Почему бенгальские огни называютя бенгальскими?Откуда они родом? Из чего делают бенгальские огни Почему огонь бенгальский

Горение бенгальского огня


Бенгальские огни — незаменимый атрибут Нового Года. Но почему бенгальские огни так называются? Из чего сделаны бенгальские огни, какой у них состав и как сделать их в домашних условиях? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Все бенгальские огни имеют в своем составе топливо, окислитель, металлический порошок (для искр), горючий клей и стержень для всей массы. Чаще всего состав бенгальских огней следующий:

  • в качестве горючего используется порошок алюминия или магния,
  • как окислитель используется нитрат бария (бариевая селитра),
  • как связывающее вещество используется декстрин или крахмал,
  • для образования искр используется оксидированные железные и стальные опилки,
  • в качестве основы для горючей смеси используется металлическая проволока.

Почему бенгальские огни так называются?

Я уверен многие из вас задумывались почему бенгальские огни так называются. Почему именно бенгальские? Название происходит от провинции Бенгалия, которая расположена в Индии.

В этой провинции впервые был применен похожий состав в качестве сигнализации. После этого и пошло название бенгальский огонь, т.е. огонь из Бенгалии.

Как сделать бенгальские огни в домашних условиях

В книге Г.А. Платова «Пиротехник. Искусство изготовления фейерверков» описано несколько составов для самостоятельного изготовления бенгальских огней. Как видно ниже — основные компоненты не меняются, меняется только горючее:

  1. 50% — нитрат бария
  2. 30% — стальные или чугунные вороненые опилки
  3. 13% — декстрин
  4. 7% — алюминиевая пудра или магниевый порошок или порошок алюминиево-магниевый (ПАМ) №4.

Нитрат бария чаще всего можно приобрести только в специализированных химических магазинах, поэтому ниже предложен вариант самостоятельного изготовления бенгальских огней без использования нитрата бария.

Внимание! В составе для самостоятельного изготовления бенгальских огней, который предложен ниже, присутствует сера, поэтому их использование в помещениях запрещено!

Для изготовления 15 бенгальских огней вам потребуется:

  • 10 гр чугунных или стальных опилок (от металла зависит цвет искр)
  • 10 гр алюминиевого пороха (50% калиевой селитры, 35% алюминиевой пудры и 15% серы необходимо перемешать между собой и и тщательно перетереть)
  • 4 гр декстрина (декстрин получается из крахмала путем запекания его при температуре 200 градусов в течение 90 минут, например в духовке)
  • Стальная проволока диаметром 1 мм.

Этапы домашнего производства:

  1. В начале изготовления домашних бенгальских огней необходимо нарезать стальную проволоку на отрезки нужной длины. С одной стороны проволоки необходимо сделать крючок (он нужен чтобы подвешивать бенгальские огни для сушки).

    Использование медной и алюминиевой проволоки запрещено, т.к. температура горения превышает 1000 градусов и проволока расплавится.

  2. Смешиваем все компоненты добавляя немного воды или спирта, чтобы довести консистенцию смеси до более-менее густого состояния (как сгущенка).
  3. В полученную смесь макаем отрезки стальной проволоки и сушим около 15-20 минут, повторяем процедуру 5-6 раз.

    Для этих целей хорошо подойдет пробирка, но если у вас ее нет, то можно наносить состав на проволоку кисточкой.

Как видите, сделать бенгальские огни дома не так сложно, как может показаться на первый взгляд, но важно помнить про правила безопасности при использовании огня в помещениях и на улице.

Как зажигать бенгальские огни

Некоторые изготовители наносят на окончание бенгальской свечи специальную легко воспламеняемую головку (почти как головку спички), чтобы облегчить ее поджигание.


Чтобы быстро зажечь бенгальский огонь лучше использовать другой, уже зажженный, т.к. температура горения превышает 1000 градусов.

Не стоит пробовать зажигать бенгальские свечи от сигареты во рту — это может привести к плохим последствиям.

Сколько себя помню, еще в детстве родители покупали на Новый год бенгальские огни. То же я сейчас делаю своим детям. Интересно, а почему у них такое название?
Бенгальские огни! Это наверное самое безопасное развлечение в новогодние праздники для всех поколений. Но откуда же произошли те самые огни?

Свое название бенгальские огни получили благодаря древним индийским мастерам, жившим в Бенгалии. Они изобрели смесь веществ, которая при сжигании сопровождается разбрасыванием сверкающих искр, которые могут быть как белыми, так и цветными. Бенгальские огни широко распространились по всему миру и стали неотъемлемой частью любого праздника.

В древней Индии в храмах во время религиозных церемоний вспыхивал и быстро погасал огонь необычной яркости, и при этом по храму могли распространяться различные запахи. Все зависело от типа церемонии:

Приятные ароматы - "благостное дыхание" (вероятнее всего в составе бенгальского огня присутствовала канифоль)

Отвратительные запахи - "запах зла" (в смеси при этом присутствовала сера).

Пламенные составы часто использовались священнослужителями в различных церемониях, и это способствовало совершенствованию их состава и продлению времени горения. Вскоре стали известны составы цветного огня: желтого голубого, зеленого. А затем появились первые бенгальские огни, которые представляли собой бамбуковые трубки, наполненные составом бенгальского огня. При сжигании они образовывали снопы искр и издавали треск. Такие огни часто использовались для передачи сигналов на дальние расстояния.

В будущем, после открытия торговых путей между Индией и Европой бенгальские огни сразу стали развлечением для многих.

История возникновения бенгальского огня уходит корнями в древнюю Индию. именно в Бенгалии в 5-6 в. н. э. во время религиозных церемоний в храмах на жертвенниках вспыхивал и быстро сгорал огонь необычной яркости. при этом в зависимости от пожеланий священнослужителей и типа церемонии «пахло злом» (вероятно состав содержал порошок серы, которая при горении образует сернистый газ), либо по храму разливалось «благостное дыхание» (вероятно в этом случае вместо серы в составе бенгальского огня использовалась канифоль). высокая эффективность действа в силу обожествления народами огня и света стимулировали быстрое развитие использования пламенных составов, совершенствования их рецептуры священнослужителями. к началу 8 века уже были известны составы цветного огня - голубого, зеленого, желтого. появились способы удлинения времени горения. для этого составом бенгальского огня наполняли полые сухие стебли растений, трубки, скрученные из сушеных, широких листьев. эти первые бенгальские свечи уже не только давали яркое пламя, их горение еще сопровождалось характерным треском. в народном быту восточных славян примерно в эти же годы имели место «огненные потехи», которые устраивались с использованием плауна. плаун или ликоподий, стелющееся по земле вечнозеленое травянистое, кажущееся мхом, растение. его зрелые сухие споры при зажигании дают мгновенную молниеобразную вспышку без дыма. пламя плауна изумительно, очень весело смотреть на него, особенно когда его бросают ночью или впотьмах. чтобы получился сильный шум, примешивают высушенную и превращенную в порошок березовую листву. свойство порошка плауна такое, что он загорается лишь будучи рассеян в воздухе над пламенем; в иных случаях он не горит, даже если в него сунуть зажженный фитиль или насыпать на горящие угли. в отличие от плауна, свежий состав бенгальского огня вспыхивает мгновенно от любого источника пламени. именно по этой причине его использование гораздо проще. поэтому, практически с момента открытия торговых путей между Европой и Индией, бенгальские огни пришли в Европу. в Европе бенгальский огонь сразу стал предметом развлечения. с его помощью, используя составы цветного огня, рисовались огненные картины, украшались и освещались сцены и декорации. именно в Европе (по данным испанского исследователя Бертрано Люенго - в Валенсии) впервые появляются бенгальские факела и составы для помещений. следующим этапом на пути к сегодняшним, привычным для нас бенгальским свечам было появление рецептов искристого огня в 6-7 веках. эффект достигался за счет добавления в пламенные составы бенгальского огня железной окалины, дробленного чугуна, а позднее порошка магния. таким образом, бенгальский огонь развивался в двух направлениях - как пламенный и как искристый. пламенные составы обычно снаряжаются в бумажные гильзы, искристые наносятся в несколько слоев на деревянные палочки или металлическую проволоку. достаточно популярны, особенно в Европе, бенгальские факела. изделия выпускаются разных цветов (красный, зеленый, синий, белый, желтый), разных размеров (длиной от 20 см до 100 см), разного назначения (уличные и малодымные для помещений). бенгальские факела в 18-19 веках были непременным атрибутом всех фейерверочных представлений. они использовались для поджига изделий и во всех ситуациях, где нужно было внезапно осветить цветным светом большую площадь сцены или декораций. русский пиротехник профессор Петров рекомендовал для изготовления пламенных бенгальских свечей «гильзы из писчей бумаги в 3 оборота, 20 мм поперечного сечения и 35 см длины. в гильзу кладут глины на 5 см и затем наполняют пламенным составом бенгальского огня, слегка утрамбовывая…» такая свеча сгорает вместе с гильзой, поэтому держать в руках ее не возможно. однако эти свечи, закрепленные по контуру рисунка, за счет ровного, яркого пламени дают чудесную «огненную картину».

История возникновения бенгальского огня уходит корнями в древнюю Индию. Именно в Бенгалии, как свидетельствуют историки, в 5-6 в. н. э. во время религиозных церемоний в храмах на жертвенниках вспыхивал и быстро сгорал огонь необычной яркости. При этом в зависимости от пожеланий священнослужителей и типа церемонии «пахло злом» (вероятно состав содержал порошок серы, которая при горении образует сернистый газ), либо по храму разливалось «благостное дыхание» (вероятно в этом случае вместо серы в составе бенгальского огня использовалась канифоль).

Высокая эффективность действа в силу обожествления народами огня и света стимулировали быстрое развитие использования пламенных составов, совершенствования их рецептуры священнослужителями. К началу 8 века уже были известны составы цветного огня - голубого, зеленого, желтого. Появились способы удлинения времени горения. Для этого составом бенгальского огня наполняли полые сухие стебли растений, трубки, скрученные из сушеных, широких листьев. Эти первые бенгальские свечи уже не только давали яркое пламя, их горение еще сопровождалось характерным треском.

В народном быту восточных славян примерно в эти же годы имели место «огненные потехи», которые устраивались с использованием плауна. Плаун или ликоподий, стелющееся по земле вечнозеленое травянистое, кажущееся мхом, растение. Его зрелые сухие споры при зажигании дают мгновенную молниеобразную вспышку без дыма. Пламя плауна изумительно, очень весело смотреть на него, особенно когда его бросают ночью или в потьмах. Чтобы получился сильный шум, примешивают высушенную и превращенную в порошок березовую листву.

Именно в Европе (по данным испанского исследователя Бертрано Люенго - в Валенсии) впервые появляются бенгальские факела и составы для помещений. Следующим этапом на пути к сегодняшним, привычным для нас бенгальским свечам было появление рецептов искристого огня в 6-7 веках. Эффект достигался за счет добавления в пламенные составы бенгальского огня железной окалины, дробленного чугуна, а позднее порошка магния.

Таким образом, бенгальский огонь развивался в двух направлениях - как пламенный и как искристый. Пламенные составы обычно снаряжаются в бумажные гильзы, искристые наносятся в несколько слоев на деревянные палочки или металлическую проволоку.
Русский пиротехник профессор Петров рекомендовал для изготовления пламенных бенгальских свечей «гильзы из писчей бумаги в 3 оборота, 20 мм поперечного сечения и 35 см длины. В гильзу кладут глины на 5 см и затем наполняют пламенным составом бенгальского огня, слегка утрамбовывая…» Такая свеча сгорает вместе с гильзой, поэтому держать в руках ее не возможно. Однако эти свечи, закрепленные по контуру рисунка, за счет ровного, яркого пламени дают чудесную «огненную картину». Если при изготовлении гильзы намотать ее на деревянную палочку на 5-7 см длины, то мы получим пламенную бенгальскую свечу, которую удобно держать в руках. Практически в неизменном виде эти изделия дошли до наших дней. Основными производителями таких свечей являются Китай, Индия, Япония.

Современное название этих изделий - триумфальные свечи. Изделия практически бездымные, с успехом могут использоваться в помещениях. При этом выпускаются как отдельные свечи, так и комбинированные настольные игрушки. Это настольная фигура, составленная из трех и более свечей, установленных в подставку и стянутых в напряженном состоянии верхней части. При поджигании изделия свечи расправляются и образуют многолучевую горящую композицию.

Достаточно популярны, особенно в Европе, бенгальские факела. Изделия выпускаются разных цветов (красный, зеленый, синий, белый, желтый), разных размеров (длиной от 20 см до 100 см), разного назначения (уличные и малодымные для помещений). Бенгальские факела в 18-19 веках были непременным атрибутом всех фейерверочных представлений. Они использовались для поджига изделий и во всех ситуациях, где нужно было внезапно осветить цветным светом большую площадь сцены или декораций.

История возникновения бенгальского огня уходит корнями в древнюю Индию. Именно в Бенгалии, как свидетельствуют историки, в 5-6 в. н. э. во время религиозных церемоний в храмах на жертвенниках вспыхивал и быстро сгорал огонь необычной яркости. При этом в зависимости от пожеланий священнослужителей и типа церемонии «пахло злом» (вероятно состав содержал порошок серы, которая при горении образует сернистый газ), либо по храму разливалось «благостное дыхание» (вероятно в этом случае вместо серы в составе бенгальского огня использовалась канифоль). Высокая эффективность действа в силу обожествления народами огня и света стимулировали быстрое развитие использования пламенных составов, совершенствования их рецептуры священнослужителями. К началу 8 века уже были известны составы цветного огня – голубого, зеленого, желтого. Появились способы удлинения времени горения. Для этого составом бенгальского огня наполняли полые сухие стебли растений, трубки, скрученные из сушеных, широких листьев. Эти первые бенгальские свечи уже не только давали яркое пламя, их горение еще сопровождалось характерным треском. В народном быту восточных славян примерно в эти же годы имели место «огненные потехи», которые устраивались с использованием плауна. Плаун или ликоподий, стелющееся по земле вечнозеленое травянистое, кажущееся мхом, растение. Его зрелые сухие споры при зажигании дают мгновенную молниеобразную вспышку без дыма. Пламя плауна изумительно, очень весело смотреть на него, особенно когда его бросают ночью или впотьмах. Чтобы получился сильный шум, примешивают высушенную и превращенную в порошок березовую листву. Свойство порошка плауна такое, что он загорается лишь будучи рассеян в воздухе над пламенем; в иных случаях он не горит, даже если в него сунуть зажженный фитиль или насыпать на горящие угли.

В отличие от плауна, свежий состав бенгальского огня вспыхивает мгновенно от любого источника пламени. Именно по этой причине его использование гораздо проще. Поэтому, практически с момента открытия торговых путей между Европой и Индией, бенгальские огни пришли в Европу. В Европе бенгальский огонь сразу стал предметом развлечения. С его помощью, используя составы цветного огня, рисовались огненные картины, украшались и освещались сцены и декорации. Именно в Европе (по данным испанского исследователя Бертрано Люенго – в Валенсии) впервые появляются бенгальские факела и составы для помещений. Следующим этапом на пути к сегодняшним, привычным для нас бенгальским свечам было появление рецептов искристого огня в 6-7 веках. Эффект достигался за счет добавления в пламенные составы бенгальского огня железной окалины, дробленного чугуна, а позднее порошка магния. Таким образом, бенгальский огонь развивался в двух направлениях – как пламенный и как искристый. Пламенные составы обычно снаряжаются в бумажные гильзы, искристые наносятся в несколько слоев на деревянные палочки или металлическую проволоку.

Русский пиротехник профессор Петров рекомендовал для изготовления пламенных бенгальских свечей «гильзы из писчей бумаги в 3 оборота, 20 мм поперечного сечения и 35 см длины. В гильзу кладут глины на 5 см и затем наполняют пламенным составом бенгальского огня, слегка утрамбовывая…» Такая свеча сгорает вместе с гильзой, поэтому держать в руках ее не возможно. Однако эти свечи, закрепленные по контуру рисунка, за счет ровного, яркого пламени дают чудесную «огненную картину». Если при изготовлении гильзы намотать ее на деревянную палочку на 5-7 см длины, то мы получим пламенную бенгальскую свечу, которую удобно держать в руках. Практически в неизменном виде эти изделия дошли до наших дней. Основными производителями таких свечей являются Китай, Индия, Япония. Современное название этих изделий – триумфальные свечи. Изделия практически бездымные, с успехом могут использоваться в помещениях. При этом выпускаются как отдельные свечи, так и комбинированные настольные игрушки. Это настольная фигура, составленная из трех и более свечей, установленных в подставку и стянутых в напряженном состоянии верхней части. При поджигании изделия свечи расправляются и образуют многолучевую горящую композицию.

Почему бенгальские огни называютя бенгальскими?Откуда они родом?

история возникновения бенгальского огня уходит корнями в древнюю Индию. именно в Бенгалии в 5-6 в. н. э. во время религиозных церемоний в храмах на жертвенниках вспыхивал и быстро сгорал огонь необычной яркости. при этом в зависимости от пожеланий священнослужителей и типа церемонии «пахло злом» (вероятно состав содержал порошок серы, которая при горении образует сернистый газ), либо по храму разливалось «благостное дыхание» (вероятно в этом случае вместо серы в составе бенгальского огня использовалась канифоль).
высокая эффективность действа в силу обожествления народами огня и света стимулировали быстрое развитие использования пламенных составов, совершенствования их рецептуры священнослужителями. к началу 8 века уже были известны составы цветного огня – голубого, зеленого, желтого. появились способы удлинения времени горения. для этого составом бенгальского огня наполняли полые сухие стебли растений, трубки, скрученные из сушеных, широких листьев. эти первые бенгальские свечи уже не только давали яркое пламя, их горение еще сопровождалось характерным треском.
в народном быту восточных славян примерно в эти же годы имели место «огненные потехи», которые устраивались с использованием плауна. плаун или ликоподий, стелющееся по земле вечнозеленое травянистое, кажущееся мхом, растение. его зрелые сухие споры при зажигании дают мгновенную молниеобразную вспышку без дыма. пламя плауна изумительно, очень весело смотреть на него, особенно когда его бросают ночью или впотьмах. чтобы получился сильный шум, примешивают высушенную и превращенную в порошок березовую листву.
свойство порошка плауна такое, что он загорается лишь будучи рассеян в воздухе над пламенем; в иных случаях он не горит, даже если в него сунуть зажженный фитиль или насыпать на горящие угли.
в отличие от плауна, свежий состав бенгальского огня вспыхивает мгновенно от любого источника пламени. именно по этой причине его использование гораздо проще. поэтому, практически с момента открытия торговых путей между Европой и Индией, бенгальские огни пришли в Европу. в Европе бенгальский огонь сразу стал предметом развлечения. с его помощью, используя составы цветного огня, рисовались огненные картины, украшались и освещались сцены и декорации.
именно в Европе (по данным испанского исследователя Бертрано Люенго – в Валенсии) впервые появляются бенгальские факела и составы для помещений. следующим этапом на пути к сегодняшним, привычным для нас бенгальским свечам было появление рецептов искристого огня в 6-7 веках. эффект достигался за счет добавления в пламенные составы бенгальского огня железной окалины, дробленного чугуна, а позднее порошка магния.
таким образом, бенгальский огонь развивался в двух направлениях – как пламенный и как искристый. пламенные составы обычно снаряжаются в бумажные гильзы, искристые наносятся в несколько слоев на деревянные палочки или металлическую проволоку.
достаточно популярны, особенно в Европе, бенгальские факела. изделия выпускаются разных цветов (красный, зеленый, синий, белый, желтый), разных размеров (длиной от 20 см до 100 см), разного назначения (уличные и малодымные для помещений).
бенгальские факела в 18-19 веках были непременным атрибутом всех фейерверочных представлений. они использовались для поджига изделий и во всех ситуациях, где нужно было внезапно осветить цветным светом большую площадь сцены или декораций.
русский пиротехник профессор Петров рекомендовал для изготовления пламенных бенгальских свечей «гильзы из писчей бумаги в 3 оборота, 20 мм поперечного сечения и 35 см длины. в гильзу кладут глины на 5 см и затем наполняют пламенным составом бенгальского огня, слегка утрамбовывая…» такая свеча сгорает вместе с гильзой, поэтому держать в руках ее не возможно. однако эти свечи, закрепленные по контуру рисунка, за счет ровного, яркого пламени дают чудесную «огненную картину».