Какой цветок поставить в детскую комнату. Какие комнатные цветы можно держать в детской комнате. Растения, которые не стоит ставить в детскую

Цветы в детской — это не только благотворное влияние на микроклимат комнаты. Помимо этого они увлажняют воздух, радуют глаз, создают уют и положительную атмосферу в доме. При этом каждое растение обладает своими полезными свойствами. И, когда возникает вопрос, нужны ли цветы в детской комнате, ответ только положительный.

Только вот какие комнатные растения выбрать для детской, в этом нужно разобраться. Для начала нужно учитывать возраст малыша. Если он еще совсем ребеночек и даже не научился ходить, то прекрасно подойдут цветущие, которыми кроха будет любоваться, например фиалка или хризантема.

Когда он уже начинает ходить, то будет исследовать все, до чего сможет дотянуться. А исследуют детки практически все через рот, и, дотянувшись до листиков, цветочков могут захотеть попробовать какой же у них вкус. В это время постарайтесь поставить цветы в детской комнате повыше и выбирайте не ядовитые растения.

Если ребенок постарше, то ему захочется почувствовать себя в роли маленького натуралиста. Он может изъявить желание самостоятельно ухаживать за цветами, чтобы самому их выращивать и пересаживать. Тут желательно выбирать те виды, которые быстро пускают корни, легко приживаются в земле и скоро цветут. Тогда малыш будет видеть результат своей работы и интерес его не пропадет.

Выбирая комнатные цветы для детской, обратите внимание на их полезные свойства, безопасность и запах. Некоторые растения или их пыльца могут вызвать аллергию, другие — ядовиты, а резкий запах третьих — может мешать ребенку даже во сне.

Еще один важный момент — горшок для цветка. В детской комнате он станет еще одним украшением, поэтому вполне может быть ярким и красочным. Если цветок будет стоять на подоконнике, не покупайте тяжелых горшков, остановите свой выбор на пластмассовых вариантах. Ведь, ребенок может его случайно перевернуть и травмироваться. И, наоборот, если будет стоять на полу, тогда тяжелый, устойчивый керамический горшок будет в самый раз. Кроме того, вы можете украсить его своими руками вместе с крохой. Этот момент творчества только увеличит привязанность ребенка к растению.

Гиппеаструм больше известен под названием амариллис

Что поставить в детской

Комнатные растения в доме наполняют воздух кислородом, увлажняют его, положительно влияют на моральное и физическое состояние ребенка, и просто улучшают настроение. Вот некоторые разновидности, которые можно поставить в комнате, с кратким описанием их полезных свойств.

  • Денежное дерево. Повышает трудоспособность, способствует хорошему настроению деток, а родителям обещает увеличение доходов. Кроме того, ребенку, который плохо кушает, денежное дерево повысит аппетит. Ухаживать за ним легко, достаточно поливать и протирать листочки растения.
  • Папоротник. Обладает мощной энергетикой, которая помогает снять стресс, сосредоточиться, приводит в порядок нервную систему. Прекрасно подойдет для школьников, способствует улучшению их успеваемости.
  • Гиппеаструм. Относится к растениям, которые убивают вредные бактерии и вирусы в воздухе. Положительно влияет на нервную систему, помогает достичь душевного равновесия и принимать правильные решения.
  • Солейролия. Очень хорошо очищает воздух в комнате от выхлопных газов и уличной пыли. Это растение способно бороться с депрессией, предотвращать ее появление и просто поднимает настроение.
  • Калла. Обладает профилактическими свойствами для всех органов чувств: слуха, обоняния, вкуса, зрения, поэтому прекрасно подходит для детской комнаты. Кроме того, калла способна улучшить взаимопонимание между родителями и ребенком.
  • Циссус. Поможет школьнику в учебе, если он относится к ней легкомысленно, настраивает на серьезный лад. Вызывает желание узнать что-то новое именно в сфере обучения.
  • Толмия. Скрашивает серые будни одним своим видом, придает позитива жизни, энергии на новые подвиги.
  • Адиантум. Успокаивает, расслабляет. Его действие можно сравнить со стаканом молока на ночь – улучшает сон, избавляет от чувства страха. Поставьте адиантум на тумбочку возле детской кровати и прекрасные сны гарантированы вашему чаду.
  • Фиалка. Особенно белая. Помогает избавиться от негатива в мыслях и душе. Наполняет атмосферу позитивом, придает хорошее настроение.
  • Цикламен. Прекрасный помощник для родителей капризных детей. Он успокаивает и стабилизирует нервную систему. А еще своим запахом помогает развивать творческие способности малыша.
  • Церопегия Вуда. Излучает мягкую энергетику, улучшающую настроение. Поставив его в детской комнате, вы поселите в ней покой и надежность.

Обратите особое внимание на:

  • китайскую розу. Она подбадривает деток, снимает утомление, стимулирует мышление, улучшает творческие способности;
  • герань. Самое хорошее лекарство для ребенка с заболеванием нервной системы, также способствует его профилактике;
  • цитрусовые. Их запах бодрит ребенка. Апельсиновое или лимонное дерево прекрасно очищает воздух, убивая бактерии, а плоды, которые оно принесет, только порадуют ваше чадо.

Вредные виды для детей

  • Орхидея, гардения, лилия имеют приторный, навязчивый запах, который будет мешать и от него у ребенка может болеть голова.
  • Кактусы. Считается, что они обладают тяжелой энергетикой. Но не стоит их ставить хотя бы из-за колючек, которые так сложно потом вытаскивать из рук ребенка.
  • Диффенбафия, молочай, гортензия, аспарагус — ядовитые. Конечно, только при попадании внутрь, но никто не гарантирует, что малыш не захочет их попробовать.
  • Экмея, неорегелия, юкка обладают тяжелой энергетикой. Это будет тяготить ребенка и портить ему настроение.

Поставив цветок в детскую комнату, не забывайте правильно ухаживать за ним. Для каждого есть определенные рекомендации о том, сколько ему нужно солнечного света, влаги и минеральных удобрений. Используйте их, это принесет пользу растению, а в ответ оно порадует вас.

фото: depositphotos.com/STRANNIK9211, tuelekza, belchonock

Ласкина Елена Борисовна, воспитатель, г.Тула

ФИКУС

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками

ФИАЛКА

Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.

Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.

Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.

Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %) . Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.

Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.

Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.

БЕГОНИЯ

Температура: Умеренная

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т. к. бегонии не любят застоя воды

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой

АМАРИЛИС

Температура: В период вегетации оптимально 17-23°С. В период покоя луковицы хранят при 10°С.

Освещение: Яркий рассеянный свет. Затеняйте от прямого солнечного света.

Полив: Обильный во время цветения - почва все время должна быть влажной. В период покоя держат в сухости.

Влажность воздуха: Если растение находится в помещении с сухим воздухом, то можно слегка опрыскивайте бутоны сверху.

Пересадка: Примерно раз в 3-4 года, во время периода покоя

Размножение: Дочерними луковичками во время пересадки, семенами. Отделенные детки сажают в приготовленную почвенную смесь в отдельные горшки диаметром около 12 см, чтобы третья часть высоты луковицы осталась над поверхностью почвы.

ХЛОРОФИТУМ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет, может расти в полутени.

Температура: Летом умеренная, зимний минимум 12-14°С.

Влажность: Умеренная.

Полив: Обильный, зимой умеренный.

Питание: Летом, раз в две недели, любым жидким удобрением.

Размножение: Размножают семенами и отпрысками, образующимися на длинных цветоносах.

БАЛЬЗАМИН

Температура: Бальзамин довольно теплолюбив, зимой предпочитает температуру 15-20°С, зимой - 13°С

Освещение: светолюбив, желательно некоторое количество прямых солнечных лучей зимой и притенение от жаркого солнца летом

Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный - почва должна быть слегка влажноватой.

Влажность воздуха: Листья периодически опрыскивают. Бальзамин не любит сухой воздух,

Пересадка: Бальзамин лучше пересаживать ежегодно весной, при этом не обязательно брать горшок большего размера, так как не любит слишком просторной посуды

Размножение: Стеблевыми черенками весной, летом или осенью, они хорошо укореняются в воде в течение недели - двух. А также семенами весной.

КЛИВИЯ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень.

Температура: Зимний минимум 10°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Нетребовательна.

Пересадка: Взрослое растение пересаживайте только когда корни начинают выталкивать растение из горшка и только по окончании цветения.

Полив: Умеренно поливайте с весны до осени и скудно зимой, пока длина цветоноса не достигнет 15 см. При слишком обильном поливе скорее вырастут листья, в то время как цветонос остановится в росте. Старайтесь не заливать растение, так как корни склонны к загниванию.

Размножение: Отпрысками, которые отделяют от старых растений при пересадке. Можно семенами. Сеянцы зацветают не ранее, чем через 5-6 лет после посева.

ГЕРАНЬ (ПЕЛАРГОНИЯ)

Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи.

Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.

Субстрат: Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок в равных пропорциях.

Пересадка: По мере необходимости весной.

Полив: Умеренный, круглый год. Растения легко переносят небольшую засуху, но плохо реагируют на переувлажнение, летом требует больше воды, чем другие виды.

Размножение: Черенками весной и в конце лета. Отдельные разновидности можно семенами.

АСПИДИСТРА

Освещение: Теневыносливое растение, избегайте прямого солнца. Можно размещать в глубине комнаты, на окнах северной ориентации.

Температура: Зимой идеально содержание в прохладном, но непромерзающем помещении при 7-10 °С.

Пересадка: Обычно - раз в 3-4 года, в феврале, марте. Подбирают более крупные емкости. Необходим хороший дренаж.

Полив: Умеренный полив с весны до осени, скудный зимой. Не переувлажняйте почву.

Размножение: Делением. С марта по май делят корневище, на каждом кусочке должно быть по 2-3 листка.

ФУКСИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца.

Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Время от времени опрыскивайте листья у вегетирующих растений.

Пересадка: Каждую весну.

Полив: В период с весны по осень умеренно, зимой, в период покоя, редко. Избегайте застоя воды в любое время года.

Размножение: Черенкованием весной или летом.

АСПАРАГУС

Освещение: Ровный свет или частичное затенение, избегайте прямого солнца. А. Шпренгера, в отличие от других видов, необычайно стоек - может расти на открытом солнечном месте.

Температура: Зимний минимум 7° С. A. setaceus лучше держать при минимуме 13°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте, особенно зимой в комнате с центральным отоплением

Пересадка: Ежегодно весной в более просторную посуду. При пересадке желательно удалить оголившиеся побеги и пожелтевшие ветви. Старые растения можно пересаживать через год.

Полив: Обильный полив с весны до осени, ограниченный зимой. Нужно следить за тем, чтобы почва не пересыхала.

КОЛЕУС

Освещение: Светолюбивы, выдерживают яркое солнечное освещение, но не прямое воздействие солнечных лучей.

Влажность: Требует высокой влажности. Часто опрыскивайте листья.

Пересадка: В конце зимы, когда корни начинают выступать за край горшка.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, держите корни влажными зимой и используйте мягкую, не щелочную воду.

Питание: Подкармливание растения в начале зимы способствует оживлению окраски листвы

Размножение: Семенами весной, стеблевыми черенками весной или летом.

ТРАДЕСКАНЦИЯ

Освещение: Интенсивное, допустимо немного прямого солнца. При слабом освещении рисунок бледнеет.

Тмпература: Зимой держите при температуре не ниже 10°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте.

Полив: Регулярный и обильный круглый год.

Питание: Раз в месяц любым удобрением.

Размножение: Черенкованием.

ДРАЦЕНА

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца.

Температура: Зимний минимум 13°С; для D. godseffiana и D. sanderiana - 10°С.

D. godseffiana устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Весной, по мере необходимости.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, скудно зимой. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте весной и летом.

Размножение: Черенкованием верхушек; воздушными отводками (для оголившихся снизу растений) ; кусочками стебля, семенами.

МАРАНТА

Освещение: Полутень. Избыточное освещение приводит к обесцвечиванию растения.

Влажность: Нуждается в высокой влажности. Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно пересаживайте в последние дни зимы. Более старые экземпляры - через весну.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, умеренно зимой. Используйте мягкую воду.

Размножение: Делением материнских растений весной.

РОЗА

Освещение: Наилучшее. Выносят полный солнечный свет.

Температура: Морозоустойчиво. Во время активного роста желательно 14-21°С

Влажность: Нетребовательно, но в теплой комнате горшок лучше поместить на поднос с галькой. Полезно изредка опрыскивать.

Пересадка: При необходимости пересаживайте осенью.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, пока на них есть листья.

Питание: Регулярно подкармливайте летом.

Размножение: Стеблевыми черенками

КОЛОКОЛЬЧИК

Освещение: Интенсивный свет, но не прямое солнце летом.

Температура: Зимний минимум 7°С для С. fragilis и С. isophylla. С. carpatica более хладостойкий.

Влажность: Нетребовательно, но изредка опрыскивайте листья.

Пересадка: По мере необходимости.

Полив: Летом регулярный и обильный, зимой ограниченный.

Питание: В период цветения необходимы обильные подкормки.

Размножение: Черенкованием (в феврале-марте) и семенами.

АЛОЭ

Освещение: Растения светолюбивы и лучше всего растут на южных окнах. На лето можно выставить в сад.

Температура: Прохладное помещение зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С. Ночная - желательно около 5 °С.

Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.

Пересадка: Пересаживайте весной на второй или третий год после посадки.

Полив: Летом умеренный, зимой редкий (раз в один-два месяца) .

Питаниe: Подкармливайте летом изредка.

Размножение: Отпрысками (разъединяйте осторожно, чтобы меньше повредить корневую систему) ; семенами весной.

АЗАЛИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца. Летом можно выносить на открытый воздух и ставить в полутень.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Пересадку следует производить через месяц после окончания цветения, перед началом роста. Не чаще, чем раз в 3 года.

Полив: Обильно поливайте все время, используя по возможности мягкую воду. Регулярно опрыскивайте, но только не в момент цветения.

Питаниe: Один раз в каждые две недели подкармливайте растения, начиная с весны и до начала осени

Размножение: Полуодревесневшими черенками с мая по август.

ЦИПЕРУС

Освещение: Яркий свет или полутень, требуется прикрытие от прямых солнечных лучей.

Температура: Зимний минимум 7°С. В остальное время - 18-20°С.

Влажность: Повышенная (75-80%) . Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно весной

Полив: Обильно поливайте все время, держите корни влажными. Горшок может стоять в небольшом количестве воды.

Питание: с середины весны до ранней осени.

Размножение: Семенами, верхушечными черенками и делением куста.

ЛАВР

Освещение: Светолюбиво, но выносит и полутень. В летние дни желательно притемнять от яркого солнца.

Температура: Летом 16-20°С. В теплые дни хорошо вынести растение на открытый воздух. Зимой содержат в прохладе - 10 -14°С.

Влажность: Для поддержания высокой влажности воздуха регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Весной, не реже одного раза в 2 года.

Полив: С весны до осени регулярный и умеренный, зимой - скудный.

Питание: Подкормку дают только в период вегетации (с весны до осени) , раз в декаду.

Размножение: Черенками весной или осенью; необходимо использовать стимуляторы роста. Можно семенами (прорастают при температуре не ниже 20°С) .

ПЛЮЩ

Освещение: Растение нетребовательно к свету, не любит прямых солнечных лучей и лучше растет в полутени.

Температура: Летом 15-16°С. Зимой хорошо растет в прохладном помещении с температурой 8-15°С.

Влажность: Полезно опрыскивать зимой и летом.

Пересадка: Пересаживайте каждую весну, пока можно увеличивать размер горшка. Во время пересадки следует укорачивать побеги.

Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте с весны до осени, раз в декаду.

Размножение: Стеблевыми черенками в течение всего года.

САНСЕВИЕРИЯ

Освещение: Лучше всего яркий непрямой свет, но выдержит и прямое солнце, и некоторое затенение.

Температура: Зимний минимум 14°С.

Влажность: Устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Частой пересадки не требуется, пересаживают по мере необходимости. Желательно пересаживать в мелкую посуду с хорошим дренажом.

Полив: Поливайте умеренно с весны до осени, очень умеренно зимой (раз в месяц и реже) . Всегда давайте почве немного высохнуть перед поливом.

Питание: Летом регулярно подкармливайте.

Размножение: Делением; листовыми черенками (но разновидности с желтым окаймлением превратятся в зеленую форму) . Семенами редко.

ЦИКЛОМЕН

Освещение: Рассеянный свет, летом требует притенения от прямых солнечных лучей.

Температура: Желательно 10-15°С зимой. Высокие температуры сокращают период цветения.

Влажность: Умеренная. Растениям полезно опрыскивание.

Пересадка: Весной, с началом появления новых листьев, производят пересадку

Полив: Обильный, мягкой водой. Нельзя допускать пересушки земляного кома и попадания воды на клубень.

Питание: Особой необходимости нет. Но если растение бледное, то раз в две недели следует подкармливать жидким удобрением. После цветения перестают подкармливать.

Размножение: Семенами, реже делением клубня летом

МОНСТЕРА

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень. Под воздействием прямых солнечных лучей листья бледнеют и покрываются желтыми пятнами

Температура: Зимний минимум 15°С.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Каждый год весной молодое растение, раз в три года - старое.

Полив: С весны до поздней осени регулярный и обильный. Зимой поддерживают почву во влажном состоянии, стараясь не переувлажнять ее.

Питание: Летом и осенью каждые 14 дней общим минеральным удобрением для комнатных растений. Зимой - 1-2 раза за весь период.

Размножение: Черенками; воздушными отводками.

ХОЙЯ

Освещение: Интенсивное. Полезно немного прямого солнца, но только не летом через стекло в самое жаркое время дня.

Температура: Желательно 10-13°С зимой для Н. carnosa; зимний минимум 18°С для Н. bella.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья, но только не во время цветения.

Пересадка: Не пересаживайте без настоятельной необходимости, так как корни этого не любят.

Полив: Весной и летом обильный, осенью и зимой умеренный.

Питание: По мере необходимости. Во время цветения подкармливайте с осторожностью, так как избыток удобрения подавляет цветение.

Размножение: Черенкованием полуодревесневших верхушек или кусочками стебля с почкой.


Оформляя детскую комнату, родители всегда тщательно выбирают отделочные материалы, мебель, текстиль и даже игрушки. Любые предметы, в окружении которых будет расти ребенок, должны быть, в первую очередь, безопасными. Ведь для всех мам и пап очень важно, чтобы их малыш был здоровым, веселым, рос хорошо и дышал чистым воздухом…

Многие мамы именно с целью очистить в помещении воздух и насытить его кислородом помещают в детской самые разнообразные растения. Вот только, к сожалению, немногие задумываются о том, какие цветы будут действительно добрыми соседями их чаду. Пришло время поговорить на эту тему. Итак, какие комнатные растения можно разместить в детской комнате?

Начнем со списка «ЗА»
Лучшими соседями детям станут комнатные растения, обладающие фитонцидными свойствами. Именно такие растения вырабатывают наибольшее количество биологически активных веществ, которые убивают вредные микроорганизмы или подавляют их рост и развитие. Доказано, что количество патогенных микроорганизмов в комнате с растениями-фитонцидами на 50 % меньше. Если в комнате растения подобраны правильно, то достаточно 30 минут нахождения в их окружении, чтобы восстановились защитные функции организма.


Хлорофитум хохлатый

Итак, первый кандидат на свой угол в детской комнате - это . Красивое, довольно распространенное растение. Кроме того, что хлорофитум хохлатый абсолютно неприхотливое растение, а значит, не будет отвлекать родителей от общения с ребенком, это еще и уникальный природный фильтр. Растение способно очищать воздух от различных химических примесей и даже вирусов и болезнетворных бактерий. Факт, что в домах, где растет много хлорофитума, реже болеют гриппом.


Герань

На втором месте в списке «зеленых друзей» разместилась , или пеларгония.
Трудно найти человека, который не слышал бы о полезных свойствах этого растения. Герань, как и хлорофитум хохлатый, является мощным фильтром, обеззараживающим воздух. Кроме того, листья герани помогают вылечить насморк. Само же растение неприхотливо и часто радует глаз своими роскошными соцветиями-зонтиками. Однако пеларгония имеет специфический запах, который некоторых людей заставляет отказаться от такого соседства.


Лимон

Третье место досталось цитрусовым. Не играет большой роли, будет расти в детской комнате лимон, апельсин или мандариновое дерево. Эфирные масла, которые содержат эти растения, также обладают прекрасными бактерицидными свойствами. Кроме того, растения семейства цитрусовых обладают успокаивающим эффектом, снимают раздражительность и усталость, даже помогают решить проблемы беспокойного сна. И если ваш ребенок слишком активен или раздражителен, поставьте в его комнате лимонное или апельсиновое деревце.

Вовсе не обязательно, чтобы ваш цитрусовый постоялец плодоносил. Полезными свойствами обладают не только плоды или цветки растения, но даже его листья. Чтобы почувствовать знакомый каждому аромат лимона или апельсина не обязательно искать цветки или плоды, достаточно просто растереть в руках листочек этого растения. Поэтому не выбрасывайте в следующий раз косточки, а посадите их в землю.


Хризантема

Еще один фаворит детской - это Растение отлично фильтрует и обеззараживает воздух. А наши предки обязательно высаживали в доме или возле него хризантемы, чтобы те могли защитить домочадцев от сглаза.


Цикламен

Успокоить капризного малыша может помочь цикламен . Это растение лучше поставить в комнату уже подросшего малыша, потому что флюиды цикламена способны разбудить в ребенке творческое начало и желание взаимодействовать в коллективе. Цикламен в паре с хлорофитумом хохлатым - полезный во всех смыслах декор интерьера детского сада. Итогом работы этого тандема становится чистый воздух и дружелюбная обстановка в детской группе.


Папоротник

Сконцентрироваться на главном и сгладить стрессовую ситуацию поможет . Папоротник защищает от бессмысленной траты времени и усилий, помогает сконцентрироваться на важных вещах и расставить приоритеты.


Гиппеаструм

Еще одно комнатное растение идеально подходящее для детской комнаты - это
Растение выделяет в воздух вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Кроме того, гиппеаструм выделяет алкалоиды, вещества, которые положительно влияют на нервную систему человека. Такой «комнатный питомец» отлично подойдет для детской комнаты, хозяин которой склонен к проявлениям гиперактивности или беспокойно спит.

Чрезмерную активность и раздражительность ребенка помогут усмирить душистые травы. Живой аналог аромалампы - небольшой вазон с мятой перечной, мелиссой лимонной и лавандой. Подросший ребенок может самостоятельно ухаживать за импровизированным «огородиком» и отщипывать листочки для чая. Сами же душистые травы будут очищать воздух комнаты и насыщать его приятными расслабляющими и успокаивающими ароматами.

Каланхоэ Алоэ


Каланхоэ и алоэ еще одни представители комнатных растений, которые должны быть, если не в детской комнате, то в доме, где есть дети.
Во-первых, это растения, обладающие мощными фитонцидными свойствами. Во-вторых, это настоящая аптечка на вашем подоконнике. Ведь соком каланхоэ лечится насморк, а алоэ обладает выраженными заживляющими свойствами.

В списке подходящих для детской комнаты растений также входят и фикус, гибискус, кофе аравийский, мирт и лавр, аспидистра и плосковеточник восточный, аспарагус, розмарин и спатифиллум, бегония цветущая, гардения и толстянка, филодендрон, сансевиерия и пеперомия.

Можно, но осторожно
Комнатные растения в детской комнате нужны. Ведь они не только очищают воздух, подавляют рост бактерий, простейших микроорганизмов и микроскопических грибов, аккумулируют пыль и токсины, но еще и благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка.
Вот только размещать даже полезные растения в комнате ребенка следует с осторожностью. Если разместить слишком много комнатных растений в детской, то по ночам они будут резко сокращать количество кислорода в комнате. Ведь, как известно еще со школьных уроков биологии, растения поглощают не только углекислый газ, но и кислород. Поэтому в комнате до 12 квадратных метров будет достаточно одного крупного растения или 3-4 мелких.

Озеленяя комнату вашего ребенка, соблюдайте несколько простых правил:

1. До 6 месяцев размещать растения в детской комнате не рекомендуется вовсе, так как это дополнительная нагрузка на иммунную систему ребенка.

2. Когда малышу исполнится 6 месяцев, в его комнате можно разместить первые растения. Выбирайте растения без сильного запаха (любимая многими герань не подойдет). Помните, что даже для грудного ребенка комнатные растения это, в первую очередь, объект изучения. Поэтому поставьте его на видное место, чтобы ребенок мог его рассматривать.

3. С 12 месяцев и до 2 лет, когда ребенок начинает ходить, а потом делает свои первые шаги, из зоны непосредственного доступа ребенка следует убрать любые растения. Идеальным вариантом станут подвесные кашпо или полки, расположенные выше уровня, до которого может дотянуться ребенок. Комнатные растения, установленные на неустойчивых поверхностях или на пути ребенка, который еще не контролирует в полной мере свои движения, это потенциальная опасность получения травм. Кроме того, ребенок может попробовать растение и на зуб. А большинство даже полезных растений, например, алоэ, имеет весьма неприятный вкус.

4. В возрасте с 2 и до 5 лет, каждая мама знает, ребенок начинает активно задавать вопросы в формате «а почему?». Комнатные растения для таких малышей могут стать настоящей находкой. Ведь согласитесь, процесс развития растения лучше показать на живом примере, нежели на словах. В этом возрасте ребенку уже можно поручить самостоятельный уход за комнатными растениями в его комнате. Так воспитывается ответственность и трудолюбие.


Запретный список

А сейчас список запретных растений. Дети любопытны, и потому комнатными растениями им мало просто любоваться, порой хочется потрогать и даже проверить на вкус. А значит, список приглянувшихся в цветочном магазине растений нужно обязательно сверить с
запретным.

Паслен Дифенбахия Аглаонема

Это растение имеет ядовитые плоды.
Дифенбахия и аглаонема. Эти растения выделяют сок, вызывающий чувство жжения. Способно спровоцировать тяжелые аллергические реакции.

Алоказия крупнокорневая Олеандр

Как и дифенбахия, это растение выделяет очень жгучий сок. Но в соке алоказии также содержатся синильная кислота и алкалоиды, способные спровоцировать различные дерматиты.

Растение ядовито, а запах цветов может вызвать обморочное состояние. Это растение не подходит для выращивания в доме.

Молочай Плющ обыкновенный

Молочай (синадениум) . Сок этого растения очень токсичен. При попадании сока на кожу появляется сильный отек и покраснение, а при попадании в глаза от этого сока можно ослепнуть.
Помните! За комнатными растениями, а особенно теми, которые вы разместите в детской, нужно постоянно ухаживать. Причем уход за цветами не должен сводиться только к регулярному поливу. Цветы нужно протирать от пыли, своевременно пересаживать, вносить питательные смеси и так далее. Тем самым, вы не только поддерживаете чистоту в доме, но и помогаете своим растениям фильтровать воздух и в большей мере выделять в воздух полезных веществ. Когда ребенок подрастет, обязательно вовлекайте его в процесс ухода за комнатными растениями. Это нехитрое, но весьма увлекательное занятие способствует развитию малыша, формированию у него чувства ответственности и самостоятельность.

Татьяна ПРУС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ермаковский детский сад №3 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

«Комнатные растения»

с. Ермаковское

Гуминова С.Н. - воспитатель I кв. категории.

Печатается по решению методического совета МБДОУ «Ермаковского детского сада №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Методическое пособие адресовано для педагогов дошкольных учреждений.

Введение………………………………………………………………………………. стр. 4

1. Комнатные растения в экологическом воспитании дошкольников……………. стр. 4

2. Детско-взрослый проект «Комнатные растения» и его реализация……………. стр.5

Приложение……………………………………………………………………………стр.15

Введение.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Если люди в ближайшем будущем не научатся, бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Это происходит оттого, что детский сад недостаточно уделяет внимания экологическому воспитанию.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Комнатные растения в экологическом воспитании дошкольников.

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.

В экологическом уголке детского сада можно посадить свой огород, где дети сначала будут наблюдать за ростом лука и пшеницы, делать зарисовки в дневнике наблюдений, а потом им доставит удовольствие срезать пёрышки лука и кушать его, добавляя в суп. Нужно обязательно рассказывать детям, что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли. В доме у хорошего человека комнатные растения всегда растут и чаще цветут. Нужно объяснять детям, что не надо стесняться говорить с растениями, отвечать за них.

Но не каждый ребенок обращает внимание на зеленые растения, не каждый стремится принять участие в уходе за ними. И нередко получается что, ребенок видит комнатные растения, но даже названий их не знает. И приохотить к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и нужно. Как?

Для закреплений названий растений мы с детьми изготовили для них «паспорта», в которых указано место рождения растения, его особенности, условия ухода за ним, размножение.

Затем был составлен детско-взрослый проект «Комнатные растения», он рассчитан на реализацию с младшего возраста до подготовительной группы. Проект дает довольно хорошие результаты.

Детско-взрослый проект группы «Солнышко»

«Комнатные растения»

Участники проекта – воспитатели, дети группы «Солнышко» и их родители.

Руководитель проекта : Гуминова С.Н.

Сроки реализации : 4 года (с младшей по подготовительную группу).

Цель: обогащение знаний и умений правильного ухода за комнатными растениями.

Задачи:

1. учить наблюдать и видеть изменения в росте растений;

2. развивать речь и мышление детей;

3.формировать желание заботится о растениях;

3. составлять сказки и рассказы о растениях, опираясь на полученные знания и используя опорные символы «паспорта растения»

Обоснование проекта:

Недостаточность знаний о комнатных растениях и умений правильного ухода за ними явилась пусковым механизмом для проектной деятельности. Чтобы найти ответ на возникающий у детей информационный запрос была организована работа по поиску необходимой информации.

Комнатные растения являются одним из доступных и важных объектов для воспитания и обучения детей и развития у них элементарной экологической культуры. Часто, трудным моментом в этой работе является то, что многие комнатные растения имеют необычные, труднопроизносимые названия. Для того чтобы облегчить процесс запоминания этих названий, можно использовать сказки.

Так и появилась идея написать сказки, все герои которых могут носить имена, соответствующие названиям комнатных растений. Кроме того, по ходу повествования, дети могут получить и некоторые знания о происхождении растений, правилах ухода за ними, о способах размножения и другие полезные сведения.

деятельности

Форма

работы

Предназначение

Ответственные

Предварительный этап

Подбор литературы, картинок растений с их названиями.

Коллектив.

Повышение знаний о комнатных растениях

воспитатели

Изготовление «паспортов растений»

Индив.

парами

Выработка схем строения и способов ухода за ними.

Гуминова С.Н.

Основной этап

Знакомство с каждым растением

Группов.

Расширение кругозора, знаний о комнатных растениях.

Гуминова С.Н.

Определение детей по уходу за растениями.

Индивид.

Дать возможность самостоятельно выбрать полюбившееся растение

Тщательное обследование

выбранного объекта

Индивид.

парами

Воспитывать умение наблюдать, исследовать, замечать.

Дети

Домашнее задание – сочинить сказку о своем растении

семейная

Включение родителей в деятельность детей в ДОУ, оказание помощи в сочинении сказки.

Гуминова С.Н.

Заключительный этап

Презентация сказки.

Индивид.

Развитие речи, умение донести замысел своей сказки, проиллюстрировать ее.

Дети

Воспитатели

Форма представления результата:

  1. «Паспорта» для комнатных растений.
  2. Рассказы и сказки детей о растениях, составленные по схемам и записанные совместно с родителями.
  3. Иллюстрации к сказкам и рассказам, выполненные детьми.
  4. Видеофильмы с детскими презентациями.

Амариллис

Об этом цветке рассказывает эта легенда

Давным – давно на Земле жила прекрасная девушка и звали ее – Амариллис . У нее был замечательный голос и очень доброе сердце. Где ступали ее ножки, распускались прекрасные цветы. Всем была хороша юная девушка, но злая колдунья превратила ее в цветок и сказала, что расколдовать ее сможет только тот, кто полюбит ее в образе цветка.

Однажды молодой ученый, искавший редкие лекарственные растения нашел Амариллис. Он осторожно выкопал луковицу и посадил у себя дома. Поставил цветок в самое освещенное место и терпеливо ухаживал за ним. Любовь молодого ученого к цветку оказалась настолько сильной, что разрушила чары злой колдуньи и вместо цветка появилась девушка. Они полюбили друг друга и прожили вместе долгую и счастливую жизнь. С тех пор на Земле осталась память о ней в виде прекрасного цветка – Амариллиса, который всегда цветет в начале осени, всегда будет восхищать людей и притягивать к себе их взгляды. Не срывайте Амариллис – пусть цветет! А тот, кто увидит его цветение, будет счастливым. Автор легенды: семья Жжоных.

Рассказ о маленьком мальчике Зигокактусе

В одной стране, в лесу, на дереве жил-был мальчик, и звали его Зигокактус.

Ему было скучно одному, не хватало тепла и солнечных лучей, потому-что ветви дерева закрывали от него солнышко.

Он часто смотрел на луг, который был за лесом. На лугу ярко светило солнышко и стоял красивый домик. Зигокактус решил сходить на этот луг.

Он слез с дерева и долго добирался до домика.

И вот его мечта сбылась, он на лугу где много прекрасных цветов, но его никто не замечал, ведь он не цвел.

Зигокактус не отчаивался, все лето, и осень он нежился под лучами солнышка, его обдувал ветерок и он был счастлив…

И вдруг зимой, он зацвел красивыми розовыми цветами.

Его заметила хозяйка дома и поселила Зигокактус на подоконнике.

Так маленький Зигокактус стал комнатным цветком.

Сказка о Бегонии Рекс

В недалеком царстве государстве жили царь с царицей, и была у них дочь Бегония.

Родители очень любили свою дочку, она была красивая, нежная и немного капризная.

Все свое детство принцесса провела в своем королевстве и очень мечтала, где нибудь побывать, но родители некуда ее не выпускали.

Когда она стала совершеннолетней, то решила убежать из своего королевства….

И вот принцесса Бегония очутилась в прекрасном саду, где повстречала доблестного принца по имени Ухо Наполеона.

Они влюбились друг в друга с первого взгляда.

Принц пригласил Бегонию Рекс в свое государство.

Там они сыграли свадьбу и стали жить поживать и добра наживать.

Сказка о Фиалке

А знаешь ли ты, что цветы тоже, как и мы люди могут плакать и смеятся? А еще они умеют дружить. Не веришь?

Так давай я тебе расскажу историю, о которой мне поведала знакомая Лилия.

Произошла она раннею весной на большом приусадебном участке.

Цветы, проснувшись от долгого сна, сладко потянули свои стебельки к солнышку. Все они были, по-своему очаровательны, но самой красивой среди них была Фиалка. Ее несколько лет назад привез из Южной Африки маленький мальчик, хозяйский сын.

Он с трепетом ухаживал за своей подружкой: каждый вечер поливал, а утром, проснувшись, бежал пожелать ей хорошего дня. И Фиалка отвечала взаимностью.

А как они любили поболтать! Обо всем!

Мальчик рассказывал о школе, друзьях, о том, что его радовало и беспокоило. И Фиалка всегда внимательно его слушала.

Она очень переживала, когда что-то, у ее маленького друга не ладилось, и радовалась, когда все было хорошо.

Когда мальчик плакал, с миниатюрных цветочков Фиалки падали на землю маленькие капельки – слезы.

А когда ее друг радовался, то все цветочки так лучезарно улыбались, что даже солнышко на небе начинало напевать какие-то солнечные песенки.

Вот так дружили мальчик и прекрасная Фиалка, а вы не верили, что люди и растения могут быть друзьями.

Конспект комплексного занятия по экологии в младшей группе

«Комнатные растения»

Предварительная работа:

Рассматривание комнатных растений;

Совместная работа по уходу за растениями;

Работа по схемам "Строение цветка", "Полив комнатных растений", "Потребности растений"

Цель: изучение детьми объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания.

Задачи:

учить детей вести наблюдение за объектом живой природы;

развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, используя развивающие модели;

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы; формировать навыки ухода за растениями.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу (демонстрирует чахлый цветок).

Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум)

А у нас есть такой цветок в группе? (Да)

(на стол выставляются два цветка. Дети сравнивают их. Отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т.к. у него тусклые, вялые листочки, земля сухая)

Прежде чем помочь нашему новому другу давайте вспомним - цветок, - это растение? (Да)

А какие растения еще вы знаете? (деревья, кустарники, трава и т.д.)

А вы знаете, что все растения растут из семечка? (Да)

Давайте сейчас, используя карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю.

Когда цветочек вянет, на его месте появляются плоды. Какие плоды вы знаете? (яблоки, груши, черника, морошка, клюква)

А зачем растениям корни? (чтобы пить водичку)

(демонстрация корней лука)

Ребята, а вы знаете, как водичка по корням поднимается к растению

Демонстрация опыта:

В стакан с подкрашенной водой опустить краешек белой ткани, вода начинает подниматься по ткани вверх.

На месте бумаги я нарисовала землю, кто из вас может нарисовать, что у растения находится в земле, а что над землей (дети рисуют корни, стебель с листочками и цветок).

Скажите, пожалуйста, а у всех растений есть стебель? (Нет, у дерева ствол.)

А сейчас из карточек я предлагаю вам выбрать то, что нужно каждому растению для роста (воздух, свет, вода, тепло, любовь и забота)

Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему новому другу. Что мы будем делать? (поливать, говорить ласковые слова)

А еще можно рассказать стихотворение (читает ребенок):

Цветовод

Цветочный горшок я использовал классно,

Теперь это всем окружающим ясно.

А раньше казалось - горшок и горшок–

Насыпал земли, посадил корешок.

Сиди, дожидайся: взойдет- не взойдет…

Нет! Был у меня свой особый подход,

Не ждал день-деньской, рано утром вставал,

Водой из кувшина росток поливал,

Держал на свету его, землю рыхлил,

Заботился так, словно друга растил.

А самое главное было потом:

Вверх стебель метнулся и вырос бутон,

И с гордостью можно поведать друзьям:

«Для мамы цветок я выращивал сам!»

(В.Борисов)

Давайте найдем самое светлое место в группе и

поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за

ним ухаживать, любить, и посмотрим, что с ним произойдет.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Посадка лука»

Программное содержание:

познакомить со свойствами лука, научить сажать луковицы в землю;

воспитывать интерес к окружающему миру, правильное отношение к здоровью,

учить, как поддерживать его весной (витамины, зеленый лук);

Продолжать формировать представление о том, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья), чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.

Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Ход занятия

Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины, защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите, каково цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем, все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковицу правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим, вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и в тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Конспект открытого занятия по экологии

"Аптека на подоконнике" из цикла "Растения лечат".

Цель:

закрепить и систематизировать знания о растениях (комнатных и лекарственных)

Задачи:

расширить представление детей о лекарственных растениях (алоэ, каланхоэ, золотой ус, плющ обыкновенный); познакомить и исследовать их лечебные свойства;

воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними; развивать речь детей.

Методы активизации детей: сюрпризный момент, дидактические игры, беседа,

загадки, инсценировка, примеры из жизни детей, оказание помощи больным, трудовая деятельность, рефлексия занятия.

Материал :

серия открыток “Лекарственные растения”; инструменты для ухода за растениями;

дидактический материал; игрушки Нюша и Матрешка; корзинки с карточками; посуда для приготовления лекарства; игрушечные телефоны; комнатные растения; костюм Доктора Айболита; «Волшебное дерево».

Способы организации детей: фронтальный, микрогруппы

Предполагаемый результат:

Расширят представления о комнатных лекарственных растениях,

Закрепят знания о комнатных растениях,

Пополнят свой словарный запас.

План занятия:

Общение с гостями,

Игра «Где спряталась матрешка»

Загадки

Игра “Вспоминай, быстро называй”

Дидактическая игра “Кузовок”

Сценка.

Сюрпризный момент

Примеры детей из жизни.

Знакомство с комнатными растениями

Приготовление лекарства для зверей

Трудовая деятельность детей

Приход Доктора Айболита

Итог занятия

Рефлексия «Волшебное дерево».

Ход занятия

Воспитатель. Поздоровайтесь ребята с гостями (знакомство гостей с комнатными растениями)

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. К нам в гости пришла Матрешка и она хочет поиграть с вами в прятки. Поиграем с ней.

Игра «Где спряталась матрешка»

С какими растениями вы играли в прятки?

Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске.)

Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива ).

Нарядные платьица, желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке (ромашки) .

Колючий куст с шипами и полезными плодами (шиповник)

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок, синеглазый …(василек )

– Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?

Правильно, лекарственные. А почему эти растения называют лекарственными?

– Чтобы узнать какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру “Вспоминай, быстро называй”.

Играют 8–10 человек.

Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.

– Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать?

Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их.

Проводится дидактическая игра “Кузовок”.

Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.

Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо растения и назвать его.

– А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растет и для чего используется.

(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)

Ребята, а вы знаете, из каких частей состоит растение?

Правильно из корня, стебля, листьев, плодов и цветов. У некоторых растений в лекарственных целях используют все растение, а в других либо листья, либо цветы.

После ответов детей раздается телефонный звонок. Разыгрывается сценка.

Воспитатель. У меня зазвонил телефон.

– Кто говорит?

– Слон.

Воспитатель. Что вам надо?

– Микстуру.

Воспитатель. Для кого?

– Для сына моего.

Воспитатель. Что случилось?

– Кашель, у него сильный кашель. Не дает ни спать, ни читать.

Воспитатель. Хорошо, хорошо. Пришлю вам сегодня микстуру.

А потом позвонили цапли.

– Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись.

Воспитатель. Хорошо, запишу. Капли вам непременно пришлю.

А потом позвонил медведь, да как начал как начал реветь.

Воспитатель – Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?

Но он все “Му” да “Му”, а к чему, почему – не пойму.

Повести, пожалуйста, трубку.

– А потом позвонила свинья:

– Нельзя ли прислать пластыря? Я сегодня поцарапала спинку, и болит у меня щетинка.

Воспитатель – Где я пластырь возьму? Хорошо, свинья, я вам помогу.

– И такая дребедень целый день, целый день. То олень позвонит, то тюлень.

Воспитатель. Подождите, кажется снова с кем-то беда. Да… Ребята, да это же Нюша. Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилась? Почему ты в слезах?

– Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.

Воспитатель. Что такое, все сегодня разболелись. Как же нам помочь Нюше, слоненку, цаплям и свинке? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые мы засушили на зиму, уже кончились, а новые еще не выросли. Что же нам придумать?

Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства? (Выслушать предположения детей.) Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?

Воспитатель. Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.

Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу. Расскажите, пожалуйста.

Примеры детей из жизни.

Достоинства комнатной "аптеки" очевидны – это и красота, и доступность, и чистота воздуха, и даже биоэнергетическая обстановка в квартире.

– Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями.

Отгадайте загадку:

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет;

Зато лечит нас в любой день и час.

На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок – алоэ, или попросту, столетник.

Родной дом алоэ – жаркие пустыни Южной Африки. Если бы мы встретились там с ним – не узнали. Перед нами были бы высокие деревья с тонкими искривлёнными стволами: лес, в котором почти не бывает тени. Трудно там живётся алоэ. Бывает, месяцами, а то и целого года, не дождёшься дождя. Приходится заранее, при любом дожде запасать воду в листьях, а потом понемножку её расходовать. «По привычке» и у нас, в комнатах, напитывает алоэ свои листья соком. Хотя здесь засуха ему не страшна, пей, сколько хочешь.

Сок у алоэ не простой. Каждый знает: порежешь палец или выскочит нарыв – лучше всего приложить чисто вымытый кусочек листа алоэ, сняв с него кожицу. И рана быстро заживёт. Ещё, алоэ называют столетником. Может, назвали алоэ столетником, потому-что кто дружит с этим деревцем-врачом, сам может дожить до ста лет?

– Нюша, этот цветок поможет вылечить твой насморк.

Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ? (Выслушать предположения детей.)

Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Давай закапаем тебе нос. Как теперь, ты чувствуешь аромат цветов? (Герань)

Нюша - Какой приятный запах.

– Что ж, и для других зверей нам надо приготовить лекарства. Посмотрите на этот цветок. Он также нам пригодиться. Попробуйте сами описать его. (У него прямостоячий стебель, листья овальной формы, темно-зеленого цвета, кожистые, хрупкие.)

А называется он – КАЛАНХОЭ

Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, кровоточащих ранок, царапин, а также при пересадке кожи. В этих случаях на поверхность раны накладывают 4–5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхоэ.

Сок каланхоэ используется при лечении десен – снижает кровоточивость десен, снимает зуд. Так что вылечить царапины на спинке у свинки мы можем с помощью листочка каланхоэ. Нам надо снять пленку с нижней части листа и приложить его к ранке. Вот и готов цветочный пластырь.

Следующий замечательный доктор, которого можно встретить в наших домах, это дихоризандра, или всем известное, как золотой ус, венерин волос, живой волос, кукурузка, домашний женьшень.

Родина золотого уса – Южная Америка. Это вечнозелёное, многолетнее растение. Целебными свойствами обладает растение, у которого на усах имеется не менее 9 суставчиков коричнево-фиолетового цвета. При хорошем уходе золотой ус иногда цветёт. В народной медицине золотой ус применяют как средство для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, лёгочных и глазных болезней, для заживления ран, ушибов, ожогов.

Из листьев золотого уса мы приготовим для цапель капли (залить горячей водой) от болей в желудке. Заварим листики горячей водой, оставьте настаиваться. Пить настой горячим за 30 мин до еды.

Следующий домашний доктор, который встречается дома, это плющ обыкновенный.

С лечебными целями используют неодревесневшие надземные побеги, реже подземную часть. Отвар листьев применяют при кашле на почве острого и хронического бронхита, пневмонии. Хороший результат даёт его употребление при воспалениях органов пищеварения – гастритах, энтеритах, колитах. Наружно применяется при мозолях, бородавках, полипах, гнойных ранах, ожогах. Полезен плющ от болезней горла и очищает дыхание.

Из листьев плюща мы приготовим лекарство для слона (залить горячей водой) Заварите приготовленный сбор трав горячей водой, оставьте настаиваться. Пейте настой горячим за 30 мин до еды.

Комнатные растения не только наши большие друзья, но и домашние доктора. Чтобы мы могли вовремя получить первую помощь, надо позаботиться о наших докторах.

В: Ребята, в детский сад приехал Доктор Айболит, который ходит по группам и осматривает растения, он считает своим долгом помочь им и посоветовать ребятам, как ухаживать за растениями. Но мы, давайте покажем Доктору Айболиту, что умеем ухаживать за растениями, и приведём их в порядок.

Посмотрите внимательно на растения, как они выглядят, и какой уход им требуется. А работать будете в парах: (Дети договариваются, выбирают растения требующие уход)

Доктор Айболит:

Здравствуйте, ребята! Скоро наступит весна, многие растения за зиму ослабели, а слабым надо помогать. Мы сейчас вместе посмотрим, где они стоят, как выглядят. Вы будете называть их, а я проверю почву, их листочки, стебли, скажу, здоровы ли они. Если надо выпишу рецепты.

Д.А: Аня, что означают ваши схемы? (ответы детей)

Аня: Мы выбрали растение, которое называется Бегония Рекс, и будем очищать пыль с листочков, и рыхлить землю.

(Выясняет, как часто и какой водой дети поливают растения, делается ли рыхление, опрыскивание, даёт рекомендации.)

Д.А: Ваши растения чувствуют себя очень хорошо. Но так как зимой мало света, растениям нужна подкормка. Дарю вам пакетик с удобрением, которое разводится в воде, вносится в почву.

До свидания, ребята, через три недели я снова вас посещу, чтобы посмотреть на земных пациентов, как выполнена рекомендация.

Дарит детям подарок.

Дети моют руки.

4.Итог занятия.

Рефлексия “Волшебное дерево”.

В: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите трудиться и ухаживать за комнатными растениями, то повесьте на дерево красные листочки. А если было неинтересно, скучно – чёрные листочки.

Аргументировать свой выбор.

Предложить гостям выбрать листочки и тоже аргументировать свой выбор.

Вопросы для гостей:

Что вам понравилось на нашем занятии?

Узнали ли вы, что-то новое?

А лечились ли вы лекарственными травами?

Есть ли у вас дома лекарственные растения?

А в вашем детском саду есть лекарственные растения?

А кто у вас за ними ухаживает?

Дорогие гости нам очень приятно, что вам понравилось наше занятие, что вам было интересно, что вы узнали что-то новое, спасибо за внимание.


Оборудуя комнату для ребенка, каждый родитель старается выбрать максимально полезные и безопасные вещи. Это касается и комнатных цветов для детской, ведь длительное время они будут соседями вашему малышу. О том, как сделать правильный выбор и не ошибиться, мы поговорим в этой статье.

Знаете ли Вы? Ребенку будет интересно не только само растение, но и горшок, в котором оно будет расти. Поэтому целесообразно выбирать необычную, яркую, оригинальную модель или же самостоятельно задекорировать стандартную емкость. Можно привлечь к этому занятию детей.

Какими должны быть растения для детской комнаты

На первое место по важности можно поставить способность растения к улучшению характеристик воздуха. Цветок для детей должен освежать и очищать воздух, быть источником фитонцидов, иметь качества для борьбы с пылью и аллергенами. Лучше, чтобы выбранная культура была лишена агрессивных свойств и внешних показателей. Сочетала способность улучшать воздух в помещении (а не поглощать кислород) с позитивным внешним видом (мягкими линиями, зрительно и осязательно приятными листьями).

Важно! Не подходят для детской даже очень красивые, но крупные вазоны, так как они способны напугать ребенка ночью при недостаточном освещении.

Ребенку будет любопытно рассматривать, вертеть, трогать вазон. Контакты неизбежны. Поэтому не нужно покупать растения, которые негативно реагируют на изменения в среде произрастания, прикосновения, повороты.

Отдайте предпочтение комнатным растениям, способным к быстрому росту, восстановлению после травм, имеющим привлекательный вид в любых условиях, они лучше подойдут для детей, которые обязательно попробуют проверить вазоны на прочность. Не стоит останавливать свой выбор на растениях, которые легко опрокинуть, неустойчивых, классических ампельных.

Важно! Не допускайте появления в детской комнатных цветов с ядовитыми плодами или любыми другими частями растения, имеющих колючки или способных нанести травму иным способом (например, как циперус).

Растения с сильным ароматом тоже не желательны. По этой причине лилия, гардения или орхидея в детской комнате не желательны.

Правила размещения комнатных растений

Даже полезные растения в комнате ребенка стоит помещать с осторожностью, соблюдая некоторые правила.

  • Во-первых, они не должны располагаться в местах активных игр и сна малышей, не должны мешать.
  • Во-вторых, не должны препятствовать попаданию солнечного света в помещение.
  • В-третьих, не переборщите с количеством.
  • В-четвертых, учитывайте возраст малыша.
Рассмотрим детальнее два последних пункта.

Как рассчитать количество растений по квадратуре комнаты


Слишком большое количество комнатных растений будет резко уменьшать объем кислорода в детской ночью. Да и циркуляцию воздуха это усложнит, ведь вазоны станут выделять летучие вещества, которые не будут успевать рассеиваться. Рассчитывайте по 1-2 вазона на каждые 4,5-5 м. Одно крупное растение заменит 3-4 поменьше.

Озеленение детской комнаты в зависимости от возраста вашего ребенка

Условно можно выделить несколько возрастных периодов, касающихся озеленения детской комнаты.

  • 0-6 месяцев. Чтобы не нагружать иммунную систему младенца, стоит воздержаться от размещения в его комнате любых растений.
  • 6-12 месяцев. В этот период можно поставить в детской первый вазон. Место для него выберите так, чтобы ребенок мог его видеть и рассматривать, ведь в этом возрасте все – предмет изучения. Подберите растение без сильного аромата.
  • 1-2 года. Ребенок уже может передвигаться самостоятельно, активно изучает окружающий мир и многое пробует «на зуб», соответственно,какие бы цветы вы не решили поставить в детской, они должны находиться вне досягаемости крохи. Подойдут, к примеру, подвесные кашпо или высокие полки.
  • 2-5 лет. Это возраст «почемучки». Комнатные растения могут служить наглядным пособием по развитию флоры. Ведь намного проще, отвечая на вопросы, привести живой пример, нежели объяснять на словах. К тому же для развития ответственности и трудолюбия малышу уже можно поручить уход за его собственным цветком.

Какие цветы подойдут для детской комнаты

Корректно подобранные для детской растения создадут в помещении благоприятный микроклимат, устранят пыль и насытят воздух кислородом. Далее представлены одни из самых подходящих домашних цветов для детей.

Это непритязательное, травянистое растение, цветущее мелкими белыми цветами. Прекрасно работает в качестве фильтра для воздуха, улучшая его качества, очищая от болезнетворных микроорганизмов, вредных веществ, пыли.

Эфирные масла этого представителя цитрусовых имеют бактерицидные свойства (соединяясь с ионами воздуха, уничтожают микробы), освежают воздух и придают ему приятный, ненавязчивый аромат. Его советуют поставить в детской для помощи в решении проблемы беспокойного сна ребенка, ведь лимонное дерево имеет успокаивающее действие, снимает усталость и раздражительность.

Знаете ли Вы? Лимонное дерево относится к экзотическим растениям, которые можно вырастить дома из косточки. Полезными качествами обладают в первую очередь его листья, а также соцветия и плоды.

Прекрасно очищает воздух от выхлопных газов, попавших в комнату, обеззараживает его. А также служит абсорбентом вредных веществ, которые могут содержаться в красках и растворителях. По народным поверьям считается, что хризантема способна защищать домочадцев от дурного глаза.

Для детской подойдут только молодые, невысокие экземпляры. Не ядовит, без ярко выраженного аромата, обладает очень красивыми простыми или махровыми желтыми, бордовыми, розовыми цветами. Приверженцы философии фэншуй считают, что это растение имеет хорошую и даже полезную энергетику.

Спатифиллум, еще называемый «счастливым цветком», не слишком требователен в уходе, имеет очень приятный эстетичный вид, обладает красивыми, крупными листьями и цветами. Прекрасно очищает воздух.

Не ядовитое, простое в уходе растение. Цветет очень красиво, нарядно. Красивые листья покрыты мягкими, неколючими ворсинками, которые малышу будет приятно трогать. Подойдет в качестве первого вазона, за которым ваше чадо будет ухаживать самостоятельно.