку. Также отмечу относительно большой люфт соединённых элементов и технологичность производства, которое не позволяет изготовить отсутствующий элемент, как говорится в одном из сообщений на форуме. В тысячнике за 260 руб. мне попался только один элемент с отслоившейся подложкой под выступом, но в двухтысячнике за 390 руб. было уже с десяток недорезанных элементов, среди которых попался один, в котором два элемента просто невозможно было отсоединить друг от друга без ипользования ножа. Помимо этого присутствовали недоклеенные и деформированные элементы, которые поставили под сомнение целесообразность склеивания пазла для вставку его в рамку. К счастью, он покупался для стола под стекло, где данные дефекты не будут бросаться в глаза. Эти и другие моменты объясняют то, почему опытные сборщики-эстеты даже не смотрят на стеллаж с пазлами Степ. Преимущества Степ - цена и разнообразие ассортимента, включающий в себя достопримечательности России. Дарить пазлы от Степ пазломану я бы не стал, но, если очень понравилось изображение на каком-то пазле, альтернативы нет и не планируется превращать его в картину, то тысячник для себя взять можно.

Пазлы от Castorland также относятся к бюджетному сегменту, но в тысячнике не заметил ни одного дефектного элемента. Могу также отметить достаточно качественную резку, которая даёт и более плотное соединение элементов по сравнению со Степ. В качестве недорогого подарка пазлы Castorland подойдут весьма неплохо.

Линейка Ravensburger позиционируется как премиум, но попавшийся мне тысячник совершенно не оправдал столь высокого звания. В процессе его сборки обнаружилось больше десятка элементов с недоклееными выступами и прочими дефектами при том, что цена пазла была более чем в 3 раза выше стоимости тысячника от Степ. По одному изделию невозможно судить о качестве всей линейки, и, возможно, попалась какая-то подделка, но определённые выводы на будущее были сделаны.

Если после всего сказанного выше непонятно, какой пазл купить себе или в подарок, выберите универсальный вариант - на 500 или 1000 элементов. Для их сборки подойдёт практиченски любой стол и найдётся немало сборщиков, предпочитающих собирать пазлы на 1000 - 1500 элементов. Интерес здесь состоит в сборке пазла без подглядывания в образец-изображение.

Тысячники также интересны тем, что их размер позволяет собирать их сидя за столом. Пазлы с большим размером собрать полностью сидя не получится и жалательно сразу подумать о том, готовы вы гнуть спину для сборки их стоя.

Для более удобной работы с пазлами продаются специальные принадлежности.

Коврик для пазлов

Представляет собой плотную ворсистую ткань, на которой элементы будут надёжно держаться. Это особенно актуально при использовании небольшого стола.

Рис. 3. Коврик для пазлов.

Коврик также позволяет переносить пазл и компактно хранить его в частично или полностью собранном виде. Для этого он сворачивается в рулон на идущий в комплекте валик. Некоторые коврики имеют разметку границ области изображения для пазлов с разным количеством элементов.

Планшет-органайзер для пазлов

Пластиковый кейс для сборки и хранения пазлов. Имеет отделения для хранения отсортированных элементов и место для хранения нескольких собранных пазлов небольшого размера

Рис. 4. Планшет-органайзер для пазлов.

Сборка пазла производит на входящий в комплект плотный лист карона.

Сортировщик для пазлов - это набор лотков или лоток с перегородками для хранения отсортированных элементов.

Рис. 5. Сортировщик для пазлов.

Рамка для пазла

Представляет собой рамку для размещения собранного пазла на стене. Для размещение небольших пазлов в рамке можно обойтись без склеивания его элементов.

Клей для пазла

Используется для склеивания элементов готового пазла. Его можно наносить на лицевую сторону, но некоторые ценители качества предпочитают наносить его на обратную сторону. Перед склеиванием пазла подумайте, а действительно ли это необходимо? Склеенный пазл не позволит обменяться им с другими сборщиками.

Дополнительные принадлежности для пазлов выбираются исходя из размеров пазла, количества элементов, подходу к сборке пазлов и финансовых возможностей. Стоят принадлежности недёшево, и имеет смысл поискать альтернативы.

Фирменный сортировщик для пазлов из 6 пластмассовых лотков 19*19 см стоит порядка 25$. Выходит по 4$ за лоток. В магазинах продажи офисных принадлежностей можно найти пластмассовые лотки для бумаги (21*31 см) за 70-80 рублей. Можно использовать коробки от пазлов, боксы с выдвижными лотками, пластиковые ящики, ящики-лотки для инструментов (в качестве системы хранения отсортированных элементов), пластиковые лотки (включая кошачьи), недорогие системы хранения, крышки от обувных коробок и даже конфетные коробки.

Фирменный планшет-органайзер стоит 100$. Если приобрести пластиковые подносы размером 40*30 см по 100 руб. за штуку, то их можно будет использовать не только для сортировки и группировки элементов, но и для выкладки фрагментов, что особенно актуально при работе с большими пазлами, когда нет возможности надолго занимать весь стол.

Для сборки лотков и планшетов подойдёт 3-х или 5-ти слойный листовой гофрокартон. Он не столь прочен как пластик, но стоит дешевле и даёт возможность самостоятельно изготавливать тару любой заданной конфигурации. Для хранения пазлов из листа вырезается коробка, а сами собранные пазлы хранятся в конвертах из гофролиста, сложенного пополам и скреплённого по бокам степлерными скрепками. В этом случае небольшие собранные пазлы можно будет хранить вертикально. Гофролист также можно использовать в качестве подложки при склеивании пазла.

При использовании письменного стола с ящиком под столешницей, органайзер можно сделать и в нём.

В случае отсутствия подходящего стола для сборки пазла подойдёт туристический раскладной столик за 500-1000 руб.

Если имеется небольшо стол (или опоры) и много свободного пространства вокруг него, то достаточно будет приобрести лист фанеры нужного размера, который можно будет положить сверху.

Помимо этих принадлежностей рекомендую обзавестись лопаткой для быстрого переноса группы фрагментов. Для этого можно использовать небольшой кусок плотной бумаги. С её помощью можно переносить целые фрагменты пазла и легко стыковать их по сравнению перекладыванием элементов фрагмента вручную.

Использование коврика для пазла (как и других принадлежностей) влияет на технику собирания пазла. Мне больше нравятся скользящие поверхности. Они увеличивают риск падения и потери элементов, но позволяют передвигать фрагменты и использовать контекстную сборку, при которой вокруг собранных фрагментов группируются элементы, предположительно относящиеся к ним. Для защиты элементов от падения со стола на пол сделайте из картона окантовку для столешницы высотой 2-3 сантиметра, скрепив его скотчем или степлером, или сделайте из гофролиста лоток нужного размера..

Если сборка пазлов превратилось в настоящее хобби, то можно подумать и о заказе стола по своему индивидуальному проекту. На одном форуме пазломанов был продемонстрирован вариант стола с четырьмя неглубокими выдвижными ящиками под столешницей, в каждом из которых можно собрать пазл или фрагмент, состоящий из 1000 элементов.

Выбор и подготовка рабочего места

В качестве рабочего места выберите стол, за которым можно комфортно сидеть:

  • Рабочая поверхность должна быть хорошо освещена. Лучшее освещение - дневной свет. Также можно использовать лампы дневного света. Вся рабочая площадь должна быть хорошо освещена без бликов. Настольная лампа без регулировки положения источника света, с основанием большого диаметра и желтым светом является наихудшим вариантом
  • Рабочая поверхность должна быть на несколько сантиметров больше самого изображения во избежание постоянного падения элементов с его краёв
  • Желательно использовать отдельно стоящий стол. Будет проще находить случайно упавшие с него элементы
  • Рабочее место необходимо защитить от внешнего воздействия, которое может привести к разрушению собранных фрагментов - падение различных предметов на них, смахивание одеждой, воздействие ветра, домашних животных и др. После случайного разрушения почти готового пазла не каждый найдёт в себе силы начать работу с самого начала

При сборке многотысячника остро встаёт вопрос с тем, где его раскладывать и куда девать потом. Собирать пазл на полу - занятие не из простых, да и спина не скажет спасибо. А вот стыковка фрагментов и окончательный сбор пазла на полу вполне возможна. Поиск коврика для пазла до 6000 элементов не должен стать проблемой, а вот поиск рамки для пазла может стать проблемой, если он имеет нестандарный размер или состоит из более 4000 элементов. В последнем случае можно обратиться в багетную мастерскую, в которой изготовят рамку нужного размера и качества.

Желательно собирать пазл или его части не на самой столешнице или дне короба, а на листе бумаги. Это заметно упростит всю дальнейшую работу с ним, например, склеивание элементов (не пачкать же столешницу клеем) или перенос в другое место. Подложить под собранный пазл лист бумаги будет весьма непросто или вообще невозможно. Собрали на дне ящика большую часть пазла, а как его перенести на общее изображение? Отсоединять дно ящика или вручную переносить по 4-5 элементов? При использовании бумажной подложки таких вопросов не возникнет. Под подложку собранного пазла можно легко положить другую подложку, если текущая чем-то не устраивает или быстро вытащить её при стыковке частей изображения, расположенных также на подложках.

Если стол нельзя занимать на долгое время (для сборки тысячника может потребоваться неделя и даже больше), то можно использовать коврик, который позволит быстро убрать со стола частично собранный пазл или быстро его развернуть на столе. Более дешевое решение состоит в раскладывании пазла на листе ватмана, который затем можно убрать под стол, кровать, на антресоль, под ковёр и т.п.

Перед работой протрите рабочую поверхность, на которой могут находиться мелкие частички грязи, крошки и др.

После подготовки рабочего места переходим к процессу сборки.

Сборка пазла

Перед составлением пазла желательно продумать стратегию его сборки. Представьте себя в качестве генерала, командующего тысячей элементов: вначале в бой пойдёт элитный отряд элементов с фрагментами синего флага, затем их поддержат элементы с фрагментами корпуса корабля и пушками, а элементы неба пока останутся в резерве и вступят в бой на завершающем этапе работы. Элементы корабля никак не могут закрепиться на указанном рубеже? Поможем им элементами мачт и группой элементов замка, с которыми нужно наладить сообщение, соединив их друг с другом!

Отсутствие стратегии - путь к поражению. А посему познакомимся поближе с тем, с чем нам придётся работать.

Элемент - минимально возможная неделимая единица пазла, представляющая собой кусок картона определённой формы с фрагментом изображения на нём. Элементы можно классифицировать по разным признакам, но среди всего их множества выделяют элементы рамки, которые играют первостепенную роль в определённых случаях. Для удобства работы можно присвоить названия отличающимся по форме элементам. Ниже дан мой вариант обозначения некоторых элементов.

Рис. 6. Условные названия элементов пазла.

Плечо - выступ, образованный выемкой. Например, в элементе “П” на рисунке выше два плеча.

Нога - выступ, образованный двумя соседними выемками элемента. Например, в ”угле” одна нога, в "X" их 4.

Цепочка - однорядная сцепка нескольких элементов. Здесь можно ввести дополнительные определения, удобные в работе: двойка - сцепка из двух элементов, тройка - сцепка из трёх элементов и т.д.

Фрагмент - сцепка элементов, расположенных в два и больше рядов. Присоединили к двойке элемент сбоку - это уже фрагмент, пусть и самый маленький.

Образец - изображение на коробке, по которому собирается пазл.

Место - единичный участок пазла, для которого подбирается соответствующий ему элемент.

Рабочая область - вся область для работы с пазлом. Её можно разделить на следующие области:

  • Сборки пазла
  • Сортировки
  • Группировки
  • Сборки вспомогательных фрагментов

Данные области можно отделить друг от друга или объединить для совместного использования.

Отделение областей позволяет наглядно увидеть то, что и где находится: в области пазла - фрагменты пазла, в области сортировки - отобранные внавал элементы, в области группировки - элементы группы и др. Но такое разделение может значительно уменьшить скорость сборки из-за необходимости выполнения одних и тех же операции повторно. Например, при использовании органайзера пазл собирает на одной его половине, а другая используется для хранения отсортированных элементов. Значит, нужно отсортировать элементы по делениям, а затем каждый раз выкладывать их и группировать, а после завершения работы складывать обратно в отделение. Если площадь стола превышает размер пазла в два и больше раз, стол можно полностью занять на несколько дней и вы не боитесь работать с большим разнообразием элементов, то можно всю работу производить в единой рабочей области . В моём случае это происходит так:

Все элементы из одного пакета (1000 штук) высыпаются на стол или коробку от пазла. Далее производится последовательный переворот всех элементов и группировка их по изображению в разных частях стола. Однотонные и непонятные элементы группируются отдельно, как и элементы рамки. Поначалу производится грубая группировка, так как непонятно, что можно сразу сгруппировать, а для чего достаточно и грубой сортировки. В ходе её выполнения в поле зрения всё чаще будут попадаться элементы, на изображении которых чётко видны одинаковые текстуры или элементы. Они группируются сразу, а однотонные и непонятные элементы можно сортировать в навал, так как они потребуются на завершающем этапе сборки пазла. Элементы крыш группируются отдельно.

После окончания данной операции на столе будет находиться несколько групп, несколько кучек с отсортированными элементами и куча с непонятными и неразложенными элементами. Можно и дальше попробовать пристроить их куда-то, но на это уйдёт дополнительное время и не факт, что они будут отобраны по своим группам. Значит, можно их пока оставить в покое и заняться предварительной подготовкой - сборкой цепочек в группах. Группы элементов на столе никуда не двигаются, и цепочки собираются прямо в них. Постепенно цепочки укрупняются до фрагментов, которые при помощи лопатки позиционируются друг относительно друга.

Кому-то такой подход может показаться слишком сложным и неэффективным, но его преимущества заключаются в том, что, во-первых, несколько операций объединяются в одной (сортировка, группировка и поиск), во-вторых, каждая операция выполняется только 1 раз (с дальнейшим уточнением), и, в-третьих, появляется возможность контекстной сборки при которой вокруг уже собранных фрагментов располагаются элементы, предположительно к ним относящиеся. В этом случае в центральную область зрения попадает сразу несколько фрагментов, с большим количеством похожих на них элементов, что даёт возможность увидеть связь между ними и быстрее их соединять друг с другом. Если внимание слишком сильно рассеивается из-за обилия элементов, то производится более детальная группировка с выносом части элементов из области фрагментов пазла. “А когда собирается рамка?”, - спросите вы. Тогда, когда для этого наступит подходящий момент. Если проще составить цепочку из элементов рамки - собирается она, если проще собрать вывеску для магазина - собирается вывеска, если нужно работать с однотонной областью, то рамка собирается в самом начале. Сверка по образцу на начальном этапе не используется. Это лишняя трата времени и внимания. Яркий столб, вывеска, флаг, окна и другие понятные фрагменты прекрасно собираются без подглядывания в образец.

В процессе работы над пазлами используются разные операции, к основным из которых относятся:

  • Сортировка - отбор элементов по каким-то признакам (цвету, форме, назначению)
  • Группировка - однослойное расположение отобранных элементов рядом друг с другом
  • Упорядочивание - порядное раскладывание элементов группы в определённом порядке
  • Перебор - последовательное прикладывание к выбранному месту всех подходящих для него элементов до получения совпадения
  • Ориентация - поворот всех упорядоченных элементов таким образом, чтобы они были ориентированы в соответствии с местом, что позволит сопоставить форму места форме этих элементов
  • Поиск (элемента или места)
  • Обход - последовательное прикладывание выбранного элемента к нескольким местам похожей формы для поиска совпадения
  • Позиционирование - расположение элемента, цепочки или фрагмента в заданном месте пазла согласно образцу

Для чего всё так усложнять и детализировать? В процессе общения на тему сборки пазлов зачастую ограничиваются общим понятием сортировки элементов, которая ускоряет сборку пазла и является необходимой операцией при сборке многоэлементных пазлов. Это понятно, но что конкретно понимается под сортировкой? Одни понимают это как распределение элементов по лоткам, другие - по кучкам на столе, третьи - как однослойную группировку по рядам или смешанным образом, четвёртые - отбор элементов по цвету и т.д. Для устранения данной неоднозначности можно либо уточнять понятие сортировки, либо ввести в оборот новые определения, что мы и сделали.

Степень эффективности каждой операций зависит от многих факторов, включая возможности рабочего места и характеристики пазла. Чем больше элементов в пазле и чем он сложнее, тем тщательнее нужно производить подготовку, выбирать и выполнять операции, и тем больше времени на это требуется. При их выполнении нужно следить за балансом между практической необходимостью, затрачиваемыми усилиями, временем и результатом. Слишком детальное выполнение одной операции приведёт к напрасной трате усилий и времени в других, как и слишком поверхностное её выполнение. В пазле используется много элементов, и легко может получиться так, что после выполнения одной операции придётся осуществлять проcто огромный объём повторных и ненужных операций при каждом очередном подходе к пазлу, которых можно было бы избежать. В результате сбор трёхтысячника может растянуться на многие месяцы. Простой пример - хранение отсортированных элементов в пакетах, сложенных в коробку. Коробка занимает крайне мало места, но представьте себе объём работы, который нужно будет выполнять каждый раз - достать и развязать десяток пакетов с элементами, высыпать элементы из них на стол, сгруппировать их, после работы все элементы распределить обратно по пакетам, завязать их и положить обратно в коробку.

Сортировка

Данная операция заключается в отборе элементов по схожим признакам - цвету, текстуре, характеру изображения и др. Благодаря этому можно спланировать поэтапный сбор пазла и значительно уменьшить количество элементов для текущей работы при составлении многотысячного пазла. Если вначале собирается город, то элементы неба можно отложить в сторону, чтобы они не занимали место и не отвлекали внимание. Отбор элементов для хранения можно производить в различные ёмкости - лотки, ящики, мешочки и др.

На начальном этапе достаточно произвести грубую сортировку. Она будет особенно эффективна для однотипных элементов, занимающих большие площади на изображении. Например, если листва занимает половину изображения пейзажа, то отбор её в лоток позволит в два раза сократить количество элементов.

Сортировка с отбором в ёмкость имеет преимущество в возможности компактного хранения элементов. К недостаткам сортировки элементов в навал относится необходимость повторного их выкладывания и группировки. Высыпали из лотка, разложили, собрали сколько получилось - засыпали в лоток обратно.

Если планируется собрать небольшой пазл быстро, то сортировку объединяют с группировкой.

Группировка

Эта операция требует большой площади для расположения всех элементов группы в один слой картинкой вверх. Группировка будет эффективна при работе с небольшим количеством элементов (20 - 50 шт.) с уникальным и хорошо читаемым изображением. Поначалу будет непонятно, что группировать, но через некоторое время на глаза будут попадаться элементы с изображением одной и той же текстуры крыши или кирпичной кладки, которые сразу можно группировать отдельно. Это в дальнейшем поможет сразу перейти к составлению цепочек и фрагментов.

Группировка, как и сортировка, относятся к подготовительному этапу сборки пазла. На большой рабочей площади размещайте сразу несколько групп.

Группировка не эффективна при работе с однотонными или однотипными элементами. В этом случае используют самую мощную, но самую долгую и затратную операцию - перебор.

Перебор

При помощи этой операции можно собрать пазл любого уровня сложности. Её эффективность увеличивается с уменьшение числа перебираемых элементов и выполнять её лучше в самом конце сбора пазла, когда остаётся наименьшее количество элементов. Если изображение состоит из нескольких областей, похожих по цвету и фактуре, но располагающихся в разных его частях, то, на мой взгляд, лучше собирать их в порядке увеличения размера несобранных областей при прочих равных условиях. Что вам доставит больше удовлетворения, за пару часов полностью закрыть небольшую область или немного уменьшить большую?

Эффективность перебора напрямую зависит от качества выполнения другой операции - упорядочивания.

Упорядочивание

При выполнении этой операции расходуется больше всего рабочей площади, которое требуется для однослойного и порядного расположения элементов в заданном порядке. При этом на первый план выходит группировка элементов по форме. Сначала располагаем “кирпичи”, далее ”мишени”, затем ”углы”, Н-элементы и т.д. Упорядочивание по форме помогает отфильтровывать типы элементов, которые не подходят к заданному месту фрагмента. Если, например, фрагмент даёт место в виде угла с выемками в его сторонах, то, очевидно, Н-элементы с противоположно расположенными выступами для него не подойдут и их можно сразу убрать из рассмотрения.

Готовые фрагменты пазла будут предлагать большое количество мест, для которых нужно найти элементы. Есть ли разница, с какого места начать работу? Есть! Старайтесь выбирать те места, которые либо явно указывают на вид ноги, плеча или выемки, либо позволяют отфильтровать наибольшее количество элементов. Например, если в пазле нужно закрыть 10 мест, среди которых есть одно сердцевидной формы, то начните с него. Перебор элементов с сердцевидной ногой выполняется проще H-элементов, которые ещё придётся переворачивать при подборе по месту.

Общее количество H-элементов больше остальных и в первую очередь следует отфильтровывать именно их, выбирая места, для которых они не подходят.

Ориентация

Применяется для уменьшения количества перебираемых элементов. Упорядоченные элементы не всегда ориентированы так, как место на фрагменте, и их поворот в нужную сторону поможет нагляднее увидеть, насколько каждый элемент выборки подходит по форме месту. Среди пазломанов есть те, кто тратит немало времени на поиск закономерностей в расположении элементов пазлов разных производителей и нюансы в формах элементов, но мне вполне хватает зрительной памяти, анализа, теории вероятности и интуиции.

Поиск

С одной из разновидностей поиска элемента - перебором, мы познакомились ранее, а теперь рассмотрим два других - поиск элемента и поиск места. Они используются при работе с уникальными и хорошо читаемыми изображениями.

Необходимость поиска элемента возникает в том случае, когда имеется достаточно данных о том, что нужно искать. Например, есть элемент с изображением одной части окна или столба и нужно найти оставшиеся части, либо найти элемент, закрывающий место внутри собранного фрагмента. В последнем случае возникает желание найти его во что бы то ни стало и закрыть вопрос, но с опытом на такие мелочи перестаёшь обращать внимание. Через некоторое время количество оставшихся элементов уменьшится, и он обязательно попадётся в поле зрения без необходимости прилагать для этого усилия.
Поиск элемента хорошо работает при составлении цепочек в группах, поиске элементов с прямыми и наклонными линиями, уникальными и хорошо читаемыми текстурами.
Поиск места помогает решить обратную задачу - определение места установки выбранного элемента. Для этого сначала производится поиск местоположения данного элемента на образце, а затем, в случае успеха, элемент устанавливается в соответствующее место пазла. Если вы собираете пазл в отдельной области с выложенной рамкой, то элемент можно установить внутри неё достаточно точно. Мне нравится собирать тысячники в единой рабочей области (подробнее об этом подходе далее) и достаточно относительного позиционирования найденного места - где-то левее и выше чего-то на уже собранном фрагменте (рамки может и не быть).

С чего начать сборку?

Сборку начинают с того, что собирается проще всего - рамка или уникальные и хорошо различимые по цвету и текстуре фрагменты.

Если вы произвели группировку элементов, то логично начать с составления двоек и троек. Работайте сразу с несколькими группами. Это может показаться распылением внимания и напрасной тратой времени, но у данного подхода есть весомое преимущество - независимость от точности группировки элементов. На практике не получится в точности сгруппировать все элементы, и может получиться так, что нужный элемент находится где-то в другом месте. За то время, что будет потрачено на его поиск, можно без труда составить 10-20 цепочек из элементов в разных группах. Эффективнее работать сразу с несколькими фрагментами (за редким исключением), а не упираться в выкладку одного.

Если группировка элементов не производилась (по причине нехватки места или её неэффективности применительно к данному случаю) сборку начинают с неполной или полной выкладки рамки (если для неё есть место). В качественных пазлах элементы можно подобрать и по одной стороне, которую даст рамка, но при сборке двумерных фрагментов будет две или три стороны, что повысит скорость и точность подбора элементов по ним.

Выкладка полной рамки увеличивает эффективность использования операции поиска места. Без рамки не обойтись при выкладке однотонного изображения. Если совершенно непонятно, с чего начинать сборку пазла, то начните с рамки. Часто объекты переднего плана примыкают к рамке, выкладка которой поможет начать их сборку.

Сборка фрагментов, состоящая из однотонных и трудноразличимых однородных текстур

Здесь очень важно изначально правильно настроиться на трудоёмкую работу и выделить хотя бы по часу на каждый подход. Это будет эффективнее по сравнению с вариантом, когда в течение месяца уделяется по 15 минут в день, а в конце возникает вопрос, почему пазл так и не удалось собрать. Сборка данныхы областей может стать причиной того, что пазл так и не будет собран до конца, что можно узнать из сообщений разных сборщиков. Включите фоновую музыку, радио или займите себя разговором с кем-то, чтобы отвлечь часть внимания от сборки и не попасть в ситуацию перегрузки, когда сборка неба окончательно выведет из себя и захочется только одного - бросить всё. Возможно, в случае пазла это не столь страшно, но в жизни часто приходится выполнять простую, но скучную и монотонную работу, перегорание на которой приведёт к более печальным последствиям и расстройствам.

Скорость и эффективность выкладки таких областей зависит от количества оставшихся элементов и качества выполнения операции упорядочивания, в ходе которой нужно по рядам сгруппировать элементы с учётом:

  • Цвета
  • Характера изображения на них
  • Количества выступов и выемок
  • Размера
  • Форме выступов и др.

Чем детальнее произведено упорядочивание, тем быстрее и проще будет происходить перебор элементов. Например, если фрагмент даёт угловое место с отверстием в каждой его стороне, то, очевидно, Н-образные элементы с двумя выступами на противоположных сторонах не подойдут и можно сразу убрать их из рассмотрения. Старайтесь в первую очередь закрывать те места пазла, которые помогают отфильтровать наибольшее число элементов или уменьшить количество перебираемых вариантов.

При переборе можно использовать операцию обхода, когда выбранный элемент поочерёдно прикладывается к нескольким местам для поиска совпадения. Предположим, участок неба даёт 3 места одинаковой формы. Проще поочерёдно приложить выбранный элемент к ним, чем перебирать элементы для каждого места по отдельности.

Для увеличения скорости перебора берите сразу по два элемента (по одному элементу в каждую руку). В этом случае сначала к месту прикладывается один элемент, а затем другой. Ещё больше увеличить скорость можно при одновременной работе с двумя элементами и двумя местами. Проверили все варианты, поменяли местами элемены и опять проверили все варианты.

Часто будет возникать ситуация, когда форма места говорит о том, что один и тот же элемент может быть установлен в него в несколькихз разных положениях. В самом неблагоприятном случае придётся проверить четыре положения элемента, поворачивая его каждый раз на 90 градусов. Выполниь поворот элемента пальцами ведушей рукой несложно, но важно научиться одновременно поворачивать элементы в каждой руке, что как раз и позволит одновременно работать с двумя местами для увеличения скорости перебора.

Перебор элементов можно производить как с оценкой соответствия формы места форме элементов, так и без неё. Второй вариант проще, так нужно просто прикладывать элементы, но первый позволяет сократить перебор, особенно в тех случаях, когда место имеет форму, под которую подходит всего несколько элементов. Нет смысла перебирать все элементы данного типа, если форма места указывает на элемент с очень тонким плечом или огромной сердцевидной ногой.

Сборка многотысячных пазлов

Чем больше элементов входит в пазл, тем тщательнее необходимо производить подготовительную работу и его сборку. Недоработка одной операции может привести к необходимости выполнения очень большого объема лишней работы. Если при сборке тысячника на первом этапе достаточно ограничиться грубой сортировкой, то здесь эта операция является одной из ключевых, требует повышенного внимания и много времени (несколько часов).

После сортировки и группировки количество отобранных элементов может быть достаточно большим. Чтобы каждый раз не высыпать элементы из лотков и пакетов, не группировать их на столе и после окончания работы не засыпать обратно в лоткам и пакеты, можно работу по группировке и сборке фрагментов производить на вспомогательных поверхностях, например, на подносах. В процессе сортировки элементы с непонятными и однотонными изображениями отбираются в лотки, а элементы с похожей текстурой и изображением сразу группируются по подносам. Это потребует немало места, но избавит от необходимости выполнения повторных операций, так как элементы группы и собранные из них цепочки и фрагменты будут храниться в подносах, без необходимости их постоянного перекладывания и группировки. Положили на стол несколько подносов и можно сразу приступать к работе. После работы подносы быстро складываются в стопку для компактного хранения.

Для ещё более комфортной работы с подносами можно приобрести тележку для подносов. Стоят они прилично, но зато позволят вытаскивать и вставлять подносы независимо друг от друга.

Для сборки огромных пазлов подносы уже не подойдут и нужно будет снова думать о том, где их собирать и как хранить отсортированные элементы. На ум приходят стеллажи с выдвижными ящиками, системы складского хранения, большие производственные столы и др. Здесь имеет использовать несколько съёмных ящиков большого размера для сбора фрагментов и хранения элементов в них. При использовании стеллажа можно обойтись вообще без стола на этапе сборки отдельных частей изображения: включается свет, выдвигается ящик, ставится стул и начинается сборка. Стол потребуется для соединения частей в единое изображение, если для этого не используется пол. Для быстрого вытаскивания собраной части из ящика его дно из оргалита можно сделать также выдвижным: части собираются на листе бумаги, после сборки дно ящика выдвигается, а бумага вытаскивается из-под собранного изображения.

Итак, пазл собран, а что делать с ним дальше? Дополнительно к перечисленным в руководстве вариантам могу порекомендовать обмен или продажу пазла через соцсети или специализированные сайты. Ещё более интересен обмен пазлами вслепую без предоставления оригинального образца-изображения. Сборщик не знает то, что он собирает. Единственное, нужно позаботиться о том, чтобы не получить то, что уже когда-то собирал.

За рамками данного руководства осталось немало вопросов, но думаю, что после его прочтения вы сможете более уверенно чувствовать себя при работе и с другими видами пазлов.

Я люблю собирать пазлы. Очень хочется сказать: "с детства", но не могу. В моем детстве таких замечательных головоломок еще не было.

Для меня сборка пазлов - не просто одно из самых любимых занятий. Это почти страсть. Даже несмотря на то, что свободного времени может быть не так много, но если на полу лежит очередная полуготовая картина, время я все равно найду. Иногда даже ночью. Потому что для меня это не только любимый вид отдыха, но и почти медитация.

Если удается отвести любимому занятию всего пару часов в день - польза от этого неимоверная.

Во-первых, очень успокаивает. Во-вторых, настолько проясняется в голове, что решение всех рабочих или домашних проблем становится очевидным. Главное, стараться не думать о них в самом процессе сборки:).


Мы стараемся на каждый Новый Год покупать новые пазлы, чтобы было чем заняться в зимние каникулы - вот где настоящий кладезь свободного времени.

Картины, состоящие менее чем из 1000 деталек, всем членам нашей семьи собирать уже не интересно, а за несколько лет пазломании у нас сложилась собственная система сборки пазлов.

Это только небольшая часть семейной коллекции. Кстати, это наш любимый попугайчик Бибик, который тоже обожает пазлы. Наверное, вы уже догадались, что именно поэтому верхняя коробка обернута в полиэтилен. 🙂

Одно из главных преимуществ сборки пазлов - их можно собирать как одному, так и вместе с семьей или друзьями. Главное, чтобы всем присутствующим нравилось то, что они делают.

Как собирать пазлы из 1000-3000 деталей?

Подготовительный этап. Сортировка

Высыпаем все детали в одну коробку и начинаем сортировать. Все зависит от того, что изображено на исходной картинке. Крайние кусочки, из которых будет состоять рамка, в одну коробочку (можно взять просто полиэтиленовые мешочки) , детали зданий - в другую, цветы - в третью, деревья - в четвертую, небо - в пятую.

Кроме этого, в специальные коробочки мы отдельно откладываем пограничные детальки, на которых изображены границы между лесом и небом, цветами и асфальтом, водой и сушей и т.д. Такой метод вычислен опытным путем (особенно большое преимущество дает сортировка именно пограничных деталек - от них можно отталкиваться в обе стороны). Когда все отсортировано, можно приступать.

Рамка.

Самый легкий путь не затянуть процесс сбора пазлов на несколько месяцев - начать работу с выстраивания рамки - к ней будет гораздо проще присоединять остальные фрагменты.

Когда рамка готова, то продолжать можно с любого места, которое кажется наиболее привлекательным. Мы обычно начинаем снизу или с краев и продвигаемся к центру.

Верх на большинстве пазлов - это небо, а однотонное небо, пусть даже и с облаками, - обычно самая трудная часть, поэтому его собираем в самую последнюю очередь.

Вставка последнего пазла - самое долгожданное, самое радостное и одновременно самое грустно событие. Радостное, потому что опять все получилось, мы справились и можем собой гордиться, а грустное, потому что этот захватывающий и увлекательный процесс так быстро закончился.

Хотя, честно говоря, быстро бывает не всегда. Картину из 3000 деталей с изображением вот этого уголка Венского парка мы собирали почти 3 недели.

Очень важно в процессе сортировки и сборки не потерять ни одной детали, ведь будет очень обидно, если после такой кропотливой и трудоемкой работы, в картине останется хоть одна дырка.

Что делать с уже собранными пазлами?

Можно склеить и повесить на стену, можно подарить друзьям, а можно... разобрать по частям и сложить обратно в коробку.

И напоследок.

Да, для того, чтобы собрать картинку даже из 500 штук нужно довольно много свободного времени. Если вы готовы потратить его именно так, то вы можете быть уверены, что тратите его не зря, а вкладываете это время в себя.

Ведь собирать пазлы из большого количества деталей не только интересно, но и полезно - активизируется деятельность мозга, развивается пространственное мышление, внимание, усидчивость, настойчивость и терпение.

Чем труднее была картинка с пазлами, тем сильнее будет ваша радость от того, что у вас хватило всех вышеперечисленных качеств на то, чтобы ее собрать. А значит, вы стали умнее, сильнее и увереннее в себе.

И с пользой потратили свое свободное время.

Успехов в пазлособирательстве!